Мастера филимоновской игрушки известные

Обновлено: 14.05.2024

В 1968 году окончила Абрамцевское художественно – промышленное училище, отделение «художественная керамика». С 1982 года работа в Тульском творческо-производственном комбинате. В настоящее время преподаватель в Школе глиняных народных промыслов при ММК «Заречье Плюс». Лепке и росписи филимоновской игрушки училась у старейших.

Гончарова Анна Вячеславовна

Потомственная мастерица в пятом поколении по женской линии, праправнучка известной филимоновской мастерицы Авдотьи Григорьевны Дербеневой (Горюнова) (1881-1959), правнучка мастерицы Антонины Ильиничны Карповой (Дербенева)(1910-1983), внучка Марии Николаевны Марченковой (Карпова) (1933 г.р.), дочь Аллы Ивановны Гончаровой (Марченкова) (1961 г.р.).

Гончарова Алла Ивановна

Потомственная мастерица, правнучка Дербеневой А.Г., внучка старейшей игрушечницы А.И. Карповой, дочь мастерицы М.Н. Марченковой.

Кехаиди Платон Константинович

В 2003 году окончил агрономическое отделение Тимирязевской Академии. С 2005 по 2009 году – аспирант института им. Вильямса (г. Москва). С детских лет лепил игрушку под руководством мамы - Елены Ивановны Кехаиди и учился гончарному мастерству у отца - Константина Николаевича.

Кехаиди Константин Николаевич

В 1980 году окончил Абрамцевское художественно – промышленное училище, отделение «художественная керамика». С 1980 по 1986 год – работал художником по фаянсу Семикаракорского промышленного комбината Ростовской области. В 1987 переезжает в Одоев. С 1987 года по настоящее время преподает изобразительные дисциплины в Одоевской детской школе искусств.

Левитина Ирина Константиновна

В 1983 году окончила Абрамцевское художественно – промышленное училище, отделение «художественная керамика». С 1984 года работает в Одоеве. Училась лепить и расписывать филимоновскую игрушку у прославленных мастериц Е.К. Евдокимовой, Е.И. Лукьяновой и молодой Е.А. Орловой.

Масленникова Валентина Николаевна

Потомственная мастерица, дочь известной филимоновской игрушечницы А.И. Дербеневой. С детства училась в своем доме лепить и особенно тщательно расписывать игрушку. С 1989 года работает самостоятельно.

Мишина Галина Валерьевна

В 1982 году закончила Тульское областное культпросвет училище. В 1988 году – Рязанский филиал Московского Государственного института культуры. Изучением промысла филимоновской игрушки занимается с 1989 года. Приемам лепки обучалась у народного мастера СССР Шаповаловой Татьяны Алексеевны.

Орлов Роман Вячеславович

Потомственный мастер, правнук известной филимоновской мастерицы А.И. Дербеневой, внук мастерицы В.Н. Масленниковой, сын Орловой Е.А. С раннего детства впитывал азы семейного ремесла. В 2004 году окончил художественное отделение Тульского музыкального училища им. Даргомыжского. В настоящее время работает в Музее Филимоновской игрушки в Одоеве.

Орлова Елена Алексеевна

Потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастериц А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербеневой, дочь мастерицы В.Н. Масленниковой. В 1980-1983 гг. работала в мастерской филимоновской игрушки на заводе «Кислотоупор» г. Щекино под руководством А.И. Дербеневой. В 1984 году переехала в Одоев с целью возрождения филимоновского промысла.

Палевская Елена Михайловна

Лепке и росписи филимоновской миниатюры училась у старейших игрушечниц Е.К. Евдокимовой, Е.И. Лукьяновой и мастерицы А. И. Гончаровой. В 1996 году окончила Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 2007 года руководит собственным производством «Сувенирная лавка и М».

Денисова Римма Васильевна

Шаповалова Татьяна Алексеевна

Кулешова Елена Николаевна

В промысле с 1984 по 1990 гг. Пришла в группу мастеров, созданную Денисовым Николаем Васильевичем. Основам мастерства училась у своей подруги Орловой Елены Алексеевны.

Представляем вам уникальную семью мастеров филимоновской игрушки, единственную семью на промысле, все члены которой являются мастерами филимоновской игрушки — Народный мастер России Елена Алексеевна Орлова, ее мама — Масленникова Валентина Николаевна, супруг Елены — Владимир Першин и ее сын — Роман Орлов. В родословной этой семьи потомственных мастеров имена лучших филимоновских мастериц.

Родными бабушками Елены Алексеевны были Александра Федоровна Масленникова и Анна Иосифовна Дербенева, «двоюродной» бабушкой была Лукьянова Евдокия Ильинична (она приходилась золовкой А.И.Дербеневой и крестной Валентины Николаевны). Именно Е.И.Лукьянова и ее подруга Е.К.Евдокимова когда-то в трудные для промысла годы сохранили филимоновскую дель, дали ей второе дыхание, возродили промысел вместе с замечательным художником, энтузиастом этого возрождения Денисовым Николаем Васильевичем.

Народный мастер Масленникова Валентина Николаевна (1936 г.р.)

Потомственная мастерица, дочь известной потомственной мастерицы А.Ф.Дербеневой. Плодотворно работает на промысле, создаёт игрушки в своем неповторимом стиле, близком по манере лепки и росписи к работам мастериц, работавших в 50-60-е годы. Ее работы всегда узнаваемы по своеобразной лепке — лаконичной, строгой и композиционно выверенной. В росписи ее манера изящна, графична и находится в гармонии с пластической формой изделия.


Народный мастер Першин Владимир Борисович (1960 г.р.)

Народный мастер, занимается лепкой филимоновской игрушки с 1987 года. Создает замечательные работы, отличающиеся чистотой традиционного стиля, прекрасной пластикой, выверенной в пропорциях и верно найденными силуэтными линиями. Роспись его игрушек всегда безупречно точна и гармонична.


Народный мастер Орлов Роман Вячеславович (1982 г.р.)

Народный мастер, окончил художественное отделение Тульского музыкального училища, в настоящее время работает в Музее Филимоновской игрушки в Одоеве. Молодой художник, прекрасно освоивший традиции пластики и росписи, достойный потомственный мастер и продолжатель дела своей семьи. В своих работах стремится к поиску новых форм и образов, гармонично сочетая традиции и новаторство.


Народный мастер Елена Алексеевна Орлова (1963 г.р.)

Имеет звание Народный мастер филимоновской игрушки, которое она получила в 18 лет в 1981 году, с 1990 года является членом Союза художников России, а также носит высокое почетное звание Народный мастер России. Она является участником всех крупнейших Всероссийских художественных выставок. Свое мастерство и умение Елена Алексеевна впитала от своих бабушек и мамы, училась у них с детства и пробовала свои силы под их чутким присмотром. Сейчас Елена Алексеевна — зрелый мастер, со своим художественным почерком, известный художник и одна из ведущих мастериц филимоновского промысла. В своем творчестве она достигла подлинных вершин мастерства, ее работы говорят сами за себя, демонстрируя уникальный сплав традиции и авторской индивидуальности.

Работы Елены Алексеевны Орловой находятся в собраниях: Государственного Русского музея, Тульского художественного музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея филимоновской игрушки (открыт в 2009 году) Фонда народных художественных промыслов, Музея игрушки «Забавушка»( Общества любителей народного искусства «Традиция», г. Москва), Сергиево-Посадского Музея игрушки, Музея свистульки г.Чезуна (Италия). В том числе во многих частных коллекциях в России и за рубежом.

Слово мастеру

Елена Алексеевна Орлова рассказывает о себе, о творчестве и о промысле.

«Всю жизнь училась у мастеров, у своих бабушек. С рождения жила рядом с этими игрушками, постоянно видела, как их расписывает бабушка. Всю свою сознательную жизнь видела, как лепят, красят, сама пробовала, училась у старших. В 18 лет стала Народным мастером филимоновской игрушки, потом членом Союза художников России. Да, все азы игрушки можно изучить в учебном заведении, но чтобы стать настоящим мастером, надо учиться у мастеров индивидуально. Конечно, кто учится этому ремеслу, постигает умение делать роспись, делает зарисовки, копирует — тот сумеет сделать хорошую роспись.

Но на самом промысле так никогда не делали и я так не делала. Сразу училась расписывать саму игрушку. Когда делаю роспись, чувствую какой узор «просится» на игрушку, но люблю и «экспериментировать» с росписью и сюжетами. Стараюсь вводить в промысел новые сюжеты, чтобы ремесло жило и развивалось. Сама глина, природа подсказывает новое, все оттуда. Мастера, которых я знала, были сама Поэзия, были людьми с поэтической, художественной натурой. А сама, когда делаю игрушку о многом думаю, вспоминаю детство, самые яркие моменты, своих родных. Больше люблю лепить, чем красить. В лепке больше фантазии, творчества, в этом я похожа на бабушку Анну Иосифовну Дербеневу, она тоже любила повторять: «Все лепила бы, лепила, а расписывал бы кто другой». Мне трудно судить о том, врожденное ли у меня «чувство формы», интуиция это или обучение. Все мои предки занимались филимоновской игрушкой, я жила с этим, но и приобретала тоже. А что важнее — традиция или свобода? Скажу, что и то и другое. Традиция — это основа, свобода — это развитие.

В жизни промысла должны появляться новые сюжеты, новые формы, особенно для детей. У них сейчас много информации, большие требования ко всему, появляется спрос на другие игрушки и в жизни промысла должны появляться новые игрушки. Детей сейчас обучают нашему ремеслу, например, в Тульских школах искусств, в Одоеве в школе искусств, мы проводим мастер-классы, также в Поленовском музее они ежегодно бывают в августе-сентябре. Внучка Анечка растёт среди наших игрушек, любит сама что-нибудь слепить или покрасить. Возможно, со временем она тоже унаследует наше семейное дело.

Среди игрушек промысла есть такие новые работы, что кажется — им уже тысяча лет, так они влились в промысел и понравились мастерам. Мастера друг у друга перенимают находки, так как и было раньше. Мои игрушки тоже были восприняты промыслом — «Карусель», «Свинка», «Емеля на печке», «Птица-горлица». Секретов про игрушку не держу, все что знаю и умею — отдаю людям. По молодости казалось, что ты уже настоящий мастер, а сейчас кажется, что надо еще учиться и совершенствоваться».

Игрушки дошедшие к нам через века. Вот уже 140 лет в окрестностях Тулы появляются на свет яркие, звонкие детские игрушки — свистульки, вошедшие в историю народного искусства под названием филимоновские. Необычный облик этих странных фигурок не изменяется вот уже полтора века. Народная крестьянская их основа не «прогнулась» под давлением новых вкусов и запросов покупателей.

«Все также тянут вверх свои стройные шеи сказочные филимоновские животные, видимо, стараясь разглядеть свое будущее; барыни все также гордо несут свои маленькие головки в изящных шапочках и кружат узорчатые юбки, а их кавалеры-солдаты скачут на маленьких лошадках за ускользающим счастьем»

Современные мастера филимоновской игрушки — наследники древних традиций. Филимоновские мастера продолжают традиции старых крестьянских мастеров. Именно потомственные мастера, выросшие и освоившие мастерство в семьях, являются главными хранителями и продолжателями дела своих предков. Мастера филимоновской игрушки сумели сохранить в своем творчестве идеалы добра, глубокой искренности и чистоты помыслов. Мастера создают очень простые вещи — детские игрушки — свистульки, фигурки животных и людей, декоративные изделия, но они несут детям и взрослым радость, красоту, праздник, в них заключено тепло человеческих рук и сила родной земли.

Православный дар — филимоновская народная игрушка. Такие добрые рукотворные детские игрушки, как добрая мудрая сказка или святочный рассказ, способны благотворно повлиять на формирование души ребенка, а взрослому подарить воспоминания о детстве, умиротворить душу, наполнить ее душевной радостью. Не это ли достигается и в теплой молитве и мудром слове пастыря? Значит и простая игрушка может стать духовным православным даром, если она создана православным мастером с чистыми помыслами и высоким внутренним душевным настроем. Филимоновская народная игрушка никогда не вызовет у ребенка агрессивности, не будет раздражать его пустозвонством фантазии, не испугает своей цветовой, звуковой и пластической дисгармонией. Филимоновские изделия из глины ручной работы очень пластичны по форме, гармоничны в росписи, мелодичны в звучании, имеют выразительный художественный образ и дарят радость детям и взрослым.

Что такое филимоновская глиняная игрушка?

  • Веселые добрые персонажи, выполненные в трогательной, наивной и обаятельной манере.
  • Звонкие свистульки, приносящие радость и весёлый смех Вашему ребёнку.
  • Яркая фантазия, сказочность, поэтизация окружающего реального мира.
  • Необычные животные, украшенные яркими узорами.
  • Добрый юмор в изображении людей и животных.

Уникльные качества филимоновских игрушек:

Рукотворность | Природный материал| Продуманность формы и размера игрушек.

© «ХРАМ и СЛОВО», 2022.
© Идея, Концепция, Содержание. «Храм и Слово», 2013.
Создание сайта — web-студия “ Scrofa Tridens ”.

филимоновская игрушка- коровы

П.И.Илюхина.Корова. А.Ф.Масленникова.Корова. Конец 1960-х гг.

Загадочный мир филимоновских игрушек един и многолик в то же время. Его единство рождено одной художественной традицией, индивидуальные манеры как будто растворяются в общих чертах местного стиля. Однако эту традицию развивали и варьировали многие мастерицы, каждая в меру своих творческих способностей.

филимоновская игрушка

А.Г.Карпова. Доярка скоровой.Конец 1980-х гг. Е.К.Евдокимова. Всадник на трехголовом коне. 1981г.

Создатели игрушки – это династии Масленниковых, Карповых, Дербеневых, Евдокимовых, Зайцевых. До наших дней самобытный стиль филимоновской пластики дошел в работах уроженок деревни, старейших мастериц, заслуженных художниц РСФСР: А.Г.Зайцевой (1897 – 1985), А.И.Карповой (1910 – 1983), А.Г.Карповой (1911 – 1992); членов Союза художников СССР: А.Ф.Масленниковой (1910 – 1970), А.И.Дербеневой (1909 – 1990), Е.К.Евдокимовой (1912 – 1993), Е.И.Лукьяновой (1912 – 2002). Это они во второй половине XX века дали новую жизнь древнему игрушечному промыслу и принесли ему широкую популярность. Их творения неизменно пользовались успехом не только на местных ярмарках, но и на художественных выставках разных рангов, как областных, так и международных, музеи и коллекционеры приобретали их как ценнейшие экспонаты народного творчества.

филимоновская игрушка - коровы

Е.И.Карпова. Коровы. конец 1960-х гг.

Особенно великолепны сохранившиеся в музеях и частных коллекциях игрушки Александры Федоровны Масленниковой. Она любила лепить животных. Ее коровы воплощают своеобразную красоту, наивность и горделивое кокетство. Иной пластикой отличаются коровы Елены Ивановны Карповой. У ее коровок короткие ноги и головы с тяжелыми большими рогами, налепы вокруг глаз напоминают очки. Основные цвета росписи - желтые и темно-синие; полосы перемежаются орнаментальными мотивами.

филимоновская игрушка

А.Г.Зайцева.Петух.1983г. А.Г.Карпова.Петух.1968г. Е.А.Орлова.Пастух.1983г.

В игрушках Александры Гавриловны Карповой своеобразно сочетаются грубоватость и изящество, все ее игрушки вытянутых, удлиненных пропорций. Роспись классическая для Филимонова – полоски; несколько сумрачный колорит– малиновых, темно-зеленых и лиловых оттенков.

Антонина Ильинична Карпова большое внимание уделяет лепке. Ее фигурки обладают выразительными линиями силуэта, тонко проработанной моделировкой объемов. Роспись их яркая, многоцветная. Особый творческий почерк у Анны Иосифовны Дербеневой: строгая фронтальность игрушек часто нарушается, присутствуют новые мотивы в орнаменте.

В Филимонове сейчас уже нет старых мастериц, а на месте самой деревни возводятся дачи и коттеджи. Но в Туле и Одоеве живут и работают потомки нескольких знаменитых игрушечных династий: А.И.Гончарова (внучка А.И.Карповой, правнучка А.Г.Дербеневой), Е.А.Орлова (внучка А.И.Дербеневой и А.Ф.Масленниковой), которые приобщили к лепке игрушек своих детей.

В 1980-х годах в г.Одоеве серьезно увлекся филимоновским искусством художник Н.В.Денисов, который не только сам лепил игрушку, но и привлекал к этому делу молодых учеников.

филимоновская игрушка

В поисках интересных тем для уроков просматривала свои залежи материалов по народной игрушке. Обнаружила среди них большой конспект статьи про филимоновскую игрушку. Статью читала лет десять назад в журнале «Антиквариат». Не смотря на то, что я уже писала немного о филимоновской игрушке, решила, что этот материал не будет здесь лишним.

Впервые наши современники смогли познакомиться с филимоновскими игрушками на выставке русской народной игрушки, состоявшейся в Москве в 1959 году. Стройные барыни в юбках колоколом, с тонкими талиями и изящными головками, всадники на удивительных лошадях, напоминающих жирафов, небывалые полосатые звери сразу привлекли внимание посетителей. Эти яркие игрушки с геометрическими узорами желтого, малинового, синего и зеленого цвета, сильно отличались от хорошо известных к этому времени дымковских барынь, кормилок и всадников. Они стали открытием не только для любителей русского народного искусства, но и для специалистов.

филимоновская игрушка - барыни

Очаг народного творчества в деревне Филимоново, который после десятилетий забвения вновь затеплился в 1950-е годы, был обнаружен сотрудниками НИИ художественной промышленности во время экспедиционного обследования Тульской области. Несколько пожилых мастериц в расположенной вдалеке от дорог деревне вспомнили – очевидно под влиянием успехов дымковских умелиц и возникшего в те годы общего интереса к народному искусству – полузабытое уже ремесло лепки игрушек.

филимоновская игрушка - конь, лось, корова

Филимоновские творения выглядят гораздо архаичнее дымковских, что и породило ошибку в проспекте выставки 1959 года, где были неправильно указаны даты их создания: «VIII – XX века». На самом же деле, филимоновские игрушки, представленные в экспозиции, были выполнены тогда же в 50-е годы XX века, но в их формах, орнаменте можно проследить тысячелетнюю традицию. Очень похожие фигурки из глины (X – XI век) были найдены археологами при раскопках в Киеве. Силуэты филимоновских игрушек напоминают рисунки старинных народных вышивок из северных областей России.

филимоновская игрушка - кувшинчик

Более того, некоторые специалисты сравнивают формы и роспись филимоновских изделий с доисторическими рисунками пещер Сахары или видят в них сходство с индийской народной пластикой. Однако наибольшее сходство по лепке и по росписи филимоновские игрушки имеют с древнегреческой терракотовой скульптурой. Так или иначе, ясно одно – они созданы в соответствии с теми глубинными закономерностями творчества, которые сближают порой даже очень отдаленных и географически и по времени художников.

филимоновская игрушка - барыня

Более знакомая широкому кругу зрителей дымковская игрушка таких ассоциаций не вызывает, напротив, она воспринимается как типично русское явление, вроде матрешки и балалайки. Образное различие произведений из двух центров – Дымкова и Филимонова – можно объяснить и тем, что если вятские мастерицы испытали на себе сильное влияние города, то Филимоново на протяжении всей своей истории оставалось глухой деревней, лежащей вдали от дорог. К концу XIX века изделия многих народных промыслов, и дымковского в том числе, стали декоративными сувенирами, уйдя далеко от своих древних прототипов. Филимоновская же игрушка продолжала оставаться крестьянской по своему существу потому, что ее создатели были крепко связаны с деревенским трудом, с землей, и воспринимали мир на рубеже XIX и XX веков точно так же, как и их предки в древние времена. Однако далеко не всему находится объяснение – в истории филимоновского промысла все еще много загадок.

Как правило, изготовление глиняных игрушек неотделимо от гончарного ремесла. Когда стали заниматься гончарством в Филимонове – неизвестно. Есть предание о горшечнике Филимоне, который начал здесь «глиняное дело». Прибыл он сюда еще при Иване Грозном. От старика Филимона будто бы и название деревни пошло, и гончарное дело зародилось.

филимоновская игрушка - коза, доярка с коровой

Однако, судя по всему, филимоновская игрушка явно связана с более глубокими пластами истории. Безусловный факт, что филимоновский промысел возник на территории бассейна Оки, где в древности обитали племена вятичей. Поэтому можно предположить, что в облике глиняных фигурок из Филимонова закрепились черты племенной магии. Ведь известно, что в далекие времена практически повсеместно глиняные фигурки носили культовый характер, а затем они утратили свое религиозное назначение, став любимой детской забавой или украшением жилища.

Самые ранние сведения о промысле относятся лишь ко второй половине XIX века, когда он уже приобрел черты развитого производства, а деревня Филимоново была известна своими гончарами и «свистулечницами» далеко за пределами Одоевского района. Тогда семьдесят пять из ста деревенских домов кормились гончарством; семейным делом была и лепка игрушек. Земля здесь скудная, без подсобного промысла невозможно было выжить. А вот богатые залежи хорошей глины нескольких сортов способствовали развитию гончарного и игрушечного ремесла.

Кстати сказать, все, кто когда-либо побывал в Филимонове, отмечают великолепие пейзажа в этом районе. Деревня расположена в прекрасной местности, пересеченной живописными оврагами, поросшими орешником. Особенно красива здесь река Упа, в водах которой отражаются вековые ивы. Нет сомнений, что красота здешней природы сыграла не последнюю роль в развитии у филимоновских мастериц высокого чувства прекрасного.

Так же как и в других районах производства керамики, мужчины здесь занимались «настоящим» делом – тянули на гончарных кругах горшки, кринки, печные трубы, изготавливали черепицу. А лепка игрушек, которая, как и везде, считалась чем-то второстепенным, не заслуживающим серьезного внимания, была уделом женщин. Девочки начинали работать рано, с 5-6 лет. Они посвящали лепке игрушек все свободное от сельскохозяйственных работ время – занимаясь этим с поста и до Пасхи целые дни.

филимоновские мастерицы

Игрушечное ремесло приносило семьям неплохой доход. За сезон мастерица изготовляла две-три тысячи игрушек, которые продавались по цене 3-7 копеек за штуку. Таким образом девушки не только помогали семьям, но и готовили себе приданое.

Зарабатывали филимоновские девушки иногда поболе мужчин-гончаров, а потому считались завидной партией и были самыми разборчивыми невестами.

NB Так как материал про филимоновскую игрушку получился довольно объемный, я разбила его на три части. Постараюсь в ближайшее время опубликовать остальные.

Читайте также: