Мероприятие про дымковскую игрушку

Обновлено: 19.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 108 г. Челябинска

имени Героя Российской Федерации А.В. Яковлева»

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

(секция «Прикладное искусство» )

Кваскова Марина Ивановна,

учитель начальных классов

2. История возникновения дымковской игрушки.……………………………. 4

3. Особенности и элементы производства дымковской игрушки…………………. 6

3.1 Особенности производства дымковской игрушки. 6

3.2. Элементы росписи. 6

4.Практическая работа. ……………………………………. 8

7. Приложение. 11

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия. Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моей работы была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель работы:

Познакомиться с историей возникновения Дымковской игрушки;

Узнать о характерных особенностях росписи Дымковской игрушки. Слепить и расписать Дымковскую игрушку.

Гипотеза : предполагаю, что изготовление дымковской игрушки влияет на развитие творческих способностей человека, развивает моторику, воображение и влияет на развитие эстетического вкуса человека.

Объектом исследования является – дымковская игрушка, а предметом исследования – процесс ее изготовления, роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Историю возникновения дымковской игрушки.

2. Особенности производства дымковской игрушки.

3. Технология изготовления игрушек.

4. Элементы росписи.

Выполняя работу, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.

История возникновения дымковской игрушки

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)

Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.

Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».

С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.

Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".

Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник заканчивался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Особенности и элементы производства дымковской игрушки

Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. Это характерно только для Дымково - "обеливание". Игрушки погружали в раствор мелкого молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Начинали расписывать игрушки с самой светлой краски, а заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица.

Узоры на игрушках выполняли традиционные, которые относятся к древним истокам. Мастерицы знали много различных вариантов выполнения этих узоров. Они умели заставить звучать краски на белом фоне. И в завершении всего украшали игрушки сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

Элементы росписи

В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета – яркие. А известно ли Вам, что означают элементы росписи на дымковской игрушке? Каждый элемент Дымковской росписи что-нибудь означает: круг – символ солнца, каравай – хлеба, точка – звезды, волнистая линия – вода, прямая линия – дорога.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/01/28/k_5a6e12b9de721/453229_7.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/01/28/k_5a6e12b9de721/453229_8.jpg


Практическая работа

Технология изготовления игрушки:

Изучив технологию изготовления дымковской игрушки, я решил изготовить её своими руками. Сначала я приготовил глину. Если приготовленная глина пластична, не пристает к рукам, значит можно приступать к работе. При лепке, под воздействием температуры воздуха и тела, глина сохнет. Поэтому необходимо следить за чистотой рук и влажностью. Для этого следует периодически мыть руки и насухо вытирать их. Тщательно примазывайте отдельные части к игрушке – иначе они могут отлететь при сушке или обжиге.

Дымковские игрушки лепят по частям, и наша барышня не исключение:

1. Приступая к изготовлению игрушки, мы берем хорошо промятый
кусок глины, скатываем между ладонями в шар.

2. Затем большими пальцами обеих рук формируем юбку-колокол – это основание игрушки. Она должна быть достаточно толстая и широкая, чтобы удержать на себе вес верхней части туловища.

3. Далее приступаем к изготовлению передника. Для этого скатываем шар небольшого размера и разминаем его в лепешку, крепим к юбке. Немного приподнимая края, формируем оборку.

4. Следующим этапом будет изготовление туловища и головы. Скатываем шары. Один шар вытягиваем до нужной формы и крепим туловище, второй шар – это голова, насаживается на туловище.

5. Будущие руки барышни делаем из небольших шариков, раскатывая их до жгутиков. Крепим к туловищу. Также из жгута формируется кокошник.

6. Завершается лепка барышни изготовлением полосок кос на голову. Места соединения всех деталей смачиваем водой, швы заглаживаем влажными пальцами.

Лепка завершена! Игрушку оставляем сохнуть на 2-3 дня при комнатной температуре. Если игрушка поменяла цвет на более светлый – она высохла, ее можно обжигать в печи или духовке.

Далее – белим игрушку, и уже потом приступаем к ее росписи.


Изучив материал для данного проекта, я узнал, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка. Ее возникновение связывают с весёлым праздником Свистунья.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из глины, обжигается в печи и по белому фону ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Это самый известный из глиняных промыслов России. Он отличается предельно простой, пластической формой, яркой орнаментной росписью. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.

Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Для меня работа была увлекательной. Я не только много узнал, но и в результате своих исследований научился делать игрушки. Я сделал для себя своей работой настоящее открытие.

И невозможно не согласиться с теми, кто глядя на любую работу мастеров, восклицает:

«Глазам - радость, души - отрада!»

Список литературы

1. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.

3. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Дайн Г.Л. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 190 с.

4. Дайн Г.А. Игрушечных дел мастера : книга для учащихся – М,: Просвещение , 1994 г. -288 с.

5. Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах – М.: Просвещение, 1982 – 240 с.

6. Конышева Н.М. Секреты мастеров.- Издательство Ассоциация XXI век, 2001.

7. Паньшина. Декоративно-прикладное искусство Издательство: Минск: Народная асвета,1975 - 112с.

8. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений / П.И.Уткина, Н.С.Королева. - М.: Высш. шк., 1992. - 159.

9. Народное искусство: художественные промыслы СССР : фотоальбом / Сост. Б. М. Носик. - М.: Планета, 1987. - 235 с.

10. Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000.

11. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.

Познакомить учащихся с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Образовательная: формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование и материалы: образцы дымковской игрушки; таблица с изображением росписи дымковских элементов; эскизы собственной разработки воспитанников; акриловые и гуашевые краски; салфетки и тряпочки; печатки-тычки (ватные палочки), баночки с водой, кисти.

  1. Организованная часть: Приветствие в стихах, цели и задачи занятия.
  2. Теоретическая часть: Краткий обзор пройденного материала.
  3. Практическая часть: Роспись дымковской барышни по эскизу.
  4. Заключительная часть: Организация тематической выставки.

Дети входят в зал под русско-народную музыку.

Когда-то очень давно на проросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение - слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу.

Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской. Но не только каравай хлеба да горшки с кашей поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. А вы знаете, кто такие гончары? Гончар - это мастер, изготовляющий глиняную посуду. Лепили из местной красной глины посуду, дымковские игрушки, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Поэтому и дымили очаги гончаров.

Ели спит у большака.

Спят деревья, спит река

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимой длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

Воспитатель: А находилось это село недалеко от города Вятка - так сейчас называется город Киров. Разными ремеслами занимались её жители, но игрушечное дело прививалось лучше всего.

А игрушки дымковских мастеров были самыми ярким украшением ярмарки, на котором проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием «Свистунья».

Воспитатель: А почему свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек. Свистели все и взрослые и дети. Игрушку-свистульку, которой отводилась такая важная роль на празднике, и лепили особенно тщательно, по частям. Обычно свистульки были в виде сказочных животных.

А почему мы перешли к свистулькам? А потому что возникновение дымки неразрывно связано с древним обрядом - свистопляской и праздничными гуляниями. Именно к ней приурочивали производство и массовую продажу глиняных игрушек и свистулек.

Воспитатель: Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много их пришло из чужой земли, сила неместная. Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане военную хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой «Свистуньей». Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам - нарядным куклам. Долгими зимними вечерами при свете лучины под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастера и мастерицы фигурой барынь и кавалеров, коней и индюков.

Для производства использовали местную красную глину, тщательно перемешанную с мелким речным песком. Фигурки лепили по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков.

Отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую глину (как связывающий материал). Следы лепки сглаживали влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки, покрывали мелом, разведенном на молоке.

- А давайте, ребята, вспомним, как мы с вами лепили игрушки.

1 воспитанник: Мы брали специально приготовленную глину, мяли комок глины руками, она согревалась в теплых ладонях и по частям лепили игрушки. Чтобы игрушки были гладкими, их разглаживали мокрой тряпкой. Когда игрушки подсохли, мы их ставили в печь для обжига, закаляли жаром, чтобы они стали твердыми. Оставшиеся фигурки покрывали акриловой краской (водоэмульсионной краской).

2 воспитанник: Для декоративных украшений мы раскатывали глиняный жгутик в мокрой салфетке, отбивали ее ребром ладони, сглаживали пальцем, превращая в ленточку.

  1. воспитанник: Учились лепить шарики, лепешечки, завитки, плетенки для оформления игривы и хвостов животных.
  2. воспитанник: Использовали различные приемы: лепка из целого куска вытягиванием, прием примазывания и налепа.

Воспитатель: Игрушки у нас готовы, как же мы с вами будем расписывать игрушки?

Раньше игрушку расписывали анилиновыми красителями: - это такая маслянистая жидкость, которая употребляется при производстве красителей. Эти красители замешивали на яйце с квасом, использовали вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка - вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Сегодня для росписи применяют темперные (смешанные) краски и мягкие колонковые (удлиненные) кисти.

Использование широкой гаммы до 10 цветов придает дымковской игрушке яркость и наглядность. Значит, дымковской игрушке характерны все цвета радуги. А еще широко применяются белые и черные цвета. А какие же элементы используются при росписи игрушек?

Круги, прямые и волнистые линии, точки, клетки и горошины.

Правильно. Мастера, используя только эти пять элементов, умудрились придумывать такое разнообразие узоров, что все изделия становились праздничными и очень яркими.

Существуют такие правила: узор наносится сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов.

Расписывание индюка начинаем с хвоста, а расписывание барышень, (слайды), с наиболее ярких частей одежды - с сарафанов, с юбочек.

Воспитатель: При старании можно вылепить и расписать вот такие яркие игрушки.

Воспитатель: Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям. Это уже современное искусство. Дымковская игрушка напоена привольной русской силой, расцвечена любовью к красоте, в ней отражаются древние предания и легенды многих народов.

Воспитатель: Цель нашего сегодняшнего занятия: как можно ярче расписать дымковские игрушки. Давайте мы ее распишем так, чтобы она заискрилась, засверкала в наших руках, выглядела нарядной, праздничной, как у настоящего мастера. И с этими игрушками мы с вами отправимся на праздничное гуляние «Свистунья».

Перед тем, как начать наше практическое занятие мы с вами повторим основные правила безопасности:

  1. нельзя размахивать кисточками;
  2. осторожно обращаться с баночками с водой;
  3. все оборудование должно находиться с правой стороны.

А сейчас вспомним правила при рисовании краской.

  1. При рисовании различных линий кисть ведут по ворсу, рука с кистью при этом движется впереди линии.
  2. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз, а линию нужно вести не останавливаясь, иначе она может получиться неровной.
  3. Красками пользуемся аккуратно, лишнюю убираем на край баночки, промываем кисточки и хорошо вытираем салфеткой.
  4. При росписи нужно применять кисточки разных размеров, а так же использовать печатки-тычки (ватные палочки) для расписывания игрушек точками.

Воспитатель: Хороша игрушка расписная,

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Сегодня игрушек сверкающих ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

1 воспитанник: Эта девица-краса

С хлебом-солью на руках

Всех сегодня приглашает

На «Свистунье» побывать.

2 воспитанник: У меня есть дружок -

Эх, свистну, чихну, прокачусь

И обратно ворочусь.

3 воспитанник: Уточка-марфуточка

4 воспитанник: Индя-индя, индючок

Ты похож на сундучок

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

Сразу стало веселей

Называюсь я теперь.

6 воспитанник: Олень - знак удачного брака,

Знак обильной жизни.

7 воспитанник: Вот курица нарядная

Вся такая важная

Посмотрите пышный хвост

У нее совсем на прост

Точно солнечный цветок

А высокий гребешок

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

8 воспитанник: Бока крутые, рога золотые

Копытца с оборкой

Прокачусь я с горки.

9 воспитанник: Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил

И за хвост не удержаться

Если гриву отпустил.

10 воспитанник: Посмотри как хороша

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво

И девица как королева

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

11 воспитанник: Ах, игрушка не простая

Вот такая расписная

И нет в ней цвета дымного

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

От музыки, от радости,

От сказки, от мечты.

Воспитатель: Вот и очутились наши игрушки на праздничном гулянии. Они все такие нарядные, яркие, праздничные. Словно радуга воцарилась. На славу постарались ребята!

С давних пор на реке Вятка встречали весну долгожданным веселым праздником «Свистунья». В честь древнего славянского бога Ярилы -весеннего света и тепла. Удалые тогда были игрища. И в праздник как запоют, засвистят игрушки на разные голоса. Переливчатые и призывные ребячьи песни зазвучат.

- «Весна, Весна Красная! Приди Весна, с радостью, со великою милостью!

Благослови, мати, Весну закликати, Зиму провожати.

И так задорно и весело поет свистулька, так мило сердцу весеннее воскрешение, что ноги сами в пляс пускаются.

Танец со свистульками

Воспитатель: Веселятся от души на всю ширь, а когда утомятся, то игрушки на самые видные почетные места установят, чтобы не покидал праздник человека весь год

Праздник продолжался до самого вечера.

А какой же праздник без частушек?

Дети исполняют частушки.

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали на ярмарочном гулянии. Посмотрели праздничную выставку. Такие народные гулянья проводились в старину, радовали народ своей яркостью и весельем. Вятка славилась своими базарами и ярмарками «свистоплясками».

Чему вы сегодня научились? Какие у вас возникли чувства?

К чему мы сегодня с вами пришли? Пришли к тому, что нельзя забывать прошлое. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины сказки, русские избы - должно остаться в нашей памяти.

Память - это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеклассное мероприятие "Волшебный подарок" для 6 классов.

Разработка внеклассного мероприятия "Волшебный подарок".для 6 классов( с углубленным изучением английского языка в форме театрального представления.Спектакль разработан для повышения мотивации и подде.


Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие в этот удивительный и сказочный мир спорта – королевство волшебных мячей».

В сценарии использованы вопросы по теме спортивные игры.

Разработка внеклассного мероприятия Волшебный лабиринт «Здоровый образ жизни»

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов волшебный лабиринт «Здоровый образ жизни» Цели: -повторение изученног.

Внеклассное мероприятие "Волшебные сказки Британии"

Данное мероприятие было проведено в рамках декады английского языка.


Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 6-8 классов "Рассыпала осень волшебные краски. "

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 6-8 классов.


Сценарий внеклассного мероприятия: «Волшебный мир искусства»

Внеклассное мероприятие «Волшебный мир искусства», представляет собой театрализованное представление, которое посвящено Древней Греции. Весной и летом на склонах лесистого Геликона и на высоком .


Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир», посвящённого Году тетра

Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир», посвящённого Году тетра.

Предлагается для внимания сценарий развлечения "Путешествие в Дымково", которое завершает проект по дымковской игрушке, во время которого дети ознакомились с дымковской росписью, узнали историю создания игрушек, историю самого местечка Дымково, узнали чем занимались дымковцы, какие использовали краски для росписи, чем отличались их игрушки от других. Закрепление этих знаний и произошло во время развллечения.

ВложениеРазмер
Сценарий развлечения "Путешествие в Дымково"имеет цель закрепить знания о дымковском промысле. 25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение « Путешествие в Дымково»

1.Вызвать радостное чувство от знакомства с народным творчеством.
2.Закреплять умение различать элементы росписей, колорит.
3.Формировать интерес к народным игрушкам, играм, хороводам.
4.Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Материал.
Дымковские игрушки, иллюстрации, музыкальная запись русских народных песен; русские народные костюмы на девочек, кокошники в дымковском стиле, бубенцы для игры, народные инструменты, свистульки.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

Сорока-белобока по лесу летала,
По деревьям скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо)
От кого оно? (Открывает конверт и читает письмо)
«Здравствуйте, ребятки,-
Машутки и Ванятки,
Тани, Вани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково.»

Давайте зажмурим глаза и скажем: Покружись, покружись

и в Дымково окажись!

(звучит народная музыка)Слайд

2.-Смотрите-ка, река! А по берегам реки- город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка- город старинный. Когда-то вокруг него крепостные стены были, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу стоит село, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печках. Каждое утро над селом дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому это село и назвали Дымково.

1. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

2. Там любят песни, пляски 2

Там рождаются чудо-сказки,

И лепят там из глины

3.Белоснежны как березки

Кружочки, клеточки, полоски

Простой казалось бы узор

Но отвести не в силах взор

3. А ну-ка, посмотрим, кто здесь живет

Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!

Звучит народная музыка . На экране видеоряд.

Рита: 1.За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Давуд 2. Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.

3. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

Мухаммед: 4. Петушок , петушок.
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».

Маргоша: 5. Вот индюк нарядный, 3
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Артем Ш.: Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост

Артем П.: 6. Утка -Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.

-Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

4. Музыкально- пантомимическая игра «Барыня».

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так. Как, по их представлению, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Конь!»- дети скачут, как лошадки. «Индюк!»- дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками- крыльями, надувая щеки. «Козлик!» «Котик!»

Воспитатель: Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка,

Родился в веселый час

Вятский праздник «Свистопляс»!

Поиграем и мы. Народная игра «Золотые ворота»

Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получились не простые,

Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:


Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

Отличная игра, а теперь на нашем празднике посмотрим

6. Танец «Валенки»

7.А какой праздник без игр-вызовов друг друга на поединок?

Разбираем бубенцы (колокольчики) и свистульки и начали!

А теперь поиграем в игру «Бубенцы»

8.БУБЕНЦЫ (или РУЧЕЕК)

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят: 5

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

А как называется праздник в Дымково? «Свистунья» или «Свистопляска» .А почему?

9.А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

«Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Давайте и мы поиграем в эту игру.

(Ставим стульчик , на него Бабу Ягу…-это враги)

Встанем в круг. Возьмем свистульки свои.

Воспитатель руку вверх поднимает-все на два шага вперед.

Руку опускает- резко свистят.

Рука поднята- отходят на два шага. (Повторить 2-3 раза)

Вот такие игры и пляски на празднике в Дымково! Ну что ж, пора и возвращаться! Встали в круг , закрыли глаза :

В детский сад опять вернись!

Вот, ребята, мы и побывали в Дымково! Чем там занимаются?

Делают замечательные игрушки и нам доставляют большое удовольствие! За что большое им спасибо!

Сценарий досуга в младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» Сценарий досуга «Знакомство с дымковской игрушкой" Цель: доставить детям радость; дать представление о народном промысле на примере дымковской игрушки; познакомить с элементами дымковской росписи; развивать эстетическое восприятие, интерес к народному творчеству; воспитывать.

Дымковские игрушки. Сценарии развлечений - Сценарий праздника для старшей группы «Дымковская карусель»

Публикация «Сценарий праздника для старшей группы «Дымковская. » Сценарий праздника «ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬ» для детей старшей группы №4 Составила: Воспитатель: Минзар.О.О Биробиджан Цели: познакомить детей с народными промыслами с дымковской игрушкой, традициями русских народных праздников; воспитание уважения к истории своего народа.

Конспект квест-игры «Дымковская игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад№30» Конспект организованной образовательной деятельности по Декоративно-прикладному искусству на тему: Квест Дымковская игрушка. Для обучающихся средне-старшего возраста. Автор: Гафина М.А.

Сценарий совместной деятельности с детьми по декоративному рисованию «Дымковские чудеса» (средняя группа) Цель: создание условий для развития творческих способностей детей, посредством дымковской росписи. Задачи: Образовательные: - Учить детей расписывать силуэт игрушки дымковским узором, используя различный материал; - Продолжать учить отмечать и называть характерные особенности.

Математическая викторина в старшей группе «Путешествие в Дымково» Математическая викторина Старшая группа "Путешествие в дымково" Цель: формирование математических представлений о цифрах, геометрических фигурах, способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников, выявлению интеллектуальной одаренности.

Дымковские игрушки. Сценарии развлечений - «Дымковская игрушка» утренний сбор «Неделя творчества»

Статья ««Дымковская игрушка» утренний сбор «Неделя. » Утренний сбор Тема недели: «Неделя творчества» Тема: «Дымковская игрушка» Цель: Познакомить детей с народным промыслом «Дымковской игрушкой». Воспитывать интерес к быту и обычаям России. Формировать доброжелательное отношение меду детьми, атмосферу сотрудничества. Развивать.

Сценарий ООД для детей подготовительной группы «Мастерская по росписи дымковского петушка» Цель: Способствовать обогащению представления об использовании глины с детьми и развитию творческого потенциала Задачи: 1.Образовательные 1.1 Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством, изделиями из глины, народными игрушками 2. Развивающие 2.1.

Развлечение по итогам проекта «Дымковская игрушка»

Развлечение по итогам проекта «Дымковская игрушка» Сценарий развлечения по итогам проекта «Дымковская игрушка», проведенного в средней группе № 10 в декабре 2019 г. Музыкальный зал украшен: на сдвинутом занавесе развешаны изображения дымковских игрушек (козлик, петушок, водоноска, баран, индюк. Перед занавесом – скамейки.

Конспект занятия «Праздник в дымковской деревне» (Коллективная композиция) Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Задачи: -развивать эстетическое восприятие.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие.

Тип проекта: Информационный, художественно-эстетический, творческий, исследовательско-экспериментальный

Продолжительность: Краткосрочный

Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели

Актуальность: Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.

Использование дымковской народной игрушки даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Знакомство с одним из старинных промыслов России - Дымковской игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно - патриотических качеств младших дошкольников.

Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, формировать интерес к изучению русского прикладного искусства, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).

Задачи проекта:

Образовательные

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2. Познакомить детей со свойствами песка и глины.

3. Активизировать словарь за счёт уточнения названий предметов одежды дымковских барышень, названий элементов дымковской росписи.

4. Учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.

Развивающие

1. Развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный.

2. Развивать умение ритмично наносить линии в разных направлениях: короткие и длинные, перекрещивать их; пятна, кружки, создавать элементарный дымковский узор.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Мероприятия:

Формы работы с детьми

«Знакомство с дымковской игрушкой» (развитие речи)

«Украсим платочек барыни» (аппликация)

«Дымковская салфетка» (ИЗО)

«Поиграем с песком и глиной»

Рассматривание альбомов и книг «Дымковские игрушки»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Собери предмет», «Выложи узор».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек»

Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Лошадка»

Игра малой подвижности: «Карусель»

«Гуленьки», «чтение о дымковских игрушках»

Пальчиковая гимнастика «Лошадка»

Физминутки: «Лошадка», «Петушок»

Художественно-эстетическая деятельность

«Народные промыслы (Раскраски)», «Украсим уточку» лепка.

Формы работы с родителями

Создание альбома «Дымковская игрушка», выставка: «Дымковские игрушки»

Предполагаемый результат:

• Получить знания о дымковской игрушке;

• Проявить интерес к народной игрушке

• Принять участие в оформление выставки «Дымковская игрушка»;

• Познакомились с особенностями дымковской росписи;

• Закрепить основные цвета;

Развивать умение рисовать элементарный узор из прямых перекрещивающихся линий

Форма проекта: Создание альбома «Дымковская игрушка», выставка: «Дымковские игрушки»

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Читайте также: