Материал для изготовления игрушек для детей не исследуется на

Обновлено: 13.05.2024

Настоящие санитарно-гигиенические правила и нормы разработаны и утверждены на основании Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

СанПиН распространяется на ассортимент игрушек в соответствии с ГОСТом 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля».

Производству и реализации подлежат игрушки (игры), безопасность которых подтверждена сертификатом.

1. Требования к материалам

1.1. Для производства игрушек (игр) разрешается использовать:

сырье и материалы, включенные в Перечень (приложение 1);

другие материалы, получившие гигиеническую оценку и подтвержденные сертификатом.

1.2. Для изготовления игрушек (игр) допускается использовать производственные отходы материалов (вторичная переработка). Использование производственных отходов, поступающих с других неспециализированных по выпуску детских игрушек предприятий, допускается по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.3. Для производства игрушек не допускается применение материалов:

указанных в ГОСТе 25779-90 (п.1.3.);

натурального меха и кожи (для игрушек, предназначенных для детей до 3-х лет);

1.4. Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

2. Требования к игрушкам

2.1. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, осуществляющие производство и реализацию игрушек (игр), направляют продукцию в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для оценки и оформления гигиенического сертификата (приложение 3).

2.2. Игрушки (игры) должны соответствовать утвержденному образцу – «типовому представителю»*(1).

2.3. Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов.

2.4. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.

2.5. Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.

2.6. Уровень звука игрушки, издающий импульсный шум в качестве игрового момента (одиночный выстрел), должен быть не более 95 дБА.

2.7. В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозначения должны иметь черную окраску или черный рельеф.

Гигиенически обоснованными являются следующие оптимальные цвета для фона:

Высота букв текста в настольно-печатных играх, предназначенных для чтения детьми в возрасте до 10 лет, должна быть не менее 2,3 мм и не менее 1,75 мм — для детей старше 10 лет.

2.8. Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластификаторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества миграции (ДКМ) для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

3. Требования к производству и реализации игрушек (игр)

3.1. Предприятие должно гарантировать выпуск продукции безопасной для здоровья ребенка, подтвержденной наличием сертификата.

3.2. Устройство и санитарное содержание производственных помещений, в которых изготавливаются игрушки (игры), должны отвечать действующим «Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию» N 1042-73 МЗ СССР.

3.3. Работники, непосредственно связанные с изготовлением, контролем и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами.

3.4. На потребительской упаковке или вкладыше следует указывать возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:

от года до 3-х лет (ясельный);

от 3-х до 6-ти лет (дошкольный);

от 6-ти до 10-ти лет (младший школьный);

от 10-ти до 14-ти лет (средний школьный).

3.5. Запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.

4. Санитарно-гигиенический контроль

4.1. Контроль за соблюдением санитарных правил и норм возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на этапе постановки игрушки на производство и при ее производстве и реализации.

На этапе постановки игрушки на производство проводится гигиеническая оценка ее, по результатам которой выдается гигиенический сертификат (прил. 2).

4.2. Для гигиенической оценки должны быть представлены: нормативно-техническая документация, образцы игрушек (не менее 3-х экземпляров) и рецептура применяемых материалов. При необходимости предприятие-изготовитель представляет описание технологического процесса. Образцы и копии документов возврату не подлежат.

При рассмотрении заявки на сертификацию продукции предприятие-изготовитель информируется о сроках проведения гигиенической сертификации, видах исследования и стоимости работ.

4.3. На импортные изделия и материалы должны быть представлены сертификаты, подтверждающие их безвредность для здоровья детей.

При отсутствии или отказе от выдачи сертификата импортные материалы и изделия подлежат экспертизе органами Государственного санитарного надзора в установленном порядке.

4.4. Госсаннадзор за выпускаемыми и реализуемыми игрушками (играми) проводится:

путем выборочного контроля образцов игрушек, взятых у изготовителя или в торговле; игрушки оплате и возврату не подлежат;

в порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией совместно с территориальными органами Госстандарта России.*(2)

4.5. Надзор, проводимый органами Госстандарта и Госсанэпиднадзора России предусматривает взаимное признание результатов и испытаний.

4.6. При выявлении игрушек, не соответствующих настоящим требованиям, необходимо запретить (приостановить) производство или реализацию.

При решении вопроса о прекращении дальнейшего производства или реализации данных игрушек (игр) следует информировать вышестоящие органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие заинтересованные ведомства и организации.

4.7. Для оформления банка данных об использовании новых материалов для производства игрушек (игр) органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы обязаны ежегодно представлять в Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации данные о вновь согласованных материалах отечественного и импортного производства.

5. Лабораторные исследования

5.1. Образцы игрушек, предназначенные для исследования, должны быть изготовлены по технологии, утвержденной для их серийного производства, и представлены для исследований не раньше, чем через 10 дней, и не позже 30 дней после их изготовления.

Количество образцов, необходимых для исследования, зависит от характера и объема исследования и согласовывается заинтересованной организацией с учреждением, проводящим экспертизу. Минимальное количество – 3 образца. В тех случаях, когда изготавливаются крупногабаритные игрушки, для лабораторного исследования могут представляться отдельные детали игрушек, изготовленные по технологии, которая будет применяться при серийном производстве.

5.2. При постановке игрушки на производство образцы для исследования предъявляются предприятием-изготовителем; при выборочном или инспекционном контроле отбор образцов осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с оформлением соответствующей документации.

5.3. Органолептические исследования.

5.3.1. Игрушки из пластических масс тщательно промываются водой при температуре 37°С (без механической обработки, применения мыл или синтетических моющих средств), прополаскивают дистиллированной водой и просушивают при комнатной температуре.

5.3.2. При органолептических исследованиях образцов игрушек отмечается: внешний вид, характер поверхности (сухая, липкая, гладкая), наличие дефектов и запах.

Определение запаха игрушек (или вытяжек) проводится комиссией (не менее 5 человек) при комнатной температуре. Характер запаха отмечается описательно (посторонний, неприятный, специфический ароматический, неопределенный). Интенсивность запаха выражается в баллах в соответствии с нижеследующей шкалой (см. табл. 1).

После изучения каждой темы для подготовки к сдаче зачета по данному курсу, рекомендуется выполнить тестовые задания. Предлагаются задания с выбором одного, нескольких или со свободным ответом. Выполнив предложенные задания, проверьте их правильность, как усвоены главные теоретические положения. Переход к следующей теме возможен при правильном выполнении заданий, однако, если возникли затруднения, вернитесь к изученной теме, проработайте ее и попытайтесь найти ответ в учебнике.

Советы по подготовке к экзамену

Для сдачи экзамена по данной дисциплине необходимо посещать занятия и выполнять практические работы. Кроме того, должны выполнить тестовые задания по всем темам курса.

Студент допускается к экзамену, если по каждой теме выполнено не менее 75–80% заданий.

В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на практических занятиях, написание конспектов, рефератов, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий.

При подготовке к экзамену необходимо повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы

Экзамен проходит в устной форме по билетам, в каждом из которых два вопроса. Основная цель экзамена – выявить и оценить уровень знаний студентов по физиологии центральной нервной системы в рамках учебной программы.

«Отлично» ставится в том случае, если студент прочно и точно знает материал в заданном объёме. Понимает материал, способен самостоятельно рассуждать и делать умозаключения, основанные на анализе научного знания.

«Хорошо» ставится в том случае, если студент прочно знает материал при малозначительных неточностях (не более двух-трех). Недостаточно полно понимает материал, имеет незначительные неточности при вынесении собственных умозаключений, основанных на анализе научного знания.

«Удовлетворительно» ставится в том случае, если студент знает материал с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения. Недостаточно понимает материал, слабо выражает способность к самостоятельному суждению.

5. Фонды оценочных средств

Тест-контроль знаний студентов

1. Чаще встречается физическое развитие: А - среднее, В - выше среднего, С – ниже среднего, Д - высокое, Е - низкое.

2. Абсолютными признаками перелома костей являются: А - кровоподтек в месте травмы, В - деформация в месте перелома, С - нарушение функции конечности, Д - укорочение конечности, Е - боли при ощупывании.

3. Первая помощь при открытом переломе начинается с: А - наложение асептической повязки, В - остановка кровотечения, С - создание покоя поврежденной конечности, Д ­обезболивание, Е - транспортировка в лечебное учреждение.

4. Показанием к наложению жгута является: А - носовое кровотечение, В - венозное кровотечение, С - артериальное кровотечение, Д - капиллярное кровотечение, Е - ­паренхиматозное кровотечение.

5. Доврачебная помощь при обморожениях начинается с: А - отогревание отмороженной части тела, В - протирание спиртом отмороженного участка, С - наложение стерильной повязки, Д - теплое укутывание пострадавшего, Е - доставка в лечебное учреждение.

6. Необходимой деталью любой детской одежды должно быть: А - узкие манжеты, В ­-

сборки, С - бантики, Д - бретели, Е - карманы.

7. Отметьте характерные симптомы для указанного состояния:

1. Головные боли. А - солнечный удар

2. Тошнота, рвота. В - электротравмы

3. Потеря сознания. С - оба состояния

4. Судороги. Д - ни то, ни другое

8. Отметьте характерные признаки обоих заболеваний:

1. Подъем температуры тела. А - бронхит

2. Кашель сухой или с мокротой. В - пневмония

3. Одышка. С - оба заболевания

4. Грубые хрипы над грудной клеткой. Д - ни то, ни другое

5. Осложнения в виде плеврита, менингита, отита.

9. Профuлактика органов дыхания включает:

1. Рациональное питание.

2. Уход за ребенком с учетом особенностей А - неспецифическая профилактика

детского организма. В - специфическая профилактика

3. Рациональный режим дня (прогулки, сон на воздухе). С - оба вида

4. Закаливающие процедуры. Д - ни то, ни другое

5. Применение специальных препаратов.

10. Первая медицинская помощь при данном состоянии:

1. Обеспечить доступ свежего воздуха.

2. Голова приподнята, ноги опущены.

3. Ноги на 30-40 см выше туловища, голова опущена вниз.

4. Вдыхание нашатырного спирта.

5. Холодный компресс на голову.

А - тепловой удар

С - оба состояния

Д - ни то, ни другое

11. Обувь не по ноге способствует созданию дискомфортных условий:

1. Может изменить форму стопы. А - тесная обувь

2. Способствует врастанию ногтей. В - слишком свободная обувь

3. Вызывает образование потертостей и мозолей. С - оба вида

4. Способствует быстрому охлаждению. Д - ни то, ни другое

5. Затрудняет движение.

12. Эти заболевания крови проявляются следующими симптомами:

1. Снижение гемоглобина, эритроцитов, цветового показателя.

2. Нарушена свертываемость крови.

3. Кровоизлияние в суставы.

4. Для лечения применяют кровоостанавливающие средства.

5. Для лечения применяют препараты железа.

С - оба заболевания

Д - ни то, ни другое

2. Абсолютными признаками перелома костей являются: А - кровоподтек в месте травмы, В - деформация в месте перелома, С - нарушение функции конечности, Д - укорочение конечности, Е - боли при ощупывании.

3. Первая помощь при открытом переломе начинается с: А - наложение асептической повязки, В - остановка кровотечения, С - создание покоя поврежденной конечности, Д ­обезболивание, Е - транспортировка в лечебное учреждение.

4. Показанием к наложению жгута является: А - носовое кровотечение, В - венозное кровотечение, С - артериальное кровотечение, Д - капиллярное кровотечение, Е - ­паренхиматозное кровотечение.

5. Доврачебная помощь при обморожениях начинается с: А - отогревание отмороженной части тела, В - протирание спиртом отмороженного участка, С - наложение стерильной повязки, Д - теплое укутывание пострадавшего, Е - доставка в лечебное учреждение.

6. Необходимой деталью любой детской одежды должно быть: А - узкие манжеты, В ­-

сборки, С - бантики, Д - бретели, Е - карманы.

7. Отметьте характерные симптомы для указанного состояния:

1. Головные боли. А - солнечный удар

2. Тошнота, рвота. В - электротравмы

3. Потеря сознания. С - оба состояния

4. Судороги. Д - ни то, ни другое

8. Отметьте характерные признаки обоих заболеваний:

1. Подъем температуры тела. А - бронхит

2. Кашель сухой или с мокротой. В - пневмония

3. Одышка. С - оба заболевания

4. Грубые хрипы над грудной клеткой. Д - ни то, ни другое

5. Осложнения в виде плеврита, менингита, отита.

9. Профuлактика органов дыхания включает:

1. Рациональное питание.

2. Уход за ребенком с учетом особенностей А - неспецифическая профилактика

детского организма. В - специфическая профилактика

3. Рациональный режим дня (прогулки, сон на воздухе). С - оба вида

4. Закаливающие процедуры. Д - ни то, ни другое

5. Применение специальных препаратов.

10. Первая медицинская помощь при данном состоянии:

1. Обеспечить доступ свежего воздуха.

2. Голова приподнята, ноги опущены.

3. Ноги на 30-40 см выше туловища, голова опущена вниз.

4. Вдыхание нашатырного спирта.

5. Холодный компресс на голову.

А - тепловой удар

С - оба состояния

Д - ни то, ни другое

11. Обувь не по ноге способствует созданию дискомфортных условий:

1. Может изменить форму стопы. А - тесная обувь

2. Способствует врастанию ногтей. В - слишком свободная обувь

3. Вызывает образование потертостей и мозолей. С - оба вида

4. Способствует быстрому охлаждению. Д - ни то, ни другое

5. Затрудняет движение.

12. Эти заболевания крови проявляются следующими симптомами: 1. Снижение гемоглобина, эритроцитов, цветового показателя.

2. Нарушена свертываемость крови.

3. Кровоизлияние в суставы.

4. Для лечения применяют кровоостанавливающие средства.

5. Для лечения применяют препараты железа.

С - оба заболевания

Д - ни то, ни другое

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направление ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа

В мире игрушек.

Выполнена учащейся 7 «а» класса

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 76», МО «Котлас»,

Усачевой Полиной Игоревной

Руководитель - учитель химии, биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 76», МО «Котлас»,

Петухова Наталья Сергеевна

1.1. История происхождения игрушек……………………………………………. 4

1.2. Материалы, применяемые в производстве игрушек…………………….……..5

1.3. Влияние составляющих веществ игрушек на здоровье человека…………….7

2.1. Качественный анализ химического состава игрушек «сквиши» и «скрепыш»………………………………………………………………………………….9

2.2. Изготовление экологически безопасной игрушки в домашних условиях……9

У меня есть младший брат и в комнате постоянно беспорядок, так как все завалено игрушками. Если посмотреть на прилавки магазинов, то можно наблюдать огромное разнообразие игрушек из различного материала: пластик, резина и другие материалы. Очень модно стали игрушки «Сквиши». Эти игрушки зачастую недорогие и недолговечны. Но нечасто встретишь игрушки из дерева, которые экологически безопасны. Такие игрушки, как правило, дорогие. Мне стало интересно узнать о материалах, из которых производят игрушки, их влиянии на организм и можно ли приготовить игрушку безопасную своими руками.

Гипотеза: большинство игрушек, продаваемых в магазине, не являются безопасными для здоровья и могут причинить вред, а не пользу ребенку.

Объект исследования: игрушки.

Предмет исследования: материалы, используемые при производстве игрушек.

Цель исследования: изготовить экологически безопасную игрушку в домашних условиях.

1. изучить литературу;

2. рассмотреть влияние материалов, из которых произведена игрушка на организм человека;

3. Изготовить экологически безопасную игрушку.

Результатом исследования будет экологическая игрушка.

1. Основная часть.

1.1. История происхождения игрушек

Игрушки известны людям с глубокой древности, они были обнаружены при раскопках остатков древних цивилизаций. Так, при раскопках Индской цивилизации, это 3000-1500 до.н.э., обнаружены маленькие повозки на колесиках, свистки в виде птиц и обезьянок. В России свистки тоже пользовались популярностью, особенно у бедных людей. Их вырезали из дерева, украшали резьбой.

Древние греки любили играть в «камушки». В те времена появились первые матрешки, которые забавляли детей своим необычным видом. Любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась отрасль производства — изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы — из слоновой кости.

Детские игрушки, сделанные из обожженной глины находили в погребениях. Были найдены погремушки VI века до нашей эры, которые напоминали современные.

За 6000 лет до нашей эры появилась игра, внешне очень похожая на современные шахматы. Тогда уже люди начинали соревноваться друг с другом, играя. Первые шашки за 2000 лет до н.э появились в Египте. В них играли как взрослые, так и дети.

Игрушка в Росии до 18 века называлась потеха, потешка. Это были деревянные фигурки лошадок, барашек, козликов, птичек, медведей, домашних животных. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д. Одной из первых игрушек был также мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри.

Но самой древней детской игрушкой, пожалуй, является кукла. Первой была игрушка, сделанная из соломы и ветхих тряпок. Она была похожа на настоящую маленькую девочку, поэтому дети с удовольствием играли с такой куклой.

Куклы-обереги приобрели более презентабельный вид и популярны до сих пор.

Первые куклы появились в Египте. Волосы у них были настоящими, а руки и ноги — подвижными. Особой популярностью пользовались куклы, вылепленные из глины. Для них изготавливался специальный глиняный раствор, поэтому они отличались повышенной прочностью. Игрушки советской эпохи отличались прочностью и долговечностью. Заменить резинку, которая держала руки и ноги, не составляло труда.

Игрушки существовали всегда, они просто необходимы каждому ребенку для правильного развития и восприятия мира. Игрушки изменяются, совершенствуются, но их актуальность не утратится никогда.

1.2. Материалы, применяемые в производстве игрушек

По материалу изготовления игрушки делят на пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые, из тканей (мягконабивные), картонные и другие. В особую группу выделяют елочные украшения и карнавальные принадлежности, которые изготавливают из стекла с напылением, пластмасс, мишуры из металлизированного лавсана, картона, бумаги и других материалов.

Пластмассовые игрушки имеют набольший удельный вес, так как отличаются легкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкцией, яркими цветами, хорошо моются. Пластмассовые игрушки изготавливают из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, поликарбоната, пенополиуретана (поролона). К ним относится куклы, фигурки животных, погремушки, кольца, кубики, посуда, машины, тракторы, водоплавающие игрушки, мячи и другие. Пластмассовые игрушки должны обладать высокими потребительскими свойствами:

· эргономическими (в том числе гигиеническими);

· надежностью и безопасностью.

Металлические игрушки предназначены для детей всех возрастных групп, кроме первой группы раннего возраста. Для них изготовления применяют различные стали, сплавы цветных металлов. Металлические игрушки окрашивают кистью или аэрографом. В транспортных металлических игрушках применяют пружинные, инерционные и электрические двигатели. Ассортимент металлических игрушек подразделяют на следующие подгруппы: транспортные, сельскохозяйственные, космическая техника, электрические и оптические инструменты, конструкторы и другие.

Деревянные и керамические игрушки имеют в настоящее время ограниченный ассортимент (замены пластмассовыми игрушками). Они отличаются по способу изготовления:

· Токарные (городки, пирамидки);

· Столярные и выпиленные (гарнитуры кукольной мебели);

· Плетеные (лукошки и корзинки).

Деревянные игрушки изготавливают из древесины лиственных и хвойных пород, листовой фанеры, ивового прута, а отделывают красками или прозрачными лаками, резьбой, выжиганием, живописью и другие.

Резиновые игрушки - изготавливают из натурального каучука, имеют ограниченное применение. В настоящее время их ассортимент заменяют мягкие игрушки из ПВХ и ПВХ пленок.

Керамические игрушки представлены глазурованной (свистки, копилки)

Надувные игрушки изготавливают из газонепроницаемой ПВХ пленки методом СВЧ сварки с контурным электродом. В пленку предварительно закладывают специальный клапан, через который игрушку надувают воздухом.

Резиновые игрушки из силиконовой резины предназначены для ясельного возраста. Это фигурки людей, птиц, рыб, животных, надувные мячи и шары, которые раскрашивают специальными безопасными красками.

Мягконабивные игрушки изготавливают из искусственных и натурального меха, различных ворсованных тканей. Набивным материалом служат синтетическая вата, паралон, пластмассовые шарики. Эти игрушки могут иметь заводной механизм и дополнительные украшения (ошейники, медали, ленты, пряжки). Мягконабивные игрушки выпускаются в широком ассортименте, мягки, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

1.3. Влияние составляющих веществ игрушек на здоровье человека .

Сейчас на рынках и в магазинах продается много ярких игрушек, которые привлекают наше внимание. Детям так и хочется ими поиграть, а родители и покупают. Редко кто задумывается, из чего изготовлена игрушка и что входит в ее состав. Давайте разберемся, какие же вещества в основном входят в современные игрушки.

Для изготовления игрушек используются современные синтетические материалы, которые доступны и недорогие. Большинство игрушек ярки, значит, содержат краску. Но маленький ребенок, облизав игрушку или пожевав резиновую куклу, может проглотить эту краску. А полезна ли она, или можно отравиться?

Вредные вещества, получаемые организмом в результате постоянного контакта, накапливаются, приводя со временем к развитию тяжелых заболеваний печени, почек, сердца, желудка.

Рассмотрим вредные вещества, содержащиеся в игрушках.

Фенол - это бесцветное кристаллическое вещество, обладающее характерным запахом. Фенол слабо растворим в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире, ацетоне. При изготовлении игрушек фенол используется для того, чтобы придать форму пластической массе или резине. Фенол быстро всасывается через кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. В организме он концентрируется в почках и печени. Игрушки, содержащие фенол, производятся в основном в Китае. Срок службы игрушек, производимых в Китае, зачастую прописан 3 года или 5 лет.

Формальдегид считается одним из самых опасных веществ. Он считается канцерогенным веществом, приводящим к раку. Он негативно воздействует на центральную нервную систему, генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, кожу и глаза. При вдыхании, попадании на кожу и слизистые он опасен для жизни. Симптомы отравления формальдегидом: слезотечение, насморк, кашель, слабость, боли и жжение пищеварительного тракта, рвота с кровью, покраснение и боль кожных покровов. Очень часто формальдегид добавляют в прорезыватели для зубов. Медики и родители наблюдают аллергические реакции разной степени тяжести у детей младше года, которые возникают при взаимодействии ребёнка с прорезывателями для зубов из Китая.

Свинец – с его помощью производители придают изделию серебристость. Поэтому производители используют свинец в детской бижутерии: кулоны, кольца, браслеты, цепочки, броши, талисманы и т.д. Свинец – очень ядовитое вещество. Свинец часто можно встретить в краске. Химические вещества, входящие в состав некачественного цветного покрытия, являются токсичными, при их вдыхании можно получить химическое отравление. В состав многих красителей также входят канцерогены. Попадание свинца в организм негативно сказывается на умственных способностях и даже может привести к смерти ребенка.

В последнее время все чаще обнаруживаются игрушки, загрязненные ртутью - это вещество не просто вредно для здоровья, оно опасно для жизни. Ртуть – чрезвычайно ядовитое вещество, даже очень малые количества которого могут стать причиной ряда заболеваний. Игрушки загрязнены ртутью из-за батареек, в состав которых входит это вещество. Симптомы отравления ртутью: головокружение, тошнота, резкое снижение веса, недомогание. Ртуть накапливается в почках, печени и мозге. В результате появляется волнение, покраснение лица, сердцебиение, дрожание рук, иногда и ног, наблюдаются постоянные головные боли, бессонница, раздражительность, плаксивость и депрессия.

Так же нужно смотреть на внешний вид игрушек. Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится.

Родителям следует помнить, что игрушка предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать бесполезные, а также вредные для психики ребенка вещи. Не следует покупать все, что хочет ребенок, поскольку он маленький и не может нести ответственность за свою безопасность и здоровье. Об этом должны позаботиться его родители.

Перед тем как купить игрушку, можно проверить на наличие опасных веществ самостоятельно.

2. Экспериментальная часть.

2.1. Качественный анализ химического состава игрушек

«сквиши» и «скрепыш».

Нами была исследована игрушка «Сквиши», игрушка «скрепыш», которую недавно можно было обменять в магазине «Магнит» на наклейки (приложение 1).

Сквиши - это небольшие игрушки-антистресс в форме зверят, фруктов, овощей, сладостей или других продуктов питания с забавными мордочками. Они умещаются в руку и сделаны из приятного на ощупь, податливого материала, который можно без конца разминать.

Игрушки оказались эластичными, гладкими на ощупь, ярко окрашенными. Запахом не обладали. Приобретенные изделия состоят из различных материалов: «сквиши» выполнена из вспененного материала, скрепыш из резины.

С приобретенными игрушками мы провели следующие исследования:

1. Для проверки стойкости красителей мы, намочив белую фильтровальную бумагу, протерли поверхность игрушек (приложение 1). На бумаге не осталось следа от краски.

2. Разрезали на части и подожгли. Игрушка «Сквиши» загорелась не сразу, копчение наблюдалось, но слабое. Можно было почувствовать едкий неприятный запах, раздражающий слизистую носа. «Скрепыш» загорелся моментально, сильно коптил, запах был жженой резины (приложение 2).

3. Исследование на наличие фенолов . Для этого исследуемые образцы мы на сутки поместили в воду. К полученной вытяжке добавили несколько капель FeCl3. Изменение окраски при этом не наблюдалось. Значит, в выбранных для анализа игрушках фенола нет (приложение 2). Но исследование является только качественным, что может быть не точным.

4. Исследование на действие кислотой и водой. Поместили исследуемые образцы, соответственно в воду и разбавленную кислоту. Через 2 часа изменений не наблюдалось. Индикаторная бумажка в нейтральной среде не показала изменение среды раствора. Среда нейтральная. (приложение 2)

5. Изготовление экологически безопасной игрушки в домашних условиях

В домашних условиях легко можно изготовить не только деревянную игрушку, но и игрушку из галалитовой пластмассы. Рецепт приготовления приведен в приложении 5.

Нами из галалитовой пластмассы были залиты игрушки по формочкам в виде фруктов (приложение 3). Такая игрушка экологически безопасна, с детьми увлекательно ее готовить. Такую пластмассу в старину использовали для производства пуговиц. Утилизация подобного материала не представляет труда. Достаточно оставить изделие на несколько часов в теплой воде и оно развалится. Затем смесь можно слить в канализацию.

Изготовить куклу можно и из натуральных тканей, которой будет приятно играть (приложение 4)





В МИРЕ ИГРУШЕК


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда в семье появляются дети, дом начинает постепенно заполняться игрушками. Сначала это погремушки и погрызушки, потом пирамидки, конструкторы, машинки и куклы, игрушки для ванной и улицы, мягкие и твердые, звенящие и пищащие. Их приносят знакомые и родственники, ими прямо-таки заваливают ребенка на его день рождения и Новый год. И ведь сегодня это сделать совсем не сложно - пошел в детский магазин и купил, они совсем недороги. А игрушки из натуральных материалов ведь так дорого стоят.

Поэтому в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что дешевые игрушки вряд ли окажутся безопасными для здоровья и стоит ли их вообще давать детям.

Объект исследования: пластмассовые игрушки.

Предмет исследования: материалы, используемые при производстве пластмассовых игрушек.

Цель исследования: попробовать изготовить экологически безопасную игрушку.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи для исследования:

1.Провести анализ литературы по теме: материалы, используемые при производстве пластиковых игрушек;

2. Изучить местный рынок пластиковых игрушек, выяснить их состав и влияние на организм ребенка;

3. Изготовить экологически безопасную игрушку.

Результатом исследования будет представлена экологическая игрушка.

Игрушка для детей первого года жизни должна быть достаточно крупной, ярко окрашенной, издающей звуки, удобной для захватывания и соответствовать по величине и весу физическим возможностям ребенка. Распространенными являются погремушки, кольца, пирамиды и тому подобные игрушки, изготовленные из пластмасс. Анализ литературных источников показал, что основным материалом, используемым при производстве игрушек в России, является поливинилхлорид и стирол.

Дети раннего и ясельного возраста, как правило, при занятии с игрушкой, познавая ее, включают все органы чувств, в том числе берут игрушку в рот. Поэтому гигиенический контроль за такими игрушками должен быть более жестким, чем установленный действующими нормативными документами 

Погрызушки, и уточка, приобретенные нами для анализа изготовлены из ПВХ, что было заявлено производителем на этикетке. Анализ показал, что игрушки оказались эластичными, гладкими на ощупь, довольно ярко окрашенными, легко гнущимися. Первоначально они обладали довольно резким и неприятным запахом, что позволило предположить наличие в изделиях вредных для здоровья малышей веществ, раздражающих верхние дыхательные пути, слизистые оболочки глаз, тем самым вызывающие ряд аллергических реакций. Для проверки стойкости красителей мы, намочив белую фильтровальную бумагу, протерли поверхность игрушек. При этом обнаружили, что ярко окрашенные части оставляют след. Это указывает на возможное содержание ионов тяжелых металлов, что отрицательно скажется на здоровье малышей.

Далее приобретенные игрушки мы разрезали на мелкие части и провели ряд исследований.

Образцы оказались трудногорючи, при удалении из пламени самозатухали. При горении сильно коптили, в основании пламени можно было наблюдать яркое голубовато-зеленое свечение. При этом выделялся очень резкий запах дыма. При сгорании образовывалось черное, углеподобное вещество, легко растираемое между пальцами в сажу.

Все это позволило экспериментально подтвердить, что данные игрушки действительно изготовлены из ПВХ, как и было заявлено на этикетке (производитель завод «Огонек» Россия).

Для определения наличия хлора маленькие кусочки образца анализируемой игрушки мы поместили в пробирку с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустили в пробирку с лакмусом, причем конец газоотводной трубки помещался выше уровня раствора лакмуса. Содержимое пробирки нагрели. Выделяющийся хлороводород менял окраску лакмуса на красную. Затем эту газоотводную трубку опустили в раствор с нитратом серебра и наблюдали выделение белого творожистого осадка, со временем темнеющего.

При производстве пластмассы зачастую используют фенол в качестве антиоксиданта. Фенол, или карболовая кислота, токсичен, вызывает нарушение функций нервной системы. Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу.

Фенол всасывается в кровь через слизистые оболочки и кожу, а затем распределяется в органах и тканях. И уже через несколько минут начинает воздействовать на ткани головного мозга. При хронических отравлениях фенолом наблюдаются слабость, повышенная утомляемость, плохой сон, головные боли, головокружение, нарушения центральной нервной системы, деятельности желудка, кожный зуд, дерматиты. Согласно требованиям СанПиНа, в детских игрушках содержание фенола не допускается ни в каких количествах.

Мы исследовали образцы игрушек на наличие фенолов. Для этого исследуемые образцы мы на сутки поместили в воду. К полученной вытяжке добавили несколько капель FeCl3. Изменение окраски при этом не наблюдалось. Значит, в выбранных для анализа игрушках фенола нет.

Игрушки из полистирола.

Погремушка «Гантелька», подвеска на коляску производитель Стеллар Россия изготовлены из полистирола, как утверждал производитель.

При сгибании полоски образцов, легко гнутся, потом резко ломаются с характерным треском. На изломе видна мелкозернистая структура. Горит образец ярким, сильно коптящим пламенем (хлопья копоти тонкими паутинками взмывают вверх!). Запах сладковатый, цветочный.

Мы провели деполимеризацию полистирола. Образующийся при разложении полимера стирол конденсируется в приемнике - пробирке, охлаждаемой водой. Примесями он окрашен в желтый цвет. Полученный стирол вызвал обесцвечивание раствора перманганата калия.

К какому выводу мы пришли:

Несомненно, эти пластмассы обладают рядом достоинств: устойчивость к кислотам, щелочам, растворителям и маслам, бензину, керосину, хорошие диэлектрики. Но прочитав, все достоинства этого материала можно подумать, что ребенок во время игры будет погружать игрушку в столь опасные для него вещества, или что еще интереснее поджаривать на костре? А тогда почему игрушки, попадающие на рынок изготовлены именно из ПВХ и полистирола? Единственный ответ, который пришел нам на ум – это дешевизна. А стоит ли «овчинка выделки»?

А сколько поломанных игрушек мы выбрасываем! В результате возникает еще одна проблема, пластмасса практически не подлежит вторичной переработке. Отслужившие свой срок игрушки отправятся либо на мусорную свалку, либо в печь мусоросжигательного завода. При горении пластмассы выделяют самые сильные из известных человеку ядов – диоксины, опасные даже в малых дозах. Они накапливаются и в окружающей среде, и в организме человека, практически не выводятся, способны вызывать расстройства репродуктивной функций и приводить к онкологическим заболеваниям.

А чем можно заменить столь опасные игрушки? Ведь пластмассы появились лишь в ХХ веке, а что заменяло этот материал ранее? Еще в 1899 году немецкий химик Адольф Шпитлер получил патент на производство пластика на основе казеина – белка, образующегося при сворачивании молока под действием ферментов (тех самых веществ, с помощью которых мы перевариваем пищу). Ученый обнаружил, что казеин придает материалам эластичные свойства, а при остывании – твердость и прочность.

Первое промышленное изготовление пластмасс на основе органических веществ началось в конце XIX века. Одной из них является галалит (дословно – молочный камень), который на заводах делался из казеина, обработанного формалином. Использование формалина нас несколько насторожило, ведь это тоже ядовитое вещество. Но возможно его можно будет заменить чем- то не столь вредным для здоровья?

В свое время галалит шёл на изготовление самых разных вещей, начиная от перьевых ручек и заканчивая бижутерией.

Итак, выход есть!

Изготовление экологически чистой игрушки.

Технология изготовления очень проста и приготовить самодельную галалитовую пластмассу может даже ничего не смыслящий в химии человек. Основными составляющими формулы являются молоко и лимонный сок.

Для приготовления галалита понадобятся:

Молоко, можно обезжиренное,

очень много бумажных салфеток

Молоко и лимонный сок берутся в пропорции 16:2 соответственно, или 1 столовая ложка сока на стакан молока. Из одного стакана молока получается кусок пластика диаметром около 5 см и толщиной 3 мм.

Купленное молоко на сутки оставили в теплом месте.

Затем нагрели его до температуры 36-40 о С. Оно не должно кипеть (иначе масса для лепки будет слишком твёрдой). И добавили лимонный сок.

Буквально сразу в смеси стали появлятся частицы отделившегося казеина. Перемешили смесь с полминуты. Затем медленно процедили жидкость сквозь марлю, переливая из одной чашки в другую. Основная часть казеиновых частиц собралась в марле. Отжали марлю так, чтобы весь казеин в ней слипся в один комок. Переложили массу на вощеную бумагу. Массе пластика можно придавать желаемую форму, а имеет он консистенцию водянистого сыра. Приготовление массы занимает всего около 10-15 минут. Отвердевание происходит минимум двое суток.

После полного высыхания размер уменьшается в два раза и фигурки темнеют.

С помощью надфиля и наждачной бумаги, обработали поверхность каждой фигурки. Фигурки стали ровные и гладкие.

В домашних условиях можно найти еще много применений для этого нетоксичного, экологически чистого пластика. Например, его довольно успешно используют как материал для самодельных авторских пуговиц. Ведь в старину пуговицы на Руси и изготавливались из творога.

Утилизация подобного материала не представляет труда. Достаточно оставить изделие на несколько часов в теплой воде и оно развалится. Затем смесь можно слить в канализацию.

Для производства игрушек чаше используется ПВХ или полистирол, что связано с их дешевизной.

Альтернативу пластиковым игрушкам могут составить игрушки из естественных материалов, например дерева, натурального каучука, соломы, шерсти. Такие игрушки химически и экологически безопасны, знакомят малыша с естественными текстурами и свойствами материалов, как правило не окрашены, либо окрашены с использованием натуральных красителей.

Мы попытались в домашних условиях изроговидной пластмассы (из молока), с использованием натуральных красителей, изготовить разные игрушки. Такие игрушки химически и экологически безопасны, для малышей, а утилизация надоевшей игрушки не представляет труда. Проведенный нами блиц-опрос учащихся младших классов и учителей показал, что большинство опрошенных с большим удовольствием имели бы в доме безопасную игрушку. А если ее можно сделать самим это еще и увлекательно!

Верховцев О.Г. Практические советы мастеру-любителю. Энергоатомиздат, 1988, 386с.

ГОСТ 25779 – 90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» – Москва – 1990.

Донцов А.А., Лозовик Г.Я., Новицкая С.П. Хлорированные полимеры. М.: Химия, 1979, 58с.

Методические указания по санитарно-химическому исследованию детских резиновых и латексных сосок и пустышек. – Москва – 1974.

Стан В.В. Методические подходы к гигиенической оценке игрушек из полимерных материалов. // Гигиена и санитария. – 1984 – N 8 – c. 32-35.

Тужилин Н. Мир вокруг тебя. Издательство Крым, Симферополь, 1966.

11. Цветков Л.А. Синтетические высокомолекулярные вещества. Учебное пособие для средней школы., Москва – Учпедгиз - 1962.

Читайте также: