Матрешка описание игрушки сочинение короткое

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Дата: 25.02.2022 г.

Тема урока. Развитие речи. Сочинение-описание предмета.

Цели: подготовить обучающихся к сочинению-описанию матрёшки; развивать устную и письменную речь; воспитывать чувство уважения к русским народным мастерам.

Планируемые результаты :

Предметные: обучающиеся знают особенности художественного описания предмета; умеют излагать мысли на заданную тему; используют самостоятельно найденный материал.

Метапредметные: обучающиеся осознают цели учебной деятельности и умение ее пояснить; умеют ориентироваться в ситуации и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные: осознают эстетическую ценности русского языка; уважительно относятся к родному языку; осознают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремятся к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, в парах.

Оборудование: интерактивный мультимедийный комплекс, раздаточный материал, матрёшки.

2.Актуализация опорных знаний.

- Ребята, какие типы речи вы знаете?

- Чем они отличаются?

- На какой вопрос отвечает каждый тип речи? (Слайд 1)

3.Целепологание. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

- Послушайте текст. ( Мамина любимая ваза сделана из тонкого стекла тёмно-зелёного цвета. Стенки её украшены необычными светлыми золотистыми завитками и яркими лепестками роз. Она не широкая, чуть раскрывается к верху).

- К какому типу речи относится этот текст?

- Что в нём описано?

- Молодцы, вы уже догадались, что на уроке мы будем работать с таким типом речи, как описание.

- А что же мы будем описывать? Этот предмет лежит в моей коробочке. Отгадав загадку, вы всё узнаете.

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветок,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Наша русская…. (матрешка).

- Как будет звучать тема нашего урока? ( Сочинение-описание матрёшки). (Слайд 2)

- А какая главная цель нашего урока? ( Научиться описывать матрёшку).

4. Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя.

- Нашу матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы – сувенира.

- Что вы знаете о матрешке?

- Кто ее придумал? Кто сделал?

- В чем же секрет такого успеха и долголетия?

- Почему матрешка стала русским сувениром за рубежом?

История создания русской матрешки

1 историк

- Матрешка – настоящая русская красавица. Она трудолюбивая. В руках у нее то хлебные колосья, то петушок, то корзина с грибами и ягодами. Но главное – это кукла с секретом. (Слайд 3)

2 историк

- Прадед русской матрешки – японский мудрец Фукурума. Первая русская матрешка была выточена и расписана только в конце 19 века по образцу, привезенному из Японии. (Слайд 4)

3 историк

- Первая русская матрешка была выточена игрушечником Василием Звездочкиным по эскизам художника Сергея Малютина. Родиной русской матрешки считают город Сергиев Посад, в Московской области – Загорск. (Слайд 5)

4 историк

- Современным центром по изготовлению матрешек является город Семенов Нижегородской области. В 20-ом веке матрешка стала не только популярной игрушкой, но и русским сувениром. Его стараются приобрести туристы, побывавшие в нашей стране. (Слайд 6)

Беседа по вопросам.

- Из какого материала делают матрешку? (дерево – осина, липа, береза)

- Как вы думаете, почему из дерева?

- Потрогайте матрешку. Что вы чувствуете? (Она теплая! Дерево дает тепло, свою душевную силу передает игрушке.)

Слово учителя.

В России существует 3 центра народных промыслов по изготовлению матрёшек. У них есть свои отличительные особенности формы и росписи. Посмотрите на экран.

1. Семеновская матрешка из города Семёнова, Нижегородской области. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Алые розы, маки, незабудки и листья собраны в разнообразные букеты. Чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

2. Полхов-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Мастера украшали матрешку цветами, ягодами.

3. Загорская (Сергиевская) матрешка наряжена в сарафан, передник, платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. У матрешек наблюдается несложный геометрический орнамент. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским.

5.Первичная проверка понимания. Разгадывание кроссворда.

- А теперь разгадаем кроссворд, отражающий тему урока.

- Какое ключевое слово? (Матрешка) (Слайд 10)

1.Народное художественное творчество (изготовление игрушек, предметов быта, украшений) — народный … (промысел) (Слайд 11)

2.Элемент женского костюма матрёшки (сарафан) (Слайд 12)

3.Художник, который впервые расписал матрешку (Малютин) (Слайд 13)

4.Название города, в котором родилась матрешка (Загорск) (Слайд 14)

5.Современный центр по изготовлению матрешек (Семёнов) (Слайд 15)

6.Назначение матрешки (игрушка) (Слайд 16)

7.Имя японского мудреца, прадеда матрешки (Фукурума) (Слайд 17)

8.Головной убор матрешки (платочек) (Слайд 18)

6.Физминутка.

Продолжение работы по теме.

Выбор заголовка.

- Чтобы ваше сочинение сразу привлекло внимание читателей, нужно придумать … яркий, интересный заголовок.

- Придумайте заголовок для своего сочинения?

Матрешка – необычная игрушка.

Матрешка – самобытная игрушка.

Матрешка – символ дружной семьи.

- Как вы объясните слово «самобытная»? (Свойственная только культуре русского народа, национальная игрушка.)

- Вы можете выбрать один из этих заголовков или придумать свой. Запишите на листах. (Слайд 19)

7.Первичное закрепление с комментированием.

- Итак, заголовок мы выбрали. Но ваше сочинение должно заинтересовать и содержанием. Старайтесь избегать ошибок и сделать сочинение ярким, образным, красивым.

Работа с текстом . (Раздаю карточки с текстами)

Матрешки круглолицые с румяными щёчками и алыми гу..ками. Глаза большие выразительные. Рес..ницы ч..рные длинные.

I группа. Определить тип речи. Обосновать.

(Описание. Описываются признаки, качества, свойства предмета.

Основной вопрос в этом типе речи – какой? Чаще всего используются

прилагательные. Можно нарисовать одну картину)

II группа. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

III группа . Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Текст на слайде, по ходу исправляются ошибки.

(Отвечают по группам) (Слайд 20)

Лексическая работа.

- Как вы думаете, какие части речи нужно применить, чтобы сочинение получилось ярким, образным, красивым? (Прилагательные)

Самостоятельная работа

- Составьте словосочетания, соедините стрелками слова из первой колонки со словами из второй. (Слайд 21)

Взаимопроверка

- Поменялись тетрадями друг с другом, сверили со слайдом: 0 – 5, 1 – 4, 2 – 3:

Работа над планом

- Достаточно ли нам собранных рабочих материалов для того, чтобы работать над сочинением? (Нет, необходим план сочинения.)

- А из каких частей состоит план? (Слайд 23)
Составление плана сочинения.

1. Вступление (в этой части можно написать об истории матрешки, о своих впечатлениях).

2. Описание матрёшки:
а) внешность куклы и особенности ее одежды;
б) черты характера, которыми наделил игрушку художник;

в) цветовое решение игрушки.
3. Общее впечатление от матрёшки (матрешка – символ России) (Слайд 24)

8.Составление устного сочинения по плану.

9. Домашнее задание. (Написать сочинение «Описание матрёшки») (Слайд 25)

Матрешка - самая знаменитая русская игрушка, самая молодая и самая интересная. Она разборная. раскрывается пополам. Сними верхнюю половинку, а там, внутри, вторая матрешка Она тоже раскрывается.
Смотрите6 если вынуть всех, то получится двенадцать матрешек. А в ней третья матрешка. и она раскрывается.
Первую такую матрешкувырезал из дерева игрушечный мастер Звездочкин, а расписал ее художник Сергей Малютин. Было это в начале двадцатого века. Стали другие мастера таких матрешек вырезать, и стоили матрешки дорого. Потому что ножом их вырезать очень трудно. а потом кто - то догадался вытачивать матрешек на токарном станке. Это и проще, и быстрее. матрешки сразу подешевели. И завоевали буквально весь мир. Нет, наверное, ниодной большой страны, где не продавались бы наши русские матрешки.

Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна» ) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную» ) форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В наше время с появлением авторского направления в искусстве создания матрёшки темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, часта тема России в образе девушки, а так же семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей, что явилось полным уходом от канона и смыла матрёшки, в основе которой всегда был образ женщины, а не мужчины.

Когдато мама подарила мне красивую матрешку. Она была очень красивая она была как живая она была деревянной. У нее были черные волосы и брови а глаза у нее были карими у нее была румяна на щечках и розовенький цветочек в руках .А внутри нее было еще три матрешки они были такиежи только поменьше и все они были так хороши .
Эх какая была красивая матрешка
А. Владимир

У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.

А её откроешь –
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…

А вторую отвернешь –
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет –
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку –
Красную матрешку.
Мифов о происхождении русской матрешки много. На Руси любят сказки да вымыслы. И какой бы она ни была - эта сказка о матрешке, в любой семье есть эта замечательная игрушка. Она ничего вам не напоминает?
Матрёшка – она же мать, которая символизирует собой, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.
А может идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками?
Мы знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Помните, как он искал смерь Кащееву? Смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.
Речь идёт о том – где спрятана истина? Кощей сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужны усилия и терпение.
Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки» . Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка.

Любите ли вы играть в игрушки? Или раньше любили? Какие игрушки ваши любимые?

— Игрушки, которые вы любите, самые различные. Играя в них, мы не задумываемся о том, что игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни.

Известен такой факт: русский царь Николай II имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая являлась точной копией настоящей. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.

Известный русский художник Александр Бенуа посвятил двенадцать акварельных картин любимым игрушкам своего детства.

В русских крестьянских семьях на игрушки никогда не смотрели, как на простую забаву. Люди верили, что если ребенок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополучие. А если с куклами плохо обращаться, ломать, портить игрушки, то у человека будут серьезные неприятности.

А как вы думаете, если ребенку все время покупать игрушки, представляющие собой злобных монстров, военную технику, оружие, то вырастет из него добрый, отзывчивый человек? (Наверное, нет. Он будет таким же злым, как и его игрушки.)

— Мы с вами на уроке будем говорить об игрушке. О какой, попробуйте догадаться, разгадав загадку (слайд1)

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрёшка). (слайд2)
— Наша задача сегодня – научиться описывать предмет с натуры, т. е. писать сочинения-этюды. А предметом описания будет одна из матрёшек, которую вы выберете для описания. (Этюд- жанр изобразительного искусства- рисунок, выполненный с натуры.)
— Игрушка эта непростая. А знаете, почему? Скажите, пожалуйста, у кого дома она в коробке с игрушками лежит? Да, сейчас в такие игрушки не играют. Сейчас матрёшка – предмет искусства. Знаете ли вы, сколько лет матрёшке? Появилась эта игрушка в 1899 году. Известны некоторые ее "родственники": дед этой игрушки - японец, а отец - русский художник. Родилась она в мастерской под названием "Детское воспитание". Игрушка эта не простая, а с сюрпризом. Имела особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие. Эта игрушка, так же как и сказки, песни передавали ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло по изготовлению матрёшек.

Что такое ремесло?

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла?

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

А как вы понимаете словосочетание «рукотворное ремесло»? Слово «рукотворный»? (сделанный своими руками)

- Но корень взят не от слова «сделать», а от слова «творить». Запишите в тетрадь слово «творить», выделите в нём корень, подберите однокоренные слова.
творить, творчество, творец, олицетворение
- Посмотрите на последнее слово и на матрёшку. Не кажется ли вам, что она похожа на живую девочку? Она и одета как девочка. Мастер вложил в неё свою душу, любовь, и она ожила.
-В слове «олицетворение» есть ещё один корень, подберите однокоренные слова.
олицетворение, лицо, личность
- Сотворённая старинным мастером игрушка матрёшка прекрасна. Её сделал талантливый мастер.

Сегодня матрёшку мы относим к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Запишем слово «прикладной», разберём его по составу. Давайте послушаем, как толкует слово «клад» словарь Ожегова С. И.

КЛАД, -а, м. - Зарытые, спрятанные где-н. ценности. Найти к.
Можно ли назвать матрёшку кладом, сокровище? (да

Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.

Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенного с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.

Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.

Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки.

До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, пматрешкарежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов - ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи.

До конца 90-х годов прошлого века матрешки вытачивали и расписывали в московской мастерской "Детское воспитание", а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По приданию, первую "троицкую" игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря Сергей Радонежский, основанного в 1340 году. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца XVIII - начала XIX века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар.

Русская матрешка
Испокон веков в России живут народные промыслы. Люди издавна научились делать из
дерева, соломки и других материалов красивые поделки. Это шкатулки, плетеные столы и
стулья, дымковская игрушка и,
конечно,
всем известная русская
матрешка.
Матрешка

это деревянная кукла, изображающая русскую девушку. Красная узорчатая
шаль прикрывает светлые волосы. Красивые черные глаза, густые брови, алые губы делают
лицо ку
клы чрезвычайно привлекательным.
На матр
ешке ярко
-
красный русский сарафан с
нарисованным на нем пышным букетом цветов. Рукава светлой блузки тоже украшены в
русском национальном стиле.
Но матрешка

это не одна кукла. Откроешь первую, а там еще одна поменьше, вторая,
третья. Поставишь их рядом,
и вот уже целый хоровод румяных и веселых девчушек.
Матрешка

это символ России. Мастер наградил ее русской красотой, нарядил в
русскую одежду. Все в матрешке говорит о России, о русском народе.

Цель: научить писать сочинение-описание предмета:

  • дать представление об особенностях создания сочинения-описания предмета, вспомнить признаки текста-описания;
  • расширить преставление об изобразительно-выразительных средствах.
  • закрепить умения описывать, сопоставлять, сравнивать;
  • развивать умения подбирать материал на заданную тему, размышлять, формулировать умозаключение.
  • воспитывать любознательность, наблюдательность, творческую активность, любовь к прекрасному, интерес к народному искусству.

Оборудование:

1. Эмоциональный настрой учащихся на урок

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться описывать предмет, а именно игрушку. С детства игрушки окружают вас: маленькие и большие; плюшевые и пластмассовые; заводные и на пульте управления. У каждого из вас, наверняка, есть любимая, дорогая сердцу игрушка. Но героиня сегодняшнего урока — русская народная игрушка. О какой кукле пойдет речь, вы узнаете сами, отгадав загадку:

Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в нее играют? (матрёшку)

Верно, говорить мы сегодня будем о деревянной кукле, которая нравится и детям, и взрослым – о матрёшке (показываем матрёшки).

Чтобы описать матрёшку, нужно будет представить себя сначала мастером по изготовлению кукол, затем художником, а после писателем. Главная наша задача — передать своё представление о предмете, создать яркое, образное и эмоциональное описание матрёшки. Вам понадобятся сегодня и зоркий глаз, и фантазия, и языковое чутьё. Мы будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки. Запишите число и тему урока.

2. Запись числа, темы урока

3. Повторение изученного

  • Какие стили речи вы знаете? (художественный, научный, разговорный)
  • Каковы особенности художественного стиля речи? (в тексте художественного стиля нарисована словами какая-то картина;
  • для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

Определите стиль и тип речи докажите свою точку зрения

. 12. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи? 1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, . балла за 3 слова) 3. Какие признаки публицистического стиля присутствуют в тексте? (макс. 5 баллов) 4.Напишите значение слова «культура» в 1 и 2 тексте(6 баллов) 5.Определите тему .

  • Что можно описывать? (предмет, человека, животное, природу)
  • Какой же тип речи и стиль мы должны использовать при описании матрёшки? (описание, художественный)

Давайте попробуем собрать языковой материал, который пригодится вам при работе над сочинением-описанием матрёшки.

4. Сбор материалов для сочинения

а) работа с понятием

У меня матрёшка есть,

В жёлтом сарафанчике

В ней сидит вторая,

Вся в зелёном, как весной

А вторую отвернёшь –

Там еще матрёшка.

Та матрёшка вовсе крошка,

То – любимая матрёшка.

Вся она как маков цвет –

Сарафан на ней надет

Алый, как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Красную матрёшку. (З.Медведева)

Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром.

В толковом словаре

б) выступления учащихся об истории происхождения матрёшки

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки.

Матрёшка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с гриба­ми, ягодами или цветами. Но главное — эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.

Придумал такую куколку Сергей Малютин, после того как познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую. Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрёшей. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ас­социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро­вьем и дородной фигурой. И по сей день матрёшка остается символом материнства.

Тема : «Обучающее -описание «Моя любимая игрушка».» методическая .

. черновике вы напишите сочинение-описание «Моя любимая игрушка». - В процессе работы можно задавать мне вопросы. Включение в систему знаний - Обменяйтесь работами. Прочитайте сочинения. Дайте друг другу полезные . (Текст №2, т. к. в первом тексте идет разговор об игрушке вообще, а не о любимой вещи, нет авторского отношения, а второй текст больше подходит, т.к. есть описание и оценка игрушки). - .

На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю­ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изобра­жение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.

в) слово учителя о мастерах

Делают такие чудесные игрушки добрые люди, искусные мастера. Изготовление матрёшки — дело непро­стое и требует от столяра ювелирной точности.

Как же создавали мастера игрушку-матрёшку? Обратимся к тексту, прочитаем выразительно.

Фигурка матрёшки вытачивается из деревянного бруска. Для её изготовления используется сухая берёза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры брёвнышки заготавливают впрок. Затем из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причём сначала делается самая маленькая куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове, Загорске.

Подберём слова-определения к слову МАСТЕРА (виртуозные, талантливые, умелые, способные, искусные, даровитые) . Запишите.

г) описание матрёшки

А теперь давайте вместе подберём слова, которые помогут вам в работе над сочинением-описанием матрёшки.

Перед вами изображение матрёшки. Какая она?

Матрешка — пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся.

Опишите её лицо (губы, нос, глаза, щёки).

Глазки — круглые, озорные, весёлые, лучистые

Губы — алые, бантиком, горят, как пламя…

Щёки — румяные, будто яблочки, алые…

5. Составление плана

Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания состоит из трёх частей. Для нашего сочинения он может быть таким:

I. Вступление: кратко рассказать об истории происхождения матрёшки.

II. Основная часть: описание игрушки.

III. Заключение: моё отношение к игрушке, мастерству художников.

6. Итоги урока, оценки

  • Какой стиль и тип речи будем использовать в сочинении-описании?
  • Чтобы описание игрушки удалось, какие части речи будем использовать чаще?
  • Какие средства выразительности могут помочь?
  • Понравился ли вам урок?

7. Домашнее задание

Разукрасить матрёшку (на листе А4) и написать сочинение-описание матрешки (1 стр. листа А4).

Используемая литература

Приложение

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Матрёшка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с гриба­ми, ягодами или цветами. Но главное — эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.

В гости к дымковской игрушке. – описание игрушки

. можно наносить на поверхность краски, которые сделают игрушку более яркой и привлекательной. Рассказ про дымковскую игрушку невозможен без описания технологии росписи. Она отличается сочетанием контрастных . расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, .

Придумал такую куколку Сергей Малютин, после того как познакомился с традиционным японским искусством прятать одну фигурку в другую. Предшественником краснощекой красавицы был толстенький мудрец Фукуруму. Малютин переодел куклу в русский костюм. Нарисовал ей голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвал эту красавицу Матрешей. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ас­социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро­вьем и дородной фигурой. И по сей день матрёшка остается символом материнства.

На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю­ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изобра­жение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.

Примеры похожих учебных работ

Тема : «Обучающее -описание «Моя любимая игрушка».» методическая разработка по русскому .

. Моя любимая игрушка». - В процессе работы можно задавать мне вопросы. Включение в систему знаний - Обменяйтесь работами. Прочитайте сочинения. . формулировать цели урока после предварительного . игрушку? 1. Общие признаки (цвет, размер, материал) 2. .

Пишем -описание «Моя любимая игрушка»

. быть любимая игрушка. С ней тепло, не страшно и очень спокойно. Н.Е.О. Сочинение на тему: Дорогая . моим родителям за эту замечательную игру! ВесНа МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА Моей любимой игрушкой является большой плюшевый мишка. Его подарила крёстная на .

Конспект и презентация русского языка обучающее -описание «Моя любимая игрушка»

. игрушки. Внешний вид. Характер игрушки. - Как и с кем я в неё играю. 3. Заключение. Главная мысль. План действий: Напиши сочинение . самая моя любимая игрушка, потому что… или Эта игрушка дорога мне за то, что… (напоминает мне любимую подругу, подарила .

Описание Моя любимая игрушка (4, 5, 6 класс)

. мою любимую игрушку, Туся сидит у меня на коленях. Я очень люблю мою игрушку и никогда его не ставлю. Любимая игрушка Мой большой заяц 5 класс сочинение для девочки У меня много игрушек. Но любимая . дорого, богато. Но по тем временам она была очень .

Урок развития речи. на этическую тему по материалу текста

. Учитель направляет учащихся на размышление по теме урока Слово учителя: Ребята, недавно нами была изучена тема «Лексика». Скажите, пожалуйста, . называют план сочинения рассуждения и записывают его в тетрадь Тезис Аргументы а) б) 3. Вывод Вводные. .

Урок русского языка в 3 классе «Обучающее «Моя любимая игрушка»

. игрушке, мы должны: 1) Определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал. 2) Еще раз отработать элементы композиции. 3) Составить словарик опорных слов. 4) заглянуть .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта урока

Тема урока: Обучающее сочинение с элементами описания «Матрёшка – русский сувенир»

обучить приёмам написания сочинения – описания

· рассмотреть отличия в построении текстов повествования, описания, рассуждения, вовлекая учащихся в проблемный диалог;

· опираясь на знания учащихся, выстроить структуру текста - описания;

· в соответствии с темой «Матрёшка – русский сувенир» учить построению связного текста, опираясь на коллективно составленный план;

· развивать умение обосновывать свое мнение, обобщать, выделять главное;

· развивать логическое мышление, познавательную активность и связную речь учащихся, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас;

· формировать умение слушать и слышать собеседника;

· создавать условия для дифференцированной работы на уроке;

воспитывать гордость за свою Родину, за русских мастеров-умельцев; интерес к народному творчеству;

- Мы уже перешли к повторению изученного в 3 классе, часто работаем с текстами. Какие бывают тексты? (повествование, рассуждение, описание)

- Что такое текст-описание?

- Какие описания вы любите читать? Чем они должны отличаться?

- Сегодня на уроке вы должны будете создать свой текст-описание.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний

- Посмотрите на ряд слов на доске, как вы думаете, что их объединяет?

Береза, балалайка, валенки, самовар, медведь…

- Верно, все это – символы России, нашей большой страны со своей историей, культурой, традициями. Какой еще символ (или символы) вы могли бы туда добавить?

- Героиня нашего урока и будет матрешка. Что это такое?

- Что вам известно об ее истории?

- Как вы думаете, почему у нее такое название, от какого имени оно образовано?

- Итак, матрешка – это деревянная куколка, и мы должны ее описать. Вот она (учитель показывает деревянную нераскрашенную заготовку для матрешки), опишите ее внешний вид.

(Дети говорят, что она не такая, что она яркая, подробно описывают ее детали.)

- Вот она какая красавица! Не зря ей любуется весь мир! (учитель показывает настоящую матрешку) Ей даже поэты стихи посвящали:

Кто матрёшку создал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет,

Вместе с Ванькой – встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

Ну и пой, гуляй теперь по свету,

Весели себе, честной народ…

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице

И лежит за ней по миру слава

О безвестном мастере – творце!

- А какая еще особенность у этой куколки? Про нее еще есть загадка: Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в нее играют? Или такая: Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку, все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- обобщение имеющейся информации (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выполение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

3. Коллективное составление плана текста

- Теперь подумаем, как мы будем строить свой текст. Назовите, из каких частей состоит текст. (Вступление, основная часть, заключение – названия выносятся на доску)

- Сейчас мы должны решить, что будет содержаться в каждой части.

- Для чего нужно вступление? Что в нем содержится? С чего лучше начать наш текст?

Кто такая матрешка?

- Основная часть содержит самое главное, что хотел сказать автор. У нас – текст-описание матрешки. Про что во внешности матрешки обязательно нужно сказать?

Кто такая матрешка?

- Чем лучше закончить наше описание? ( Высказать своё отношение к матрешке)

Кто такая матрешка?

- Посмотрите, что у нас получилось (убираются слова левого столбика)? (План нашего текста)

1. Кто такая матрешка?

2. Описание лица

3. Одежда матрешки

4. Особенность игрушки

- Сколько абзацев будет в тексте?

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- подведение под понятие (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- структурирование знаний(П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

После физультминутки учитель раздает на каждую парту по матрешке

4. Словарная работа

- Как писать текст, мы решили, а какие слова нам понадобятся? Посмотрим по плану (дети называют слова и словосочетания к каждому пункту)

- Писатели, как художники слова, часто используют сравнения, чтобы сделать описываемый образ более ярким. Какие сравнения использовали бы вы в своем описании? (ответы детей)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

5. Орфографическая подготовка

- И еще одна важная часть подготовки – работа над трудными словами, чтобы избежать орфографических ошибок. У вас у каждого листок для словарной работы, объясним друг другу орфограммы в этих словах

н_циональная

крестьянская

сарафан

облегает фигуру

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- подведение под понятие (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выполение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

6. Озаглавливание и написание текста

- Итак, план работы мы составили, основные смысловые части будущего текста определили, провели словарную работу, чего в нашей работе не хватает? Без чего текст не будет полным? (Название)

- Что выражает название текста? (Основную мысль.) Как можно назвать этот текст?

- Каждый из вас напишет свое описание, сделает свои смысловые акценты. Предлагаю вам самим выбрать то название, которое больше подойдет именно для вашего текста.

Зачитывание 1-2 текстов

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- подведение под понятие (П);

- определение основной и второстепенной информации(П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выполение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- планирование (Р);

- прогнозирование (Р);

- структурирование знаний (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

7. Итог урока, рефлексия

- Подошла к концу ваша творческая работа. Трудно вам было? В чем трудность?

- Выберите из предложенных одну из фраз, которая вам ближе, и закончите ее, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку:

Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

Я испытывал(а) трудности в …

Я почувствовал(а), что…

У меня получилось…

Я расскажу дома, что …

- Матрешка благодарит вас за работу и дарит свой портрет, который вы доделаете на свой вкус (раскраски-матрешки)

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


Курс повышения квалификации

Развитие психологической устойчивости обучающихся к воздействиям СМИ

Курс повышения квалификации

Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников


Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей


«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 730 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
  • Тема: Слово и его значение
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
  • Тема: Слово и его значение

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

Оставьте свой комментарий

  • 19.10.2021 78
  • DOCX 65.5 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Арсентьева Марина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

51 минута

«Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности»

61 минута

«От теории к практике, от практики к результатам»

46 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: