Методика способность оригинально обыграть игрушку

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э.П. Торренсом.

ДИАГНОСТИКА ПО КРУГАМ - КОМАРОВОЙ.

Тест №1: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление - это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

Материал: 1) Лист бумаги с изображением 10 контуров (Приложение №), простой или черный карандаш

Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ - 0, максимальное - 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 - герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 - мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; 6 - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания .

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т.д.) - 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) - 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью- 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 - 9 баллов; получив по 1 - 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 - 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети набравшие меньше 2 - 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест №2: Для исследования образной креативности использовали тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления

Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) (Приложение №)и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов - отказ от

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (до 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (до 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (до 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Таким образом становится понятно, что невозможно создать какую-то одну универсальную методику, с помощью которой можно было бы определить уровень творческого развития. Это многомерный феномен требует комплексного подхода

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Творческие способности – личностные особенности, способствующие развитию умения творчески решать задачи. Творческие способности могут быть общими и специальными (проявляющимися в литературной, художественной и иной конкретной сфере).

Критериальная характеристика

творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой

Компоненты творческой самореализации

Положительная мотивация к творческой деятельности

Осознанность цели деятельности

Интерес к процессу творческой деятельности

Стремление к успеху при решении творческих задач

Стремление к лидерству в творческой деятельности

Стремление к самосовершенствованию

Самоорганизация в творческой деятельности

Умение выделять основные цели и приоритеты

Способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции

Умение преодолевать трудности в учении

Творческие способности, их использование в творческой деятельности

Критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность

Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию

Умение видеть альтернативу решения творческих задач

Видение новой функции знакомого объекта

Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы

Создание оригинальных способов решения при известности других

Высокая креативность (творчество)

у детей дошкольного возраста по К.Тэкэксу

Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Высокая креативность в сфере художественной деятельности. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; чисто подпевает.

Диагностика дивергентного мышления.

(Модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой)

Тест 4 . “Использование предметов” (варианты употребления) -вербальный тест на семантическую гибкость и альтернативное применение объекта.

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Перечислить способы употребления предмета, отличающиеся от их обычного употребления.

Инструкция: “Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите?

Тест 7. «Составление изображений».

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция: нарисуйте определенные объекты, пользуясь набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

На тестовом бланке, состоящем из четырех квадратов, нужно нарисовать: в первом – ЛИЦО, во втором – ДОМ, в третьем – КЛОУНА, в четвертом – то, что ты захочешь и его надо подписать -назвать.

Показатели: беглость – гибкость: n 1 – число изображенных элементов, 1 деталь – 0,1 балла, гибкость – число использованных классов фигур. 1 класс фигур – 1 балл. Гибкость от 0 до 4 – n 2, n 3 – число ошибок. Ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла. Оригинальность - M 1 – число оригинальных рисунков (по содержанию, по теме) и относиться только к последнему рисунку. Оригинальным считается рисунок с необычным использованием элементов, оригинальным их расположением. Один оригинальный рисунок – 5 баллов. По частоте встречаемости. M 2 – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычного расположения, один оригинальный элемент – 3 балла. Затем показатели суммируются по всем 4 рисункам.

Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.

Актуальность проблемы. В современном обществе очень высоко ценится творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Но неизвестно, по какой причине, к сожалению, многие родители не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей. Обычно они акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображение. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольной организации, включая в себя игровые приемы, но этот процесс еще остается не на должном уровне.

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность [7, с. 94].

Объект исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследование – ДИП «Сонор» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством ДИП «Сонор».

Гипотеза исследования основана на предположении, что динамичная игра преследования «Сонор» будет способствовать творческому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из данного предположения, мы определили следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать и апробировать перспективный план кружка «Сонор»;

3. Проверить эффективность предполагаемых методов и приемов.

Новизна и практическая значимость исследования определяются тем, что традиционное поле игры заменено шахматным полем, а также нами включены новые правила игры, составлен перспективный план, основанный на якутских сказках.

Практической значимостью нашей работы заключается в том, что она может быть использована педагогами дошкольного образования и студентами педагогического учебного заведения.

Методологическая основа исследования. Над данной проблемой развития творчества в педагогической науке известны труды: К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. Г. Марца, а из региональных авторов мы изучили работы о ДИП “Сонор” профессора математики Г. В. Томского, который изобрёл её в 1988 году.

Базой исследования является МБДОУ «Кунчээнэ» с. Толон Чурапчинского района Республики Саха (Якутия).

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность проблемы, представлен научный аппарат исследования. В первой главе «Теоретической основы игры «Сонор» в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» представлен аналитический обзор литературы, определены понятия «творчество» и проявления творческих способностей. Опираясь на особенности детей дошкольного возраста, обоснована необходимость использования ДИП «Сонор» для развития творческих способностей. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам ДИП «Сонор»» разработан перспективный план кружка «Сонор» для детей старшего дошкольного возраста, подобран диагностический материал по проблеме исследования. В заключении сформулированы выводы по работе. В приложении в форме таблиц, диаграмм представлен доказательный материал практической части работы.

2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная работа была проведена на базе МБДОУ «Кунчээнэ», с. Чакыр Чурапчинского района.

Объектом изучения послужила старшая группа «Мичээр».

В эксперименте участвовало 20 детей, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Итак, на I-м этапе нашего исследования, после того как была сформирована выборочная совокупность и подобраны методы и методики исследования, нами была проведена диагностика уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В диагностике уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику Н. Я. Михайленко. Данный метод исследования предполагает наблюдение педагогом, за детьми во время игровой деятельности. Оценивается умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействие, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменения традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

1. Оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

2. Быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

3. Гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

4. Вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре :

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов [12 с. 336].

Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень. (см. таблицу № 1)

Результаты изучения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Экспериментальная группа Контрольная группа

Высокий 1 10 2 20

Средний 3 30 4 40

Низкий 6 60 4 40

Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненно мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

К первому (высокому) уровню развития мы отнесли, из экспериментальной группы 10%, а из контрольной группы 20% детей у которых наблюдается задержка сюжетосложения как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

Ко второму (среднему) уровню творческих способностей было отнесено 30% детей из экспериментальной группы, и 40% из контрольной. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 60% испытуемых экспериментальной группы и 40% контрольной. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Исходя из результатов диагностики, мы видим, что уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста достаточно низкий, из 100 % обеих групп, лишь у 30 % испытуемых имеется высокий уровень. Таким образом целесообразно провести работу через игры «Сонор», который будет организован в кружковой деятельности.

2.2 Организация кружка ДИП «Сонор» для детей

старшего дошкольного возраста

В экспериментальной части нашей работы, в целях повышения уровня творческих способной детей старшего дошкольного возраста, на базе МБДОУ д/с «Кунчээнэ» в группе «Мичээр», мы организовали кружок «Сонор».

Кружковая работа проводилась в отдельно организованном помещении один раз в неделю, по вторникам, во вторую половину дня, в котором были созданы необходимые условия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, для чего:

1. Создана предметно-развивающая среда с учетом познавательных интересов и творческих потребностей детей старшего дошкольного возраста, где каждый ребенок мог практически решать совместно с воспитателем, сверстниками целый комплекс задач, возникающих у него по ходу игровой деятельности;

2. Использована программа игр, направленных на расширение творческих способностей, представлений и знаний старших дошкольников.

Организуя развивающую предметную среду для воспитанников кружка «Сонор», для подвижной версии игры «Сонор», заказали игровое поле и кружочки. Поле имеет прямоугольную форму шириной в 3м и длиной в 4м. На поле начерчиваются 2 прямые линии на расстоянии в 2 м и дальше 1м от правого края. В партии игры участвуют 6 детей : 5 убегающих, и, напротив, 1 преследователь. У каждого игрока по 2 кружочка. Кружочки «убегающих» с диаметром в 20 см, а «преследующего» в 40 см. По теме игры можно в атрибутах использовать разные костюмы и шапочки. В игре «Сонор» правила необычайно просты и доступны. Вместе с тем по своей сложности она не уступает таким интеллектуальным играм, как шашки и шахматы. Более того, имеет свои преимущества: если в традиционных играх число возможных партий ходов однообразны, то в «Сонор» их бесконечное множество, зависит от творческой креативности руководителя или же детей. Кроме настольного варианта, удивляющего всех отсутствием традиционных для таких игр клеток, существуют изящные модели с прозрачным полем для игры и «палеткой» для производства ходов.

Кроме того, для закрепления знаний правил игры «Сонор» мы расположили настольный вариант в групповой комнате, который в соответствии с ФГОС ДО был расположен в доступном для детей месте.

Работа кружка «Сонор» проводилась по составленному нами прежде перспективному плану.

В начале работы кружка «Сонор» мы детей знакомили с игровым полем и правилами игры подвижного варианта в занимательной форме. А в последующем поддерживали творческую самостоятельность в игровой деятельности; создавали атмосферу творчества и доверия предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу игры; учили выстраивать, линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов; поощряли импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли; воспитывали артистические качества, раскрывали творческий потенциал детей, вовлекая их различные игровые действия.

Так как наш детский сад работает с детьми на якутском языке по программе «Тосхол», целью которой является знание детьми якутской культуры и ее традиций, то целесообразно было включить в перспективный план именно якутские сказки и сюжеты эпоса «Олонхо». Таким образом мы развивали не только творчество дошкольников, но и патриотическое воспитание. (см. таблицу № 2).

Дети в начале были скованны, играли неохотно, потому что пока не особо представляли, что от них требуется. Но потихоньку разобравшись в правилах игры они ею заинтересовались и начали даже предлагать свои версии правил в проведении ДИП «Сонор».

Больше всего детям понравился подвижный вариант игры нежели настольный. Думаем причиной тому служит, то что в подвижном варианте ребята проявляют свою природную двигательную активность, в которой по максимуму испытывают эмоциональную разрядку, которой так не хватает в их повседневной жизни.

Проведение таких игр закрепляет, уточняет, восполняет знания детей. Игра по правилам игры «Сонор» развивает внимание, логическое мышление, выдержку, настойчивость, умение выходить из любой ситуации, а также волю к победе и умение достойно принять горечь поражения. Элемент соревнования повышает интерес детей к познанию, так как дети легко обучаются друг у друга, пополняют багаж своих знаний в свободном режиме подвижной игры.

Таким образом на формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации "творческой" среды. Была проведена работа по созданию предметно - игровой среды на отрыв ребенка от стереотипов. Использовалось стимулирующее влияние мультфильмов и якутских народных сказок на игру детей. Фоном для такого влияния являлись знания детьми якутских сказок, а так же, эпоса «Олонхо» чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Для того, чтобы проверить эффективность нашего формирующего этапа, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития творчества детей старшего дошкольного возраста в игре. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития творческих способностей детей. Результаты диагностики выражены в таблице № 3.

Результаты изучения уровня развития творческих способностей

детей экспериментальной группы на констатирующем

и контрольном этапах

Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 1 10 4 40

Средний 3 30 5 50

Низкий 6 60 1 10

Результаты изучения уровня развития творческих способностей

Понятие "детская игра" в психолого-педагогической литературе и особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте. Диагностика уровня сформированности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и создание игрового пространства.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.02.2011
Размер файла 60,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Мы оценивали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых умений детей были выделены критерии, разработанные Торренсом и Гилфордом:

- умение предложить новый замысел для игры;

- умение быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

- умение предложить новое использование для известного объекта;

- вариативность, т. е. умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня игровых умений у дошкольника:

Низкий уровень - ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант.

Средний уровень - ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

Высокий уровень - ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления игровых умений, двумя баллами - средний, тремя баллами - высокий уровень.

Каждый из диагностических компонентов оценивался коэффициентом (К1, К2, К3), который вычислялся по формуле:

К=S баллов / максимально возможное количество баллов

После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находился средний коэффициент по формуле:

Для определения выше указанных уровней проявления игровых умений мы предложили детям следующие задания:

Задание №1. Цель: определить умение определить умение предложить новое использование для известного объекта, умение быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, обыгрывая игрушку.

В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой".

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

I уровень - высокий - соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.

II уровень - средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.

III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

Задание № 2. Цель: определить умение предложить новый замысел для игры, вариативность, т. е. умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?". Для оценки задания были выделены три уровня:

I уровень - высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.

II уровень - средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов - два балла.

III уровень - низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.

Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии, описанные выше, результаты также вносили в таблицу.

Количественный анализ констатирующего эксперимента представлен в таблице 1.

Таблица 1. Оценка уровня сформированности игровых умений в контрольной и экспериментальной группах

Умение предложить новый замысел для игры

Умение быстро адаптироваться в сложившейся ситуации

Умение предложить новое использование для известного объекта

Вариативность, т. е. умение предложить различные идеи в той или иной ситуации

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей контрольной и экспериментальной группы имеет средний и низкий уровень сформированности игровых умений.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Игровые умения детей дошкольного возраста характеризуются низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 10% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к высшему уровню развития игровых умений. К среднему уровню игровых умений было отнесено 50% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к низкому уровню мы отнесли 40% дошкольников. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования

Уровни игровых умений

Констатирующий этап исследования

Как видно, формирование игровых умений у детей требует создания специальных условий. Эта проблема будет рассмотрена в следующем параграфе.

2.2 Реализация условий руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ

В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы.

На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3.

Охарактеризуем предметно-игровую среду в группе: наличие в группе игрового материала для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками); наличие игрового материала для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани и т.д.); игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты, аудиовизуальные средства: магнитофон, другая аппаратура); материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти и краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и т.д.).

Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.

- имеются игрушки для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки и пр.).

- игрушки в помещении размещены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе, и не мешал сверстникам.

- в помещении есть место для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.).

- все игрушки и материалы для работы доступны детям.

- в группе имеется оригинальный дидактический материал для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр и пр.

Создана отдельная, специальная зона с разнообразным развивающим материалом.

В ходе эксперимента были соблюдены следующие педагогические условия:

- возможность для самостоятельной игровой деятельности;

- организовать развивающую предметно-игровую среду;

- стимулировать влияние взрослого на деятельность детей.

При руководстве детскими играми детей мы решили внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению игровых умений по выбранным нами на констатирующем этапе критериям.

Мы использовали следующие подходы:

1. Участвовать в играх детей в качестве партнера. В игре брать на себя одну из ролей (не обязательно главную) и выполнять игровые действия в соответствии с ней. Например: "Я - бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в магазин за продуктами и испечем его…".

2. Не навязывать детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимать участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. Например: " А можно я буду играть с вами в "больницу". Я буду пациентом. У меня заболит голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку…".

4. Для развития умения предложить новый замысел для игры провести с детьми старшего дошкольного возраста игру - придумывания. При этом поставить следующий вопрос: "Что и как придумывать?"

В совместной игре с детьми мы постепенно переводили их к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Для этого сориентировали детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Предложили "вспомнить" вместе известную сказку. Пересказ происходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. После его изложения предложили передать "ход" другому ребенку. Если дети забыли часть сказки, включались вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…".

Тем же детям предлагали новую игру. "Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку, про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую".

Игра - придумывания каждый раз должна была занимать не более десяти - пятнадцати минут. Участников усаживали так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включали детей в игру, где участником предлагали роли, принадлежащие разным смысловым сферам - разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не "закрывать" предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществляли в форме "телефонных" разговоров персонажей.

В дальнейшем предлагали придумывать настоящие истории. При этом опираться на детские интересы, но одновременно стимулировать участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй осуществлялось в группах по четыре - пять человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем уменьшали свой вклад в игру.

В ходе формирующего эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой мы стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имел для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

Больших усилий, например, потребовало налаживание контакта с Вадимом Б., практически не принимавшим, по нашим наблюдениям, участия в совместной с другими детьми деятельности. Стремясь расположить мальчика к себе, экспериментатор предлагал ему поиграть с набором голышей, с игрушками из «киндер-сюрприза», сам ненавязчиво вступал в игру; часто рассматривал с Вадимом иллюстрации имеющихся в группе книг (обычное занятие мальчика); предлагал обсуждать содержание иллюстраций; пытался в разговоре выяснить причины стремления ребенка к уединению. Выяснилось, что другие дети не принимают Вадима в свои занятия, а почему, он «не знает». Экспериментатор стал чаще предлагать мальчику поручения оказать помощь взрослому или детям, что-либо принести, к кому-либо обратиться с вопросом, подключал к деятельности детей. Внутри совместной деятельности старших дошкольников с взрослым экспериментатор высказывался о достоинствах Вадима, обращался к нему при обсуждении замысла, демонстрировал его достижения. Через некоторое время экспериментатор заметил, что мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, начал самостоятельно подключаться к совместной деятельности, правда, предпочитал те занятия, в которых участвовал экспериментатор.

В эксперименте взрослый специально демонстрировал свой эмоционально-положительный настрой как в индивидуальном общении, так и по отношению к различным детским группа (объединенных, например, совместной деятельностью).

Для развития умения быстро адаптироваться в сложившейся ситуации вводился «телефонный» разговор персонажей. Видя, что игра угасает, экспериментатор брал на себя роль доктора, бабушки и звонил играющим по тому или другому поводу. В результате игра принимала иной оборот, развивалась, вовлекались другие персонажи. Дети радовались интересному повороту событий, увлекались совместной деятельностью.

Для развития умения предложить новый замысел для игры с детьми старшего дошкольного возраста была проведена игра-придумывание. Экспериментатор предлагал вспомнить известную сказку. Например: «Саша, Вика, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого Волка? Что-то я ее немножко забыла. Давайте вместе ее вспомним: немножко расскажет Саша, потом Настя, потом - я, а затем Саша». Пересказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события.

Затем экспериментатор предложил этим детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую».

По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события и умения предложить различные идеи в той или иной ситуации, стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием.

В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

Разработки сюжетно-ролевых игр, используемых на формирующем этапе эксперимента.

Для определения эффективности реализованных мероприятий нами был проведен контрольный этап эксперимента.

Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития игровых умений у детей. Результаты оценки выполнения контрольных заданий отражены в таблице 3.

Таблица 3. Оценка уровня сформированности игровых умений в контрольной и экспериментальной группах

Умение предложить новый замысел для игры

Умение быстро адаптироваться в сложившейся ситуации

Умение предложить новое использование для известного объекта

Вариативность, т. е. умение предложить различные идеи в той или иной ситуации

В статье дается анализ исследования особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Теоретически обоснованы понятие творчества, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, игровой деятельности. Приводится описание опытно-экспериментальной работы по методике Н. Я. Михайленко. Выделены критерии развития творчества на основе работ Торренса и Гилфорда. Для исследования были обыграны следующие игры: «Способность оригинально обыграть игрушку», «Придумай сюжет по условию», игра-драматизация « О чем рассказывает музыка». В ходе эксперимента выявлено, что сюжетно-ролевая игра развивает способность детей к замыслу, его реализации в игре, к созданию сюжета, его реализации в роли и комбинированию. А в играх-драматизациях дети недостаточно развивают способность к замыслу, к созданию сюжета. Таким образом, творческая способность в игровой деятельности у 80 % детей старшего дошкольного возраста лучше развита в сюжетно-ролевой игре и 20 % – в игре-драматизации.


1. Богат В.Ю., развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / Ю.В. Богат, И.В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. – 2008. – №1. – 17–19 с.

2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности ребенок в детском саду / Н.Т. Доронова. – 2011. – №2. – 185 с.

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Б.Л. Ермолаева-Томина. – Академический Проект, 2010. – 304 с.

4. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / С.Н. Лейтес. – Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

5. Михайленко Н.Я., Взаимодействие взрослых с детьми в игре / Я.Н. Михайленко, Короткова Н.А. / Дошкольное воспитание. – 2011. – №4. – С. 18–23.

6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Г.Э. Чурилова. – Владос, 2011. – 232 с.

Происходящие в обществе преобразования, зарождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В результате анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают качества и свойства творческой личности, были выделены общие аспекты творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость оценок и мнений, особую чувствительность.

Творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п. [4, с. 269].

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта и кругозора. Ведь накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Кроме того, мышление детей дошкольного возраста более свободно, чем мышление взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно является более независимым. А это качество необходимо всячески развивать [3, с. 17].

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Уникальным средством развития творческих способностей детей является игровая деятельность. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которую никакая другая деятельность дать не может [2, с. 53].

В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления.

Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами-заместителями уменьшаются, и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений [6, с. 135].

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей в игровой деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ детский сад №18 «Прометейчик» г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Мы использовали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко [5].

Цель: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействие, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменения традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

• оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

• быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

• гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

• вариативность, т.е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

Для исследования были предложены детям следующие задания.

Задание № 1 «Способность оригинально обыграть игрушку». Цель – изучение уровня развития творчества в сюжетно-ролевой игре, создание оригинальных образов.

В группу вносилась игрушка «лиса Алиса» и предлагалось ребенку обыграть ее. «К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса». Ей очень скучно, и она хотела бы поиграть с тобой» (далее см. приложение №3).

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

I уровень – высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.

II уровень– средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.

III уровень – низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития творческой способности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.

Результаты вносились в таблицу.

Задание № 2. «Придумай сюжет по условию»

Детям предлагалось придумать сюжет по условию: «Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?». Методика направлена, на изучения уровня развития творчества в создании сюжета. Для оценки задания были выделены три уровня:

I уровень – высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.

II уровень – средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов – два балла.

III уровень –низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.

Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития творческой способности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу.

Эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для эксперимента были определены две группы по десять детей, одна из которых – экспериментальная, а другая – контрольная.

Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

В результате проведенной работы нами было отмечено, что 20 % детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню творческих способностей было отнесено 60 % из всех детей, задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20 % дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Уровни развития творческих способностей

Констатирующий этап исследования

Задание № 3 Игра-драматизация « О чем рассказывает музыка».

Цель: выявить уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.

Методы исследования на данном этапе:

1. Беседа с детьми;

2. Наблюдение и анализ игровой деятельности;

3. Экспериментальные занятия;

4. Описание и анализ результатов констатирующего этапа.

Прослушать музыку Петра Ильича Чайковского «Песня Жаворонка».

Мысленно нарисовать картину.

Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину

Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).

Пластикой показать (без слов) о чём эта музыка.

Детям было дано прослушать музыку Петра Ильича Чайковского «Песня Жаворонка».

Музыку прослушали до конца все дети.

В ходе эксперимента нами было выявлено, что сюжетно-ролевая игра развивает способность детей к замыслу, его реализации в игре, к созданию сюжета, его реализации в роли и комбинированию. А в играх-драматизациях дети недостаточно развивают способность к замыслу, к созданию сюжета. Так как, в играх-драматизациях взрослый сам ставит сюжет и замысел всей игры.

В результате проведенной работы нами было отмечено, что 20 % детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню творческих способностей было отнесено 60 % из всех детей, задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20 % дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

В третьей методике многие дети не смогли подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину, что показывает низкий уровень творческой способности детей в играх-драматизациях. Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников более высокого уровня развития творческой способности в сюжетно-ролевых играх, чем в театрализованной деятельности. Что связано с отсутствием специальной работы по организации «творческой» среды в театрализованной деятельности.

После прослушивания мы попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились десять детей.

О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли подробно показать десять детей.

О картине, нарисованной мысленно, смогли подробно рассказать шесть детей.

Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только две девочки.

Прочитали довольно выразительно десять детей.

С пластикой справились десять детей.

Таким образом, творческая способность в игровой деятельности у 80 % детей старшего дошкольного возраста лучше развита в сюжетно-ролевой игре. В играх-драматизациях только у 20 % детей старшего дошкольного возраста развита творческая способность в игровой деятельности. Что позволяет нам сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра развивает у детей способность к замыслу, его реализации в игре; к созданию сюжета, его реализации в роли и комбинирование.

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты исследования позволили придти к следующим выводам.

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей, стимулирующей его разнообразную творческую деятельность.

Третье важное условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются успешнее, когда человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей у детей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел.

Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, заключается в том, что нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [3, с. 211].

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных психологических задач, направленных на достижение конечной цели.

Читайте также: