Медведь плюшевый советская игрушка

Обновлено: 02.05.2024


Информации о дореволюционной истории российских плюшевых мишек очень мало. Конечно, и в Европе и в Америке мишки с подвижными лапами и головой (те, что мы сейчас зовем мишками-тедди) появились только в начале ХХ века, а России большую часть начала века было, мягко скажем, «не до игрушек».

Но ведь кукол же фарфоровых делали. Например, в Хотьково существовал фарфоровый завод С.Г. Дунаева, который выпускал фарфоровые кукольные головки, из которых в Сергиевом Посаде делали прекрасных кукол.

А что же с мишками? Простеньких зверушек (мишек, зайчиков, белочек), набитых опилками, шили в том же Хотьково монахини местного Покровского девичьего монастыря, и продавали сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде. Кроме мягких зверушек, монахини шили и продавали лоскутные мячики-погремушки, которые были очень даже знамениты. В таких мячиках берестяная коробочка с сушеным горохом обшивалась подушечками, набитыми мхом. Детвора эти мячики просто обожала.

Но речь сейчас о другом. Получается, в дореволюционной России мишек с подвижными лапками и не выпускали. Были дешевенькие мягкие игрушки, создаваемые местными умельцами или монахинями в монастырях для простого люда, а обеспеченные россияне покупали для своих отпрысков заграничных плюшевых мишек. Фотоархивы тех лет подтверждают такие выводы.



Самое удивительное, что в период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось, хотя и, естественно, развития не получило. Например, на базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая продолжила выпуск мягких игрушек и простеньких, как прежде, и посложнее.

К слову, в других регионах России до 50-х годов мягкие игрушки выпускались такими же кустарными артелями. Шились игрушки по одинаковым выкройкам, созданным отличными художниками-профессионалами: А. Изергиной, С. Российской, С. Поливановой, М. Широковой и др.





Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки.
Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.
Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.
Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса.
Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.
Крокодил. С. Россинская. Москва, артель «Мосгалантерея». 1950-е гг. Плюш.


Наиболее известной разработчицей выкроек для мягкой игрушки была Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама, коллекционера, исследователя игрушечного промысла, основателя музея игрушки (музей, кстати, по сей день работает в Сергиевом Посаде).


В 1937 году вышла первая книга А.Н. Изергиной «Производство мягкой игрушки».



В книге были представлены выкройки, чертежи и подробные описания процесса создания, как текстильных кукол, так и мишек и других животных. Книга пользовалась большой популярностью. А в 1944 году, в войну, вышла вторая книга Изергиной в соавторстве с сестрой, М.Н. Бартрам, «Игрушки из ткани. Способы создания чертежей и выкроек».


В книге подробно рассмотрены базовые методы построения выкроек разных игрушек, основанные на переложении изображения игрушки на бумаге в объем. Учтены также свойства долевой и поперечной нитей в ткани, из которой шьется игрушка, свойство ткани сильно растягиваться в направлении по косой. Отдельный раздел посвящен методам формирования мордочек игрушек с помощью утяжек. Это издание было направлено на развитие творческого мышления людей, занимающихся созданием игрушек из ткани. В 1947 году книга была переиздана.




Электронную копию книги можно найти на сайте Оренбургской областной научной библиотеки им. Крупской. Я думаю, книга будет интересна и сейчас самому широкому кругу читателей.

Итак, именно в 30-40 годах сформировался образ российского мишки, который мы знаем по сохранившимся экземплярам.


Но вернемся к «классическому» советскому мишке. В чем-то он похож на своих заграничных коллег, в чем-то отличается. Но давайте разберемся поподробнее

В отличие от своего заграничного собрата, голова советского мишки чаще всего шилась на основании выкройки мяча из 4 частей (голова европейского и американского классического мишки состоит из трех частей: 2 профилей и средней части – клина). Хотя, судя по книге Изергиной, на которую я ссылалась выше, шились в СССР и мишки по выкройке головы с центральным клином, на антикварных сайтах, а также в музеях игрушек чаще встречаются мишки с лобастенькой курносой головой, сшитой по выкройке, построенной на основании мяча.

Лапки у советских мишек толстенькие и коротенькие, что тоже отличает его от иностранных собратьев.

2. Материалы и цвет

Специальных материалов для мишек в СССР не выпускалось. В основном мишек шили из пушистой фланели и байки (зачастую это были остатки других швейных производств). Особые экземпляры (юбилейные и т.д.) делались из хлопкового плюша. Цвет всех мягких игрушек допускался только в духе «соцреализма». Яркие ткани и ткани с рисунком допускались только для игрушек в одежде (которая являлась составной частью игрушки и не снималась).

Конечно, и немецкие мишки в бедные годы делались из солдатского сукна, но большую часть времени, все-таки, использовались профессиональные материалы.

Глазки советских мишек делали из бусин или из пуговиц. На более поздних моделях специальные пластмассовые глазки просто приклеивали.

Набивали мишек, как и везде, стружкой, опилками, ватой или шерстяным очесом. Последний вариант использовался достаточно редко, т.к. шерсть была дороже других вариантов набивки.

Голову мишек часто делали из папье-маше, а полом обтягивали или обклеивали материалом.

Голову советского мишки чаще всего просто пришивали к туловищу, а крепление лап существовало в нескольких вариантах.

Первый вариант по сути мало чем отличается от классического крепления лап в иностранных мишках. Диски из фанеры, размещенные со стороны лапы и туловища, скреплялись пропущенной через них проволокой, как сейчас скрепляются шплинтом или болтом. Концы проволоки закручивались

Второй вариант крепления – это так называемый сквозной шарнир. Диски в туловище не вставлялись, а были только в лапах. Сквозь набитое туловище пропускали проволоку, которую в лапах закрепляли.

Со временем отверстие в туловище, через которое проходила проволока, растягивалось, и из мишки начинала сыпаться набивка.

Третий вариант крепления – веревочный шарнир. Вместо проволоки при этом варианте использовалась веревка, диски не вставлялись, а на лапах сверху крепление фиксировалось пуговицами.


Некоторые игрушечные медведи обладали большей индивидуальностью: они делались с определенных героев сказочно-животного мира. После 1980 года появились мишки олимпийские, с пятью колечками на пузиках. В честь соответствующих мультиков выпускались шоколадные Винни-Пухи и беленькие Умки. У этих персонажей как раз уже имелось «лица необщее выраженье». А еще некоторые медвежата «рычали», когда их наклоняли. После парочки купаний механизм неизбежно ржавел, и зверьку постепенно приходилось осипнуть, а потом умолкнуть. А что поделаешь – как и любой игрушке, ему доставались недетские испытания.



Пройдя воду, огонь и медные трубы, игрушечный медвежонок облезал, истрепывался, лысел и рвался, но от этого ни чуточку не становился менее дорогим сердцу. Теперь уже приходил наш черед жалеть мехового друга. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу… Все равно его не брошу, потому что он хороший!» Этим душераздирающим стишком Агния Барто учила нас верности, но у советского ребенка и у самого в груди не камень находился. У многих давно повзрослевших мальчишек и девчонок не хватало духа выбросить мишку даже в состоянии, не подлежащем реставрации…

Рада приветствовать вас, дорогие жители Бейбиков!
Разобрала сундуки на даче, нашла игрушки моего советского детства.
Сегодня хочу показать плюшевых медведей.
На дачу я приехала не одна, а с куклой Готц Стефанией, которая и с подвигла меня посмотреть старые сундуки.
— Что здесь спрятано?
— Наверное сокровища!?


Первым из сундука появился плюшевый коричневый медведь, большой, набит ватой и опилками. Был куплен примерно в конце 1970-х годов.


Вынесли на улицу, чтобы сделать красивые фотографии














Медведь номер два. Куплен был примерно в 1979- 1981 году, точно уже никто и не вспомнит.
Набит ватой, но не очень туго, благодаря этому и форме его не обычного тела, долго служил диванной подушкой.










Третий медведь куплен был в 1976 году. Ткань верха желтый плюш и белый шерстяной драп(вроде бы).
До сих пор рычит.Самый заигранный, много детей в нашей семье были к нему не равнодушны.
Стоил 6 руб 50 коп в то время.






















Вот они все мои красавцы!
Кстати, покрывало на котором они сидят тоже винтажное, 70-х.


Стешенька очень довольна сокровищам из сундука!


Спасибо всем за внимание! Приходите в гости!
PS: в сундуке были не только медведи, но об этом в другой раз.

for sale

Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее.

Медведи СССР

Советские винтажные куклы, мишки, игрушки, выпущенные после 1945-го года и до распада СССР. Куклы нашего детства

Правила форума
В данном разделе действуют следующие ПРИНЦИПЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ФОТОГРАФИЙ . Благодарим за внимание к ним!

Медведи СССР

Изображение

А я не знаю, как это считается, установлена происхождение нашего мишки, или нет В любом случае это игрушка моей мамы, довоенная, черный плюш, опилки, стеклянные глаза, лапы двигаются. Играла в него только мама, когда я была маленькая мне его видимо не давали (не остался он у меня в памяти), ну а уже мои дети сами от него отказались - они его просто боялись Поэтому он как новый (только носик потерт)

Мишка наш ! Такой же тяжелый и черный как и наше детство( это нам октябрятам и пионерам внушали, что оно у нас счастливое, но когда приезжала папина племянница из Гармании на каникулы, мои подружки с открытыми ртами смотрели на наших с ней немецких пупсиков( все равно, что сейчас для меня Реборны), мягких и подвижных в отличие от наших монолитных, застывших в статической позе.) Но детство есть детство. И все тогда вопринималось, действительно, в розовом цвете.
Этот Мишенька родной- вырос вместе со мной, т.к. подарили в день моего рождения( обмывали пяточки).

Это опилочный немец 40см.Бирка. Вымучили его уже 4 поколения детей нашей семьи.

Это осуществленная голубая мечта моего сознательного детства - Потап, с бегающими глазами и пищиком. Где-то есть фотография в семейном альбоме , где мне его дарят в школе. Но все недосуг найти архив.

Еще есть рыжик 60 см. Скорее всего девочка, потому что в детстве я сшила ей сарафан, но она еще стесняется фотокамер, поэтому чуть позже!.

Молоток.ру
Заводные медведи. с сосками, бочонками меда, балалайками, гармошками и платочками. Черные, желтые, белые и коричневые.
В детстве казались мне ужасными. Сейчас- грустными и милыми.






Молоток.ру


А у меня в детстве был мишка из этой серии - песочного цвета, а что было в лапах непомню Его заводили, он шел на задних лапах и качал головой. И кажется еще рычал, да?

Сколько я своего помню- он всегда был без ключа. Но при движении лап подрыкивал. В лапах у моего ничего не было. Бабушка говорила, что он танцующий был.


Игрушка сопровождает ребенка с самых первых дней жизни. Через игру формируется представление об окружающем мире, она помогает овладеть необходимыми навыками и обрести социальный опыт. С ее помощью можно даже изучать историю страны. Об эпохе советских игрушек рассказывает старший научный сотрудник «Городского экскурсионного бюро Музея Москвы» Лариса Скрыпник.

Советский образец


Советская власть, ставившая своей главной задачей формирование личности нового типа, не могла пройти мимо такого мощного воспитательного средства, как игрушка. Уже в 1918 году в Сергиевом Посаде был создан Музей игрушки, ставший центром по разработке новых советских образцов игрушек.

Однако в условиях разрухи наладить промышленное производство «правильных» игрушек не удалось. Их по-прежнему выпускали полукустарные артели, которые изготавливали игрушки из промышленных отходов: древесины, ткани. Появились и первые игрушки, отражавшие дух послереволюционного времени: тряпичные куклы — работницы в красных косынках и выточенные из дерева фигурки красноармейцев, матросов и комиссаров.

«Идеологически правильная игрушка»

В 1930-е годы за дело взялись всерьез. Был создан Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки, определены требования к советской игрушке «в условиях обострения классовой борьбы» и ценностные ориентиры при ее разработке и производстве: здоровье и жизнерадостность (куклы должны быть упитанные и веселые), смекалка и коллектив (настольные игры и конструкторы), патриотизм («оборонная игрушка»), труд и культурный досуг. «Идеологически правильная игрушка» была реалистичной и не вводила в заблуждение ребенка, поэтому оранжевых коней, зверей в людских одеждах, безруких и безногих матрешек признали не соответствующими интересам советских детей.

По советским игрушкам можно изучать историю СССР. Строительство предприятий и механизация сельского хозяйства, освоение Севера и беспосадочный перелет нашли свое отражение в игрушечных моделях первых советских грузовиков и тракторов, кораблей и самолетов.

Еще в 1934 году был утвержден список игрушек, которые разрешались к производству. Он включал более девятисот наименований: куклы, животные, кухонная и столовая посуда, автомобили, представители различных профессий, сельскохозяйственные орудия, спортивный инвентарь, оружие, игры «Крепи оборону СССР», «Как ходить по улице» и «Борись с вредителями». Играя, ребенок готовился к взрослой жизни, постигал азы различных профессий, тренировал тело и закалял характер.


Военно-тактические игры

Игры использовались как действенный способ подготовки детей к защите Родины, отсюда такое пристальное внимание к так называемой «оборонной игрушке». Накануне войны была разработана уникальная серия миниатюрных пушек, танков, броневиков и других «боевых» машин, с помощью которых можно было проводить военно-тактические игры. Журнал «Техника — молодежи» за ноябрь 1940 года так описывает одну из новинок: «Очень интересна игрушка «самолет в воздухе». Модель самолет закреплена на тонком стержне, другой конец которого входит в башню, которая ставится на стол. Достаточно незначительного толчка, чтобы самолет стал описывать плавные круги, держась все время на одной высоте. Самолет сбрасывает «бомбы», начиненные обычными пистонами, которые дают вспышки огня и дым. Участники игры знакомятся с бомбометанием в цель, с элементарными принципами его расчета. Во время игры сам самолет обстреливается зенитками. Это создает иллюзию воздушного налета и его отражения. Особое приспособление позволяет переводить самолет в бреющий полет, осуществлять посадку его на стол и совершать другие маневры».

Запустить эти разработки в производство помешала война, когда советские дети воочию увидели бомбометание в цель, зенитные обстрелы, ревущие танки и бронемашины.


Новая эпоха


В первые годы Великой Отечественной войны, когда дети стояли у станков, заменяя взрослых, ушедших на фронт, было не до производства игрушек. Но с конца 1943 года оно начинает постепенно восстанавливаться. В 1944 году на только что освобожденной территории был создан Киевский экспериментально-механический завод игрушки им. Н.Ф. Ватутина. Он начинался с одной площадки и был оборудован станками конца XIX века, завезенными из Германии. Выпускали 3-х колесные детские велосипеды и жестяные игрушки, а с 1952 года перешли на производство игрушек с часовым механизмом. Требования к игрушке были высокими, и для того, чтобы она могла попасть на прилавок, ее нужно было утвердить в более чем 40 инстанциях.

В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Промышленность стала выпускать кукол — мальчиков и кукол — девочек, представлявших различные профессии (врач, нахимовец, пожарный), и кукол в национальных костюмах. Но настоящие куклы были дорогими, поэтому девочки нянчили самодельных матерчатых малышей и с упоением рисовали и вырезали из бумаги одежду для картонных кукол.

Разрушенное войной хозяйство постепенно восстанавливалось, и в 50-е годы возобновилось производство целлулоидных пупсов и уточек для малышей, трогательных плюшевых медведей, туловища которых были набиты опилками — только туловище, не голова, иначе она была бы слишком тяжелой и постоянно отрывалась. На прилавках вновь появляются плюшевые собачки и несколько разновидностей лошадок: «Лошадка малая» из папье-маше с кожаными ушками и уздечкой из разноцветной тесьмы, «Лошадка средняя» с колесами (ее можно было возить по полу), и — мечта каждого мальчишки — «Лошадка озвученная», умевшая запрокидывать голову и ржать.


Игрушечные заводы и не только


В 1953 году во внутренней политике СССР был провозглашен курс на повышение уровня благосостояния народа, поворот экономики лицом к человеку, что отразилось и на производстве предметов для детей, в том числе игрушек. Появились новые технологии и синтетические материалы: полистирол, полиэтилен, искусственный мех, искусственные ткани. Кукольная промышленность набрала темпы, и яркие разнообразные игрушки начали изготавливать большими партиями. Они производились на специализированных предприятиях — Московском заводе пластмассовых игрушек «Малыш», Московском опытно-экспериментальном заводе игрушек «Огонек», на фабрике «Радуга», а также на крупных заводах из отходов производства: модели военной техники выпускали на патронном заводе, модели машин — на тракторосборочном, заводные игрушки — на приборостроительных предприятиях.

Мир детства

6 июня 1957 года в Москве состоялось торжественное открытие нового здания универмага «Детский Мир», куда мечтали попасть все дети, чтобы стать счастливым обладателем желанной игрушки, или хотя бы полюбоваться выставленными на прилавках куклами, машинками, наборами для девочек — будущих мам и для мальчиков — будущих «мастеров на все руки». Герои любимых мультфильмов и космонавты из пластика, модели спутников и космических кораблей, педальные автомобили, заводные самосвалы и элеваторы — игрушки всесторонне развивали подрастающее поколение, обучали, воспитывали достойных граждан и отражали все важнейшие достижения страны.

Окунуться в теплую атмосферу советского детства, посмотреть и даже подержать в руках неваляшек, кукол и плюшевых медведей, поиграть в настольный баскетбол и узнать секреты любимых игрушек сегодня можно в «Музее детства», открывшемся 31 марта 2015 года в «Центральном детском магазине на Лубянке».


Экскурсии

Городское экскурсионное бюро Музея Москвы приглашает всех желающих на пешеходную прогулку по Китай-городу — древней части Москвы, получившей свое название по возведенной в начале 16 века Китайгородской стене. Здесь на протяжении веков шумела торговля, строились церкви и монастыри, печатались книги и ковались первые научные кадры нашей страны. Экскурсовод проведет всех желающих по Никольской улице — улице Просвещения, завернёт в уютные и тихие дворы этой исторической части города, а затем продолжит беседу в «Центральном Детском Магазине (ЦДМ) на Лубянке». Там гости увидят самые большие в мире часы и сказочные витражи по мотивам иллюстраций Ивана Билибина, полюбуются панорамой Китай-города на обзорной площадке, расположенной на крыше магазина, и рассмотрят с высоты птичьего полета улицы столицы. В завершение экскурсии можно посетить «Музей детства», в котором собраны памятные предметы и игрушки, приобретенные когда-то в легендарном детском магазине.

Дата экскурсии — 29 сентября 2015 года

Начало экскурсии — 19-00.

Место сбора — м. «Театральная», у фонтана в сквере перед Большим театром.

Стоимость: 450 руб., льготный билет — 250 руб.

Колокольчики

Плюшевый мишка – наверняка у каждого из нас есть дома такая игрушка. Старенький, потертый, в которого играли мы, или тот, с которым нянчатся наши дети или уже внуки. Есть такой мишка и у меня – желтенький, гэдеэровский – сидит себе на столе, поблескивая стеклянными глазками, и хранит мою коллекцию колокольчиков, где в последнее время появилось несколько авторских медведей. Поэтому захотелось рассказать вам историю этой популярной игрушки, тем более и повод есть. В 2012 году у плюшевого мишки или мишки Тедди (как его называют в Европе и США) юбилей: 110 лет.

Плюшевый мишка


Плюшевый мишка. Фото Н. Степановой

История мягких игрушек началась в XIX веке, когда заботливые мамы шили детям зверюшек из лоскутков ткани, которых потом набивали ватой. Так в 1879 году немецкий женский журнал «Die Mod Ewe Itt» предлагал своим читательницам сшить фетрового слоненка по приложенной к описанию выкройке. В конце XIX века кустарное производство мягкой игрушки приобретает уже промышленные масштабы. И осенью 1902 года появился на свет наш герой – плюшевый мишка, ставший самой любимой игрушкой детей, и даже взрослых. За право называться родиной Тедди до сих пор борются две страны: Германия и США, где почти одновременно появились первые игрушечные мишки, прямо стоящие на ногах, как куклы.

Мишки


Старинные мишки в пражском Музее игрушек. Фото Н. Степановой

По немецкой версии появления мишки игрушку сшила владелица фирмы по производству мягких игрушек из городе Гинген (Giengen) Маргарет Штайфф (Steiff). С детства она была прикована к инвалидной коляске после перенесенного полиомиелита. Но у девушки был твердый характер и золотые руки, поэтому она стала искусной швеей. А поскольку очень любила игрушки, то сшила несколько забавных слоников из того самого женского журнала и подарила их своим маленьким племянникам на Рождество, чем привела их в бурный восторг. С тех пор Маргарет стала придумывать и шить самые разные игрушки из ткани. В 1880 году родители помогли ей открыть небольшую мастерскую, где она начала вместе с сестрами шить и продавать многочисленные поделки из фетра и плюша для обивки мебели. Постепенно мастерская разрослась и превратилась в фабрику мягкой игрушки «Steiff», где стали работать сыновья ее старшего брата. Фабрика выпускала различных игрушечных животных, в том числе и медведей, стоящих на четырех лапах, которые были запатентованы в 1901 году. Осенью 1902 года Рихард Штайфф, племянник Маргарет, в то время уже художник, искал прототип новой мягкой игрушки для очередного проекта. В творческих поисках он посетил цирковое представление, где увидел дрессированных медведей, которые ходили и танцевали на двух лапах. После чего Рихарду приходит в голову идея о создании игрушечного мишки, который по строению был бы подобен кукле, стоял на задних лапах, причем голова и лапы могли бы двигаться. После создания эскиза Маргарет претворила в жизнь идею племянника, хотя отнеслась к ней скептически. Но медведь был сшит, а Рихард научил его двигать лапами при помощи системы шнуров. Новая модель называлась «Тип 55 ПП», что можно расшифровать как, «55-сантиметровая игрушка плюшевая подвижная». Весной 1903 года на Лейпцигской ярмарке новый медвежонок фирмы «Steiff» получил главный приз. Особенно понравилась игрушка американцам, которыенемцам 3000 таких мишек. А уже через год, в 1904-м, за океан поехали уже 12000 мишек. Тогдашний президент США Теодор Рузвельт насколько проникся любовью к немецким мишкам, что даже зал Белого дома, где проходил прием по случаю свадьбы Алисы, дочери Рузвельта, украсили этими игрушками.

Колокольчик


Колокольчик «Барышня-медведица» (автор Ирина Мещерякова) из коллекции Н. Степановой

В американской версии появления на свет плюшевого мишки рассказывается, что 14 ноября 1902 года, 26-й президент США Теодор (или, уменьшительно, Тедди) Рузвельт посетил штаты Миссисипи и Луизиана, чтобы уладить между ними пограничный спор. Поскольку Рузвельт был страстным охотником, то решил поохотиться на черного медведя в этих лесистых местах. Но найти зверя не удалось, поэтому чтобы не расстроить президента, деятельные сопровождающие (или местные власти – вам это ничего не напоминает?) приказали доставить на поляну, где Рузвельт отдыхал после неудачной охоты, медведя. Зверя нашли, привязали к дереву, росшему на поляне, чтобы президент как бы невзначай увидел его. Теодор Рузвельт, увидев медведя, мгновенно оценил ситуацию, возмутился содеянным и воскликнул: «Пощадите медведя!». Президент не был способен просто так убить беззащитного зверя. 16 ноября 1902 года карикатурист Клиффорд Берриман опубликовал в газете «Washington Post» рисунок, подпись под которым гласила: «Drawing the line in Mississippi», что можно было понять двояко. С одной стороны как «Демаркация в Миссисипи», с другой – как «Демонстрация в Миссисипи стандартов порядочности». Рисунок получился забавный, т.к. привязанный к дереву зверь превратился на нем в смешного маленького медвежонка с круглыми глазками и большими ушами.

Карикатура


Карикатура из газеты «Washington Post» (из Википедии)

Эта карикатура попалась на глаза жене Морриса Мичтома, эмигранта из России (настоящее имя неизвестно), владельца магазина игрушек (по другим данным, свечной лавки). Она и сшила из кусочков ткани первого медвежонка, похожего на медведя из карикатуры, набив его опилками. Рядом с игрушкой, названной «Медвежонок Тедди» (англ. Teddy Bear) в честь президента Рузвельта, повесили вырезку из газеты. У витрины останавливались прохожие, им нравилась игрушка, многие хотели ее купить. Так Роза и Моррис стали изготавливать медвежат на продажу. Получив согласие Рузвельта на использование его имени, Мичтом основал компанию «Ideal Toy Company», занимавшуюся выпуском игрушечных медвежат. Хотя успех медвежат был колоссальным, Мичтому это не принесло богатства, т.к. он не запатентовал новую игрушку и ее название. А вот живым черным медведям мишки Тедди помогли. Их перестали истреблять. И если в 1980-х годах в США насчитывалось около 160000 экземпляров черного красавца (Ursus americanus), то теперь их около 750000. Есть старая открытка, в центре которой силуэт президента Рузвельта, по бокам – мордочки мишек и надпись: «Спасибо, Тедди».

Колокольчик


Колокольчик «Барышня-медведица» (автор Ирина Мещерякова) из коллекции О. Поповой

А игрушечный мишка начал свое победное шествие по всему миру. Только в Европе насчитывалось в начале XX века более 40 фирм, производящих медведей. Интересно, что с момента своего появления плюшевого медведя позиционировали, как «куклу для мальчиков». Видимо потому, что играть в куклы мальчикам было предосудительно. В 1906 году было запатентовано официальное название плюшевого медведя – «Teddy Bear», а фирма «Steiff» еще в 1905-м запатентовала собственную фабричную марку – металлическую пуговицу в ухе плюшевого медведя, а через два года и его название. До первой Мировой войны компания «Steiff» изготовила миллионы мишек. Известно, что после гибели «Титаника» 14 апреля 1912 года, когда Европа и Америка были в трауре, фирма выпустила 50 дюжин черных мишек. Одного такого мишку в 2000 году на аукционе Кристи купили за 150000 евро! В 1910-е годы в моду входят английские мишки. Серьезное производство мишек в Англии началось в 1915 году. Английские медведи были мягче на ощупь и миловиднее, чем их немецкие братья. Они и задавали игрушечную моду в 1920–1930 годы. В 1930-е годы медвежата стали первыми массовыми заводными игрушками, а в 1956 году плюшевый мишка стал первой «говорящей» игрушкой (мой желтый медведь, кстати, до сих пор «разговаривает»!).

Колокольчик


Колокольчик «Барышня-медведица» (автор Ирина Мещерякова) из коллекции А. Барановой

Почти с самого момента своего появления мишка Тедди стал не только самой любимой и популярной игрушкой, но героем открыток, песен, книг и даже мультфильмов. Уже в 1907 году американский композитор Джей Кей Браттон сочинил милую мелодию «The Teddy Bear’s Picnic» («Пикник плюшевых мишек»), а 23 года к ней придумали забавные слова. Первая песня о плюшевом медвежонке появилась в 1909 году в США и называлась «The Teddy Bear Two Step» («Два шага медвежонка Тедди»). В 1957 году песню «Teddy Bear» исполнил легендарный Элвис Пресли, у которого действительно был плюшевый любимец. А всего на эту тему было создано более 80 песен.

Колокольчик


Колокольчик «Девочка с мишкой» (автор Инга Хмельниченко) из коллекции Н. Степановой

В 1907 году выходит веселая книга американской писательницы Эллис Скотт о приключениях мишки Тедди, очень скоро ставшая популярной среди читателей. Она стала первой в череде книг, героями которых были плюшевые мишки. Сейчас таких произведений уже больше 400. А самый известный литературный мишка появился на свет в 1926 году. Речь идет, конечно, о Винни-Пухе!

Колокольчик


Колокольчик «Девочка с мишкой» (автор Инга Хмельниченко) из коллекции Ю. Чуриловой

Прототипом плюшевого медвежонка был мохеровый длинненький с печальными глазками мишка Альфа фирмы «Фарнелл», купленный в 21 августа 1921 года женой писателя Алана Милна на день рождения их сына Кристофера Робина. В 1924 году был опубликован сборник детских стихов «Когда мы были совсем маленькими». В ней уже упоминается медведь, но еще безымянный. И лишь в декабре следующего, 1926 года, Милн выпускает книгу, где появляется знаменитый медвежонок Винни-Пух. Первую часть его имени, как вы помните, Кристофер Робин позаимствовал у понравившейся ему в лондонском зоопарке североамериканской медведицы Виннипег, а вторую – у лебедя, которому он помогал во время каникул в Сассексе. Иллюстрировал книгу известный художник Эрнст Шепард. Все герои сказки были нарисованы с игрушек Кристофера, за одним исключением: фарнелловскому мишке художник предпочел любимую игрушку своего сына. Так что моделью для Винни-Пуха стал толстенький медвежонок фирмы «Steiff» по имени Ворчун («Growler»), принадлежавший сыну художника. Все наброски были выполнены в черно-белом цвете. В 1970-х годах почти 90-летнему Шепарду предложили сделать рисунки цветными. Художник с блеском выполнил заказ, но настоящие «пухоманы» больше предпочитают прежние рисунки. Плюшевый медведь Винни-Пух, принадлежавший Кристоферу Робину, сейчас находится в детской комнате Нью-Йоркской библиотеки, а вот мишка Ворчун, к сожалению, не дожил до наших дней, став жертвой собаки, жившей в семье художника. В 2009 году в Великобритании вышло продолжение книги о Винни-Пухе «Возвращение в зачарованный лес». Ее автором книги стал Дэвид Бенедиктус, стремящийся близко подражать стилистике и композиции милновской прозы. Иллюстрации к книге также ориентированы на сохранение стиля Шепарда.

Колокольчик


Колокольчик «Винни-Пух» (автор Татьяна Слободчикова). Коллекция Н Степановой

Мишкa Тедди

В «Винни-Пухе» есть упоминание и о колокольчике. Помните, когда медвежонок приходит к дому Совы: «…это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было прибито объявление:

ПРОШУ НАЖАТЬ ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ

А под колокольчиком другое объявление:

ПРОШУ ПАДЕРГАТЬ ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ».

Хвост ослика Иа-Иа, который искал Винни-Пух, и был как раз шнурком этого колокольчика. «Пух …взглянул на колокольчик и шнурок, который шел от него, и чем больше он смотрел на шнурок колокольчика, тем больше он чувствовал, что он где-то видел что-то очень похожее… Где-то совсем в другом месте, когда-то раньше…».

В России познакомились со знаменитым мишкой в 1960-х годах, когда вышла книга «Винни-Пух и все-все-все», в выходных данных которой автором был ошибочно указан «Артур Милн», а перевод был сделан Борисом Заходером. Но на самом деле это произведение – не перевод, а пересказ, плод сотворчества и «пересоздания» Милна по-русски. В 1969–1972 годах режиссер Федор Хитрук снимает серию мультфильмов про Винни-Пуха, ставших классикой отечественной мультипликации. Такого вот задумчивого мультяшного медвежонка-колокольчика с горшочком меда (станешь тут задумчивым – горшок-то пустой. ) изготовила недавно для меня керамист из Тольятти Татьяна Слободчикова.

Мишки Тедди, кстати, появились на экране еще в 1909 году, когда был снят мультипликационный фильм «Маленький Джонни и медвежонок Тедди», а через 15 лет, в 1924 году, знаменитый Уолт Дисней выпустил первый цветной полнометражный мультфильм о Тедди – «Алиса и три медведя». С 1960-х годов студия Диснея выпускает мультфильмы про Винни-Пуха, о герое которых, желтом медвежонке в красной кофточке, резко отзывались родственники писателя Алана Милна, но это не помешало мишке 11 апреля 2006 года обзавестись собственной звездой на Аллее славы в Голливуде.

Колокольчик


Колокольчик «Мишка в русском стиле» (автор Наталья Крушинская) из коллекции О. Поповой

Мишки Тедди различных европейских и американских фирм начала XX века – популярный объект коллекционирования. В мире насчитывается десятки тысяч арктофилов (так называют коллекционеров плюшевых медведей, от греческого арктос – медведь). Например, знаменитая коллекция полковника Боба Хандерсона насчитывала более 600 экземпляров. Специально для коллекционеров выпускаются ограниченные партии плюшевых мишек, выполняемые в двух-трех экземплярах. На аукционе Кристи периодически проводятся торги, на которые выставляются плюшевые мишки. Самый дорогой мишка Тедди – игрушка, изготовленная из мохера в 1929 году, был продан за 90 тысяч долларов.

Колокольчик


Колокольчик «Девочка с мишкой» из коллекции Ю. Чуриловой

Существует около двадцати музеев, посвященных плюшевым медведям. Один из интересных музеев находится в Японии на острове Чеджудо. Медвежата из этого музея покоряют Антарктику, высаживаются в Нормандии, снимают фильмы; наших героев можно увидеть в образе Джона Леннона, Ван Гога, Мерлин Монро и даже английской королевы!

Мишек Тедди можно найти и в книге рекордов Гиннесса. Так в 1998 году в Лондоне Линн Ламб создал самого маленького игрушечного медвежонка в мире, высотой 8,5 миллиметров. В 2002 году, в честь 100-летия мишки Тедди, в Германии был выпущен самый большой плюшевый медведь в мире высотой 6,83 метра, а в 2005-м фирма «Steiff» изготовила самого дорогого плюшевого медведя в мире из золота, сапфиров и бриллиантов, стоимостью около 73000 долларов.

Колокольчики


Колокольчики мишки производства США из коллекции Н. Степановой

Колокольчики


Колокольчики мишки производства США из коллекции Н. Степановой

В США, Великобритании и скандинавских странах 27 октября отмечают День Плюшевого мишки, у российских плюшевых мишек праздник приходится почему-то на 19 ноября. В этот же день в России ежегодно проходит выставка «Теддимания».

Колокольчик


Колокольчик «Мишка Тедди» (автор Елена Зотова) из коллекции Н. Степановой

Кому интересно, могут еще почитать в Интернете истории о знаменитых плюшевых медвежатах. А я представлю авторских колокольных мишек Тедди из своей коллекции. Про Винни-Пуха было написано выше, а еще есть маленький мишка Тедди работы Елены Зотовой, девочка-мишка Ирины Мещеряковой, девочка с желтым мишкой Инны Хмельниченко. Американскими производителями изготовлены жених с невестой и мишки-»спасители» – доктор и пожарный. И как-то спонтанно стали появляться в нашем доме плюшевые мишки из путешествий: панда и коала из Вены; лавандовый мишка из Франции; медвежонок из Праги и другие плюшевые персонажи. Но это уже совсем другая история…

Мишки из путешествий


Мишки из путешествий. Фото Н. Степановой

Вот такой он – наш мишка Тедди! О нем еще можно долго рассказывать. Ведь плюшевый мишка – это «символ счастливых дней детства, память об ушедших родителях и дорогому прошлому». Эту цитату я нашла в Интернете. Ее приписывают какому-то английскому писателю. Подозреваю, что это – все тот же Алан Милн. Помните, чем заканчивается «Винни-Пух»:

«– Пух, обещай, что ты меня никогда-никогда не забудешь. Никогда-никогда! Даже когда мне будет сто лет.

Пух немного подумал.
– А сколько тогда мне будет?
– Девяносто девять.
Винни-Пух кивнул.
– Обещаю, — сказал он.

Все еще глядя вдаль, Кристофер Робин протянул руку и пожал лапку Пуха. …– Пух, ну, что бы ни случилось, ты ведь всегда поймешь. … Пошли.

… И они пошли. Но куда бы они ни пришли и что бы ни случилось с ними по дороге, — здесь в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком».

С мишкой фирмы в Ротенбурге


С медведем фирмы «Steiff» в Ротенбурге

Читайте также: