Мазыкская русская народная игрушка

Обновлено: 02.05.2024

Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к довольно редкой посадской.
Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушки, нет и примитивности пластики и грубой раскраски крестьянской игрушки.

Думаю промысел возник из-за особой глины, в крестностях Старого Оскола— необычная беложгущаяся глина, а также и красножгущаяся, с давних времён привлекали гончаров, были материалом для глиняных поделок.
Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как одну, так и другую глину, а в ряде случаев применяли низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.
Беложгущаяся глина в окрестностях Старого Оскола была двух видов.
Особенно высокого качества гончарная беложгущаяся глина добывалась зимой шахтным методом с глубины 3-7 метров в районе леса «Горняшка» и стоила довольно дорого. У этой глины был чёрный с синеватым отливом цвет и поэтому её иногда называли «синика».

Другую глину копали в нескольких местах на склонах холмов Казацкой слободы. У неё был сероватый цвет. Она содержала много песка и её называли «пескуша» (при отмучивании, из этой глины удалялось до (50–60)% по объёму мелкого песка). Гончары иногда копали её и «для экономии» добавляли в «синику» при изготовлении не особенно ответственных изделий. Скорее всего, из этой глины и разрешалось лепить игрушки.
Для обжига делали в меловой горе горны, которые топили огромными пнями, которые долго горели, поддерживая необходимую температуру.
Сначала делали горшки и прочую утварь. Затем перешли и на игрушки. Долгое время считалось, что промысел начал существовать с конца XVII—начала XVIII вв., однако недавно было доказано, что местные глиняные игрушки существовали значительно раньше.
Сейчас считается, что старооскольская игрушка появилась на территории будущего города Старый Оскол уже в XV веке.
Пластика самых старых игрушек — коники, уточки («утушки»), погремушки — слабо отличается от московской глиняной игрушки XIV–XVI веков.

Вполне возможно, что в Старом Осколе игрушки стали лепить переселенцы из Москвы.
В XVI в. старооскольская игрушка изменилась. Возможно на это повлияли свойства используемой глины. Изделия из местной беложгущейся глины были более хрупкими. Длинные «лебяжьи» шеи коней стали очень короткими.
Большинство найденных игрушек XV–XVIII вв. имеют следы росписи охрой, которую получали путём пережога конкреций минералов лимонита и марказита. Старый Оскол находится в «сердце» Курской магнитной аномалии, и эти минералы можно найти на дне оврагов.
Второй этап - это начало 18 столетия.
В одной из слобод Старого Оскола на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. К 1719 году в этой слободе было 78 дворов, половина которых принадлежала служилым людям «казачьего чину», зарабатывавшим на жизнь гончарным делом.

Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать игрушки. Женщины и дети лепили игрушки-свистульки, затем сушили их, заполняли ими горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали.
Производство глиняной игрушки позволяло женщинам и детям в гончарных семьях зарабатывать дополнительные деньги. Игрушки лепили из той глины, которую гончар завозил для своей основной работы, а чаще — из отходов этой глины.

Потеряла популярность фигурка коника, зато появился безногий всадник, ухватившийся руками за шею коника. Самый популярный головной убор у этих всадников — фуражка и петровская треуголка.
Крупные цилиндрические погремушки стали делать в 1,5-2 раза меньше по диаметру, появились мелкие сферические погремушки. Более толстые стенки мелких погремушек не давали громкого шума, в конце XVII века их лепить перестали.
Появились новые формы игрушек: баба в кокошнике с кувшином-свистком; барашек с длинными закрученными рогами; уточка постепенно «перерождается» в птичку; в конце периода появляются фигурки коровы и быка.

Третий этап — конец XVIII–1870-е гг.
В это время мастера начали украшать игрушки налепами. Раскрашивали изделия, как и раньше, охрой. Игрушка несколько усложнилась, но осталась посадской.
Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку.
С середины XIX в. наступил период упадка промысла, также и в связи с общим ухудшением экономики города.
Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX в. до 67 дворов в 1904 г.

Этап четвёртый — конец XIX–1990-х гг.
В этот период появились новые образы игрушки — мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX–начала XX вв., новые образы зверей и птиц — «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка».
«Всадники» немного потеряли свой решительный, напористый и суровый вид военных, стали похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобрела многоцветность и разнообразие в орнаментации.
На эту игрушку большое влияние оказали «тряпичники», которые закупали игрушки «корзинами и не глядя».
Стала более примитивная пластика. Безногого генерала заменил казак с ногами, появились фигурки собаки и медведя с кувшином-свистком и птичка на высокой ножке.
Заказчикам нужна была яркая игрушка и их начали украшать точками, линиями различными красками. Самые «популярные» краски — разведённые на молоке либо клейстере сажа из печи, аптечная зелёнка, химический карандаш.
В те времена игрушка стоила на рынке одно куриное яйцо, казак на коне — два яйца.
В конце XIX–начале XX вв. выросло число гончаров и игрушечников (в это время их называли «свистюлишники»). Заказчиками были старьёвщики на подводах, которым выносили игрушки корзинами, а они ссыпали их в большие бочки. В это время появились игрушечники-ремесленики, т.е. те, кто занимался только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили».
В конце 1920-х — начале 1930-х годов гончарное ремесло в городе было уничтожено властью, так как никто из гончаров не захотел объединяться в артели. Практически пропал и промысел игрушки. Жесткие налоги и не менее жесткий голод 1930-х годов сделали свое дело. В живых осталось мало мастеров, да и они лепили игрушки только по крайней нужде.
С начала войны и до конца 1940-х лепили и продавали игрушки лишь некоторые женщины из гончарных семей, чтобы прокормить детей. Лепили после работы, за неделю удавалось слепить и обжечь 150-200 игрушек. Раскрашивали одной-двумя красками.

С начала 1950-х и до 1985 года о старооскольской глиняной игрушке практически забыли. На рынке она не продавалась, её не было в экспозиции и фондах местного краеведческого музея, оставшиеся в живых мастера многие годы не брали в руки глину. Старьёвщики начали привозить игрушки из других регионов.
В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин, который приехал в 1985 году в Старый Оскол, разыскал сестёр Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну Гончаровых и подробно расспросил их о глиняной игрушке, где добывали глину, кто лепил, как обжигали.
Он нашёл выходы беложгущейся глины в районе старого автовокзала города, подготовил её к работе, принёс сёстрам Гончаровым ис большим трудом упросил их слепить по памяти несколько игрушек. Несколько дней шла работа.
Сёстры лепили игрушки, вспоминая, как они это делали в детстве, как их учила мать и как лепила старшая сестра. Очень радовались, когда у них получалось. Никитин взял подсохшие игрушки и увёз для обжига к своему приятелю. На следующий день с красками и белоснежными игрушками он снова появился у сестёр Гончаровых, а они с удовольствием расписали игрушки.


В 1986 году Старооскольский городской краеведческий музей приобрёл первые десять глиняных игрушек сестёр Гончаровых. В 1987 г. старооскольская игрушка сестёр Гончаровых появилась на выставке «Народное гончарство России».
Зачастили к Гончаровым коллекционеры и искусствоведы из Москвы, Воронежа, Тулы и других городов.
В 1990-91 гг. у сестёр Гончаровых обучалось лепке игрушек много мастеров. Именно в эти годы появились в Старом Осколе признанные мастера , работы которых экспонируются на различных выставках, закупаются музеями, коллекционерами.
В настоящее время нашу игрушку лепят более десятка мастеров, как правило учеников потомственных мастеров — сестёр Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых.

В настоящее время в Старом Осколе развивается промысел традиционной Старооскольской игрушки и керамики. В городе сложились различные мастерские. На их площадках работают коллективы мастеров, обладающих большим творческим потенциалом, мастерством работы с материалом.Мастера работают в различных направлениях творческого углубления, возврата к корням.
Приятного времени суток.

Вальдорфская кукла

Изготовление вальдорфских кукол основывается на традициях создания старинных тряпичных кукол из подручных материалов: льняных и шерстяных тканей, соломы, овечьей шерсти и т. п. У этих кукол натуральные пропорции, согласно основным законам строения человека. Именно это и явля.

Буратино

Буратино – это кукла-актер, сделанная из полена с руками и ногами, прикрепленными к туловищу с помощью шарниров. За счет этого механизма конечности сгибаются и разгибаются во всех суставах и принимают желаемое положение. Игра с куклой Буратино можно придумать множество. Игру.

Птица счастья

Птицу счастья изготавливают из цельного деревянного бруска или щепы (поэтому, еще одно ее название – щепная птица), обычно используется дерево пихты, сосны, ели или кедра. Для соединения деталей не используют дополнительные материалы, типа клея, гвоздей и прочих крепежей. Ка.

Бирюльки

Знаменитый профессор Сергей Иванович Ожегов, живший и работавший в двадцатом веке, в толковом словаре определяет бирюльку как маленькую фигурку, точенную из дерева. Более широкое толкование этому же слову дает Владимир Иванович Даль, трудившийся в девятнадцатом веке. Согласно.

Жбанниковская игрушка

Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается .

Филимоновская игрушка

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивы.

Японская кукла

Куклы Японии различают по категориям:

1. Фигурки для праздничных событий:
Хина-нингё - куклы, изображающие высокопоставленных лиц.
Гогацу-нингё - куклы в образе героев.

2. Фигурки со встроенной механикой- Ка.

Царицынская игрушка

Ассортимент Царицынских игрушек включает в себя и погремушки, и конструкторы, и игрушки-качалки, и игрушки-каталки, и, конечно, всевозможные развивающие игры и пособия. Большая часть игрушек из ассортимента продается не окрашенными, поэтому ребенок может проявить всю свою фа.

Кожлянская (курская) игрушка

Кожлянская игрушка до сих пор является визитной карточкой Курской области. Игрушки создавали преимущественно женщины, мужчины занимались добычей глины или лепили более серьезные и тяжелые предметы. К тому же, женские руки лучше справляются с творческой и тонкой работой. Пред.

Богородская игрушка

Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке. Технология богородской резьбы, помимо простых людей, .

Глиняные игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеро.

Петрушка

Петрушку считают балаганной куклой и олицетворением русского шута и потешника, остряка, но наряду с этим он является отрицательным персонажем, а наличие на руках четырех пальцев вместо пяти наводит на мысль, что это не человек, а персонаж из другого мира. Русские кукольники .

Федосеевские игрушки

С помощью топора, а впоследствии и ножа, Федосеевские игрушки вырезалась из осины. Фактически они производились из отходов ложкарного производства, заимствовав эту идею у мастеров Сергиева Посада. Игрушки были незатейливыми и примитивными, но с ярким орнаментом, что не могло.

Поморские игрушки

Самыми известными игрушками Поморской земли являются «Поморские козули» и «Птица счастья». «Поморских козуль» изготавливали все члены семьи в свободное от рыболовства и охоты время. Козули делались из ржаного теста, которое обычно замешивал отец, а затем все семейство, от ма.

Скопинская игрушка

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 1.

Плешковская игрушка

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые.

Ярославская игрушка

Расписные керамические фигурки украсят любой дом, а хозяевам они принесут немало радости и хорошего настроения. Такая керамика изготавливается из обожженной глины, а после расписывается глазурью. Готовое изделие мастер покрывал слоем олова, после засыхания наносился второй с.

Нухуко

Создание кукол Нухуко напрямую связано с народными традициями народа, с их укладом жизни, духовными ценностями. В основе куклы Нухуко обязательно используется верхняя часть птичьего клюва - надклювье, причем для мужской куклы гуся, а женской куклы – утки. Для кукол, изобража.

Дымковская игрушка

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную.

Мазыкская игрушка

Не существовало мастеров, которые занимались бы только изготовлением игрушек. Это были обычные столяры или плотники, а производством игрушек занимались лишь в присутствии жен, детей или друзей. Когда члены семьи заходили в мастерскую, ремесленник откладывал свою серьезную ра.

Ндебеле

Нтванэ - это куклы, выполненные при помощи плетения. В работе используется трава, шерсть и бусинки. Куклы олицетворяют плодовитость, указывают на особое значение женщины в роли жены и матери. Куклы мужского пола отличаются от женских фигур формой и дополнительным аксессуаром.

Русская тряпичная кукла

Кукла – это фигурка, изображающая человека или животного, а также обозначающая существующий или выдуманный персонаж. Например, палка, на которой верхом скачет мальчик – предмет, обозначающий коня. Кукла может быть представлена различными материалами: деревом, тканью, фарфором, пластиком, металлом, бумагой. Родилась игрушка ещё в доисторическое время и занимала в жизни людей особое значение.

Описание игрушки

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции оберега. Национальная кукла в полном объёме отражала суть жизни человека. Она присутствовала практически во всех действиях, связанных не только с праздниками, но и с буднями. Именно с ними люди делились информацией, доверяли тайны, просили помощи и совета. Было поверье, что живущая в доме кукла способна забрать от человека болезни и отвести от беды, поэтому отношение к символу было особое – почтительно-уважительное.

До момента изготовления кукол из текстиля древнюю куклу–хранительницу домашнего очага делали из золы. Смешивая остаточный материал горения с водой, и скатывая из полученной массы шарики, люди оборачивали их тряпицей и получали зольную куклу. Несмотря на простоту изготовления тряпичной куклы, при её изготовлении учитывались все детали, которые придавали образу особый смысл, так как она служила маяком жизненного пути. Кукла, как правило, была женского пола, делалась из куска свернутой тряпочки, лицо плотно обтягивалось отбеленной тканью (лён). Из лоскуточков была коса и наряд для праздника или будних дней.

Рождественские колядки встречали вместе с куклой Колядой – символом солнца, добрых отношений в семье. Представляли её в образе добротной женщины в новых нарядах. Для детей страдающих расстройством сна мастерили кукол-бессониц, голову, которой зачастую набивали различными успокаивающими травками. Во время работы обязательно приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Девушки готовые выйти замуж мастерили куклу Капусток и выставляли её на окно, дабы сообщить добрым молодцам о своих намереньях и о паре присылать в дом сватов. Символом семьи была кукла под названием «Неразлучники». Она состояла сразу из двух куколок противоположного пола. У них была одна общая рука – символ единства. Кукла Зерновушка – пузатая куколка набитая зерном. Являлась гарантом будущего плодородного урожая, вешалась после уборки в амбарах. На рождество было принято дарить куклу-Кубышку с зашитой внутри копеечкой, считалось, что она притянет в дом благосостояния.

Интересную коллекцию куколок Лихоманок делали на целый год и развешивали за печкой. Это 12-100 персонажей, среди которых Драхлея, Ленея, Глупея, Гладея и многие другие, которые должны притягивать к себе определённую нечисть. А 15 января каждого года хранители этих кукол сжигали их и делали следующих. Таким образом, оберегая свой дом от потусторонних сил. В 19 столетии отношение к национальной кукле изменилось, появилось желание её очеловечить. Некоторым моделям стали рисовать лица. Это в основном касалось игровых или декоративных кукол. Но черты лица были мелкими и не прорисованными, а скорее схематичными (крестики, прямые линии).

Как играть?

Традиционно главными особенностями при изготовлении русской куклы были отсутствие носа, губ и рта. Этого избегали сознательно по нескольким причинам. Во-первых, чтобы в куклу не могли проникнуть злые духи, и она сама не стала объектом несчастий. Во-вторых, считалось, что неудачное отображение мимики лица, могло сказаться на характере куклы (испортить его). Но, при этом, фигурка не была безликой, она умела смеяться, плакать, грустить, спать и бодрствовать, ведь настроение персонажу придумывал сам автор игрушки. У куклы не было персонального имени, так как считалось, что нарекая её именем, которым зовут человека, можно ему навредить. Этим поверьем пользовались колдуны и специально давали имена тех несчастных, над которыми хотели совершить тёмный обряд, наводя тем самым на них порчи.

Изготовление оберега происходило без использования колющих и режущих приспособлений во избежание потери смысловой целостности игрушки. Именно из оторванного от одежды или рулона куска ткани и затем скрученной и скреплённой узелками вручную создавались народные приметы. Несмотря на такой способ крепежа, куклы существовали и передавались из поколения поколению десятками лет. Обрядовые куклы и обереги называли по-разному (в зависимости от назначения). Например, стало пригревать солнышко, зачирикали птички, запахло весной, тут и смастерили мастера умельцы тряпичную куколку – Веснянку. Это небольшая игровая куколка размером в ладонь. Её дарили детишкам на Пасху, её делали девушки по весне, для которых она становилась оберегом их молодости и красоты. На рождение дитя шили Кувадку – защитницу новорождённых. Это была первая игрушка малыша.

Новый век

Сейчас можно увидеть более 90 видов различных кукол. В настоящее время происходит возрождение к жизни тряпичных кукол, которые на фоне современных моделей из синтетических и химических материалов (в большинстве своём некачественно сделанных), выглядят ярко, просто, индивидуально, излучают тепло души мастера, так как игрушки делаются вручную. Тряпичная кукла – это часть русской культуры, которая становится прекрасным образом приобщения к историческому культурному наследию. Сегодня русскую тряпичную куклу производят отдельные мастера своего дела вручную. Массового производства этой игрушки нет, но тем она и ценна.

Мазыкской этот вид резьбы называется, поскольку сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии.
Хотя подобного рода игрушки и были распространены по всей России, но именно как ремесленная школа, как вид мастерства, до наших времён мало где сохранился.

Главная особенность этой игрушки — она полностью изготовляется с помощью одного инструмента — особо острого топора. Редко вдобавок к топору использовались другие инструменты. Поскольку руки у всех различаются, то и топор будет у каждого единственным, подходящим в совершенстве только для себя, но если его возьмёт другой человек, то и ему он покажется значительно удобнее других недоведённых топоров. В общем создать игрушечный топор — дело немалое.

Изготовление таких игрушек — это целое действо. Мастер, если в мастерскую приходили гости, жена заглядывала или дети с друзьями, как правило, откладывал серьёзную работу и принимался резать игрушку.

Делают игрушку, как правило, из сосны. Но это не обязательный материал. Традиционно изготавливают её и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могу стать плавниками у щуки.
Мастер обязательно должен чувствовать материал, смотреть, как расположены древесные волокна в заготовке, чтобы определить с какой стороны резать-рубить и под каким углом.


Рубят обычно на пенёчках, сидя на табурете или таком же пеньке. Лучше всего осиновый или липовый, но уж тут что попадётся. И сами игрушки режутся из мягких пород дерева — осины или липы. Но некоторые игрушки удобно делать и из распространённой сосновой доски, как, например, барашка.

Промысел практически не сохранился, так как изделия, чаще всего, делались не на продажу, а для личного потребления.
Но все-таки образы игрушек, способ рубки восстановил Александр Шевцов, проживая в с. Савино Ивановской области
Образы игрушек, дошедших до наших дней - это "Коник", "Тетерка", "Кукушечка", "Папа с дочкой", "Мама с сыночком", "Щука", "Челночок", "Панок и Паночка".
Вот такое интересное ремесло :-)
Приятного времени суток.

Мы, люди, играем давно, столько, сколько существуем. И играем тем, что попадётся под руку. Так любой камешек, ветка, лист становятся для нас то одним, то другим. Но для более интересной игры в какой-то момент стали придавать тому, чем играем черты сходные то с животным, то с птицей, то с рыбой - с тем, что мы видели и видим вокруг, что есть в окружающем нас мире. Сейчас есть игрушки в виде машин, роботов, космических кораблей. А раньше были такие, что повторяли то, что было в природе.

Мазыкская игрушка — немного истории, фото № 1

Мазыкская игрушка - один из видов деревянной игрушки, но у способа её изготовления есть особенность: эта игрушка рубится топором. Конечно, топор тут не простой. Игрушечный топор - это малый плотницкий топор особым образом заточенный и с рукоятью доведенной таким образом, что рубить игрушки можно без устали очень долго. Редко вдобавок к топору использовались другие инструменты.

Мазыкская игрушка — немного истории, фото № 2

Я познакомился с этой традицией, а затем перенял ее у мастера Александра Александровича Шевцова. Тот, в свою очередь узнал о Мазыкской игрушке в Савинском районе в 60-х годах XX века. Встретил он ее у стариков-мазыков, как они себя называли.

Отсюда и название - мазыкская игрушка. Сейчас научиться рубить её можно на Дачах Невских ремесленных (г. Иваново), или у редких мастеров в Санкт-Петербурге, Москве, Тобольске.

Мазыкская игрушка — немного истории, фото № 3

Этот вид резьбы малоизвестен. В основном потому, что рубили-резали эти игрушки для своих: семьи, родни и друзей - в подарок и как обереги. Хотя подобного рода игрушки и были распространены по всей Руси, но именно как школа, как вид мастерства, ремесла до наших времён мало где сохранился, сейчас известно, пожалуй, только про богородицкую игрушку.

Мазыкская игрушка — немного истории, фото № 4

Можно написать о том, что это экологически безопасные игрушки из природных материалов. но это будет другой мир. Главное - это игрушка из мира, где есть душа, именно этим она притягивает к себе, особенно во время рубки на ярмарках, где зачастую вокруг рубщика собирается скопище людей, следящих, как из ветки с сучком появляется коник, птица или мышь. И видят они за простой с виду топорной работой целый мир.

Читайте также: