Мастер класс по народной игрушке для детей

Обновлено: 05.05.2024

Как вы знаете, на нашем сайте можно найти много разных мастер-классов про изготовление кукол и все, что с ними связано, в разделах «Куклы своими руками«, «Одежда для кукол«, «Домики и мебель«, «Еда для кукол«. Там описывается, как можно шить, лепить, вязать… А народные куклы делаются очень просто, без использования иголок, но с особым настроением, поэтому получаются такими душевными. Им не рисуют лица, и все равно у каждой куколки виден свой характер. Тряпичные крупенички, неразлучники, травницы ручной работы продаются на ярмарках и в сувенирных магазинах, но лучше их сделать своими руками. Самодельные куколки из лоскутков несут в себе частичку тепла и внимания своей хозяйки. Особенно если они обережные или обрядовые.

Своих первых русских народных кукол я делала на занятиях замечательной мастерицы Вилены. Так приятно было посидеть в ее компании, говорить по душам, творить своими руками куколок. Есть разные виды оберегов, как из кусочков ткани — тряпочек, лоскутков, так и из лыка, пакли и ниток. Здесь вы можете увидеть, как делать народных кукол своими руками. Вот некоторые пошаговые мастер-классы с фото для начинающих рукодельниц.

Народные сказки с участием кукол здесь .

Кубышка-травница народная кукла

Солнечный конь тряпичный

Отдарок-на-подарок куколка

Кукла-веснянка - мастер-класс

Куколка веснянка с косой

Птица из ткани - мастер-класс

Птичка из ткани — мастер-класс

Куклы Кувадки - мастер-класс

Куклы Кувадки — мастер-класс (обереги для новорожденных)

Моя коллекция народных кукол

Веничек благополучия (для порядка в доме) и Десятиручка (чтобы все успевать)

Тульская барыня

Моя коллекция народных кукол

Неразлучники

Птица-Радость (встреча весны и перелетных птиц) —мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

Моя коллекция народных кукол

Кукла Роща - Мировое дерево

Роща (Мировое дерево) (в свадебный каравай) — мастер-класс

Новгородская беременная кукла — мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

кукла Макошь

кукла Берегиня

Мартинички — весенние куколки, мастер-класс

Кукла Колокольчик

Куколка Вербная на Пасху — мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

Подорожница — оберег в дорогу — мастер-класс

Куколка День-Ночь

Покосница

Кукла Рябинка

Кукла Орловская с младенцем — мастер-класс

Кукла Орловская мадонна

традиционная кукла Филипповка

Кузьма и Демьян — описание

кукла Кузьма и Демьян

Моя коллекция народных кукол

kukla motanka

Ловушка снов — оберег — мастер-класс

ловушка снов оберег

кукла Спиридон-солнцеворот

valyanie valenochki18

куклак

кукла крестец

кукла Масленица своими руками

maslenitca

народная тряпичная кукла Северная берегиня

Оберег от худого слова — мастер-класс

тряпичная кукла оберег от худого слова

Японская тряпичная кукла — мастер-класс

Моя коллекция народных кукол

Кукла Северного Прикамья — из полосок ткани — мастер-класс

народная кукла из полосок ткани

Рождественская звезда и ангел — мастер-класс

angel i zvezda

kukla bessonnica

kukla Koza

Кукла из платочков — мастер-класс

kukla iz platkov

Желанница (для исполнения желаний) — мастер-класс

kukly iz lyka den i noch

Куколка «Пасхальная голубка«. Мастер-класс — Обабкова Валентина Ивановна

kukla pashalnaya golubka

baba yaga tryapichnaya19

Моя коллекция народных кукол

Моя коллекция народных кукол

5

Мастер-класс по кукле Женская Суть:

Передача о народных куклах:

vystavka kukol43

Кукла Сивашовой Марии Тимофеевны:

p1140133

Хотите тоже поделиться своими наработками и мастер-классами? Пишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети.

Сегодня для Вас хочу предложить Мастер-класс про куколку -"Утешницу", который я проводила с обучающимися школы-интерната №1 для детей с ОВЗ.

Со школой мы уже дружим много лет и передаем опыт не только педагогам,но и обучающимся.

Целью моего мастер-класса был : Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, традициям русского народа, познакомить с принципом изготовления куклы «Утешница».

Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»

Были поставлены программные задачи:

-учить делать из ткани русскую народную куклу;

-продолжать знакомить с историей русского народа;

-развивать мелкую моторику рук; тактильные ощущения;

-развивать эстетический вкус;

-способствовать формированию коммуникативных отношений;

- формировать чувство причастности к истории Родины;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Материал для изготовления куклы :

кусочки ткани яркой расцветки 15х15, белая ткань 20 х20 см., разноцветные нитки «Ирис», вата или синтепон, кусочки тесьмы, атласной тонкой ленты ярких расцветок.


Ход мастер – класса :

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них в игровом уголке много разных кукол. Затем спрашивает девочек, любят ли они играть в куклы.

- Да, девочки всегда любят играть «в куклы». Сейчас они красивые, нарядные, а раньше не было таких кукол. Куклы были совсем другие, их делали мамы или сами дети своими руками.

-Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.

Наши предки жили и простой, обычной жизнью – готовили еду, работали на земле, разводили хозяйство, растили и воспитывали детей.

Семьи были большими, а вместе с любой работой справляешься лучше и быстрее. Детей в каждом доме было много, нормой считалось воспитывать от трех и более детишек. Часто, особенно в дальних деревнях, в семьях могло расти больше десяти сыновей и дочек. С самого раннего детства малыши постепенно овладевали простейшими навыками, которые помогали им выполнять домашнюю работу и даже помогать взрослым управляться по хозяйству. И куклы им в этом деле были первыми помощниками: девочкам подсказывала, как варить кашу, а мальчишкам кукла помогала осваивать навыки плетения лаптей.

Если была такая возможность, то за детьми смотрела бабушка или няня. Но чаще всего этим занимались старшие дети, которые изначально воспитывались главными в доме после родителей. Кроме забот о подрастающем поколении, они должны были выполнить всю работу во дворе – дров наколоть, печь растопить, воды принести, белье постирать, полы выскоблить, приготовить обед и отнести родителям в поле – забот хватало.

Посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани.


При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Рассказ о некоторых куклах.

Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

- Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.

При такой непростой жизни, малыши часто были предоставлены сами себе, а от такой самостоятельности в скорости появляются синяки и царапины, а также обиды и настоящие трагедии – крики, слезы и так далее. Для того, чтобы быстро успокоить детей, старшие по дому использовали тряпичную куклу Утешницу, которая в таком деле была первой и незаменимой помощницей.

Народная кукла Утешница и создавалась – чтобы отвлечь плачущего малыша и занять его новой игрой. Первым делом нянька доставала из кармана маленькую тряпичную куклу, которую всегда носила с собой. Рассказать коротенькую историю с куклой – дело пяти минут, и вот уже малыш забыл свою недавнюю трагедию. Последние слезки утерли подолом Утешницы, кукла отправляется назад в карман няньки, все хорошо, жизнь наладилась. Вот так использовали эту куклу. Пока ребенок игрался с Утешницей, взрослые могли оставить его одного на несколько минут, не беспокоясь, что с ним что-то произойдет.

Когда дети спали куклу прятали, не оставляли на виду. Это делали для того, чтобы следующее появление Утешницы не было для малыша чем- то обыденным, ведь так весь смысл от этого действия терялся. Постепенно дети привыкали, что в тяжелые моменты их жизни кукла всегда придет на помощь, поэтому, немного повзрослев, уже самостоятельно общались с ней тогда, когда это было необходимо.

Простота конструкции такой куклы позволяла самым маленьким девочкам делать ее самостоятельно уж после того, как они осваивали самые первые навыки рукоделия. Это давало возможность использовать Утешницу в качестве куклы для подружки. Ее можно было подарить соседской девочке на какой-нибудь праздник, или преподнести в знак хорошего отношения новой знакомой при встрече.

Строение куклы, ее сложность и используемые материалы, зависели прежде всего от благосостояния семьи. В одном доме создавали самых простых незатейливых кукол, в другом проявляли в этом деле всю свою фантазию и возможности. Но в любом случае Утешницу делали из красивых, ярких лоскутов, ведь она должна была прежде всего отвлекать от тягостных и горьких дум, приносить хорошее настроение и новые, радостные и приятные мысли.

Особенностью куклы является то, что при изготовлении используют настоящие вкусности – привязывают конфеты, орехи, сухофрукты и так далее.

Такая Утешница была самым приятным сюрпризом, и некоторые балованные дети специально старались лишний раз разрыдаться, что бы нянька поскорей достала куклу, а с ней и немного сладенького.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая, ткань декоративная разноцветная, нитки красные, вата, разноцветные яркие атласные ленты.

Прежде чем начать мастерить куколку, обращу внимание на несколько особенностей. Во-первых, ткань и нитки должны отрываться руками. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы обереговой куклы касались ножницы, это «порежет» всю положительную энергию. Во-вторых, нитки нужно использовать красного цвета, так как это цвет силы и защиты. И, в-третьих, изготавливая оберег, необходимо думать только о хорошем, представлять, как малыш будет улыбаться и радоваться, играя с такой куколкой.

Итак, надеюсь, настрой у всех позитивный, поэтому приступим!

Технология изготовления куклы :


- на ладонь кладём квадрат белой ткани, в середину квадрата помещаем ватный шарик


- формуем головку, туго затягиваем и закручиваем ниткой, завязываем 3 узелка, нить обрываем;


- берем квадрат разноцветной ткани, кладем перед собой лицевой стороной; - кладем ровно по центру нашу куколку – будем делать сарафанчик; - накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой.


Получается, что головка прячется внутри юбочки; - закрепляем юбочку также ниткой, завязываем на три узелка; - опускаем юбочку; - повязываем на головке «по-деревенски» ленточку (узлами назад); - накрываем головушку кукле платочком, для этого берем треугольник разноцветной ткани, подгибаем большую сторону треугольника на 5-7 мм.


- укладываем куколку головой на серединку платочка, укрываем ее с одной стороны и с другой, завязываем также ниточкой на три узелка; - расправляем кукле юбку, ленты и голову.


Кукла готова!

А вот так ребята старались и делали, и вкладывали душу в свои куколки.



Спасибо всем за внимание!Играйте в куклы вместе!

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мастер-класс «Народная кукла» Народная кукла - Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме,.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла»

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик»

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.

Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Задачи:

1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;

2. воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа;

3. обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы «Веснянка».

Материалы и оборудование:

— прямоугольник белой х/б ткани (30 X 45);

— прямоугольник белой х/б ткани (15 X25);

— прямоугольник цветного ситца (20 X 30);

— прямоугольник цветного ситца (8Х10);

— пряжа любого яркого цвета;

— узкая атласная ленточка.

— Компьютерная презентация «Народная кукла для наших детей», компьютер.

Ход деятельности:

Я очень рада видеть всех вас здесь. Благодарю, за то, что вы согласились посетить мой мастер-класс. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного, необычного. Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.

II. Теоретическая часть. Показ презентации.

1слайд. Народная игрушка для наших детей.

2 слайд. Основной вид деятельности детей – игра. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.

3,4 слайд. Народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам.

5 слайд. Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.

6 слайд. В русской народной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло.

7 слайд. Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую

информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности.

Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

8 слайд. Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника). Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

9 слайд. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

10 слайд. С давних пор люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать обереги. И эти обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев. Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. И сейчас они еще сохраняются в наших домах. Во многих домах встречаются подковы, висящие на стене в прихожей или венички, или домовой из холщового мешка и мн. др.

11 слайд. Игровые – для того чтобы дети играли в тряпичные куклы - у них более детально прорабатывались части тела, элементы костюма, добавлялась обувь. Так дети могли проигрывать социальные роли. Ведь куклу можно сделать как бедную, так и богатую, как с прорисованным лицом, так и вовсе без лица. Часто этих кукол делали сами дети, что в дополнение ко всему прививало любовь к рукоделию, а так же способствовало лучшему развитию ребенка.

12 слайд. Обрядовые куклы - каждое ритуальное действие, направленное на привлечение сил, не поддающихся человеческому осязанию, в большинстве случаев сопровождается использованием какого-либо предмета. У наших предков таким обязательным участником практически всех ритуальных действий была обрядовая тряпичная кукла. По сей день с песнями и играми сжигают чучело зимы – Дуню – Масленицу, а после лакомятся блинами – символами солнца. Мистический обряд стал веселой игрой, а кукла – полено и соломенное чучело – заменой жертв богам.

13 слайд. Сегодня, я предлагаю вам, смастерить о береговую куклу –Веснянку.

В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.

Именно тогда – в погожий весенний день – девушки выходили рукодельничать на улицу и делали веснянок – ярких кукол самых невероятных расцветок. Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий жизнерадостный образ. Обязательным их атрибутом была длинная коса радужных оттенков, та самая коса, про которую в народе издавна говорили – девичья краса. Поэтому косу куклы непременно украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи. Потом девушки обменивались куколками, чтобы ни одна из них не осталась без подарка, и желали друг дружке здоровья, красоты и радости.

II. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

14 слайд. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.

Нам понадобится:

— прямоугольник белой х/б ткани (30 X 45);

— прямоугольник белой х/б ткани (15 X25);

— прямоугольник цветного ситца (20 X 30);

— прямоугольник цветного ситца (8Х10);

— пряжа любого яркого цвета;

— узкая атласная ленточка.

1. Большой прямоугольник скатать трубкой по широкой стороне.

2. Скрутку сложить пополам и пока отложить. Это будет туловище.

3. Меньший прямоугольник белой ткани тоже скрутить. Это будут руки.

4. Оформить красной ниткой ладошки.

5. Для косы намотать пряжу любого яркого цвета на книгу.

6. Разрезать с одной стороны.

7. Внутрь большой скрутки просунуть заготовку для косы.

8. Заплести косу, вплетая ленту.

9. Просунуть маленькую скатку и крестообразно перевязать руки и талию;

10. Яркий лоскут ситца присобираем и приматываем к талии спереди и со спины. Верхняя часть сарафана должна веером подниматься вверх и прикрывать грудь.

11. Приматываем передничек и повязываем лентой талию.

12. Надеваем на головку очелье (повойник) – цветную тесёмку вокруг головы.

Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы «Народная кукла для наших детей»

Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

- мастер – класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы. Уже упоминалось о том, что эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

Я желаю Вам всего хорошего!




Мастер-класс для педагогов «Народная кукла Отдарок-на-подарок»

Мастер-класс для педагогов «Народная кукла Отдарок-на-подарок» Цель: Научиться выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии. Задачи: - Привить интерес к русской культуре через.

Мастер-класс для детей подготовительной группы и родителей «Весенний букет» в технике «оттиск»

Мастер-класс для детей подготовительной группы и родителей «Весенний букет» в технике «оттиск» Фотоотчет о проведенном мастер - классе с детьми подготовительной группы и их родителями "Весенний букет" в технике - оттиск. для проведения.

Мастер-класс для детей и родителей «Обрядовая кукла «Птичка» своими руками»

Мастер-класс для детей и родителей «Обрядовая кукла «Птичка» своими руками» Мастер – класс для деток и родителей: Обрядовая кукла «Птичка» своими руками Цель: повышение качества образовательного процесса посредством.

Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Изготовление и декорирование пасхальных яиц»

Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Изготовление и декорирование пасхальных яиц» Цель мастер класса: Познакомить родителей с некоторыми техниками изготовления декоративного украшения яиц к празднику Святой пасхи. Задачи:.

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Украшение пасхальных яиц в разных техниках» Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Украшение пасхальных яиц в разных техниках» Цель: • Приобщение к русской культуре.

Мастер-класс «Народная кукла» Народная кукла - Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме,.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла»

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик»

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.

Целью семинара является: Повышение профессионального мастерство педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи:

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Куклак.

ВложениеРазмер
Сценарий семинара-практикума для педагогов "народная игрушка" 29.49 КБ
Презентация к семинару-практикуму "Народная игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Народная игрушка».

Организатор: Шипицына И.В. воспитатель I квалификационной категории.

Цель : Повышение профессионального мастерство педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Куклак.

Предварительная работа : Индивидуальное изучение источников по данной теме. Организация тематической выставки. Подготовка видео- презентации

Форма проведения: лекция, практикум.

- компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;

- презентация “Народная тряпичная кукла”;

- тканевые заготовки для изготовления кукол

Ход мастер – класса

У бабушки Насти нашла я ларец… (показываю сундук)

Там заперт на ключ…

Позвонили в бубенец (звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Показ русских народных тряпичных кукол

Русская тряпичная куколка простая

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная.

А по нраву русская, значит нам родная.

В этих куклах доброта и грусть.

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки-

Оживают истории звуки.

Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл. А какой мы сейчас постараемся разобраться.

Ведущей деятельностью детей дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.

Во что играют современные дети?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, родители очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.

Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.

- Результаты такого воспитательного действия:

- нарушение межличностных отношений;

- появление страхов, фобий.

Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.

Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.

Эти качества становятся синонимом мужественности у мальчиков.

Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.

Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей.

История возникновения тряпичной куклы.

Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Играя в куклы, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Народная игрушка - это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как дети могли не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Сама природа давала человеку всё, чтобы побудить его к творчеству.

Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал женщинам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встречались изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Лицо у куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла Берегиня – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Именно поэтому славяне называли такую куклу оберегом или берегиней. Она сопровождала наших предков на протяжении всей жизни. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Чтобы ребеночек хорошо спал, мать читала перед его люлькой заговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой».

Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным. И что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Значения круп в Крупеничке :

гречиха − сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

рис − самое дорогое зерно, на праздник

перловка − на сытость

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

День и Ночь — куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчик на пальчик.

Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.

Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.

В последнее время в России традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Она приобщает нас к народному культурному опыту.

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.

Кукла представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу, и пели от ее имени.

С приходом Коляды в дом - наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие. На поясе куклы висел веник - чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка - с солью и крупой на достаток в доме. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.

  1. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

И сегодня, я хочу поделиться с вами секретами изготовления народной куклы Куклак.

Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна. И задача педагогов, донести ее до родителей, привлекая их к современным творческим мероприятиям в группе. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Вы научите родителей, а они обязательно научат детей.

Предлагаю следующие формы работы с родителями в данном направлении:

Проектная деятельность в ДОУ «Добро из глубины веков»

  1. Организация семейных часов, по созданию русских народных кукол для мини – музея группы.
  2. Организация встреч в русской горнице по изготовлению кукол определенного вида, берестяных игрушек, поделок.
  3. Организация совместных вечеров народных игр и забав.

Правильно и интересно организованное сотрудничество с семьями воспитанников обязательно будет побуждать родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.

Релаксация «Цветная лента»

Цель: Выявить удовлетворенность педагогов мастер – классом, их пожелания на будущее.

Педагог выбирает атласную ленту и привязывает к руке куклы в русском народном наряде.

Русская земля славилась народными промыслами. В каждом населенном пункте можно было найти мастеров своего дела: кузнецов, гончаров, портных. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Детям с раннего детства прививались навыки рукоделия. Девочки осваивали вышивку, вязание, пошив одежды. Мальчики осваивали резьбу по дереву, плетение лаптей.


Поделки из глины

Гончарное дело было полезным и прибыльным ремеслом. Основная посуда производилась из глины. Наряду с посудой гончары лепили всевозможные глиняные игрушки. Затем изготовлением глиняных игрушек выделилось в отдельное ремесло. Им занимались целыми семьями. В XIX веке в Дымковской слободе было около 40 семей игрушечников.


Игрушечный промысел

До сих пор известны несколько традиций глиняных игрушек: дымковская, абашевская, каргопольская, филимоновская. Каждая из традиций имеет свои отличительные черты по форме, цвету и орнаменту.


Для дымковской игрушки характерны пышные оборки на юбках барышень или на хвостах птиц. В орнаменте преобладают геометрические узоры. Красный, желтый, голубой, синий, зеленый – основные цвета росписи игрушек.


Филимоновские игрушки – это в основном свистульки. Среди фигурок много всадников на лошадях с длинными шеями, всевозможных вариаций птиц. Отличительная особенность – геометрический орнамент в основном малинового цвета, также желтого, синего, зеленого. Характерный элемент узора – полоска.


Глиняные поделки приобрели популярность в России. Чаще использовались для декорации интерьера, чем для детских игр. Фигуркам придавали значение талисмана. Считалось, что птица приносит счастье, лошадь – богатый урожай, медвежата с бочонком полным меда символизируют добро.


Мастер-класс: дымковская игрушка

Знакомство с дымковской игрушкой лучше всего начать с простой фигурки домашнего животного козлика, лошадки или барашка. Мастер-класс по созданию русской народной поделки с пошаговой инструкцией, поможет новичку самостоятельно смастерить симпатичного барашка.


Для творческих занятий с детьми вместо глины можно использовать пластилин. Замена глины на пластилин упростит и ускорит процесс.


Фигурка барашка состоит из нескольких деталей:


Туловище лепят из одного куска пластилина немного меньше размера кулака. Сначала скатывают шар между ладонями. Затем его раскатывают в недлинный валик.


Голову и шею лепят из одной заготовки, которая тоньше с одного конца. Деталь сгибают, так что узкий конец образует голову фигурки.


Ноги изготавливают из более тонких валиков. Раскатывают две длинных детали. Посередине их разрезают стеком под углом. Это делают для удобства соединения заготовок ног с туловищем.


В заключении, остается вылепить мелкие детали: уши, челка, хвост и рога барашка. Уши поделки лепят из 2 небольших шариков пластилина. Пальцами их сплющивают и получается 2 лепешки. Каждую лепешку заворачиваю в воронку.


Челку делают из двух тонких «колбасок», которые соединяют в короткую косичку. Хвост короткий. Его просто скатать из маленького валика и заострить конец. Рога длинные. Необходимо раскатать два длинных валика средней толщины.


Заключительный этап – соединение деталей. Сначала соединяют ноги и туловище. Затем все детали головы: уши, челка, рога. Примазывают шею с головой к туловищу. Не забыть хвост.


После завершения лепки фигурки приступают к окраске. Первый этап – грунтовка водоэмульсионной краской белого цвета. Наносят несколько слоев. Расписывают фигурку в дымковских традициях гуашью или акриловыми красками.


Основной элемент орнамента – это симметричные круги разного диаметра. Желтый, красный, синий отличный выбор цветов для росписи барашка. Уши, челку и хвост красят в черный цвет. Этим же цветом рисуют глаза, нос и копыта. Рога покрывают желтой краской.


Тряпичные куклы-обереги

Самые распространенные славянские поделки – это куклы-обереги. В них выражаются языческие верования древних славян в силу амулетов и оберегов от злых духов. Каждый вид куклы наделялся определенной специализацией. Одни куклы «отвечали» за счастье, другие оберегали благополучие в семье, третьи – помогали осуществить желания.


Особенности изготовления оберега

Берегиню изготовляли из ткани поношенной одежды. Считалось, что такой материал увеличивает силу оберега. Характерная особенность куклы-защитницы в том, что она безликая. Отсутствие лица делает куклу неодушевленным предметом, не обладающим духом, а значит безвредным для ее хозяйки.


Тряпичная кукла имела простое строение. Чаще всего ей придавали женские формы, наряжали в длинные платья, заплетали косы.


Мастер-класс: народная кукла своими руками

Несложно изготовить народную тряпичная куклу-закрутку вместе с детьми начальной школы. Предварительно необходимо приготовить материалы:

  • вата или синтепон;
  • белая и цветная ткань;
  • нитки;
  • ножницы.


Сначала вырезают заготовки. Из каждого вида ткани вырезают по 1 детали размером 20х20 см и еще 1 квадрат из цветной ткани 15х15 см для платка.


Затем делают голову куклы. В центр квадрата из белой ткани помещают вату. Обвязывают ниткой так, чтобы получился небольшой шар.Из двух противоположных углов ткани создают руки. Нужно подвернуть уголки и завязать нитками.


Одеваем куклу в сарафан. Цветную большую заготовку сворачивают вдвое и оборачивают ею куклу под руками. Плотно завязывают нитками. Из тесьмы можно повязать красочный пояс.


На голову повязывают платок из цветного квадрата меньшего размера. Закрепляют его ниткой на уровне шеи куклы.

Можно сделать игровую куклу и нарисовать лицо. Но без него поделка больше будет походить на берегиню.


Кукла будет более нарядная, если сарафан и платок выполнить из тканей с разными принтами или контрастных цветов.


Аппликация матрешка

Выполнить матрешки в технике аппликации из подготовленных деталей под силу младшим дошкольникам. Более старшие дети могут самостоятельно сделать заготовки по готовым шаблонам.


Потребуются простые инструменты:

  • клей;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • фломастеры.


Материалами для аппликации могут быть узорчатая ткать, фетр, цветная бумага или фантики от конфет. Для основы используют картон или фетр (если это основной материал аппликации). Шаблоны рисуют самостоятельно или берут из интернета.

Основные детали матрешки: основа, платок, фартук, лицо.


Основу вырезают по шаблону. На нее наклеивают цветной платок. Сверху наклеивают круг из белой бумаги. На нем рисуют лицо. Ниже приклеивают деталь фартука. Его можно украсить вырезанными кружками из цветной бумаги или фантиков.


Поделка на тему русской народной сказки

Сюжеты русских народны сказок дают настоящий простор для творчества. С дошкольниками можно сделать своими руками интересную поделку на тему русской народной сказки царевна-лягушка из простого бумажного стаканчика и цветной бумаги. Потребуется также клей, гуашь, кисточка, ножницы, фломастеры.


Сначала покрасить бумажный стаканчик в зеленый цвет.

Глаза лягушки. Парные круги разного диаметра вырезают из цветной бумаги. Самые большие зеленые примерно 2,5-3 см, белые поменьше и еще меньше черные. Соединяем при помощи клея. При желании рисуют ресницы.


Заготовки для лап вырезают из зеленой бумаги. Фломастерами символически прорисовывают пальцы. Корону и стрелу вырезают из желтой, а рот из красной цветной бумаги.

Все элементы приклеивают на зеленый стаканчик.


Более полной композиция будет смотреться, если лягушку посадить на лист кувшинки. Его вырезают из зеленой бумаги другого оттенка.


Изготовление народной поделки знакомит детей с традициями народных промыслов и наследием русской культуры, помогает развивать эстетический вкус и творческие навыки.

Читайте также: