Мини музей русской народной игрушки

Обновлено: 30.04.2024

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

ВложениеРазмер
moy_proekt_mini_muzey2015g.docx 21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта : « Мини- музей народной игрушки»

Тема проекта : «Русская матрешка»

Автор проекта : Панькина О.И., воспитатель МДОУ «Детского сада № 2 « Ручеек»

Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет, воспитатель, родители

Сроки реализации проекта : 1 месяц

Цель создания мини-музея: Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой и с множеством игр, связанных с ней. Задачи: Познакомить с историей матрешки, с видами матрешки; воспитывать бережное отношение к игрушке; развивать творческие способности детей; научить детей играть с матрешкой, создать мини – музей матрешки, и зготовить семейную матрешку .

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Как писал Ушинский «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда можно рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Поэтому мы решили создать мини-музей «Русская Матрёшка » – так как она является символом русского народного искусства, самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Именно поэтому основной идеей создания нашего музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу. В нашем музее отражено многообразие народной игрушки и результаты детского творчества по этой теме. Музей интерактивен, в нём представлены материалы для детского творчества: коробочки с красками, бумагой, клей. карандаши и т.д., всё это позволяет детям закреплять знания по данной теме, развивает воображение и творчество.

Что такое мини-музей? Это музей ориентированный на детскую аудиторию, занимающий небольшое пространство . Часть слова «мини» в нашем случае отражает возраст детей, размеры экспозиции и определенную ограниченность тематики.

В нашем музее расположены два уголка игрушки- матрешки: первый уголок традиционной матрешки, а второй- авторской матрешки, то есть матрешки сделанные руками родителей и детей.

Что собой представляет игрушка Матрешка. По словам Константина Паустовского Матрешка похожая на Ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек располагая их по росту…

Во время создания музея с детьми и родителями проводилась разнообразная работа. С детьми проводилось

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание иллюстраций
  • Организация образовательной деятельности
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры
  • Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование)

С родителями проводилось собрание, беседа, консультации, участие родителей в создании мини музея.

Во время проведения работы с детьми, дети познакомились с историей Матрешки Узнали сколько лет русской красавице.

Кем и когда была сделана первая игрушка, как ее изготавливали. Какие этапы работы проходит Матрешка, прежде чем попасть к нам на полки игрушек.

Также дети знакомятся с разными видами традиционной матрешки. В какой местности ее изготовили и почему именно так ее назвали, а не иначе.

- Были проведены тематические беседы с детьми « В гости к нам пришла матрешка»

- Знакомились со стихами о матрешках, разных авторов С.Маршак «О матрешках», Л. Иванова « Барыня матрешка», Л. Некрасов «Веселые Матрешки»

- Матрешкины потешки Валентина Берестова

- День з агадок о матрёшке

- Дети с удовольствием рассматривали книги и альбом разных видов матрёшек, обсуждали их, удивлялись красоте и разновидностям матрешек.

- Проводилась непосредственно образовательная деятельность «Матрешка», на которой была применена физкультминутка « Мы веселые матрешки»

- Так же были проведены творческие работы с детьми ( лепка, аппликация, рисование). На которых дети познакомились с простейшими элементами росписи куклы и цветовой гаммой - С большим удовольствием дети играли в дидактические игры « Разложи и собери матрешку» - « Собери матрешку из нескольких частей» - самостоятельная деятельность со строительным материалом игра «Построй домик для матрешки». - Также очень детям понравилась сюжетно -ролевая игра «Чаепитие у матрешки».

С родителями была проведена беседа и было предложено изготовить совместную с детьми «семейную матрёшку». На что родители с удовольствием согласились и приняли активное участие в оформлении мини-музея. Дети и родители изготовили разные матрешки с разной методикой изготовления. Участие приняли многие семьи

- Семья Болтнева Артемия изготовили матрешку из соленого теста

- Семья Шолоховых, изготовили матрешку из бумаги способом оригами - Семья Никулина Родиона изготовили матрешку способом модульного объемного оригами) - Семья Потаповой Вики (изготовили матрешку в стиле папье-маше)

- Ледовских (изготовили мягкую матрешку из ткани)

- Семья Гурьевой Даши изготовили мягкую матрешку из ткани

-Семья Жукова Кости ( изготовили матрешку из пенопласта, и изготовили наряд для нее из ткани)получился такой прекрасный гармонист и солистка

- Семья Пода Данила изготовили матрешку из ниток, способом вязания. Так же принимали участие и много других родителей и детей вы видите их на экране.

В завершение работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что проведенная работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрёшка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока ещё нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать её, делать выводы. Но на этом наша работа не заканчивается. Мы будем пополнять наш музей новыми экспонатами. Будет проводиться новая работа с детьми и родителями. Спасибо за внимание.

1. Открытие музея русского народного творчества. Продолжать знакомить детей с мини-музеем русской народной игрушки. Развивать внимание и интерес к мини-музею.

2. Беседа: «Народная игрушка»

Разнообразить представления детей о народных игрушках разных промыслов.

Вызвать у детей интерес к народному творчеству.

3. «Книга много знает» Рассматривание иллюстраций, разнообразных картинок, относящихся к теме «русская игрушка». Небольшая история возникновения игрушки.

4. Дидактическая игра «Составь узор»

Упражнять в составление картинки из отдельных узоров. Развивать мышление, воображение, конструктивные навыки. Воспитывать бережное отношение, интерес к игрушке.

5. Знакомство с произведениями деревянных дел мастеров. Познакомить детей с разновидностями деревянных игрушек; вызвать интерес к культуре русского народа.

6. Беседа: «Разновидности Богородских игрушек»

Продолжать знакомить детей с деревянной игрушкой; вызвать интерес к культуре русского народа, дать представление о Богородской игрушке.

7. Презентация о Богородских игрушках.

Продолжать знакомить детей с Богородскими игрушками, их разновидностями. Обратить внимание на красоту и яркость красок.

8 О. Киселева «Богородская игрушка» Заучить с детьми стихотворение об игрушке. Продолжать развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, заучивать стихотворение.

9. Внесение нового экспоната: «Федосеевская игрушка» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

10. Презентация о Федосеевских игрушках. Познакомить детей с Федосеевскими игрушками, их разновидностями. Обратить внимание на красоту и яркость красок.

11. Умелые ручки Изготовление игрушки для оформления развивающей среды (музея). Развивать интерес к мини-музею, желание пополнять его своими работами.

12. Беседа о свойствах дерева.

Рассмотреть с детьми материал из которого изготавливают игрушку. Показать на примере опыта свойства дерева. Продолжать развивать у детей любознательность, внимание.

13. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой; вызвать интерес к культуре русского народа, закрепить представление о разнообразие матрешек, их индивидуальности.

14. Презентация «Русская матрешка»

Закрепить с детьми знание истории возникновения русской матрешки, расширять знания детей о матрёшках (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает).Воспитывать аккуратность, интерес к народному творчеству.

15. Просмотр мультфильма: «Секрет матрешки» Воспитывать у детей усидчивость. Развивать внимание, память. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию мультфильма.

16. Народные промыслы России «Птица счастья» Познакомить детей еще с одной игрушкой из дерева, с историей ее происхождения и значением. Расширять знания детей о деревянных игрушках.

17. Знакомство с произведениями глиняных дел мастеров. Познакомить с новым видом игрушек,с историей их возникновения. Развивать умение видеть особенности росписи, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

18. Внесение нового экспоната: «Каргопольская игрушка»

Рассмотреть с детьми новую игрушку. Развивать умение видеть особенности росписи, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

«Лошадки» (пластилиновое творчество).

Продолжать знакомить детей с игрушкой. Развивать умение лепить, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление.

20. Внесение нового экспоната: «Абашевская игрушка» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть особенности росписи, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

21. Беседа о знакомых глиняных игрушках. Просмотр презентации. Закрепить с детьми знание истории возникновения глиняной игрушки, расширять знания (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает) Воспитывать интерес к народному творчеству (Дымковская, Филимоновская)

22. Рисование: «Распиши игрушку» Развивать умение рисовать по замыслу, видеть особенности росписи, элементы узора, придумать свой узор. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

23. Просмотр мультфильма: «Глинька» Воспитывать у детей усидчивость. Развивать внимание, память. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию мультфильма.

24 Внесение нового экспоната: «Соломенная игрушка» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть особенности росписи, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

25 Просмотр мультфильма: «Соломенный бычок» Воспитывать у детей усидчивость. Развивать внимание, память. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию мультфильма.

26 Чтение сказки «Соломенная кукла» Познакомить с новой сказкой. Развивать внимание, память. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию.

27 «Умелые ручки»

Изготовление игрушки для оформления развивающей среды (музея) Развивать интерес к мини-музею, желание пополнять его своими работами.

28 Внесение нового экспоната: «Забытые игрушки» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть особенности. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

29 Презентация «Русская народная игрушка»

Закрепить с детьми знание истории возникновения русской народной игрушки, расширять знания детей о игрушках (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает). Воспитывать интерес к народному творчеству.

30 Внесение нового экспоната: «Бумажные игрушки» Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть ее особенности. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

31 Просмотр мультфильма: «Бумажки»

Мультфильм позволяет детям узнать как можно создать из бумаги бумажного персонажа и многое другое. Развивать внимание, память.

32 Внесение нового экспоната: «Тряпичные игрушки». Рассмотреть с детьми новую игрушку. Познакомить с историей ее возникновения. Развивать умение видеть особенности, элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

33 История возникновения тряпичной куклы Формировать у детей умение рассматривать игрушки. Видеть их сходства и различия. Продолжать развивать у детей внимание и наблюдательность.

34 Дидактическая игра: «Народные промыслы» Формировать представлений о декоративно-прикладном искусстве через игру, развитие мелкой моторики развивать познавательную активность. Развивать внимание и запоминание изделий народного промысла. ; - воспитывать любовь к прекрасному.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Методическая разработка конспекта занятия «Русская народная игрушка матрёшка» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Росинка» Методическая разработка конспекта Тема:.

Паспорт мини-музея «Русская матрешка» Паспорт мини - музея "Русская матрешка" Раздел: «Паспортные данные» Профиль: познавательно-исследовательский, творческий. Форма музея: мини.

Семинар для педагогов дошкольного образования «Русская народная игрушка» История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка.

Создание мини-музея «Русская изба» в детском саду

Создание мини-музея «Русская изба» в детском саду «Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец. И был абсолютно прав. Не важно, избушка или дворец Кров дарит, теплом объяв, Под сенью тихой.

Экскурсия в музей детского сада «Русская народная игрушка. Матрёшка» Программное содержание: • Обобщить знания детей о глиняных игрушках — дымковских и филимоновских; • Рассказать об истории богородского промысла,.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.


Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко,но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

Одним из средств нравственно-патриотического воспитания является музей.


Музей-место, где где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди,чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей "принести"ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют "мини-музеем".


Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно-исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея "Русская народная игрушка"

Этапы проекта мини-музея народной игрушки :

1. Подготовительный этап

В начале работы я определяла тему, цели и название мини-музея, разрабатывала его модель, выбрала место для размещения.

Цели создания мини-музея :

-Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;

-Воспитывать интерес к народным промыслам;

-Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;

-Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

-Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;

-Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;

-Повысить общий культурный уровень родителей.

2. Этап реализации проекта.

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

Мини-музей располагается в помещении раздевалке, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а также сделанные руками детей и родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.


Для осуществления плодотворной работы с детьми в наем мини-музей был разработан ряд основных принципов:

1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью "отогнать злых духов", ведь именно для этого мастерили их русские люди.


2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини-музея доступен ребенку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств.

Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмет её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок -лишь пассивный созерцатель, а здесь он-соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.


Данная "Дымковская композиция" заняла 2 место на конкурсе "Народная игрушка"

Мини-музей в группе позволяет нам сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняется новыми экспонатами,здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.


Проект мини-музея глиняной и деревянной игрушки долгосрочный, он создан в сентябре 2016 года и рассчитан на 3 года. С каждым годом содержание проекта будет расширяться в соответствии с возрастом детей.





Мини-музей «Русская изба»

Мини-музей «Русская изба» " Русская изба" Цели и задачи музея. Осуществлять комплексный подход к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Способствовать.

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой;.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрешка» АКТУАЛЬНОСТЬ: Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям,.

Конспект занятия «Короб чудес. Русская народная игрушка» Тема : «Короб чудес» (познавательная игра по теме : «Русская народная игрушка») Цель: Развитие познавательной активности взрослых,.

Конспект занятия в группе дошкольного образования «Русская народная игрушка» Конспект занятия в группы дошкольного образования «Русская народная игрушка" Цели: познакомить с русскими народными игрушками, народными.

Краткосрочный проект «Русская народная игрушка». Проблема: Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков. Задачи проекта. 1. Воспитывать интерес к культуре своего.

Мини-музей «Русская изба»

Мини-музей «Русская изба» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства.

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).

Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Общие сведения о проекте :

Тип проекта детско – родительский, познавательно- творческий

Место реализации МАДОУ «Буратино»

По виду деятельности Познавательно- творческий

По продолжительности среднесрочный (01.09.2017 – 27.12.2018г.)

По форме реализации групповой

Участники проекта дети средней группы, родители, воспитатель

Возраст детей 4-5 лет

Цель проекта : приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно- нравственным ценностям через совместную деятельность.

Задачи проекта :

• обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;

• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;

• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;

• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;

• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;

• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;

• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.

Механизмы реализации проекта :

• совместнаядеятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,познавательно-исследовательской, изобразительной,чтение художественной литературы);

• самостоятельная деятельность детей;

• взаимодействие педагога с родителями, родителей с детьми.

Продукты проекта :

• презентация итогов проекта для педагогов и родителей ДОУ;

• выставка кукол сделанных руками детей и родителей;

• создание мини-музея народной куклы - игрушки в дошкольном учреждении.

• создание картотек колыбельных песен и хороводных народных игр;

• оформление альбома с иллюстрациями «Русская народная кукла- игрушка»

• взаимодействие в рамках родительского клуба «Играем вместе»;

• слайдовые презентации консультаций, мастер - классов: «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника».

• побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;

• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;

• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);

• повышения уровня творческой активности;

• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук

• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.

Реализация проекта

I этап –подготовительный, сроки реализации сентябрь 2017 года

Взаимодействие с детьми

• ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?»

• показ презентации «Игрушки наших предков»;

• беседа «Моя любимая игрушка»;

• выявление интересов и знаний детей о народных игрушках

Взаимодействие с родителями воспитанников

• сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи;

• опрос – анкетирование «Какова роль народной куклы-игрушки в воспитании ребенка?»; «Ребенок и народная кукла»

• знакомство родителей с проектом;

• беседа с родителями о целях и задачах проекта;

• совместная разработка плана реализации проекта;

• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка- что это такое?»

• выставка рисунков «Игрушка наших предков»

• подбор материала для изготовления экспонатов для мини- музея.

Организация РППС в группе

• настольные и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди части картинок», «Собери матрешку», разрезные картинки «Добрая забота»

• подбор русских народных сказок;

• подбор природного и бросового материала;

• красочные иллюстрации «Народные игрушки».

• Хороводные игры, музыка

- Разработка конспектов, картотек народных игр, пособий;

- Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом : занятий, играх, игрушках, которыми играли;

• Подбор сказок, потешек, небылиц.

II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - ноябрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

Экскурсии в мини-музей ДОУ «Русская изба»

• пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Матрёшки»;

• игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.

• подвижная игра «Раздувайся пузырь»,«Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко», «Гуси, гуси», «Котя, котенька, коток»;

лепка: «Украсим лошадку» в стиле дымковской игрушки, «Неваляшка»;

рисование: «Коняшка», «Узоры на тарелочке»;

аппликация: «Сорока», «Матрешка»

Познавательно – исследовательская деятельность

• исследование свойств природного материала (трава, ветки деревьев, листья, глина);

беседа: «Народные игрушки», «Из чего сделаны игрушки», о музыкальных игрушках : дудочка, деревянная ложка, погремушка.

разучивание потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га»

• чтение народных сказок, заучивание небылиц

Взаимодействие с родителями

• родительские встречи, в рамках деятельности родительского клуба на тему: «Народная кукла - игрушка в игре современных детей»;

• консультации индивидуальные и групповые «Влияние народной куклы – игрушки на развитие детей»,

памятка для родителей: «Польза традиционной игрушки!»;

• беседы с родителями «Для чего нужны игрушки наших предков?»;

• папка – передвижка «История народной игрушки»

• мастер – класс:«Делаем куклы своими руками»

• конкурс для родителей «Развиваем творческие способности через изготовление народных кукол»;

семинар практикум для родителей: «Семейная мастерская»;

• фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями».

Организация РППС в группе

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, хороводными играми;

• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами и дисками с народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;

• пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими игрушками

В рамках проекта используются разнообразные

формы взаимодействия с родителями:

Информационно - аналитические • консультации

• сайт группы «Колокольчики»

Наглядно - информационные • фото – выставки

• день открытых дверей

• открытый показ совместной деятельности взрослых и детей

• выпуск мини книг со схемами изготовления кукол

Познавательные • совместная деятельность по плану реализации проекта

• родительский клуб «Играем вместе»

Досуговые • совместная театрализованная деятельность

• участие в конкурсах и выставках

IIIэтап - заключительный, сроки реализации декабрь 2018 года

Взаимодействие с детьми

развлечение: «Ярмарка народной игрушки»

Взаимодействие с родителями

• оформление мини-музея «Народная игрушка»»

• презентация итогов проекта, в рамках заседания клуба «Играем вместе»;

• размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»

Презентация материалов (продуктов) проекта для педагогов дошкольного учреждения, города

• мастер- класс для педагогов дошкольного учреждения, города по изготовлению народной куклы - игрушки;

• презентация проекта;

• размещение материалов проекта на официальном сайте ДОУ;

• диссеминация опыта на различных уровнях

Результатом реализации проекта стали :

• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;

• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;

• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

• повысился уровень творческой активности;

• появилась мотивация к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010

2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»

3. ЗиминаЗ. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –

4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.

5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»

6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»

7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

9. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

10. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»

11. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»

Дымковская игрушка для мини-музея

Дымковская игрушка для мини-музея Пополнили экспозицию мини-музея в группе: Вот что у меня получилось! А это - дети постарались) «Дымковская игрушка» — одна из.

Создание мини-музея «Моя безопасность»

Создание мини-музея «Моя безопасность» МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатели: Фомина Т. В, Захарова У. В. Нам не всегда имеется возможность посещать музеи,.

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея»

Фотоочерк «Народная игрушка из собрания Государственного Русского музея» Каждый раз приезжая в Санкт-Петербург иду в Русский музей. За одно посещение невозможно посмотреть всю композицию музея. И как-то так получалось,.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Проект мини-музея «Символика нашей страны» для старшего дошкольного возраста Обоснование для разработки проекта Дети не владеют достаточной информацией о государственной символике – гербе и флаге, истории своей страны.

Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Тема проекта: «Бабушкина кукла». Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Сроки реализации.

Проект «Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125» группа «Карлсон» «Создание мини-музея в группе детского.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»

Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях данного музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

ВложениеРазмер
ekskursionnaya_rabota_muzeya_russkoy_narodnoy_igrushki.docx 615.72 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.artfile.ru/5000x2166_1188197_%5bwww.ArtFile.ru%5d.jpg

«Русской народной игрушки»

https://cs11.livemaster.ru/storage/topic/NxN/e9/94/71ffc8526a2ec72a86e580ed3b2612f301468l.jpg?h=lD544hddzcAoPG2PD2PFDg

https://www.culture.ru/storage/images/383aefa6dfbed02a8c5925e1ac9ed8df/e87517f0107135a43739450592950e13.jpg

Экскурсионная работа в мини-музее «Русской народной игрушки»

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях данного музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Цель : знакомство с национальной культурой России.

- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: деревянных, тряпичных, глиняных, соломенных;

- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;

- формировать познавательный интерес через музейное восприятие.

- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

Оборудование для экскурсии:

Перечень экспонатов представлен в каталоге мини – музея.

Продолжительность экскурсии: 25 минут (время экскурсии может изменяться, в зависимости от возраста воспитанников).

Прогнозируемый результат: повысить интерес воспитанников к родной истории, к культуре своего народа; сформировать знания детей о материалах и особенностях росписи русских народных игрушек; привлечь детей к обмену информацией по теме занятия в ходе общения с родителями.

Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в мини – музей

Педагог – экскурсовод встречает детей в группе.

- Здравствуйте ребята. Проходите сюда, встаньте в полукруг. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.

Дети заходят в группе, становятся в полукруг. Настраиваются на работу.

- Ребята, внимательно взгляните на эти полки. Что вы видите? Верно, игрушки. В нашей группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с игрушками. Назовите ваши любимые игрушки. (Дети называют свои любимые игрушки).

- Из чего сделаны ваши любимые игрушки? Правильно, современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, металла.

Дети участвуют в вступительной беседе об игрушках, делятся информаций из личного опыта.

Знакомство с музеем и его тематикой

- Ребята, а где вы берёте свои игрушки? Да, покупаете в магазинах. Давным - давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас. Как же ребята обходились без магазинов игрушек?

- Мамы и папы, мастера – ремесленники изготавливали игрушки для детей самостоятельно. Игрушки делали из тряпочек, соломы, из глины и дерева. Ребята, такие игрушки не продаются в магазинах, наши мамы их не делают. А как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время? Верно, на выставках, в музеях.

- Кто знает, что такое музей? Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и даже игрушки – экспонаты.

- Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Прежде, чем начать нашу экскурсию, давайте вспомним правила поведения в музее.

Участие детей в беседе о музее, его предназначении и тематике.

1. Правила поведения в музее)

- А кто из вас был в музее? Поднимите руки. Как вы думаете, как надо себя вести в музее?

Правила поведения в музее:

  • Не кричать, не шуметь, не мусорить.
  • Экспонаты в музее следует брать только с разрешения экскурсовода.
  • Громко разговаривать недопустимо.
  • Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.

Совместно с педагогом дети вспоминают правила поведения и посещения музея.

- Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».

Педагог предлагает пройти к первой полке или столу – стенду.

1 ) Демонстрация глиняных игрушек

- Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы? Это дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки. Кого вы узнали?

- Верно, барышню, оленя, петушка и т.д. Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки? Из глины. Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Все игрушки сделаны из глины, а чем они отличаются? Верно, узорами и цветами. Обратите внимание на коня с желтыми, зелёными и красными полосками. Это филимоновская свистулька.

- Какие элементы узора вы видите на дымковских игрушках?

- Колечки, кружочки, волнистые линии. Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры. Каргопольские мастера чаще изображали сюжеты: например, чаепитие или женщина с младенцем в руках или персонажа сказки.

Далее педагог предлагает пройти к следующему стенду.

2 ) Демонстрация тряпичных игрушек.

- А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки? Из тряпочек.

- Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка столбушка.

- Какой куколке можно спеть такую колыбельную песенку? Кукле пеленашке.

- Куклу - пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от злых духов. (Демонстрация куклы). Кукла - столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла - столбушка передается от матери к дочке. А вы заметили, что куклы чем - то необычны?

- У кукол нет лица. Считалось, что если у куклы нет лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.

3) Демонстрация соломенных кукол.

Обратите внимание на следующих кукол. Они довольно хрупкие. Как вы думаете, что это за материал? Верно, это солома. Собирая злаки для пропитания, люди после обработки зерна обязательно оставляли для хозяйских нужд солому. Из нее делали домашнему скоту подстилки, покрывали крышу домов, использовали в качестве корма и создания игрушек. Соломенные куклы делали для игр детей, а также для различных обрядов на праздники (Масленица). Каждый хозяин старался сделать вещи из соломы не только практичными и удобными в использовании, но и красивыми внешне, желая превзойти мастерством соседей и односельчан.

4) Демонстрация деревянных игрушек.

Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Педагог убирает платок с игрушек.

- Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки? Матрешка разнимается на две половинки.

- Скажите, из какого материала сделаны матрешки? Какие узоры видите на них? Из дерева. Трава, листочки, цветы.

- Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Выбирали липу, ольху, березу. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна».

Рассматривание и слушание рассказов об особенностях русских народных игрушек.

- Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую. Посмотрите, у этих матрешек мастер забыл украсить сарафаны. Давайте поможем ему выполнить узоры на сарафанах.

(Педагог показывает разукрашенный силуэт матрешки).

Педагог. У меня получилась вот такая матрешка, а вы можете нарисовать свои узоры.

- У вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших куколок. Я попрошу каждого из вас придумать имена для своих матрёшек.

Самостоятельная деятельность детей по росписи матрёшек.

- Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».

- Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали? В русском народном музее. Что вы можете рассказать родителям об этом музее?

- Да, вы видели русские народные игрушки (глиняные, деревянные, тряпичные и соломенные).

Читайте также: