Мастер класс по росписи дымковской игрушки

Обновлено: 12.05.2024

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов (участников мастер-класса, расширение творческого воображения в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера, интеллектуальное и эстетическое развитие педагога, через освоение дымковской росписи.

• Знакомство педагогов с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

• Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования педагогами знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.

• Использовать дымковские изделия в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

Воспитательные :

• Включить воспитателей в творческий процесс, сделать их участниками совместной работы.

Оборудование: Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии.

Раздаточный материал: кисточки, подставочки для кисточек, гуашь, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, вылепленные игрушки.

Тема моего самообразования «Знакомство детей с народно-прикладным искусством». Цель моей работы – развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

- Я рада приветствовать вас на мастер-классе декоративно-прикладного искусства.

- Данный мастер-класс является одной из форм духовно-нравственного воспитания детей.

- И сегодня у вас есть возможность представить себя в роли народных мастеров.

- Я для вас приготовила картину. Как её можно назвать?

- Кто на ней изображен?

- Какой вид декоративной росписи изображен на картине?

Дымковские барышни прекрасны

Узоры на юбках разнообразны.

Полосы, волны, овалы, круги и точки –

Словно волшебные строчки.

Символ природы они обозначают,

Здоровья, счастья, добра желают.

- Посмотрите внимательно на картину и скажите, какие элементы росписи входят в дымковский узор?

- Какие цвета присутствуют в дымковской росписи? Всего пять цветов – все цвета нарядные, праздничные. Есть немного черного цвета, но он используется для прорисовки глаз, носа, у животных –копыт, хвоста, у птиц – прорисовывания глаз, крыльев.

- Напомню, как правильно держать кисть. Кисточку нужно держать тремя пальцами: средним, указательным и большим. Кисть держат вертикально по отношению к объекту. Движения руки должны быть свободными, легкими и плавными. Нарисуйте сначала крупные элементы дымковской росписи, а затем дополните узор мелкими деталями. При закрашивании круга или овала старайтесь не выходить за контур, движения кисти проводите в одном направлении. Тоненькой кисточкой наберите гуашь нужного цвета нужного цвета и нанесите на элемент дымковской росписи дополнительную отделку. Средней кистью можно закрашивать такие части одежды, как шляпа, кофта, оборки. Не забывайте – первый слой краски должен хорошо высохнуть, чтобы наносить другую краску. На столах лежат ватные палочки для рисования тычков.

- Перед тем, как начинать рисовать кисть надо обмокнуть в воду, лишнюю краску убрать о край стакана.

- На столах у вас лежат салфетки. Когда кисть после работы помоете вытрете её сухой салфеткой и положите на подставку.

- А сейчас мы картину оживим! Чтобы барышни и кавалеры стали красивыми и яркими подготовим наши пальчики:

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим,

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Вот и пальчики размяли,

А сейчас мастера за работу

Самостоятельная деятельность педагогов.

Звучит негромкая народная музыка.

В ходе работы педагогам оказываю помощь, напоминаю технические приёмы.

По окончанию работы провожу анализ выполненного задания.

- Вот и ожила наша картина!

Педагоги размещают барышень и кавалеров на доске.

- Вам понравились ваши барышни?

Ведь недаром говорят,

Край российский так богат:

Эти дивные игрушки, сувениры и зверушки

До чего же хороши!

Дарим вам их от души!

Фототчет. Мастер-класс «Роспись по ткани. Подарок для мамы и папы». Подготовительная группа

Фототчет. Мастер-класс «Роспись по ткани. Подарок для мамы и папы». Подготовительная группа На подарок для папочек к 23 февраля и мамочкам на 8 марта, нам хотелось сделать необычные подарки, такие, чтобы напоминали о креативности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Роспись дымковской уточки» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе: «Роспись дымковской уточки» Программное содержание: 1. Продолжать.

Конспект занятия «Роспись дымковской лошадки» по рисованию в старшей группе

Конспект занятия «Роспись дымковской лошадки» по рисованию в старшей группе Задачи: • Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо) • Продолжать учить детей.

Краткосрочный проект по лепке дымковской игрушки «Барышня» для детей средней группы Содержание. Введение 1. Актуальность проекта 2. Проблема проекта 3. Цель проекта 4. Задачи 5. Методы и приёмы реализации проекта.

Презентация «Мастер-класс для педагогов «Роспись на осенних листьях» Познакомить педагогов с техникой рисования росписи по сухим листьям деревьев; Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности.

Мастер-класс для педагогов «Роспись по камню» Мастер-класс для педагогов Тема: «Роспись по камню» Цель: Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития.

Мастер-класс для воспитателей «Изготовление игрушки-вертушки» Мастер класс для воспитателей «Игрушки - вертушки» Подготовила: воспитатель группы №7 Афонина О. А. Для игры с ветром можно делать разные.

Мастер-класс с родителями и детьми «Роспись дымковской игрушки»

Мастер-класс с родителями и детьми «Роспись дымковской игрушки» Дымковская роспись – один из самых старинных промыслов России, это искусство росписи считается самым рукотворным. Дымковская игрушка – яркий.

Занятие по рисованию «Роспись дымковской игрушки-барышни». Средняя группа ЦЕЛЬ: Познакомить детей с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Обратить.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.ШАХТЕРСКА

УГЛЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАСТЕР-КЛАСС

«Роспись дымковской игрушки»

(возраст детей 11-13 лет)

Педагог дополнительного образования

Максюта Зинаида Карловна

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Цель: знакомство детей с историей дымковского промысла, с технологией выпонения росписи народной глиняной игрушки.

- познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;

- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;

- развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;

- воспитывать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.

Тип занятия: мастер-класс.

Словарные слова: промысел, слобода, тычок.

Оборудование для педагога: образцы дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы; таблица с элементами дымковской росписи, народная музыка.

Для детей : у детей бейджики с именами, таблицы «Элементы дымковской росписи» ( приложение 1,2,3), размер А 4- для каждого ребенка, альбомный лист (для каждого ребенка), заготовки дымковской игрушки ( лошадки, козлики, барашки), для росписи на каждого ребенка, белила, наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети. Меня зовут Зинаида Карловна. Я проведу с вами мастер-класс по росписи дымковской игрушки.

(На столе приготовлена дымковская игрушка. ( Дети стоят в кругу) послушайте стихотворение:

Веселая, белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну отгадайте: кто я?

- Вы уже догадались, что это стихотворение написано про изделия, которые у меня на столе. Что это за чудо? Кто создал эту красоту? (ответы детей - это игрушки, создали люди).

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, о дымковской игрушки. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Какие вы знаете? (ответы детей - городецкая, гжельскаая, хохломская, жостовская, мезенская, каргопольская и другие).

Приглашаю сесть детей за стол.

Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».

Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г.Киров)

Как вы думаете - что такое СЛОБОДА? (поселок около города, пригород (С.И. Ожегов). Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой. В каждом доме топилась печь. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Но в узорах дымковской игрушки нет ничего от цвета серого дыма. Если посмотреть на узор - он необычно прост. Зато краски яркие-яркие. Давайте рассмотрим элементы, входящие в состав узора.

Рассматриваем, описываем игрушки.

Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками. На голове кудри. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки или передника оборки. Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем. На его груди сияет круг - символ солнца.

Голосисты эти птицы

И наряды, словно ситцы.

Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц.

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Почему свистунья? Об этом рассказывае легенда. Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане «военную хитрость». Все жители, и стар, и млад взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой ярмореой «Свистуньей». Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготавливоемой на продажу. Из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

- Ребята сегодня вы народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки. Выбирайте себе игрушку.

Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».

- Посмотрите, как красив дымковский узор.

Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).

Разбор таблицы (Приложение №1,2).

- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетаюжий с гладкокрашенными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор). Работаем по таблице 1, 2 (см. приложение) Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:

o круги – означали солнце,

» волнистые линии – небо,

· маленькие кружочки – семена,

· круг с серединкой – звездочкой – солнце.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.

- Дети вы знаете, что такое орнамент? (ответы детей)

Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…

- Какие краски используют народные умельцы в своих работах? (Цвета насыщенные без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).

- Что такое тычок? (ответы детей).

Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а так же можно использовать обратную сторону кисточки.

Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.

3. Практическая работа. С музыкальным сопровождением.

Т.Б. Но перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним правила работы с гуашью, с кисточками, тычком (для каждой краски свой тычок). (Ответы детей)

Дети под руководством педагога приступают к росписи.

Перед росписью игрушку надо забелить (покрыть белой краской). Пока игрушка будет подсыхать, мы поупражняемся в росписи на бумаге. (Дети забеливают игрушки)

Начинают роспись игрушки с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого. Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы (Приложение 3). Кистью работайте свободно, наклоняя игрушку и держа ее за верхнюю часть. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Не поднимайте игрушку без надобности над столом или подставкой.

Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.

- Не беда, если круги и полосы получаются неровные.

4. Физминутка. (звучит музыка)

Под веселые напевы повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх и снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх перед содою!

Топни левою ногою!

Топни правою ногою!

Вправо шаг. На месте стой!

Влево шаг. И снова стой!

Повернись направо к другу,

правую дай руку другу.

Продолжение самостоятельной работы - роспись игрушки под музыкальное сопровождение.

5. Итог занятия.

Выставка и анализ работ.

- Словами не передать, какая красота получилась!

- Расскажите о своих работах. Почему вы выбрали именно такой узор?

- Какую игрушку вы расписывали?

- Какие узоры повторяются?

- Какими цветами мастера расписывали по белому?

- Что такое слобода?

- Чем знаменито Дымково.

- Вы почувствовали себя народными мастерами?

- Какие чувства вы испытывали? (удолетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну…)

- Что было самым трудным при росписи?

- Что вам понравилось на нашем мастер-классе?

Чтение стихотворения : (раздать детям стихотворение)

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости сырей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

Спасибо, до свидания.

1. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. « Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей». Москва. Просвещение.1999г. стр.138.

2.Орлова Л. В. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Дымковская роспись.» Москва. Мозаика-Синтез.2005г. стр.16.

3.Рондели Л.Д. « Народное декоративно-прикладное искусство». Москва. Просвещение. 2000г. стр.143.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект мастер-класса Дымка.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.ШАХТЕРСКА

УГЛЕГОРСКОГО муниципального района

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов

«Народный художественный промысел – дымковская игрушка»

Педагог дополнительного образования

Максюта Зинаида Карловна

пгт Шахтерск 2017г.

Тема: «Народный художественный промысел – дымковская игрушка»

Цель : расширение знаний педагогов о народном художественном промысле - дымковской игрушке, побуждение к народным традициям.

- расширить знания педагогов о – народном промысле дымковская игрушка;

- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;

- побуждать интерес и уважение к народным промыслам, к традициям;

- рекомендовать для дальнейшего использования в своей работе.

Тип занятия: мастер-класс

Оборудование :

для педагога - мастера : проектор, книги с иллюстрациями о народном творчестве, игрушки дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы, игрушки, предметы быта других народных промыслов, таблица с элементами дымковской росписи, народная музыка.

Для участников : таблицы «Элементы дымковской росписи» ( приложение 1,2,3), размер 1/2 А 4 альбомный лист (для каждого участника), заготовки – игрушек дымки ( барышни, лошадки, козлики, барашки), для росписи, белила, наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.

1. Организационный момент. ( слайд 1)

Хочу с вами поделиться опытом своей работы как я с помощью народного декоративно- прикладного творчества воспитываю интерес и уважение к художественным промыслам нашей страны. В связи с возрождением интереса к народным промыслам, у нас в районе прошел мастер-класс на тему «Русско – славянский орнамент в росписи», в котором три педагога с нашего ДДТ приняли участие (слайд 2).

В декабре 2016 г. я приняла участие в районном мероприятии «Город мастеров» в рамках региональной инновационной площадки с мастер-классом «Роспись Дымковской игрушки», участниками которого были дети из ДДТ Шахтерска, Углегорска, села Никольского (слайд 3,4).

Для стимулирования интереса у детей к декоративному рисованию, я в свою программу «Изобразительное творчество» я внесла изменения: увеличила количество часов в блок «декоративное рисование» и ввела занятия по лепке.

Новизной программы стали лепка и роспись народных игрушек из глины и соленого теста, до этого мы расписывали плоскостные игрушки.

(слайд №5 Лепка № 6 «Конкурсы»)

Актуальность программы заключается в том, что дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и уменмя в различных ситуациях, приобщает детей к народным промыслам нашей страны.

(слайд 7, 8 дети на занятиях)

Предлагаю посмотреть мини выставку детских работ и рисунков «Народные умельцы».

- Какие виды народных промыслов вы знаете? А можете ли вы один промысел отличить от другого? (показываю иллюстрации росписей и игрушек ответы педагогов - городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская, филимоновская, палехская миниатюра, богородская игрушка…).

Обращаю внимание на стол с игрушками (дымковская игрушка), послушайте стихотворение:

Игрушки эти не простые,

Они волшебно – расписные!

Простой, казалось бы узор

Но отвести не в силах взор!

- Как называется эта игрушка? (дымковская).

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, а именно о дымковской игрушки и я познакомлю вас с элементами росписи этой игрушки, проведу с вами мастер- класс.

Рассматриваем, описываем игрушки.

Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками. На голове кудри. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки или передника оборки. Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем. На его груди сияет круг - символ солнца.

Приглашаю сесть за столы.

Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».

Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г.Киров)

Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой и каждый день топились печи. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Почему «Свистунья», думаю, что вы догадались (потому что первоначально дымковская игрушка была свистулькой).

- Представте, что сегодня вы народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки. Выбирайте себе игрушку. (слайд 9)

Эти игрушки дети моего объединения слепили для нашего мастер-класса, выберите себе игрушку и будем ее расписывать. Предлагаю вам сначало забелить игрушку (покрыть белой краской). Пока игрушка будет подсыхать, мы рассмотрим таблицу.

Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».

- Посмотрите, как красив дымковский узор.

Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).

Разбор таблицы (Приложение №1,2).

- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетаюжий с гладкокрашенными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор). Работаем по таблице 1, 2 (см. приложение)

Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:

o круги – означали солнце,

» волнистые линии – небо,

· маленькие кружочки – семена,


· круг с серединкой – звездочкой – солнце.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.

- Давайте вспомним , что такое орнамент? (ответы)

Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…

- Какие краски используют народные умельцы в своих работах? (Цвета насыщенные без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).

- Что такое тычок? (ответы ).

Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а так же можно использовать обратную сторону кисточки.

Народные мастера узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. И мы с вами попробуем работать без карандаша. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.

3. Практическая работа. С музыкальным сопровождением.

Т.Б. Но перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним правила работы с гуашью, с кисточками, тычком (для каждой краски свой тычок). (Ответы)

Под руководством педагога приступают к росписи игрушки.

Прежде чем расписывать игрушку, поупражняйтесь на листе бумаги.

Начинают роспись игрушки с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого ( Приложение 3 «Символы и значение цвета» (слайд 10).

- Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы.

- Кистью работайте свободно, наклоняя игрушку и держа ее за верхнюю часть.

- Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.

- Не поднимайте игрушку без надобности над столом или подставкой.

Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.

- Не беда, если круги и полосы получаются неровные.

4. Физминутка.

Русская народная игра «Звонарь» (звучит музыка)

Встали в круг . По считалке выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили - дон, дили - дон, дили-дон,

Отгадай откуда звон…

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока. Так игра продолжается, пока сзади не окажется 4-6 человек. Остальные играющие оставшиеся в кругу хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончание музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.

Продолжение самостоятельной работы - роспись игрушки под музыкальное сопровождение.

5. Итог занятия.

Выставка и анализ работ.

- Расскажите о своих работах. Почему вы выбрали именно такой узор?

- Какую игрушку вы расписывали? (дымковскую)

- Чем отличается дымка от других росписей?

- Что нового, интересного вы узнали о народных прмыслах?

- Какие чувства вы испытывали? (удолетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну…)

- Какие трудности испытывали?

- Что вам понравилось на нашем мастер-классе?

Работы вам на память.

РЕКОМЕНДАЦИИ

(Слайд 11, 12) Сохранение традиций зависит от нас, чтобы народные промыслы не умирали, предлагаю вам внести в свои программы дополнение, блоки о народных промыслах - изучение песен, танцев с детьми, шитье костюмов или использование некоторых элементов в своих работах. Таким образом вы будите расширять знания детей, продолжать воспитывать интерес к народным промыслам нашей страны. (слайд 13, 14, 15)

Эти вещи, словно диво,

Нынче в гости к нам пришли,

Чоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо- люди, мастера!

(слайд 16) Спасибо, до свидания.

1. 2.Орлова Л. В. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Дымковская роспись.» Москва. Мозаика-Синтез.2005г. стр.16.

3.Рондели Л.Д. « Народное декоративно-прикладное искусство». Москва. Просвещение. 2000г. стр.143.

4. Уткин П.И., Королева Н.С. «Народные художественные промыслы» Москва Просвящение 2010г стр. 226.

Приложениие 1

«Элементы дымковской росписи»


Приложение 2

«Элементы дымковской росписи»


Приложение № 3

«Символы и значение цвета»

Зеленый связан с понятием жизни, символизирет природу, землю, пашню.

Солнечные знаки - круг с пересекаемыми линиями.

Лунные - пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пересечения треугольниках.

Точки в круге или чередующиеся с кругом - знак семян и зародышей

Ромб - знак плодородия.

Прямая линия и сверху волнообразная -небо с облаками,если небо дождевое, с каплями то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом.

Белый - всегда был связан с понятием нравственной чистоты,правды и добра

Черный - говорит о горе, неправде, зле.

Красный - не только символ огня, но и красоты,силы, славы,здоровья.

Голубой - небо.

Две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях - мать земля сыра и зерна в ней.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Совместный мастер-класс для родителей с детьми в подготовительной группе на тему: «Чудо расписное. Дымковская игрушка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков по работе с пластилином: рисование пластилином (размазывание), скручивание, скатывание, вытягивание, заострение, сплющивание и т.д.

Назначение: подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель: создание декоративной композиции по мотивам дымковских узоров.

Задачи для воспитателя и родителей:

1. Создать атмосферу творческого взаимодействия родителей с детьми.

2. Способствовать созданию условий речевого общения, диалога с детьми.

3. Познакомить с традициями дымковской глиняной игрушки.

4. Познакомить с характерными элементами дымковской росписи.

1. Закреплять знания детей о дымковской глиняной игрушке.

2. Закреплять умения детей по работе с пластилином в технике «пластилинография» (рисование пластилином)

3. Формировать умение творчески работать совместно с родителями.

4. Прививать уважение и интерес к народному искусству, художественный вкус, стремление к творчеству.

5. Развивать детское воображение, фантазию.

Оборудование и материалы : дымковские игрушки, готовые шаблоны дымковского козлика (2 вида) из плотного картона, пластилин мягкий («Кроха»), стеки, дощечки для пластилина, влажные салфетки, стразы самоклеящиеся., готовый образец для работы (дымковский козлик разрисованный в технике «пластилинография».

Ход занятия

Здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе! Сегодня нам предстоит увлекательное занятие, интересное и такое же полезное.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Немного из истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

- И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц! А кого будем расписывать - вы мне скажете сами.

Послушайте загадку и скажите мне, о ком или о чем идет речь?

С бородой, а не мужик

С рогами, а не бык.

С пухом, а не птица.

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Козлик)

- Из чего делали дымковскую игрушку? (Из белой глигны)

- Какие цвета использовались при росписи? ( контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги, яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики)

- Какие элементы используются в росписи? (простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки, причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи)

- Что символизируют узоры и цвета в таких игрушках? ( В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Игрушкам приписывали магическую силу. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать - земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразными с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага .

- Молодцы, ребята! А теперь, можно приступить к работе. Напомню, что в среди игрушек таких, нет ни одной повторяющейся, все игрушки индивидуальные, отличаются своей непохожей красотой.

Напоминаю ребятам, а родителей знакомлю с основными приемами работы в технике «пластилинография». Готового козлика предлагаю дополнить красивыми блестящими элементами в виде самоклеящихся страз.

Сегодня Вы узнали об истории создания и приёмах росписи дымковской игрушки. Проявили интерес к традиционной культуре народа-расписали дымковского козлика. Давайте посмотрим, какие козлики сегодня получились.

Оформляем выставку из работ.

Все игрушки не простые,

А нарядно – расписные,

Белоснежны как березки –

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Даша с мамой терпеливо трудятся над своим козликом)

Сонечка с мамой и сестрёнкой)

Чудо расписной козлик от Егора) Постарались на славу вместе с папой и мамой.

В ходе тематической недели " Дымковская игрушка"мы с детьми лепили из глины лошадок. Помочь раскрасить пригласили родителей.

Есть в России уголок, где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда – не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.

Пестрыми фигурками, крошечными мурками.

Веселит, ласкает взор пестрый радостный узор.

Просто загляденье, всем на удивленье.

Вот на карусели все игрушки сели,

По кругу помчались, все цвета смешались.

Для начала рассказали отличительные особенности росписи дымковской игрушки. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.

В современной игрушке яркие цвета дополняются голубым, розовым, оранжевмы, коричневыми цветами.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Игрушкам приписывали магическую силу. Конь олицетворял Солнце, солнечных богов, которым поклонялись древние славяне, считалось, что изображения коня в детской игрушке считалось пожеланием долголетия самому ребенку, должно принести удачу и благословение солнца. Лошадка одна из старинных игрушек. Сколько веков в нее играют дети

Мастер-класс по росписи дымковской игрушки

Мастерская дымковской росписи (фотоотчет)

Мастерская дымковской росписи (фотоотчет) Цель: Учить использовать нетрадиционные методы рисования при раскрашивании гипсовых игрушек – лошадок и петушков, с помощью "Дымки". Задачи:.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

«Красота России». Мастер-класс росписи кухонной доски по мотивам городецкой росписи

«Красота России». Мастер-класс росписи кухонной доски по мотивам городецкой росписи В нашем ДОУ в числе мероприятий, посвященных Дню России,значится конкурс совместного творчества родителей и детей "Красота России",в котором.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Мастер-класс по росписи камней «Клубника»

Мастер-класс по росписи камней «Клубника» Сейчас все больше появляется разнообразия в творчестве. Вот и решила попробовать с детьми раскрасить камни. Камни – это натуральный природный.

Мастер-класс по витражной росписи

Мастер-класс по витражной росписи Витражная роспись с давних пор привлекает людей. Цветное стекло, ярко играющее на солнце, завораживает и детей и взрослых. Витражной росписи.

Мастер-класс по росписи ткани

Мастер-класс по росписи ткани Салфетка для мамы. Материал: • одно полотно белой ткани (бязь или плотный ситец) размером 30х30; • трафарет "Цветы" (можно выбрать любые,.

Конспект занятия «Украсим узором по мотивам дымковской росписи» Художественное творчество. Рисование, средняя группа из опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад №3 д. Ясенцы Буевой А. Г. Тема: " Украсим.

Читайте также: