Методическая разработка дымковская игрушка

Обновлено: 14.05.2024

Цель: познакомить детей с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка).

1. Обучающие: начать знакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки, познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи. закрепить умение детей создавать простые узоры разными техниками закрепить умение ориентироваться на плоскости

2. Развивающи: развивать фантазию и воображение.

3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к народному наследию, активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Материалы к занятию: плакаты с изображением дымковских игрушек и образцов орнамента, силуэт петушка, 1/2 альбомного листа на каждого ребенка, гуашь 3-х цветов, кисточки, емкости для краски, влажные салфетки для рук.

- Сегодня мы с вами, ребята, начинаем путешествие в волшебную страну народных мастеров, остановка будет в Дымково. (воспитатель читает стихотворение Л. Омельченко

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда-

Не забудет никогда!

Яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой

С голосочком тонким,

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радостный узор!

(воспитатель показывает детям иллюстрации дымковской игрушки)

Это- Дымковские игрушки. Получили свое название от слободы Дымково. Теперь мастера города Кирова продолжают народные традиции.

Игрушку сначала лепят из глины, затем сушат (обжигают в печи, а уж потом она попадает в руки мастеров для росписи. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи игрушки. Какими цветами расписаны игрушки?

- Красным, синим, зеленым, желтым, золотым, оранжевым. Яркими цветами.

- Да, для дымковской росписи используют только яркие цвета. Мастера наносят узор сразу кистью, без предварительного нанесения карандашом. Начинают роспись с крупных узоров. Смотрите, как много игрушек (воспитатель спрашивает детей, какие дымковские игрушки они знают, дети отвечают)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при всем многообразии и разнообразии игрушек элементы узора повторяются. Узор "солнце" просматривается и в росписи лошадки, и козла, и юбки барыни, есть он и в росписи хвоста индюка.

-Сегодня мы с вами тоже побудем дымковскими мастерами. Одним из повторяющихся элементов дымковской росписи является узор "солнце", состоит он из больших и маленьких кругов. Хотя элементы этого узора присутствуют во всех дымковских игрушках, этим узором всегда расписывают дымковского петушка. Для росписи используют три цвета (воспитатель показывает детям изображение петушка). Мы с вами будем рисовать узор на листе бумаги начиная с крупных кружков. Их мы будем рисовать кисточкой, методом - тычка. Для этого обмакнем кисточку в краску и начиная с верхнего края бумаги рисуем ряд узоров в нижнему краю. Вот так (показ). Затем рисуем еще один ряд опять начиная сверху, потом еще один (показ)

(Дети рисуют)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серого серей.

Воспитатель говорит, что петушки получились, как на заборах и предлагает поиграть в игру.

Проводится подвижная игра «Петушок и курочки» Выбрать ребенка на роль Петуха. Остальные дети — курочки.

Курочки находятся рядом в одном месте.

Ходит Петя-петушок, - петух важно шагает, поднимает ножки, машет крыльями

Ярко красный гребешок.

По дорожке Петя шёл,

И для кур зерно нашёл.

Стал он песню запевать,

Курочек к обеду звать:

Петух :

«Ку-ка-ре, ку-ка-ре-ку! - петух громко говорит слова

Куры, вас сюда зову!»

К Пете курочки бегут, - курочки подбегают к петушку и клюют зерна

Быстро зёрнышки клюют.

Очень вкусное зерно!

Петух :

«А теперь за мной

Дружно все идём домой.

Выше ножки поднимайте

Друг за другом вы шагайте!

Петушок ведёт курочек за собой

После занятия дети рассматривают рисунки. На сегодня наше путешествие в Дымково окончено, но мы еще не раз сюда вернемся.

«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка

«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка Цель: - формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе; - формировать интерес к явлениям природы; - закрепление и.

Конспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группе

Конспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группе Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитать.

Конспект занятия по рисованию «Укрась юбку дымковской росписью» с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект занятия по рисованию «Укрась юбку дымковской росписью» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для закрепления знаний детьми о дымковской росписи. Задачи: - Продолжать знакомить детей с народным декоративным.

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок»

Мастер-класс по аппликации в старшей группе «Дымковский петушок» Дети старшей группы попробовали себя в роли художников-декораторов и украсили силуэт петушка элементами дымковской росписи на занятии по.

Методическая разработка к Международному Дню детской книги «Знакомство детей с эпизодами биографии Г. Х. Андерсена»

Методическая разработка к Международному Дню детской книги «Знакомство детей с эпизодами биографии Г. Х. Андерсена» 2 апреля - день рождения великого сказочника Приближается один из самых добрых, гуманных и важных праздников детей всей планеты – Международный.

Знакомство с хохломской росписью. Фотоотчёт

Знакомство с хохломской росписью. Фотоотчёт При знакомстве с народным прикладным творчеством России,никак нельзя обойти стороной хохломскую роспись. Родившись в селе с именем Хохлома.

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: Просмотр презентации.

Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Содержание разработки урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок является логическим продолжением уроков при изучении раздела «Связь времен в народном искусстве». Урок рассчитан на обучающихся средних и высоких учебных возможностей.

В основу урока легла идея создания коллективного продукта в ходе коллективно – творческой деятельности учащихся.

Структура урока соотносится с моделью урока в развивающем деятельностном режиме. Все этапы урока имеют логическую связь и были организованы с тенденцией передачи функции от учителя к ученику: самостоятельное определение темы урока и постановка целей, выполнение творческого задания, самооценивание.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_dymkovskaya_igrushka.docx 249.45 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока изобразительного искусства

Тема: «Дымковская игрушка»

Учитель: Добытина Венера Разифовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №6» города Нефтеюганск

  1. формировать представление о народном промысле Дымково; ознакомить с видами дымковской игрушки, основными элементами росписи; формировать навыки декоративной росписи;
  2. развивать творческие способности учащихся, цветоощущение, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
  3. воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, к народной культуре.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Особенности роли учителя: координатор деятельности учащихся.

Формы деятельности учащихся: коллективная (индивидуально-обособленная) .

В организации образовательного процесса использованы подходы: системно-деятельностный; здоровьесберегающий.

М етоды обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемный; наглядный; аналитический; учебный диалог.

Педагогические приемы , применяемые на уроке: демонстрация выполнения дымковского узора в нетрадиционной технике (способом тычка).

Практическая ценность, социальная значимость урока : воспитание гражданственности и патриотизма, приобщение учащихся к русской народной культуре через знакомство с русской народной игрушкой.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, документ-камера; презентация к уроку, фильм о дымковской игрушке, аудиозаписи народной музыки, таблица для самопроверки, задания для упражнений, алгоритм выполнения дымковского узора, таблицы с критериями оценивания работы, таблица «Народная игрушка»;

материалы для рисования - гуашь, кисти, ватные палочки, шаблоны дымковских игрушек, заготовки для оформления коллективной работы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Методическая разработка

Изобразительное искусство в 5- ом классе

По программе Б. М. Неменского

Учитель МБОУ СОШ № 7

Смирнова Анна Александровна

Тема года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека».

2 – я четверть: «Связь времён в народном искусстве».

1.Тема урока: «Дымковская игрушка».

Возраст обучающихся: 11 – 12 лет ( 5 класс)

Тип урока: комплексного использования.

2.Цели урока:

Рассказать учащимся про характерные особенности дымковской игрушки;

1. Научить создавать узоры по собственному замыслу, используя ключевые элементы дымковской росписи;

2. Познакомить с техникой « мазкового» письма;

3. Прививать любовь к эстетике декоративно – прикладного искусства;

4. Воспитывать любовь к народному искусству России и непосредственно к местной культуре (Осетии);

3.Задачи урока:

Личностные УУД:

1. Освоение традиций и культуры;

2. Самовыражение творческой мысли;

3. Формирование эстетического отношения к родному языку и языку той местности, в которой проживаешь;

4. Создание собственного образного решения на примере работ дымковских народных мастеров;

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к народным промыслам;

Мета – предметные УУД:

1. Уметь отстаивать своё мнение;

2. Излагать мысли правильно;

3. Планировать рабочее время;

4. Адекватно реагировать на критику;

Предметные УУД:

1. Научиться видеть и понимать красоту древней игрушки;

2. Создавать узоры по собственному замыслу, используя характерные особенности дымковской росписи ( круги, овалы, полоски, точки );

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

4.Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

5.Форма урока: Индивидуальная, фронтальная.

7.Наглядные и дидактические материалы:

Обще - классный: Словарик с основными терминами, наглядные пособия декоративного искусства, репродукции мастеров, методический фонд, проектор, настенные плакаты, словарик, иллюстрации и фото дымковских и осетинских игрушек.

Индивидуальные: Кисти, краски, палитра, тряпка, клеёнка, заготовка из картона, трафарет.

Литературный ряд: Б. М. Неменский учебник для 5 – го класса общеобразовательных учреждений – М. Просвещение, 2011 Детям о традициях народного мастерства учебно – методическое пособие: в 2 – х частях, под редакцией Т. Я. Шпикаловой – Гуманитарно – издательский центр ВЛАДОС, 2001, стихотворения и загадки про игрушки;

1. Мотивация учебной деятельности:

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Проверка готовности к уроку.

2. Повторение. Актуализация новых знаний:

- Ребята, над какими темами мы с вами работали на предыдущих уроках?

- «Конструкция и декор предметов народного быта», «Внутренняя конструкция русской избы», «Праздничная и повседневная одежда» и т. д.

Учитель задаёт вопросы, чтобы проверить знания учащихся, дети дают ответы:

1. Какие знаки были на Руси? (солярные, водные);

2. Как изображалась Мать – сыра Земля? (упрощённо, стилизованно, обычно с поднятыми вверх руками);

3. Какие элементы декора встречаются в русской избе? (наличники, доска – полотенце, доски – причелины, наличники, ставни;

4. Какие части русской избы передавались по наследству и первыми снимались во время пожара? (лобовые доски);

5. Расскажите об убранстве русского дома, осетинского дома (присутствие национального компонента);

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с одним из народных промыслов. Если вы внимательно посмотрите на доску, то наверно для кого – то из вас не будет увиденное чем - то новым, наверняка у кого – то дома тоже есть такие игрушки. Я сейчас задам вам вопрос, а ответите вы на него после моего стихотворения.

В Дымково любили песни, пляски,

В сём рождались чудо – сказки

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

Дети отвечают, что они узнали игрушку.

3.Первичное усвоение знаний:

Отличительные особенности игрушки:

1. Выбеленная мелом, перед росписью;

2. Элементы орнамента: круги, точки, овалы, линии;

3. Цвета используемые для росписи: жёлтый, красный, синий, зелёный, чёрный (но не более четырёх одновременно), в современной росписи: оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый, коричневый;

4. Расположение узоров: в ряд, в клетку, в линию, в шахматном порядке;

Сегодня на уроке каждый из вас почувствует себя настоящим мастером народного промысла и попробует сделать индивидуальную работу. Создать неповторимую игрушку.

4.История дымковской игрушки. Работа со словарём.

Дымковская игрушка получила своё название по месту происхождения. На берегу реки Вятка находится слобода Дымково, над которой летом и зимой стоит дым от русских печей. Домов много и дымков много, вот и прозвали игрушку – дымковской. Сейчас это место заречная слобода города Кирова.

Дымковская игрушка существовала на Вятской земле, которой более 500 лет, основана она была ещё при Иване 3, Великом князе Московском, окончательно объеденившим русские земли вокруг Москвы.

Всё начиналось забавы ради. Возникновение игрушки связано с весенним праздником свистунья ( Свистопляска), к которому женское население слободы лепило глиняные свистульки, для ярмарки в виде коне, баранов, уточек – крылаток, лошадок, всадников. Крупные фигуры составляли: барыни, няньки, кормилицы, водоноски, лихие гусары. Позднее, когда праздник потерял своё смысловое значение, промысел не только не утратил свою силу, но и получил дальнейшее развитие. Игрушки изготавливались из местной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

А теперь ребята немного отдохнём.

5.Физическая – минутка:

1. Посмотри как хороша - (крутятся, показывают руками на соседку)

Эта девица – душа (подносят руки к груди)

Щёчки алые горят, (показывают на щёчки )

Удивительный наряд . (проводят руками сверху вниз по одежде.

2. Мы зарядку делали, (показывают, как делают зарядку)

Прыгали и бегали, (показывают, как бегают на месте)

Стали мы умелыми, (разводят в стороны руками)

Умными и смелыми. (подносят руки к голове)

6.Практическая работа:

Сейчас ребята каждый станет мастером одной игрушки, своего шедевра. Игрушка – это искусство рукотворное, от лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий, поэтому ваше произведение будет тоже уникально и единственно.

Откройте пожалуйста только те баночки с цветами, которые вам понадобятся. Кисти должны быть круглые. Широкой кистью мы наносим сначала основные узоры и раскрашиваем большие плоскости, а затем тонкой кистью доделываем мелкие точки и линии.

Я советую вам применить небольшую хитрость и добавлять в каждый цвет белую краску, в ней содержится связующее звено клей – гуммиарабик, и ваша роспись получится более чистых оттенков.

7.Выставка и анализ детских работ:

Выставка проходит на доске, где дети могут посмотреть и сравнить в экспозиции свои работы и одноклассников. Учитель предлагает им смело высказываться, не бояться критики со стороны на свою работу. Ребята предлагают свои оценки.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового для себя. Ответьте мне на вопрос: «Кто прославляет нашу страну? (связать ответ с уроком). А прославляют её народных дел мастера в своих произведениях искусства. И если на каждом уроке мы с вами будем знакомиться с одним промыслом, то наши знания будут пополняться, а историю своих предков мы передадим своим детям.

- Некоторые моменты на этом уроке были для меня открытием…

- Мне кажется, что…

- Мне бы хотелось…

- Я могу сказать спасибо…

Анализ методической разработки по ФГОС

Аттестуемый педагог

Смирнова Анна Александровна

Анализ методической разработки по ФГОС

Аттестуемый педагог

Смирнова Анна Александровна

Методическая литература:
Б. М. Неменский учебник для 5 – го класса общеобразовательных учреждений – М. Просвещение, 2011 Детям о традициях народного мастерства учебно – методическое пособие: в 2 – х частях, под редакцией Т. Я. Шпикаловой – Гуманитарно – издательский центр ВЛАДОС, 2001, стихотворения и загадки про игрушки.

Тема урока: «Дымковская игрушка».

Тип урока: комплексного использования.

По программе данный урок - продолжение темы года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Знания, полученные детьми, актуализируются, дополняются новой информацией.

Краткая психолого – педагогическая характеристика класса:

В классе учащихся осуществляется системно – деятельный подход (ФГОС), класс достаточно сильный на данный момент владеет следующими УУД:

Личностные УУД:

1. Освоение традиций и культуры;

2. Самовыражение творческой мысли;

3. Формирование эстетического отношения к родному языку и языку той местности, в которой проживаешь;

4. Создание собственного образного решения на примере работ дымковских народных мастеров;

Воспитывать любовь и бережное отношение к народным промыслам

5. Мета – предметные:

6. Излагать мысли правильно;

7. Планировать рабочее время;

8. Адекватно реагировать на критику;

3. Научиться видеть и понимать красоту древней игрушки;

4. Создавать узоры по собственному замыслу, используя характерные особенности дымковской росписи ( круги, овалы, полоски, точки );

Регулятивные:

2. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

Познавательные:

1. Уметь выделять общую цель и путь к её достижению.

2. Уметь осуществлять анализ.

Коммуникативные:

1. Проявлять коммуникативность.

2. Задавать существенные вопросы, формировать собственное мнение.

3. Приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в спорной ситуации.

Дидактическая цель урока:

2.Цели урока:

Рассказать учащимся про характерные особенности дымковской игрушки;

1. Научить создавать узоры по собственному замыслу, используя ключевые элементы дымковской росписи;

2. Познакомить с техникой « мазкового» письма;

3. Прививать любовь к эстетике декоративно – прикладного искусства;

4. Воспитывать любовь к народному искусству России и непосредственно к местной культуре (Осетии);

3.Задачи урока:

1. Формировать эстетическое отношение к родному языку и культуре места, где ты живёшь.

2. Освоение традиций и культуры.

3. Развитие внимания и наблюдательности.

4. Самовыражение творческой мысли.

Учитывая уже сформированные УУД, и поставленные перед учащимися задачи, я выбрала следующие методы и приёмы обучения: урок комплексного знаний.

Так же я учла специфику предмета, поэтому форма работы была фронтальная и индивидуальная (во время практической работы).

Этапы урока (коротко о каждом) :

1. Мотивация учебной деятельности.

2. Повторение, актуализация знаний.

3. Первичное усвоение новых знаний.

4. История - промысла. (Работа со словарём).

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа.

7. Выставка и анализ детских работ.

8. Подведение итогов.

1. Мотивация учебной деятельности.

Я ввела в этот этап работы небольшое стихотворение, оно заинтересовало детей. С помощью наглядных пособий, которые их заинтересовали своей яркостью, я добилась их расположения и замотивировала их на дальнейшую работу.

2. Актуализация новых знаний.

На этом этапе мы вспомнили с детьми, что изучали на предыдущих уроках. Я задавала вопросы, ученики смело отвечали. Потом я прочла стихотворение, в котором уже звучал вопрос о промысле, и предложила детям самим сформулировать на него правильный ответ. С чем они успешно справились.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Я предложила детям самим выявить отличительные особенности дымковской росписи. Посмотрев на наглядные пособия, дети дали правильные ответы. Когда я убедилась, что школьники поняли задание, я предложила стать каждому ребёнку – мастером народного промысла.

4. История дымковской игрушки.

Это этап работы, где мы рассмотрели корни зарождения промысла и место его расположения. Я рассказала, что игрушка не была сначала промыслом, а делалась забавы ради, на праздник «Свистопляска». Потом мы обратили внимание на характерные особенности росписи. Дети сделали для себя вывод, что роспись не может вестись абсолютно всеми цветами подряд.

5. Физическая минутка.

Чтобы не было эмоционального перегруза, провели физическую минутку, которая прошла живо и эмоционально.

6. Практическая работа.

Дети с радостью взяли кисти в руки и стали «мастерами народного промысла». Каждый старался создать свой неповторимый образ. Я открыла детям маленькую хитрость, добавление белой краски в каждый цвет, для того чтобы лучше звучала чистота краски.

7. Выставка и анализ детских работ.

Мы сделали экспозицию из работ и стали учиться излагать свои мысли, смело высказываться и не бояться критики. Я попыталась убедить детей в объективности выставляемых ими оценок.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

На этом этапе я подвела школьников к выводу о том, что живут они в великой стране, которую прославляют многие умельцы и мастера народного искусства. И что на каждом нашем уроке проходя один промысел, не только пополняется багаж наших знаний, но и сохраняется память о наших предках, благодаря истории, что корнями уходит в культуру народа. (патриотический момент). После, я предложила ответить на вопросы, чтобы каждый высказал своё мнение, про урок.

НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию.

Тема: «В гостях в Дымково»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о дымковской игрушке.

Закрепить знания детей об особенностях и своеобразии дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).

Закрепить умение самостоятельно реализовывать замысел в росписи дымковских игрушек, используя нетрадиционные техники рисования (тычком, ватными палочками).

Развивать композиционные умения, чувства цвета при составлении узоров из элементов дымковской росписи.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование и материал: силуэты дымковских игрушек, гуашь, кисти, тычки, ватные палочки, салфетки.

В-ль: Здравствуйте, ребята! Давайте мы расскажем гостям чем знаменито село Дымково!

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

В-ль: Приглашаю на стулья «Посидим рядком, да поговорим ладком!» Почему же село это назвали Дымково?

Дети : Когда на улице было очень холодно, в домах затапливали печь. Дыма на улице было так много, что ничего не было видно. Один дым. А летом в пасмурную погоду, возле реки стоял густой туман и казалось, что село стоит как-будто в дымке. Вот и назвали то село Дымково.

В- ль : В те времена у детей игрушек не было. Вот взрослые и начали лепить для них разные игрушки. Из чего же мастера лепили дымковскую игрушку?

В-ль: А где мастера брали глину?

Дети: На берегу реки Вятке, которая протекала рядом с селом.

В-ль: Но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?

Дети: Сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали мелом, разведенным на молоке ,а потом расписывали.

В-ль: Да, ребята, так и появились дымковские игрушки. В какое время года взрослые лепили игрушки?

Дети : В зимнее время года.

В-ль: Да, ребята, именно в зимнее время года мастера занимались дымковской игрушкой, так как весной, летом и осенью у них было много работы в огороде, дома, на скотном дворе. Ребята, а какие вы пословицы знаете о труде?

Дети: 1. Дело мастера боится.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Терпение и труд - все перетрут.
4. Труд человека кормит, а лень портит.
5. Кто первый в труде, тому слава везде.

В-ль: Какими элементами росписи раскрашивали игрушки?

Дети : Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

В-ль: Что означает круг в дымковской росписи? Волнистая линия, клеточки.

Дети: Солнце, вода, земля.

В-ль: Хорошо живется в Дымково, весело, а игрушек там видимо-невидимо. Как называются эти игрушки?

В- ль : Правильно. А почему их так назвали?

Дети : Потому что их сделали в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки.

В- ль : Какой фон у игрушек? Какие цвета используют мастера для росписи игрушки?

Дети : Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

В- ль : А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети : Яркие, нарядные, веселые, праздничные.

В-ль: Обратите внимание какие узоры нарисованы на игрушках. Какие элементы росписи чаще встречаются на игрушках? (обратить внимание на точки. что они расположены между кругами, на круге, по краю колец и т.д.)

Прочитать детям стихи.

Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Как у нас -то козел,
Что за умный был:
Сам по воду ходил,
Сам кашу варил.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

С виду, птичка – невеличка.

Только птичка не порхает –

В небеса не улетает.

Привезли мы глину с дальнего бугра

Взялись за руки, идут по кругу

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Вытягивают руки вперёд, в стороны

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем.

Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

Кулачки сжимают и разжимают

А в печи – не калачи,

Машут указательным пальцем

А в печи – игрушки!

Вытягивают руки вперёд

В-ль: Это у нас мастерская светлая, просторная, и все тут есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Давайте вспомним с чего начинаем расписывать игрушки?

(закрашиваем основные части, затем из кругов, колечек, точек составляем узор. Наносим круги , точки с помощью тычков, а волнистые и прямые линии концом кисточки.)

( Дети раскрашивают силуэт дымковской игрушки)

В-ль: Ребята, посмотрите на свои расписные игрушки. Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Расскажите чем рисовали узор? Какие элементы росписи использовали для составления узора? Какие краски использовали? Все ребята молодцы, потрудились от души.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка : «Развивающая игрушка своими руками»

демонстрация педагогам ДОУ приёмов и способов изготовления игрушки сумки «Нескучайки» как одну из эффективных форм работы с родителями.Расширить кругозор педагогов в области развивающих игр с де.


Методическая разработка. Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.

материал для воспитателей в гр.с реднего и старшего возраста.


Методическая разработка "Игра. Игрушки в ДОУ"

Эта методическая разработка будет полезна для воспитателей и инструкторов ФИЗО в дошкольных учреждениях.


Методическая разработка "Дымковкая игрушка"

Вызвать у детей интрес к дымковской игрушке.

Методическая разработка развивающая игрушка + подушка “Черепаха-Кармановна”

Размер: 12x25x35 см. развивающая игрушка + подушка для детей с 3 лет. У черепашки есть много кормашков, закрытых на кнопку, липучку, молнию, пуговицу, шнуровку. Поверхность черепахи делится на семь .


Методическая разработка: "Дымковская игрушка-лошадка"


Методическая разработка "Дымковская роспись"

Методическая разработка состоит из серии занятий по декоративному творчеству.

1. Закрепление знаний о дымковской игрушке.

2. Закреплять умение различать и правильно называть этапы изготовления дымковской игрушки.

3. Упражнять детей в росписи;

4. Формирование умений расписывать объемную фигуру.

1. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, пальцевой моторики.

2. Развивать слуховое и зрительное восприятие (воспроизведение ритма по схеме)

3. Закрепление новых слов (скульптура, грунтовка, обжиг)

4. Закреплять умения преобразовывать существительные в глаголы, продолжать учить отвечать полным предложением.

1. Формирование навыков сотрудничества в учебной деятельности. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности.

иллюстрации: Дымковская Барыня, узоры.

Вылепленные за раннее с детьми Барыни, краски, кисти (2,3,4, подставки, ватные палочки, бумага и платки.

Методические приемы :

- Игровой (сюрпризный момент);

- словесный (вопросы, беседа, логические задачи);

- наглядный (демонстрационный материал)

- анализ занятия, поощрение.

Ход работы

В1: Ребята поздоровайтесь с гостями. (Здороваются)

Подходим к мини выставке Дымковские игрушки. (Стоят Барыни)

Ребята, в течении этого месяца, мы с вами начали трудную, но очень интересную работу. Мы превратились в мастеров дымковской игрушки и каждый изготавливал свою неповторимую Дымковскою Барыню. Давайте вспомним этапы ее изготовления (поэтапная работа) схема

Д: Размяли пластилин и разделили его на части.

1. Облепили горлышко бутылки (налеп)

2. Вылепили овал - туловище.

3. Вылепили шар – голову

4. Вылепили колбаски – руки

5. Вылепили шар, расплющили и разрезали на пополам с стеком – воротник.

6. Вылепили шар, расплющили – кокошник или шляпка

7. Вылепили две тонкие колбаски, переплели – волосы

8. Затем покрыли нашу игрушку белой краской

9. Расписали основные элементы. (закрасили волосы, кокошник, верхнюю часть одежды)

Осталось самое сложное, расписать юбку нашей барыни. Но перед тем как приступить к последнему этапу нашей работы, нам нужно пройти испытание, чтобы выяснить, хорошо ли мы знаем историю дымковской игрушки.

В: Ну, что ребята, готовы. Я каждому сейчас раздам пропуск, в прошлое дымковской игрушки, но пропуск этот не простой, посмотрите, что на нем изображено (дымковский узор) это не просто узор, это шифр (карточки с кружочками). Мы с вами должны передать шифр хлопками, (большой кружочек это ТА долгий хлопок, маленький – ТИ короткий хлопок). Ну, что кто первый попробует. Молодцы все справились с этим задание мы с вами в прошлом Дымковской игрушки.

В 2: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит горд Вятка, видно заречное село Дымово. Зимой, когда топятся печи, а летом когда стоит туман – все село будто в дыму, в дымке. Именно здесь в далекую старину и стали делать игрушки, которые ласково называют (дымкой, Дымковской игрушкой)

1. Из какого материала делают дымковские игрушки

(Дымковскую игрушку делают из красной глины)

2. А кто расскажет, как из глины делают такие веселые игрушки (этапы лепки) Что делают? Лепят, подсушивают, обжигают, грунтуют, расписывают)

(Сначала лепят фигурку, затем ее подсушивают, обжигают в печи, грунтуют, расписывают)

3. Скажите, а какого цвета краски используют дымковские мастера?

(Красный, малиновый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой)

4. Напомните пожалуйста, какой орнамент характерен для дымковской игрушки?

(Круги, овалы, волнистые линии, полоски, сеточка, зигзаги.)

5. А какие элементы закрашивают полностью?

(Кокошник, шляпка, жакет, оборочки)

Хоровод «Калина»

Молодцы вы справились с моими заданиями. (Надевайте передники, закатываем рукава). Теперь присаживайтесь за стол.

В1: Мы готовы расписывать свою Барыню. Закройте глаза и представьте какими узорами вы будете расписывать свою барыню.

В2: Какие у вас замечательные получились Барыни, давайте их отнесем на выставку. Посмотрите на них внимательно, какая Барыня по вашему мнению получилась, самая яркая и интересная? А чем она отличается от остальных?

У нас получились интересные игрушки, давайте пройдем с вами на коврик и станем в круг (Дети становятся в круг реки вместе «Мы молодцы»).

«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования

«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования «Хохломская роспись – это просто».Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым.

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Фотоотчет «Роспись Дымковской игрушки»

Фотоотчет «Роспись Дымковской игрушки» Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность.

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки. Хвост индюка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки. Хвост индюка» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Методические задачи:.

Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе

Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Задачи: Познакомить детей с процессом изготовления декоративной.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик»

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОДпо художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему: "Роспись дымковской глиняной игрушки "Козлика"".

Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки»

Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки» Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных.

Читайте также: