Масштаб 1 43 это сколько сантиметров для игрушки

Обновлено: 03.05.2024

Начинающие коллекционеры часто задают вопрос, что скрывается за словами "радужная", "цельнолитой", "на клепке", "без МИ".

Этими словами и словосочетаниями изобилуют форумы и чаты собирателей масштабных моделей 1:43

Для ценителей со стажем они ясны и понятны, а для тех кто только недавно увлекся коллекционированием модельных машинок звучат как китайская грамота.

Постараюсь приоткрыть завесу и разъяснить читателям канала Советский коллекционер значение наиболее распространенных обозначений. Начну с самого простого.

"без МИ" и "с МИ" - первые несколько лет советские масштабные модели имели надпись на днище "сделано в СССР", позднее к надписи на русском языке добавился англоязычный вариант "мade in USSR".

Так же существуют модели " номерные " и " неномерные ". Коллекционеры называют "неномерные" модели - " постномер ".

На примере фотографий двух одинаковых моделей рассмотрим отличия.

Ранняя масштабная модель Москвич-426 номерная А3 имеет надпись "сделано в СССР" на русском языке, надпись "made in USSR" отсутствует, каталожный номер "А3" в нижней части донышка. (на фото модель 1978 г.в.)

Ранняя масштабная модель Москвич-426 номерная А3 имеет надпись "сделано в СССР" на русском языке, надпись "made in USSR" отсутствует, каталожный номер "А3" в нижней части донышка. (на фото модель 1978 г.в.)

Неномерная модель, постномер Москвич-426. Дублирующая надпись "made in USSR" на английском языке, каталожный номер отсутствует. (на фото модель 1987 г.в.)

Неномерная модель, постномер Москвич-426. Дублирующая надпись "made in USSR" на английском языке, каталожный номер отсутствует. (на фото модель 1987 г.в.)

Поэтому если на аукционе или на форуме видите надпись "без МИ" или "без made in" - это означает, что модель относится к ранним выпускам и имеет только русскоязычную маркировку. Такие экземпляры считаются более ценными по сравнению с имеющими надпись на английском языке ("с МИ", "с made in).

"Дырчатая", "радужная", "с бабушкой", "рисованная" - это отличия коробок для советских моделей.

Исторически сложилось так, что при изготовлении коллекционных моделей серийные изготовители коллекционных машинок, а также мелкосерийные изготовители сувениров, масштабных моделей производят их в унифицрованных масштабах.

Основные масштабы коллекционных машин (по увеличению размера):

М1:87 М1:50 М1:43 М1:35 М1:24 М1:18

Схема сравнения масштабов

Масштаб М1:43 - наиболее распространенный масштаб коллекционных моделей. Исторически сложилось так что этот масштаб наиболее популярен а мире. Это случилось потому что первыми в мире коллекционные моделями были модели поездов выпускавшиеся в Англии. Поэтому когда в Европе начали выпускать первые коллекционные модели автомобилей решили воспользоваться этим же масштабом переведя дюймы в миллиметры. Модели автомобилей, выполненные в этом масштабе можно встретить практически в любом магазине игрушек. Наверное многие видели масштабные модели автомобилей «Камаз», «Урал», «Зил» выполненные в этом масштабе. Средний габарит модели грузовика в этом масштабе составляет около 25х7см. Этот масштаб хорошо подходит для частного коллекционирования, в нем представлено большинство мировых авто производителей легковых и грузовых автомобилей, спецтехники, но он не подходит для демонстрации моделей на выставке, например спецтехники выполненной на базе грузовиков по той причине что размер этих моделей достаточно мал.


Масштаб М1:60 - М1:87 – достаточно маленькие модели. Их длина составляет от трех до восьми сантиметров. Такие масштабные модели как правило используют для оформления макетов и диорам железнодорожной тематики, для антуража макетов и диорам.


Масштаб М1:50 достаточно спецефический масштаб. В этом масштабе американские производители изготавливают сертифицированные коллекционные модели дорожной и строительной техники.


Масштаб М1:35 также достаточно распространен, но есть нюанс. Это «военный» масштаб и в нем преимущественно изготавливаются модели военной техники-автомобили, бронетранспортеры и танки. Длина грузовика, например «Камаз» в этом масштабе составит около25 см.


Масштаб М1:24– длина грузовика в этом масштабе составит около 35 см. Этот масштаб хорошо подходит для демонстрации на выставке, модель может содержать большое количество детализации.


Масштаб М1:18 – достаточно крупные модели. Их длина составляет от тридцати до шестидесяти сантиметров.


Мы предлагаем изготовление масштабных моделей техники в любых из этих масштабов, в любом исполнении и количестве - от одной штуки до изготовления партии сувениров мелкой серии.


Будучи собирателем моделей в масштабе 1:43, я не раз и не два задавался вопросом о происхождении такого "странного" масштаба. Другие существующие "метрические" масштабы вроде 1:25, 1:50, 1:100 вполне объяснимы — круглый "делитель" логичен и удобен, но почему же самый распространенный "автомобильный" масштаб уменьшает оригинал не в 40, не в 50, и даже не в 45, а ровно в 43 раза? Обычно мысль о необычности масштаба "1:43" возникала у меня в голове, и скоро пропадала, вытесненная более обыденными и насущными проблемами — сегодня я решил разобраться в этом раз и навсегда.

Я всегда подозревал, что в необычном числе-делителе любимого масштаба виноваты или железнодорожные модели со своими странными стандартами, или английская система мер, из которой ноги также растут у таких (с точки зрения метрической системы) странностей, как заезды на 402 метра, пули калибра 7,62 мм, и прочих загадочно-некруглых величин. Оказалось, что в "автомобильном" 43-м масштабе имеет место и то, и другое. Нижеизложенная информация базируется на данных из журнала М-Хобби (№1 за 1993 год), а также английской и французской Википедии.

В 1900 году производитель игрушеных железных дорог Märklin представил новый масштаб "0" (он же "O Gauge", он же "1 1/4"). Этот масштаб отличался от принятого ранее масштаба "1" (он же "1 Gauge", ширина колеи 1.75 дюйма, приведенный масштаб — 1:32), тем, что был в полтора раза более мелким — производители железных дорог осознали, что наибольшим спросом пользуются недорогие и не занимающие много места железные дороги, а потому стандартизировали более "компактный" масштаб. В наши дни в железнодорожном моделизме масштаб "0" практически вытеснен еще более мелкими H0 (1:87), TT (1:120), N (1:160).

Рассматриваемый нами масштаб "0" получил свое второе обозначение "1 1/4" за ширину колеи железной дороги — в этом масштабе она составляла 1,25 дюйма (один целый и одна четверть) или 32 (куда более привычных нам) миллиметра. Стоит заметить, что стандарты этого масштаба весьма вольно трактовались в разных странах — если в большей части континентальной Европы ширина модельной колеи в масштабе "0" действительно составляла "канонические" 1,25 дюйма, то во Франции и Великобритании ее делали размером в 1,3 дюйма, а в США — 1,18 дюйма. Ширина настоящей европейской железной дороги — 1435 мм, и если мы возьмем "франкоанглийскую" размерность масштаба "0", то окажется, что ширина игрушечной железной дороги в 1,3 дюйма (33 мм) ровно в 43,5 раза меньше ширины настоящей. Так и получается, что во Франции и Великобритании производили миниатюрные поезда в масштабе 1:43,5 — практически "родном" масштабе современных автомоделистов.

К моделям автомобилей масштаб 1:43 пришел напрямую от поездов — так как и поезда, и их модели появились раньше автомобилей, изначально миниатюрные машинки служили антуражными аксессуарами в моделях железных дорог и диорамах с ними. Когда в 1920-е годы "Ситроен" начал массово производить модели своих автомобилей, он использовал для них популярный железнодорожный масштаб, тем более что модели автомобилей в одну сорок третью от реального размера могли быть одновременно и миниатюрными, и достаточно детализированными и узнаваемыми. Вообще, производство моделей собственных автомобилей было маркетинговой идеей Андре Ситроена: он считал, что своих клиентов надо "воспитывать" с младых ногтей — ведь когда мальчик всё детство играл с миниатюрными "ситроенчиками", это неизбежно влияло на его представление о том, какой должен быть "правильный" автомобиль.

Масштаб машинок, производимых "Ситроеном" был не совсем точным, хотя и сознательно сделанным очень близким к масштабу "0" железных дорог. Первой же моделью автомобиля, изготовленной в масштабе 1:43 (то есть модель даже по чертежам целенаправленно выполнялась в 43 раза меньше своего оригинала) считается Peugeot 203 Berline от Dinky Toys. Модель вышла в 1951 году.


Как и многие советские люди мой батя с самого раннего моего детства привил мне любовь к коллекционированию машинок в масштабе 1:43. Сколько я себя помню — я точно знал, что это не игрушки, а "коллекционки". Правда это мне не помешало переломать кучу машин, о чём теперь жалею. В советские времена это в основном Москвичи и Волги. Москвичи преимущественно зеленого цвета. Достать другие модели было трудно, а от того и интересно собирать коллекцию. Сейчас всё намного проще. Коллекция моя и сих пор постоянно пополняется и на данный момент насчитывает примерно 110 единиц автомобильной техники.


Тройка и шестерка



Продукция Тольяттинского Авто Завода (ТАЗ)


Родственники ТАЗов ФИАТы


"На капоте 3х-лучевая звезда — это еду я, встречай Москва"


"Мы выпускаем ГАЗы" — сказал директор Горьковского Авто Завода



Скорая: Вчера и сегодня


"Кроссоверы" всех времен и народов


Членовозы. Вот такие машины делали для себя партия и правительство


А такие для простого советского человека. Машины на любой вкус. Здесь есть и компактные городские малолитражки и огромные внедорожники и двудверные купе и даже кабриолеты :) И к сожалению, наши власти до сих пор хотят видеть нас в трёхколесных инвалидках с педальным приводом. Кричат нам про экономичных недомерков, поднимают налоги, пошлины и цены на бензин.

Модели автомобилей обладают странной притягательностью. Первый раз удивительная, похожая на настоящую машину, "игрушка" попала мне в руки много десятилетий назад. С тех пор таких "игрушек" у меня собралось много и, приобретая, очередную модель всегда задавался вопросом, что за странный масштаб 1:43 ?

Почему не 1:50 или не 1:100? Ведь делить размеры с реальных чертежей на "аккуратные" 50 или 100 проще, чем на "некруглую цифру" 43.

Решил покопаться и вот что выяснил. Одним из первых производителей масштабных "коллекционных" моделей считается Андре Ситроен . Французский производитель полагал. что будущих покупателей нужно приучать к собственной марке с детства. Если мальчики играли "в машинки" с моделями "Ситроена", то и во взрослой жизни они предпочтут машины той же марки.

Но начинать "с чистого листа" было бы не правильно. Надо было ориентироваться на то, что уже было знакомо покупателям. В конце 19 - начале 20 века такой "игрушкой для взрослых и детей" были модели поездов. Производители игрушечно-модельных железных дорог выпускали поезда, которые ходили по колее шириной 1,75 дюйма. Обозначался этот размер, как "1" (единица). В привычном для нас обозначении это масштаб 1:32 .

Поезда получались большими, а игрушечная железная дорога требовала много места для сборки. В этой связи в начале 20 века компания Marklin пошла на эксперимент и стала производить железнодорожные модели с шириной колеи 1,25 дюйма. "Игрушки" получились компактнее и пользовались бОльшим спросом. Новый масштаб получил обозначение "0" (ноль). Идея была подхвачена и масштаб "0" стал набирать популярность. Но разные производители изготавливали поезда и пути немного отличающиеся от "канонического" размера в 1,25 дюйма. Английские и француские мастера стали использовать колею 1,3 дюйма (33мм). При этом ширина колеи реальной железной дороги в Европе 1435мм. Если поделить 1435 на 33, то получится масштаб 43,49. То есть почти привычный на масштаб 1:43.

В "железнодорожном масштабе (1:43,5) , кроме самих поездов, выпускались элементы инфраструктуры для обустройства станций и и прилегающей к путям территории. Соответственно и модели машин , начиная с "моделек" Андре Ситроена, стали делать в этом масштабе (правда, как говорят специалисты, с небольшими отклонениями). Позже масштаб "0" был вытеснен в железнодорожном моделизме еще более мелкими моделями в масштабах H0 (1:87), TT (1:120), N (1:160). А вот коллекционные модели машин продолжали выпускать в "классичеком" размере "0".

Но ведь это масштаб 1:43,5, если помните. "Революционный" шаг был предпринят в 1951 году. Считается, что именно в это год компания Dinky Toys совершенно осознанно отклонилась от "классического размера" и выпустила модель в "современном" масштабе 1:43. Среди коллекционеров первой моделью в "правильном" размере считается Peugeot 203 Berline. Со временем это стало стандартом и "модельки 1:43" захватили ума и сердца любителей "маленьких машинок".

Вот такая вот получается история возникновения современного автомодельного масштаба, который ведет свое начало от железнодорожного моделизма.

Читайте также: