Матрешка как вид игрушки принадлежит к группе тест

Обновлено: 27.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Интегрированного занятия с элементами ТРИЗ и социо-игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста «Матрёшка»

ФИО Андриенко Светлана Николаевна

Тема занятия: «Матрёшка»

Образовательные области : познавательное и художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: углубить и расширить знания детей о матрёшке – символе русского народного искусства;

Задачи занятия:

Образовательная:

- познакомить детей с историей возникновения, процессом изготовления, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек;

-используя дидактическую игру «Да нет», учить задавать вопросы продуктивно-поискового типа.

Развивающая:

- развивать умение работать в группе: выбирать «посыльного», обсуждать ответы на вопросы, договариваться, вместе принимать решение;

-закреплять умение применять в рисовании элементы росписи матрёшек.

Воспитательная:

-воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству;

-воспитывать аккуратность при выполнении работы, эмоциональную отзывчивость, восприимчивость.

Индивидуальная работа : Напомнить Соне правильно держать осанку

Планируемый результат занятия : Расширение знаний детей о матрешке

Подготовительная работа воспитателя: ознакомление с видами и приёмами росписи деревянных игрушек и предметов быта, использование их в рисовании различных видов посуды; применение методов и приёмов ТРИЗ и социо-игровых технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах.

Материалы и оборудование : игрушки из различных материалов для игры «Да – нетка», матрёшка состоящая из четырёх кукол, фильм, телевизор для его демонстрации, записки с заданиями, оформленные росписями; карточки, заготовка матрешки, готовая матрёшка. Для каждой компании своя линейка контуров матрёшек разного размера из плотной белой бумаги, акварель, кисти, банки для воды, салфетка.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых, ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт, технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов —дощечек, планок и т. д., дидактические, веселые, музыкальные, театральные

Первый вид: Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Второй вид: Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид: Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид: Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид: Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить).

Шестой вид: Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид: Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Восьмой вид: Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям от разить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Традиционная игра в дочки - матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка, указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный об раз: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Большое внимание уделяла автор уделяла руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания -упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку.

«Классификация игрушек» В. С. Мухиной

Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению В. С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции: - «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров; - характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. ; - куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; - этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

«Классификация игрушек» Е. А. Аркина

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

«Классификация игрушек» С. Л. Новосёлова

Она включает шесть разрядов:

Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев, для младенцев (4-5 – 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т. п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

«Классификация игрушек» А. С. Макаренко

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).

Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

«Классификация игрушек» Тихеевой Е. А.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. В основу данной классификации положены идеи Е. И. Тихеевой. Система Е. И. Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Она включала использование различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.).

В работах Е. И. Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.». Так в отечественной педагогике возникает особый интерес к игрушкам как средству обучения и эстетического развития дошкольника.

Должны быть игрушки, представляющие собой предметы жизненного окружения в уменьшенном виде. Такие игрушки способствуют закреплению представлений детей, которые они добыли опытным путем. Это игрушечные персонажи, фигурки людей, транспорт различного вида, кукольная посуда, овощи, фрукты, грибы, птицы, домашние животные. Эти игрушки используются педагогом в процессе специальных игр-занятий, но не даются им в свободное пользование.

Е. И. Тихеева предложила собственную классификацию дидактического материала, разделив его на «естественный» и «искусственный». «Естественный дидактический материал» включает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, шишки, растения, семена и др. Искусственный строится по принципу парности и предназначен для изучения различных качеств и свойств предметов, сравнения и рассматривания.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек»

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек» Во все времена новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов Немного истории. Сын владельца кондитерской фабрики Микеле Ферерро придумал Киндер-сюрприз. В Италии на Пасху пекли пирожные с запечёнными.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об окружающем мире.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

С этой целью работа с воспитанниками нашей группы проводилась по основным образовательным направлениям ФГОС.

Познавательное направление

С целью приобщения детей к русской культуре через знакомство с предметами народно – прикладного искусства – матрешкой, развития сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, познавательной активности с детьми проводилась работа:

Рассматривание иллюстраций «Русские матрешки», игрушек – матрешек.

Создали в группе мини-музей.

Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста

Изготовили дидактические игры : «Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафанчик», «Домик для матрешки», «Большая – маленькая», «Укрась сарафанчик», «Найди матрешке пару».









Игры с элементами- экспериментирования:

Игры с тестом «Вылепили матрешку»,



Игры с красками «Украсим матрешке сарафанчик»,



Игры с крупой «Соберем матрешку».




Соберем для матрешки бусы



Игры со строительным материалом: «Матрёшки ходят в гости», «Домик для матрёшки», «Лесенка для большой матрешки», «Дорожка для матрёшки», «Мебель для матрёшек» и т. д.



Речевое развитие

В проводимых играх развивали словарный запас детей, ориентируясь на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «открой», «закрой».

Слушали и совместно с педагогом рассказывали потешки и стихи о матрешках.

Проводили игры на развитие мелкой моторики : «Игры с крышечками», «Пальчиковый театр матрешек», «Игры со шнуровками –матрешками».




Социально – коммуникативное развитие

Вызывая у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, и воспитывая бережное отношение, и заботу о ней провели:

С. И. «В гостях у матрешки», «Напои матрешку чаем», «Уложим матрешку спать», «Пригласим матрешку танцевать», «Поиграем в прятки с матрешкой», Хороводная игра «Каравай».




Художественно – эстетическое развитие

Показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».

Музыкальное развлечение «В гостях у матрешки»



Показ русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба» изготовленных в виде матрешек.

Вместе с мамой изготовили «Варежковый театр матрешки».



На руку одели куколку - матрешку


Заплясали быстро детские ладошки


Милая матрешка всех гостей встречает

И свою головку низко наклоняет.


Спрятали за спину милую матрешку.

В прятки поиграют вместе с нами крошки


Глазки закрывает милая матрешка.

Быстро засыпают маленькие крошки.


Физическое развитие

Подвижные игры: «Прячем матрёшку», «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»,

«Звонкие погремушки», «У матрешки – теплые ладошки».

Физкультурный досуг «В гостях у матрешки»




Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследование материалов для строительства дома (солома, кирпич, прутики) на основе сказки «Три поросенка» воспитатель Садилова Валентина.

Статья «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста». Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

НОД в средней группе "Матрешка- символ России"

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа) Воспитатель: Черновой Марины Анатольевны.

Тема НОД : « Русская народная игрушка - матрешка » .

Цель : знакомство с русской матрёшкой , как видом декоративно-прикладного творчества.

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.

Образовательные :

• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.

• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

Закрепить порядковый счет до 5 .

- Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры.

- Учить подбирать по форме и цвету геометрические фигуры.

- Закреплять названия и признаки геометрических фигур.

-упражнять в отгадывании загадок

учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей.

Развивающие :

• Развивать интерес к народной игрушке , воображение, творчество.

Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные :

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе со штампами.

Словарная работа : Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы , сувенир.

Планируемые результаты : дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке , к художественным произведениям о матрешке ; стараются расширить свои представления об игрушке ( матрешке ) ; используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Интеграция областей : Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Форма организации : групповая .

Форма НОД : совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.

Оборудование и материалы :

Демонстрационный дидактический материал: Деревянная игрушка матрёшка, мультимедийная установка, силуэты матрёшки, фланелеграф, синицы и снегири, снежинки, дерево - Калина.

• Платочки и кепки для девочек и мальчиков.

• Листы с изображением матрешки .

• Штампы, салфетки, краски для штампования.

1. Сюрпризный момент. Вступительная часть.

Воспитатель : Воспитатель в наряде матрешки входит группу.
- Здравствуйте, ребята.

Посмотрите на меня

У меня алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

- А пришла я к вам не одна, а со своими подружками! Отгадайте загадку.

Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)

- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку , все дети внимательно её рассматривают . Что есть у Матрешки? Рассмотреть матрешку.

-Давайте посмотрим, что в середине нашей Матрешки находится.

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притертую,

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех! Молодцы ребята!

Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой, рассматривают.

Сколько всего Матрешек поместилось в одной большой Матрешке? (дети считают ,ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение о матрешке :

- Я, матрешка - сувенир ,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка !

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку ? (Играть)

Предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери матрёшку ». Игра «Собери матрешку» Пазлы

-А хотите узнать , как появилась матрёшка . Садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.

2. Основная часть.

Воспитатель. (слайд 2)Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать .

(Слайд 3)Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

(Слайд4)Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная.

(слайд 5) Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. их украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.


(слайд6) На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом.


(слайд 7)Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.


(Слайд 8) Воспитатель: - Ребята, а из чего сделана матрешка ? Посмотрите на экран (из дерева)- Значит она какая? ( Деревянная)

(слайд 9) Как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной ? (Разукрасили) Матрешка расписная. Какая матрешка? (расписная)

(слайд 10) - Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, расписные. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные.

А к нам в гости еще пришли Матрешки. Они хотят, чтобы вы помогли им украсить их фартуки. Что мы будем украшать? Фартуки.

Игра «Почини платье» разложить геометрические фигуры по контуру.

- Какие у тебя фигуры на матрешке?

- Сколько углов у треугольника?

- Сколько сторон у квадрата?

Вопросами воспитатель уточняет признаки геометрических фигур.

- Какие вы молодцы ребята! Матрешкам очень понравилось с вами играть.

А вы любите загадки? А вы знаете, что у Матрешек есть подружки-игрушки? Если отгадаете, какие игрушки, то на экране появится картинка - отгадка.

Что за игрушка – непоседа

Всюду бегает по следу

Я нажала, завела

Завертелась вдруг Юла

Не заставишь лежа спать

Лишь уложишь - хочет встать

Что за кукла - Неваляшка.

Носит платье из колечек

Любят взрослые и дети

Надевать колечки эти.

-Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами и сделать свою матрешку. Проходите за столы, и мы вместе подготовим пальчики к работе.

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.


- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки !

Педагог : У вас на столах лежат листочки с изображением матрешек . Каждому из вас нужно будет украсить для матрешки фартук . Украшать фартуки вы будете с помощью штампов. Показ воспитателя способа штампования.

Педагог раздает плоскостное изображение матрешки на бумаге каждому ребёнку. Дети рисуют под музыку «Светит месяц», «Как под яблонькой».

Педагог: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).

Педагог : Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!

-А хотите с Матрешками пойти погулять? Идемте.

Воспитатель: предлагает детям подойти к фланелеграфу, который накрыт русским платком. Открывает платок, а на фланелеграфе изображено дерево- рябина, на дереве сидят птицы синицы и снегири. С неба падают снежинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и высказаться о том, какая она, нравится ли она им. (ответы детей) Какое время года на картинке? Уже созрела рябина. Прилетели. Кто прилетел? Снегири, синички.

Звонко песенку поет

Сало вкусное клюет. (показывает изображение синицы).

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (изображение снегиря).

Давайте предложим Матрешкам встать в хоровод вокруг рябинки.

Воспитатель: -Вам нравится картина, которая у нас получилась (Ответы детей) Матрешкам тоже очень нравится и они приглашают нас поплясать. Я кручу-верчу , вас в матрешек превращу. Мальчикам надевают на голову кепки, девочкам платочки.

Физкультминутка « Мы веселые матрешки » (дети выполняют движения под музыку)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

2. Итог-рефлексия:

Воспитатель:

Педагог : Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? Дети: О матрешке !

Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)

Педагог : Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек ? Дети: Вырезают из дерева.

Воспитатель:. Матрешки получились интересные, весёлые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.

Я пришла к вам не с пустыми руками, а с сувенирами. А вы знаете, что такое сувениры? Я хочу подарить вам на память вот такие сувениры – Матрешки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Воспитательное занятие « Русская матрёшка»

Цель: Формирование представлений детей о русской народной игрушке – матрешке .

Задачи.

Образовательные:

  • Продолжать уточнять и обогащать знания детей о матрёшке, как об одном из старинных народных промыслов.
  • Углублять и расширять знания детей об истории возникновения и появления матрёшки на Руси, процессе её изготовления.
  • Расширять представления о разных видах русской матрёшки (Семёновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской), знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к матрёшке, как к сувениру, символу страны
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при расписывании плоскостной игрушки- матрёшки

· Развитие наглядно - образного мышления ( разрезанные картинки, цветные квадратики)

· Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию.

· Обогащение активного словарного запаса;

Воспитательные:

  • Формировать бережное отношение к русской культуре и уважение к традициям русского народа;

· Создание благоприятной атмосферы, накопление положительных эмоций.

Оборудование:

Матрёшки, самовар, компьютер, проектор, презентация, конверты с пазлами «Матрёшка», цветные карандаши , стирательная резинка, простой карандаш, матрёшки для раскрашивания.

4.Работа по теме

- Что такое матрёшка?

-История появления матрёшки

- Изготовление матрёшки (видео)

а) Анализ образца

б) Инструменты, материалы

г) Предупреждение ошибок

д) Пальчиковая гимнастика

е) Выполнение работы

- Уборка рабочего места

-Подведение итогов работы

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети строятся у доски

Воспитатель:

Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас!

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

- Ребята я рада видеть вас красивыми и веселыми. Вижу у вас хорошее настроение. А раз так, займите свои места, садитесь удобней, начнём наше занятие.

2.Актуализация.

У меня на столе стоит сундучок. Его подарила мне моя бабушка и слова такие говорила: «Вот тебе, внученька, сундучок, а в нем диво дивное, диво чудесное и расписное. Мне его моя матушка, прабабушка твоя, оставила, береги его!» Вот я, ребята, его и берегу!

- Вам интересно узнать - что в нём?

-Тогда возьмите конверт, который лежит у каждого на парте.

-Посмотрите, что в конверте?

Задание: Соберите разрезанную картинку со своим соседом по парте. Если соберёте картинку правильно, то вы узнаете, что у меня в сундучке.

-Что же у меня в сундучке?

Тема нашего занятия посвящена известной во всём мире русской матрёшке.

4. Работа по теме

1. - Что такое матрёшка?

Матрешка – это деревянная, ярко разрисованная игрушка в виде полуовальной фигуры . Она состоит из кукол разного размера, которые помещаются друг в друга.

Матрёшка, необыкновенная игрушка. Она всегда радует нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в её изготовление! А кто знает, откуда появилась матрёшка?

2. - История появления игрушки

Появилась первая матрёшка в России более ста лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японского мудреца Фукурума . Такой умный-преумный был этот старичок, что голова его растянулась от раздумий. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри неё сидела вся его семья.

Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку токарь- игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал матрёшку известный художник Сергей Васильевич Малютин. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки.

Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном сарафане с петухом в руках. Внутри большой девочки помещалось восемь куколок .

В ней прятались: девочки - в фартуке, с серпом, с плошкой (миска, чашка) ,с куклой; мальчик в рубашке; малыш в слюнявчике с пальчиком во рту; младенец в пеленках. Кукла получилась на удивление русской. Кто-то, увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша Матрена, Матреша! Имя Матрена было распространено в России. Так и стали новые игрушки матрешками.

Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир, символ России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. Что такое сувенир?

- Сувенир - это подарок на память.

Первая матрешка цела до сих пор и находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Этот город находится не далеко от Москвы.

3. - Как же появляется на свет матрёшка? Сейчас мы посмотрим (видео)

-Какая из матрёшек первой появляется на свет?

Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей.

-Какое дерево использует мастер для изготовления матрёшки?

Как правило, это липа, берёза, осина.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешку наградили бронзовой медалью.

Игрушка так понравилась в России и за границей, что началось массовое производство матрешек.

Популярность матрешки привела к тому, что их стали делать не только в Сергиевом Посаде, но и в других областях России.

Разные мастера расписывали матрёшек по-своему. Поэтому хоть и похожи матрёшки, но всё-таки они разные. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

4.Виды матрёшек

Наиболее известны три вида матрёшек.

Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Старейшая русская матрёшка – это Сергиево – Посадская .

Эта матрёшка похожа на людей. У нее всегда прорисованы ручки. Она настоящая русская красавица, на ней простой русский наряд: сарафан, рубашка, передник, и платок. Эта матрёшка – крестьянская девушка, поэтому в руках у неё может быть - самовар, петушок, корзинка, букет цветов. Форма её - добротная, устойчивая, с плавным переходом головы в туловище . В этой матрешке цвета яркие .

- Какими цветами расписана матрёшка?

- Желтым, красным, синим цветом.( поднять нужный цвет)

Семеновская матрёшка появилась в селе Семеново, в Поволжье на 20 лет позже Сергиево-Посадской. У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей. Семёновская матрёшка стройная, имеет тонкий «верх» , который резко переходит в утолщённый «низ». Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. Знаменитая семёновская матрёшка отличается своей многоместностью. В неё вкладывают до 18 разноцветных кукол. В Семёнове была выточена и самая большая 72-местная матрёшка, высотой 1 метр. В росписи семеновской матрешки используют всего несколько цветов. Покажите эти цвета.

– красный, жёлтый и зелёный

- Есть такое село в Нижегородской области Полхов – Майдан. Эта матрёшка самая нарядная и праздничная , тоньше и стройнее своих подруг. Её форма более вытянутая, голова небольшая, чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки, нет дополнительных деталей. И краски она любит яркие. Фартук Полхов -Майданской матрёшки заполнен цветочной росписью : пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника. Роспись полховских матрешек строится на сочетании несочетаемых цветов: малинового – красного, зеленого- желтого, лилового и черного.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрёшек, но и авторских. Авторскими называются потому, что выполнены одним человеком – автором, который сам разработал рисунок. Как будет выглядеть такая кукла зависит от фантазии их автора. На фартуках у таких матрёшек можно увидеть живописные пейзажи, памятники архитектуры, сюжеты сказок. Также, встречаются матрёшки, расписанные под гжель, хохлому. Среди современных матрёшек можно увидеть политиков, популярных артистов, писателей, спортсменов, космонавтов.

5.Физминутка

6.Творческий этап .

Сейчас я хочу предложить вам устроить мастерскую по расписыванию матрёшек. Почувствовать себя мастерами и расписать свою матрёшку.

- Анализ образца

Прежде, чем приступить к работе, давайте повторим, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка) чтение слайда

Что одето на туловище? (сарафан, рубашка)

Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук (передник)

Почему у нее не видно ног?

Раньше русские женщины носили длинные рубахи, сарафаны, поэтому у матрешки не видно ног.

- Инструменты, материалы

Что нам потребуется для работы? (цветные карандаши, простой карандаш, резинка)

Проверим, всё ли у нас есть?

- План работы

Рассмотрите этапы выполнения работы:

1. Приготовьте изображение матрёшки.

2. Простым карандашом самостоятельно нарисуйте узор на фартуке. Проявите свою фантазию!

3. В разные цвета раскрасьте платок, сарафан, рубашку и фартук

Повторим план работы.

- Предупреждение ошибок

Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Можно использовать сочетание цветов традиционных матрёшек.

- Пальчиковая гимнастика «Мы ребята – мастера».

Прежде чем начать работу, давайте разомнём наши руки

Прежде чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрём ладошки

Друг о друга мы немного.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Перед тем как начнёте работать, подумайте, кому вы свою матрёшку подарите с пожеланием счастья и благополучия. А чтобы она получилась красивая, мы будем её рисовать под музыку.

- Выполнение работы

А) Приступаем к работе

А теперь посмотрим, какие матрёшки у вас получились.

Г) Уборка рабочего места

7. Подведение итогов работы!

Какие вы молодцы, какие славные матрешки у вас получились. Какие они все красивые, яркие – это вы их создали, вы авторы этих матрёшек.

8. Итог занятия

Давайте вспомним, с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

1. Назовите главный секрет матрёшки.

2. Из какого материала она сделана?

3. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Русская матрешка – настоящее чудо света, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ.

Читайте также: