Методы лабораторных исследований игрушек

Обновлено: 11.05.2024

1.2. Размеры, масса (масса игрушки для детей до 3-х лет не должна превышать 100 г, для 7-ми лет – не больше 400 г и для детей до 10 лет – 800 г).

1.3. Расцветка игрушки.

1.4. Материал (основной и дополнительный), на каких частях.

1.6. Форма и конструкция.

1.7. Прочность и аккуратность изготовления.

1.8. Наличие легкого отделения мелких деталей, колючих, режущих,
слабо защищенных и других деталей, опасных с точки зрения детского травматизма.

2. Санитарная характеристика материала

2.И. Загрязненность материала (сырья), использование старого утиля.

2.2. Прочность фиксации красителя (краска расположена на поверхности ровным слоем, неровным, имеет выпуклости, трещины, дефекты окрашивания, прочность пленки).

2.3. Особенные и специальные санитарные признаки (огнебезопасность, способность рассеваться и др.).

3. Эстетическая и воспитательная характеристика игрушки (развивает начальные движения и восприятие, знакомит детей с элементами науки и техники, содействует художественному и музыкальному развитию детей, отображает предметы и образцы внешнего мира).

4. Органолептическая оценка игрушки (уровень запаха игрушек для детей до 3 лет – не больше 1 балла, от 3 до 7 лет – 2, для старших 7 лет – не больше 3 баллов).

5. Химический анализ игрушки (см. приложение 2).

6. Санитарно-гигиеническая (суммарная) оценка и рекомендации.

Приложение 2. Методики химического анализа детских игрушек

1. Проведение лабораторного определения прочности фиксации красителя:

а/ переход краски на салфетку после мойки игрушки холодной водой;

б/ стирание: +слабое, ++среднее, +++сильное, х – краска не вытирается:

– при протирании сухим тампоном;

– во время стирки в горячей воде (60 °С) с мылом не меньше 3 мин,

– во время стирки на протяжении 3 мин 2 % раствором хлорной извести комнатной температуры (18 °С).

2. Определение состояния красителей при действии на них на протяжении 2 мин 1 % раствора НСІ, КОН, NaHCO3.

Взять тампоны ваты, смоченные в кислоте, в щелочи, в содовом растворе и поочередно протереть окрашенные места игрушки. Если краска растворяется – вата окрашивается.

Если игрушка окрашена в несколько цветов, необходимо проверить на растворимость каждый вид краски.

О неудовлетворительной фиксации судят по изменению цвета использованных растворов, изменению цвета ватного тампона при нанесении их на поверхность игрушки, по изменению вида игрушки (потемнение краски, наличие липкой поверхности игрушки).

3. Определение свинца в краске.

Если краска растворимая, необходимо определить наличие свинца. Для этого тампон ваты смочить в 3-5 % растворе уксусной кислоты и протереть участок окрашенной игрушки, потом на вату нанести каплю 5 % раствора йодистого калия.

При наличии свинца в количестве больше, чем 0,1 %, вата закрашивается в желтый цвет за счет образования РbІ.

Во время гигиенической оценки оптических игрушек кроме вышеуказанных пунктов необходимо определять:

а/ силу увеличения (необходимо, чтобы отображение букв было высотой не меньше 2,75 мм)

б/ приближение предмета к глазам (при рассмотрении должно быть не ближе чем на 250 мм)

в/ межцентровое расстояние систем стереоскопу (норма 50-64 мм).

Приложение 3. Санитарно-гигиеническая характеристика школьных учебников

Схема санитарного исследования школьных учебников

1. Санитарно-гигиеническая характеристика:

    1. Название учебника и его короткое описание (автор, название, издательство, место и год издания, тираж, для какого класса (возраста) предназначенный.
    2. Качество переплета (материал, твердый, мягкий, на тканевой основе)
    3. Соединение (клеевое, проволочное, ниточное)
    4. Размеры.
    5. Масса.

2. Видимость текста:

2. 1. Качество бумаги (цвет, прозрачность, гладкость).

2.2. Качество печати (контрастность букв и фона, насыщенность, цвет, прочность краски).

3. Легкость для чтения

3.1. Гарнитура шрифта.

3.2. Кегль шрифта.

3.3. Высота малой буквы „н”, мм

3.4. Толщина основных штрихов, мм

3.5. Толщина соединительных штрихов, мм

3.6. Длина строки, мм

3.7. Формат издания, мм

3.8. Плотность набора

3.9. Количество переносов.

3.10. Интерлиньяж, мм

3.11. Апрош между словами, мм

4. Общая санитарно-гигиеническая оценка и рекомендации.

Приложение 4. Методика гигиенической оценки школьных учебников

Гигиеническая оценка школьных учебников проводится в соответствии с „Санітарними правилами оформлення шкільних підручників” № 1405-7676 и Госстандартом 7.21-80 „Підручники та навчальні посібники для І-Х класів загальноосвітньої школи. Видавниче оформлення і поліграфічне виконання” и заключается в оценке качества оформления учебника, то есть соответствия основных элементов оформления учебников гигиеническим требованиям, которые в значительной мере предопределены в первую очередь возрастным особенностями развития детей. При этом особенно важное значение имеет качество учебников для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного анализатора и недостаточным развитием у них навыков чтения.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника (качество переплета, использования шершавой, пористой, непроклеенной бумаги, которая легко вбирает влагу, приводит к быстрому загрязнению и порче учебника, мешает формированию гигиенических навыков у детей и влечет эпидемическую опасность).

Обложка учебника должна быть крепкой, сделанной из материала, который минимально может загрязняться. Для учебников используют твердые переплеты, покрытые бумажной, пленочной или сплошной тканевой обложкой с кантом, тканевой или бумажной спинкой, и мягкие переплеты на бумажной или нетканой основе. Учебники сшивают нитями, не допускается клеевое или проволочное соединение.

Максимальная масса школьного учебника не должна превышать 300 г. Общая масса учебников в расчете на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями (без массы ранца или портфеля) не должна превышать допустимых норм перенесения грузов на расстояние до 3 км. учениками І-III классов от 1,5 до 2 кг, IV-V – от 2 до 2,5 кг, УІ-УІІ – от 3 до 3,5 кг, VІІІ-Х(ХІ) – от 4 до 4,5 кг

Степень зрительной нагрузки при чтении зависит от:

  • условий видимости текста;
  • легкости для чтения.

Видимость текста определяется:

  • качеством бумаги (цвет, прозрачность, гладкость). Бумага должна быть белого или едва желтоватого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, гладкой и блестящей, плотной и не глянцевой. Прозрачность бумаги определяют за разницей коэффициентов отражения до и после подкладывания под страницу черной пластинки. Эти требования больше всего удовлетворяет бумага печатная № 1 и офсетная № 1 и № 2. Допускается применять печатную бумагу № 2, запрещается печатная бумага № 3 и газетная.
  • качеством печати(контрастность букв и фона, насыщенность, цвет и прочность краски).

Легкость для чтения определяется:

  • характером шрифта (гарнитурой, кеглем);
  • форматом полосы;
  • длиной строк;
  • интерлиньяжем;
  • апрошем.

Гарнитура – это вид или рисунок шрифта. Она должна иметь простые очертания с прямым черчением букв, быть четкой, выразительной, что достигается при определенных соотношениях ширины букв к их высоте, а также толщине основных (вертикальных) и соединительных (горизонтальных и наклоненных) штрихов.

Кегль – это размеры шрифта и набора, который включает высоту буквы и свободных пространств над и под буквой и измеряется в печатных пунктах (пункт равняется 0,376 мм).

Он должен отвечать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыков чтения. В частности, учебники для 1 класса (в т.ч. буквари и др.) должны набираться гарнитурами больших кеглей с очертаниями, которые приближаются к квадрату, и небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без насечек на концах букв, что значительно облегчает чтение и больше всего отвечает особенностям зрительного восприятия детей, которые учатся читать. В букваре весь текст набирается одной гарнитурой. Замена рисунка шрифта в букваре недопустима. Новые буквы в букварях выполняются не нарисованными, а печатными, не мельче кегля 48, за исключением образцов прописей.

Во II классе дети переходят от узнавания отдельных букв к свободному чтению. Тогда наиболее легко воспринимается шрифт с насечками на концах, которые ведут взгляд ребенка от буквы к букве. В учебниках для среднего и старшего школьного возраста постепенно переходят от больших кеглей к меньшим с соотношением ширины букв и их высоте 1:1,5 – 1:1,75 и соотношением толщины основных и соединительных штрихов 2:1-3:1.

В ІІІ-Х(ХІ) классах дополнительные тексты (примечания, объяснения, указатели, словари и тому подобное) допускается печатать шрифтом прямого или курсивного, нормального или полужирного черчения, а также курсивом с кеглем не ниже 8. Слова и фразы в тексте рекомендуется выделять прямым полужирным или жирным шрифтом, разбивка допускается лишь для отдельных слов.

Правильное сочетание требований к печати и набору, в частности уменьшение кегля шрифта с возрастом детей требует укорачивания длины строк. При оформлении учебников для младшего и среднего школьного возраста нельзя использовать набор в две колонки, поскольку частые переходы от строки к строке затрудняют восприятие текста и предопределяют зрительную усталость. В учебниках для VІІІ-ХІ классов из предметов, которые не требуют длительного непрерывного чтения (анатомия и физиология человека, география, словари, указатели и тому подобное), допускается набор в две колонки кеглем 10 при длине строк не меньше 63 мм и расстоянии между колонками не меньше 9-10 мм

Легкость чтения текста определяется также четкостью ограничения полосы набора окружающими полями, которые должны контрастировать с полосой набора, быть белыми, иметь достаточные размеры, чтобы при движении глаз вдоль строки и при переходе от строки к строке боковым зрением четко воспринимались конец и начало строки. Оптимальные размеры полей определяются по разнице рекомендуемых форматов издания и полосы набора. Для обеспечения четкого восприятия текста между ним и рисунками создаются пробелы не меньше 12 пунктов для черно-белых и 18 пунктов для цветных рисунков.

Плотность набора, то есть количество знаков на площади 1 см2, должна составлять не больше 10 знаков при размерах кегля 14 и выше и не больше 15 знаков при размерах кегля 9-12. Плотность набора считается удовлетворительной, если на 1 см2 приходится не больше двух строк. Все строки за исключением заглавий и абзацев должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки.

Дополнительный текст подается с небольшим отступлением от вертикали, которая дает возможность быстро находить его в учебнике.

Плотность набора исследуют путем наложения на страницу специальной металлической пластинки с пятью отверстиями площадью 1 см2 каждое, коэффициент отражения бумаги – фотометром.

Количество переносов на страницу ограничивается, в частности в учебниках для младших классов, тремя-четырьмя.

В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации, выполненные светлыми, малонасыщенными красками с четкими деталями.

Интерлиньяж – расстояние между строками, размерами полей.

Апрош – расстояние между буквами и словами в строке.

Размеры шрифтов, интерлиньяж, апрош измеряют с помощью микроскопа с микрометрическим окуляром или микрометрической лупы (цена деления 0,1 мм), длину строк – металлической линейкой с миллиметровыми делениями. Четкость печати определяют с применением лупы с 2-5-разовым увеличением. Фактические размеры шрифтов определяют путем измерения малой буквы “н”.

Все измерения делают в трех местах учебника (в начале, в середине и в конце).

Требования к гарнитурам, кеглям шрифтов и их размеров, набора учебников для школьников разного возраста приведенные в таблице.

9. Манипуляции с алгоритмом по теме «Сбор мочи и взятие мазка из носа, зева и носоглотки для лабораторных исследований».

10. Ситуационные задачи – проблемного характера, сценарий деловой игры, элементы деловой игры по теме «Сбор мочи и взятие мазка из носа, зева и носоглотки для лабораторных исследований».

11. Итоговый контроль (тестовые задания, письменная работа) по теме «Сбор мочи и взятие мазка из носа, зева и носоглотки для лабораторных исследований».

13. Манипуляции с алгоритмом по теме «Сбор кала и мокроты для лабораторных исследований».

14. Ситуационные задачи – проблемного характера, сценарий деловой игры, элементы деловой игры по теме «Сбор кала и мокроты для лабораторных исследований».

15. Итоговый контроль (тестовые задания, письменная работа) по теме «Сбор кала и мокроты для лабораторных исследований».

16. Список использованной литературы, аудио- видеоматериалы.

На занятии студенты определяют значимость правильной подготовки, сбора и транспортировки биологического материала для различных видов исследований.

Знакомятся с задачами сестринской помощи в зависимости от проблем пациента.

В начале занятия рекомендуется фронтальный устный опрос или письменный в виде письменного тестового задания, который покажет уровень самостоятельной подготовки студентов и усвоения теоретического материала на лекции.

После преподаватель дополняет, корректирует теоретический материал и демонстрирует манипуляции.

Далее самостоятельная работа студентов:

- отработка манипуляций под контролем преподавателя;

- повторение теоретической части;

- решение студентами ситуационных задач.

Итогового контроль знаний студентов проводится письменно в виде контрольной работы или тестового задания.

В конце занятия преподаватель подводит итог, отвечает на вопросы студентов, выставляет оценку.

ОСНАЩЕНИЕ: тестовые задания (1 уровень), графологический диктант (2 уровень), задание для деловой игры.

Рабочее место студента: штативы с пробирками, петли, чашки Петри, судно, чистые градуированные емкости для сбора анализов, стерильные ёмкости, карманная плевательница, лучина, шпателя, направления, стерильная пробирка, стерильная проволочная петля с пробиркой, клеенка, пеленка, судно, дезинфицирующий раствор, журнал для лабораторных исследований, контейнер для транспортировки, перчатки, защитные очки и щиток.

Лабораторные методы исследования – дополнительная оценка состояния здоровья человека. Чаще это основные, иногда единственно достоверные данные для выявления этиологии заболевания, контроля эффективности лечения, прогнозирования развития патологического процесса. Лабораторные методики требуют динамического контроля. При заборе биоматериала у пациентов сестре следует проявлять корректность, внимание, чуткость и аккуратность, соблюдать безопасность рабочего пространства.

Учебная: научить студентов правильно и грамотно оформлять направления, правильно оценивать важность подготовки пациента к лабораторным исследованиям; научить студентов сбору и транспортировке биологического мaтериалa для исследования (моча, мазок из зева, носа, мокрота, кал).

Воспитательная: воспитать чувство ответственности в работе, внимательность и уважение к пациенту.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: микробиология, терапия, лабораторная диагностика.

- основные виды лабораторных методов исследования;

- цели предстоящих лабораторных исследований;

- технику безопасности при работе с биологическим материалом.

- выбрать назначения на лабораторные исследования из листа назначений;

подготовить посуду и оформить направления;

объяснить сущность обследования и правила подготовки к нему;

взять мазок из зева и носа;

собрать мочу на различные виды лабораторного исследования;

взять мокроту на общий анализ, на микобактерии туберкулеза, для бактериологического исследования;

взять кал на копрологическое исследование, на скрытую кровь, для исследования на простейшие, яйца гельминтов, для бактериологического исследования;

транспортировать биологический материал в лабораторию.

общекультурные и профессиональные компетенции:

060101.52 «Лечебное дело»

060102.51 «Акушерское дело»

060501.51 «Сестринское дело»

Результатом освоения занятия является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «решение проблем пациента посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПКС 7.1., 7.2., 7.4., 7.9..

эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности;

соблюдать принципы профессиональной этики;

консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;

участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения.

Ясное понимание значимости сестринского дела в истории России.

Ясное понимание концепции философии сестринского дела.

Готовность и способность к социальному взаимодействию с пациентом, родственниками пациентами, коллегами по работе, обществом; к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, к социальной мобильности в профессиональной деятельности.

Грамотность, доступность и вежливость при консультировании пациентов и их родственников (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по вопросам ухода и самоухода.

Текущий контроль в форме:

Оценка в рамках текущего контроля:

результ работы на лабораторном занятии.

результат выполнения индивидуального домашнего задания.

Экспертное наблюдение за освоением профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения лабораторного занятия.

Осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях организации здравоохранения и на дому.

Точное соблюдение алгоритмов:

личной гигиены и профилактики пролежней у тяжелобольных пациентов;

кормления тяжелобольного пациента.

Своевременное и правильное выявление нарушенных потребностей пациента.

Обоснованное планирование сестринского ухода.

Своевременное и правильное осуществление сестринского ухода.

Оформлять медицинскую документацию.

Правильность и аккуратность при оформлении медицинской документации установленного образца.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Точность соблюдения алгоритма:

принятия пациента в стационар;

оценки функционального состояния пациента;

проведения простейшей физиотерапии, оксигенотерапии;

поставки газоотводной трубки и различных видов клизм;

катетеризации мочевого пузыря мягким катетером;

постановки постоянного мочевого катетера и ухода за ним;

введения лекарственных препаратов;

подготовки пациента к лабораторным методам исследования;

подготовки пациента к инструментальным методам исследования;

сестринской помощи при потере, смерти, горе;

посмертного сестринского ухода.

Точное выполнение требований правил хранения лекарственных средств.

Точное соответствие правилам организации питания пациентов в стационаре.

ПКС 7.7., 7.8., 7.11. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность и

производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Точность соблюдения алгоритма:

надевания стерильных перчаток;

снятия использованных перчаток;

профилактики парентеральных инфекций при случайном попадании биологической жидкости в глаза, рот, на кожу, повреждении кожных покровов

колющим и режущим инструментарием;

приготовления дезинфицирующих средств;

дезинфекции медицинского инструментария, оборудования, предметов ухода;

текущей и генеральной уборки различных помещений медицинского учреждения;

утилизации медицинских отходов;

предстерилизационной очистки инструментария;

Рациональное применение средств транспортировки пациентов и малой механизации с учетом основ эргономики.

Точное соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.

Владеть основами рационального питания.

Грамотно и доступно консультировать пациентов по вопросам рационального питания.

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Активное участие на лабораторном занятии по тематике занятия.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на лабораторном занятии.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Рациональность планирования и организации собственной деятельности.

Своевременность сдачи индивидуальных заданий, зачетных манипуляций, рефератов и кроссвордов.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации;

ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Широта использования различных источников информации, включая электронные.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оперативность и точность осуществления различных операций с использованием общего и специализированного программного обеспечения.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Коммуникабельность при взаимодействии с пациентами, обучающимися, преподавателями в ходе обучения.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку;

исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Активное участие в тематических мероприятиях, посвященным историческим датам, культурным традициям.

Соблюдение общепринятых морально-этических норм и правил, соблюдение законодательства при общении с людьми, в отношении общества и природы.

Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Точное соблюдение правил техники безопасности при выполнении профессиональных задач.

Профилактика профессиональных заболеваний и укрепление здоровья для выполнения профессиональных целей и задач.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть: 2 мин.

проверить готовность к занятию, внешний вид.

II. Вводная часть: 10 мин.

сообщить тему занятия;

план занятия с заполнением дневника;

инструктаж по технике безопасности;

III. Организация и управление познавательной деятельностью студента: 235 мин.

дополнение к новому материалу с демонстрацией манипуляционной техники;

работа с раздаточным материалом / алгоритмы манипуляций/;

контроль знаний студентов /тестовые задания/;

отработка студентами техники манипуляций под контролем преподавателя, решение студентами возможных проблем пациента;

IV. Подведение итогов: 15 мин.

- выставление оценок с комментариями;

- заполнение дневника (итог самостоятельной работы).

V. Домашнее задание: 4 мин.

ПЛАН ОБЪЯСНЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Обучение и подготовка пациента для получения достоверного результата.

Универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического материла в лабораторию.

Правила хранения различных биоматериалов.

Техника взятия содержимого зева, носа и носоглотки для бактериологического исследования.

Взятие мочи для клинического анализа, по Нечипоренко, по Зимницкому, по Амбурже, на сахар, ацетон, диастазу. 17 КС (17 ОКС, 11 ОКС, кортизол), для бактериологического исследования.

Взятие мокроты на общий анализ, для бактериологического исследования, на туберкулез, хранение и доставка.

Взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, на наличие гельминтов, простейших, для исследования на энтеробиоз.

Биосубстрат – биологический материал.

Глюкозурия - обнаружение сахара в моче.

Дефикация – сложнорефлекторный акт опорожнения дистального отдела толстой кишки через задний проход.

Диастаза - фермент поджелудочной железы.

Кал - масса, выделяющаяся при дефекации, состоящая из непереваренных остатков пищи и пищеварительных соков, а также многочисленных бактерий.

Кетонурия – обнаружение кетоновых тел в моче.

Метаболизм - обмен веществ и энергии.

Моча - продукт жизнедеятельности, образуемый почками.

Мазки из зева и носа - отделяемое носоглотки, взятое для исследования.

Мокрота патологический секрет бронхолёгочной системы, выделяющийся при кашле или отхаркивании.

Лабораторные исследования

Лабораторные исследования – важнейший компонент диагностики заболевания. Ряд болезней выявляется исключительно лабораторным способом. К ним относится большинство инфекционных заболеваний, эндокринные патологии, генетические нарушения.

Главные составляющие качественной лабораторной диагностики:

  • Современное оборудование и реактивы;
  • Опыт и квалификация лаборантов;
  • Правильная подготовка к исследованию;
  • Адекватная транспортировка взятого биоматериала.

Зачем нужны анализы

Основные функции лабораторных исследований:

  • Диагностика заболевания;
  • Прогнозирование течения болезни;
  • Контроль лечебного процесса;
  • Выявление болезней на доклинической стадии.

Виды лабораторных исследований

Общеклинические исследования

Этот вид диагностики исследует физико-химические свойства и клеточный состав биоматериала (крови, мочи, кала, мокроты, слюны, спермы). Подсчет показателей производится как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Общие анализы крови и мочи - наиболее востребованные виды исследований. Они помогают обнаружить болезнь в короткий срок – результат будет готов в тот же день. Спектр их применения очень широк:

  • Диагностика заболеваний;
  • Обследование перед операцией;
  • Различные диспансеризации (для беременных, оформление медсправок).

Биохимические анализы

Лабораторные исследования

Биохимические исследования оценивают состав биологических жидкостей человека. К ним относятся:

  • Кровь и ее компоненты – плазма и сыворотка;
  • Моча;
  • Пот;
  • Спинномозговая жидкость;
  • Пищеварительные соки;
  • Выпотные жидкости (плевральные, внутрисуставные, асцитические и др.).

Наиболее популярным объектом биохимического исследования является кровь и ее компоненты. Показатели биохимического анализа крови дают картину состояния внутренних органов, позволяют выяснить потребность организма в микроэлементах, проанализировать тканевой и клеточный обмен веществ.

Гормональная панель

Исследование на гормоны позволяет оценить работу желез внутренней секреции. Наиболее часто проводятся анализы гормонов:

  • Щитовидной железы;
  • Поджелудочной железы;
  • Половых желез.

Гормональные исследования также являются неотъемлемой частью диагностики при беременности.

Диагностика инфекций (ПЦР, ИФА, бактериологические исследования)

ПЦР-диагностика (полимеразно-цепная реакция) – самый эффективный способ обнаружения возбудителя заболевания. Этот метод помогает обнаружить фрагменты ДНК патогенных микроорганизмов.

ИФА-диагностика (иммуно-ферментный анализ) – ценность этого метода заключается в возможности оценки давности инфицирования, хотя он считается менее точным, чем ПЦР-диагностика.

Бакпосев на флору и чувствительность к антибиотикам – важнейший вид исследования, он позволяет подобрать максимально эффективное антибактериальное лечение.

Гистологические исследования

Лабораторные исследования

Этот вид диагностики подразумевает взятие образца ткани для исследования ее клеточного состава. Ткань берется посредством биопсии – малоинвазивного хирургического вмешательства. В ряде случаев исследуется не участок ткани, а фрагмент органа или орган целиком. В этом случае взятие материала происходит во время полноценной операции. Гистологические исследования незаменимы при диагностике злокачественных новообразований, именно этот анализ является основным при постановке диагноза.

Цитологические исследования

Эта диагностика основана на изучении клеточного состава биоматериала. Основные сферы применения:

  • Онкология – для диагностики доброкачественных и злокачественных опухолей, для наблюдения за ходом противоопухолевого лечения.
  • Гематология – для диагностики заболеваний кроветворной системы. – для раннего выявления предраковых изменений органов женской половой сферы, для определения гормональных нарушений.
  • Заболевания различных органов и систем – для диагностики и оценки эффективности лечения.

К цитологическим методам исследования относятся ПАП-тест и различные мазки.

Иммунологическая диагностика

Иммунологические тесты применяются при явных нарушениях иммунитета. К ним относятся:

  • Тяжелые инфекционно-воспалительные процессы, которые плохо поддаются лечению;
  • Наличие упорного течения грибковых заболеваний;
  • Ряд дерматологических болезней (тяжелое течение контагиозного моллюска, опоясывающего лишая, саркома Капоши);
  • Состояние после пересадки органов или химиотерапии.

Кроме того, исследование иммунитета необходимо:

  • При ВИЧ;
  • При онкологических заболеваниях;
  • Во время и после приема препаратов, подавляющих иммунитет (иммунодепрессантов).

Иммунологические тесты включают исследования:

  • Количества и функциональных способностей лейкоцитов, процентное соотношение их видов;
  • Общего количества В-лимфоцитов, Т-лимфоцитов и их популяции;
  • Уровня иммуноглобулинов класса A, G, E, M.

Диагностика аллергии

Лабораторные исследования

Основные методы лабораторных исследований при аллергии:

  • Определение в крови количества специфических иммуноглобулинов E и G;
  • Кожные аллергологические пробы (аппликационные, скарификационные, прик-тест);
  • Холодовая проба Дункана (диагностика аллергии на холод).

Следует знать, что у детей и у взрослых подход к диагностике аллергии может существенно отличаться, поэтому не стоит заниматься самодиагностикой – необходимость тех или иных исследований определит врач-аллерголог.

Гематологические исследования

Перечень основных анализов крови:

  • Клинический анализ крови с подсчетом лейкоцитарной формулы, тромбоцитов, ретикулоцитов;
  • Коагулограмма – оценка свертывания крови;
  • Диагностика анемии – трансферрин, ферритин, железо, фолиевая кислота, витамин В12;
  • Определение группы крови и резус-фактора;
  • Проба Кумбса (диагностика гемолитической анемии);
  • Анализы крови на сахар (глюкозу).

Подготовка к лабораторным исследованиям

Большинство клинических исследований проводятся натощак, за 10-12 часов до взятия материала.

Не рекомендуется проводить лабораторную диагностику (особенно биохимические исследования):

  • После физиотерапевтических процедур;
  • После приема алкоголя, наркотиков;
  • После рентген-диагностики;
  • После приема некоторых лекарств;
  • После чрезмерных физических нагрузок.

Все нюансы подготовки к исследованию разъяснит лечащий врач.

Сколько ждать и как получить результаты

Лабораторные исследования

Время ожидания результатов зависит от вида исследования. Некоторые анализы выполняются в день исследования, а для других – требуется более длительное время. Например, для того, чтобы оценить результат бакпосева следует дождаться роста бактериальной флоры из биоматериала на питательной среде. Ускорить этот процесс невозможно.

После того, как исследование завершится, результаты анализов отправляются в электронном виде пациенту и его лечащему врачу. При желании можно получить их в регистратуре.

Факторы, которые учитываются при оценке результатов исследования:

  • возраст;
  • пол;
  • характер питания;
  • физическая активность;
  • беременность;
  • стресс;
  • положение тела при взятии биоматериала;
  • условия труда;
  • прием лекарств;
  • проведение диагностических исследований накануне взятия биоматериала.

Следует знать – результат лабораторного исследования не является диагнозом, для полноценной диагностики необходима консультация профильного специалиста, а также дополнительные методы исследования.

Лабораторные исследования в ПолиКлинике Отрадное

В нашей клинике проводится исследование более 1000 лабораторных показателей. Современное оборудование и опытные врачи-лаборанты - гарантия качества проведения диагностики. Мы стараемся выполнить исследования в минимально возможные сроки. Отсутствие очередей и комфортная обстановка позволяют получить максимально качественный биоматериал.

Бактериологическое исследование – способ проверки биоматериала на наличие возбудителя инфекционного заболевания. Метод бакпосева позволяет выявить и идентифицировать патогенный микроорганизм даже при относительно малых его концентрациях в тканях. Для этого исследуемые образцы высевают на питательные среды и культивируют для получения визуально видимых колоний возбудителя. Полученные штаммы бактерий типируют и проверяют на устойчивость к антибиотикам.

Бактериологическое исследование

На заметку! Бактериологические методы исследования уступают по точности иммуноферментному анализу (ИФА) и полимеразной цепной реакции (ПЦР), но в отличие от них, с высокой точностью определяют степень чувствительности выделенных штаммов бактерий к группам антибиотиков. Полученный результат позволяет подобрать максимально эффективное лечение и скорректировать дозы лекарств.

В каких случаях используют бактериологический метод

Исследование проводят для диагностики инфекционных заболеваний с хроническим (реже – острым) течением. Локализация и степень поражения может быть различной. Общие примеры:

  • ЗППП и инфекции мочевыделительной системы – хламидиоз, трихомониаз, микоплазмоз и др.;
  • кишечные инфекции – дизентерия, брюшной тиф, сальмонеллез;
  • хронические поражения органов дыхательной системы – синуситы, тонзиллиты, бронхиты, пневмонии;
  • гнойные процессы различной локализации, в том числе гнойничковые поражения кожи. В данном случае определение чувствительности микроорганизма к антибиотикам особенно актуально;
  • дисбактериоз слизистых структур – кишечника, половых органов, ротовой полости. Методика позволяет не только выявить патогенных и условно-патогенных возбудителей, но и сделать заключение о составе здоровой микрофлоры;
  • сепсис – общее заражение крови.

Последовательность действий и особенности методики

Для проведения бактериологического исследования необходимо выполнить сбор материала и культивировать его на питательных средах с последующей микроскопией полученных штаммов и проверкой чувствительности к антибиотикам.

Сбор материала

Биоматериалом для исследования могут служить кровь, моча, ликвор, мокрота, сперма, кал, мазки из глотки, влагалища, уретры, любые другие ткани и жидкости из области инфекционного процесса. Образцы собирают в асептических условиях, помещают в стерильную посуду и в течение 2-х часов доставляют в лабораторию. При необходимости пробы хранят при пониженных температурах.

Культивирование

Бактериологическое исследование

Культивирование проводят с применением механических или биологических методов. Механический подход с использованием стандартных искусственных сред – наиболее распространенный. В данном случае для высевания образцов используют жидкие и твердые питательные составы. Наиболее распространенные – агар, мясо-пептонный бульон.

Посев материала производят с помощью специальной петли или пастеровской пипетки, растирая полученный образец по поверхности или вводя его в толщу питательной среды. Выделение бактерий производят из чистых культур, которые получают повторным посевом ранее выращенных колоний на новую среду.

Биологические методы подразумевают использование специальных питательных сред, которые учитывают особенности микроорганизма, в частности, чувствительность к некоторым химическим веществам, в том числе антибиотикам. В некоторых случаях применяют метод заражения лабораторных животных или тканевых культур с отслеживанием патологических изменений. Такой подход актуален при крайне незначительном накоплении микроба в тканях человека – в этом случае его выделение посевом на питательных средах не дает результата.

Микроскопическое исследование

Микроскопическое исследование

Основной метод бактериологической диагностики – бактериоскопия. Она подразумевает визуальную оценку параметров микроорганизма под микроскопом. Для этого используют фиксированные и нефиксированные препараты.

Нефиксированные препараты позволяют исследовать живые образцы бактерий. Основные методы:

  • раздавленная капля – образец придавливают между предметным и покровным стеклами;
  • висячая капля – образец помещают в лунку на предметном стекле и герметично накрывают покровным.В качестве среды используют изотонический раствор или расплавленный агар. Методика позволяет наблюдать за живыми микроорганизмами в течение нескольких дней.

Фиксированные препараты используют для окрашивания с подробным изучением морфологических и некоторых биохимических параметров патогенов. Каплю бактериального состава размазывают по предметному стеклу и фиксируют пламенем горелки или специальными химическими составами.

Для определения свойств бактериальных препаратов используют ряд общих и специфических методик:

  • микроскопия – определение формы, размеров, окрашивания по Граму;
  • биохимические методы – исследование ферментативной способности микроорганизма к расщеплению тех или иных углеводов, аминокислот, метаболитов, в том числе способность к гемолизу, фибринолизу при попадании в кровь живых существ;
  • серологические методы идентификации – реакции агглютинации под воздействием специфической сыворотки и другие антигенные свойства;
  • биологические методы – заражение лабораторных ждивотных с проверкой патогенности и токсигенности взятых образцов, их устойчивости к антибиотикам.

Только совокупный анализ результатов всех методов диагностики – микроскопических, биохимических, серологических, биологических – дает объективный результат для вынесения точного диагноза.

Расшифровка результатов

Стандартный результат сводится к двум пунктам анализа:

  • качественный анализ с определением факта наличия/отсутствия определенного возбудителя;
  • количественный анализ с указанием числа микроорганизмов на единицу объема – выражают в КОЕ (колониеобразующие единицы). Чем выше этот показатель, тем сильнее бактериальное поражение организма данным возбудителем.

Внимание! Отрицательный результат является относительным и показывает отсутствие патогенных организмов лишь в отдельно взятой порции материала. Для большей объективности данных требуется повторное обследование.

Дополнительно указывают чувствительность микроорганизмов к основным классам антибактериальных средств – пенициллинам, тетрациклинам, цефалоспоринам, макролидам. Чем выше показатель чувствительности, тем успешнее будет лечение данным антибиотиком.

Клиническая лабораторная диагностика: основные виды анализов крови, мочи

Современная диагностика в медицине немыслима без лабораторных анализов. Они позволяют объективно оценить работу внутренних органов, выявить нарушения, оказать существенную помощь в постановке клинического диагноза. В этой статье мы рассмотрим основные виды анализов и методы лабораторных исследований.

Какие анализы назначаются чаще всего?

Роль, которую в современной медицинской практике играют лабораторные тесты, переоценить невозможно. Ряд патологий диагностируется исключительно лабораторным способом. К ним относится большинство инфекционных, эндокринных, некоторых гематологических и генетических заболеваний.

Медицинские анализы подразделяются на множество видов. Однако к самым распространенным относятся:

  • общеклинические;
  • гематологические;
  • биохимические;
  • цитологические;
  • гормональные;
  • коагулологические.

Общеклинические

Этот вид лабораторных тестов выполняется путем изучения физико-химических свойств и микроскопического исследования биологического материала: мочи, спинномозговой, серозной жидкостей, секрета предстательной железы, кала, мазков из влагалища, уретры, цервикального канала.

  1. Общеклинические анализы мочи проводятся для диагностики заболеваний различных органов и систем, а также с профилактической целью. В первую очередь, они позволяют оценить работу мочевыделительной системы. Данный анализ относятся к основным видам исследования.
  2. Общий анализ мочи - позволяет определить физико-химический состав, плотность, цвет, кислотность и другие показатели мочи на которые опирается врач при назначении лечения.
  3. Анализ мочи по Нечипоренко - заключается в оценке количественного содержания форменных элементов в 1 мл мочи. Позволяет выявить воспалительные процессы мочевыделительной системы, скрытые патологии почек, применяется для отслеживания результативности лечения.
  4. Исследование суточной потери белка с мочой - предназначено для оценки фильтрационной функции почек, выявления инфекционных процессов.
  5. Проба Зимницкого - служит для определения концентрационной способности почек. Это необходимо для того, чтобы врач смог определить природу патологического процесса в почках.
  6. Исследование выделений половых органов необходимо для определения анатомо-функционального состояния и патологий половой сферы. Лабораторные тесты позволяют обнаружить многие заболевания на доклинической стадии, дают врачу информацию о виде и стадии патологического процесса.
  7. Анализ кала (копрограмма) служит для выявления нарушений ферментативной функции желудка и поджелудочной железы, воспалительных процессов в желудочно-кишечном тракте. Включает в себя макроскопический, химический и микроскопический тесты.

Гематологические

Гематологические анализы — это совокупность лабораторных тестов, в результате проведения которых получают сведения о количественном и качественном составе крови. К самым распространенным гематологическим тестам относится клинический анализ крови, который позволяет оценить общее состояние пациента, выявить воспалительные процессы, анемию, лейкемии.

Исследование используется практически во всех медицинских отраслях. Назначается во время комплексного обследования, при беременности, заболеваниях, диспансеризации. К его показателям относятся уровень гемоглобина, общее количество форменных элементов, скорость оседания эритроцитов, лейкоцитарная формула, гематокрит и другие.

В последнее время технология этого вида диагностики шагнула далеко вперед - она стала автоматизированной. Несомненное достоинство гематологических анализаторов — предельная точность выдаваемых результатов.

Клинический анализ крови состоит из большого количества лабораторных тестов, которое может доходить до 30. Такое детальное и тщательное изучение позволяет врачу более точно оценить состояние пациента и поставить верный диагноз.

Существуют и другие гематологические анализы, которые могут быть частью клинического анализа крови или самостоятельными тестами:

lab-01.jpg

Гематологический анализатор - аппарат для проведения анализа крови

  • определение СОЭ (скорости оседания эритроцитов). СОЭ повышается при воспалительных процессах, некоторых видах анемий, интоксикации организма, патологиях печени и почек, злокачественных образованиях. Отклонение показателя в меньшую сторону от нормы наблюдается при эритроцитозе, ацидозе, эпилепсии, неврозе;
  • определение количества ретикулоцитов — предшественников эритроцитов в процессе кроветворения. Этот показатель имеет важное значение для оценки степени активности эритропоэза (процесса образования эритроцитов). Тест используется для определения вида анемии, мониторинга состояния пациента после пересадки костного мозга, химиотерапии, оценки эффективности лечения железодефицитной анемии, недостатка фолиевой кислоты.

Биохимические

Биохимический анализ крови — один из самых важных лабораторных диагностических методов. Он позволяет в короткие сроки выявить отклонения в функционировании жизненно важных органов.

Биохимические лабораторные тесты отражают функциональное состояние различных органов и систем, дают представление о состоянии обмена веществ. Биохимические маркеры (исследуемые параметры) подразделяются на маркеры углеводного, липидного и белкового обмена, показатели функций печени и желчевыводящих путей, почек, поджелудочной железы, индикаторы сердечно-сосудистых заболеваний.

Перечень параметров биохимического анализа определяется специалистом индивидуально для каждого пациента.

  • общий белок, белковые фракции;
  • креатинин крови и мочи;
  • мочевина;
  • мочевая кислота;
  • холестерин общий, фракции холестерина (липопротеиновые фракции);
  • билирубин общий и фракции билирубина (конъюгированный и неконъюгированный);
  • АлАт (Аланинаминотрансфераза);
  • АсАТ (аспартатаминотрансфераза);
  • щелочная фосфатаза (ЩФ);
  • альфа-амилаза;
  • электролиты (калий, натрий, кальций, магний, железо) и др.

Забота о здоровье женщины

Врач терапевт Ханова Ирина Ивановна расшифрует ваши анализы в режиме онлайн звонка в приложении Zoom или WhatsApp.

  • подробное пояснение врача терапевта.
  • альтернативное мнение компетентного специалиста по расшифровке анализов.
  • возможность задать вопросы врачу, касающиеся результатов анализов.

Цитологические

Цитологические исследования предназначены для диагностики злокачественных образований. Во время тестирования при помощи микроскопа оценивается морфологическая структура клеточных элементов биологического материала.

К достоинствам цитологических исследований относятся:

  • атравматичность. Этому способствует развитие эндоскопического оборудования, которое позволяет осуществлять забор биологического материала из внутренних органов, ранее недоступных для морфологического анализа без хирургического вмешательства;
  • широкие диагностические возможности. Методы позволяют диагностировать злокачественные процессы любой стадии и разной локализации, отслеживать эффективность проводимого лечения онкологии, формировать группы пациентов с повышенной вероятностью развития рака.

Наибольшую распространенность получили цитологические исследования в гинекологии. Мазок на цитологию шейки матки — безболезненное и достоверное исследование, которое организация ВОЗ рекомендует проходить женщинам 1 раз в год. Забор биологического материала выполняется из влагалищной части шейки матки, внутренней части цервикального канала и зоны трансформации.

Также к цитологическим исследованиям относятся пунктаты и соскобы любой локализации.

Гормональные

От работы эндокринной системы зависит состояние всех внутренних органов. Гормоны регулируют способность тканей к росту и созреванию, обмен веществ, процессы репродукции, состояние иммунной системы. Исследования на гормоны позволяют узнать их уровень и выявить эндокринные нарушения. Биологические среды, берущиеся на анализ — кровь, моча.

К самым распространенным медицинским анализам на гормоны относятся:

  • исследование на гормоны щитовидной железы;
  • исследование на гормоны, регулирующие работу репродуктивных органов — пролактин;тестостерон, эстрадиол и другие;
  • исследование на гормоны гипофизарно-надпочечниковой системы.

Методы исследования анализов

К основным методам проведения лабораторных исследований относятся биохимические, микроскопические, иммунохроматогрофические (ИФА - иммуноферментный анализ), серологические методы, ПЦР- метод (полимеразная цепная реакция).

Рассмотрим некоторые из этих видов подробнее.

Иммуноферментный анализ (ИФА)

Иммуноферментный анализ является в настоящее время наиболее востребованным методом лабораторной диагностики. Он используется для диагностики инфекционных, воспалительных, эндокринных, онкологических, иммунных и аллергических заболеваний, определения уровня гормонов, онкомаркеров, выявления лекарственных препаратов, наркотиков и других соединений в биологических средах человека.

В основе иммуноферментного анализа лежит специфическое взаимодействие между антигеном и антителом. Реакции ИФА ставятся или для выявления антигенов (чужеродные агенты, проникающие в организм человека – вирусы, различные бактерии, паразиты), или для определения антител (специфические белки, которые вырабатываются иммунной системой в ответ на проникновение в организм чужеродных агентов)

ИФА подразделяется на качественный и количественный. Первый предназначен для ответа на вопрос: есть в биоматериале определенные антитела, антигены или нет. Количественный ИФА состоит из более сложной цепочки реакций и позволяет определить концентрацию исследуемого вещества в крови или другой биологической жидкости.

Микроскопические методы

Микроскопические методы используются практически во всех медицинских отраслях. Они служат для изучения биологического материала с помощью микроскопа. Основой микроскопической лабораторной диагностики являются световая и электронная технологии. Кроме этого, в последнее время стали применяться фазово-контрастный, люминесцентный, инфракрасный, ультрафиолетовый методы.

При помощи микроскопов исследуются кровь, моча, осадок мочи, клетки эпителия, участки слизистых оболочек. Микроскопия мазков из половых органов является одним из самых востребованных исследований в гинекологической сфере. С ее помощью можно диагностировать бактериальный вагиноз, предопухолевые состояния и опухоли, острые и хронические инфекции.

lab-03.jpg

Полимеразная цепная реакция (ПЦР)

ПЦР — метод молекулярной биологии, позволяющий диагностировать широкий спектр инфекционных и генетических заболеваний, онкопатологий. Это один из самых «молодых» методов, применяемых в практической медицине.

Метод основан на определении возбудителя по участкам РНК или ДНК, способен идентифицировать патогенный микроорганизм даже при его минимальном количестве в исследуемом материале. Позволяет диагностировать инфекционные заболевания до появления клинических признаков. С момента возникновения данного метода прошло немало времени, тем не менее, технология ПЦР совершила гигантский рывок и стала неотъемлемой частью рутинной лабораторной практики. Продолжая при этом совершенствоваться и развиваться, что позволило поднять медицинскую диагностику на качественно новый уровень.

Биоматериалом может служить слюна, кровь, выделения из половых органов, мокрота, эпителиальные соскобы со слизистых и другие субстанции организма. При верном проведении ПЦР абсолютно специфична и не может дать ложноположительный результат. Т.е. если инфекционных агентов в организме нет, то методика никогда не покажет их присутствие.

Химические методы

Методы основаны на исследовании отдельных химических элементов, их соединений и соотношений между ними в пробах биологических жидкостей — крови, моче и других. В зависимости от вида диагностики методы подразделяются на качественные и количественные. Первые направлены на поиск определенного вещества в пробе, вторые — на измерение его концентрации.

Серологические методы

Суть методов заключается в специфическом соединении антигенов (веществ, которые организм воспринимает как чужеродные) и соответствующих им антител с образованием комплекса. Серологическая реакция возникает, если имеется иммунологическое соответствие антигенов и антител.

Серологические методы предназначены для диагностики инфекций, паразитарных патологий, аутоиммунных процессов, определения группы крови, тканевых антигенов. В качестве исследуемого материала чаще всего используют сыворотку крови.

Забота о здоровье женщины

Врач терапевт Ханова Ирина Ивановна расшифрует ваши анализы в режиме онлайн звонка в приложении Zoom или WhatsApp.

Читайте также: