Методика санитарно эпидемиологической экспертизы игр и игрушек

Обновлено: 28.04.2024

изделия осенне-зимнего ассортимента (носки, получулки) и другие аналогичные изделия.

К одежде 3-го слоя относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы на подкладке,

конверты для новорожденных и другие аналогичные изделия.

2. Для детей до одного года (диапазон размеров - рост до 74 см, обхват груди до 48 см)

одежда из текстильных материалов, трикотажные изделия и готовые текстильные изделия должны

отвечать требованиям биологической и химической безопасности.

Одежда и изделия 1-го слоя - постельное белье, трикотажные и швейные изделия из

текстильных материалов должны соответствовать следующим нормам:

гигроскопичность - не менее 14 процентов;

воздухопроницаемость - не менее 1 5 0 дм3/м2

с, для изделий из фланели, бумазеи и

футерованных (ворсованных) трикотажных полотен допускается не менее 70 дм3/м2

содержание свободного формальдегида – не более 20 мкг/г;с;

устойчивость окраски к стирке, поту и трению сухому - не менее 4 баллов.

Одежда и изделия 2-го слоя - трикотажные и швейные изделия из текстильных материалов

должны соответствовать следующим нормам:

гигроскопичность - не менее 10 процентов;воздухопроницаемость - не менее 100 дм3/м2

с, для изделий из фланели, бумазеи,

футерованных (ворсованных) трикотажных полотен и материалов с полиуретановыми нитями

допускается не менее 70 дм3/м2

содержание свободного формальдегида - не более 20 мкг/г;с;

устойчивость окраски к стирке, поту и трению сухому - не менее 4 баллов.

Одежда 3-го слоя - трикотажные и швейные изделия из текстильных материалов должны

соответствовать следующим нормам:

гигроскопичность (для подкладки) - не менее 10 процентов;

воздухопроницаемость (для подкладки) - не менее 100 дм3/м2

с; для подкладки из фланели,

бумазеи, джинсовых и вельветовых тканей, футерованных (ворсованных) трикотажных полотен -

не менее 70 дм3/м2

содержание свободного формальдегида - не более 20 мкг/г;с;

устойчивость окраски материалов верха к стирке, поту, трению сухому и воде

дистиллированной - не менее 3 баллов, устойчивость окраски подкладки к стирке, поту и трению

сухому - не менее 4 баллов.

В одежде 3-го слоя без подкладки, изготовленной из материалов, имеющих

воздухопроницаемость менее 10 дм3/м2

3. Для детей старше года и подростков одежда и швейные изделия из текстильных

материалов должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности

согласно приложению 8.

с, должны быть предусмотрены конструктивные элементы

для обеспечения воздухообмена.

4. Текстильные материалы для одежды и изделий должны соответствовать требованиям,

предъявляемым к устойчивости окраски, согласно приложению 9.

5. Изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей в возрасте до 1 года должны

быть изготовлены из натуральных материалов, за исключением наполнителей.

Соединительные швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях для новорожденных

должны быть выполнены на лицевую сторону.

Внешние и декоративные элементы в изделиях для новорожденных и бельевых изделиях для

детей в возрасте до 1 года (кружева, шитье, аппликации и другие аналогичные элементы),

выполненные из синтетических материалов, не должны непосредственно контактировать с кожей

6. Напряженность электростатического поля на поверхности изделий определяется в

изделиях 1-го и 2-го слоя, изготовленных из чистошерстяных, шерстяных, полушерстяных,

синтетических и смешанных материалов, и не должна превышать 15 кВ/м.

7. Текстильные материалы для одежды и изделий должны соответствовать требованиям

химической безопасности согласно приложению 10.

Перечень контролируемых химических веществ определяется в зависимости от химического

состава материала и вида изделия.

Вредные вещества в одежде 1-го и 2-го слоев определяются в водной среде, в изделиях 3-го

слоя (кроме изделий для новорожденных и детей до 1 года) - в воздушной среде. В изделиях 3-го

слоя для новорожденных и детей до 1 года вредные вещества определяются в водной и воздушной

Индекс токсичности при испытаниях в водной среде должен быть от 70 до 120 процентов

включительно, в воздушной среде - от 80 до 120 процентов включительно или должно

отсутствовать местное кожно-раздражающее действие в одежде и изделиях 1-го и 2-го слоя.

Выделение летучих химических веществ, содержащихся в текстильных материалах,

обработанных аппретами, не должно превышать нормативов согласно приложению 11.

8. Кожа для одежды, головных уборов и кожгалантерейных изделий должна соответствовать

содержание свободного формальдегида - не более 20 мкг/г;

содержание водовымываемого хрома (VI) в коже не допускается;

устойчивость окраски кожи к сухому трению - не менее 4 баллов, устойчивость окраски

кожи, кроме кож для перчаток и рукавиц, к мокрому трению - не менее 3 баллов.

9. Текстильные материалы, применяемые в одежде и головных уборах из кожи, должны

соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, предъявляемым к

текстильным материалам согласно приложению 10.

10. Одежда, конверты, головные уборы, перчатки, рукавицы и другие аналогичные изделия

из меха для детей до 1 года должны соответствовать следующим требованиям:

содержание свободного формальдегида не более 20 мкг/г;

содержание водовымываемого хрома (VI) не допускается;

pH водной вытяжки кожевой ткани - не менее 3,5;

температура сваривания кожевой ткани меха - не менее 50 °C;

устойчивость окраски к сухому трению волосяного покрова - не менее 4 баллов, к сухому

трению кожевой ткани - не менее 3 баллов.

11. Одежда и изделия из меха для детей старше 1 года должны соответствовать требованиям

безопасности согласно приложению 12.

12. Текстильные материалы в одежде и изделиях из меха должны соответствовать

требованиям биологической и химической безопасности, предъявляемым к текстильным


от 26 июня 2000 года N 1917


Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр,
игрушек и игровых сооружений для детей

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 5 октября 2007 года N 272
____________________________________________________________________

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий и выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 07.09.99 N ИК-П8 -29473

1.1. Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1).

1.2. Инструкцию о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.Ф.Киселева.

Приложение 1
к приказу Минобразования России
от 26.06.2000 N 1917

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр,
игрушек и игровых сооружений для детей

1. Настоящий Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - Временный порядок) устанавливает правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы (далее - экспертизы) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - игрушек) в целях разрешения их производства, импорта и реализации на территории Российской Федерации.

2. Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску, или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку.

3. Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения (далее - заключение) не допускаются.

4. Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение "Федеральный экспертный совет" Минобразования России (далее - ФЭС), государственные учреждения (далее - учреждения), создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (далее - организации, проводящие экспертизу).

5. Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, кроме компьютерных и электронных.

- проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложнотехнологических игр;

- проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте Российской Федерации учреждения;

- проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-разработчиками, предприятиями-изготовителями, торговыми организациями (далее - заявители) отрицательного заключения;

- рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы;

- оказывает методическую помощь учреждениям.

7. Проведение экспертизы осуществляется на платной основе.

Порядок оплаты определяется Инструкцией о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 2).

8. Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки критериям оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1 к Временному порядку).

9. Расходы, связанные с нормативно-правовым, научно-методическим, организационно-техническим обеспечением системы экспертизы, финансируются из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, отчислений организаций, проводящих экспертизу, из средств, полученных ими за проведение экспертизы.

10. Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу:

- техническое описание игрушки;

- образец (макет, модель) игрушки в 2 экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;

- фотографию образца (макета, модели) игрушки;

- рекомендации по использованию игрушки;

- санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.

11. Заявление на проведение экспертизы игрушек при наличии всех документов, перечисленных в пункте 10 настоящего Временного порядка, регистрируется организацией, проводящей экспертизу, в журнале регистрации заявлений по форме согласно приложению 3 к Временному порядку.

12. Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия (секция) из квалифицированных специалистов-экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров (далее - экспертов). В состав экспертной комиссии (секции) могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли, общественности.

Состав экспертной комиссии (секции), ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу.

13. По результатам экспертизы экспертная комиссия (секция) составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии (секции).

14. Отзыв экспертной комиссии (секции) является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям по форме согласно приложению 4 к Временному порядку.

15. В заключении указываются:

- наименование организации, проводящей экспертизу;

- для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей заключение;

- для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение.

- разработчик и изготовитель игрушки;

- возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;

- соответствует или не соответствует игрушка социально-психолого-педагогическим критериям;

- дата выдачи и регистрационный номер заключения.

16. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации.

17. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы.

18. Заключение действительно в течение трех лет.

Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения.

19. При получении отрицательного заключения заявитель в месячный срок со дня получения заключения может обратиться в ФЭС для проведения повторной экспертизы. ФЭС по результатам экспертизы в 15-дневный срок со дня регистрации заявления дает заключение о соответствии образца (макета, модели) игрушки социально- психолого-педагогическим критериям.

20. Форма бланка заключения устанавливается Минобразованием России и является единой на всей территории Российской Федерации. Бланки заключений имеют регистрационный номер и необходимую степень защиты, изготовляются централизованно типографским способом.

21. Учреждения ежеквартально представляют в Минобразование России сведения о выданных заключениях по форме согласно приложению 5 к Временному порядку.

22. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразование России.

Приложение 1
к Временному порядку проведения экспертизы
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и
игровых сооружений для детей

Критерии оценки настольных, компьютерных и иных
игр, игрушек и игровых сооружений для детей

1. Настоящие критерии оценки (далее - Критерии) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - игрушка) предназначаются для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки.

2. Критерии рекомендуются предприятиям-изготовителям и торговым организациям для контроля за качеством игрушки.

3. Критерии могут использоваться работниками системы дошкольного образования для создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях.

4. Устанавливаются две группы Критериев.

4.1. Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие.

В эту группу включены Критерии, защищающие ребенка от таких качеств игрушки, которые:

4.1.1. Провоцируют ребенка на агрессивные действия.

4.1.2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.

4.1.3. Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

4.1.4. Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

4.1.5. Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4.2. В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:

4.2.1. Полифункциональность. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.

4.2.2. Возможность применения в совместной деятельности. Игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого) и может инициировать совместные действия.

4.2.3. Дидактическая ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.

4.2.4. Эстетическая ценность. Игрушка является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; может являться изделиями художественных промыслов.

4.3. Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям.

Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о ее образовательной ценности.

5. Экспертиза игрушки носит комплексный, многоаспектный характер, основанный на качественном и количественном анализе.

5.1. Качественный анализ игрушки проводится на основе Критериев группы 1 и группы 2 в соответствии с пунктом 3 настоящего документа.

5.2. Количественный анализ игрушки проводится методом экспертной оценки.

5.3. Метод экспертной оценки предусматривает выведение интегральной оценки на основе индивидуальных оценок экспертов.

Для получения интегральных оценок (далее - ИО) используются система балльных оценок и следующая формула расчета:

ИО = Сумма по N [A1 A2 . A5(K1 +. K4)] / N,

где А -индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 1;

К - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 2;

N - количество экспертов, принимающих участие в экспертизе игрушки;

от 17 сентября 2012 года N 907

Методику определения размера платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека согласно приложению N 1;

предельные размеры платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека согласно приложению N 2.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю.Попову.

Приложение N 1
к приказу

Методика определения размера платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека

I. Общие положения

1.1. Настоящая Методика устанавливает единый порядок определения размера цены за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека, осуществляемые федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями (далее - учреждения), находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в целях предоставления Роспотребнадзором государственных услуг (далее - платные услуги).

1.2. Целью разработки настоящей Методики является обеспечение унифицированного подхода к расчету размера платы за оказание платных услуг (далее - плата), а также совершенствование оказания платных услуг и создание единых условий для учреждений.

II. Основные принципы формирования платы за оказание платной услуги

2.1. Размер платы не может превышать экономически обоснованные расходы на их оказание, определенные расчетно-нормативным методом в соответствии с настоящей Методикой.

2.2. Пересмотр размера платы на очередной финансовый год осуществляется один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

2.3. В размер платы включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.4. Учреждения вправе в соответствии с настоящей Методикой самостоятельно определять стоимость платных услуг в пределах размеров, установленных в приложении N 2 к приказу Роспотребнадзора от 17.09.2012 N 907.

2.5. Расчетно-нормативные затраты за оказание платной услуги определяются с учетом объема работ, выполняемых при ее проведении, по формуле:

N = Nот + Nрм + Nон,

Nот - норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании платной услуги;

Nрм - норматив затрат на приобретение расходных материалов;

Nон - норматив затрат на общехозяйственные нужды непосредственно отнесенные на оказание услуги.

2.6. Nот - норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании платной услуги.

Норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитывается как произведение величины трудоемкости в человеко-часах на выполнение объема работ (в пределах показателей для каждого вида платных услуг в зависимости от группы сложности согласно приложению N 1 к настоящей Методике) и средней заработной платы специалистов, участвующих в оказании платных услуг.*

При расчете норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании платной услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий персонал не учитывается).

2.7. Nрм - норматив затрат на приобретение расходных материалов. Норматив затрат на приобретение расходных материалов включает в себя затраты на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания платных услуг, в том числе на приобретение и доставку питательных сред, реактивов, бактерийных препаратов, лабораторных животных, дезинфицирующих и дератизационных средств, лабораторной посуды, тест-систем, спирта, других материалов.

В целях определения норматива затрат на приобретение расходных материалов, используемых для оказания платных услуг, данные материалы могут выделяться по видам, типам материалов.

В случае отсутствия норм расхода, определенных для соответствующих расходных материалов, осуществляется прямая выборка расходов, производимых на единицу платной услуги (исследование, проводимое в рамках ее оказания).

2.8. Nон - норматив затрат на общехозяйственные нужды.

Норматив затрат на общехозяйственные нужды включает в себя затраты на коммунальные услуги и амортизацию основных средств, использование которых непосредственно связано с оказанием платных услуг, затраты на приобретение услуг связи (в том числе затраты на внутригородскую, междугороднюю, международную связь), приобретение транспортных услуг.

Норматив затрат на коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на оказание платных услуг в расчете на единицу платной услуги, с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.

Норматив затрат на общехозяйственные нужды, включая коммунальные услуги и амортизацию основных средств, относится на единицу платной услуги пропорционально заработной плате и начислениям на нее персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги.

III. Определение расчетно-нормативных затрат на оказание платной услуги

3.1. Для целей настоящей Методики при определении затрат на оказание конкретной платной услуги предусматривается отнесение ее к соответствующей группе сложности.

3.2. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в целях выдачи свидетельства о государственной регистрации продукции, включая биологические активные добавки (далее - БАД) и пищевые добавки:

первая группа сложности - продукция, включающая один из видов исследований; БАД, пищевые добавки - продукт однокомпонентный;

вторая группа сложности - продукция, включающая два вида исследований; БАД, пищевые добавки - продукт двух-четырехкомпонентный;

третья группа сложности - продукция, включающая три и более видов исследований; БАД, пищевые добавки - продукт пяти-семикомпонентный;

четвертая группа сложности - БАД, пищевые добавки - продукт восьми-десятикомпонентный;

пятая группа сложности - БАД, пищевые добавки - продукт одиннадцати- и более компонентный.

3.3. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения по результатам лабораторных исследований на содержание загрязняющих веществ в среде обитания (далее - факторы среды обитания), проектную и иную нормативную документацию:

первая группа сложности - факторы среды обитания по одному виду исследования одного показателя (вещество); проекты предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) с количеством загрязняющих веществ до 10 включительно; проекты на размещение строительства, техническое перевооружение одного передающего радиотехнического объекта;

вторая группа сложности - факторы среды обитания по одному виду исследования по всем показателям (веществам); проекты ПДВ с количеством загрязняющих веществ от 11 до 20 включительно; проекты нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) с количеством загрязняющих веществ до 10 включительно; проекты организации санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) объектов с количеством загрязняющих веществ и источников шума до 50 включительно;

третья группа сложности - факторы среды обитания по всем видам исследований по всем показателям (веществам); проекты ПДВ с количеством загрязняющих веществ от 21 до 50 включительно; проекты НДС с количеством загрязняющих веществ от 11 до 20 включительно; проекты организации СЗЗ объектов с количеством загрязняющих веществ и источников шума свыше 50;

четвертая группа сложности - проекты ПДВ с количеством загрязняющих веществ свыше 50; проекты НДС с количеством загрязняющих веществ свыше 20; проекты организации СЗЗ групп предприятий, зданий; проекты технических условий с установлением сроков годности на продукцию.

3.4. Проведение санитарно-гигиенических исследований:

первая группа сложности - испытания одного образца (пробы) пищевой, непищевой продукции, дезинфицирующих средств, воды централизованного снабжения, воздуха, почвы с использованием органолептических, титрометрических, фотометрических и потенциометрических методов исследований;

вторая группа сложности - испытания одного образца (пробы) пищевой и непищевой продукции, одно-двухкомпонентных БАД, пищевых добавок, минеральной и бутилированной питьевой воды на соответствие заявленного состава, тонизирующих напитков, алкогольной продукции с использованием органолептических, титрометрических, фотометрических, потенциометрических, гравиметрических, флуометрических методов исследований, капиллярного электрофореза, атомно-абсорбционной спектрометрии, газовой и высокоэффективной жидкостной хроматографии;

третья группа сложности - расширенные испытания одного образца (пробы) пищевой, непищевой продукции, трех-четырехкомпонентных БАД, алкогольной продукции, минеральной и бутилированной воды, дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств, объектов окружающей среды (вода, воздух, почва) с использованием органолептических, титрометрических, фотометрических, потенциометрических, гравиметрических, флуометрических методов исследований, капиллярного электрофореза, атомно-абсорбционной спектрометрии, газовой, высокоэффективной жидкостной хроматографии, хроматомасс-спектрометрии, спектрометрии с индуктивно связанной плазмой;

четвертая группа сложности - расширенные испытания одного образца (пробы) обогащенной и специализированной пищевой продукции, пищевой продукции, изготовленной по новым технологиям, бутилированной воды, расфасованной в емкости, многокомпонентных БАД, алкогольной продукции с целью подтверждения состава, подлинности, безопасности, наличию макро- и микроэлементов, пищевой и физиологической полноценности, а также объектов окружающей среды и непищевой продукции с использованием органолептических, титрометрических, фотометрических, потенциометрических, гравиметрических, флуометрических методов исследований, капиллярного электрофореза, атомно-абсорбционной спектрометрии, газовой, высокоэффективной жидкостной хроматографии, хроматомасс-спектрометрии, спектрометрии с индуктивно связанной плазмой, высокоэффективной жидкостной хроматомасс-спектрометрии, изотопной масс-спектрометрии, масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой.

3.5. Проведение микробиологических исследований:

первая группа сложности - исследования минеральной воды; воды нецентрализованного водоснабжения; воздуха закрытых помещений; другой продукции с аналогичным набором и количеством микробиологических показателей;

вторая группа сложности - исследования питьевой воды, расфасованной в емкости; питьевой воды централизованного водоснабжения; воды сточной и воды поверхностных водоемов; почвы; смывов и воздуха воздуховодов; тонизирующих напитков; слабоалкогольной продукции; пива; безалкогольных напитков диетических; детского травяного чая; кондитерских изделий диетических и диабетических; пищевых добавок; ароматизаторов; БАД на основе белков, аминокислот и их комплексов, пищевых волокон, пробиотических микроорганизмов, одноклеточных водорослей; косметической продукции; средств и изделий для гигиены полости рта, предметов личной гигиены для детей и взрослых; другой продукции с аналогичным набором и количеством микробиологических показателей;

третья группа сложности - исследования воды плавательных бассейнов; масел животного, растительного происхождения; маргариновой продукции для диетического питания; БАД (не относящихся ко второй группе сложности); концентрированных плодово-ягодных консервов, определение остаточных количеств антибиотиков в пищевых продуктах; другой продукции с аналогичным набором и количеством микробиологических показателей; качественное и количественное определение генетически модифицированных организмов (далее - ГМО) молекулярно-биологическим методом в пищевых продуктах;

четвертая группа сложности - исследования продуктов прикорма; продуктов для питания недоношенных детей и для лечебного питания; специализированных продуктов для питания беременных и кормящих женщин; консервов (не относящихся к третьей группе сложности); другой продукции с аналогичным набором и количеством микробиологических показателей; определение ГМО и генетически модифицированных микроорганизмов молекулярно-биологическим методом в пищевых продуктах;

пятая группа сложности - исследования пищевых продуктов с одновременным определением ГМО молекулярно-биологическим методом.

3.6. Проведение токсикологических исследований:

первая группа сложности - исследования, выполняемые исключительно на альтернативных моделях методами биотестирования;

вторая группа сложности - исследования продукции, при экспертизе которой требуется определение кожно-раздражающего действия, действия на слизистые оболочки глаз, токсикометрических параметров при ингаляционном воздействии в условиях статической затравки отдельно или в любой необходимой комбинации показателей;

третья группа сложности - исследования продукции, при экспертизе которой требуется определение класса опасности при различных путях поступления, сенсибилизирующего действия и действия на слизистые оболочки рта отдельно, а также в любой необходимой комбинации показателей;

четвертая группа сложности - исследования продукции, при экспертизе которой требуется установление токсикометрических параметров острой, подострой, хронической токсичности при различных путях поступления, определение действия на кожу и слизистые оболочки, оценка специфических эффектов и отдельных последствий в любой необходимой комбинации показателей.

3.7. Исследования (измерения) физических факторов:

первая группа сложности - исследования одного физического фактора (шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, постоянное магнитное поле, переменное магнитное поле, электростатическое поле, переменное электрическое поле, электромагнитное поле СВЧ-диапазона, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, лазерное излучение, искусственная освещенность, яркость, коэффициент пульсации, температура воздуха, относительная влажность скорость движения воздуха, аэроионизация) в одной точке; одновременные исследования электромагнитного излучения СВЧ-диапазона от одной внутренней антенны базовой станции сотовой связи при подключении к общей антенно-фидерной системе трех операторов;

вторая группа сложности - исследования одного рабочего места; одного помещения; одного источника по параметрам искусственной освещенности; микроклимата в случаях, когда по методике измерений необходимо проведение исследований не более чем в пяти точках; исследования одного образца продукции по одному физическому фактору (шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, постоянное магнитное поле, переменное магнитное поле, электростатическое поле, переменное электрическое поле, электромагнитное поле СВЧ-диапазона, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, лазерное излучение, искусственная освещенность, яркость, коэффициент пульсации, температура воздуха, относительная влажность скорость движения воздуха, аэроионизация); одновременные исследования электромагнитного излучения СВЧ-диапазона от одной внутренней антенны базовой станции сотовой связи при подключении к общей антенно-фидерной системе двух операторов;

Порядок
организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2017 г., 16 ноября 2018 г.

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг).

2. В Порядке используются следующие термины и определения:

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее - органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

Санитарно-эпидемиологическое обследование - деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

Санитарно-эпидемиологическое исследование - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

Санитарно-эпидемиологическое испытание - установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке;

Санитарно-эпидемиологическая оценка - действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации;

Экспертное заключение - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам;

Протокол исследования, испытания - документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты;

Метод исследований (испытаний) и измерений - правила применения определенных принципов и средств исследований, испытаний и измерений;

Методика исследований (испытаний) и измерений - организационно-методический документ, включающий метод исследований, испытаний и измерений, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

3. Для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.

II. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

- предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

- определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

5. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга проводятся без взимания платы на основании предписаний и определений, указанных в п. 4 настоящего Порядка.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 27 ноября 2013 г. N АКПИ13-995, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 марта 2014 г. N АПЛ14-14, абзац второй пункта 5 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству в части, лишающей гражданина возможности обратится в федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии с заявлением о проведении санитарно-эпидемиологического исследования с целью выдачи экспертного заключения о соответствии или несоответствии занимаемого жилого помещения санитарным нормам на недоговорной основе, то есть бесплатно

В иных случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 5 января 2019 г. - Приказ Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 г. N 950

6. Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов, указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны"(1) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Объект) требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не может превышать 30 календарных дней.

7. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке.

8. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).

9. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

- проведение экспертизы представленных документов;

- проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

- обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

10. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представляются следующие документы:

Для отечественной продукции:

- нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры, стандарты организаций и др.) на продукцию, согласованные в установленном порядке, или нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.), ранее не согласованные, по которым предполагается изготавливать продукцию;

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при наличии);

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения);

- протоколы исследований (испытаний) продукции (при их наличии);

- образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

- потребительская (или тарная) этикетка или их макеты;

- акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Для импортной продукции:

- документы организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции;

- документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека;

- протоколы испытаний (исследований) продукции (при их наличии);

- образцы продукции в количестве, необходимом для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

- акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

- потребительская (или тарная) этикетка или их макеты;

- техническое описание продукции с указанием условий применения (использования), другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения;

- контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции (при необходимости).

11. Документы на иностранных языках, предоставляемые для цели проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, должны быть переведены на русский язык, копии документов и их переводы должны быть заверены в установленном порядке.

12. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации представляются заявление и проектная документация с ее обоснованием.

Информация об изменениях:

Раздел II дополнен пунктом 12.1 с 29 декабря 2017 г. - Приказ Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 г. N 1117

12.1. В целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения Объекта предоставляются следующие документы:

1) заявление с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором предусматривается размещение Объекта (при наличии), и сведений о функциональном назначении Объекта с указанием его основных технико-экономических параметров - предельной высоты, площади застройки (для объектов социального и жилищного назначения), типов водоснабжения и водоотведения, класса опасности(2) (при наличии);

2) градостроительный план земельного участка, на котором предусматривается размещение Объекта (в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории, на которой размещается Объект), с информацией о расположении данного земельного участка (территории) в пределах границ, предусмотренных частями 1 или 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ;

3) экспертное заключение о соответствии (несоответствии) размещения Объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.

В случае если санитарно-защитная зона аэродрома не установлена либо санитарно-защитная зона аэродрома установлена, но земельный участок, на котором предусматривается размещение Объекта, не входит в границы данной зоны, к экспертному заключению прилагаются протоколы исследований (испытаний) качества атмосферного воздуха, уровней шума и электромагнитного излучения, выполненных аккредитованной организацией.

13. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг) представляются заявление о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы или иные основания, указанные в п. 4 настоящего Порядка, правоустанавливающие документы или их копии.

14. Действия (бездействие) должностных лиц при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Жалобы относительно санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3932

3. Фильтровальная бумага для качественного анализа средней плотности.

4. Липкая лента бесцветная самоклеющаяся шириной 12 мм.

1. Испытательный раствор N 1 (ГОСТ 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля"), имитирующий слюну (в граммах):

дистиллированная вода - 1000,0 мл.

2. Испытательный раствор N 2 (ГОСТ 25779-90), имитирующий пот (в граммах):

хлорид натрия (NaCl) - 4,5;

хлорид калия (КСl) - 0,3;

дистиллированная вода - 1000,0 мл.

Из фильтровальной бумаги вырезают полоски шириной 15 мм и длиной 80 мм. Одну полоску насыщают испытательным раствором N 1, другую - испытательным раствором N 2.

Насыщенные растворами N 1 и 2 фильтровальные полоски накладывают на образец рядом либо на расстоянии не менее 10 мм друг от друга, либо одна полоска на один образец, другая - на другой. Полоски прикрепляют на образец липкой лентой, так чтобы между образцом и насыщенной фильтровальной полоской был тесный контакт. Для этого липкая лента должна покрывать не только всю длину фильтровальной полоски, но и выходить за ее пределы с обеих сторон не менее чем на 10 мм.

Если испытуемые образцы большие, то эти исследования можно проводить на кусочках, вырезанных из данных образцов.

Если изделия маленькие, например, фигурные погремушки, бусы и тому подобное, то они должны быть хорошо завернуты в фильтровальную бумагу, насыщенную испытательными растворами (отдельно N 1 и 2).

Подготовленные пробы помещают в эксикатор над водой (комнатной температуры), который выдерживают в термостате при температуре (37 +/- 2) °С в течение 2 ч. После этого испытуемые образцы вынимают из эксикатора, фильтровальные полоски поочередно снимают с испытуемых образцов и проверяют на наличие окраски.

Оценка результатов испытания.

Оценка результатов испытания проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и реализация игр и игрушек".

Если фильтровальные полоски не окрашены, результат записывают в протокол испытаний установленного образца следующим образом: "окраска устойчива к слюне", или "окраска устойчива к поту", или "окраска устойчива к слюне и поту".

Если одна или обе полоски окрашены, результаты оцениваются как "окраска не устойчива к слюне", либо "окраска не устойчива к поту", либо "окраска не устойчива к слюне и поту".

Читайте также: