Мастер класс народная игрушка в детском саду

Обновлено: 18.05.2024

Как вы знаете, на нашем сайте можно найти много разных мастер-классов про изготовление кукол и все, что с ними связано, в разделах «Куклы своими руками«, «Одежда для кукол«, «Домики и мебель«, «Еда для кукол«. Там описывается, как можно шить, лепить, вязать… А народные куклы делаются очень просто, без использования иголок, но с особым настроением, поэтому получаются такими душевными. Им не рисуют лица, и все равно у каждой куколки виден свой характер. Тряпичные крупенички, неразлучники, травницы ручной работы продаются на ярмарках и в сувенирных магазинах, но лучше их сделать своими руками. Самодельные куколки из лоскутков несут в себе частичку тепла и внимания своей хозяйки. Особенно если они обережные или обрядовые.

Своих первых русских народных кукол я делала на занятиях замечательной мастерицы Вилены. Так приятно было посидеть в ее компании, говорить по душам, творить своими руками куколок. Есть разные виды оберегов, как из кусочков ткани — тряпочек, лоскутков, так и из лыка, пакли и ниток. Здесь вы можете увидеть, как делать народных кукол своими руками. Вот некоторые пошаговые мастер-классы с фото для начинающих рукодельниц.

Народные сказки с участием кукол здесь .

Кубышка-травница народная кукла

Солнечный конь тряпичный

Отдарок-на-подарок куколка

Кукла-веснянка - мастер-класс

Куколка веснянка с косой

Птица из ткани - мастер-класс

Птичка из ткани — мастер-класс

Куклы Кувадки - мастер-класс

Куклы Кувадки — мастер-класс (обереги для новорожденных)

Моя коллекция народных кукол

Веничек благополучия (для порядка в доме) и Десятиручка (чтобы все успевать)

Тульская барыня

Моя коллекция народных кукол

Неразлучники

Птица-Радость (встреча весны и перелетных птиц) —мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

Моя коллекция народных кукол

Кукла Роща - Мировое дерево

Роща (Мировое дерево) (в свадебный каравай) — мастер-класс

Новгородская беременная кукла — мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

кукла Макошь

кукла Берегиня

Мартинички — весенние куколки, мастер-класс

Кукла Колокольчик

Куколка Вербная на Пасху — мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

Подорожница — оберег в дорогу — мастер-класс

Куколка День-Ночь

Покосница

Кукла Рябинка

Кукла Орловская с младенцем — мастер-класс

Кукла Орловская мадонна

традиционная кукла Филипповка

Кузьма и Демьян — описание

кукла Кузьма и Демьян

Моя коллекция народных кукол

kukla motanka

Ловушка снов — оберег — мастер-класс

ловушка снов оберег

кукла Спиридон-солнцеворот

valyanie valenochki18

куклак

кукла крестец

кукла Масленица своими руками

maslenitca

народная тряпичная кукла Северная берегиня

Оберег от худого слова — мастер-класс

тряпичная кукла оберег от худого слова

Японская тряпичная кукла — мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

Кукла Северного Прикамья — из полосок ткани — мастер-класс

народная кукла из полосок ткани

Рождественская звезда и ангел — мастер-класс

angel i zvezda

kukla bessonnica

kukla Koza

Кукла из платочков — мастер-класс

kukla iz platkov

Желанница (для исполнения желаний) — мастер-класс

kukly iz lyka den i noch

Куколка «Пасхальная голубка«. Мастер-класс — Обабкова Валентина Ивановна

kukla pashalnaya golubka

baba yaga tryapichnaya19

Моя коллекция народных кукол

Моя коллекция народных кукол

5

Мастер-класс по кукле Женская Суть:

Передача о народных куклах:

vystavka kukol43

Кукла Сивашовой Марии Тимофеевны:

p1140133

Хотите тоже поделиться своими наработками и мастер-классами? Пишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети.

Целью семинара является: Повышение профессионального мастерство педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи:

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Куклак.

ВложениеРазмер
Сценарий семинара-практикума для педагогов "народная игрушка" 29.49 КБ
Презентация к семинару-практикуму "Народная игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Народная игрушка».

Организатор: Шипицына И.В. воспитатель I квалификационной категории.

Цель : Повышение профессионального мастерство педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Куклак.

Предварительная работа : Индивидуальное изучение источников по данной теме. Организация тематической выставки. Подготовка видео- презентации

Форма проведения: лекция, практикум.

- компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;

- презентация “Народная тряпичная кукла”;

- тканевые заготовки для изготовления кукол

Ход мастер – класса

У бабушки Насти нашла я ларец… (показываю сундук)

Там заперт на ключ…

Позвонили в бубенец (звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Показ русских народных тряпичных кукол

Русская тряпичная куколка простая

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная.

А по нраву русская, значит нам родная.

В этих куклах доброта и грусть.

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки-

Оживают истории звуки.

Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл. А какой мы сейчас постараемся разобраться.

Ведущей деятельностью детей дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.

Во что играют современные дети?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, родители очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.

Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.

- Результаты такого воспитательного действия:

- нарушение межличностных отношений;

- появление страхов, фобий.

Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.

Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.

Эти качества становятся синонимом мужественности у мальчиков.

Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.

Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей.

История возникновения тряпичной куклы.

Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Играя в куклы, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Народная игрушка - это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как дети могли не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Сама природа давала человеку всё, чтобы побудить его к творчеству.

Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал женщинам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встречались изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Лицо у куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла Берегиня – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Именно поэтому славяне называли такую куклу оберегом или берегиней. Она сопровождала наших предков на протяжении всей жизни. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Чтобы ребеночек хорошо спал, мать читала перед его люлькой заговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой».

Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным. И что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Значения круп в Крупеничке :

гречиха − сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

рис − самое дорогое зерно, на праздник

перловка − на сытость

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

День и Ночь — куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчик на пальчик.

Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.

Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.

В последнее время в России традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Она приобщает нас к народному культурному опыту.

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.

Кукла представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу, и пели от ее имени.

С приходом Коляды в дом - наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие. На поясе куклы висел веник - чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка - с солью и крупой на достаток в доме. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.

  1. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

И сегодня, я хочу поделиться с вами секретами изготовления народной куклы Куклак.

Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна. И задача педагогов, донести ее до родителей, привлекая их к современным творческим мероприятиям в группе. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Вы научите родителей, а они обязательно научат детей.

Предлагаю следующие формы работы с родителями в данном направлении:

Проектная деятельность в ДОУ «Добро из глубины веков»

  1. Организация семейных часов, по созданию русских народных кукол для мини – музея группы.
  2. Организация встреч в русской горнице по изготовлению кукол определенного вида, берестяных игрушек, поделок.
  3. Организация совместных вечеров народных игр и забав.

Правильно и интересно организованное сотрудничество с семьями воспитанников обязательно будет побуждать родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.

Релаксация «Цветная лента»

Цель: Выявить удовлетворенность педагогов мастер – классом, их пожелания на будущее.

Педагог выбирает атласную ленту и привязывает к руке куклы в русском народном наряде.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

Мастер – класс для педагогов

«Русская народная кукла»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад комбинированного вида № 8

пгт. Шахтерска Углегорского городского округа

пгт. Шахтерск Углегорского района

Ул. Кузьменко, 11.

Мастер – класс для педагогов 5 стр.

Список литературы 13 стр.

Изменения, происходя в общественной и экономических сферах, всегда затрагивают культурную жизнь общества. И вносят что-то новое в процессе воспитания и образования.

Народные фольклор и искусство всегда отражает историческое и культурное наследие любого народа и активно влияют на формирование личности, воспитывает любовь к родине, являются основой для художественного творчества. [4,7-8]

Работая с детьми дошкольного возраста по проблеме духовно-нравственного воспитания при ознакомлении их с русской народной сказкой, а затем – с былиной, мы невольно обратили свое внимание на традиционную русскую тряпичную куклу. Эта тема показалась нам не просто интересной, а познавательной в первую очередь для самих педагогов. Так как сегодня главной задачей детского сада является воспитание детей в национальных традициях и «закладывание в них основ духовно-нравственной личности, с активной жизненной позицией». [5,4-5]

Отсюда, как нам кажется, следует важная проблема: пробудить в педагогах ДОУ желание приобщиться к народной культуре, быть эстетически развитой личностью и научить этому своих воспитанников.

Актуальность исследования: желание узнать, какой же была народная игрушка, что она значила. Наше стремление знать, помнить прошлое своего народа. А также сохранение, восстановление подлинного русского искусства, является одной из наиболее важных задач и проблем современной педагогики.

Была поставлена цель исследования:

· Пробудить интерес педагогов ДОУ к традиционной русской народной кукле;

· Изучить виды русской народной куклы;

· Изучение технологии изготовления народной куклы.

Гипотеза: Знакомство педагогов ДОУ с народной игрушкой, будет эффективным, если они будут включать в разные виды деятельности в работе с детьми народную куклу и побуждать этому детей.

В научной педагогической литературе обращено внимание на возможность использования тряпичных кукол в воспитательно-образовательной работе и дает возможность максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка.

По утверждению А.И. Лазарева, А.И. Арнольдова, В.М. Семенова и др. приобщение к национальной культуре становится наиболее проблемным педагогическим вопросом современности. Так как любой народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремиться перенести их в будущее, чтобы не потерять национальной самобытности. [1]

Приобщение к традициям народа очень значило в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума (В.П. Зеньковский, В.Г. Безносов, Д.С. Лихачев) он будет осваивать, сохранять, развивать и передавать наследие этноса через включение в социальную активность и в культуру. [3]

Мастер – класс для педагогов.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении русской народной куклы.

· Познакомить педагогов с историей возникновения традиционных народных кукол;

· Побуждать педагогов к творчеству, импровизации, совершенствовать навыки работы с тканью;

· Вызвать интерес и желание педагогов применять полученные практические умения в своей деятельности;

· Дать педагогам представления об основных технических приемах изготовления русской народной куклы из лоскутков;

· Создать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

§ Изготовление русской народной куклы из лоскутков;

§ Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности;

§ Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол;

Оборудование: Аудиозапись русских народных песен, видеоматериал: презентация «Славянская обрядовая кукла», компьютер и видеотехника с экраном; белая ткань, цветная ткань, шерстяные нитки.

I. Мотивационно-побудительный этап.

II. Организационно-поисковый этап.

1. Викторина для педагогов.

2. Введение в тему.

3. Презентация «Славянская обрядовая кукла».

III. Практическая часть «Технология изготовления русской тряпичной куклы».

IV. Рефлексивно-корригирующий этап.

Практическая значимость: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям. Можно организовать конкурс- выставку русских тряпичных кукол.

Содержание организационной деятельности:

I. Мотивационно-побудительный этап.

«Уж вы, девицы - то распрекрасные,

Краше вас свет не видывал!

Поглядеть на вас - глаз не отвести.

Мы собрали вас, чтоб напомнить всем

О культуре Руси, о традициях,

О родимой - то о сторонушке.

Чтобы вы знаньями управляли бы,

Да детишкам всем неразумненьким Их в головушку все бы вкладывали.

Уж послушайте вы меня, девицы-красные, вразумите мои речи:

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.

II. Организационно-поисковый этап.

1. Викторина для педагогов.

А вот как знаете вы историю нашей страны, ее народные праздники, обычаи - мы сейчас узнаем:

• Назовите самый короткий народный праздник на Руси (ночь на Ивана Купалу);

• На какой праздник пекли печенье «Козульки»? (на Новый Год);

• Символом какого праздника является береза? (Троица);

• Какой языческий праздник связала молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - «Не все коту масленица, будет и великий пост);

• Когда, по народным преданьям, цветет папоротник? (в ночь на Ивана Купалу);

• Без чего невозможен обед на Руси? (без хлеба);

• Как назывался на Руси теплый напиток из трав с медом (сбитень);

• Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, женские изделия и «узорочье». Что это такое? (украшенья);

• Как назывался русский сосуд самобытной формы для питья, силуэтом напоминающий плывучую птицу? (ковш);

• Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град);

• Сколько времени длился богатырский сон (3 дня и 3 ночи);

• Каким музыкальным инструментом владел русский богатырь Садко? (Гусли);

Подведение итогов викторины.

2. Введение в тему.

Вот и есть начало нашей встречи, наших посиделок. А доброе начало - как говорится, половина дела.

3. А сейчас давайте посмотрим какие куклы были на Руси и с какой целью их мастерили.

Презентация «Славянская обрядовая кукла»

Еще в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. Кукла - это знак человека, его игровой образ - символ. Тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Поэтому изображение лица в кукле долгое время было под запретом. Кукла без лица отрешена от живого человека, от бытовой конкретики.

В конце XIX века появилось стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Кукла становилась развлекательной игрушкой. Тряпичная кукла «обретает лицо». Глаза изображались крестиками или точками. Рот вышивался красными нитками плотными стежками. Ротики были маленькими.

Кукла - это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду.

Давайте и мы с вами научим этому наших детей.

III. Практическая часть

«Технология изготовления русской тряпичной куклы».

Кукла просто загляденье Детям всем на удивленье коль хотите научиться Эту куклу мастерить Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Последовательность работы тряпичной куклы «Кукла закрутка»: Плотно скатать кусок белой ткани прямоугольной формы в рулик - получается «скалка».

Зрительно поделить «скалку» пополам и положим ее на пряжу (волосы для куклы). Пряжу сложить на «скалке» крест-накрест.

«Скалку» перегнуть пополам, перевязать шею нитками, нить не обрезать (нить должна быть длинной).

Цветной лоскуток прямоугольной формы плотно скатываем в рулик и фиксируем по краям нитками (ладошки).

Вставить руки под голову, перевязать туловище от шеи крест-накрест. «Одеваем» куклу:

· из цветных лоскутков свернуть юбочку;

· сделать рубашку (или сарафан) из квадратного куска ткани, сложенного по диагонали;

· надеть на голову платок.

IV. Рефлексивно-корригирующий этап

Не отыщешь краше Свернута из тряпки Руки - словно лапки,

Глазки - пара точек,

А лицо - комочек.

Но Наташа любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечки.

Понравились ли вам наши «посиделки»?

Посмотрите каких красавиц вы смастерили. Пусть оберегают они вас от всяких бед.

А на прощанье хочу напомнить — используйте как можно больше красного цвета. Красный цвет - самый почитаемый на Руси.

Используя куклу как основу можно придумать любой персонаж для детских игр.

Очень важно у современного педагога формировать уважение к традициям русского народа, позитивное отношение к ним, желание сохранять их и донести до детей то, что они являются представителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, патриотами.

В результате своей работы мы познакомили педагогов с навыками работы с текстильным материалом, создавая свою тряпичную куклу. Побудили их самостоятельно создавать художественные изделия в традиционных народных традициях и приобщать к этому детей.

Решив поставленные задачи, мы достигли цель нашего исследования, подтвердив выдвинутую гипотезу.

Мы уверены, что искусство традиционной народной куклы нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии, как одного из символов России.

Список Литературы.

1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн, 2007. - 120 с.

2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.

3. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013 - 166 с.

4. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - СПб, Паритет, 2003 - 240 с.

5. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры (В.В. Малова — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013 -351 с.

6. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009.

7. Попова О.Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь.

8. Юкина Л. «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» ФСТ-Пресс 2001.

• Систематизировать представления педагогов о народной игрушке.

• Заинтересовать педагогов в том, какое влияние оказывает народная игрушка на художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольника.

• Раскрыть методические основы обучения детей изготовлению абашевской игрушки.

• Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.

• Образцы глиняных игрушек (абашевская, филимоновская, дымковская).

• Компьютерная презентация (слайды).

• Доска для лепки

• Глина и пластилин

• Русская народная музыка.

Решаем проблему, используя методы и технологии:

• Метод интеграции искусств.

• Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

• Метод сравнений (ассоциации).

Ход мастер- класса

Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности использую различные: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Работая над этой темой, я разработала серию конспектов, подобрала доступный материал, изготовила дидактические игры «Найди отличия», «Составь узор», «Нарисуй узор», картотеку подвижных, народных игр, альбомы с образцами ДПИ для рассматривания, составила подборку настольно – печатных игр.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. Значительную роль в процессе нравственно – эстетического воспитания помогает музейная комната Чембарского быта, организованной у нас в ДОУ. Итогом детской деятельности служат выставки детского и совместного с родителями творчества в детском саду, создание декоративных альбомов; участие в развлечениях, досугах, праздниках.

На сегодняшний день накопленным мною материалом в данном направлении, я хотела бы с вами поделиться.

- Посмотрите, среди игрушек на столе есть необычные? Что это за игрушка? Кто знает?

- А это что за игрушка? Показываю “Абашевскую игрушку”. Эта игрушка вам знакома? Правильно, эту игрушку мы должны знать и узнавать её всегда, потому что изготавливается она в нашей области.

- Как вы думаете, как узнать побольше про игрушку? Как поближе познакомиться с народной игрушкой? (Коллеги предлагают сходить в музей).

- Правильно, сейчас мы все вместе посетим “Музей народной игрушки ”.

(Звучит русская народная музыка).

Педагогам предоставляется компьютерная презентация “В музее народной игрушки”.

Ну, а вот эта игрушка родилась на нашей Пензенской земле. Обратите внимание, абашевские животные имеют длинные туловища, широко расставленные ноги, у них длинная, пластично изогнутая шея, тщательно вылепленная головка и большие глаза-углубления. Абашевские животные очень горделивы. И им есть чем гордиться: головы козлов, оленей, баранов украшают большие, красиво изогнутые рога, кудрявые челки, узорчатые бороды и гривы. Жил в селе Абашево Пензенской области талантливый мастер Ларион Зоткин, фантазер и сказочник. Самые обычные домашние животные превращались в его руках в сказочные существа неведомой породы. Раскрашены игрушки глухими, не блестящими эмалями, а детали сверкают бронзой и серебром. Такие игрушки создаются на радость взрослым и на потеху детям.

Предлагаю посмотреть, как я знакомлю детей с этапами лепки абашевской игрушки. Приглашаю желающих к столу. Будем делать это вместе.

Этапы изготовления абашевской глиняной игрушки

1. Подготовленный ком глины разминается на дощечке и делится на две

2. Из одной части раскатываем и формируем овал длиной 5-7см.

3. С обоих концов полученного овала делаем надрез глубиной 1-1,5 см.

4. Раздвигаем надрез и формируем коротенькие, конусообразные ножки

игрушки.

5. Формируем из полученной заготовки дугообразную форму, в

результате чего получаем туловище и ножки игрушки.

6. Берем вторую часть глины и делим ее на две части.

7. Одну часть откладываем, а из второй части формируем удлиненную

шею в виде «морковки».

8. Прикрепляем толстый конец «морковки» к туловищу.

9. Из оставшейся глины лепим небольшую головку в виде «груши» и

прикрепляем к шее изделия.

10. Лепим причудливые рожки похожие на елочку или ракушку (есть и

другие варианты, их можно придумать самим).

11. Длинную шею игрушки можно украсить лепным ритмичным и

симметричным узором, из мелких глиняных горошин, при условии, что

украшение игрушки не мешает и не отягощает форму игрушки.

12. Стекой намечаем глаза, ноздри и рот игрушки.

В процессе изготовления глиняной игрушки у детей формируется умение пошагово выполнять практическое задание при помощи и под контролем воспитателя. На последующих занятиях закрепляю с воспитанниками полученные навыки изготовления глиняной игрушки и приобретенные знания об истории традиционного художественного промысла села Абашево Пензенской области.

Прикреплённые файлы:

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина) Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор.

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой Задачи: - обобщать.

Мастер-класс для педагогов «Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников» Форма организации: Игра – эксперимент Цель: Способствовать расширению кругозора детей, обогащать их жизненный опыт. Задачи: • способствовать.

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок. Цель: освоение и последующее.

Мастер-класс для педагогов по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования Мастер класс для педагогов. Тема мастер класса: Рисование иллюстраций к сказке «Теремок». Цель: 1. Раскрыть значение нетрадиционных техник.

Мастер-класс для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с Торжокской народной игрушкой»

Мастер-класс для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с Торжокской народной игрушкой» «Мастер – класс» Кареевой В. Д, воспитателя МБДОУ, детский сад №17 п. Де–Кастри Ульчского района, Хабаровского края. Тема: «Знакомство.

Мастер-класс для педагогов «Использование ИКТ в театрализованной деятельности дошкольников» Мастер-класс по теме: «Использование ИКТ в театрализованной деятельности дошкольников» Подготовлен воспитателем МДОУ №7 Суслевой Е. Б.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование — один из методов экологического воспитания дошкольников» Ход мастер – класса: 1. 1. Вводная часть. Один из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников – это экспериментирование.

Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.


С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.

Народные промыслы и ремесла

Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.


На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.


Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.


Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом «гардероба» каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!


Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.


Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

  • «На счастье», — это женский талисман
  • «Семья», — помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
  • «Крупеничка», — символ достатка
  • «Желанница», — помощница в осуществлении задуманного
  • «Травница», — защищает дом и создает уют.


Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.


Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.


Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.


Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.


Глиняные поделки

Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.


Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.


Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 — 700 градусов.


Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, — краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.


Соломенные шедевры

Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.


Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.


Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.


Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.


Игрушки из дерева

Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.


Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.


Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.

Читайте также: