Мини музей игрушки наших бабушек и дедушек

Обновлено: 28.04.2024

Здравствуйте, дорогие! Давно я тут не показывалась( Напряженная выдалась у меня осень, да и начало зимы… Но вот, наконец-то, нашлась свободная минутка и для любимого сайта. Хочу вам показать, какой мини-музей мы организовали в детском саду совместно с родителями наших воспитанников.
Наши дети очень любят спрашивать нас о прошлом, им нравится узнавать о том, что было до их появления. Вот поэтому мы решили организовать в группе мини-музей семейных реликвий и назвали его «Игрушки наших бабушек, игрушки пап и мам».
Мы попросили родителей рассказать о реликвиях, особо чтимых и хранимых в семье. Что знают наши дети об этих предметах? При оформлении экспозиции мы помнили, что её цель не только в том, чтобы заинтересовать детей и родителей экспонатами, но и воспитать у детей трепетное отношение и уважение к традициям. Мы хотели, чтобы экспонаты музея помогли детям прикоснуться к истории и почувствовать, что она близка, ведь об истории семьи ребёнку лучше расскажут не фотографии, а вещи. Наша задумка получила неожиданный отклик, к её осуществлению подключились родители и их друзья, сотрудники детского сада.
Экспозицию музея организовали так, чтобы дети могли не только посмотреть, но и потрогать экспонаты, и даже поиграть. И ещё мы предложили детям стать экскурсоводами и рассказать о своей семейной реликвии. Как известно, воспринятое в дошкольном детстве, оставляет глубокий след в памяти, характере и чувствах ребёнка.
Среди самых почтенных экспонатов — железная грузовая машина дедушки Ксюши. Ему подарил эту машину папа в день 5-летия.

Есть куклы и пупсы из детства бабушек и мам, мягкие игрушки, которые были любимыми игрушками пап наших воспитанников.

Например, такой взрослый и серьезный дяденька, папа Ярика, принес очаровательного плюшевого медведя-друга своего детства.

Игрушки из прессованных опилок и резиновые игрушки-животные, оловянные солдатики и пластмассовый Айболит…

Отдавали нам их с такой нежностью и теплотой, начинали вспоминать: « Вот я такой игрушкой играл, у меня такая игрушка была, вот такая игрушка была у кого-то из моих знакомых…»


Здесь есть необыкновенная возможность показать нашим детям солдатиков, которыми играл папа, механический конструктор, пользующийся огромной популярностью в то время, когда о Лего еще и не слышали, куклу, о которой мечтала в детстве мама.


Взрослым тоже бывает приятно окунуться в мир детства.
Фоточек не очень много оказалось((( Завтра поснимаю экспонаты еще. Спасибо за проявленный интерес.

Ямогу: Здравстауйте! Я занимаюсь лепкой кукол. В основном это гномы, эльфы, домовята и прочий сказочный народец)).Для вас могу создать кукольные детальки для создания своей куколки.

Ямогу: Сошью любую одежду или обувь для кукол Paola Reina и им подобных.Любой аксессуар из бисера и бусин -головные уборы, сумочки, детали одежды.Создам аксессуар или обувь для куклы из войлока, кожи, джута

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Ранняя диагностика, коррекция и предупреждение нарушения речи у детей дошкольного возраста


Курс повышения квалификации

Специфика организации услуги по воспитанию детей в специальной (коррекционной) школе-интернате


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музей в чемодане
Игрушки наших бабушек и дедушек
МБОУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
“Вершина”
Михаловская М.Б.
Красногорский р-н, д. Путилково
2022г
Автор:

Цель создания музея - формирование познавательного интереса дошкольников путем использования различных видов наглядности

Формирование интереса к истории игрушек и их разнообразию

Расширение представления детей об игрушках на примере темы нашего музея

Развитие воображения, речевой активности детей

Воспитание бережного отношения к игрушкам

В музее представлены разные виды игрушек: деревянные, керамические, оловянные, резиновые, пластиковые, изготовленные мастерами и заводские.

Экспонаты музея способствуют развитию у детей познавательной активности, интереса, речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы.

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей, посещающих детский сад. Коллекция музея располагается в чемодане, что привлекает внимание детей и создает эффект сюрприза.
Коллекция музея

Сюжетно-ролевая игра “Поход в музей”
Ребята слушают рассказ об истории игрушек

Воспитанники детского сада знакомятся с экспонатами музея, отмечают разнообразие материалов, из которых они изготовлены.
Знакомство с музеем

Плюшевые и резиновые игрушки

Самовар и чайная пара

Диапроектор:
просмотр диафильма
”Принцесса на горошине”

Дополнительные экспонаты музея: книги , открытки

Игры, в которые играли наши дедушки и бабушки

Создаем бумажных кукол
вместе с мамой


Создание музеев в ДОУ играет большую роль в воспитании и развитии дошкольников. Такие музеи актуальны в наше время и вносят разнообразие в предметно-пространственную среду с помощью новых форм работы с детьми и родителями, а также обогащают знания дошкольников об окружающем мире. Музеи в чемодане дают возможность ребёнку познавать новое, экспериментировать, изучать экспонаты тактильно, развивать свои творческие способности.

Мы с удовольствием продолжим пополнять наш музей игрушек новыми экспонатами, в том числе сделанными своими руками.

Краткое описание документа:

Музей в чемодане "Игрушки наших бабушек и дедушек" проводился в средней группе, возраст 4-5лет.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 135 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 19.05.2022 136
  • PPTX 49.7 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Михаловская Мария Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

86 минут

«Развитие креативности у детей и подростков»

65 минут

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС»

60 минут

«Политическая карта как объект изучения в школьном курсе географии. Объекты и субъекты, уникальные характеристики, динамизм и изменчивость политической карты»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Пока ребенок маленький, с ним играют взрослые – рассказывают сказки, поют колыбельные песни, читают ему стихи, потешки, пеструшки, загадки. Когда ребенок немного подрастет, он использует детский фольклор в играх со своими любимыми куклами, мишками, зайками. А, став взрослым – будет использовать свой опыт в воспитании детей и внуков. Так сохраняется традиция пестования.

ВложениеРазмер
prezentatsiya1.pptx 2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

г. Братск 2016 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 41» Мини – музей «Игрушки наших Бабушек и мам» Разработала: Чернышева Л.И., воспитатель

Актуальность: С давних времён русский народ хранил и ценил традиции и культуру своего народа, передавая свой опыт из поколения в поколение, от стара к младу в форме устного народного творчества - фольклора. Но никому не секрет, что в конце 20 века Россия произошли значительные изменения, которые привели к потере духовных ценностей у подрастающего поколения. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своего народа. Пока ребенок маленький, с ним играют взрослые – рассказывают сказки, поют колыбельные песни, читают ему стихи, потешки, пеструшки, загадки. Когда ребенок немного подрастет, он использует детский фольклор в играх со своими любимыми куклами, мишками, зайками. А, став взрослым – будет использовать свой опыт в воспитании детей и внуков. Так сохраняется традиция пестования.

Вид проекта – целевой творческий практико-ориентированный Характеристики проекта: продолжительность: долгосрочный; срок реализации: с 15.01.2016 по 31.01.2016 года; участники проекта: педагоги ДОУ, родители; направление проектной деятельности: творческо-информационное, работа с родителями, работа с педагогами.

Задачи: 1. преобразовать условия РППС в группе для создания мини-музея; 2. создавать условия для вовлечения и сплочения семьей воспитанников в работу по созданию мини-музея, способствующие приобщению всех участников проекта к истокам русской народной культуры; 3. создавать условия для взаимодействия с педагогами ДОУ; Цель проекта: Преобразование предметно-развивающей среды группового пространства в ходе создания мини-музея «Игрушки наших бабушек и мам»

Принципы: Принцип интеграции; Принцип деятельности и интерактивности; Принцип природосообразности; Принцип гуманизации и партнёрства; Принцип сменяемости и вариативности; Принцип доступности; Принцип наглядности; Принцип безопасности.

Создатели проекта «Мини-музей «Игрушки наших бабушек и мам» Творческая группа: Ляпунова Анна Сергеевна, воспитатель; Зимина Ольга Владимировна, Помощник воспитателя Участники: Родители воспитанников группы «Ладушки»; Педагоги ДОУ Руководитель мини-музея: Чернышева Лариса Ивановна, воспитатель

Этапы содержания проекта 1 этап. Организационный: 2 этап. Реализации проекта 3 этап. Аналитический:

I этап: Организационный Постановка целей и задач перед родителями воспитанников группы; Выбор расположения мини-музея в групповой комнате; Подготовка методического пакета для реализации проекта; Сбор экспонатов; Организация взаимодействия с родителями и педагогами ДОУ;

II этап. Реализация проекта по основным направлениям проектной деятельности Разработка плана работы с родителями воспитанников и педагогами ДОУ; Оформление мини-музея; Разработка тематики и содержания экскурсии и занятий для ознакомления детей с экспонатами; Разработка перспективно-тематического плана работы;

Организационный этап: анкетирование; проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в проектную деятельность; Этап реализации проекта: участие в изготовлении экспонатов мини-музея; консультирование по вопросам воспитание детей раннего возраста по средствам музейной педагогики; Аналитический этап: «Круглый стол» Функционирование мини-музея: проведение совместных мероприятий в рамках работы мини-музея; экспозиции мини-музея; Формы работы с:

III этап: Аналитический Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей, а также педагогов ДУ; Подведение итога проекта, анализ хода, определение линий развития.

Продукт проекта Мини-музей «Игрушки наших бабушек и мам» Профиль – творческо-информационный

Задачи: 1. Знакомство с народной игрушкой; 2. Развитие речи посредством устного народного творчества, связанного с той или иной игрушкой; 3. Воспитание у детей любви к красоте старинных игрушек. Цель работы мини-музея: формирования познавательных интересов младших дошкольников посредством народной игрушки и связанным с ней фольклором.

Предполагаемый результат: усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе по функционированию мини-музея для детей раннего возраста. ребенок интересуется экспонатами мини-музея и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; усвоил правила поведения в музеи; владеет активной речью, включенной в общение; знает названия экспонатов; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к устному народному творчеству: пестушкам , потешкам , песенкам; рассматриванию картинок, экспонатов; стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; родители и педагоги привлечены в мероприятиях рамках работы мини-музея.

Формы работы с детьми: д/и «Собери матрёшку»; чтение русских народных сказок; беседы; посещение экспозиций

Формы работы с детьми: просмотр спектакля по мотивам р.н.с. «Волк и лиса» ложкового театра; пальчиковые игры «Сорока-ворона»; хороводные игры; подвижные игры «Курочка и цыплятки», «Зайка серенький» и т.д.;

Формы работы с детьми: обыгрывание потешек; импровизация на детских музыкальных инструментах: бубен, деревянные ложки, колокольчик. рисование с использованием нетрадиционных техник. пальчиковый театр. слушание русских народных песен;

Перспектива развития мини-музея: пополнение экспонатами и разнообразие экспозиций; установить связь работы мини-музея с комплексно-тематическим планированием ДОУ; создание передвижной выставки для воспитанников других разновозрастных групп ДОУ

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Игрушки наших бабушек»

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной, игрушкой.Участники проекта: воспитатель группы, дети и их родители. .


Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, открываем и переоцениваем заново. Мы многое успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как .


Презентация мини- музей "Игрушки наших мам"

Воспитание у дошкольников музейной культуры, расширение кругозора.Укрепление сотрудничества педагогов, детей и родителей.


Паспорт Мини-музея "Игрушки наших мам и бабушек"

Мини-музей в рамках программы "Социокультурные истоки".

Методическая разработка для детей раннего возраста «Мини-музей игрушки наших мам и пап»

Проект для детей раннего возраста разработан с целью формирования у них познавательных интересов путем использования игрушки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Мини – музей «Куклы наших бабушек».

создан мини музея,позволило детям лучше познакомится с тряпичными куклами.

Участники проекта: Бизяева Наталья Викторовна, воспитатель; педагоги ДОО; дети (3-4 лет) и их родители.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный.

Актуальность проекта:

Одним из самых любимых и долгожданных праздников детей и взрослых из года в год считается - Новый год и Рождество. Это ожидание чуда, ни с чем несравнимая зимняя сказка и самые положительные эмоции, радость и веселье.

Для каждого из нас Новый год связан с детством – с традицией наряжать ёлку стеклянными шарами и фигурками, хлопушками и гирляндами всей семьёй. В 21 веке семьи украшают ёлки в основном определенном стиле: одинакового цвета шары и банты. Многие дети не знают, что раньше изготавливались разные игрушки из различного материала.

Поэтому мы решили организовать мини-музей «Новогодняя игрушка» и познакомить дошкольников с историей создания новогодней игрушки.

Задачи проекта:

• Формировать у детей первичное представления о музее;

• Познакомить детей с историей возникновения новогодней ёлочной игрушки;

• Расширить представления детей о разнообразии новогодних ёлочных игрушек;

• Развивать познавательный интерес, любознательность;

• Привлекать родителей к совместной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

• Разработка идеи оформления мини-музея;

• Подбор экспонатов для музея (родителями и детьми);

• Знакомство с новогодними игрушками (рассматривание и игры с ними);

• Подбор художественной литературы, рассматривание картинок по данной теме;

• Изготовление экспонатов своими руками;

• Заучивание стихотворений о новогоднем празднике;

• Работа с педагогами;

• Работа с родителями.

2. Основной (практический):

• Работа с детьми: беседы «Игрушки наших бабушек и дедушек», «Игрушки наших мам и пап», проведение познавательных занятий, игр, совместное оформление мини-музея;

• Работа с педагогами: беседы «Игрушки наших бабушек и дедушек», «Игрушки наших мам и пап», сбор экспонатов для мини-музея;

• Работа с родителями: сбор экспонатов для оформления выставки мини-музея, консультации по теме «Игрушки наших бабушек и дедушек», «Игрушки наших мам и пап», участие в конкурсной деятельности на базе ДОО.

3. Заключительный:

• Организация выставки старинных новогодних игрушек в мини-музее;

• Посещение мини-музея: педагоги с группой детей, дети и их родители.

Результаты проекта:

• Создание мини-музея «Новогодняя игрушка»;

• Повышение профессиональной компетенции педагога по внедрению проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.

• Активизация познавательного интереса дошкольников;

• Повышение интереса к музейной деятельности;

• Воспитание умения детально рассматривать экспонаты, выделять главное, обобщать увиденное.

• Повышение интереса к участию в жизни ДОО;

• Развитие стремления к совместной деятельности с детьми.

Рефлексия:

В результате проведения проекта удалось повысить интерес детей, педагогов и родителей к такому любимому празднику как «Новый Год», к его традициям, не всегда известным, к его истории; появилось желание узнать ещё что-нибудь новое о хорошо известном празднике. Помимо этого удалось объединить усилия взрослых и детей, активизировать их желание действовать совместно.

Список используемой литературы:

1. Логинов Д. На родине рождественской елки: об истории рождественской елки и елочных украшений // Смена. – 2005. - N 12. - С. 170-172.

2. Некрасова М. "Сколько на елочке шариков цветных": Старинный промысел елочных украшений: в России // Юный художник. – 2002. - N 11. - С. 6-9.

3. Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка // Наука и жизнь. – 2003. - N 12. - С. 22-25.

Приложение 1

Игрушки наших бабушек и дедушек

В сиянии новогодних игрушек отражается целая эпоха, по ним можно изучать историю нашей страны. Внешний вид ёлочных игрушек и их смысловая нагрузка изменялись в соответствии с историческими реалиями. Игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики, их делали из дрезденского картонажа, ваты и стекла. Появились подвески в виде дирижаблей, парашютов, самолетов, танков. А макушку ёлок в то время могла украшать только красная звезда.

Также в конце 30-х годов была выпущена серия ёлочных украшений на восточную тему — это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы. Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись. Появлялись тематические новогодние игрушки, которые характеризовали то или иное событие в жизни нашей страны. После выхода на экраны кинофильма «Цирк» появились игрушки на цирковую тематику. Освоение Севера ознаменовалось фигурками полярников.

Производство елочных игрушек не прекращалось даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Они должны были напоминать всем жителям страны, а также фронтовикам и лечащимся в госпиталях солдатам о спокойной, мирной жизни и скорой победе. Делали их из отходов военного производства: кусочков металла, проволоки и металлической стружки, фигурки которых мастерили из бинтов, погон, носочков. В этот момент выпускались игрушки в виде солдат, пистолетов, танков, другой военной техники и собак-санитаров. Характерная игрушка тех лет — перегоревшая электрическая лампочка, которую покрывали краской.

В послевоенные годы для украшения новогодней ёлки использовались только мирные игрушки. К Новому 1949 году была выпущена серия новогодних игрушек с изображением героев из сказок Пушкина, она была посвящена юбилею со дня рождения великого поэта.

В 50-х годах, когда на территории Советского Союза возникла серьезная продовольственная проблема, было решено выпустить серию ёлочных игрушек в виде овощей, фруктов и ягод они должны были символизировать изобилие в стране. Раскрашенные игрушки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жесткими и чуть блестели. В эти годы появились ёлочные игрушки в виде зверей, птиц, Деда Мороза и Снегурочки, сказочных героев. Появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек. Елки украшались серпантином из цветной бумаги. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».

А после выхода на экраны страны фильма «Карнавальная ночь», стали выпускать и стеклянные часы, стрелки которых показывают пять минут до наступления Нового года.

Игрушки наших мам и пап

В конце 60-х годов производство ёлочных игрушек было поставлено на поток. Поэтому большого разнообразия в это время не наблюдается. Фабрики трудились по единому трафарету. Начиная с 70-х годов, выпускаемые в СССР ёлочные игрушки утратили свое разнообразие, было налажено массовое производство, а на фабриках их уже не выдували, а штамповали, но продолжали расписывать вручную. Тонкие узоры, прозрачные линии, тщательно прорисованные мелкие детали – ёлочные игрушки становятся настоящими произведениями искусства. В магазинах в широком ассортименте появились похожие друг на друга разноцветные шарики, золоченые стеклянные шишки, однообразные сосульки и колокольчики. В 1970-80-е годы выпускали игрушки с напылением в виде снега (шишки, колокольчики, домики, заметённые снежком, стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая серебристая мишура. В оформлении ёлочных игрушек стала популярной рождественская и деревенская тематика. В 80-е годы писком моды стало украшение ёлки в одинаковых тонах. Поэтому шарики, фигурки, макушки подбирались одного цвета.

Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они тоже наряжали новогоднюю ёлку. В игрушках тех времён отражалась история нашей страны.

Активно развивалось сельское хозяйство и на ёлку вешали игрушки в виде овощей, фруктов и ягод: виноград и лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук и чеснок. Особое место занимала кукуруза – «царица полей». Выпускали игрушки, которые крепились на ёлку при помощи прищепки. Стали производиться и первые электрические гирлянды.

Когда Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос – на ёлках появились игрушки в виде космических спутников и космонавтов в скафандрах, ракет, парашютов, шариков на космическую тематику.

Приложение 2

Подбор экспонатов для музея (педагогами, родителями и детьми)

Проект «Мини-музей «Новогодняя игрушка»

Знакомство с новогодними игрушками



Подбор художественной литературы, рассматривание картинок



Изготовление экспонатов своими руками

Новогодняя игрушка «Снеговик»


Совместное оформление «Мини – музея «Новогодняя игрушка»



Игра «Разложи по цвету»


Игра «Большие и маленькие»


Игра «Укрась ёлочку»


Дидактическая игра «Собери новогодний шар»


Дидактическая игра «Разложи в ряд»


Упражнение на внимательность «Раскрась две одинаковые»


Упражнение на внимательность «Найди тень»


Участие в конкурсной деятельности на базе ДОО «Подарочки для ёлочки»



Посещение мини-музея «Новогодняя игрушка»


МИНИ – МУЗЕЙ «Новогодняя игрушка»


Мастер-класс по вязанию крючком «Новогодняя игрушка — мини-ёлочка»

Мастер-класс по вязанию крючком «Новогодняя игрушка — мини-ёлочка» Новый год – это один из самых любимых праздников и детей, и взрослых. Многие согласятся, что прелесть Нового года даже не в нём самом, а.

Мини-музей «Деревянная игрушка»

Мини-музей «Деревянная игрушка» Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями.

Мини-музей «Новогодняя Ёлочка»

Мини-музей «Новогодняя Ёлочка» К Новому году во второй младшей группе был создан мини-музей "Новогодняя Ёлочка" Экспонатов "Ёлочек" получилось много из разного материала.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Мини-музей «Забавная игрушка»

Мини-музей «Забавная игрушка» Мини-музей «Забавная игрушка» Актуальность. Создать музей забавной игрушки в своей группе мы решили, исходя из возраста наших детей. Дети.

Наш мир так интересен, но человек порой не замечает, откуда к нам пришли те или иные традиции. Ведь каждый народ или нация имеют свои корни. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, предметами прикладного искусства особое место занимает народная кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов. Народная кукла имеет игровое и культовое значение в истории человечества. Проект предполагает приобщить детей к миру куклы, дает попробовать изготовить ее своими руками. Знакомство с куклой позволит им познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы войдут в коллекцию мини-музея «Куклы наших бабушек».

Цел ь: Формирование у детей 5 – 7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.

Задач и:

1. Обогащать знания детей об истории возникновения кукол.

2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

3. Учить изготавливать кукол своими руками.

4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре

Примечан ие.

В процессе работы по ознакомлению дошкольников с традиционной русской культурой, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства, обрядовыми куклами у меня постепенно накапливался материал, который я объединила в виде мини-музея. Так, в музее отражено многообразие народной куклы и результаты детского творчества по этой теме. Наш музей интерактивен, поэтому в нем представлены материалы для детского творчества: различные корзиночки с лоскутами, ленточками, нитками, веточками, лучинками и другими материалами; коробочки с красками, бумагой и т. д., все это позволяет детям закреплять знания по данной теме, развивать воображение и творчество.

Одну из стен музея занимает мини-выставка «Куклы наших бабушек», где представлены куклы, выполненные с использованием различного материала, сделанные руками детей и родителей. Изготавливая куклы наших предков, дети не только осваивают приемы изготовления этих кукол, но и знакомятся: с историей возникновения каждой куклы, символом, какого обряда она является, почему так называется.

Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной и по ныне. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Все куклы условно можно разделить на игровые, куклы берегини и обрядовые куклы. Настоящие обереговые куклы безлики, ведь согласно поверью, именно через лицо вселяется злой дух. Технология изготовления кукол очень проста – никаких ножниц и иголок. Все куклы сворачиваются из коры, ткани, ниток, в общем, используется все то, что есть в любом доме всегда.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Ведь самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

Экспозици и.

Кукла Пеленашка.


Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленатый в пеленку. Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Её клали в колыбель к ребенку до крещения как оберег от злых духов.

Вепсская кукла.


Эта кукла хранит в своем названии имя создавшего ее народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны севернорусскими. Это образ замужней женщины. Детали куклы не сшивали между собой. Ее делали из обрывков изношенной одежды, из них же надергивали нити для путанки и связывания деталей куклы.

Мировое древо.


Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами. В доме невесты утром в день венчания пекли особый круглый свадебный пирог. В его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Готовый пирог обильно украшали выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатинка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Кукла Мировое дерево изготавливалась без сшивания деталей иглой, «чтобы счастья не зашить». После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

Зайчик-на-пальчик.


Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Крупеничка.


С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке,

связанную с поверьем о появлении гречихи на Руси. Гречиха – одна из самых капризных культур, но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Сев сопровождался обрядом – первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой.

Кубышка-травница.


Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через два года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Кукла Веснянка.


Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной. По размеру это ладонная кукла.

Кукла закрутка.


Это куколка Закрутка – раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода.

Куклы Мартинички.


Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Также в музее представлены куклы в национальных костюмах жителей родного края:

1. Марийский национальный костюм.

2. Русский национальный костюм.

3. Татарский национальный костюм.


В музее представлены различные материалы для создания кукол: небольшие разноцветные лоскутки и нитки.


В музее дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.

Как мы поздравляли наших бабушек и мам

Как мы поздравляли наших бабушек и мам Дорогие наши мамы, Наши бабушки, друзья. В этот день чудесный самый, Просыпается Земля. Вся страна, другие страны, Поздравляют милых.

Мастер-класс «Куклы наших бабушек» Мастер - класс для родителей и детей средней группы Тема: «Куклы наших бабушек» Сегодня я хочу познакомить вас с одной замечательной игрушкой:.

Мини-музей для дошкольников «Такие разные куклы» АКТУАЛЬНОСТЬ Одним из приоритетных направлений российского образования является воспитание у детей общекультурных ценностей. В дошкольном.

Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Мини-музей «Куклы наших бабушек» В настоящее время традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную.

Мини-музей русского быта и народного творчества. Музей создан педагогами, детьми и родителями нашего сада

Мини-музей русского быта и народного творчества. Музей создан педагогами, детьми и родителями нашего сада Мини-музей «Русского быта и народного творчества» в ДОУ был создан с целью воспитания интереса и любви к русской национальной культуре,.

Мини-музей русской обрядовой куклы

Мини-музей русской обрядовой куклы Файл "Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы, которые не имеют прорисовки лица. Детскими эти куклы.

Праздник наших мам и бабушек 8 марта!

Праздник наших мам и бабушек 8 марта! Ведущая: Ах,какой денек чудесный встретим праздник звонкой песней, Улыбнитесь все вокруг Ты мой друг и я - твой друг! Дети читают стихи:.

Прект «Бабушкин сундучок». Мини-музей группы «обрядовые куклы» Дошкольник, приходя в музей за «красотой», приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного. Организация.

Творчество и увлечения наших мам и бабушек

Творчество и увлечения наших мам и бабушек В нашем детском саду в подготовительной группе «Мотылек», педагогами Нестеровой Т. и Босиковой Т. В. была организована выставка под названием.

Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Мини-музей «Куклы наших бабушек» Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Она известна с глубокой древности,.

Читайте также: