Мини музей народной игрушки в доу

Обновлено: 02.05.2024

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

ВложениеРазмер
moy_proekt_mini_muzey2015g.docx 21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта : « Мини- музей народной игрушки»

Тема проекта : «Русская матрешка»

Автор проекта : Панькина О.И., воспитатель МДОУ «Детского сада № 2 « Ручеек»

Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет, воспитатель, родители

Сроки реализации проекта : 1 месяц

Цель создания мини-музея: Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой и с множеством игр, связанных с ней. Задачи: Познакомить с историей матрешки, с видами матрешки; воспитывать бережное отношение к игрушке; развивать творческие способности детей; научить детей играть с матрешкой, создать мини – музей матрешки, и зготовить семейную матрешку .

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Как писал Ушинский «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда можно рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Поэтому мы решили создать мини-музей «Русская Матрёшка » – так как она является символом русского народного искусства, самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Именно поэтому основной идеей создания нашего музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу. В нашем музее отражено многообразие народной игрушки и результаты детского творчества по этой теме. Музей интерактивен, в нём представлены материалы для детского творчества: коробочки с красками, бумагой, клей. карандаши и т.д., всё это позволяет детям закреплять знания по данной теме, развивает воображение и творчество.

Что такое мини-музей? Это музей ориентированный на детскую аудиторию, занимающий небольшое пространство . Часть слова «мини» в нашем случае отражает возраст детей, размеры экспозиции и определенную ограниченность тематики.

В нашем музее расположены два уголка игрушки- матрешки: первый уголок традиционной матрешки, а второй- авторской матрешки, то есть матрешки сделанные руками родителей и детей.

Что собой представляет игрушка Матрешка. По словам Константина Паустовского Матрешка похожая на Ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек располагая их по росту…

Во время создания музея с детьми и родителями проводилась разнообразная работа. С детьми проводилось

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание иллюстраций
  • Организация образовательной деятельности
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры
  • Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование)

С родителями проводилось собрание, беседа, консультации, участие родителей в создании мини музея.

Во время проведения работы с детьми, дети познакомились с историей Матрешки Узнали сколько лет русской красавице.

Кем и когда была сделана первая игрушка, как ее изготавливали. Какие этапы работы проходит Матрешка, прежде чем попасть к нам на полки игрушек.

Также дети знакомятся с разными видами традиционной матрешки. В какой местности ее изготовили и почему именно так ее назвали, а не иначе.

- Были проведены тематические беседы с детьми « В гости к нам пришла матрешка»

- Знакомились со стихами о матрешках, разных авторов С.Маршак «О матрешках», Л. Иванова « Барыня матрешка», Л. Некрасов «Веселые Матрешки»

- Матрешкины потешки Валентина Берестова

- День з агадок о матрёшке

- Дети с удовольствием рассматривали книги и альбом разных видов матрёшек, обсуждали их, удивлялись красоте и разновидностям матрешек.

- Проводилась непосредственно образовательная деятельность «Матрешка», на которой была применена физкультминутка « Мы веселые матрешки»

- Так же были проведены творческие работы с детьми ( лепка, аппликация, рисование). На которых дети познакомились с простейшими элементами росписи куклы и цветовой гаммой - С большим удовольствием дети играли в дидактические игры « Разложи и собери матрешку» - « Собери матрешку из нескольких частей» - самостоятельная деятельность со строительным материалом игра «Построй домик для матрешки». - Также очень детям понравилась сюжетно -ролевая игра «Чаепитие у матрешки».

С родителями была проведена беседа и было предложено изготовить совместную с детьми «семейную матрёшку». На что родители с удовольствием согласились и приняли активное участие в оформлении мини-музея. Дети и родители изготовили разные матрешки с разной методикой изготовления. Участие приняли многие семьи

- Семья Болтнева Артемия изготовили матрешку из соленого теста

- Семья Шолоховых, изготовили матрешку из бумаги способом оригами - Семья Никулина Родиона изготовили матрешку способом модульного объемного оригами) - Семья Потаповой Вики (изготовили матрешку в стиле папье-маше)

- Ледовских (изготовили мягкую матрешку из ткани)

- Семья Гурьевой Даши изготовили мягкую матрешку из ткани

-Семья Жукова Кости ( изготовили матрешку из пенопласта, и изготовили наряд для нее из ткани)получился такой прекрасный гармонист и солистка

- Семья Пода Данила изготовили матрешку из ниток, способом вязания. Так же принимали участие и много других родителей и детей вы видите их на экране.

В завершение работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что проведенная работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрёшка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока ещё нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать её, делать выводы. Но на этом наша работа не заканчивается. Мы будем пополнять наш музей новыми экспонатами. Будет проводиться новая работа с детьми и родителями. Спасибо за внимание.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.


Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко,но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

Одним из средств нравственно-патриотического воспитания является музей.


Музей-место, где где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди,чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей "принести"ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют "мини-музеем".


Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно-исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея "Русская народная игрушка"

Этапы проекта мини-музея народной игрушки :

1. Подготовительный этап

В начале работы я определяла тему, цели и название мини-музея, разрабатывала его модель, выбрала место для размещения.

Цели создания мини-музея :

-Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;

-Воспитывать интерес к народным промыслам;

-Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;

-Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

-Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;

-Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;

-Повысить общий культурный уровень родителей.

2. Этап реализации проекта.

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

Мини-музей располагается в помещении раздевалке, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а также сделанные руками детей и родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.


Для осуществления плодотворной работы с детьми в наем мини-музей был разработан ряд основных принципов:

1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью "отогнать злых духов", ведь именно для этого мастерили их русские люди.


2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини-музея доступен ребенку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств.

Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмет её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок -лишь пассивный созерцатель, а здесь он-соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.


Данная "Дымковская композиция" заняла 2 место на конкурсе "Народная игрушка"

Мини-музей в группе позволяет нам сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняется новыми экспонатами,здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.


Проект мини-музея глиняной и деревянной игрушки долгосрочный, он создан в сентябре 2016 года и рассчитан на 3 года. С каждым годом содержание проекта будет расширяться в соответствии с возрастом детей.





Мини-музей «Русская изба»

Мини-музей «Русская изба» " Русская изба" Цели и задачи музея. Осуществлять комплексный подход к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Способствовать.

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой;.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрешка» АКТУАЛЬНОСТЬ: Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям,.

Конспект занятия «Короб чудес. Русская народная игрушка» Тема : «Короб чудес» (познавательная игра по теме : «Русская народная игрушка») Цель: Развитие познавательной активности взрослых,.

Конспект занятия в группе дошкольного образования «Русская народная игрушка» Конспект занятия в группы дошкольного образования «Русская народная игрушка" Цели: познакомить с русскими народными игрушками, народными.

Краткосрочный проект «Русская народная игрушка». Проблема: Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков. Задачи проекта. 1. Воспитывать интерес к культуре своего.

Мини-музей «Русская изба»

Мини-музей «Русская изба» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства.

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).

Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Общие сведения о проекте :

Тип проекта детско – родительский, познавательно- творческий

Место реализации МАДОУ «Буратино»

По виду деятельности Познавательно- творческий

По продолжительности среднесрочный (01.09.2017 – 27.12.2018г.)

По форме реализации групповой

Участники проекта дети средней группы, родители, воспитатель

Возраст детей 4-5 лет

Цель проекта : приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно- нравственным ценностям через совместную деятельность.

Задачи проекта :

• обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;

• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;

• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;

• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;

• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;

• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;

• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.

Механизмы реализации проекта :

• совместнаядеятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,познавательно-исследовательской, изобразительной,чтение художественной литературы);

• самостоятельная деятельность детей;

• взаимодействие педагога с родителями, родителей с детьми.

Продукты проекта :

• презентация итогов проекта для педагогов и родителей ДОУ;

• выставка кукол сделанных руками детей и родителей;

• создание мини-музея народной куклы - игрушки в дошкольном учреждении.

• создание картотек колыбельных песен и хороводных народных игр;

• оформление альбома с иллюстрациями «Русская народная кукла- игрушка»

• взаимодействие в рамках родительского клуба «Играем вместе»;

• слайдовые презентации консультаций, мастер - классов: «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника».

• побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;

• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;

• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);

• повышения уровня творческой активности;

• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук

• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.

Реализация проекта

I этап –подготовительный, сроки реализации сентябрь 2017 года

Взаимодействие с детьми

• ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?»

• показ презентации «Игрушки наших предков»;

• беседа «Моя любимая игрушка»;

• выявление интересов и знаний детей о народных игрушках

Взаимодействие с родителями воспитанников

• сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи;

• опрос – анкетирование «Какова роль народной куклы-игрушки в воспитании ребенка?»; «Ребенок и народная кукла»

• знакомство родителей с проектом;

• беседа с родителями о целях и задачах проекта;

• совместная разработка плана реализации проекта;

• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка- что это такое?»

• выставка рисунков «Игрушка наших предков»

• подбор материала для изготовления экспонатов для мини- музея.

Организация РППС в группе

• настольные и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди части картинок», «Собери матрешку», разрезные картинки «Добрая забота»

• подбор русских народных сказок;

• подбор природного и бросового материала;

• красочные иллюстрации «Народные игрушки».

• Хороводные игры, музыка

- Разработка конспектов, картотек народных игр, пособий;

- Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом : занятий, играх, игрушках, которыми играли;

• Подбор сказок, потешек, небылиц.

II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - ноябрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

Экскурсии в мини-музей ДОУ «Русская изба»

• пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Матрёшки»;

• игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.

• подвижная игра «Раздувайся пузырь»,«Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко», «Гуси, гуси», «Котя, котенька, коток»;

лепка: «Украсим лошадку» в стиле дымковской игрушки, «Неваляшка»;

рисование: «Коняшка», «Узоры на тарелочке»;

аппликация: «Сорока», «Матрешка»

Познавательно – исследовательская деятельность

• исследование свойств природного материала (трава, ветки деревьев, листья, глина);

беседа: «Народные игрушки», «Из чего сделаны игрушки», о музыкальных игрушках : дудочка, деревянная ложка, погремушка.

разучивание потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га»

• чтение народных сказок, заучивание небылиц

Взаимодействие с родителями

• родительские встречи, в рамках деятельности родительского клуба на тему: «Народная кукла - игрушка в игре современных детей»;

• консультации индивидуальные и групповые «Влияние народной куклы – игрушки на развитие детей»,

памятка для родителей: «Польза традиционной игрушки!»;

• беседы с родителями «Для чего нужны игрушки наших предков?»;

• папка – передвижка «История народной игрушки»

• мастер – класс:«Делаем куклы своими руками»

• конкурс для родителей «Развиваем творческие способности через изготовление народных кукол»;

семинар практикум для родителей: «Семейная мастерская»;

• фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями».

Организация РППС в группе

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, хороводными играми;

• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами и дисками с народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;

• пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими игрушками

В рамках проекта используются разнообразные

формы взаимодействия с родителями:

Информационно - аналитические • консультации

• сайт группы «Колокольчики»

Наглядно - информационные • фото – выставки

• день открытых дверей

• открытый показ совместной деятельности взрослых и детей

• выпуск мини книг со схемами изготовления кукол

Познавательные • совместная деятельность по плану реализации проекта

• родительский клуб «Играем вместе»

Досуговые • совместная театрализованная деятельность

• участие в конкурсах и выставках

IIIэтап - заключительный, сроки реализации декабрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

развлечение: «Ярмарка народной игрушки»

Взаимодействие с родителями

• оформление мини-музея «Народная игрушка»»

• презентация итогов проекта, в рамках заседания клуба «Играем вместе»;

• размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»

Презентация материалов (продуктов) проекта для педагогов дошкольного учреждения, города

• мастер- класс для педагогов дошкольного учреждения, города по изготовлению народной куклы - игрушки;

• презентация проекта;

• размещение материалов проекта на официальном сайте ДОУ;

• диссеминация опыта на различных уровнях

Результатом реализации проекта стали :

• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;

• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;

• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

• повысился уровень творческой активности;

• появилась мотивация к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010

2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»

3. ЗиминаЗ. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –

4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.

5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»

6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»

7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

9. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

10. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»

11. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»

Дымковская игрушка для мини-музея

Дымковская игрушка для мини-музея Пополнили экспозицию мини-музея в группе: Вот что у меня получилось! А это - дети постарались) «Дымковская игрушка» — одна из.

Создание мини-музея «Моя безопасность»

Создание мини-музея «Моя безопасность» МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатели: Фомина Т. В, Захарова У. В. Нам не всегда имеется возможность посещать музеи,.

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея»

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея» Каждый раз приезжая в Санкт-Петербург иду в Русский музей. За одно посещение невозможно посмотреть всю композицию музея. И как-то так получалось,.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Проект мини-музея «Символика нашей страны» для старшего дошкольного возраста Обоснование для разработки проекта Дети не владеют достаточной информацией о государственной символике – гербе и флаге, истории своей страны.

Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Тема проекта: «Бабушкина кукла». Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Сроки реализации.

Проект «Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125» группа «Карлсон» «Создание мини-музея в группе детского.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»

Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Реализуя на практике ФГОС дошкольного образования, мы осуществляем поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса с учетом отечественных педагогических традиций при привлечении материала, направленного на воспитание патриотических качеств. ФГОС предъявляет ряд требований к содержанию образования в ДОУ, одно из них, формировать знания о малой родине и Отечестве.

В исследовательских трудах отечественных психологов и педагогов (Л. Пантелеевой, Е. Флёриной, Л. Абрамян, Н. Вершининой и др.) указывается, что период дошкольного детства по своим возрастным характеристикам наиболее сенситивен для воспитания гражданско-патриотических чувств.

Прежде чем сформировать у ребёнка чувство любви к своей Родине, мы организуем воспитательно-образовательный процесс так, чтобы у детей сформировалась эмоционально-положительная привязанность к окружающему его миру, интерес как можно больше узнать об природно-исторических особенностях родного края, города.

Опираясь на свой опыт педагогической работы, создавая условия для патриотического воспитания дошкольников, мы выбрали форму организация работы с детьми в мини-музее.

Создание мини-музея народной игрушки в образовательном пространстве значительно обогатило развивающую среду группы. Выполняя свою педагогическую функцию, мини-музей открыл для детей возможность узнать культуру, историю родного края, для формирования основ патриотического воспитания.

Работа над обучением детей музейному восприятию мира мы начинали с младшими дошкольниками (мини-музей «Курочки-рябы», и продолжили уже в средней возрастной группе. Мы считаем, что только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа, что является прекрасным информативным материалом для воспитания любви к Родине.

Многовековая культура своего народа наиболее доступна детям, так как окружающий мир познается ими через определенные символы образы, в игровых действиях.

Игра, как ведущий метод в работе с младшими дошкольниками, помогла смоделировать в мини-музее различные развивающие ситуации («Как играли с соломенной куклой?», «Волшебная дудочка», «Народные гуляния» и др.). Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям собственный опыт. Затрагиваемые психические процессы (воображения, мышления, речи, способствуют более углубленному освоению истории и культуры своего народа.

Причиной создания мини-музея «Народной игрушки» в нашем детском саду стало то, что народные игрушки как-то незаметно исчезли из жизни наших детей, в основном ребята играют с персонажами иностранных кукол и мультфильмов (куклы Барби, Винкс, Человеки-пауки и др., которые не несут никакой педагогической ценности, а зачастую травмируют психику наших детей.

Мы захотели узнать, какие существуют у нас народные игрушки, как с ними играли, и какое место они занимали в жизни прошлых поколений. Наша работа имеет не только исследовательский и познавательный интерес, но и желание возродить традиции работы дошкольный учреждений с народной игрушкой.

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далеких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребенка к будущей жизни. В современном детском саду приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России и Кубани, рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.

Игра с народной игрушкой, формирует у детей гражданское сознание, так как в каждом таком предмете (кукле, петушке, лошадке, матрешке и др.) есть история, олицетворяющая самобытность нашего государства. В такой игре, лучше всего решаются педагогические задачи, народная игрушка становится предметов взаимодействия с окружающим миром, игра приобретает свою яркость и насыщенность. При систематической работе по данной теме, подбирая методы и приёмы работы, дети исследуют игрушки по содержанию, видам, материалу и технике исполнения.

Экспонаты нашего мини-музея «Народной игрушки» – это результат совместного труда и творческого поиска педагогов, детей и родителей.

Родители приносили свои экспонаты, игрушки их детства, благодаря чему дети почувствовали свою сопричастность к нашему мини-музею. Из пассивных наблюдателей, дети стали творцами, что отразилось в их бережливом отношении к представленным предметам.

Мы расположили мини-музей в зоне «Центра искусства», группового помещения. На полке для экспонатов, подобраны народные игрушки разной фактуры и материалов (дерево, ткань, солома, керамика, а так же сделанные руками родителей. Дети видят, как творят мастера игрушки, а также узнают историю появления каждой игрушки (тематические книги, альбомы).

Также мы разрабатываем игры и пособия по тематике мини-музея (альбомы «Зарисовки древнего русского быта», «Какие бывают матрешки», по народному декоративному творчеству, игра «Оглянись вокруг» - из чего сделаны предметы и др.)

Принципы работы мини-музея :

1. принцип интерактивности, обогащение опыта детей через личный опыт чувственного восприятия предметов.

Знакомясь с деревянными дудочками, свистульками, пищалями дети узнают, что в древности ими отгоняли «злых духов».

2. принцип мобильности и доступности для детей и родителей. Дошкольники познают окружающий мир чрез всю палитру чувств, для полноты восприятия и запоминания (например, запеленать куклу, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку и др.). К нам в детский сад приезжает с передвижной выставкой наш Армавирский краеведческий музей, но в основном представленные экспонаты недоступны детям, трогать нельзя, а в нашем мини-музее можно и нужно. Дети самостоятельно могут переставлять экспонаты, производить игровые манипуляции с ними, рассматривать. Дети дошкольного возраста усваивают всё прочно и надолго только тогда, когда всё слышат, видят и делают сами.

3. научности и непрерывности разнообразия.

4. партнерства и безопасности.

Кроме того, работа дошкольниками в мини-музее позволила развивать у них способности к эстетическому восприятию предметов народного декоративного искусства, воспитывать уважительное отношение к народной культуре.

- создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая будет способствовать приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с жизнью и бытом народа нашей страны (жилище, предметы быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами) на примере народной игрушки;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- привлечь к работе родителей воспитанников по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея.

Мероприятия в мини-музее «Народной игрушки» в средней возрастной группе :

1. Знакомство с «Русской матрёшкой», разучивание стихов, загадок о матрёшках, раскрашивание шаблонов матрёшек. Изготовление альбома «Мои любимые матрешки». Досуг «В гостях у Матрёны». Игры с матрешкой способствовали развитию детского творчества в играх, эмоционально воздействуя на них в своём разнообразии и красочности.

2. Знакомство с народной тканевой куклой (закрутки, пеленашки, кувадки и др.).

3. Знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской глиняной игрушкой.

4. Занятия лепкой, рисованием по тематике представленных экспонатов, расписывание плоскостных шаблонов.

5. Рассматривание информативного материала и иллюстраций элементов росписей разных народных игрушек.

6. Сбор экспонатов (совместно с родителями).

7. Беседы, рассказы педагога об истории появления игрушек в конкретном месте нашей страны, чтобы понять их смысл и образ.

8. Использование движущихся экспонатов в сюжетно-ролевых, подвижных народных играх (городецкие каталки, богородские игрушки). Свистульки, дудочки при исполнении народных произведений музыкального оркестра детей.

9. Познавательные игровые ситуации, рассказывающие о том, как трудились и отдыхали наши предки.

10. Просмотр слайдов, презентаций, видеофильмов.

Анализируя положительный опыт работы в мини-музее, мы пришли к выводу: использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, поможет воспитать у младших дошкольников интерес к родным местам, а также положительное отношение к культурному наследию своего народа.

Мы продолжаем интересную, увлекательную деятельность по организации музейного пространства в нашем ДОУ. Экспозиция продолжает пополняться. Нами опробываются различные формы взаимодействия с детьми и родителями, разрабатываются дидактические игры, пособия по тематике мини-музея.

Таким образом, систематическая работа с дошкольниками в мини-музее и грамотная организации образовательного процесса, помогут приобщить детей к истокам народной культуры, сохранению её традиций и воспитания чувства патриотизма.

2. Рыжова Н. А. и другие. Мини-музеи в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с.

Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста Е. В. Ульянова ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматривается.

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородская область МИНИ-МУЗЕЙ КАК.

Краеведческий аспект в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе краеведческого материала. Ключевые.

Методическая разработка «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей» Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольника Проблема патриотического воспитания детей одна из наиболее актуальных. Большую роль её решения принадлежит семье и педагогам. Вот что говорил.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: - долгосрочный Форма.

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н. За последнее.

Организация гражданско-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста Цель: - актуализация знаний детей о родном хуторе, - знакомство с архитектурными памятниками; - знакомство со старинными легендами о хуторе,.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста УДК ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Науменко Светлана Васильевна студентка 3 курса направления.

Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.

Музей-место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.

ВложениеРазмер
proekt_mini-muzeya_narodnoy_igrushki_v_gruppe.docx 22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Создание мини-музея народной игрушки в группе»

МБДОУ "Детский сад № 52

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.

Музей-место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.

Этапы проекта мини-музея народной игрушки:

В начале работы мы определили тему, цели и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.

Цели создания мини-музея:

  • Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;
  • Воспитывать интерес к народным промыслам;
  • Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;
  • Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук
  • Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;
  • Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;
  • Повысить общий культурный уровень родителей.

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

Мини-музей располагается в помещении группы, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а так же сделанные руками родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.

Для осуществления плодотворной работы с детьми в нашем мини-музеи был разработан ряд основных принципов:

  1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь именно для этого мастерили их русские люди.

  1. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку.

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняются новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.

Читайте также: