Матрешка это русская игрушка или нет

Обновлено: 19.04.2024

Чаще всего мастера делали матрешки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера.

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера.


Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал.

История создания матрешки

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звездочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.

Какой была первая матрешка?

Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал. Сергей Малютин трудился в артели «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. Первая матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самой маленькой из которых оказывался младенец в пеленках.

Название новой игрушки, несомненно, происходило от очень популярного в то время имени Матрёна. В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду. После этого это игрушку начали делать не только в «Детском воспитании». За изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.

Матрешка в современном мире

игрушка

В начале XX-го века русская деревянная игрушка приобрела огромную популярность, побывав еще несколько раз на зарубежных выставках этого времени. Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках.

Матрешки могут изображать:

  • исторических личностей,
  • литературных персонажей,
  • героев народных сказок и басен.

Современные мастера могут отходить и от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров изготовление матрешек. Широко известны:

  • Семеновская матрешка;
  • Загорская матрешка;
  • Тверская матрешка;
  • Вятская матрешка.

Каждая из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.

Матрешки различаются по технике, стиле росписи и материалу изготовления. Во многих городах России существуют музеи русской матрешки, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью.

Такие музеи есть

  • в Сергиевом Посаде;
  • В Нижнем Новгороде;
  • В Ногинске;
  • В Вознесенском.

Создать матрешку совсем непросто. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе! Матрешка — это не просто сувенир, недаром игрушка появилась в артели с названием «Детское воспитание». Это — прекрасный образец развивающей игрушки для детей.

Созданная чуть более века назад кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру.

Чтобы развенчать существующие мифы, сначала кратко перечислим "аргументы" сторонников японского происхождения Матрешки:

Прообразом матрешки стала деревянная разъемная кукла японского божества Фукурумы. Сувенир попал в семью мецената Мамонтова с острова Хонсю.

Cуществует предположение, что свою родословную русская матрешка ведет от японской токарной деревянной разъемной семиместной фигурки Ситифукудзин, означающей «Семь богов счастья». (Фигурка Ситифукудзин работы мастера Огасавара Ёсио хранится в Сергиево-Посадском музее и была подарена им в 2010 году).

Матрешка в принципе имеет малое отношение к России. Идея создания знаменитой матрешки пришла к Сергею Малютину когда он познакомился с привезенной в подмосковную усадьбу Абрамцево из Японии фигурку восточного божества – буддийского святого Фукурума. Фигурку привезли с острова Хонсю. Как и матрешка, она разделялась на две половинки, а внутри у старца оказалось еще пять таких же фигурок меньшего размера. Внутри мудреца скрывалась вся его семья.

Миф от Википедии

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой Дарума, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова.[1] Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

На что ссылается Википедия:

[1] В конце XIX в., когда шли поиски «русского народного стиля», Е.Г. Сапожникова-Мамонтова (жена купца С.И. Мамонтова) привезла из Японии вкладывающиеся друг в друга куколки, изображающие «семь богов счастья» (ситифукудзин), которые дали намек русским мастерам, придумавшим матрешку, за что на Парижской всемирной выставке 1900 г. она получила бронзовую медаль.

(Лекция Александра Мещерякова об истории культурных связей между Россией и Японией в XIX-XX вв.)

В сети есть и множество других вариаций на японскую тему. Одна другой нелепей. По этим материалам журналисты из года в год публикуют фейковые статьи, научные работники от них не отстают, а дети в России пишут сочинения. Вот пример книги для детей от издательского дома "Фома", год выпуска 2014:

Итак, начнем развенчивать мифы

1) Главный хранитель музея-заповедника "Абрамцево" Мохова Елена Филипповна утверждает, что Елизавета Григорьевна Мамонтова (Сапожникова) никогда не была в Японии. И, кстати, она не Сапожникова-Мамонтова, а Мамонтова.

Добавлю, матрешка была создана не под ее руководством. Но об этом позже.

2) По утверждению японского исследователя народных промыслов Нумата Гэнки, никакого японского божества Фукурума не существует .

Как не существует и самого слова "Фукурума" в японском языке. В Японии не существовало игрушки Фукурума. Фукурума упоминается лишь в русскоязычном Интернете, и то только вместе с Матрешкой. Игрушка Фукурума (как она представлена в интернете) совсем не похожа на Даруму и открывается. Но она возникла позже Матрешки. Вспомним, например, что в 1911 году с Лейпцигской ярмарки была привезена японская подделка, которая представляла собой практически точную копию сергиевской Матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия.

Японцы издавна славятся мастерским копированием и присваиванием чужого.

Некоторую схожесть с Матрешкой имеет кукла Дарума. Дарума, заметим, не открывается как Матрешка.

При этом, по словам Нуматы, прототипом для русской Матрешки могла стать кукла "Кокэси".

Первоначально, по его предположению, она выглядела так же, как и традиционная русская Матрешка - из одной большой можно было достать несколько маленьких. Со временем технология производства "одной куклы в другой" оказалась сложна для японских мастеров, они стали делать туловище простым, неразборным. Логика любопытная. То есть сначала японцы могли вытачивать полые фигурки, а потом вдруг разучились. Классическая Кокэси состоит из цельного, неразборного цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головки.

По наиболее достоверной версии Кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. Подтверждением этой теории служит значение слова "кокэси" - "вычеркнутое, забытое дитя", и то, что традиционные Кокэси - всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья. Детоубийство было достаточно частым обычаем в сельских районах Японии.

Кокэси, как обобщенное название, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров Кокэси, общее значение - маленькая деревянная кукла. Начиная с 1945 года в Японии производство Кокэси стало массовым. Древних Кокэси найти никому не удалось.

3) Буквально вчера пришел ответ от А. Н. Мещерякова (профессор РГГУ и ШАГИ РАНХиГС. Президент Российской ассоциации японоведов (2004-2008), в настоящее время – член президиума), на материал которого ссылается Википедия:

"Обычно я работаю с первоисточниками, но на сей раз воспользовался интернетовскими сведениями (японскими), без достаточной проверки. Возможно, они не соответствуют действительности, надо тщательно проверять. В любом случае, проблема чрезвычайно интересная, но по своей занятости у меня нет времени, чтобы заняться ей как следует."

4) Мнение Николая Дмитриевича Бартрама (1873-1931), основателя и директора "Музея игрушки". Скан из книги «Н. Д. Бартрам. Избранные статьи. Воспоминания о художнике»:

"Говорят, что идея выполнения «матрешек» заимствована нами от
японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек, но всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрешку не похожи. Матрешки пользуются большим спросом как у нас дома, так и за границей. Интересно, что ряд немецких фирм подделывал наших матрешек, выдавая их за русское производство."

5) Мнение токаря Василия Петровича Звездочкина, единственного реального автора Матрешки.

Согласно его воспоминаниям, записанным Е. Н. Шульгиной в 1947 году, В. П. Звездочкину не приходилось видеть японских игрушек .

Он сам придумал новую форму, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. Василий Петрович выточил фигурку, которая первоначально имела «смехотворный вид», и не была полой внутри. Затем, по совету мастеров Белова и Коновалова, Звездочкин выточил её иначе, сделал полой, и отдал болванку на роспись художникам с Арбата.

К Звездочкину мы еще вернемся.

Продолжаем расследование

Итак, жена С. И. Мамонтова в Японии не была. Может Мамонтовым просто привезли японскую игрушку?

Перед нами отрывок из письма, написанного в 1891 году Марией Александровной Мамонтовой художнику И. С. Остроухову:

"На днях Юра (видимо, сын М. А. Мамонтовой - ред.) привез из Петербурга старинную каменную (глиняную) фигуру - японского идола. Если б Вы видели как он хорош, я влюбилась в него, и, разумеется, мой милый друг мне подарит его. Хотя денег немало стоит".

Это единственное упоминание из архива Мамонтовых, которое с сильной натяжкой можно отнести в плюс к японской версии. Ведь фигура каменная, неразборная, и явно мужского рода. Причем, как вы обратили внимание, автор письма - Мария Александровна, жена Анатолия Ивановича Мамонтова.

Является ли чем то удивительным то, что Мамонтовым привозили игрушки? Нет. Их коллекция постоянно пополнялась образцами из разных частей света.

Можно ли говорить о том, что роспись по предмету быта, или по игрушке была чем-то удивительным? Конечно нет. Далеко не ходя, заметим, что в русских народных промыслах расписные разъёмные деревянные изделия издавна пользовались популярностью, например, всем известные пасхальные яйца, а также коробочки, яблоки, шары, ведерки.

В 1664 году травщик (художник по растительным орнаментам) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он представил 170 деревянных яиц, писанных по золоту "цветными красками разными добрыми травными образцы". В 1677 году практически все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.

Древнейшие игрушки, найденные археологами на территории России, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Исторические документы свидетельствуют, что деревянные игрушки были у нас еще в IX веке н.э. Но дерево, к сожалению, недолговечный материал, и образцы таких игрушек не сохранились. Зато сохранились расписные глиняные игрушки X-XVII вв., найденные в раскопках в Москве, Рязани.

Между тем, вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии лишь с середины XIX века (1844 г.). После того, как в Японию стали экспортироваться игрушки из России, и у японских мастеров появились образцы, с которых можно было брать пример.

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для Матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы? Почему её все ищут и никак не могут найти?

Ответ простой - её не было.

Не лишним будет вспомнить, что Япония участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где Матрёшка получила бронзовую медаль (об этом в третьей части расследования).

"Японія ставитъ четыре павильона, которые скопируютъ обычныя въ этой странѣ постройки — храмъ, базаръ, чайный домъ." ВѢСТНИКЪ ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1900 год. Было представлено множество изделий японских мастеров. "Очень цѣнная коллекція китайскихъ и японскихъ издѣлій, въ числѣ которыхъ 2400 экз. бронзовыхъ, между прочимъ статуя Будды—4 м. 50 вышины; около 2500 экз. керамики, 50 пано, болѣе 30 экз. мебели и пр.".

Но ни на самой выставке, ни после нее, ни японцы, ни посетители выставки ни разу не упомянули о том, что русская кукла, которую впоследствии назвали Матрешкой имеет сходство с японскими фигурками.

Возникает резонный вопрос - откуда вообще тянется японский след?

И тут начинается интересное. В 1969 году в издательстве "Советская Россия" вышла книга "Матрешка" авторов Е. Можаева и А. Хейфиц.

Матрешка (от русского имени Матрёна или Матрёша)- наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционно это кукла в образе молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове. В классической матрешке все куклы набора выглядят одинаково, количество кукол в комплекте - от 5 до 30(!). Несмотря на то, что матрешка считается исконно русской и древней игрушкой, ее возраст составляет немногим более 100 лет.

Считается, что первая русская матрешка появилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов - промышленник и меценат. У этой версии есть один изьян.

Автором первых матрешек стал токарь по дереву Василий Звездочкин. Он родился в 1876 году и в 1890 году ему всего 14 лет! Маловат для создания "шедевра"! Около 1898 год а он устраивается в мастерскую при магазине "Детское воспитание" в Леонтьевском переулке, которую создала Мария Александровна Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова. Значит первая матрешка могла появитьсяи в мастерской при магазине.

Утверждается, что росписью занимался художник Сергей Малютин, но это только версия. Документальных подтверждений авторства Малютина не найдено.

Сергей Васильевич Малютин (1859 - 1937) - русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Картины Малютина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и других сокровищницах искусства нашей страны.

Сергей Васильевич Малютин (1859 - 1937) - русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Картины Малютина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и других сокровищницах искусства нашей страны.

Вот что Звездочкин вспоминал про Матрешку : ". увидел как-то в журнале подходящую чурку и по её образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников , работавших где-то на Арбате". По этой "версии" кто-то из местных или бывающих на Арбате художников и расписал деревянные чурки. Кто – неизвестно.

В 1905 году производство переехало в мастерские Сергиева Посада. Руководитель мастерской, Владимир Иванович Боруцкий, пригласил к себе токаря В. П. Звездочкина. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели в Сергиевом Посаде.

Фигурок было всего восемь . У самой крупной в руках был петух, а наименьшая матрешка выглядела как завернутый в пеленку младенец. Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Первый вариант матрешек Малютина и Звездочкина. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада.

Первый вариант матрешек Малютина и Звездочкина. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада.

Тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки.

Все, что нужно знать о матрешках

Все без исключения – и дети, и взрослые, живущие в России, знают, как выглядит матрёшка, которую многие воспринимают в качестве символа нашей страны. Однако не каждый знаком с историей происхождения этой куклы. В этой статье вы можете ознакомиться с описанием матрёшки, а также узнать много нового не только об истории её создания, но и о её разновидностях.


Что это такое?

Матрёшка – это народная игрушка, имеющая для русских людей огромное значение. Выглядит она как расписная деревянная кукла, а вернее, целый набор кукол: внутри самой большой матрёшки находятся похожие на неё куколки, но в меньшем размере. Как правило, в таком наборе присутствует не менее трёх матрёшек.

Каждая из кукол имеет плоское донце и по форме напоминает яйцо, состоящее из двух частей, которые легко соединяются и разъединяется.


Традиционный вариант русской матрёшки выглядит как женщина, наряженная в сарафан и платок. Вообще, расписана игрушка могла быть по-разному – например, хохломской, городецкой или дымковской росписью. Всё зависело от предпочтений её создателя.


История создания

То, как на Руси появилась первая деревянная кукла, получившая название матрёшка, история интересная и в нынешнее время всё ещё не совсем ясная. Многие полагают, что родом эта игрушка из самой Японии. Согласно этой версии один из русских мастеров увидел японскую фигурку и решил сделать подобную на свой лад.

В японской версии этой игрушки тоже находилось ещё несколько фигурок меньшего размера, а символизировала она божеств, что приносили людям счастье.


Однако утверждать точно, что всё было именно так, нельзя, ведь подобные фигурки встречаются также в китайской и индийской культурах. Большинство всё-таки склоняется к версии, что матрёшка была создана в период вдохновения мастера славянской культурой.


С создателем игрушки всё гораздо проще. Им является Василий Звездочкин, проживавший в Подольске и утверждавший, что аналогов матрёшки из Японии ранее не видел. Первая матрёшка была создана в 1890 году, а создателем её эскиза считают Сергея Малютина.


Выглядела эта кукла как девушка, держащая в руках чёрного петуха. От традиционного варианта игрушки она мало чем отличалась: внутри неё находилось ещё несколько фигурок, последняя из которых представляла собой запеленутого малыша. Своё название игрушка в итоге получила от распространенного на тот момент имени – Матрёна.


Уже в 1900 году кукла отправилась на всемирную выставку в Париже и получила там бронзовую награду. Это послужило толчком к распространению игрушки, её стали изготавливать во многих местах.

Использовали для этого, как правило, липу – её древесина была более мягкой и во время сушки не покрывалась трещинами.


Существует множество видов матрёшек: воронежская, тверская, тюменская и даже турецкая. Бывают также и авторские игрушки такого рода, которые делают под заказ. Ниже поговорим о разновидностях матрёшек, которые в зависимости от их места создания имеют характерные отличительные черты.

Загорская

Народный промысел, который возник на землях Сергиева Посада именуется Загорской матрёшкой. Созданием таких игрушек активно занимались в середине прошлого столетия, когда в городе активно функционировало большое количество мастерских. Промысел продолжает развиваться и сейчас.


У данной разновидности матрёшки есть отличительные черты: её роспись упрощена, в ней активно используют такие цвета, как красный, жёлтый, синий и зелёный. Как правило, очертания элементов таких матрёшек, включая лицо и одежду, либо обводят чёрным, либо выжигают.


Одета такая кукла довольно скромно. Её передник имитирует ткань, украшенную горохом или простыми на вид цветами. Руки такой куклы либо опущены, либо находятся в согнутом положении. В последнем случае в них можно увидеть корзину, домашнее животное или гармошку.


Семеновская

Данная разновидность матрёшек возникла ещё в прошлом столетии, а именно: в 1929 году. В этом году в Семёнове, который располагается в Нижегородской области, открыли артель по выпуску кукол из дерева. Уже спустя несколько лет на его базе возникла фабрика, которая получила название «Семёновская роспись». Произошло это в 1932 году, а сама фабрика функционирует и по сей день.


В росписи семёновской матрёшки можно легко обнаружить такой художественный мотив, как хохлома, а также элементы федосеевской или мериновской росписи. Как правило, такая игрушка выглядит яркой, волосы у неё черные, а на голове находится платок. Руки её обычно не прокрашиваются, а фартучек покрывают ромашками, крупными розами или голубыми незабудками, причём у цветов в обязательном порядке присутствуют листики насыщенного зелёного оттенка. Нижняя часть такой игрушки обычно красится в жёлтый.

Отдельно стоит сказать и об авторских семёновских матрёшках. Их делают под заказ, а их роспись обычно отличается своей замысловатостью.


Полхов-майданская

Полхов-Майдан – это небольшое село в Нижегородской области. Там изготавливать матрёшек стали с 1920 года. У кукол, произведённых в этом месте, также есть ряд отличительных характеристик: они очень вытянуты в длину и имеют маленькую голову. Расписывают их обычно красным, синим, зелёным и жёлтым цветами. Руки таких куколок обычно опущены, либо же в них находится поднос, на котором красуется каравай.


Недалеко от этого места располагается другое село, где также создают матрёшек, именуемых крутицкими. Они во многом похожи на полхов-майданских кукол. Отличает крутицкую матрёшку только стройность, статность и богатая роспись, в которой присутствуют большие и яркие цветочные элементы.


Другие

Есть и другие места, где занимаются изготовление матрёшек – например, Вятка. Там можно найти самых северных кукол, которые во многом похожи на девушек-северянок: волосы у них светлые или рыжеватые, а глаза голубые. Вятских кукол также отличает мягкость и приветливость черт лица и милая улыбка. В руках у них часто можно увидеть либо цветочный букет, либо поднос с традиционным караваем. Формироваться промысел по созданию матрёшек начал примерно в 1930 году, закончился этот процесс только ближе к 60-м.


Существует и тверская матрёшка – самая красивая, по мнению многих. Её, как правило, раскрашивают золотыми красками, имитируя тем самым хохломскую роспись. Кроме того, им характерен особый блеск, который делает куклу похожей на расписанное пасхальное яйцо. Наряд у такой куклы выглядит богато: платье праздничное, на её шее висят бусы, а сверху можно увидеть золочёный головной убор. Платок у такой матрёшки обычно выкрашен в красный цвет, а на переднике можно увидеть большие розовые цветки с зелёными листочками, которые располагаются на чёрном фоне.


Самой выделяющейся из всего этого списка является воронежская матрёшка. Её голова чуть заострена, что делает игрушку похожей на яйцо. Объясняется это тем, что в давние времена, когда промысел по созданию таких кукол только появился, эталоном красоты были полные девушки. Расписывают таких кукол в полном соответствии с народным костюмом воронежской губернии, по которому легко читается возраст, профессия и социальный статус. Ещё одна отличительная черта этой матрёшки – барановский платок красного цвета и чёрная традиционная юбка, которая делится красноватыми полосами на квадраты.

Такой раскрас олицетворяет чернозём, который был поделён на наделы.


Матрешки в современном мире

В нынешнее время яркая и приветливая на вид матрёшка считается одним из главнейших символов России. Она продаётся во многих магазинах, иностранцы зачастую привозят её домой в качестве сувенира.


Развитие данного промысла сейчас протекает так же активно. Однако в нынешнее время количество вариантов для росписей этой игрушки заметно расширилось: стали создавать необычных портретных матрёшек, перенося на дерево черты конкретного человека, а также кукол-пародий на деятелей политики.


В нынешнее время создаются авторские матрёшки, сделанные в виде известных персонажей. В качестве матрёшки также могут изображаться популярные персонажи из книг и кино, исторические деятели и не только.



Создаются и эксклюзивные варианты таких кукол. Делается это, как правило, под заказ. Некоторые из таких игрушек способны вмещать в себя около 50 фигурок чуть меньшего размера. Однако наиболее популярны матрёшки в наборе которых присутствует 5 или 7 игрушек.

Читайте также: