Место игр и игрушек в развитии коммуникативных навыков ребенка

Обновлено: 02.05.2024

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Посредством игр развивается личность ребенка. Именно через неё ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением, подчинять свои интересы интересам других, что является необходимым условием любой деятельности. Посредством игрового общения, дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка и раскрывает его как самостоятельную личность.

Интерес к игре, желание участвовать в ней приводит к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой – то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни и формированию коммуникативных навыков, развитию которых способствует пример общения со сверстниками, с педагогами, родителями.

В педагогике дается следующая классификация игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре: придуманные самими детьми – творческие (cюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры, придуманные взрослыми – игры с правилами (подвижные игры и дидактические игры) :

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Посредством такой игры, ребёнок проникается мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков, тем самым ребенок расширяет и обогащает свою собственную личность, свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями.

Театрализованные игры – разыгрывание в персонажах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Строительно-конструктивные игры - отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Такого рода игры объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными, что делает их схожими с сюжетно-ролевыми играми.

Подвижные игры помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей - они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. В таких играх правила сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

Дидактические игры способствуют преодолению трудностей в общении. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их. Для ребенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовке к разным сферам жизни.

В подвижных и дидактических играх важно опираться на активность самого ребенка, давать ему возможность приобретать свой собственный, неповторимый жизненный опыт, пробуя новые способы социального поведения и экспериментируя с ними.

Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит стремление познать окружающий мир и отразить это в игре. «Понарошку» ребенок может действовать, не опасаясь необратимых последствий, всегда зная, что есть возможность переиграть, переменить условия игры, партнеров или обстановку. Это создает определенную психологическую безопасность и активизирует действия ребенка по отношению к окружающему миру.

Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития. Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учебы, построения семьи, отношений на производстве и на досуге.

Дидактическая игра на развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Комплимент» Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, развитие речи как монологической, так и диалогической. Развитие.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Слово.

Игры для развития общения и коммуникативных навыков Кинолента (автор — М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих:.

Использование музыкальных игр и танцев в развитии коммуникативных навыков детей. Происхождение коммуникативных танцы-игр связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на зрителей.

План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников» План работы по самообразованию Воспитатель Сандыбаева Наталья Михайловна младшей группы Тема: «Роль игры в развитии речи дошкольников».

Подвижные сюжетные игры и их роль в развитии дошкольников

Подвижные сюжетные игры и их роль в развитии дошкольников В данной публикации мне хотелось бы объединить три направления в работе воспитателя с детьми – это подвижные игры, развитие речи дошкольников.

Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Введение В настоящее время, когда даже дошкольники.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Роль игры в развитии логического мышления дошкольников Актуальность. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности.

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Коммуникативность - это врождённая или приобретённая способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми.

Навык - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

Говоря же о коммуникативных навыках , имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Формирование коммуникативности - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида, родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот возраст для развития ребёнка, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы…

Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения

дошкольного образования ребенок должен:

* обладать чувством собственного достоинства;

* обладать установкой положительного отношения к миру,другим людям и самому себе;

* может выражать свои мысли и желания;

* активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

* способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других,адекватно проявлять свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

* стараться разрешать конфликты.

Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.

Значение игры

• В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и

ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему

человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

• Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты

реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его

• Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

• Игра способствует формированию творческого воображения.

• Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

• Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых

ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Формы организации ежедневной игровой деятельности , в педагогическом процессе можно условно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами (тренинг-ситуации), в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить (сюжетно-ролевые, творческие, игры-драматизации, игры-импровизации, игры-инсценировки, хороводы, игры-имитации, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-соревнования, игры-забавы, игры-разминки,упражнения,подвижные игры и др.)

«Внимание ребёнка к сверстникам может проявляться уже в возрасте от 1 года

Игра в раннем возрасте носит предметно - манипулятивную деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает действовать с предметами как взрослый, подражать ему.

Поскольку единственной формой общения детей раннего возраста являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это здорово - поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще раз. Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.

Ссоры у детей этого возраста возникают чаще всего из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Но даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая, ни на кого внимания и играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но, не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!»

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит, будет играть в дом).

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

При работе с детьми преддошкольного возраста важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры.

К 4 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка. Воспитатель включает в игры необходимые слова и выражения, показывает сферу их использования.

В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним! Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками.

Со временем с помощью взрослого ребёнок усваивает правила совместной игры. Усвоив закон "очередности", привлекательность хода игры, дети преодолевают каждый свой эгоизм, обретают способность к познанию своего Я с новых сторон (обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого). Дети начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

К 7 годам время игры увеличивается. Ощущение и ситуация игры, даёт, свободу ее участникам, игра реализуются в объединении чётко очерченных правил – правил игры. Ощущение и ситуация игры, проходящая в определённых рамках и очерченных правилах даёт опыт, предоставляет свободу участникам.

Итак, если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, является образцом для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.).

Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, поэтому воспитатели и родители заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых и происходит социальное взросление.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках и усвоению нравственных норм.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Коммуникативность - это врождённая или приобретённая способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми.

Навык - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Формирование коммуникативности - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида, родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот возраст для развития ребёнка, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы…

Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения

дошкольного образования ребенок должен:

* обладать чувством собственного достоинства;

* обладать установкой положительного отношения к миру,другим людям и самому себе;

* может выражать свои мысли и желания;

* активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

* способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других,адекватно проявлять свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

* стараться разрешать конфликты.

Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.

Значение игры

• В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и

ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему

человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

• Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты

реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его

• Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

• Игра способствует формированию творческого воображения.

• Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

• Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых

ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Формы организации ежедневной игровой деятельности, в педагогическом процессе можно условно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить (сюжетно-ролевые, творческие, игры-драматизации, игры-импровизации, игры-инсценировки, хороводы, игры-имитации, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-соревнования, игры-забавы, игры-разминки,упражнения,подвижные игры и др.)

«Внимание ребёнка к сверстникам может проявляться уже в возрасте от 1 года

Игра в раннем возрасте носит предметно - манипулятивную деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает действовать с предметами как взрослый, подражать ему.

Поскольку единственной формой общения детей раннего возраста являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это здорово - поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще раз. Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.

Ссоры у детей этого возраста возникают чаще всего из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Но даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая, ни на кого внимания и играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но, не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!»

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит, будет играть в дом).

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

При работе с детьми преддошкольного возраста важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры.

К 4 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка. Воспитатель включает в игры необходимые слова и выражения, показывает сферу их использования.

В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним! Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками.

Со временем с помощью взрослого ребёнок усваивает правила совместной игры. Усвоив закон "очередности", привлекательность хода игры, дети преодолевают каждый свой эгоизм, обретают способность к познанию своего Я с новых сторон (обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого). Дети начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

К 7 годам время игры увеличивается. Ощущение и ситуация игры, даёт, свободу ее участникам, игра реализуются в объединении чётко очерченных правил – правил игры. Ощущение и ситуация игры, проходящая в определённых рамках и очерченных правилах даёт опыт, предоставляет свободу участникам.

Итак, если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, является образцом для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.).

Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, поэтому воспитатели и родители заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых и происходит социальное взросление.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках и усвоению нравственных норм.

Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста

слабая социальная рефлексия,

неудовлетворённая потребность в общении,

низкий социальный статус ребёнка,

недостаточное развитие эмоциональной сферы,

различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также актуализирует социально-личностное развитие в образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

Содержание этой области направлено на: «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая…развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…».

Выбранная тема актуальна и значима, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании происходит отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.

Цель работы: Обобщить опыт работы по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

Проанализировать игровые методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Провести диагностическое исследование развития коммуникативных навыков дошкольников и сделать выводы.

Подобрать комплекс игр и упражнений по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Анализ созданных психолого-педагогических условий для формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

В группе созданы благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков. Созданная в группе и постоянно развивающаяся игровая предметно-пространственная среда, является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. В группе создан центр сюжетно-ролевой игры, подготовлены атрибуты для игровой деятельности: костюмы, предметы-заместители, игрушки; современный, эстетически оформленный материал, позволяющий комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы, вызывающие у детей желание играть, проявлять самостоятельность, инициативность и творчество.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Для достижения положительной динамики развития коммуникативных навыков нами подобран практический материал, который включил в себя следующие блоки:

игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;

игры и упражнения на развитие умения активно слушать;

игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Игры в педагогический процесс включаются ежедневно. При проведении игр и упражнений необходимо: продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи; воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи; прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия; помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: на систему ценностей, на ответственность, на личное достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие, на независимость от других людей, на собственные мысли, на отстаивание своих прав.

При составлении занятий включаем игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

Для налаживания диалогического общения используем настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время. Существует масса подвижных игр, которые позволят снять напряжение, сформировать сплоченность на групповых занятиях, развить навыки общения, преодолеть страхи, стеснительность и. д. Например, игра-разминка «Прикоснись к.». Игра на знакомство, создание положительных эмоций: «Ракета». Игра на развитие сотрудничества: «Спина к спине». Игра на доверие: «Ива на ветру». Игра, снимающая напряжение: «Макароны».

В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребенка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

Эти игры лишь маленькая часть того многообразия игр и упражнений, которые можно использовать на своих занятиях. Главное помнить, что для того, чтобы привыкнуть к нам, освоиться, развить навыки и умения ребенку нужно время, наше терпение, заинтересованность, похвала, ощущение успеха. И все это мы в состоянии дать детям, с которыми работаем.

В своей педагогической деятельности активно используем элементы тренинговых занятий.


Элементы тренинговых игр на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников – это эффективная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия длительностью до 30 минут проводятся 2-3 раза в неделю во второй половине дня.

Для участия в тренинге формируется группа из равного количества мальчиков и девочек одной возрастной группы, знакомых друг с другом. В тренинге обязательно используются:

упражнения на снятие напряжения;

пантомимика: важно научить детей показывать человека, отражая его эмоциональное состояние и чувства;

коллективные игры, работа в парах, ориентированных на коррекцию статуса ребенка в группе, эмоциональное благополучие в общении с детьми и взрослыми;

упражнения, помогающие ребенку осознавать свое внутреннее состояние, регулировать его, используя приемы рационального восприятия, с целью преодоления барьеров в общении и приобретении навыков расслабления.

Систематизируя игры и игровые упражнения, реализуя их в непосредственно-образовательной, совместной, самостоятельной деятельности и режимных моментах развиваются определенные коммуникативные навыки, такие как умение слушать и слышать, выражать и учитывать эмоциональное состояние, умение вести диалог не только со сверстниками, но и взрослыми людьми.


Дошкольное детство — самое благоприятное время для развития социально — коммуникативных навыков. В этом возрасте зарождаются и быстро развиваются отношения с другими людьми. Эти отношения будут являться фундаментом, на котором будет развиваться личность ребенка.

Ребенок может стать нормальным социальным существом, если он растет в нормальном и чутком окружении. Он будет честным и правдивым, если в его окружении царят честность и правдивость. То, чего мы хотим добиться в воспитании ребенка, мы должны постоянно переносить из области мыслей в область поступков. По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Непослушным, недобрым и сложным он становиться тогда, когда его вырывают из этого круга, подталкивают к ранней интеллектуализации.

Родители торопятся научить малыша читать, писать, изучить иностранный язык, музыку, танцы, рисование. Но не могут или не хотят понять, что в первую очередь он должен научиться социализироваться в обществе. К сожалению, сейчас развитие социально — коммуникативных навыков у дошкольников является приоритетной проблемой педагогики. Актуальность проблемы растет в современных условиях в связи с особенностями социального окружения детей, в котором наблюдаются недоброжелательность, невоспитанность, дефицит культуры речи, отсутствие патриотизма.

В своей работе мы направили свои силы не только на развитие эмоций, речи и чувств, но и на решение вопросов социализации: развитие коммуникативности, умение выходить из сложных ситуаций, развивать у детей способности продуктивно решать социальные проблемы. Для этого выбрали игровую деятельность, как эффективную форму взаимодействия с детьми.

Игра у детей — ведущий вид деятельности. Ребенок играет без принуждения взрослого. Дошкольник играет не только с игрушками, но и со словами, ситуациями, событиями. В нашем компьютерном веке у детей наблюдается отсутствие навыка развития игры и потребность играть со сверстниками. Появляется ранняя зависимость от компьютеров, планшетов и телефонов. И это большая проблема!

При распределении времени на занятия мы стремимся к равновесию между свободной игрой детей, во время которой они могут проявить свою инициативу, и занятиями с целой группой под нашим творческим руководством. Считаем, если на свободную игру отвести слишком мало времени, дети лишаться самого ценного в своей деятельности, и для развития фантазии, умения общаться со сверстниками, переработки впечатлений останется слишком мало места. Игра в детском саду организовывается, как совместная игра взрослого с детьми, где воспитатель выступает как играющий партнер и в то же время он носитель специфического «языка» игры. Обычное, эмоциональное поведение воспитателя, который принимает любые детские фантазии и замыслы, гарантирует самостоятельность, свободу действия и непринужденность, способствует возникновению у дошкольников желания самим овладеть игровыми способами.

Для дальнейшей работы с детьми определили для себя цель — формирование социально — коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи:

  1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  2. Формирование готовности поддерживать и завершать общение, развивать культуру речи;
  3. Стимулировать социально-коммуникативную деятельность посредством игровых действий;
  4. Побуждать дошкольников к выражению своих чувств, мыслей, эмоций при помощи мимики, жестов, слов.

Для достижения результатов и осуществления цели и задач, используем в своей работе следующую классификацию игр:

− Игры, возникающие по инициативе детей:

  • (экспериментирование «Тонет — не тонет», «Что тяжелее?», игры с игрушками, игры с природным материалом «Рябиновые бусы», «Человечки из шишек»).
  • сюжетные игры (сюжетно — ролевые «На приёме у врача»; режиссерские «Снимаем кино», театрализованные «Старые сказки на новый лад»).

− Игры, возникающие по инициативе воспитателя:

  • обучающие игры (сюжетно — дидактические «Путешествие по реке времени»; подвижные «Хали — хало — стоп!»; музыкально — дидактические «Купим мы бабушке…»; развивающие «Разгадай ребус»).
  • досуговые игры (интеллектуальные «Шахматные задачи»; театрализованные «В гостях у Репки»; игры — забавы «Неподвижное пугало»; празднично — карнавальные «Новый год у ворот»; компьютерные «Помоги Буратино собрать азбуку»).

Возникает вопрос, как же игра влияет на развитие социально — коммуникативных навыков?

Богатый материал для диалогической речи дают словесные игры. Воспитывают внимательность к сказанному партнером по игре.

В подвижных играх происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Правила игры обязывают соблюдать очередность, слушать друг друга.

В сюжетно-ролевых играх идет закрепление навыков межличностного общения, совершенствование разговорной речи, закрепление знаний и норм поведения в обществе. Дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми. Они на собственном опыте убеждаются, как важно умело налаживать контакты с окружающими. В процессе работы изготовили картотеку сюжетно-ролевых игр и центры для игр «Доктор Пилюлькин», «Супермаркет Земляничка», «Салон красоты «Ветерок», «Компьютерный центр «Клавиша», которые пополняются и расширяются с учетом возраста детей, развития и становления этапов формирования игры.

Для развития диалогического общения детей используем настольно-печатные игры: лото, домино, шашки, игры с правилами. Они развивают навыки работы в команде, логическое мышление, уважение к сопернику, умение соблюдать правила игры.

Таким образом, игровая деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников способствует формированию разносторонней, яркой, полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

  1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.-192с.
  2. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение.2006. — 112с.
  3. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). — М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 20111. — 128с.
  4. Грюнелиус Э. М. Вальдорфский детский сад. — М.: — издательство «Мир книги». 1992. — 17с.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2001–292с.
  6. Смирнова Е. О. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. — М., 2008–58–62с.
  7. Кон И. С. Социология личности. — М.: Искра, 1967–345с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, правило игры, развитие.

Похожие статьи

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа.

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с.

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой.

игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале.

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность.

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения.

Развитие игровой деятельности детей третьего года жизни

Итак, игровая деятельность детей третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их.

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст.

Следующий структурный элемент игры — это игровые правила. Игровые правила — это правильность и последовательность выполнения

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного.

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность. Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность. В игре ребёнок усваивает полученный опыт, наблюдая за окружающими.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников.

Такая игра более сложна для детей. Игры — драматизации помогают детям больше

Каждый ребёнок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, со своим сводом законов.

Развитие игровой деятельности детей на протяжении.

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, окружающий мир.

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение.

Читайте также: