Матрешка кукла неваляшка игрушка

Обновлено: 06.05.2024

Цель данного материала это знакомиство с народными игрушками в первой младшей группе. У неваляшки мы учим выделять особенности внешнего вида (состоит из разных шаров: туловище – большой шар, голова – шар поменьше, руки самые маленькие шары). При рассматривании матрешки вместе с особенстями внешнего вида энакомим с величиной. На этих занятиях учим детей выполнять игровые действия с игрушкой, развиваем слуховое восприятие, расширяем словарный запас.

ВложениеРазмер
konsnekty_narodnye.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с народной игрушкой -Неваляшка»

Цель: Познакомить с народной игрушкой неваляшкой. Учить выделять особенности внешнего вида (состоит из разных шаров: туловище –большой шар, голова –шар поменьше, руки самые маленькие шары), учить детей выполнять игровые действия с игрушкой. развивать слуховое восприятие, расширять словарный запас. Способствовать развитию речи как средства общения

1. Организационный момент.

В. Ребята сегодня мы познакомимся с народной игрушкой и побываем у нее в гостях. Отгадайте загадку:

-Куклу я кладу в кровать, Но она не хочет спать.

Я тогда ее качаю, Одеялом укрываю,

Кукла же лежать не хочет. Поет песни и хохочет.

Вот так кукла. Не заставишь лечь вовек!

Она совсем не хочет спать, Положу - встает опять

И стоит качается. Как она называется?

Эта кукла не устанет, Ляжет, встанет,

Ляжет, встанет!"Эту толстую игрушку не положишь на подушку.

-Кто это ребята? ( Неваляшка) .

- А вы знаете, кто такая неваляшка ? (ответы детей)

- Неваляшка – звонкая и красивая игрушка , которая не ложится, а всегда возвращается в исходное положение. С такой игрушкой играли еще ваши мамы, бабушки. Это народная игрушка. Какая игрушка? (народная) Неваляшка сделана из пластмассы, она пластмассовая. Какая Неваляшка? (пластмассовая) А вы хотите с ней познакомиться и поиграть?

-Давайте позовем ее. (Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку Неваляшка поворачивается и здоровается с ребятами)

2. Основной часть. Рассматривание Неваляшки.

- Ребята, наша Неваляшка - веселая игрушка . Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть «дин-дон» и качаться. Покажите как? (дети качаются и «звенят» ,как неваляшка )

- Я цветная неваляшка,
Забавная игрушка.
Я - очаровашка,
Смешная веселушка.

Танцую и пою,
Но стоит положить,
Тот час уже встаю,
Опять начав кружить. Татьяна Пучнина

-Посмотрите внимательно на неваляшку . Какая неваляшка? Что есть у неваляшки? (голова, туловище, руки)

-Что одето у неё на голове? (шапочка)

-Что одето у неваляшки на туловище ? (шубка)

-На лице у неё - глазки. Чёрные глазки. Брови – чёрные брови. Губки – алые губки. Красный сарафан.

- Какой формы туловище? (круглое)

- А голова какой формы? (круглая) Что еще есть у неваляшки? (ручки)

- Правильно ребята. А какой величины туловище?

- А голова? (поменьше), а руки какой величины? (Самые маленькие)

Какая Неваляшка? (пластмассовая)

Дети, неваляшка что - то отвернулась от нас, загрустила. Давайте развесилим Неваляшку.

Ручки ставим в кулачок,

Ручки вниз на бочок,

Сделаем вот так.

4. Д\и «Уложи неваляшку спать»

- Неваляшки бывают разные. Посмотрите, это какая Неваляшка? (Показывает игрушки Неваляшки в виде уточки, собачки и т.д. Раздает детям) Кто у тебя? (У меня игрушка Неваляшка –собачка и т.д.) Уложи Неваляшку спать.

-Скажи: Ложись спать Неваляшка; спи Неваляшка.

5. Д/и «Собери Неваляшку»

5.Рефлексия: Кто приходил к нам в гости? Какая неваляшка? Неваляшка какая игрушка?

Неваляшка - это народная игрушка.

Тема: «Знакомство с матрешками».

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку, выделять особенности внешнего вида. учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной большой, поменьше, маленький и шириной : широкая, поуже, самая узкая дорожка. ЗКР: Звук «И» «Песенка лошадки» Формировать правильное и отчётливое произношение звука [и], развивать речевое дыхание (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), Развивать словарный запас и активизацию речи детей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

.Сюрпризный момент. В гости приходит матрешка. Воспитатель читает стихотворение.

Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки».

Как у нашей у Матрешеньки,

Сад зеленый, дом хорошенький,

Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.

Балалайка звенит, заливается

А матрешенька глядит, улыбается.

2. Основная часть. Рассматривание матрешки:

Матрешка- это народная игрушка. Все дети любят играть с матрешками и мы с вами рассмотрим матрешку и поиграем с нем. Матрешка красивая, нарядная, на голове у нее платочек красного цвета. Какого цвета платочек? она наряжена в сарафан, фартук, вся её одежда украшена цветами.

-Сережа, расскажи какая матрешка?

3.Пальчиковая гимнастика Матрешки»

-Мы веселые матрешки, (хлопают)

На ногах у нас сапожки. (указательным и средним пальцем идут по коленкам)

В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладони вместе)

Мы похожи словно сестры. (руки в замок)

- Матрешка любит очень играть с детьми

4. Игра «Хитрые матрешки»

Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.

У меня матрешка есть,

В желтом сарафанчике,

В ней сидит вторая,

Как весной травка молодая…

А вторую отвернешь-

Там еще матрешка.

Там матрешка - вовсе крошка.

Вся она, как маков цвет:

Сарафан на ней надет

Алый как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

-Покажи, где большая матрешка. Какая матрешка? Какого цвета у нее платочек? Сарафан? Фартучек?

-Покажи, где поменьше? Где самая маленькая? Сколько матрешек? (Много) Наши матрешки очень любят гулять по дорожкам. (Воспитатель достает лист бумаги, с обозначенными дорожками: широкая, поуже и узкая дорожка)

-Большая матрешка пойдет по широкой дорожке, вот так: топ, топ.

-Матрешка поменьше пойдет по дорожке, которая поуже, вот так: топ, топ.

-Самая маленькая матрешка пойдет по самой узкой дорожке, вот так: топ-топ-топ.

Вдруг услышали матрешки, кто-то песенку громко запел –ИИИИИ-. Как песенку запел? –ИИИИИ- Кто так песенку поет? (лошадка большая) Испугались матрешки и спрятались одна в одну. Сколько матрешек стало? (Одна)


В детстве у многих из нас были такие игрушки, как неваляшка (в русском фольклоре она носит поэтичное название «ванька-встанька»), матрёшка, юла или волчок, пирамидки и кубики. Было в них что-то такое необычное и притягательное, из-за чего хотелось поиграть с ними подольше.

Конечно, раньше у наших предков ничего не делалось просто так, во всём был смысл. Так и детские игрушки – это не просто развлечение, а предметы, несущие порой далеко недетский смысл.

Взрослые создавали такие поделки для воспитания в детях особых настроек на развитие мышления, глубокого и многомерного. В виде детской игрушки передавались символы, благотворно действующие на безсознательном уровне на психику ребёнка.

Психологи рассказывают, что в эти игрушки были заложены сакральные архетипы, т. е. образы поведения, создающие связь с истоками человеческих инстинктов, активирующие их. У каждого типа своя особая геометрия формы, своё значение.

Ванька, а ну-ка, сам встань—ка!

Как ни тронь неваляшку, как ни толкни её, а она всё равно встаёт, да ещё и улыбается. Кругленькие щёчки, округлые бока. Всё гладенько, никаких острых углов. Так наши предки вложили в неваляшку образ гармоничного самовосстановления в любой ситуации, что бы ни случилось. Тут заложена и способность к самоисцелению, главное помнить о своём внутреннем ваньке-встаньке, держать с ним связь. Как бы ни упал, всё равно в тебе есть сила, чтобы снова встать и снова улыбаться жизни.


Ванька-встанька

Возможно, прототипом неваляшки стал чебурашка, «создателем» которого был не автор книги Эдуард Успенский, а те, чьи имена нам сейчас и не отыскать. Ещё в словаре Даля можно встретить понятие «чебурка», «чебурашка», что означало непотопляемый деревянный шар, используемый бурлаками, или ваньку-встаньку – «куколку, которую, как ни кинь её, сама встаёт на ноги».

Герой истории Успенского, обнаруживший чебурашку, не сам придумал название незнакомой ему зверушки, этот образ был ему известен, хотя в современном на то время словаре такое понятие найти не смог. Многих слов Даля не было в советском словаре. Да и в самом словаре Даля были собраны не все понятия. А вот игрушка до наших дней дошла. Несокрушимо улыбается несмотря ни на что.

В неваляшке заложена и способность к самоисцелению, главное помнить о своём внутреннем ваньке-встаньке, держать с ним связь. Как бы ни упал, всё равно в тебе есть сила, чтобы снова встать и снова улыбаться жизни.

Матрёшка – в многомерный мир окошко

Матрёшка – одна из самых занимательных игрушек, которая хранит в себе глубинные знания об энергоинформационной матрице устройства многомерного мира (макрокосмосе) и о нас самих (микрокосмосе). Матрёшка выступает как символ единства многопроявленной Вселенной.

Название её произошло от уменьшительно-ласкательного женского имени Матрёна, одно из значений которого «мать семьи». Насколько нам известно, первая матрёшка вмещала в себя семь фигур подобно семи телам любого объекта во Вселенной. Традиционно одежда каждой матрёшки была окрашена в один из цветов радуги, что отображает спектр светового излучения (цвета) ауры от красного до фиолетового.


Матрёшка

Со временем стали делать матрёшки других расцветок и образов. Так на ярмарках среди кустарных изделий можно было встретить матрёшки, изображающие различных героев: от пастушков со свирелью до женихов с невестами, от древнерусских витязей и бояр до конька-горбунка и рыбака с рыбкой.

Примечательно, что не только в России делают фигурки, которые можно вставить друг в друга, по типу нашей давней знакомой Матрёны. Есть похожие на них наборы пустотелых кукол в Индии и Китае. В Японии тоже есть свои матрёшки в виде буддийского мудреца Фукурамы, в которого вложены фигурки его четырёх учеников. В стране восходящего солнца этот мудрец ассоциируется со счастьем и процветанием.


Японская матрёшка — мудрец Фукурама

Хочешь жить – умей вертеться

Не валяться на печи (читай – диване), не унывать, действовать, быть в движении учит нас юла. Запуская её, мы прикладываем силу, и чем сильнее зададим заряд энергии, тем дольше будет вертеться, вибрировать и жужжать юла. Так и с моторчиком внутри нас: бытие существует, пока есть движение.


Танцует волчок, движется – живёт. Проходит время вращения, он останавливается и падает, уходя в небытие – состояние, противоположное жизни – смерть, пока дыхание жизни через энергию наших рук снова не запустит его. Вращается планета, вращается галактика, вращается поток энергий, создающих всё это.

Бирюльки – мир меняй, но не разрушай

Известная по всему миру игра учит терпению, концентрации и ловкости рук. Играть в бирюльки очень полезно и детям, и взрослым. Данная игра развивает внимание, логическое мышление, учит выстраивать коммуникационные навыки для общения с другими игроками, что крайне важно для детей. Также тренируется усидчивость.

На Руси бирюльками были сделанные из деревяшек крошечные фигурки, изображающие, к примеру, домашнюю утварь. Часто детишки сами оттачивали их. А крючки для того, чтобы подцеплять бирюльки, гнули из балалаечных струн. Каждую бирюлечку из кучки нужно было вытащить так, чтобы не задеть, не пошевелить остальные.

Позже для забавы стали использовать самые разные предметы: палочки, соломинки, цветные карандаши, игральные карты. Сейчас есть и другие вариации этой игры, известные под названиями Башня или Дженга, по ним даже проводятся турниры среди взрослых почитателей.


Дженга — потомок бирюлек

Главное, суть остаётся прежней – забрать предмет, не нарушив общей картины. Помните, как вытаскиваешь по одной палочке, и дыхание замирает? И если говорить о глубинном смысле этой игры, то она даёт представление о взаимосвязи всех процессов, происходящих в мироздании, символизирует возможность перемен без разрушения всей системы.

Удивительно, что от такой сосредоточенной игры появилось устойчивое речевое выражение противоположного значения. Согласно фразеологическому словарю русского литературного языка «играть в бирюльки» – заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне важное.

Коники и птички – привет солнцу и водичке

Происхождение традиционных игровых предметов связывают с изначальным их использованием в культовых обрядах, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь – солнце, птица – водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времён до нашего времени несут именно такой смысл.

Деревянные коники символизируют связь с движением солнца по небосводу и уходят своим происхождением к ритуалам поклонения ему, известным среди скифов и славян. Солнечный конь представляет архетипический образ в виде игрушечных деревянных коней-каталок, глиняных коньков-свистулек.


Свистульки

Последние, как и известные птички-свистульки, использовались в качестве магических инструментов для общения с душами предков, которые остаются рядом с нами незримо нашему глазу. Свист с глубокой древности также считался надёжным средством отпугивания злых сил.

Кстати, всевозможные погремушки, трещётки и свистелки становятся первыми музыкальными инструментами в руках детей, развивая в них творческое начало.


Тяни-толкай (добро и зло)

Вспомним ещё глиняного чёрно-белого коня тяни-толкай, как символ единства взаимодействия условных сил добра и зла, света и тьмы, инь и ян – пассивной (женской) и активной (мужской) энергии всего сущего.

Ощущение жизни через игру

Стоит отметить разницу формирования восприятия ребёнком собственного и окружающего мира. Так, тряпичная или деревянная игрушка, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и миром вокруг, воспитывая ласковое, небоязливое отношение к миру.

Ребёнок, чьё детство проходит исключительно среди пластмассовых игрушек, воспринимает, в некотором роде, и искусственное подобие жизни. Трансформеры, киборги и куклы с псевдоидеальными формами искажают натуральные образы мышления. Поэтому у современных родителей, кроме всех прочих забот, есть ещё и большая ответственность за то, какое представление о жизни сформируют их дети.

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными. А также всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такое народное поверье, что надо подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия.


Деревянные игрушки

Также и ребёнок, играя в деревянные игрушки, «подзаряжается» энергией дерева. Такие игрушки очень приятны на ощупь, благодаря своей структуре и теплу, положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия.

Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно современным пластиковым. Таким образом, деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребёнка, стимулирует активные действия, побуждает его к исследованиям.

Деревянные игрушки как часть наследия народа не дают традициям исчезнуть и формируют причастность к культуре. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведения искусства!

Абакан, Александров, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Арзамас, Армавир, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск, Белгород, Бердск, Березники, Бийск, Благовещенск, Борисоглебск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Воскресенск, Воткинск, Выборг, Выкса, Вязьма, Гатчина, Глазов, Горно-Алтайск, Грозный, Губкин, Дзержинск, Димитровград, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Евпатория, Екатеринбург, Ессентуки, Железногорск, Железнодорожный, Жуковский, Златоуст, Иваново, Ижевск, Иркутск, Ишим, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Канск, Кашира, Кемерово, Керчь, Кинешма, Киров, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Крым, Кстово, Кузнецк, Курган, Курск, Липецк, Люберцы, Магадан, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Миасс, Минеральные Воды, Михнево, Мичуринск, Москва, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новочеркасск, Ногинск, Обнинск, Одинцово, Ожерелье, Озеры, Октябрьский, Омск, Орёл, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Прокопьевск, Псков, Пушкино, Пятигорск, Ржев, Россия, Россошь, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Салехард, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сарапул, Саратов, Саров, Севастополь, Северодвинск, Сергиев Посад, Серпухов, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Ступино, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тихвин, Тобольск, Тольятти, Томск, Туапсе, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Ухта, Феодосия, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Хасавюрт, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Шахты, Щёлково, Электросталь, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ялта, Ярославль

Принято считать, что в куклы должны играть исключительно девочки. Мальчика же нужно воспитывать мужественным, без всяких кукол, колясок и тому подобной «ерунды». Но специалисты придерживаются другого мнения. О том, почему каждому ребенку раннего возраста — независимо от пола — необходимо играть и «наиграться» в куклы, какой должна быть первая кукла и как правильно с ней знакомить, рассказывают в своей книге заведующая лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с проблемами в развитии ФГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» кандидат педагогических наук Юлия Разенкова и специальный коррекционный психолог Светлана Груничева.

«Кукла для всех детей раннего возраста — не просто игрушка и не только неотъемлемый атрибут каждой девочки, символизирующий игру в „дочки-матери“. Кукла — это образ самого ребенка, его проекция, двойник. Поэтому обязательно нужно дать возможность каждому малышу, будь он мальчик или девочка, познакомиться с куклой, играть и наиграться с ней», — полагают авторы книги «Я играю в куклы» (Карапуз, 2012). Свою точку зрения они подкрепляют научными фактами и советуют родителям не пренебрегать всем известными игрушками, в которые играли дети в прошлом: матрешкой, неваляшкой и куклой. В первой из нашей серии статей о важности игры в куклы мы расскажем о неваляшке.

Первая важнейшая игрушка: милашка-неваляшка

Ребенка раннего возраста привлекают совсем простые игрушки — погремушка, мобиль, пирамидка, неваляшка. Неваляшка для малыша до года — предтеча настоящей куклы. В ней удачно объединились дидактические достоинства (эффект «ваньки-встаньки») и потенциальные возможности для формирования слухового и зрительного восприятия совсем маленького человека.

Именно в первое полугодие жизни наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации.

В результате каждодневного зрительного опыта улучшаются функции (светоощущение, цветоощущение, острота, контрастная чувствительность, поле), которые и лежат в основе всего зрительного восприятия. Ученые рассматривают этот возрастной период как критический для процесса формирования физиологии зрительной системы. А важность зрения и слуха для дальнейшего развития ребенка переоценить трудно.

Рассмотрим же неваляшку с позиции оптимального объекта для внешней стимуляции глаз. Что конкретно привлекает внимание малыша и максимально обогащает его сенсорный опыт?

  • Размер (20–45 см, минимальная деталь 4–5 см): удобен для презентации и примерно соответствует размеру материнского лица. Необходимо знать, что младенец различает только объекты, находящиеся в непосредственной близости от него (20–25 см). Изображения всех предметов, находящихся на другом расстоянии (удаленном или, наоборот, более близком) ребенок еще не способен ясно увидеть, поскольку они проецируются на сетчатку нерезкими, как бывает у сильно близорукого взрослого человека. Кроме того, даже минимальный размер деталей (ручки неваляшки) не дает возможности попробовать их «на зуб».
  • Форма: важна не сама форма, а то, что она волнообразная (несколько шаров). Ученые ограничены в выборе методов изучения восприятия новорожденных и младенцев, в том числе и восприятия формы. Поэтому в исследованиях используется в основном метод предпочтений. Ребенку предъявляют предмет или игрушку, и чем длительнее фиксация взгляда на этой игрушке, тем она интереснее младенцу. В первые месяцы живой отклик наблюдается на три визуальных момента: угол, волну и решетку. Психофизиологи считают, что форму как таковую ребенок начинает различать только к 4–5 месяцам.
  • Расцветка: яркие, чистые цвета ее «одежки» немногочисленны — классическое двуцветие: красно-белая или сине-белая. Контрастность резкая. Сочетание любого цвета с белым идеально для создания подчеркнутой границы между светлым и темным. Уже с трехмесячного возраста цветовое восприятие младенцев практически не отличается от восприятия взрослых.
  • Утрированное крупное приветливое лицо с большими глазами — совершенно особый эмоциональный стимул, который удлиняет зрительное сосредоточение младенца на игрушке. Мы еще обсудим этот феномен подробнее.
  • Приятное, мелодичное звучание неваляшки развивает слух малыша и опять же удлиняет время сосредоточения на объекте. И дотянуться до нее рукой — позвенеть — хочется, и ногой попинать.

Подведем итоги: неваляшка максимально соответствует сенсорным потребностям первых 6 месяцев.

Развивающие игры с неваляшкой

Для детей от 3 до 6 месяцев

Игры с показом куклы и ее называнием (Ляля) можно организовывать уже с 3 месяцев жизни малыша. Вначале кроха учится ненадолго останавливать взгляд на кукле, потом прослеживать за ней вправо-влево, вверх-вниз. Для игры такого рода с трехмесячным малышом используйте неваляшку. Именно эта яркая, звучащая, довольно крупная игрушка с открытым, утрированным лицом скорее привлечет к себе внимание ребенка.

Знакомство

Для игры вам понадобится яркая неваляшка средних размеров. Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Поместите ребенка спинкой у себя на коленях, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Между собой и малышом поставьте игрушку. Привлеките внимание ребенка к ней: покачивайте, потряхивайте ее так, чтобы неваляшка начала издавать характерный для нее звук. Погладьте ручки крохи и положите их на неваляшку, дайте малышу возможность познакомиться с новой игрушкой, потрогать и ощупать ее. В этот момент с ласковой интонацией произнесите: «Это Ляля. Красивая Ляля. Ляля поет, танцует».

Далее начинайте медленно перемещать игрушку из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу. Каждый раз, когда малыш сосредоточится и сумеет проследить за тем или иным движением, передвигайте игрушку по-другому, изменяя направление движений.

Ляля танцует

Положите малыша на животик на диван. Лягте напротив или рядом с ребенком. Поставьте перед ним неваляшку и легонько подталкивайте, покачивайте ее, вызывая мелодичный, приятный звук. Отстраните свою руку, предоставив малышу возможность понаблюдать за куклой, попытаться поймать ее ручкой. Подтолкните игрушку к детке так, чтобы он мог потрогать, ощупать ее рукой, толкнуть. В тот момент, когда неваляшка будет покачиваться, произносите ласковым голосом: «Ах, как куколка Ляля поет! Ах, как Ляля танцует! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!»

Посмотри, кто там!

Положите ребенка на животик на пеленальный столик или диван так, чтобы его головка была за краем столика или дивана. При необходимости другой взрослый страхует кроху таким образом, чтобы малыш не заваливался набок или не упал.

Возьмите в руки неваляшку и аккуратно поднимайте ее снизу вверх перед лицом крохи, плавно покачивая ее, издавая тем самым мелодичный звук. При появлении неваляшки в поле зрения малыша произносите: «Ку-ку, вот куколка Ляля. Ля-ля-ля!» Затем опустите неваляшку вниз, чтобы ребенок ее не видел, и с растерянностью в голосе произнесите: «А где же Ляля?» Опять плавно поднимайте куклу вверх, чтобы она вновь оказалась перед лицом крохи, и произнесите радостно: «Вот она, Ляля! Вот наша Ляля!» Перемещайте неваляшку вправо, влево, покачивайте, вызывая звук, добиваясь поворота головы малыша в сторону яркой звучащей игрушки.

Дотронься ножкой

Во время активного бодрствования малыша, лежащего на спине в кровати, на диване или в коляске, поставьте неваляшку в ноги ребенку. Задевая куклу ножками, он будет извлекать тем самым характерный мелодичный звук.

В этот момент вы произносите: «Ой, кто это?» После того как ребенок несколько раз «наткнется» ножками на куклу, поднимите неваляшку над его грудью и, покачивая ее, скажите: «Да ведь это наша куколка Ляля! Молодец, ты ее нашел!»

Для детей с 6 до 9 месяцев

В 6–9 месяцев возможности малыша увеличиваются. Развиваются и совершенствуются его двигательные навыки: он уже свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими. Ребенок в этом возрасте — активный исследователь, испытатель всего нового и неизведанного. Поэтому на данном этапе развития важно демонстрировать малышу как можно больше неизученных предметов и игрушек, а также способы взаимодействия и игры с ними.

В 6–9 месяцев важно научить малыша находить стоящую на постоянном месте куклу (неваляшку), которую вы ему неоднократно показывали. После усвоения этого навыка кроха начнет искать куклу, спрятанную на его глазах в коробку, под платок или пеленку.

Этот психологический феномен принято называть началом развития понимания речи.

Где Ляля?

Вам будет нужна кукла, которую вы посадите на полку шкафа или привяжете к перекладине манежа, кроватке малыша. Игрушка всегда должна находиться на одном и том же месте и быть хорошо видна крохе.

Поднесите ребенка к кукле, пусть он ее потрогает, рассмотрит, погладит. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя все, что он делает: «Это кукла Ляля! У Ляли есть глазки, носик, ротик. А вот у Ляли ручки и ножки. Вот какая у нас Ляля!» Спросите кроху: «Где наша Ляля?» — и в ответ вновь поверните малыша к ней, обхватите его ручку и потяните ее к игрушке, сказав: «Вот наша Ляля!»

Посадите или положите ребенка в манеж или кроватку и теперь игрушку поднесите к нему, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры верните куклу на ее постоянное место. Попросите малыша найти ее, спросив: «Где наша Ляля?»

Куклы веселятся

Возьмите уже знакомую малышу неваляшку и куклу Лялю. Покажите, как куклы играют: пляшут, топают, кружатся и падают. Во время танца кукол можете напевать какую-нибудь песенку или мелодию.

Дайте куклу малышу и поиграйте еще раз вместе. Спросите: «Как Ляля пляшет? Вот так! Ля-ля-ля!» В это время вы можете выполнять действие своей куклой за ребенка. Уроните куклу и огорченно скажите: «Ой, Ляля упала! Вот так! Бах!» Пожалейте куклу на глазах у малыша, покачайте ее, погладьте.

Таким образом вы будете побуждать кроху к подражанию.

Найдем Лялю

Возьмите платок или пеленку. На глазах ребенка спрячьте куклу под платок и спрашивайте: «Где кукла Ляля? Найди куклу!» Потом сдерните платок с куклы и радостно произнесите: «Вот же наша куколка Ляля!» Повторите те же самые действия, но не торопитесь убирать платок. Дождитесь, когда инициатива поиска куклы будет исходить от малыша. Если вы увидите, что ребенок внимательно наблюдает за вашими манипуляциями с куклой и платком, но самостоятельно не пытается искать куклу так, как это делали вы, не расстраивайтесь. Он обязательно научится это делать, видя ваш интерес к этой игре и ваши положительные эмоции.

Повторите игру несколько раз, и малыш через некоторое время обязательно станет подражать вашим действиям.

Где вы, глазки, где ты, носик?

Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте ребенку в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:

После этого посадите куклу перед малышом. Показывайте ему части лица, но теперь уже на кукле, читая тот же стишок.

Где у Ляли ручки, где у Ляли ножки?

Если вы уверены, что ваш малыш знает части своего тела, то есть может показать свои ручки и ножки, попросите показать руки, ноги, но не на себе, а на кукле. Свои вопросы можете задавать, напевая:

Где же, где же, где у Ляли ручки?

Вот они, вот они, вот у Ляли ручки!

Последней фразой вы либо сопровождаете правильные действия малыша, либо сами показываете у куклы руки, можно — ручками ребенка. Далее продолжайте:

Где же, где же, где у Ляли ножки?

Вот они, вот они, вот у Ляли ножки!

Для детей с 9 до 12 месяцев

В 9–12 месяцев у малыша интенсивно развивается понимание речи. Он может находить по просьбе взрослого одну игрушку среди двух-трех знакомых. Одной из самых интересных игр с куклами для детей этого возраста будет выполнение различных сюжетных действий, которые мамы ежедневно совершают со своими детьми, а именно: кормят, баюкают, причесывают, дают попить и т. д.


Кукла в коробке

Вам понадобится коробка со знакомыми малышу игрушками, среди которых и любимая. Положите в коробку новую куклу, которая будет отличаться от старой, уже изученной. Попросите ребенка найти ее в коробке. Когда малыш найдет знакомую куклу, порадуйтесь вместе с ним, похлопайте в ладоши. Но потом с удивлением заметьте: «Ой, да ведь там есть еще одна кукла! Поищи ее! Найди подружку для своей Ляли». Если кроха сам, без вашей помощи или подсказки найдет новую куклу, обязательно похвалите его, обнимите, поцелуйте. Изобразите, как кукла радуется, что теперь у нее появился друг. В том случае, если ребенок не смог найти и показать вам новую куклу среди нескольких знакомых игрушек, не расстраивайтесь. Достаньте куклу из коробки и познакомьтесь с малышом от ее имени.

Топ-топ

Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:

Уходи с дороги, кот,

Наша куколка идет,

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет.

При последних словах уроните куклу, пожалейте ее. Затем продолжайте водить куклу:

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет.

Вот какая куколка!

Отдайте куклу малышу, побуждая его выполнять первые сюжетные действия с игрушкой: водить ее, ронять, жалеть.

Когда малыш научится действовать с одной куклой, научите его переносить эти же действия на других кукол, а потом и на другие игрушки, например, на мишку, зайку, собачку и т. д.

Уложили куклу спать

Сядьте вместе с малышом на пол. Вам будут нужны расческа и куклы (или другие сюжетные игрушки, после того как вы освоите данную игру с одной куклой). Укачивайте куклу, напевая песенку:

Уложила куклу спать,

Стала песню напевать,

Глазки, кукла, закрывай.

Попросите малыша покачать куклу, помогите ему. Затем достаньте расческу и причешите куклу, приговаривая:

Вот проснулась кукла-крошка,

Причешу ее немножко.

Тихо, тихо, не шали

И тихонечко сиди.

Попросите малыша повторить эти действия.

Самое главное в таких играх — не скупиться на эмоции. Не стесняйтесь того, что вам приходится разговаривать или напевать за куклу тоненьким голоском, плакать и смеяться, причмокивая, пить чай. Помните, что такие игры не только занимательны и интересны для ребенка, но и очень полезны.

Многим знакома ситуация, когда игрушек в доме полно, а ребенок ни во что не играет. Что же делать? Как заинтересовать его игрой? И нужно ли детям на самом деле такое огромное количество машинок, кубиков, конструкторов и пирамидок? Об одной из уникальных и универсальных игрушек для малыша расскажут заведующая лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с проблемами в развитии ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» кандидат педагогических наук Юлия Разенкова и специальный коррекционный психолог Светлана Груничева.

О первой в жизни малыша кукле — неваляшке — мы написали в нашей предыдущей статье. Не менее важное место, с точки зрения пользы для развития маленького ребенка, принадлежит еще одной классической игрушке — матрешке.

Кукла со скрытым смыслом

Матрешка — универсальный развивающий материал для ребенка. Что именно она развивает?

  • Восприятие/мышление. C помощью матрешки достаточно просто научить детей выделять разные качества и величины: сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему.
  • Речь. Каждое свое действие надо проговаривать, «озвучивать», предметы и явления называть, факты констатировать и фиксировать: упала — «Бух!», засмеялась — «Ха-ха-ха!» и т. д. Это не только расширит объем понимаемой речи, но и обогатит активную речь ребенка.
  • Координацию руки и глаза. От хватательных движений в первые месяцы до ловкого манипулирования с раскрыванием/закрыванием, сборкой комплекта матрешек одну в другую в 1–2 года.
  • Эмоции. Матрешка несет в себе идею продолжения рода, материнства, семьи. Она как бы олицетворяет лучшие качества женщины — тепло, доброту, любовь. У нее приветливое, открытое, симпатичное личико.

Совсем маленький ребенок, внимание которого прежде всего привлекает человеческое лицо, смотрит в большие глаза игрушки, и они не разочаровывают его, они подтверждают: «Да, ты самый лучший, ты хороший, я тебя люблю и очень тебе рада». Это необычайно важно для эмоционального развития.

  • Художественный вкус. Матрешка — это не обезличенная штамповка, она впитала тепло рук людей, которые ее делали. Она всегда эксклюзивна, потому что каждый художник, используя одни и те же технику и схему росписи, непременно добавит что-то свое — в силу собственной индивидуальности.

Многие родители заблуждаются, думая, что малыша имеет смысл знакомить с этой игрушкой в 2–3 года. Это не так. И хотя основные ее достоинства вы, конечно, оцените к 1,5 годам, полезной она будет и младенцам, и годовалым малышам. Чтобы матрешка понравилась малышу и имела реально развивающий эффект, недостаточно только дать ее в руки крохе. Необходимо открыть ее замечательные свойства, то есть научить малыша играть с ней.

Какая нужна матрешка

Важно помнить, что в игре с матрешкой мы проходим (в соответствии с возрастом ребенка) как бы три этапа: мы на матрешку смотрим, мы ее хватаем и мы ее открываем/закрываем. В зависимости от этого есть особенности в подборе матрешки.

Для знакомства (уже около 2 месяцев) понадобится матрешка 15–20 см высотой, с 2–4 вкладышами (самая маленькая фигурка не менее 3–5 см). На этом этапе матрешка не должна самопроизвольно открываться (в момент знакомства это лишнее).

Для хватания (так мы играем с 3–4 месяцев) нужна матрешка, удобная для захвата детской ручкой, то есть не больше 3–5 см в диаметре.

Для открывания/закрывания (эти игры для годовалых детей и старше) матрешка должна легко открываться.

Чем ярче внешность куклы, тем больше она привлечет внимание ребенка. Красный платок с синим фартуком (чистых тонов), украшенный контрастными цветами, приветствуется. Лучше не отходить от классики. А классическими образцами считаются сергиево-посадские, полхов-майданские, семеновские матрешки. Желательно, чтобы все части одежды были обведены черным контуром: так малышу будет легче разобраться, где у матрешки платок, где фартучек.

Развивающие игры с матрешкой

С 3 месяцев до полугода

С 3–4 месяцев малыш может достаточное время фиксировать взгляд на привлекающем его предмете, пытается схватить его.

Теперь при помощи матрешки можно развивать двигательную координацию ребенка, когда малыш начинает постепенно приспосабливать движения руки к величине схватываемого предмета. Для этого рекомендуется использовать матрешки, диаметр которых составляет 3–5 см (он удобен для захвата).

Учимся хватать

Положите ребенка на живот и поставьте перед ним одну матрешку на расстоянии его вытянутой руки. Не торопитесь, позвольте рассмотреть игрушку. Понаблюдайте, что кроха будет делать. Скорее всего, схватит ее и потащит в рот, а потом выпустит из рук. Первое знакомство таким и должно быть. Вновь поставьте игрушку на прежнее место. Но если ребенок опять попытается «попробовать ее на вкус», мягким движением высвободите игрушку и верните «на исходную позицию», чтобы малыш еще раз схватил матрешку. Одну игрушку предлагают не более 2–3 раз. Так же поступают и с другой, меньшей по диаметру куклой. И с ней знакомят 2–3 раза.

Продолжаем разговор

Поставьте перед малышом большие и маленькие матрешки, пусть он берет их по собственному усмотрению в любом порядке. Захватывая по очереди больших и маленьких кукол, малыш тренирует руку, пальцы. Приспосабливает их к захвату, удерживанию и манипулированию предметами. Округлая форма матрешек вынуждает малыша использовать и большой палец руки. Развитие моторики руки и использование ребенком большого пальца необходимо для формирования мышления и речи ребенка. Играйте не более 5 минут, ласково разговаривайте с крохой, не отвлекая его от действий с предметами. В конце игры похвалите малыша, погладьте по голове, возьмите на руки.

Разнообразим игру

Игра долгое время будет интересной, если ее разнообразить — матрешек сравнивать с игрушками другой геометрической формы, например, с разноцветными кубиками. При первом знакомстве с новым предметом следите, чтобы он лежал в ряду знакомых предметов посередине, потом можете класть его и справа, и слева.

Оставляйте промежутки между игрушками примерно в 5 см (при большем расстоянии малышу труднее переводить взгляд с одного предмета на другой, сравнивая их между собой). Это позволит ребенку активно обследовать игрушки руками.

Предметы разной формы предполагают соответствующие способы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти руки. Вначале малыш будет брать их довольно неуклюже, но постепенно начнет раскрывать ладонь и размещать пальцы наиболее удобным образом для захвата предмета той или иной формы.

Важно учитывать общий принцип подбора: размер маленького предмета должен быть не меньше 3 см в диаметре, а разница между большими и маленькими предметами — 1,5–2 см.

Играйте три-четыре дня. После некоторого перерыва игра снова станет привлекательной для ребенка. Но если малышу она не интересна, не заставляйте его, предложите что-то другое. Попробуйте вернуться к ней позже.


От 6 месяцев до 1 года

На рубеже первого и второго полугодия в жизни ребенка происходит важное событие — малыш осваивает самостоятельное взаимодействие с предметами, то есть без участия взрослого может осуществить свое намерение — достать, потрогать, взять в руки заинтересовавшую его игрушку, помахать ею или постучать, попробовать на вкус, бросить.

В этом возрасте у ребенка бурно проявляется интерес к окружающему миру, все находящиеся поблизости предметы вызывают его любопытство, он стремится манипулировать ими. К 6 месяцам движение руки по направлению к предмету, захватывание и удерживание его оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, крепко держит ее, рассматривает, подносит ко рту.

С 7-го по 10-й месяц формируются действия другого характера — «соотносящиеся». В этом возрасте ребенок больше всего любит играть с коробочками, у которых открывается и закрывается крышечка, вкладывать маленький шарик в полый кубик. Малыш с удовольствием перемещает игрушки, энергично просовывает их между прутьями кроватки. А к 10 месяцам способен достать один интересный предмет с помощью другого. Тогда и начнется время активных игр с матрешками.

К 8–9 месяцам малыш использует каждую игрушку по-разному, в зависимости от ее свойств. Эти действия подсказываются самими предметами, являются результатом накопленного личного опыта ребенка и носят вначале случайный характер. Затем, под влиянием вашего специального направленного обучения, он начинает повторять то, что вы ему показываете. И, наконец, к 9 месяцам подражает взрослому. Но выполняет сначала знакомые действия, а затем и новые: закрывает крышку, вкладывает в коробку игрушку и т. д.

Ребенок уже реагирует на слова, закрепленные за определенными предметами. Так, если взрослый спрашивает: «Где Мотя (матрешка)?» — малыш ищет ее глазами. Потому что он уже играл в нее со взрослым и помнит, что игра была веселая и его много хвалили.

Важно показывать возможности взаимодействия с матрешкой последовательно — от простого к сложному. Не освоив простых игр, не играйте в более сложные, это может вызвать отказ от игры.

Когда ребенок начинает ползать

По мере взросления малыша меняется качество его бодрствования. Оно требует все большего разнообразия. И в этом случае матрешка станет поистине незаменимым даром как детям, так и заботливым взрослым. Ведь не только яркая внешность важна в этой игрушке. Матрешка — игрушка-сюрприз: откроешь ее, а там… еще куколка. Для крохи это настоящее чудо, которое вызывает эмоциональный подъем.

Используйте этот интерес с начала ползания малыша. Покажите ребенку, как открывается матрешка, что там у нее внутри. Поиграв так, расположите малыша на твердой поверхности. На расстоянии 40–50 см от него поставьте матрешку.

У любознательного карапуза много объектов интереса, и чтобы он полностью сконцентрировался на игрушке, встряхните ее, вкладыш издаст звук, который привлечет дополнительное внимание малыша. Позвольте ему дотянуться до деревянной куклы. Если ребенок самостоятельно не делает попыток подползти к игрушке, подтолкните его по направлению к кукле.

Рассматриваем матрешку

Возьмите матрешку, предложите малышу внимательно рассмотреть ее. Пока ребенок рассматривает игрушку, комментируйте: «Где у Моти глазки? Посмотри, какой платочек у Моти. А что Мотя держит в руках? Ой, это же петушок! Какая она красивая!»

Цель таких занятий — помочь формированию у ребенка ориентировочных реакций на игрушки, различающиеся своим внешним видом, а также продлить зрительное сосредоточение на игрушке.

Лучше меньше, да лучше

В первые полтора года можно ограничиться вполне скромным списком игрушек. Например, таким: погремушка, мяч, пирамидка, кубики, кукла, неваляшка, матрешка. Этого будет более чем достаточно. Вместо книжек — отдельные карточки. Все на своих местах. Поиграли — убрали!

А главное: умелая активность родителей, их грамотная психологическая подготовка — осознание целей воспитания и развития, понимание путей их достижения.

Если вы просто купите игрушку и отдадите ребенку — это может оказаться бесполезным. Без взрослого у маленького ребенка игры не будет. Так что играйте на здоровье!

Читайте также: