Мероприятие русская народная игрушка

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект

занятия в старшей группе

Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»

Цель: знакомство с национальной культурой России.

- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках;

- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;

-расширять словарный запас детей;

- развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки;

- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

Оборудование: 6 столов, дымковские игрушки, тряпичные куклы, иллюстрации с изображением кукол столбушек, кукол крупеничек, кукол пеленашек, матрешки (игрушки), силуэты матрешек для составления узора, иллюстрации с изображением первых русских матрёшек, современных матрёшек, портреты Сергея Малютина и Василия Звёздочкина, фломастеры, большой платок.

Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: беседа «Как жили наши предки?»; чтение произведений устного народного творчества; знакомство с народными играми, заучивание стихов и закличек.

Методы обучения:

1) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, чтение художественной литературы, загадка, вопросы, ответы).

2) Наглядные методы (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация русских народных игрушек).

3) Практический метод (самостоятельная работа).

4) Метод контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности).

5) Игровой метод.


Ход занятия.

Организационный момент.

1. Эмоционально – психологический настрой детей.

Воспитатель встречает детей в группе проводит до музея.

Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик и встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.

Вводная часть.

Вступительная беседа об игрушках.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на эти полочки. Что вы видите?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: У нас в группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с ними. Назовите ваши любимые игрушки.

(Дети называют свои любимые игрушки).

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Пластмассы, резины, ткани, металла.

Воспитатель: Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: А сейчас, присядьте, пожалуйста, на коврик и послушайте меня. Давным-давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева. Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?

Дети: Дома, на выставках, в музеях.

Воспитатель: Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.

3. Игровая мотивация. (Беседа о музее)

Воспитатель: Кто знает, что такое музей?

Дети: Где много старинных предметов.

Воспитатель: Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и документы – экспонаты.

(Ответы детей).

Воспитатель: Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.

III. Основная часть.

1. Правила поведения в музее:

Воспитатель: А кто из вас был в музее? Поднимите руки.

(Рассказы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, как надо себя вести в музее?

Дети: НЕ бегать, не кричать, внимательно слушать.

Воспитатель: Молодцы.

Правила поведения в музее:

• Не кричать, не шуметь, не мусорить

• По залам музея следует передвигаться бесшумно

• Громко разговаривать недопустимо

• Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой

• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Воспитатель: А кто такой экскурсовод?

Дети: Это человек, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах-экспонатах.

Воспитатель: Но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?

Экскурсия по музею.

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».

Педагог предлагает пройти к первому столу – стенду.

1). Демонстрация дымковских игрушек. (1 стенд)

shop_items_catalog_image150153.jpg
1600.jpg

a57e0c5a-afc4-4e56-a14c-fd20b3327465_800x600.jpg
700-nw.jpg

b19ce4376373c0e46376db693aa355e2.jpg
i.jpg

Воспитатель: Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы?

Дети: Это дымковские игрушки (если дети затрудняются ответить, педагог помогает им).

Воспитатель: Кого вы узнали?

Дети: Барышню – водоноску, оленя, петушка и т.д.

Воспитатель: Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки?

Дети: Красную, желтую, синюю.

Воспитатель: Какие элементы узора вы видите на игрушках?

Дети: Колечки, кружочки, волнистые линии

Воспитатель: Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры.

Далее педагог предлагает пройти к следующему стенду.

2). Рассматривание тряпичных кукол. (2 стенд)

51793568.jpg
image004_30.jpg

Воспитатель: А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из тряпочек.

Воспитатель: Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка столбушка.

(Рассматриваник игрушек, показ иллюстраций).

Воспитатель: Какой куколке можно спеть такую песенку? (Колыбельную)

Очень куколку люблю.

Я ей песенку спою.

Дети: Кукле пеленашке.

Воспитатель:

Куклу-пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов.

Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке.

526a7f9c225d0aca6f6409952b03bbac.jpg

93b30f3d903e86b6a234fcd4269cf9e5.jpg

Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным.

6b35054f3892d6521857eee586cf--kukly-i-igrushki-kukla-krupenichka.jpg
d633640152752a9b993226b953d6--kukly-i-igrushki-krupenichka-i-bogach.jpg

А вы заметили, что куклы чем-то необычны?

Дети: Нет лица.

Воспитатель: Считалось, что если у куклы нету лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.

Дети переходят к последнему стенду

3). Загадка о матрёшке. (3 стенд)

Воспитатель: Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Воспитатель убирает платок с игрушек.

Воспитатель: Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?

Дети: Матрешка разнимается на две половинки.

4). Рассматривание матрёшек, игры с ними.

Воспитатель: Матрешка разнимается на две половинки, и в одной матрешке можно увидеть еще одну.

Игры с матрёшками.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько куколок живет в самой большой матрешке.

Дети: 7 (Дети считают)

Воспитатель: Скажите, из какого материала сделаны матрешки? Какие узоры видите на них?

Дети: Из дерева. Трава, листочки, цветы.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Выбирали липу, ольху, березу. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна». Она держала в руках чёрного петуха. Платье и сарафан были украшены цветами. (Показ картинки)

Воспитатель: Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую.

5). Работа в творческой мастерской.

(Подводит детей к столам, где лежат силуэты матрешек, фломастеры).

Воспитатель: Посмотрите, у этих матрешек мастер забыл украсить сарафаны. Давайте поможем ему выполнить узоры на сарафанах.

(Педагог показывает разукрашенный силуэт матрешки).

Воспитатель: У меня получилась вот такая матрешка, а вы можете нарисовать свои узоры.

6). Самостоятельная деятельность детей.

7). Выставка работ детей .

Воспитатель: У вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших куколок.

(Дети придумывают имена своим матрёшкам) .

Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки – крошки!

IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».

Воспитатель: Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?

Дети: В русском народном музее.

Воспитатель: Что вы можете рассказать родителям об этом музее?

Дети: Видели русские народные игрушки (дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрёшки).

Воспитатель: Как помогли мастеру – художнику?

Дети: Разукрасили сарафаны матрёшкам.

Воспитатель: Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.

2. Рефлексия.

(Приём рефлексии «Солнышко »).

Воспитатель: На доске у меня висит круг от солнышка. Жёлтые и голубые лучики лежат в тарелочке на столике. Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое, то прикрепляете жёлтый лучик, а если что-то не понравилось, прикрепляете голубой лучик.

Прогнозируемый результат:

*повысить интерес воспитанников к родной истории, к культуре своего народа;

*сформировать знания детей о материалах и особенностях росписи русских народных игрушек;

*обогатить словарный запас детей по теме «Русские народные игрушки»;

*привлечь детей к обмену информацией по теме занятия в ходе общения с родителями.

Сценарии развлечений для детей о народных игрушках и промыслах России.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Сценарий «Речевой выпуск в подготовительной логопедической группе по теме «Народные промыслы» Речевой выпуск в подготовительной логопедической группе по теме «Народные промыслы», 2022 год Цель: подведение итогов коррекционно-воспитательной работы. Предварительная работа: Заучивание дома совместно с родителями стихотворений; помощь родителей в изготовлении костюмов и.

Сценарий праздника «Ярмарка русских народных промыслов» Цель: формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию. Задачи.

Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений - Фотоотчет о фольклорном празднике «Матрёшка и Петрушка — народная игрушка»

Фотоотчет о фольклорном празднике «Матрёшка и Петрушка — народная игрушка»

Публикация «Фотоотчет о фольклорном празднике «Матрёшка и Петрушка — народная. » «Матрёшка и Петрушка – народная игрушка». Фотоотчет о фольклорном празднике. В прежние времена, когда у детей не было таких игрушек, как сейчас, русские мастера изготавливали игрушки из природных, подручных материалов: глины, соломки, дерева, тканей, бересты. И, может быть.

Развлечение по народным промыслам для детей второй младшей группы «Матрёшка и Петрушка в гостях у детей» «Матрёшка и Петрушка в гостях у детей». Развлечение по народным промыслам. для детей 2 младшей группы Оформление зала: в зале оформлена выставка народных промыслов (изделия различных росписей, игрушки дымковские, филимоновские, матрёшки, Петрушка, соломенные фигурки. Всё.

Сценарий «Народные промыслы в русском фольклоре» Задачи: • 1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки. • 2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и.

Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений - Сценарий конкурса чтецов «Народные промыслы и игрушки России»

Статья «Сценарий конкурса чтецов «Народные промыслы и игрушки. » Сценарий конкурса чтецов «Народные промыслы и игрушки России» Белобородова Гульнара Цель: ознакомление детей с народными игрушками и декоративно-прикладным искусством – неиссякаемым источником мудрости и красоты. Задачи: развивать нравственные и эстетические чувства, умение.

Сценарий викторины «Русские народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий викторины «Русские народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные промыслы» Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному творчеству. Задачи: Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народным.

Физкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группы

Физкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группы Физкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группы Подготовила и провела инструктор По физической культуре Сергеева И.В Цель :Закрепление знаний детей о разнообразии и особенностях народно-прикладного искусства через физкультурный.

Сценарий развлечения во второй младшей группе «Русские народные игрушки» Цель: Создать детям радостное настроение. Способствовать проявлению у детей двигательной активности. Задачи: Расширение представлений о народной игрушке, народных промыслах и народных играх через малые фольклорные жанры. Развивать речь, воображение, мелкую моторику рук. Вызвать.

В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка). Ведущий предлагает походить по группе и рассмотреть экспонаты нашего музея.

Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка»






- Дорогие наши гости, сегодня мы пригласили вас, чтобы вы посетили созданный нами мини-музей русской народной игрушки. В начале учебного года мы с ребятками заинтересовались вопросом, как появились первые игрушки, в которые играли дети в далеком прошлом. Ребятки наши узнали, что в давние времена не было фабрик, заводов, магазинов, не было таких материалов, как пластмасса, резина, искусственный мех, пластик, из которых сделаны современные игрушки. И мы решили узнать, во что же играли наши бабушки и пробабушки.

Ребята, давайте расскажем нашим посетителям, что мы узнали.

Пусть вам лучшею подружкой,

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи,

Дорожат, гордятся ею.

Сейчас мы расскажем вам о самых древних игрушках, которые изготовили наши родители с детьми именно так, как их делали очень, очень давно. Воспитатель предлагает детям взять в руки куколки-обереги.

Хозяйка начинает рассказ:

У обрядов на Руси множество заветов,

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Катали мамы куколок с верою, надеждой.

Но единственный запрет: предки опасались,

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Они древности полны и не так пустячны,

Из соломы и золы, глины настоящей.

До рождения дитя, делали "мотанку"

И ложили в колыбель для чертей обманку.



Чтоб малыш спокойно спал, зайчик духов отвлекал.

А Желанница была девушкам - подружка.

С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница - её травой наполняли разной.

Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился,

В этой куколке секрет - способ излечиться.

Символ Солнца – Конь-огонь, добрых отношений.

Он мужчин берег покой и спасал от лени.

Хохотушки по весне - стало быть, Веснянки,

Жизнерадостной судьбе верные служанки.

А традиции храня многовековые,

Главная в дому всегда - кукла Берегиня.

Обереги без лица, кажется незримо,

Отделят добро от зла неисповедимо.

Сколько вложено любви неприметной, тихой,

И защита на века от любого лиха.

- Вот в такие куколки и игрушки играли в далекой древности.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки изготовленные руками детей и их родителями из соленого теста.

Хозяйка: вот эти игрушки на Руси называли мукосольками и хлебосольками. Как вы думаете, почему их так называли?

Дети: потому что их делали из муки и соли, из теста.

Хозяйка: правильно. Зародилось искусство тестопластики на севере России. В старину рукотворные диковины в виде фигурок людей и животных тоже служили оберегами. На Рождество жители - поморы лепили фигурки и дарили их знакомым, близким и детям, приговаривая: «Пусть у вас хлеб да соль водится, и никогда не переводятся!». Старинный славянский обычай – встречать гостей хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Даря такие игрушки-обереги, желали мира и достатка.


А сейчас отгадай те загадку про игрушку, которую любят и знают все.

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки, русские. (матрешки).

Девочки исполняют танец матрешек, гостей приглашают потанцевать с матрешками.


Мы веселые матрешки,

На ногах у нас сапожки

Завязали мы платочки,

Разгорелись наши щёчки,

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи словно сестры,

Хозяйка: (берет в руки дымковскую барышню) ребята, что у меня в руках за игрушка?

Дети: дымковская игрушка.

Хозяйка: правильно. Сейчас мы вам расскажем про нее.


Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Яркой глиняной игрушкой.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

А вот этот хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Постарались от души,

Ах! Игрушки хороши!

Хозяйка: (показывает гостям Филимоновскую игрушку) а это что за игрушка?

Дети: филимоновская игрушка.

Хозяйка: давайте расскажем гостям, что мы узнали про эту игрушку.


Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Эй, дружок, да подойди же,

На игрушку погляди же :

Наш петух из Филимоново

Раскрашен он ярко, здорово.

Полоски красные, зеленые,

На ножках веточки сосновые.

Хозяйка: ребята, скажите, а из чего чаще всего делали русские игрушки?

Дети: из глины и дерева.

Хозяйка: верно. Посмотрите на экспонаты нашего музея и угадайте, про какую игрушку я вам сейчас загадаю загадку.

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат.

Ребятишек всех смешат.

Дети: богородская игрушка.

Хозяйка: а чем интересна и необычна эта игрушка?

Дети: она двигается, в ней есть механизм.

Хозяйка: правильно. В селе Богородском проживали такие мастера, которые не просто вырезали игрушки из дерева, но и приводили их в движение.

Хозяйка предлагает поиграть в эти игрушки и рассмотреть, как они двигаются.

Хозяйка: а сейчас я предлагаю вам видеоигру «Что лишнее?». На экране телевизора вы увидите группы игрушек. Вам надо узнать игрушки, сказать, как они называются, и определить, какая среди них лишняя.



Хозяйка: дорогие гости, мы надеемся, что экскурсия по нашему музею вам понравилась, и вы много узнали нового и интересного. На этом экскурсия окончена, и хочется еще раз отметить красоту, неповторимость, индивидуальность народной игрушки, потому что автор, который ее изготавливал, вкладывал в нее свое настроение, душу и частичку себя. Спасибо, что посетили наш музей.

Воспитатели и дети провожают гостей под песню «Русский сувенир».



Наш музей посетили дети других групп детского сада.



Используемая литература и музыкальный репертуар: «Обереги» - стихи Э. Поповой; стихи В. Василенко, В. Фофанов; «Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе» книга для педагогов и родителей. (издательский дом «Цветной мир» 2013); песня «Веселые матрешки» сл. М. Пляцковский, муз. В. Шаинский; песня «Русский сувенир».

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Конспект НОД по дополнительному образованию «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» Конспект НОД по дополнительному образованию в старшей логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице») воспитатель: Л. А. Бажкова ноябрь.

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

План-конспект занятия «Русская народная игрушка» Русская народная игрушка. (старшая группа) Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Задачи: 1. виды русской народной игрушки.

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка»

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка» Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?» Задачи: • рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных.

Способствовать проявлению у детей двигательной активности.

Расширение представлений о народной игрушке, народных промыслах и народных играх через малые фольклорные жанры.

Развивать речь,воображение, мелкую моторику рук.

Вызвать положительный эмоциональный отклик к устному народному творчеству, посеять в детях доброту.

Используемые материалы и оборудование: народные игрушки матрёшка, петрушка, птички на круге, юла, шкатулка, сундучок с деревянными ложками, корзинка «волшебная» палочка, клубочек, цветные платочки,кот-Васька мягкая игрушка, ширмочка, домик,шапочка кошки,колокольчик, магнитофон с аудиозаписями.

Предварительная работа:использование песенок, потешек, чтение стихотворений о народных игрушках, проведение подвижных игр «Мышеловка»,«Курочка-хохлатка» , пальчиковая гимнастика: «Юла»,

Развитие танцевальных движений с платочками, игры на деревянных ложках

Ход деятельности

Вед: «Здравствуйте,ребятки,я Хозяюшка-Забавушка пришла к вам из добрых сказок и со мной кот – Васька,послушайте потешку,

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Вед: «Котик хочет с Вами поиграть в игру «Мышеловка»-(дети встают в круг)котик сидит в середине круга. «Мыши» водят хоровод на лежанке дремлет кот, тише мыши,не шумите,кота-Ваську не будите,вот проснётся васька-кот,разобьёт весь хоровод- (дети убегают на стульчики,а кот в руках Вед. их догоняет. (2р)

Вед: «Ребятки,какие вы все ловкие,никого котик не поймал. Вам понравилось с котом играть?»

Вед: «Котик посиди на лавочке,отдохни. а ребятам я покажу,что у меня лежит в корзиночке. Сейчас я взмахну «волшебной»палочкой

«1,2,3-что-то круглое появись».Смотрите ребятки,да- это волшебный клубочек! Вот он покатился по дорожке,что-то хочет показать?

Кот-Васька: «Мурр-Муу»

Вед: «Котик,ты что-то знаешь?»

Вед: «Катись,катись клубок,покажи нам,где живут добрые игрушки?»

-Ребятки,посмотрите,домик,здесь кто-то живёт. Хозяюшка показывает матрёшку. (читает стихотворение про матрёшку)

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть

По подолу цветики.

Весело кружаться в танце яркие букетики!»

-А наша русская Матрёшка хочет,чтобы девочки танец станцевали.

(девочки в нарядных юбочках,с платочками в руках исполняют танец в кругу, вместе с Хозяюшкой под музыку аудиозапись «Ах,как весело сегодня,веселятся малыши)

-Девочки,Матрёшка,вам улыбается,ей понравился танец. Давайте ей скажем вместе: «Матрёшка,оставайся у нас!»

Вед: «Я клубочек покатаю и желанье угадаю, в колокольчик позвоню, в доме этом кто живёт?

Вед: держит в руках Петрушку на палочке и произносит слова:

«Здравствуйте,ребятишки,девчонки и мальчишки. Я весёлая игрушка,а зовут меня Петрушка! Я люблю играть,шутить и веселиться. У меня есть ложки,да,не простые,а музыкальные,расписные.

Вед: «Петрушка у нас мальчики умеют играть на ложках деревянных».

Петрушка: «Очень хочу посмотреть!»

Хозяюшка достаёт из сундучка ложки деревянные и раздаёт мальчикам.

(мальчики встают в круг исполняют игру на ложках под аудиозапись музыка Г. Железнова «игра на ложках или Русская плясовая» вместе с Хозяюшкой)

Вед: «Молодцы какие,правда,Петрушка?-да мне очень весело с ребятами. Оставайся с нами.

-Вот шкатулка расписная,в ней игрушка заводная,

Птички в домике живут,

Птички зёрнышки клюют.

-Посмотрите-ка какие птички:расписные,да,заводные (показывает как зёрна клюёт-дети рассматривают игрушку)

-Поиграем ребята в игру «Курочка-хохлатка»

(я буду «курочкой» а вы будете изображать «цыплят»,один ребёнок (постарше)- «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплятами» ходит по площадке. Вед:говорит-

«Вышла курочка-хохлатка,с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко,не ходите далеко».

(приближаясь к кошке, вед: -говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. Кошка мяукает бежит за цыплятами,которые убегают в определённый угол площадки к курице-маме. Ведущая (курица)защищает цыплят,разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи кошка,не дам тебе цыпляток!

Вед: «Ай,да,ребятки,какие ловкие цыплятки,быстро бегают от кошки!»

-котик говорит,что-то ещё осталось в шкатулке?

Я такая заводная!

Стоит пару раз нажать-

И меня не удержать!

Быстро заверчусь на месте.

Очень грустно быть одной. Ну,давай, резвиться вместе! Не соскучишься со мной!

-Ребята, что это,показываю.

Дети: юла (рассмотреть, как юла вращается).

Пальчиковая игра «Юла».

(сжать правую руку в кулак,вытянуть указательный палец. Опустить указ. палец вниз и быстро –быстро им вращать)

Ты юла, юла пляши, малых деток весели,

-Быстро кружится, поёт и гудит, как самолёт у-у-у…

Вед: «Ребята, вам понравились игрушки?»

-какие они все добрые,сколько много мы о них узнали. А как мы будем с ними играть?

Давайте мы для наших игрушек спляшем танец «Шире круг,шире круг музыка зовёт, всех друзей,всех подруг в дружный хоровод» аудиозапись

(дети вместе с Хозяюшкой встают в круг и танцуют)

-Молодцы,ребята,как вы хорошо играли,танцевали,но игрушкам пора в сказку возвращаться помашем рукой «До свиданья!»под фонограмму.

Хозяюшка прячет матрёшку в домик,петрушку за ширму,птичек и юлу в шкатулку и раздаёт детям угощение.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Русские народные потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками. Задачи: Побуждать запоминать.

Педагогический проект в младшей разновозрастной группе «Русские народные сказки» Актуальность проекта: Сказка источник народной мудрости. Она учит смелости, мудрости, доброте, честности. Сказку можно считать одним из.

Проект «Русские народные подвижные игры» для младшей группы Методы проекта: Познавательно – игровая деятельность, игры, беседы. Тип проекта: познавательно – игровой. Место проведения проекта: Муниципальное.

Презентация «Русские народные игрушки» Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются.

Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали.

Сценарий физкультурного развлекательного вечера «Русские народные подвижные игры» в старшей группе 5–6 лет Цель: Приобщение детей к культуре народов России. Задачи: Развивать ловкость, гибкость, пластичность, координацию движений, артистические.

Сценарий литературной викторины «Русские народные сказки» в старшей группе Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам в старшей группе Воспитатель: Сорокина И. В. Г. Санкт-Петербург,2018 г. Ведущая:.

Сценарий спортивного досуга «Русские народные игры» (средняя-старшая группа) Цель: Приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора. Задачи: -расширять представление о традициях.

Сценарий спортивного праздника «Русские народные игры» Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Красны девицы, да добры молодцы! Спасибо, что мимо не прошли, К нам на праздник зашли. Времена теперь.

«Русские народные посиделки». Сценарий утренника в средней группе, посвященного Международному женскому Дню Музыкальный руководитель: Яшкинас Кристина Сергеевна Участники: Дети средней группы ДОУ Действующие лица: Ведущий, Бабушка Федора, дети.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«История народной игрушки»

Педагог дополнительного образования Баранова Ирина Викторовна МБОУ ДО ДДТ МО Ейский район, отдел МБОУ СОШ № 9 с.Кухаривка.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки и привить интерес к истокам народного творчества, культуре своей Родины.

Образовательная задача:

- познакомить с историей народной игрушки и направлениями в декоративно- прикладном творчестве.

Развивающая задача:

- развить образное и пространственное воображение, внимание, память;

- способствовать развитию творческих способностей;

Воспитательная задача:

- воспитывать уважительное отношение, между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры своей Родины.

Предварительные задачи перед мероприятием:

- Дети должны узнать у родителей, бабушек, дедушек – какими игрушками они играли в детстве.

- Подготовить представление своей «Любимой игрушки».

Методы и приемы проведения занятия : беседа с объяснением нового материала, словесный, наглядный, рассказ.

Материально-техническое оснащение :

Оборудование кабинета технологии: компьютер, проектор, экран, презентация.

Демонстрация иллюстраций, слайдов, игрушек, рисунков, конспект.

Нитки разного цвета, поролон или синтепон, лоскутки ткани, ножницы.

I . Организационный момент .

Проверка готовности к занятию.

Тема нашего занятия – «История народной игрушки»

Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал.
(народная мудрость)
История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой.

Игрушки начали изготавливать давно. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек детей приучали к труду. Лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывали у мальчиков необходимые навыки для охоты, рыболовства, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.

Из каких материалов изготовляли игрушки?

Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами.

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки.

Из соломы игрушку мастерили и в Пензенской, Тамбовской, Калужской, на

Кубани и в других губерниях России. Обычно соломенные игрушки не продавали, их изготовляли для своих детей. Нередко игрушки из этого материала делали сами дети.

В былые времена крестьяне зимой или ближе к весне, клали соломенные жгутики, чтобы вода с оттаявших стекол не стекала на пол, из этих жгутиков дети и мастерили себе кукол. Затем украшали, наряжали в тряпочки вроде сарафана.

Долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга на потеху детям. При их изготовлении вкладывалось много выдумки, отражалась любовь к детям – красивые, яркие по окраске, четкой формы игрушки были выразительны и доходчивы. Изготовлялись они кустарным способом, отражали быт людей, наиболее любимых животных. Часто животные изображались в одежде и представляли собой сказочных персонажей.

Деревянная игрушка существовала почти повсеместно в нашей лесной полосе, центром же ее производства надо считать бывшую Московскую губернию со старинным очагом деревянной кустарной игрушки - Сергиевым посадом. С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Рассказ об изготовлении кукол.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куколку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, стан, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и нарядный сарафан из пестрых лоскутков. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались уж очень хорошо, и она делала их на заказ. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась, как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали корзинку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Традиционная тряпичная кукла безлика Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в неё злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

По назначению куклы подразделялись - это береговые, обрядные, игровые.

Самые настоящие куклы - обереги выполнялись без иглы и ножниц. Ткань не резали, а рвали. Иногда кукол так и называли — "рванки". Традиционная тряпичная кукла безлика, лицо оставалось белым. Часто, изготавливая такие куклы, читались молитвы, приговоры. Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельную .

Свадебные куклы. Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Некоторых из них клали новобрачной на колени с целью вызвать материнскую силу. Втайне от молодых перед свадьбой еще одну особую куклу шила мать невесты. Во время свадебной церемонии родительница отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их новой семье с пожеланиями благополучия и чадородия. Большая кукла оставалась в ее доме.

По классификации куклы различались по назначению и по технологии изготовления. Куклы – закрутки – это куклы «столбушки», «пеленашки».

Краткий технологический показ педагогом.

Также из тканевых квадратов делались : вепская, зерновушка, мать т дочь

Вепская -или (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения – висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза. Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть.

Зерновушка - - (еще одно название – Зернушка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.

Мать и дочь - Куклы связаны одной ниточкой, символизирующий неразрывную связь в жизни мамы с дочкой.

В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом.

Современное название «ИГРУШКА» возникло в 16 веке во Франции.

А какими игрушками играли ваши родители, бабушки, дедушки?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

А теперь мы послушаем рассказы о ваших любимых игрушках.

Дети рассказывают о своих любимых игрушках.

Народная игрушка - это куклы из дерева и соломы, глины и ткани.

Народное творчество значительно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства. Ведь народные мастера не получают специального художественного образования. Работа их носит характер традиционного коллективного творчества. Основные приемы обработки материала, круг образов, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих безыменных мастеров. Навыки ремесла передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

Постичь красоту народного искусства, значит понять душу народа, его историю не только разумом, но и сердцем.

Читайте также: