Мглинская игрушка брянская область

Обновлено: 18.05.2024


Один из древнейших городов Брянской земли - Мглин - находится на крутом берегу р.Судынка, притока Ипути. Имя города связывается одними исследователями с окружавшими его некогда сумрачными, мглистыми лесами; другие же считают, что название пришло от окружавших некогда город водяных мельниц (по-украински "млин" - мельница). Когда-то, еще в 12 в. на этом месте находился город Зартый (Зарытый), полностью разрушенный татарами. Мглин же стал упоминаться всписке русских городов около 1389 г., в связи с захватом его Литвой и в 1501 г. после изгнания литовцев. На протяжении столетия он неоднократно подвергался набегам с запада, пока в начале 17 века не был вновь захвачен, теперь уже поляками.

Лишь в 1654 г. Мглин окончательно переходит к Российскому государству. Но по-прежнему остается опорным пунктом обороны западных границ. В 1663 г. приходили сюда татары и поляки, в 1708 г. - шведы.

Небольшой городок почему-то нравился влиятельным особам. Несколько лет его считал "своим княжеством" любимец Петра I А.Д.Меншиков. В 1760 г. Елизавета Петровна пожаловала город графу К.Г.Разумовскому.

В 1781 г. Мглин стал уездным городом (было в нем тогда 2000 жителей) Новгород-Северского наместничества, с 1802 г. - Черниговской губернии. Долгое время оставался небольшим административным и торговым городком. В память "..избавления Мглина от неприятельского нашествия и разорения.." горожане построили собор Успения Богоматери (1830 г.).

После Октябрьской революции была предпринята попытка остановить упадок. В городе были построены несколько предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции округи, лесопильный завод. После Великой Отечественной войны заново созданы крахмало-паточный завод, маслодельный, кирпичный, швейная фабрика, промкомбинат. Город пока стабилизировался по численности на отметке 8,3 тысячи человек. Здесь есть коммунальные службы, необходимые городскому населению, учреждения здравоохранения, образования, культуры. В сельском хозяйстве района преобладает картофелеводство. Из технических культур наибольшее внимание уделяется посевам конопли, льна-долгунца и сигарных табаков. Животноводство имеет молочно-мясное направление.

Современный город имеет свой герб: "В верхнем червленом поле пересеченного щита золотая мортира, сопровождаемая по сторонам пирамидою ядер. В нижнем зеленом поле лазуревый круг с золотой стилизованной колбой, обрамленный золотыми стилизованными фрагментами дисковой пилы, шестерни и колоса..". В застройке исторического города (город Мглин входит в число 115 древнерусских городов России) сохранились памятники архитектуры, формирующие особую, неповторимую атмосферу, о которой некогда житель Мглинского уезда А.К.Толстой писал: "Город есть такой один, называется он Мглин…" .





БЕРЕСТУ НА РУСИ ИЗДРЕВЛЕ ИС­ПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕ­НИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ БЫТА. ТУЕСА, КОРОБА, ШКАТУЛ­КИ, КУЗОВКИ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ПРО­ДУКТОВ. НО БЫЛО У НЕЁ И ДРУГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ - ТВОРЧЕСКОЕ. НА БЕЛОЙ И МЯГКОЙ КОРЕ БЕРЁЗЫ НАРОДНЫЕ МАСТЕРА ПИСАЛИ КАРТИНЫ. И СЕГОДНЯ ЕСТЬ ТЕ, КТО ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ СТА­РИННОГО ПРОМЫСЛА.

Брянский художник Александр ХОМРАЧЁВ уже около двадцати лет свои работы выполняет на бе­ресте и считает её лучшей основой для картины.

Старинные промыслы хранят историческую память. Брянский край.


Работы А.В. Хомрачева – это керамика (Мглинская игрушка), графика, живопись, картины из бересты.
Родился А.В. Хомрачев в 1956 году в деревне Лукавица Мглинского района. После окончания Брянского художественного училища работал в Мглинском городском парке художником – оформителем. И казалось, что жизнь его так и пройдет по заданному кругу: краски, кисти, плакаты … Но у каждого мыслящего человека есть своя заветная мечта …
Побывав один раз в Лайковке, где когда то почти в каждом дворе работали гончары – горшечники, некоторые из которых лепили игрушки - какая – то неведомая сила заставляла Александра Владимировича приезжать туда еще и еще, интересоваться историей деревни.
Он записывал со слов стариков секреты гончарного дела, изучал места залежи глины, собирал на заброшенных чердаках домов черепки горшков и учился месить глину. А однажды привез домой из Лайковки гончарный круг и приступил к главному делу своей жизни.
Русские глиняные игрушки – Каргопольские, Вятские, Лимоновские, Кожлярские – давно завоевали симпатии знатоков народного искусства. Менее известна Мглинская игрушка Брянской области, хотя по уровню развития гончарной культуры керамику Брянских поселений можно отнести к многовековым истокам …
Русская народная игрушка – один из самых ярких феноменов в русле традиционного искусства России.
Глиняная игрушка Мглинского района брянской области представляет бесспорный интерес для специалистов в области русского народного изобразительного творчества да и для каждого, кто небезразличен к прекрасному, овеянному седой стариной.
Сегодня Александр Владимирович Хомрачев – признанный художник – профессионал, "народный мастер России". Это звание ему было присвоено в 1996 году.
Долог был его путь к славе. После школы учился в Московском народном университете искусств, затем с отличием закончил Брянское художественное училище (1983 г.), 10 лет руководил детской студией в г. Мглине, обучая ребят искусству лепить Мглинскую игрушку. Много было приглашений и поездок на выставки по всей России: зональная выставка декоративно – прикладного искусства "Центр России" в г. Костроме (1989 г.), ВДНХ – (1990,1991 гг.), выставка – продажа во Дворце съездов в г. Москве (1993 г.), выставка – продажа в Доме народного творчества в Москве (1994 г.), персональная выставка в музее декоративно – прикладного искусства России в Москве (1995 г.). И везде приводила в восторг и вызывала особый интерес у людей Мглинская игрушка – свистулька. В 1990 году А.В. Хомрачев – стипендиат Российского Фонда культуры.
Мглинская игрушка на сегодняшний день закуплена и имеется не только в музеях страны, но и в частных коллекциях России, Англии, Германии.


Успенский собор и церковь св. Варвары в Мглине


Церковь Вознесения XVII века

МГЛИНСКАЯ ИГРУШКА


Издревле славилась мглинская земля гончарами. Отзвуки глинного дела в названии самого города – Мглин. Нигде в России не найти кружку, из которой можно пить и присвистывать – это фирменная мглинская посуда.

Мглинская глиняная игрушка Брянской области – светло-коричневого, скорее, золотистого цвета расписывается незначительными полосками, смесью ультрамарина с белилами.

Отличительной ее особенностью является не только анималистическая тематика, но также изысканная обработка поверхности игрушки, украшение чеканным геометрическим орнаментом с добавлением минимальной росписи «теплым» цветом.

Говоря о Мглинской игрушке, нельзя не сказать о мастере, который возрождает этот промысел сегодня. Это Хомрачев Александр Владимирович. Родился в г. Мглин Брянской области. Работает в области декоративно-прикладного искусства – керамика, графика, графика на бересте. Александр Хомрачев – постоянный участник выставок-ярмарок, посвященных праздничным мероприятиям, проводимым в Москве, Брянске (Свенская ярмарка, конкурс «Поет село Родное») и Брянской области (фестиваль славянской молодежи у Монумента Дружбы). Работы находятся в Костромском художественном музее, в частных коллекциях Германии, Бельгии, Англии, Японии.


Издревле славилась мглинская земля гончарами. Отзвуки глинного дела в названии самого города – Мглин. Нигде в России не найти кружку, из которой можно пить и присвистывать – это фирменная мглинская посуда.

Мглинская глиняная игрушка Брянской области – светло-коричневого, скорее, золотистого цвета расписывается незначительными полосками, смесью ультрамарина с белилами.

Отличительной ее особенностью является не только анималистическая тематика, но также изысканная обработка поверхности игрушки, украшение чеканным геометрическим орнаментом с добавлением минимальной росписи «теплым» цветом.

Говоря о Мглинской игрушке, нельзя не сказать о мастере, который возрождает этот промысел сегодня. Это Хомрачев Александр Владимирович. Родился в г. Мглин Брянской области. Работает в области декоративно-прикладного искусства – керамика, графика, графика на бересте. Александр Хомрачев – постоянный участник выставок-ярмарок, посвященных праздничным мероприятиям, проводимым в Москве, Брянске (Свенская ярмарка, конкурс «Поет село Родное») и Брянской области (фестиваль славянской молодежи у Монумента Дружбы). Работы находятся в Костромском художественном музее, в частных коллекциях Германии, Бельгии, Англии, Японии.


Почепские валенки

Красивы да новеньки…

Каждый хочет купить валенки ручной работы, потому что издавна это считается эталоном.

Самая древняя техника изготовления текстиля. Знает взрослый человек, знает даже маленький. Чтоб зимою не болеть, надевают. Правильно, валенки. Совсем недавно, каких-то 50–70 лет назад они считались лучшей обувкой для зимы… Подзабыли… да и производства закрылись.

Думали всё, умер русский валенок, ан нет, жив даритель тепла и здоровья. Возродили валяльное ремесло на Брянщине жители Почепа супруги Романовы. Сегодня у них целое производство, настоящие заказы. Валенки – без красителей и химии, шерсть натуральная, в общем, экологически чистые.

Качество работы подтверждено высокими наградами .

Все приходится делать вручную. Например, полотно изготавливаем с помощью шерстобитной машины, а заготовки – только руками. Чувствовать надо… Следует заметить, что потребность в производстве валенок растёт с каждым годом.

По оценкам экспертов, только на Северо-западе реальный спрос сейчас в два раза превышает предложение. Спрос на них в Европе связан в первую очередь с тем, что не получается у них освоить это мастерство. Финны как-то попытались, так у них получились какие-то резиновые кеды на полиуретановой подошве с тонким войлоком сверху. На разве это согреет? А всё почему? Потому как не конвейерное это дело – валенки валять, тут чувствовать надо.

– На конечном этапе, мы свои валенки выворачиваем. Внутри они получаются мягкие, пушистые, снаружи плотные, гладкие, и в то же время прочные, основательные и надёжные, не подведут в трудную минуту! Почепские валяльщики – настоящие мастера. «Прежде чем приступить к валянию, – говорит Вячеслав Романов, – нужно правильно подобрать шерсть, обработать её, несколько раз промыть, размять, и непременно руками. Все этапы – от полотна до снятия валенка с колодки – строго по времени, при определённой температуре. На производстве заняты пять человек – наша семья. Каждый отвечает за свой участок работы, что-то не учесть, значит подвести маму, отца. Мы всё это понимаем, а ещё – любим свою работу.

За такой подход к делу Наталье и Владимиру Романовым вручили памятный приз «Хрустальная ладья», глава семейства стал «Лучшим предпринимателем Брянской области-2012».

Специально для Олимпиады Сочи 2014 семья Романовых сваляла суперваленки.

Размеры валенок впечатляют: 1,8 метра в высоту, 1,5 метра в окружности, 1 метр – длина подошвы.

Почепские валенки – отличный сувенир для любого туриста и путешественника!


Дятьковский хрустальный завод в г. Дятьково

Музей хрусталя

Город Дятьково известен, прежде всего, хрустальным производством, поэтому его часто называют «Хрустальный город». Технология создания «нетающего льда», как называли хрусталь в древности, не изменилась почти за тысячу лет. Изделия завода издавна поставлялись к Императорскому двору. Дятьковский хрусталь и сегодня можно увидеть во время правительственных приёмов в Кремле, а люстры из этого чарующего материала служат украшением Третьяковской галереи.

Именно поэтому любому гостю города стоит посетить музей Дятьковского хрусталя. Коллекция музея насчитывает более двенадцати тысяч уникальных изделий. В настоящее время музей является крупнейшим не только в нашей стране, но и превосходит по богатству уникального собрания многие музеи мира.

музей

музей

Неподалёку от музея расположен уникальный храм-памятник в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». На изготовление внутреннего убранства храма ушло 15 тонн хрусталя, было изготовлено несколько тысяч хрустальных деталей. Освящение храма состоялось в конце марта 2003 года и с этого времени «Неопалимая Купина» является одной из самых ярких достопримечательностей города.

Хрустальный иконостас

Карачевская ёлочная игрушка

История создания Карачевской фабрики елочных игрушек начинается в 1932 году с промысловой кооперативной артели имени Кирова, производившей гончарные, швейные изделия и ёлочные украшения. В годы войны все производственные помещения артели были уничтожены, но уже в 1943 г. артель была возрождена и стала выпускать наряду с другой продукцией новогодние украшения.

Первоначально игрушки Карачевской фабрики были из папье-маше и стеклянных трубочек, а с 50-х годов прошлого века игрушки стали выдувать из стекла. С помощью керосиновой горелки выдували маленькие игрушки.

Карачевская фабрика производит ёлочные украшения только ручной работы. Это верхушки, шары разного диаметра, фигурки формовой выдувки (более 40 видов), шишки, подвески. Каждое изделие, разрисованное в народном и современном мотиве, интересно и неповторимо. Ассортимент рисунков постоянно обновляется. Предприятие выпускает не более 500 штук шаров на один рисунок.

Туристам предлагается экскурсия по предприятию, на которой будет показан весь процесс изготовления игрушек от стеклянных заготовок до росписи готовой продукции. Желающие могут приобрести елочные украшения по ценам производителя, а опытные мастера тут же подпишут елочные шары.

Грибанова Елена Владимировна

Данная презентация знакомит с разнообразием русской народной игрушки. Кратко описывается и иллюстрируется дымковская , филимоновская , каргопольская, абашевская игрушки. Презентация знакомит с историей создания самой узнаваемой и популярной русской народной игрушки - матрёшки. Рассматриваются и игрушки родного края - Брянской области.

ВложениеРазмер
презентация "русская народная игрушка" 2.07 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русская народная игрушка Презентацию подготовила Козлова Светлана, ученица 4 – г класса МОУ «Гимназия №5» г.Брянска,

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой . Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик , затем опять девочка . Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца .

Филимоновская игрушка раоппа — древнерусский прикладной художественный промысел , сформировавшийся в деревне Филимоново Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет.

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов . Возник в заречной слободе Дымково близ города Вятка более 400 лет тому назад (ныне на территории города Кирова)

Богородская игрушка –появилась 350 лет тому назад неподалеку от г. Сергиев Посад, в селе Богородское. Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи.

Каргопóльская игрушка - русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

Абашевская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.

Народный мастер Брянской области – Королёва Татьяна Ивановна . Деснянки - этнографические куклы в женском крестьянском праздничном костюме Брянского края.

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 1

Мглинская игрушка.
Издревле славилась мглинская земля гончарами. Отзвуки глинного дела в названии самого города – Мглин. Нигде в России не найти кружку, из которой можно пить и присвистывать - это фирменная мглинская посуда.

Слайд 4

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 4

Слайд 5

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 5

Унечская игрушка
Унечская глиняная игрушка, уходит своими корнями в Мглинскую народную игрушку. Отличительной ее особенностью является не только анималистическая тематика, но также изысканная обработка поверхности игрушки, украшение чеканным геометрическим орнаментом с добавлением минимальной росписи «теплым» цветом.

Слайд 6

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 6

Слайд 7

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 7

Слайд 8

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 8

ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Искусных гончаров в древней Руси называли «горшечниками». Народ говорил: «Деревня без гончара, что колодец без воды». На Брянщине этот промысел был распространен в Мглинском, Новозыбковском, Суражском, Карачевском, Трубчевском и с 1882 – в Брянском уездах. Работы новозыбковских и брянских мастеров

Слайд 9

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 9

Слайд 10

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 10

Вышивальный и ткацкий промысел
Говоря о традиционных промыслах Брянской области, нельзя не вспомнить о Верещакских ткачихах Новозыбковского района. Уникальные рушники, вышитые рубахи не без основания вошли в сокровищницу Российского народного искусства. Яркие «чернобровые» и более ранние по хронологии – красная нить по белому фону – рушники с разнообразными орнаментами, несут и обязательную смысловую нагрузку (свадебную, обрядовую, религиозную и т.д.)

Слайд 11

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 11

Слайд 12

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 12

Слайд 13

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 13

Слайд 14

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 14

Валяльный промысел
В Почепском районе издавна занимаются изготовлением валенок. Изделия почепских мастеров известны в области и за ее пределами. Большим спросом пользуются валенки семьи Романовых - постоянных участников городских, районных и областных выставок, ярмарок

Слайд 15

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 15

ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ
И как не было на Руси крестьянки, которая не умела бы ткать, так не было и крестьянина, который не умел бы плести корзины, лапти, лукошки. И в наше время мастера лозоплетения не уносят свои изделия домой с ярмарок и выставок-продаж - все раскупается как блины на Масленицу.

Слайд 16

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 16

Слайд 17

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 17

Слайд 18

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 18

Слайд 19

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 19

Слайд 20

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 20

Стеклодельный промысел
В России искусство стеклоделия зародилось в 10-11 веке. Первые заводы Гусевский и Дятьковский положили начало массовому изготовлению стеклянных изделий. Становление русского хрусталя шло по двум линиям (в зависимости от приемов обработки) – гравировкой и алмазной гранью. Основные материалы для изготовления стекла – кварцевый песок, сода, поташ, мел, известняк, доломит, свинцовый сурик. Мелодичный звон стеклу придает свинец. Красителями стекла служат: кобальт, марганец, хром, медь, золото. Дятьковский хрустальный завод в Брянской области основан в 1790 г., выпускает 25 % всего хрусталя в России. Техника изготовления стекла – прессование с доработкой.

Слайд 21

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 21

Слайд 22

Исследовательский проект «Народные промыслы Брянской области», слайд 22

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: