Мини сочинение дымковская игрушка

Обновлено: 25.04.2024

Гжель
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.

Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

Дымковская игрушка

А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Жостовская роспись

Это тоже один из известных народных промыслов. Появился он в деревне Жостово, основной темой росписи являются цветы. За основу мастера взяли тагильский промысел.

Жостовскую роспись отличает от других сочетание цветов с декоративными элементами, которыми раньше украшали сундуки, прялки и т. д. Чаще всего роспись выполняют на черном фоне. Подносы делят на две категории: для декоративных целей и для бытовых. Жостовская роспись — это один из известных русских самобытных промыслов.

Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»

Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.

Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.

Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.

Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.

Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.

Вариант 2

Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.

Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.

Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.

Вариант 3

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.

Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.

Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

Золотая роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла изображают рябину, землянику, цветы, ветки, также птиц, рыб и зверей.

Свое название роспись получила в честь деревни Хохломы, куда привозили из близлежащих деревень готовые изделия. Согласно одной из наиболее популярных версий, этот народный промысел был создан старообрядцами, среди которых было немало мастеров иконописи.

А заволжские мастера отменно владели токарным делом. Так появилась хохломская роспись — сочетание классических форм заволжских токарей и живописное мастерство старообрядцев. Хохломская роспись отличается своей яркостью, насыщенностью узоров и прекрасной формой изделий.












Русские ремесла и старинные народные промыслы России

Кузнечное дело

Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.

Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Ремесло в Туле

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.

Вступление и основная часть

Сочинение на тему «Народные промыслы» нужно начинать со вступления. В нем ученик должен написать, почему он выбрал именно эту тематику, чем она ему показалась интересной и чем она будет полезна другим. Про народные промыслы ребенок может написать, что их изучение позволит лучше узнать о древних славянах, узнать некоторые особенности быта и их культурного уровня.

Далее следует переходить к написанию основной части. В сочинении на тему «Народные промыслы» можно перечислить основные и самые известные направления творчества. Но более подробно ученик раскрывает только одно и кратко поясняет почему. Задача учащегося — заинтересовать читателя и показать ему самобытность и особенность выбранного направления.

Выводы

Также в этой части ученик может рассказать, чем ему понравился тот или иной вид творчества, и высказать свое мнение о развитии этого промысла. Это был краткий план сочинения о народном промысле.

Сочинение на тему «Народные промыслы России» не должно вызвать у школьника затруднений при написании, так как простор для рассуждений здесь обширен и интересен.

Как и положено, изложение своих мыслей следует начинать с вступительной части. Без этого никак, иначе ее отсутствие будет рассмотрено преподавателем как ошибка и учтено при выставлении оценки.

Вступление и основная часть

Сочинение на тему «Народные промыслы» нужно начинать со вступления. В нем ученик должен написать, почему он выбрал именно эту тематику, чем она ему показалась интересной и чем она будет полезна другим. Про народные промыслы ребенок может написать, что их изучение позволит лучше узнать о древних славянах, узнать некоторые особенности быта и их культурного уровня.

Далее следует переходить к написанию основной части. В сочинении на тему «Народные промыслы» можно перечислить основные и самые известные направления творчества. Но более подробно ученик раскрывает только одно и кратко поясняет почему. Задача учащегося — заинтересовать читателя и показать ему самобытность и особенность выбранного направления.

Сказочная лазурная роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле гжель. Гжельская роспись является одной из самых известных: ее сразу узнают благодаря всем оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне. Свое начало эта роспись берет из деревеньки Гжель.

Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.

Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.

Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.

Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

Народная игрушка

Также ученик может написать сочинение о народном промысле дымковская игрушка. Появился промысел в заречной слободе Дымково, неподалеку от города Вятки. Дымковские игрушки изначально делали на праздник Свистуньи. Все женское население слободы занималось изготовлением свистулек, которых делали в виде фигурок различных животных. Потом эти глиняные изделия раскрашивали в яркие цвета.

Дымковская игрушка — это уникальное изделие ручной работы. Каждая игрушка — это творение одного мастера. Для ее изготовления используют глину насыщенного красного оттенка, которую тщательно перемешивали с речным песком. Расписывают игрушки красками ярких оттенков. Но изображаемый орнамент должен быть строго геометричным. Поверх узора накладывают ромбики из сусального золота или потали. Благодаря пластичности глины, широкой палитре красок и несложному рисунку дымковскую игрушку часто используют в детском творчестве.

СПАДИЛО.РУ

Народные промыслы являются важной частью русской художественной культуры. В произведениях народного искусства отражается история нашей страны, её прошлое и настоящее. Потому что на протяжении веков их создавали простые русские ремесленники и крестьяне, вкладывая туда свою душу. Именно поэтому они обладают как материальной, так и духовной ценностью для всего общества.

Хохлома



Хохломская роспись появилась в XVII веке в одноименном селе в Нижегородской области. Хохлома представляет собой рисунок красными, золотыми и зелеными красками на чёрном фоне. Подобным образом принято было расписывать декоративные деревянные изделия, например, посуду или мебель. Рисуют, в основном, природные элементы: веточки растений, цветы, ягоды земляники или рябины. Иногда встречаются также изображения животных, птиц и рыб. Традиционными цветами для хохломской росписи являются красный, жёлтый, оранжевый, золотой, в меньших количествах используются зелёный и голубой.

Гжель



Гжель также является традиционным русским промыслом. Это роспись по керамике, выполняемая в голубом и белом цветах. Деревня Гжель под Москвой, где этот промысел зародился, с давних пор была известна добычей различных сортов глин, которая велась в данной местности ещё с XVII века. Позже здесь было построено несколько керамических заводов, где научились изготавливать фарфор и тонкий белый фаянс, которые потом расписывали голубой краской.

Дымковская игрушка

Жостово



Жостовской росписью обычно украшают металлические подносы. Самым распространенным узором являются цветочные композиции на чёрном фоне, хотя иногда мастера выбирают другие оттенки: зелёный, красный или серебристый. Жостовская роспись появилась в 1825 году в деревне Жостово Московской области и с тех пор приобрела широкую известность как вид народного творчества.

Городецкая роспись

Художественный народный промысел, который появился ещё в XIX веке в Городце (это город в Нижегородской области). Городецкой росписью украшали мебель, предметы обихода, двери, окна и т.д. В основе этой пышной росписи лежат сценки из жизни простых людей — крестьян или купцов. Также, наряду с подобными реалистичными картинами, встречаются изображения экзотических животных и птиц. Цвета для городецкой росписи используют самые разнообразные — от ярко красного до зелёного, синего и чёрного.
Для создания своих произведений мастера используют самые разные материалы: дерево, фарфор, стекло и ткани. С помощью этого они стремятся выразить свои идеи красоты так, чтобы они были понятны всем вокруг. Кроме того, промыслы, как часть народной культуры, отражают ценности и традиции тех мест, в которых они зародились.

Золотая роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла изображают рябину, землянику, цветы, ветки, также птиц, рыб и зверей.

Свое название роспись получила в честь деревни Хохломы, куда привозили из близлежащих деревень готовые изделия. Согласно одной из наиболее популярных версий, этот народный промысел был создан старообрядцами, среди которых было немало мастеров иконописи.

А заволжские мастера отменно владели токарным делом. Так появилась хохломская роспись — сочетание классических форм заволжских токарей и живописное мастерство старообрядцев. Хохломская роспись отличается своей яркостью, насыщенностью узоров и прекрасной формой изделий.

Хохлома 6 класс

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

Тагильская роспись

В сочинении «Русские народные промыслы» можно рассказать и о тагильской росписи. Она знаменита благодаря своим подносам с очень красивым цветочным узором. Эта роспись является предшественницей Жостовской. Появился этот народный промысел в Нижнем Тагиле.

Возник он среди старообрядцев. Тагильское железо отличалось своей прочностью и пластичностью, а мастера обрабатывали его ковкой, что добавляло изделиям еще большую ценность. Тагильская роспись стала популярна и за пределами города, а позднее ее взяли за основу жостовские мастера. Потом Н. Н. Демидов построил школу живописи, в которой мальчиков обучали всем премудростям этого ремесла. Позднее из-за большого спроса на работу стали принимать женщин.

Тагильский поднос отличается от других изделий ровной поверхностью и детальной кропотливой прорисовкой картин. Чаще всего мастера изображают декоративные букеты. И главное, что края подноса всегда украшают ажурными узорами.

Рассказ об известных мне народных промыслах

Наш народ издавна отличался своим мастерством. Изделия с кожи, глины, металла, замечательные украинские вышивки были известны далеко за пределами страны. Каждая местность, в зависимости от имеющихся природных ресурсов и сырья, прославлялась своим искусством. На Слобожанщине, где было много глины, железной руды, песка, распространилось гончарство, кузнечество, производство стекла. Одежда была нужна всем, поэтому везде занимались ткачеством, производством сукна. Очень часто изготовленные бытовые вещи так мастерски украшались, что граничили с произведениями искусства. Вообще, наши предки любили окружать себя красотой, начиная с белого дома и разрисованных окошек и кончая резными ложками, кружками и блюдами.

В каждом доме обязательно были вышиты полотенца, накидки на подушки, салфетки. Рубашки – и детские, и взрослые – тоже украшались вышивкой. Изменились времена. Мы пользуемся теперь большей частью вещами, изготовленными промышленным способом. Поэтому городские жители очень часто похожи друг на друга. И только когда в доме живет мастер или мастерица какого-то промысла, то это сразу ощущаешь и по оригинально сделанной мебели, коврах, макраме, вышивках и мережках, изделиях из лозы. Лозоплетение и сейчас пользуется у нас спросом. Корзины и корзиночки, оплетенные бутыли, декоративные блюда, даже мебель радовала глаз, поражая мастерством и терпением их творцов. К сожалению, много промыслов забылись или потеряли свою актуальность, так как время неудержимо идет вперед. Но думаю, что склонность к прекрасному, к творению собственными руками останется у людей навсегда.

С ранних лет через игры и забавы входил маленький человек в жизнь, через них он взрослел, приобретал практический опыт. В многочисленных народных играх украинских ребятишек отобразилось все: и история народа, и его мировоззрение, и традиции, и детали быта. Юлами крутили непоседливые малыши по дому. Поэтому и игры их часто были связаны с бегом, быстрыми движениями, борьбой, испытанием сил. В любое время, при любых обстоятельствах дети устраивали свои забавы, используя для них все, что попадалось под руку. Часто приходилось подумать хорошенько, чтобы сделать разнообразными и усложнить игры. Дети рано становились взрослыми. Рядом с забавами уверенно шагала взрослая жизнь, насыщенная работой и заботами о хлебе насущном.

Пятилетняя девочка уже баюкала младшего брата, семилетнюю девочку мать учила шить и прясть. И хотя у них не было красивых игрушек и бытового комфорта, им надо было рано приступать к работе, я не думаю, что нынешние дети намного счастливее своих предшественников. У нас сейчас есть телевизор, компьютерные игры, разные игрушки с дистанционным управлением. Но все это лишило нас общения, искренности в отношениях, настоящей веселости. И надо еще посудить, кто более счастливый: мальчик, который вместе с друзьями гоняет мяч, играя в догонялки, или вундеркинд, который в уединении сидит перед экраном компьютера.

Женщины у нашего народа всегда воспринимались как символ красоты, доброты, материнства. Поэтому к ним относились с уважением, оберегали, одаривали. Среди даров мальчика девушке, мужчины женщине, родителей дочери особой популярностью пользовалось ожерелье. Его дарили и как украшение, и как оберег от злых сил. По ожерелью женщины судили о благосостоянии семьи, даже об отношениях в ней. Для ожерелья использовали не только драгоценные материалы, но и обычные, естественные – дерево, разные семена. Мастерски, со вкусом сделанное, оно становилось привлекательным украшением. Настоящие женщины уже не придают большого значения ожерелью, хотя любят его, когда оно красивое, художественно совершенное. Ожерелье служит украшением, дополнением к праздничной одежде. Подобранное к лицу, оно свидетельствует о красивом вкусе хозяйки. Иногда ожерелье носят как память о ком-то или о каком-то значительном событии в жизни. И как бы там не было, ожерелье – это красивое украшение наших предков, поэтому использование его – не только признак вкуса, сколько проявление почета к давним традициям.

Понравилось сочинение » Рассказ об известных мне народных промыслах, тогда жми кнопку

Жостовская роспись

Это тоже один из известных народных промыслов. Появился он в деревне Жостово, основной темой росписи являются цветы. За основу мастера взяли тагильский промысел.

Жостовскую роспись отличает от других сочетание цветов с декоративными элементами, которыми раньше украшали сундуки, прялки и т. д. Чаще всего роспись выполняют на черном фоне. Подносы делят на две категории: для декоративных целей и для бытовых. Жостовская роспись — это один из известных русских самобытных промыслов.

Выводы

Также в этой части ученик может рассказать, чем ему понравился тот или иной вид творчества, и высказать свое мнение о развитии этого промысла. Это был краткий план сочинения о народном промысле.

Гжель

Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени. Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Пронина Светлана Александровна

Во время летнего отдыха в г. Кирове я посетила Музей Дымковской игрушки. В какое удивительное место попала я! Передо мной открылся мир дымковской игрушки - мир сказочно нарядных, красивых и выразительных глиняных фигурок. Тут и

« Утки-марфутки бережком идут,

Уточек-марфуточек купаться ведут».

Похожие на сундучки.

Сундучки не простые,

Красивые, красные, золотые».

А барышни- щеголихи, загадочные и лукавые, веселые и улыбчивые, в пышных ярких одеяниях, раскрашенных узорами, каких я раньше никогда не видела. Меня очень заинтересовало, как из глины можно создать такую красоту в домашних условиях!

Это определяет актуальность исследования данной темы.

Объект исследования – дымковская игрушка.

Чтобы начать свое исследование я выдвинула гипотезу : дымковскую игрушку возможно сделать в домашних условиях.

Цель работы: в ходе практической работы научиться изготавливать дымковскую игрушку в домашних условиях.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать научную, учебную литературу.

2. Раскрыть понятие « Дымковская игрушка»

3. Познакомиться с историей происхождения данных изделий.

4. Узнать основные темы и типажи в творчестве мастеров дымковской игрушки, особенности росписи по глине.

5. Изготовить в домашних условиях глиняные фигурки по специальной технологии и расписать их.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • Анализ литературы;
  • практическая работа;
  • описание полученной работы.
  • сравнительный анализ полученной работы и гипотезы.

2.Понятие «Дымковская игрушка»

Для этого я изучила немало литературы. В толковом словаре узнала, что игрушки –это вещи, служащие для игры, забав, развлечений. В другой литературе вычитала: «Дымковские» от названия заречной слободы Дымково близ города Вятка, ныне Киров. Но самое главное, мне стало известно, что дымковские игрушки – один из русских народных глиняных художественных промыслов и очень старинных. Им более четырех столетий!

3.История происхождения дымковской игрушки.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником в честь славянского Бога Весны и Солнца- Ярилы. К этому празднику женщины лепили глиняные игрушки- свистульки. Они были в виде коней, баранов, уток, козлов, индюков. Обжигали их, раскрашивали. Делали сначала для детей, а потом и для взрослых. Под свист свистулек народ гулял на ярмарках, плясал, пел, веселился. Это даже стали называть « свистопляской». Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы. Позднее праздник потерял значение, а промысел остался. Гончарные изделия слободы Дымково стали частью народного творчества, а глиняная расписная игрушка особым видом народного искусства.

4.Основные темы и типажи в творчестве мастериц, особенности росписи по глине.

Игрушки в слободе делали семьями. Это изделия ручной работы. Мастера и мастерицы никогда не повторяли одни и те же узор, краски подбирали гармонично. Двух одинаковых работ не бывало. Поколениями воспитывались потомственные мастера в освоении дымковского ремесла: фамилии Кошкиных, Пенкиных, Широковых и многих других остались в истории дымковской игрушки известными, прославленными. Какие же темы раскрываются в данном творчестве? Это, конечно, в первую очередь, тема труда. Фигурки хлеборобов, пахарей, рыбаков, удачливых охотников; эта тема была связана с мужчиной, он же всадник на коне, воин- защитник, гусар. Да и просто разудалый кавалер. Женщина трудилась дома, поэтому с ней раскрывается тема материнства. Фигуры детей рядом с матушкой, нянюшкой, вот композиция с изображением , как хлеб печет в печи бабашка, как несет на коромысле ведро с водой красавица. Как она прядет и т.д.

Тема « Масленицы » праздника дала возможность создать образы веселой тройки коней, мчащихся по хрустящему снегу. Типажи героев и героинь разнообразны: «Барыня с самоваром», « Гуляние у пруда» барышень с кавалерами . Тема сказок тоже интересно раскрыта, вот Снегурочка, вот Курочка ряба, Колобок, Медведь и Маша. А современные мастерицы воспевают героев сказок А.С. Пушкина: Лукоморье, « кот ученый», « русалка на ветвях», няня поэта Арина Родионовна и т.д.

Роспись игрушек исполнялась по белому меловому грунту, мел разводили на молоке. Излюбленные краски - зеленые, оранжево- желтые, красные, голубые. Орнамент чаще- это круги, точки, полости, клетка.и.т.д.
Расписные дымковские игрушки веселы и задорны, в них и добрая насмешливость, и наивность, и чувство юмора. Сегодня нить традиций не прерывается, а сохраняется. О традициях, узорах, методиках росписи можно говорить много.

5.Технология создания изделий.

Для изготовления дымковской игрушки в домашних условиях мне понадобилось следующее:

- кисточки, простой карандаш;

- домашняя печь с духовкой.

Моя работа проходила в несколько этапов: сначала я изучила роспись дымковской игрушки, потом я сделала рисунки барышень в расписных костюмах.Затем лепила из глины фигурки, согласно технологии.После просыхания обжигала в печи, на кухне, дома. Через день покрыла водоэмульсионной белой краской в два слоя. Когда краска подсохла, яна просохшие фигурки нанесла цветные орнаменты гуашью.

Основной Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.


На данной странице для школьников 9-го класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать несколько примеров и образцов лингвинистических сочинений по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2020 по Русскому языку. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на основном экзамене ОГЭ-2020. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению. Основной учебник для подготовки сочинений: Цыбулько ОГЭ 2020 Русский язык. 36 вариантов.

Вариант. Ответына тест. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3


Полная коллекция сочинений ОГЭ-2020. Русский язык. 36 вариантов. Цыбулько


Сочинение ОГЭ 9.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс


Сочинение ОГЭ 9.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас


Сочинение ОГЭ 9.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Задание на лингвистическое сочинение ОГЭ 9 класс

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы из текста:
Дымковская игрушка – это добрая улыбка.
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Образец и пример мини сочинения на тему: Дымковская игрушка – это добрая улыбка. Мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.

В тексте Е.И. Осетрова, посвященном Дымковской слободе в целом и дымковской игрушке в частности, есть фраза, которая с помощью метафоры раскрывает сущность игрушек: «Дымковская игрушка – это добрая улыбка». С помощью данной фразы говорится о том, что на игрушках, создаваемых мастерами из Дымковской слободы, всегда изображалось что-то позитивное.

Чтобы подтвердить данную мысль, можно обратиться к конкретным предложениям текста.

В повествовании подчеркивается, что на дымковских игрушках никогда не появлялся волк, так как он является представителем зла. Даже собаки на игрушках изображаются безобидными, не способными на зло и жестокость; они «если и лают, то лишь от радости». В предложениях 14, 15, 18, 20, 21, 22 говорится о тех объектах, которые изображаются на игрушках дымковскими мастерами. Это и люди (дети с нянями; женщины, которые носят воду; лодочники; скоморохи; барыни, держащие в руках зонтики), и животные (бараны, гуси, утки, индюшки, бараны, петухи, олени). Стоит отметить, что в предложении 20 подчеркивается доброта изображенной на игрушке водоноски.

Но «добрая улыбка» связана не только с тем, кто изображался на игрушках, но и предназначением данной игрушки. В предложениях 5-12 говорится о том, что существующее предание повествует о том, что в момент опасности для города все жители «подняли отчаянный свист» благодаря данным им глиняным свистулькам. Данное предание показывает, что первоначально игрушка была предназначена для защиты своего города и своего народа. То есть глиняная свистулька совершила для многих людей настоящее добро, так как спасла город и народ от «неминуемой гибели».

Кроме того, «добрая улыбка» связана и с теми людьми, которые занимались росписью дымковских игрушек. В предложении 23 говорится о том, что игрушки сделаны так, что «так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, когда лепила и расписывала красками своих глиняных человечком».

Та доброта, которую несут в себе дымковские игрушки, подчеркивается и другим фрагментом текста. В предложениях 27-30 говорится об одной московской выставке игрушек, где находились и работы дымковских мастеров. Автор текста подчеркивает, что вылепленные в Дымково куклы находились на «празднике детей и празднике игрушек» (предложение 29). Доброта подчеркивается с помощью образа детей, который символизирует радость и искреннюю, природную доброту. Игрушки, предназначенные для того, чтобы поднять детям настроение, развеселить их и обрадовать, таким образом совершают по отношению к детям добрый поступок.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что дымковские игрушки, на которых нельзя встретить злых персонажей, создаются мастерами, добрыми по своей природе. Первоначально предназначенные для защиты народа и города, дымковские игрушки приносят людям счастье и радость. В тексте Е. И. Осетрова подчеркивается, что все то, что связано с дымковскими игрушками, заключает в себе доброе начало.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: