Мини музей народная игрушка в детском саду

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Творческий проект

"Мини-музей народной игрушки"

Цель проекта : ознакомление детей с народной игрушкой, традициями, бытом, привлечение детей к культурно-историческому наследию своей страны, создавая условия для творческой деятельности, привлекать их к народной культуре и творчеству, вызвать интерес к экспонатам музея, развивать духовность.

Характеристика проекта:

Актуальность проекта определена государстыенным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором сформированы задачи по воспитанию и всестороннему развитию ребенка как личности и формирования ее национального самосознания через реализацию своего природного потенциала, ориентируя ее на общечеловеческие и национальные ценности.

Этот проект доказывает целесообразность применения в дошкольном учреждении музейной педагогики.

Музейная педагогика - достаточно новый, но уже популярное направление учебно-воспитательной деятельности.

Сегодня едва ли не важнейшими и актуальными направлениями работы в сфере музейной педагогики духовно-нравственное и общественно-патриотическое воспитание. Ведь от того, какое зерно мы посеем в души детей в дошкольном возрасте, таким ростком прорастет оно в будущем, влияя на формирование характера и самосознание личности.

Использование средств музейной педагогики позволяет пробудить в детях чувство принадлежности к своему роду, к родной земле, стремление приобщиться к культуре народа, его истории, традициям, искусству. А совместное изготовление воспитателями, родителями игрушек, тряпичных кукол вызывает у детей радость, счастье, желание играть с ними.

С целью проектной деятельности - информационно-творческий

По количеству участников - групповой.

По продолжительности - долгосрочный.

Прогнозованний результат : интерес детей и родителей к народной игрушки, приобщение ее к современным условиям, желание детей и взрослых собственноручно создавать народную игрушку, куклы, воспитание патриотических чувств, национального сознания.

План реализации проекта.

Проект предусматривает изучение истории народных традиций и культуры народа. Исследуются сведения по истории возникновения и развития русской народной игрушки - одного из важных явлений русской культуры. Формирование у детей культуры быта и труда, трудовых приемов и умений изготовления игрушек.

Первый этап (подготовительный) мотивационный

Цель: в процессе реализации проекта предполагается знакомство с произведениями народного искусства, верованиями и обычаями русского народа, связанными с народной игрушкой, стимулирование желания заниматься художественным творчеством с подражанием лучшим традициям народных мастеров. Основной формой работы на данном этапе является информационная работа.

Мероприятия:

1. Определить сущность понятия "музейная педагогика".

2. Раскрыть основные направления деятельности музея на современном этапе.

4. Знакомство родителей с историей возникновения народной игрушки.

5. Консультация для родителей "Кукла - мотанка - оберег наших душ".

Второй этап (практически-деятельностный)

Цель: на втором этапе осуществляется взаимосвязь методов и приемов репродуктивного и поискового характера: ознакомление с народными игрушками, создание презентации «Виды народных игрушек», сбор базы игрушек для создания мини-музея "Народная игрушка», создание электронного фотоальбома с поэтапным описанием создания народных игрушек, обучение традиционным приемам изготовления русских народных игрушек и тому подобное.

Мероприятия:

1. Подбор и подготовка игрушек (атрибутов) для создания мини-музея.

2. Знакомство с видами народной игрушки.

3. Создание презентации "Воспитательная и образовательная ценность народной игрушки в творческой деятельности детей"

4. Составление плана занятий в мини-музея.

5. Сбор информации, теоретического материала.

Третий этап (творческий)

Цель: на непосредственное проявление творческой активности участников проекта на основе изучения искусства народной игрушки. Он побуждает к выбору подходящих вариантов в ходе творческого процесса, обеспечения самостоятельности детей в воплощении художественного замысла.

Третий этап состоит из цикла мероприятий, направленных на создание самостоятельных художественных работ и проведения Праздника народной игрушки, организации постоянно действующей выставки «Народные игрушки», проведение конкурса «Сказки об игрушках», инсценировки с использованием самостоятельно созданных игрушек по мотивам русских народных сказок, размещение на сайте заведения собранных материалов.

Мероприятия:

1. Приобретают знания об основных функциях народной игрушки.

2. Мастер-класс по изготовлению народной игрушки - куклы-мотанки.

3. Изготовление оберега для себя и для своей семьи.

4. Занятия в мини-музее.

5. Конкурс "Сказки о игрушке".

6. Игры детей с использованием самостоятельно созданных игрушек.

Четвертый этап (обобщающий)

Цель : обобщение опыта и анализ работы по организации образовательно-воспитательной работы в мини-музее, интерес детей и родителей к русской народной игрушке, приспособления ее к современным условиям, воспитание патриотических чувств.

Мероприятия:

1. Определение индивидуального вклада в мини-музей.

2. Отчетная выставка работ детей и их родителей.

3. Сюжетно -ролевая игра "В музеи".

3. Презентация результатов проекта.

Кукла-знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная кукла в современном мире переживает настоящее возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения детей к народному искусству.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Будучи частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и создает характерные черты ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

Выполняя проект мы вместе с детьми получали знания о нашем народе, о его обычаях и обрядах, а главное узнали о таком необычном аутентичном народном элементе как кукла-мотанка. Были проработаны литературные источники, проводились опросы по народной игрушке. Благодаря этому определили исторические истоки народных игрушек, куклы-мотанки, исследовали основные их функции, а также рассмотрели основные типы домашних кукол и научились изготавливать их самостоятельно.

Мини-музеи в детском саду - это особое развивающее пространство, созданное с целью приобщения ребенка к миру искусства, расширение ее культурного и национального мировоззрения, формирования жизненной компетентности.

1. Уже в молодом возрасте дети начинают интересоваться различными предметами. Ведь ребенок познает окружающий мир, накапливая чувственные впечатления от предметов, которые ее окружают. Художественные изделия, созданные народными мастерами, интересные и понятные ребенку. Поэтому мы решили сначала создать мини-музее народознавства.

2. Познавая новое, необычное, дети, как правило, привлекают в сферу своих интересов и родителей. Нам очень приятно, что родители активно поддерживают все начинания педагогов в музейном деле.

3. В дошкольном возрасте начинается фактическое становление личности. Поэтому мы стремимся не только дать ребенку представление об окружающем мире, но и выделить при этом такие содержательные опорные моменты, которые будут служить ей в будущем ценностными ориентирами. И именно музей дает возможность обогатить детей впечатлениями от предметов, которых они никогда не видели и не могли видеть в повседневной жизни, расширить их кругозор, сформировать системное представление о мире.

4. Благодаря музейной педагогике мы можем эффективно формировать у каждого воспитанника способность к творчеству, развивать воображение детей, их фантазию, навыки продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации) и самостоятельности.

5. Наши мини-музее охотно посещают не только воспитанники дошкольного учреждения, но и их родители.

6. Полюбив и усвоив ценности музейного пространства, в дальнейшем дети будут благодарными посетителями музейных залов и культурных мероприятий, а следовательно - интеллигентными, хорошо воспитанными и опытными людьми.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.


Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко,но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

Одним из средств нравственно-патриотического воспитания является музей.


Музей-место, где где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди,чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей "принести"ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют "мини-музеем".


Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно-исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея "Русская народная игрушка"

Этапы проекта мини-музея народной игрушки :

1. Подготовительный этап

В начале работы я определяла тему, цели и название мини-музея, разрабатывала его модель, выбрала место для размещения.

Цели создания мини-музея :

-Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;

-Воспитывать интерес к народным промыслам;

-Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;

-Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

-Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;

-Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;

-Повысить общий культурный уровень родителей.

2. Этап реализации проекта.

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

Мини-музей располагается в помещении раздевалке, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а также сделанные руками детей и родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.


Для осуществления плодотворной работы с детьми в наем мини-музей был разработан ряд основных принципов:

1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью "отогнать злых духов", ведь именно для этого мастерили их русские люди.


2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини-музея доступен ребенку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств.

Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмет её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок -лишь пассивный созерцатель, а здесь он-соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.


Данная "Дымковская композиция" заняла 2 место на конкурсе "Народная игрушка"

Мини-музей в группе позволяет нам сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняется новыми экспонатами,здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.


Проект мини-музея глиняной и деревянной игрушки долгосрочный, он создан в сентябре 2016 года и рассчитан на 3 года. С каждым годом содержание проекта будет расширяться в соответствии с возрастом детей.





Мини-музей «Русская изба»

Мини-музей «Русская изба» " Русская изба" Цели и задачи музея. Осуществлять комплексный подход к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Способствовать.

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой;.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрешка» АКТУАЛЬНОСТЬ: Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям,.

Конспект занятия «Короб чудес. Русская народная игрушка» Тема : «Короб чудес» (познавательная игра по теме : «Русская народная игрушка») Цель: Развитие познавательной активности взрослых,.

Конспект занятия в группе дошкольного образования «Русская народная игрушка» Конспект занятия в группы дошкольного образования «Русская народная игрушка" Цели: познакомить с русскими народными игрушками, народными.

Краткосрочный проект «Русская народная игрушка». Проблема: Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков. Задачи проекта. 1. Воспитывать интерес к культуре своего.

Мини-музей «Русская изба»

Мини-музей «Русская изба» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства.

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).

Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Общие сведения о проекте :

Тип проекта детско – родительский, познавательно- творческий

Место реализации МАДОУ «Буратино»

По виду деятельности Познавательно- творческий

По продолжительности среднесрочный (01.09.2017 – 27.12.2018г.)

По форме реализации групповой

Участники проекта дети средней группы, родители, воспитатель

Возраст детей 4-5 лет

Цель проекта : приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно- нравственным ценностям через совместную деятельность.

Задачи проекта :

• обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;

• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;

• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;

• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;

• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;

• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;

• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.

Механизмы реализации проекта :

• совместнаядеятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,познавательно-исследовательской, изобразительной,чтение художественной литературы);

• самостоятельная деятельность детей;

• взаимодействие педагога с родителями, родителей с детьми.

Продукты проекта :

• презентация итогов проекта для педагогов и родителей ДОУ;

• выставка кукол сделанных руками детей и родителей;

• создание мини-музея народной куклы - игрушки в дошкольном учреждении.

• создание картотек колыбельных песен и хороводных народных игр;

• оформление альбома с иллюстрациями «Русская народная кукла- игрушка»

• взаимодействие в рамках родительского клуба «Играем вместе»;

• слайдовые презентации консультаций, мастер - классов: «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника».

• побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;

• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;

• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);

• повышения уровня творческой активности;

• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук

• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.

Реализация проекта

I этап –подготовительный, сроки реализации сентябрь 2017 года

Взаимодействие с детьми

• ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?»

• показ презентации «Игрушки наших предков»;

• беседа «Моя любимая игрушка»;

• выявление интересов и знаний детей о народных игрушках

Взаимодействие с родителями воспитанников

• сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи;

• опрос – анкетирование «Какова роль народной куклы-игрушки в воспитании ребенка?»; «Ребенок и народная кукла»

• знакомство родителей с проектом;

• беседа с родителями о целях и задачах проекта;

• совместная разработка плана реализации проекта;

• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка- что это такое?»

• выставка рисунков «Игрушка наших предков»

• подбор материала для изготовления экспонатов для мини- музея.

Организация РППС в группе

• настольные и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди части картинок», «Собери матрешку», разрезные картинки «Добрая забота»

• подбор русских народных сказок;

• подбор природного и бросового материала;

• красочные иллюстрации «Народные игрушки».

• Хороводные игры, музыка

- Разработка конспектов, картотек народных игр, пособий;

- Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом : занятий, играх, игрушках, которыми играли;

• Подбор сказок, потешек, небылиц.

II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - ноябрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

Экскурсии в мини-музей ДОУ «Русская изба»

• пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Матрёшки»;

• игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.

• подвижная игра «Раздувайся пузырь»,«Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко», «Гуси, гуси», «Котя, котенька, коток»;

лепка: «Украсим лошадку» в стиле дымковской игрушки, «Неваляшка»;

рисование: «Коняшка», «Узоры на тарелочке»;

аппликация: «Сорока», «Матрешка»

Познавательно – исследовательская деятельность

• исследование свойств природного материала (трава, ветки деревьев, листья, глина);

беседа: «Народные игрушки», «Из чего сделаны игрушки», о музыкальных игрушках : дудочка, деревянная ложка, погремушка.

разучивание потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га»

• чтение народных сказок, заучивание небылиц

Взаимодействие с родителями

• родительские встречи, в рамках деятельности родительского клуба на тему: «Народная кукла - игрушка в игре современных детей»;

• консультации индивидуальные и групповые «Влияние народной куклы – игрушки на развитие детей»,

памятка для родителей: «Польза традиционной игрушки!»;

• беседы с родителями «Для чего нужны игрушки наших предков?»;

• папка – передвижка «История народной игрушки»

• мастер – класс:«Делаем куклы своими руками»

• конкурс для родителей «Развиваем творческие способности через изготовление народных кукол»;

семинар практикум для родителей: «Семейная мастерская»;

• фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями».

Организация РППС в группе

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, хороводными играми;

• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами и дисками с народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;

• пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими игрушками

В рамках проекта используются разнообразные

формы взаимодействия с родителями:

Информационно - аналитические • консультации

• сайт группы «Колокольчики»

Наглядно - информационные • фото – выставки

• день открытых дверей

• открытый показ совместной деятельности взрослых и детей

• выпуск мини книг со схемами изготовления кукол

Познавательные • совместная деятельность по плану реализации проекта

• родительский клуб «Играем вместе»

Досуговые • совместная театрализованная деятельность

• участие в конкурсах и выставках

IIIэтап - заключительный, сроки реализации декабрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

развлечение: «Ярмарка народной игрушки»

Взаимодействие с родителями

• оформление мини-музея «Народная игрушка»»

• презентация итогов проекта, в рамках заседания клуба «Играем вместе»;

• размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»

Презентация материалов (продуктов) проекта для педагогов дошкольного учреждения, города

• мастер- класс для педагогов дошкольного учреждения, города по изготовлению народной куклы - игрушки;

• презентация проекта;

• размещение материалов проекта на официальном сайте ДОУ;

• диссеминация опыта на различных уровнях

Результатом реализации проекта стали :

• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;

• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;

• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

• повысился уровень творческой активности;

• появилась мотивация к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010

2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»

3. ЗиминаЗ. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –

4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.

5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»

6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»

7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

9. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

10. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»

11. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»

Дымковская игрушка для мини-музея

Дымковская игрушка для мини-музея Пополнили экспозицию мини-музея в группе: Вот что у меня получилось! А это - дети постарались) «Дымковская игрушка» — одна из.

Создание мини-музея «Моя безопасность»

Создание мини-музея «Моя безопасность» МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатели: Фомина Т. В, Захарова У. В. Нам не всегда имеется возможность посещать музеи,.

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея»

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея» Каждый раз приезжая в Санкт-Петербург иду в Русский музей. За одно посещение невозможно посмотреть всю композицию музея. И как-то так получалось,.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Проект мини-музея «Символика нашей страны» для старшего дошкольного возраста Обоснование для разработки проекта Дети не владеют достаточной информацией о государственной символике – гербе и флаге, истории своей страны.

Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Тема проекта: «Бабушкина кукла». Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Сроки реализации.

Проект «Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125» группа «Карлсон» «Создание мини-музея в группе детского.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»

Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. Дошкольники должны знать историю своего народа, его обычаи, традиции, культуру, проникнуться чувством уважения к народным умельцам, иметь разнообразные впечатления об окружающей жизни, овладеть знаниями о предметах и явлениях.

Опыт работы показал, что знакомство с русской народной игрушкой более эффективно проходит в условиях мини- музея группы. Собранная, совместно с родителями экспозиция русской народной игрушки, своей самобытностью, яркостью, неповторимостью вызывает у детей неподдельный интерес, желание самому «сотворить» игрушку. Работа в мини- музее расширяет кругозор ребенка, способствует развитию творческих способностей, позволяет детям быть активными участниками оформления выставок. Участие в проекте обеспечивает взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

ВложениеРазмер
proekt_popova_n.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

В мини- музее « Народная игрушка»

География проекта: г.Саяногорск, Ленинградский 36

МБДОУ детский сад 21 «Аленький цветочек»

Руководитель проекта : Попова Н.А.

Срок реализации проекта : сентябрь 2013г.- май 2014г.

Актуальность : Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. Дошкольники должны знать историю своего народа, его обычаи, традиции, культуру, проникнуться чувством уважения к народным умельцам, иметь разнообразные впечатления об окружающей жизни, овладеть знаниями о предметах и явлениях.

Опыт работы показал, что знакомство с русской народной игрушкой более эффективно проходит в условиях мини- музея группы. Собранная, совместно с родителями экспозиция русской народной игрушки, своей самобытностью, яркостью, неповторимостью вызывает у детей неподдельный интерес, желание самому «сотворить» игрушку. Работа в мини- музее расширяет кругозор ребенка, способствует развитию творческих способностей, позволяет детям быть активными участниками оформления выставок. Участие в проекте обеспечивает взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Проблема : Использование музейной педагогики в нравственно- эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Цель : Создание условий для нравственного, интеллектуального, творческого, личностного развития старшего дошкольника посредством ознакомления с русской народной игрушкой в условиях мини- музея.

Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.

Музей-место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.

ВложениеРазмер
proekt_mini-muzeya_narodnoy_igrushki_v_gruppe.docx 22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Создание мини-музея народной игрушки в группе»

МБДОУ "Детский сад № 52

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.

Музей-место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.

Этапы проекта мини-музея народной игрушки:

В начале работы мы определили тему, цели и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.

Цели создания мини-музея:

  • Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;
  • Воспитывать интерес к народным промыслам;
  • Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;
  • Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук
  • Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;
  • Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;
  • Повысить общий культурный уровень родителей.

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

Мини-музей располагается в помещении группы, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а так же сделанные руками родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.

Для осуществления плодотворной работы с детьми в нашем мини-музеи был разработан ряд основных принципов:

  1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь именно для этого мастерили их русские люди.

  1. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку.

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняются новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.

Читайте также: