Математические игрушки для школьников

Обновлено: 04.05.2024

Простейший пазл в виде разрезанного на дольки арбуза — увлекательная игра, которая поможет ребёнку освоить основы счёта. Прежде всего это понятие «больше — меньше». Ведь дольки различаются по ширине. Предложите ребёнку разложить их от самой маленькой до самой большой. А теперь подсчитайте семечки и разложите их по долькам. Если ребёнок знает, как выглядит та или иная цифра, можно несколько усложнить задачу. Например, назвать «соседей» цифры 6, других цифр. Игра подходит и для младших школьников, так как позволяет понять основы деления и умножения. Например, разложить 10 семян в два ряда по пять штук. Или разделить арбуз между пятью гостями (пофантазируем и представим себе, что дольки одинаковые).

Весёлое лото от компании «Лас Играс»

Считаем, фантазируем, повторяем азбуку

Настоятельно рекомендую эту игру родителям, которые занимаются подготовкой ребёнка к школе. «Жители» яркой коробки — цифры от нуля до пяти, а также буквы. Причём согласные окрашены в синий цвет, а гласные — в красный. Всего предусмотрено восемь вариантов игры, так что скучать не придётся. Самый простой вариант: ведущий вытаскивает наугад букву, а игроки закрывают жетонами картинки с предметами, названия которых начинаются с неё. Например, «А» — арбуз, «Б» — бегемот (по желанию его можно и гиппопотамом назвать). Бонус: жетоны можно использовать как элементы мозаики и выкладывать из них картинки. Вы не просто повторяете буквы и цифры с малышом, но и учите его нестандартно, творчески мыслить. И всё это — в игровой форме, ненавязчиво. Всего предусмотрено восемь вариантов игры, поэтому вы не заскучаете.

Волшебный домик от SmileDecor

Для любознательных

Счёт — это скучно? Игра SmileDecor, или «Логодомик», — доказательство того, что это не так. Начать можно с самого простого: сколько этажей в доме? Сколько окошек синего, красного или какого-либо другого цвета? Справившись с простейшими заданиями и постепенно переходя к более сложным логическим задачам, малыш будет гордиться своими результатами. Для детей постарше есть задания поинтереснее. В комплекте предусмотрено шесть карточек с различными изображениями. Вставьте одну из них в домик и попросите ребёнка назвать тот или иной предмет. Каждую правильно названную картинку закрывайте цветными окошками. Справились с задачей? Отлично! Теперь попросите малыша вспомнить, какие изображения были на карточках. Игра отлично подходит для изучения дошкольниками звуков. Например, назвать (и, соответственно, закрывать) окошками картинки со звуком «П»: пила, плот, пеликан, пирожное, напиток и так далее. Возможностей у игры множество: знакомство с основами счёта, цифрами, звуками, запоминание цветов и оттенков, новых слов — и это далеко не предел. Взрослея, ребёнок открывает для себя всё новые возможности. А чтобы было ещё интереснее, можно меняться с малышом ролями: пусть он придумывает новые задания сам.

«Умные колокольчики»: звуки и цифры от IQ-ZABIAKA

Можно и пошуметь

Набор «Умные колокольчики» — это четыре разноцветных колокольчика из металла с разным звучанием. Ребёнок получает первые представления о громкости звука, тренирует чувство ритма. Заодно малыш запомнит цвета и начнёт осваивать счёт. Кроме колокольчиков в наборе есть карточки с картинками и цифрами. Например, крокодил, над которым написана цифра 2. Нужно выбрать колокольчик такого же цвета (зелёный) и прозвонить столько раз, сколько указано в карточке. Игра простая, но очень полезная. Тренировка счёта, логики и цветовосприятия — и всё это одновременно.

«Дубль»: цифры от «Лас Играс»

Ищем совпадения

Главная цель этого набора — тренировка внимания. Больше всего мне нравится, что играть можно как вдвоём, так и всей семьёй. Попутно ребёнок знакомится с изображениями цифр и математических знаков. Выигрывает тот, кто быстрее всех отыщет совпадение изображений в своих карточках с верхней картой колоды. Нашёл совпадение — кричи «Дубль!» как можно быстрее, а то другие игроки могут опередить. Игра заканчивается, когда просмотрены все карты колоды. Теперь можно подвести итоги: кто оказался самым быстрым, самым внимательным и лучше всех знает названия цифр.

IQ-игра с прищепками «Весёлый счёт» от IQ-ZABIAKA

Считай котят, крути барабан

Ещё один подарок для юных математиков. Колесо, разделённое на 10 секторов, картинки с мордочками енотов и прищепки двух цветов. Всё предельно просто: раскручиваете колесо и смотрите, на какой сектор с цифрой указывает стрелка. Теперь остаётся выбрать картинку с нужным количеством енотов и прикрепить её к сектору колеса. Выиграл тот, кому удалось прикрепить все картинки правильно.

Если вы уже скачали полезные приложения, которые нам советовал учитель математики в «Хорошколе» и основатель проекта «Математические тропинки» Александр Маркеллов, то самое время присмотреться и к простым математическим играм. Замечательно то, что они пригодятся и на прогулке, и в пробке, и субботним вечером.

1. «Сигналы»

Возраст: 3–5 лет

Развивает навыки счета и умение концентрировать внимание.

Это игра для самых маленьких, и она очень приятная, потому что в неё легко играть в дороге или на улице. Когда вы идете за руку с ребёнком, вы просто нажимаете ему на ладошку, а он должен посчитать, сколько раз вы нажали. Потом можно поменяться.

2. «Тогда подпрыгни!»

Возраст: 6–10 лет

Особенно хорошая игра, когда вы с ребёнком куда-то идёте пешком и надо его развлечь. Игра скорее на внимание, но что-то о свойстве чисел она тоже сообщает. Правила простые: чётное — хлопни в ладоши, делится на три — подпрыгни, а если в числе есть 7 — скажи «Улюлю». Чем больше признаков нужно отслеживать, тем сложнее игра.

3. «Муха»

Возраст: 6–14 лет

Развивает внимание и пространственное мышление.

Для объяснения игры нам понадобится нарисованный квадрат 3 на 3. В центре квадрата нужно поставить точку, она будет «дрессированной мухой». Вы даёте мухе команды «вверх», «вниз», «вправо», «влево», она их выполняет.

После того как вы объяснили правила, нужно попросить ребёнка представить поле и муху на ней. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении перемещаться. Ребёнок должен представить себе эти передвижения. Если муха вышла за пределы поля, он должен хлопнуть — это значит, что он поймал ее и это его победа. А если не хлопнул, то муха улетела и выиграли вы. После каждой партии стоит меняться ролями.

Изменение уровня сложности. Можно делать поле больше или вообще превратить его в объёмное. Например, куб 3×3 х 3. Также можно давать серии команд без пауз. Например, вниз — вверх — вправо — вниз.

4. «Данетки» с математическими понятиями

Возраст: 6–12 лет

Развивает категоризацию понятий.

Вы загадываете любое математическое понятие. Например, «круг» или «число 10». А ребенок задаёт вопросы, на которые вы можете ответить либо «да», либо «нет». Тут, конечное, бесконечные возможности по уровню сложности.

5. «Быки и коровы»

Возраст: 7–99 лет

Развивает логическое мышление

Это игра в отгадывание чисел. Участники игры задумывают четырёхзначные числа и записывают их на своих листах. Все цифры, входящие в состав загадываемых чисел, должны быть разными от 1 до 9. Задача игроков —определить число соперника, задавая вопросы по очереди. Задать вопрос — значит назвать какое-нибудь четырехзначное число, все цифры которого разные.

Если задуманное и названное числа имеют общую цифру, стоящую на одном и том же месте, то такая ситуация называется «Быком» (обозначается «Б»).

Например: задумано число 5739, противник называет число 1234. Цифра «3» и в первом числе, и во втором стоит на третьем месте. В этом случае даётся ответ «Один бык» («1Б»).

Если задуманное и названное числа имеют одинаковые цифры, но стоят они на разных местах, то такая ситуация называется «Коровой» (обозначается «К»).


Как увлечь ребёнка математикой. Советует Людмила Петерсон

Например: задумано число 5739, противник называет число 3456. Цифры «3» и «5» совпадают, но стоят на других местах. В этом случае даётся ответ «Две
коровы» («2К»).

Услышав вопрос, игрок должен внимательно сверить его с задуманным числом и правильно назвать количество «быков» и «коров». Победителем считается игрок, сумевший отгадать число соперника за меньшее количество вопросов. Чтобы не было споров, записывайте не только ответы соперника, но и в отдельном столбике ваши ответы ему.

Пример игры, когда игрок задумал число 2534.


Изменение уровня сложности: чтобы было проще, можно загадывать трёхзначное число или использовать только цифры от 1 до 5.

6. Крестики-нолики 5 на 5

Возраст: 7–12 лет

Развивает логическое и пространственное мышление.

Игровое поле — квадрат 5 на 5 клеток. Играют двое. Первый ставит крестик в любой клетке, второй — нолик. Выигрывает тот, кто поставит три в ряд по горизонтали, по вертикали или по диагонали.

Изменение уровня сложности: есть 3D — крестики-нолики, также поле может быть бесконечно большим.

7. «Угадай число»

Возраст: 8–99 лет

Развивает логическое мышление.

Думаю, практически все играли в эту игру. Вы загадываете любое число от 0 до 100 (диапазон можно варьировать в зависимости от возраста). Ребёнок должен его отгадать за наименьшее количество попыток. После каждого предположения вы говорите, больше ваше число или меньше.

Важно, чтобы ребёнок сам нашёл самый эффективный способ угадывать, — это не очень сложно (разбивать на равные диапазоны, то есть 50, 25, 13 и т. д.). Поэтому, когда вы меняетесь ролями, лучше угадывать число с помощью неправильной стратегии.

Изменение уровня сложности: можно договориться, что у вас есть одна или несколько возможностей соврать. Задача становится сразу куда сложнее, стоит разрешить записывать ответы и рассуждать вместе.

8. «Чёрный ящик»

Возраст: 8–99 лет

Развивает логическое мышление и способствует пониманию зависимостей.

Вы загадываете какую-нибудь функцию. Например, х + 6. Ребёнок говорит вам число, например 5. Вы подставляете его число в вашу функцию: 5 + 6 = 11, и говорите ему ответ — 11. Потом ребенок говорит другое число. Например, 9, вы отвечаете ему, что у вас получилось. В нашем случае это будет 9 + 6 = 15. Ребёнок должен угадать, что вы делаете с его числом, то есть понять, какую функцию вы загадали. Потом можно поменяться.

Изменение уровня сложности: можно загадывать очень разные функции, например х ⋅(х — 1), а еще если ребёнок старше 6–7-го класса, то можно строить график по этим точкам и заодно увидеть свойства графиков функции.


9. Признаки делимости

Возраст: 9–13 лет

Это не то чтобы игра, но я сам в детстве любил так делать. Есть интересные признаки делимости. Например, если разность суммы цифр на чётных местах и суммы цифр на нечётных местах делится на 11, то и число делится на 11. Или, по-другому, если знакопеременная сумма цифр делится на 11, значит, и само число делится на 11. Или если сумма цифр делится на 9, то и все число делится на 9.

Я искал числа на улице и проверял, на что они делятся. Например, мне нравилось проверять, делится ли на 11 номер машины. Думаю, можно предложить так поисследовать ребенку окружающий мир и посмотреть, нравится ему или нет. Такие игры легко придумывать самим. Пока я писал текст, один из моих коллег придумал подобную игру.

Первый месяц самоизоляции подходит к концу, и фантазия родителей тоже, кажется, должна немного иссякнуть. А ведь хочется, чтобы ребёнок занимался не только весёлым делом, но и развивающим. Марина Раух, преподаватель проекта «Математические тропинки», предлагает настольные игры, которые помогут увлечься математикой и совсем не похожи на обычные уроки.

1. Геоборд, или математический планшет

Возраст: 3–9 лет

На самом деле геоборд — это скорее приспособление, а не сама игра. Он выглядит как доска для построения и создания плоских изображений, которые получаются с помощью обычных цветных резиночек. Его вполне можно изготовить и своими руками, используя кнопки-гвоздики. Сейчас это очень популярная тема, а в интернете выложено множество картотек игр с геобордом. Например, «повтори картинку» или «раздели фигуру на две равные части».


2. «Математические картины, или графический диктант»

Возраст: 5–10 лет

Благодаря этой игре развивается моторика, ребенок учится считать, ориентироваться в пространстве, получает первые навыки программирования, а также пытается контролировать и проверять себя.

В ходе диктанта ребятам нужно нарисовать графический рисунок на бумаге в клеточку, используя либо прямые линии, либо диагонали. Огромное количество примеров есть в интернете, их можно найти по запросу «графический диктант». Главное — не показывайте картинку ребенку. Согласовав первую точку, вы начинаете давать ему команды. Например, «1 клетка вверх, 2 вправо, 4 наверх». Если ребенок всё сделал правильно, у него получится исходная картинка.


3. «Попробуй запомни»

Возраст: 5–99 лет

Игра на внимательность, память и пространственное мышление. Её смысл в том, чтобы повторить как можно точнее увиденные изображения, схему, расстановку фигур.

Один из вариантов игры: начертите два поля 5 на 5 клеток. На одном в разных клетках расставьте несколько плоских фигур (монеты, пуговицы, шашки). За неимением подручного материала можно на лист с нарисованным полем положить прозрачный файл и на нём фломастером нарисовать кружочки (фигуры), таким образом расставляя их на поле. Второй игрок не должен видеть, как вы располагаете фигуры.

Затем показываете поле второму игроку, у которого есть одна минута, чтобы запомнить расположение фигур. По истечении минуты закрываете их листом бумаги. Второй игрок должен по памяти нарисовать на чистом поле всё, что он запомнил. В финале сверяем исходный лист и получившийся у второго игрока.

Начинайте с небольшого количества фишек, постепенно увеличивая их количество. Также можно расширить поле и число клеток.

4. «Парные картинки»

Возраст: 7–9 лет (в усложнённом варианте — 7–99 лет)

Название не совсем верно отражает суть игры, скорее ее стоило бы назвать «Равные значения». Цель — найти как можно больше парных карточек, разных, но с одинаковыми значениями. Можно сделать эти карточки самим (или скачать/заказать в интернете готовые), где на одной из пары, например, написано 9, а на другой — (4+5). В ходе игры ребенок ищет пару с одинаковыми значениями.

Чтобы сделать её более интересной для всей семьи, к сложению можно добавить вычитание (24–5) или деление (36:4). Для детей постарше и взрослых на карточках не обязательно писать только цифры, можно включать и формулы. Например, на одной указать «площадь квадрата», а на другой — «а в квадрате».

5. «Змейка»

Возраст: 7–99 лет

На листочке в клеточку нарисуйте квадратное игровое поле размером 7×7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (например, желтого), оставшиеся две — другого (к примеру, синего).

На игровом поле поставьте желтую и синюю точки в любом месте. Далее игроки выбирают себе один из двух цветов и берут соответствующие карандаши. Они должны рисовать змеек, начиная от точки своего цвета, по горизонтальным или вертикальным линиям клеток (по диагонали нельзя). За ход можно пройти только одну клетку, далее он переходит к другому. Змейки не должны пересекаться, и они могут проходить прямо по границе игрового поля, но только по границе чужого цвета. По границе квадрата своего цвета змейка идти не может. Кому больше некуда продлевать змейку, тот проигрывает.


6. «Ним»

Возраст: 7–99 лет

У этой старинной игры есть множество вариантов. В классическом варианте два игрока по очереди берут предметы, разложенные на три кучки. За один ход можно взять любое количество предметов (больше нуля) из одной кучки. Выигрывает игрок, взявший последний предмет.


6 лучших приложений для развития пространственного мышления

Начните играть с одной кучки камней (пуговиц, спичек, сухих макарон и т. д.). Двое по очереди берут из кучки один, два или три камня. Побеждает тот, кто берет последний. Далее можно усложнить и сделать, например, две кучки или даже больше, разрешить брать камни из разных кучек или только из одной за один ход.

Похожую игру придумал выдающийся советский математик Израиль Гельфанд. В его варианте используются две кучки камней, но брать теперь можно либо один камень из первой кучки, либо один из второй, либо два камня по одному из каждой кучки; наконец, можно не брать камни, а переложить один камень из одной кучки в другую. По-прежнему выигрывает тот, кто забирает последний камень.

7. «Математическое домино»

Возраст: 8–12 лет

Принцип игры тот же, что и в простом домино: вам понадобятся двойные карточки, на которых записаны с одной стороны цифры, а со второй — арифметические примеры. Как и в домино, выкладывайте карточки с одинаковыми значениями, приставляя их с одной стороны доминошки. Попробуйте нарисовать фишки сами, а если нет времени или желания, можно скачать такие карточки из интернета или купить готовую игру.


Примеры математического домино. Настольные игры «Умножариум» и «Арифметикум». Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

8. «Проложи маршрут»

Возраст: 8–12 лет

Нам опять понадобится лист бумаги, файлик и фломастер. Нарисуйте квадрат 5 на 5 клеток, в каждом напишите 25 случайных цифр от 1 до 9. Сверху на лист наденьте прозрачный файл. Вы заранее составляете маршрут по клеткам от верхнего угла к нижнему, в результате сложения всех цифр на маршруте получается определенное число (сумма). Её и называете ребёнку, не показывая сам маршрут. Он должен сам проложить маршрут по клеткам с цифрами, зная лишь, что начало маршрута — в верхнем углу, а конец — в нижнем и сумма цифр в конце маршрута равна определенному значению, например 65.

Для продвинутых игроков используйте любые числа в пределах 100. Этот же квадрат с разными цифрами можно использовать как источник многих задач и игр — например, зачеркнуть все четные/нечетные числа или искать пары чисел, сумма которых равна 16.

Как привить любовь к математике, научить ребёнка цифрам, счёту и развить математическое мышление? С помощью настольных игр! Они помогут заинтересовать ребёнка математикой в ненавязчивом формате. В ходе игры дети изучают цифры, закрепляют понятие больше/меньше, решают задачки – от простых примеров на сложение до умножения. Читайте статью, чтобы узнать, какие настольные игры для детей помогут в освоении математики.

Содержание

«Мой ребёнок не любит математику. Наверное, мой сын – гуманитарий». Слышали такое? Действительно, в каждом ребёнке есть врождённые наклонности, в том числе, к точным или гуманитарным наукам. Но если в первом классе ваш ребёнок залезает под парту на уроках математики или разглядывает ворон за окном, это ещё не говорит о том, что в будущем он не сможет посчитать сдачу в магазине без калькулятора. Просто, возможно, у него ещё не было увлекательных и по-настоящему цепляющих математических настольных игр? Тогда ваша задача, как родителей, – познакомить ребёнка с этим миром. А потом, не успеете оглянуться, а ваш «гуманитарий» уже выигрывает олимпиаду по математике!

Зачем нужны математические настольные игры и кому они подходят?

Начнём с очевидного – математические игры позволяют в игровой форме обучить математике, а именно, самим цифрам, сравнению, сложению, умножению, некоторым геометрическим умениям. Это нужно для подготовки к школе, но на этом потребность в математике совсем не заканчивается.

Математические игры для детей 5-7 лет

Кроме оценок, намного важнее то, что математическое мышление помогает развивать логику, структурировать мысли, использовать аналитический подход к решению повседневных задач.

Конечно, можно просто сесть с ребёнком за стол и приступить к изучению цифр. Или попросить его заучить таблицу умножения. Ну и напоследок дать целый тетрадный лист примеров. Это, конечно, тоже может сработать, но далеко не со всеми детьми, а только с очень усидчивыми и дисциплинированными. К тому же, такой подход зачастую отбивает всю охоту заниматься математикой, а интереса и любопытства не прививает точно. Математические игры, напротив, настолько захватывают детей, что они сами просят поиграть. Так они закрепляют навыки снова и снова, бросая кубики в ходилке или подсчитывая свой доход в «Монополии».

10 Свинок - настольная карточная игра, в которой весь мир вращается вокруг числа 10! Как только вы выкладываете карту, дающую в сумме с картой уже лежащей.

5*5=25 (таблица умножения, настольная игра)

Игра "Веселый счет" в занимательной форме знакомит детей с цифрами от 1 до 10, математическими знаками, учит счету в пределах 10 и сравнению количества предметов с помощью .

"Все для счета" - это раздаточный материал по математике. Карточки имеют удобные и яркие картинки. Они помогут детям закрепить навыки счета в пределах 10. На карточках изображены цифры, математические знаки и .

Все для счета-2 (раздаточный материал по математике для детей 6-10 лет)

"Все для счета-2" - это раздаточный материал по математике. Карточки имеют удобные и яркие картинки. Они помогут детям закрепить навыки счета в пределах 1000. На карточках изображены числа от .

Все для счета-3 (демонстрационный материал по математике для детей 3-8 лет)

Все для счета-3" - это демонстрационный материал по математике. Карточки дают представление о понятии цифра и число и имеют удобные и яркие картинки. Они помогут детям закрепить навыки счета в пределах .

Геометрика (настольно-печатная игра)

Геометрика - логическая игра, в которой увлекательная игровая механика сочетается с необходимостью оперировать с базовыми геометрическими понятиями.

Геометрика EXTRA (настольно-печатная игра по геометрии)

"Геометрика EXTRA" — набор дополнительных карточек к базовой игре «Геометрика», который включает более сложные геометрические понятия, новые фигуры.

Назначение игрового пособия "Играем в математику" состоит в освоении детьми цифр и умений применять их в игровой и результативной деятельности.

Игротека ШСГ 4+ Сложение и вычитание

Настольная игра "Сложение и вычитание" из серии "Игротека Школы Семи Гномов" познакомит малышей с основами арифметики и математики. В игровой форме он будет изучать простые числа.

Котосовы (карточная настольно-печатная игра по математике)

"Котосовы" - это жутко интересная игра на счёт, логику, внимательность, концентрацию и скорость реакции.

Кубики Самый, самый (сравниваем предметы по высоте, ширине, тяжести и длине)

Кубики «Самый, самый» - это весёлые кубики для тех, кто только начинает делать первые шаги в математике. Малыши научатся составлять целое изображение из частей, сравнивать предметы по величине.

Лапочки (карточная настольно-печатная игра по математике)

С помощью пособия Логика и цифры дети в возрасте от 4 до 6 лет получат представление о цифре, научатся осуществлять логические действия, выявлять отношения чисел, разделять на классы. При этом цифры используются для .

Читайте также: