Машинка москвич 412 игрушка

Обновлено: 07.05.2024

Я собирал в детстве коллекцию моделей автомобилей в масштабе 1:43. Основой её были изделия саратовского завода "Тантал". Расскажу о субколлекции "Москвичей" - самой первой, самой живучей и самой доступной по ценам и в магазинах. В следующем материале - субколлекция "Жигули".

Завод "Тантал"

Предприятие «Тантал» основано в 1949 г. на базе танковых ремонтных мастерских как Саратовский завод электроприборов. В 1971 г. его переименовали в Саратовский завод «Тантал». В 1976 г. он стал Производственным объединением «Тантал», с 1993 г. - ОАО «Тантал».

В середине 1960-х гг. на предприятии наладили производство игрушек, в т.ч. мотоциклов "Иж-Юпитер-2К" (1:24) и "Днепр-2" (1:30), металлических танков и т.п. С подачи инициативной группы рабочих на заводе создали КБ п/р Кожевникова, сотрудники которого побывали на нескольких заводах Автопрома, где познакомились с производством машин. Разработали чертежи моделей-копий, и был начат выпуск масштабных машинок.

1-2. Москвич-408 (А-1 и А-2)

В качестве примера конструкторы Тантала ориентировались на модель Dinky, которую привезли из Франции. На Москвиче, также как и на Dinky, капот крепился на пластине и мог открываться и закрываться.

Первой моделью в 1971 г. стал Москвич-408 с номером модели А-1. В моей коллекции он появился не сразу: купить такие модели в магазинах СССР было крайне непросто. Но, благодаря родне из Саратова и моим родителям мне в коллекцию попался Москвич-408 болотного цвета в раскраске такси модели А-1 стоимостью ( в отдельном материале анализировал цены в СССР ) 3-90 (9 деталей = 3-50 + 0-40 наклейки). Открывался только капот, сама модель насчитывает 9 элементов, колёса точеные, разные детали нарисованы краской.

Ещё в мою коллекцию попал Москвич-408 тёмно-серый с чёрным багажником на крыше, выпускавшийся уже в 1992 г. Здесь появилась 10-я деталь - багажник сверху.

2-я модель Москвича-408 А-2 увидела свет в 1973 г. В том же году начался выпуск других моделей – «Москвичей» - 426, 427, 433 и 434. Однако их масштабное производство началось год спустя.

3. Москвич-426 (А-3)

Москвич-426 у меня был зелёным с одиночными круглыми фарами (как на фото слева). Такие стоили по 3-50.

Красный справа - Москвич-427 с круглыми фарами, тоже у меня был. Тоже модели А-4, по 3-50.

4-5. Москвич-427 (А-4)

Москвич-427 у меня был голубой с прямоугольными фарами модели А-4. Тоже по 3-50.

6. Москвич-433 (А-5)

У меня был светло-коричневый Москвич-433 модели А-5, самая первая модель моей коллекции. Примерно до такой кондиции я его и довёл - не ценил тогда коллекционности.

7. Москвич-434 (А-6)

2-я модель моей коллекции - белый Москвич-434 модели А-6. Ему также досталось, как и предшественнику.

8. Москвич-403 (А-7)

До 1975 г. маркировка выпускаемых моделей не была единой. Был период, когда Москвичи -408 и -412 маркировали артикулами – до 1973-5 гг., а с 1974 по 1975 гг. артикулами маркировали модели Москвича - 426, 427, 433, 434. В 1975 г. решили установить единую маркировку: А-1 для Москвича-412 и А-2 для Москвича-408.

В 1975 г. завод начал производить Москвич-403 (модель А-7), который стал первым с открывающимися передними дверями, и попал в мою коллекцию зелёным, и

9-11. Москвич-412 ГАИ (А-8), обычный и санитарный

Москвич-412 Милиция ГАИ (модель А-8) стоила 3-50, несмотря на наклейки, мигалку и раскраску. Также была в моей коллекции.

Был ещё у меня тёмно-красный Москвич-412 с круглыми фарами модели А-2 за 3-50.

Санитарный отличается от базовой модели (двери не открываются, открывается капот, под ним - мотор) только раскраской кузова и наклейкой на заднем стекле. Модель А-2.

12. Иж-комби (А-12)

В 1977 г. завод начал выпуск Иж-1500 Комби (модель А-12), моя была светло-коричневой, только задняя дверца быстро отломалась. У этой модели открывались она и передние дверцы.

13. Москвич-пикап (А-19)

Москвич-пикап (модель А-19) ко мне попал зелёным за 3-90. У него открывались капот и дверцы. Был одним из самых моих любимых.

В конце 1970-х гг. основной выпуск моделей автомобилей переместили на завод «Радон» (г. Маркс Саратовской области), входивший в ПО «Тантал».

14-15. Москвич-2141

В 1990 г. вышла модель Москвич-2141, у меня он был серым,

и в варианте бело-серой ГАИ.

Что не собрал в коллекцию

Москвич-401, -407, -2134, -2137 и -2140 - о них писали на коробках, но так и не выпустили.

Показал далеко не все модели. выпущенные "Танталом" из семейства "Москвичей." Но, показал все, которые были у меня. А, так там было много версий с разными наклейками.

Подведём итоги: Вначале содрали, конечно, на Западе, но потом научились делать неплохие модели сами. Разнообразия не хватало (не выпускали Москвич-400 и другие модели). Достать в магазинах было очень трудно - надо было знать места. Стоили немало по тем временам. И всё же, всё же - это была одна из главных радостей моего детства и даже юности. когда игрушки превратились в коллекцию. Жаль, с 1990 г. модели начали ухудшаться: пластик, снизилось качество.

Бонус для дочитавших: видео от покупателя Москвича-427: коллекционеры неисправимы! И хорошо!

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Если говорить о рынке масштабных моделей России и стран СНГ, то сегмент моделей автомобилей Советского Союза является одним из самых популярных, если не самым популярным. На заре становления данного рынка никто не мог и мечтать об имеющемся разнообразии масштабных моделей.

В Советском Союзе выбор настоящих автомобилей был не слишком большой. Однако этого не скажешь про модели автомобилей советского автопарка. Их сегодня представлено достаточно много, причем от разных производителей.

Современный рынок масштабных моделей отечественного автопрома

Первые масштабные модели в СССР начали производить в промышленных масштабах в 70-х годах прошлого столетия. Пионером в этой нише стало саратовское предприятие Тантал. Первая модель, которая вышла массовым тиражом был Москвич-408. Причем эта модель была копией той, которую изготовили в британской компании Dinky Toys. Она раньше изготовила эту модель москвича. Следующие модели конструкторы из Саратова делали уже сами.

В масштабе 43 появились практически все модели отечественного автопрома. Шедевром масштабной модели стала Нива. Она имела действующую переднюю подвеску. Колесики поворачивались при повороте руля.

В конце 70-х прошлого столетия предприятие Элекон из Казани начало производить масштабные модели Камазов. Коллекционные машинки, причем не только отечественных марок, выпускали также заводы «Прогресс», «Двигатель», «Кругозор», «Электроприбор» и другие.

Патриотически настроенные коллекционеры только в 2009-м году облегченно вздохнули: на рынке появились модели советского производства. Их производство запустило всем известное издательство De Agostini. Стоили модели всего-то 300 рублей, производились в Китае. Модели сразу стали популярными, они были неплохо изготовлены, продавались в привлекательных блистерах. Были здесь и огрехи, их не критиковал только ленивый. Модели получили прозвище журналки, их разбирали как горячие пирожки. Так как модели продавались чуть ли не в переходах, то ажиотаж был вполне объясним.

Если говорить о рынке масштабных моделей России и стран СНГ, то сегмент моделей автомобилей Советского Союза является одним из самых популярных, если не самым популярным. На заре становления данного рынка никто не мог и мечтать об имеющемся разнообразии масштабных моделей.

В Советском Союзе выбор настоящих автомобилей был не слишком большой. Однако этого не скажешь про модели автомобилей советского автопарка. Их сегодня представлено достаточно много, причем от разных производителей.

Современный рынок масштабных моделей отечественного автопрома

Первые масштабные модели в СССР начали производить в промышленных масштабах в 70-х годах прошлого столетия. Пионером в этой нише стало саратовское предприятие Тантал. Первая модель, которая вышла массовым тиражом был Москвич-408. Причем эта модель была копией той, которую изготовили в британской компании Dinky Toys. Она раньше изготовила эту модель москвича. Следующие модели конструкторы из Саратова делали уже сами.

В масштабе 43 появились практически все модели отечественного автопрома. Шедевром масштабной модели стала Нива. Она имела действующую переднюю подвеску. Колесики поворачивались при повороте руля.

В конце 70-х прошлого столетия предприятие Элекон из Казани начало производить масштабные модели Камазов. Коллекционные машинки, причем не только отечественных марок, выпускали также заводы «Прогресс», «Двигатель», «Кругозор», «Электроприбор» и другие.

Патриотически настроенные коллекционеры только в 2009-м году облегченно вздохнули: на рынке появились модели советского производства. Их производство запустило всем известное издательство De Agostini. Стоили модели всего-то 300 рублей, производились в Китае. Модели сразу стали популярными, они были неплохо изготовлены, продавались в привлекательных блистерах. Были здесь и огрехи, их не критиковал только ленивый. Модели получили прозвище журналки, их разбирали как горячие пирожки. Так как модели продавались чуть ли не в переходах, то ажиотаж был вполне объясним.

Начинающие коллекционеры часто задают вопрос: почему некоторые советские масштабные модели авто 1:43 стоят 1-2 тысячи рублей, а цена на отдельные экземпляры переваливает за 100 000 рублей. Ответ прост - все зависит от редкости автомодели.

Первая модель в популярном 43-м масштабе появилась в 1971 году. Существует версия, что руководитель объединения Г. А. Умнов, возглавлявший завод в период с 1960 по 1997 год, привез в конце 60-х годов из Франции модель Москвича-408 фирмы Dinky Toys и загорелся идеей выпускать масштабные копии у себя на производстве.

В это же время на заводе сформировалось специальное "модельное" конструкторское бюро, специалистами которого разрабатывался внешний вид и оснастка авто копий. Дизайн и функционал модели утверждался Худсоветом (УОАП СХ СССР (ВААП)) и закреплялся в специальном документе, который назывался паспортом модели (о том как это было можно прочитать на канале в статье Рождение модели ).

В отличии от более поздних моделей, особой детализацией модель не поражает - всего 17 элементов, а из открывающихся - только капот.

На дне советской авто модели можно увидеть цифру "71" - первоначально, предполагалось, что так будут маркировать год выпуска модели. Позднее от этой идеи отказались, видимо потому, что менять пресс-форму и выпускать каждый год новые донышко оказалось нерентабельно. И модели выпущенные в 1972 и 1973 годах все еще имели на днище индекс "71 А1".

Из-за этого в первые годы производства была неразбериха с донышками - были артикульные, потом пошли днища с номерами. И лишь через несколько лет, нумерация была упорядочена. Появились нам хорошо знакомые модели - Москвич 408 с маркировкой А1, Москвич 412 -А2, Москвич 426 - А3 и т.д.

Маленький масштабный автомобиль - это не игрушка, а коллекционная модель, настоящий раритет, стоимость которого весьма высока.

На аукционе МЕШОК ценители саратовских моделей предложили за цельнолитой москвич, выставленный с начальной ставкой в 1 рубль, сумму 136 500 рублей.

Москвич 412 1975, двигатель бензиновый 1.5 л., 84 л. с., задний привод, механическая коробка передач — отзыв владельца




Отзыв владельца

Моя игрушка 1975 года, вся в оригинале. До этого ездил дедушка сдувал пылинки, после его смерти продали мне. Собираюсь перебрать все сальники и подшипники. Добиться идеального состояния. Возможно свапну двигатель. Автомобиль будет стоять исключительно в гараже и ездить только летом. Буду делать все ретро.

Паспортные данные

  • Двигатель 1.5 бензиновый (84 л.с.)
  • Механическая коробка передач
  • Задний привод
  • Машина 1975 года выпуска, была куплена в 2019 году
  • Москвич 412 выпускается с 1967 года

Бортжурнал 3

Наблюдения и впечатления


Ремонт и обслуживание



Комментарии 5


Оставь как есть…



На что свапнуть?


Пока в раздумьях, если без особых пределов то приоровский, но уж если делать то делать конкретно, какой нибудь очень злой атмосферник и менять ходовую)


Вот именно этот автомобиль нужно оставлять в стоке. Дороже и ценнее будет. А под свап взять другую машину где сохран уже значения не имеет.


В принципе соглашусь) буду выкладывать посты дальше, нашли брату точно такой же только белый, тоже в идеальном состоянии)

Читайте также: