Мастер класс русская народная игрушка

Обновлено: 05.05.2024

Целью семинара является: Повышение профессионального мастерство педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи:

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Куклак.

ВложениеРазмер
Сценарий семинара-практикума для педагогов "народная игрушка" 29.49 КБ
Презентация к семинару-практикуму "Народная игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Народная игрушка».

Организатор: Шипицына И.В. воспитатель I квалификационной категории.

Цель : Повышение профессионального мастерство педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Куклак.

Предварительная работа : Индивидуальное изучение источников по данной теме. Организация тематической выставки. Подготовка видео- презентации

Форма проведения: лекция, практикум.

- компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;

- презентация “Народная тряпичная кукла”;

- тканевые заготовки для изготовления кукол

Ход мастер – класса

У бабушки Насти нашла я ларец… (показываю сундук)

Там заперт на ключ…

Позвонили в бубенец (звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Показ русских народных тряпичных кукол

Русская тряпичная куколка простая

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная.

А по нраву русская, значит нам родная.

В этих куклах доброта и грусть.

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки-

Оживают истории звуки.

Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл. А какой мы сейчас постараемся разобраться.

Ведущей деятельностью детей дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.

Во что играют современные дети?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, родители очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.

Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.

- Результаты такого воспитательного действия:

- нарушение межличностных отношений;

- появление страхов, фобий.

Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.

Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.

Эти качества становятся синонимом мужественности у мальчиков.

Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.

Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей.

История возникновения тряпичной куклы.

Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Играя в куклы, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Народная игрушка - это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как дети могли не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Сама природа давала человеку всё, чтобы побудить его к творчеству.

Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал женщинам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встречались изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Лицо у куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла Берегиня – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Именно поэтому славяне называли такую куклу оберегом или берегиней. Она сопровождала наших предков на протяжении всей жизни. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Чтобы ребеночек хорошо спал, мать читала перед его люлькой заговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой».

Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным. И что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Значения круп в Крупеничке :

гречиха − сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

рис − самое дорогое зерно, на праздник

перловка − на сытость

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

День и Ночь — куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчик на пальчик.

Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.

Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.

В последнее время в России традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Она приобщает нас к народному культурному опыту.

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.

Кукла представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу, и пели от ее имени.

С приходом Коляды в дом - наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие. На поясе куклы висел веник - чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка - с солью и крупой на достаток в доме. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.

  1. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

И сегодня, я хочу поделиться с вами секретами изготовления народной куклы Куклак.

Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна. И задача педагогов, донести ее до родителей, привлекая их к современным творческим мероприятиям в группе. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Вы научите родителей, а они обязательно научат детей.

Предлагаю следующие формы работы с родителями в данном направлении:

Проектная деятельность в ДОУ «Добро из глубины веков»

  1. Организация семейных часов, по созданию русских народных кукол для мини – музея группы.
  2. Организация встреч в русской горнице по изготовлению кукол определенного вида, берестяных игрушек, поделок.
  3. Организация совместных вечеров народных игр и забав.

Правильно и интересно организованное сотрудничество с семьями воспитанников обязательно будет побуждать родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.

Релаксация «Цветная лента»

Цель: Выявить удовлетворенность педагогов мастер – классом, их пожелания на будущее.

Педагог выбирает атласную ленту и привязывает к руке куклы в русском народном наряде.

Традиции изготовления народных тряпичных кукол - важный аспект знакомства детей с фольклором и старинными обычаями нашего народа. Ведь любое занятие по изготовлению древней куклы из лоскутов или природного материала непременно превращается в беседу о далёком прошлом, о культуре и быте наших предков. Любая традиционная народная кукла - оберег, берегиня или сделанная просто "детишкам для забавы", обладает чудесной индивидуальностью и при этом чрезвычайно проста в изготовлении. Чем и привлекательна для нас, педагогов.

Проводите творческие занятия с Вашими подопечными по "производству" народных кукол с помощью МААМ. Или сделайте изготовление и изучение многих разновидностей традиционных кукол своим интересным хобби. Поверьте, оно того стоит.

Изучаем славянскую историю и культуру с помощью народных кукол.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Мастер-класс с родителями и детьми подготовительной группы «Изготовление куклы-оберега Масленица» Мастер – класс с родителями и детьми подготовительной группы «Изготовление куклы – оберега Масленица». Цель: способствовать развитию гармонизации детско - родительских отношений. Задачи: познакомить детей и родителей с традициями и обычаями русского народа; дать представление о.

Мастер-класс по изготовлению поделки для детей из ткани и лоскутов «Кукла-мотанка»

Мастер-класс по изготовлению поделки для детей из ткани и лоскутов «Кукла-мотанка» Столетиями жители нашей планеты верили в то, что магические талисманы способны защитить от тёмных сил, сберечь здоровье, обеспечить материальный достаток, одарить душевным миром и покоем. Но зачем сейчас делать обереги? Уже мало кто верит в их силу. И зря. Энергия человека.

Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы - Проект «Народная тряпичная игрушка (кукла)»

Проект «Народная тряпичная игрушка (кукла)»

Публикация «Проект «Народная тряпичная игрушка. » Проект «Народная игрушка». ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – информационно-творческий По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности По характеру участия – воспитатели, дети, родители. По продолжительности – краткосрочный. По количеству участников – групповой.

Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками, которыми являются персонажи зарубежных мультсериалов. В своих играх дети всё чаще.

Мастер-класс для родителей «Кукла –оберег»

Мастер-класс для родителей «Кукла –оберег» Мастер- класс для родителей «Кукла –оберег» МАДОУ «Детский сад № 19 г. Благовещенск» Седых Юлия Анатольевна Актуальность С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Каждая кукла – это.

Занятие «Народная кукла «Конь-огонь» Тема «Конь-огонь» 1 Занятие Цель: Приобщать детей к истокам народной культуры. Познакомить с изготовлением игрушки «Конь-огонь». Создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Задачи: Образовательные.

Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы - Мастер-класс «Кукла-оберег «Рождественская коза»

Мастер-класс «Кукла-оберег «Рождественская коза»

Статья «Мастер-класс «Кукла-оберег «Рождественская. » В современном обществе стало остро ощущаться возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям и быту. Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно.

Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки — куклы-пеленашки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»г. Сыктывкара Творческо - информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) « Милашки-куклы – пеленашки » . Составитель : воспитатель Альбрехт Г.И. Сыктывкар 2022 1. Паспорт проекта 2 2.

Мини-музей в старшей группе «Народная кукла»

Мини-музей в старшей группе «Народная кукла» Фотоотчет по мини-музею старшей группе «Народная кукла» Воспитатели: Бикташева Н. П. Фролова М. А. В наше время, привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез стали задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице.

НОД «Ниточная кукла Веснянка своими руками» (старшая группа) Конспект НОД комбинированного вида по развитию речи, познавательному развитию, физическому развитию, нравственно-патриотической направленности для детей старшей логопедической группы №3 ГБДОУ д/сад №70 Кировского района Санкт - Петербурга Тема: «Ниточная кукла Веснянка своими.

Сегодня для Вас хочу предложить Мастер-класс про куколку -"Утешницу", который я проводила с обучающимися школы-интерната №1 для детей с ОВЗ.

Со школой мы уже дружим много лет и передаем опыт не только педагогам,но и обучающимся.

Целью моего мастер-класса был : Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, традициям русского народа, познакомить с принципом изготовления куклы «Утешница».

Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»

Были поставлены программные задачи:

-учить делать из ткани русскую народную куклу;

-продолжать знакомить с историей русского народа;

-развивать мелкую моторику рук; тактильные ощущения;

-развивать эстетический вкус;

-способствовать формированию коммуникативных отношений;

- формировать чувство причастности к истории Родины;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Материал для изготовления куклы :

кусочки ткани яркой расцветки 15х15, белая ткань 20 х20 см., разноцветные нитки «Ирис», вата или синтепон, кусочки тесьмы, атласной тонкой ленты ярких расцветок.


Ход мастер – класса :

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них в игровом уголке много разных кукол. Затем спрашивает девочек, любят ли они играть в куклы.

- Да, девочки всегда любят играть «в куклы». Сейчас они красивые, нарядные, а раньше не было таких кукол. Куклы были совсем другие, их делали мамы или сами дети своими руками.

-Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.

Наши предки жили и простой, обычной жизнью – готовили еду, работали на земле, разводили хозяйство, растили и воспитывали детей.

Семьи были большими, а вместе с любой работой справляешься лучше и быстрее. Детей в каждом доме было много, нормой считалось воспитывать от трех и более детишек. Часто, особенно в дальних деревнях, в семьях могло расти больше десяти сыновей и дочек. С самого раннего детства малыши постепенно овладевали простейшими навыками, которые помогали им выполнять домашнюю работу и даже помогать взрослым управляться по хозяйству. И куклы им в этом деле были первыми помощниками: девочкам подсказывала, как варить кашу, а мальчишкам кукла помогала осваивать навыки плетения лаптей.

Если была такая возможность, то за детьми смотрела бабушка или няня. Но чаще всего этим занимались старшие дети, которые изначально воспитывались главными в доме после родителей. Кроме забот о подрастающем поколении, они должны были выполнить всю работу во дворе – дров наколоть, печь растопить, воды принести, белье постирать, полы выскоблить, приготовить обед и отнести родителям в поле – забот хватало.

Посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани.


При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Рассказ о некоторых куклах.

Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

- Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.

При такой непростой жизни, малыши часто были предоставлены сами себе, а от такой самостоятельности в скорости появляются синяки и царапины, а также обиды и настоящие трагедии – крики, слезы и так далее. Для того, чтобы быстро успокоить детей, старшие по дому использовали тряпичную куклу Утешницу, которая в таком деле была первой и незаменимой помощницей.

Народная кукла Утешница и создавалась – чтобы отвлечь плачущего малыша и занять его новой игрой. Первым делом нянька доставала из кармана маленькую тряпичную куклу, которую всегда носила с собой. Рассказать коротенькую историю с куклой – дело пяти минут, и вот уже малыш забыл свою недавнюю трагедию. Последние слезки утерли подолом Утешницы, кукла отправляется назад в карман няньки, все хорошо, жизнь наладилась. Вот так использовали эту куклу. Пока ребенок игрался с Утешницей, взрослые могли оставить его одного на несколько минут, не беспокоясь, что с ним что-то произойдет.

Когда дети спали куклу прятали, не оставляли на виду. Это делали для того, чтобы следующее появление Утешницы не было для малыша чем- то обыденным, ведь так весь смысл от этого действия терялся. Постепенно дети привыкали, что в тяжелые моменты их жизни кукла всегда придет на помощь, поэтому, немного повзрослев, уже самостоятельно общались с ней тогда, когда это было необходимо.

Простота конструкции такой куклы позволяла самым маленьким девочкам делать ее самостоятельно уж после того, как они осваивали самые первые навыки рукоделия. Это давало возможность использовать Утешницу в качестве куклы для подружки. Ее можно было подарить соседской девочке на какой-нибудь праздник, или преподнести в знак хорошего отношения новой знакомой при встрече.

Строение куклы, ее сложность и используемые материалы, зависели прежде всего от благосостояния семьи. В одном доме создавали самых простых незатейливых кукол, в другом проявляли в этом деле всю свою фантазию и возможности. Но в любом случае Утешницу делали из красивых, ярких лоскутов, ведь она должна была прежде всего отвлекать от тягостных и горьких дум, приносить хорошее настроение и новые, радостные и приятные мысли.

Особенностью куклы является то, что при изготовлении используют настоящие вкусности – привязывают конфеты, орехи, сухофрукты и так далее.

Такая Утешница была самым приятным сюрпризом, и некоторые балованные дети специально старались лишний раз разрыдаться, что бы нянька поскорей достала куклу, а с ней и немного сладенького.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая, ткань декоративная разноцветная, нитки красные, вата, разноцветные яркие атласные ленты.

Прежде чем начать мастерить куколку, обращу внимание на несколько особенностей. Во-первых, ткань и нитки должны отрываться руками. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы обереговой куклы касались ножницы, это «порежет» всю положительную энергию. Во-вторых, нитки нужно использовать красного цвета, так как это цвет силы и защиты. И, в-третьих, изготавливая оберег, необходимо думать только о хорошем, представлять, как малыш будет улыбаться и радоваться, играя с такой куколкой.

Итак, надеюсь, настрой у всех позитивный, поэтому приступим!

Технология изготовления куклы :


- на ладонь кладём квадрат белой ткани, в середину квадрата помещаем ватный шарик


- формуем головку, туго затягиваем и закручиваем ниткой, завязываем 3 узелка, нить обрываем;


- берем квадрат разноцветной ткани, кладем перед собой лицевой стороной; - кладем ровно по центру нашу куколку – будем делать сарафанчик; - накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой.


Получается, что головка прячется внутри юбочки; - закрепляем юбочку также ниткой, завязываем на три узелка; - опускаем юбочку; - повязываем на головке «по-деревенски» ленточку (узлами назад); - накрываем головушку кукле платочком, для этого берем треугольник разноцветной ткани, подгибаем большую сторону треугольника на 5-7 мм.


- укладываем куколку головой на серединку платочка, укрываем ее с одной стороны и с другой, завязываем также ниточкой на три узелка; - расправляем кукле юбку, ленты и голову.


Кукла готова!

А вот так ребята старались и делали, и вкладывали душу в свои куколки.



Спасибо всем за внимание!Играйте в куклы вместе!

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мастер-класс «Народная кукла» Народная кукла - Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме,.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла»

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик»

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.

Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.


С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.

Народные промыслы и ремесла

Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.


На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.


Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.


Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом «гардероба» каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!


Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.


Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

  • «На счастье», — это женский талисман
  • «Семья», — помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
  • «Крупеничка», — символ достатка
  • «Желанница», — помощница в осуществлении задуманного
  • «Травница», — защищает дом и создает уют.


Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.


Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.


Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.


Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.


Глиняные поделки

Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.


Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.


Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 — 700 градусов.


Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, — краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.


Соломенные шедевры

Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.


Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.


Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.


Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.


Игрушки из дерева

Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.


Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.


Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Мастер класс для детей старших и подготовительных к школе групп «Русская народная игрушка»

Цель: сформировать знания о старинном способе изготовления игрушек , прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Задачи: научить мастерить тряпичную куклу кувадку. Совершенствовать трудовые навыки : сворачивание, скручивание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Словарная работа: оберег, кувадка.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Расселись удобно? Вот и хорошо.

А вот для чего я вас сегодня пригласила к себе в горницу, вы узнаете, отгадав загадку.

Я хорошая игрушка –

Каждой девушке подружка.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

- Совершенно верно, это кукла. Ребята, скажите, а из чего делаю кукол? (ответы детей). Какие вы все молодцы.

- Но я вам расскажу о первой славянской кукле, с которой встречался человек в нашем мире, была обереговая кукла Кувадка (показ куклы). Скажите, а кто знает, что такое оберег? (ответы детей). Правильно, оберег оберегал людей от не счастья.

А эту куклу делали для оберега младенца. Когда еще ребенок не появился на свет отец семейства «играл» с Кувадками и отвлекал нечисть. Злые силы вселялись в тряпичные куклы и оставались там навсегда. Затем этих кукол сжигали в печи. А после рождения ребёнка, вновь делали кукол Куваток, но уже для того что бы оберегать ребенка.

-ну. Что ребята, устали слушать мои рассказы? Давайте маленько отдохнем, а после я вас научу делать куклу Куватку, что бы он вас оберегала.

Физминутка "Кукла"

Я хожу, хожу, хожу,

(ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу!

(полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.

(потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).

Для работы нам понадобятся лоскутки ткани разных цветов. И резиночки, которые мы будем использовать в место ниток. В изготовлении кукол ножницы не использовали, поэтому они нам не пригодятся.

Для работы нам нужны два кусочка ткани. Я вам уже подготовила кусочки ткани нужного размера. Один прямоугольник размером с ладонь, а другой квадрат.

Начнём с изготовления рук. Для этого возьмём квадратную заготовку, загнём противоположные стороны и свернём в трубочку так, чтобы края были спрятаны внутрь. Затем определим положение ладошек и перевяжем резиночкой. При этом наши предки считали число 3 магическим, поэтому при изготовлении кукол обматывали три витка, и делали три узелка.

Приступаем к изготовлению туловища. Возьмите второй кусок ткани и сверните его внутрь по длинным сторонам. Сложите эту заготовку пополам. Отступив небольшое расстояние, сформируйте голову. Перевязав это место резинкой. Под это место подложите уже готовые руки, и с помощью резинки определите место пояса, обмотав куклу. Можно привязать к голове нить для того чтобы можно было подвесить куклу.

- Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя. Ребята, скажите, вам понравилось у меня в гостях? Что вы узнали нового? И что больше вам понравилось (ответы детей)

Читайте также: