Мнемотаблица на тему игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Цель: Совершенствование навыка заучивания стихотворения с опорой на наглядность.

Ø Приобщать детей к поэзии, учить слушать стихотворение, отвечать полным ответом, обогащать словарный запас детей.

Ø Развивать у детей умение с помощью мнемотаблице рассказывать стихотворение.

Ø Воспитывать любовь к поэтическому слову; бережное отношение к игрушкам.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей

ВложениеРазмер
nod_igrushki.docx 22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи.

Заучивание стихотворения Н. Найденовой «Наши игрушки»

при помощи мнемотаблицы.

Цель: Совершенствование навыка заучивания стихотворения с опорой на наглядность.

  • Приобщать детей к поэзии, учить слушать стихотворение, отвечать полным ответом, обогащать словарный запас детей.
  • Развивать у детей умение с помощью мнемотаблице рассказывать стихотворение.
  • Воспитывать любовь к поэтическому слову; бережное отношение к игрушкам.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей
  • Физминутка, гимнастика для глаз.

Планируемый результат: Дети запоминают текст стихотворения по мнемотаблице и могут воспроизвести его на память без опоры на наглядность.

Предварительная работа: Чтение и вспоминание стихов про игрушки, дидактические игры; рассматривание иллюстраций в книгах.

Словарная работа: балалайка, барабан, длинноухие зайки

Методы и приемы: словесные: беседа, объяснение, индивидуальные и хоровые повторения; наглядные: иллюстрации по теме; игровой.

Оборудование и материалы: иллюстрации, цветная мнемотаблица, игрушка Незнайка

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент

В: Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:

Мы – дружные ребята,

Возьмёмся за ладошки,

Подарим мы друг другу

Любви, тепла немножко.

Ладони тёплые коснулись –
И дети улыбнулись.

( Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)

Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Воспитатель предлагает присесть на стулья.

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, наша хорошая знакомая, Бабушка-загадушка, отправила к нам гостя. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку. Вы готовы?

Знает то, не знает это,

Но даёт всегда советы.

Этот маленький мальчишка,

Он рисует, сочиняет

И на шарики летает.

Воспитатель: Правильно, это Незнайка. А вот, и он сам!

Незнайка: (говорит воспитатель) Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости потому что мне очень нужна ваша помощь! Вы мне поможете?

Воспитатель: Мы всегда рады помочь нашим друзьям. Правда, ребята?

Незнайка: Друзьям… А вот мне все говорят, что я не знаю, что такое дружба и кто такие настоящие друзья…

Воспитатель: А вот мы с ребятами знаем, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы тебе расскажем. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет». (дети встают в круг)

Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».

Будем крепко мы дружить?

Нашей дружбой дорожить?

Мы научимся играть?

Другу будем помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

Чай с друзьями будем пить?

Будем крепко мы дружить?

Незнайка: Кажется, я понял, кто такие друзья. А еще, у меня вот какая беда. Я никак не могу научиться запоминать наизусть стихи, песенки, считалочки. А они мне так нужны чтобы, участвовать в играх и праздниках. Вы, ребята, наверное, в детском саду разучиваете наизусть стихи. Научите, меня, пожалуйста!

Воспитатель: Ну что ребята, покажем Незнайке, как мы учим стихотворения? А учить мы будем стихотворение, которое называется «Наши игрушки». Думаю, Незнайке оно понравится.

Воспитатель читает стихотворение Н. Найденовой «Наши игрушки»:

Много игрушек в детском саду,

Наши игрушки стоят на виду:

Кот в сапогах, длинноухие зайки,

И барабаны, и балалайки.

Куклы нарядные в платьях сидят,

Куклы на зайцев и мишек глядят.

Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,

Их у друзей не отнимаем.

Воспитатель: Понравилось стихотворение?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вспомнить, какие игрушки встречаются в этом стихотворении. А помогут нам в этом наши картинки. Но прежде чем мы будем их рассматривать, предлагаю провести гимнастику для глаз.

Мы листочки увидали

И с листочками играли

Листья вправо полетели

Глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер листья поднимал

И на землю опускал

Все на землю улеглись

Воспитатель: (показ картинок) Ответьте строчками из стихотворения. (Если дети затрудняются, педагог подсказывает)

– Где стоят игрушки?

– Какие игрушки музыкальные?

– Какие куклы сидят?

– На кого куклы глядят?

– Как ребята в стихотворении относятся к игрушкам? А мы как с игрушками играем?

Физкультминутка «Веселые игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте),
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) -
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат).
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза),
Мои игрушки начинают играть (изобразить любое движение).

Они танцуют и поют (приседание),
Очень весело живут! (прыжки на месте).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо поиграли! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение еще раз, соотнося каждую строчку с картинкой.

Воспитатель: А сейчас давайте все вместе попробуем! ( Далее предлагается детям рассказать стихотворение хором, потом индивидуально по желанию детей)

III. Заключительная часть: (рефлексия)

Воспитатель от лица Незнайки. Спасибо, ребята! Как удобно запоминать стихи глядя на картинки. До свидания, ребята! (дети прощаются с игрушкой)

Воспитатель: Ребята, скажите, кто был у нас сегодня в гостях? Чем мы занимались? Верно, разучивали стихотворение? А кто помнит, как оно называется? Да, стихотворение называется «Наши игрушки». А что помогло нам его выучить стихотворение наизусть? Верно, таблица с картинками. Вам было легко или трудно сегодня? Вы все большие молодцы! Всем вам спасибо!

-воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Словарная работа: меховые, плюшевые

Предварительная работа: отгадывание загадок; чтение стихов из цикла «Игрушки» А. Барто, рассматривание игрушек, дидактическая игра «Магазин игрушек».

Индивидуальная работа: Вика С- отрабатывать умение отвечать на вопросы полным предложением, Стас Т – правильное описание по карточке

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: игрушка медведя, игрушки для описания : мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина; корзина; схема составления рассказа об игрушках.

Раздаточный: картинки с изображением игрушек, смайлики

Методическое обеспечение: Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом возле стульчиков группе)

-Дети, посмотрите друг на друга, на наших гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

1. Улыбка. (Удерживание губ в улыбке, зубы не видны).

2. Трубочка. (Вытягивание губ вперед длинной трубочкой).

3. Заборчик. (Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны).

(Дети садятся на стульчики).

Показываю детям игрушку медведя

-Дети, к нам пришел Мишка со своими игрушками. А с какими, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

(Игрушки находятся в корзинке).

-Давайте отгадаем загадки и узнаем, что принес нам Мишка

Загадываю детям загадки

-Догадайся кто такой?

Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет.

-Что это (Мяч).

(Выставляется мяч).

-Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.

Надевай скорее, ну же:

Снизу — шире, сверху — уже.

-Что это (Пирамида).

(Выставляется пирамида).

День, и два, и даже пять.

-Что это (Кукла)

(Выставляется кукла).

-Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка).

(Выставляется матрёшка).

-Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса. (Машина).

(Выставляется машина).

-Какие игрушки принес Мишка, назовите их по порядку (мяч, пирамида, кукла, матрёшка, машина).

— Как можно назвать, одним словом все это (Игрушки).

— Правильно, молодцы. Это все игрушки.

-Для чего нужны игрушки?

-Дети, а Мишка принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили рассказывать об игрушках. Поможем Мишке?

-А что бы составить рассказы об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (даю объяснения по схеме).

-Вот этот знак нам говорит о том, что нужно сказать название игрушки.

Затем следуя по схеме нужно сказать про цвет игрушки. Игрушки бывают разные : красные, желтые, зеленые, синие.

-Дальше мы будем говорить, о форме игрушки. Игрушки бывают круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.

-Затем нужно рассказать о величине игрушки. По величине, игрушки бывают большие и маленькие.

-Дальше нужно рассказать, из какого материала сделана игрушка. Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха

Затем нужно рассказать из каких частей состоит игрушка.

У игрушек есть части. Например, машина состоит из кабины, дверей, колёс.

-А у куклы, что есть (Голова и туловище. На голове — уши, глаза, нос, рот, на туловище — руки, ноги).

-А ладошка нам говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с куклой? Её можно катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.

-Сейчас послушайте, как правильно нужно рассказать об игрушке. Это пирамида. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она большая. Пирамида сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пирамиду можно собирать и разбирать.

-Сейчас еще раз посмотрим на схему. Вика, нам кратко повторит, как надо описывать игрушку. (Название игрушки, цвет, форма, величина, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как можно играть).

(Рассказы 4-6 детей, после каждого рассказа провожу анализ рассказа от имени Мишки, отмечая соответствие, последовательность и выделение признаков игрушки, действий с игрушкой).

-Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился рассказывать об игрушках. Он говорит вам большое спасибо, давайте немного поиграем, а Мишка посмотрит на нас.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).

Флажок за палочку возьму,

Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).

Скачет мячик как живой (прыгают на месте,

Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).

Кубик к кубику кладём,

Строим, строим новый дом ( дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый,

Сели мы в машины,

Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле)

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

— Жалко вам зайку?

-Почему зайка остался под дождем?

-Будете разбрасывать свои игрушки?

-Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят. (Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры убирать их на свое место).

-Правильно дети, игрушки надо беречь.

-Дети, давайте вспомним, кто к нам в гости пришёл (мишка)

— С чем он к нам пришёл в гости (с игрушками)

-Как называются игрушки, сделанные из железа (Железные игрушки).

-А из дерева (Деревянные игрушки).

-Из резины (Резиновые игрушки).

-Из меха (Меховые игрушки).

— Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые игрушки. (Плюшевые игрушки. (Хором.)

-Ребята, а теперь игрушки хотят поиграть с нами в прятки

И г р а «Какая игрушка спряталась».

На фланелеграфе выставляю картинки с изображением игрушек. Детям раздаю картинки с изображением игрушек. Дети называют их. Затем детям предлагается закрыть глаза. В это время убираю одну игрушку на фланеграфе. Дети открывают глаза и угадывают какая игрушка спряталась, отвечают полным ответом (мишка спрятался). У кого спрятанная игрушка подходит и ставит ее на фланелеграф. Игра повторяется.

-Дети, что мы сегодня научились составлять?

-Какие бывают игрушки (деревянные, резиновые, железные, плюшевые)

-Молодцы! Все справились, правильно составили рассказы об игрушках, Мишка говорит вам спасибо. Он теперь знает, как нужно рассказывать об игрушках, а после стихотворения и вашего рассказа он будет убирать игрушки на места.

— Если вам понравилось рассказывать об игрушке, подарите мишке веселый смайлик, а если не понравилось, то подарите грустный смайлик.

-Что вам понравилось?

-Что не понравилось?

— А теперь мишке пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с ним, скажем ему До свидания!

Приемы: загадки, образец рассказа, вопросы, план рассказа, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, указания, оценка.

• Мини-проект «День космонавтики»

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках»

Конспект ООД по развитию речи с использованием ИКТ «Рассказывание об игрушках» Материал будет полезен воспитателям с целью организации ООД по развитию речи с детьми второй младшей группы. Цель: развитие устной речи.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» Задачи: — связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек; — словарь и грамматика: учить правильно использовать.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Тема: Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка» по мнемотаблице.

- учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на мнемотаблицу;

- подбирать к существительному прилагательные.

Коррекционно-развивающие :

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Игрушки»;

- развивать познавательные процессы - мышление, память, внимание, речь;

- развивать слуховое и зрительное восприятие.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: презентация «Игрушки».

Ход код:

1. Орг. момент. (Сюрпризный ммент).

-- Дети рано утром мне принесли посылку, а чтобы узнать, что в посылке нужно отгадать загадку:

Этот милый, странный душка, Безымянною игрушкой Был когда-то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - …. (Чебурашка).

- Правильно, это Чебурашка. Чебурашка сказал мне, что скучно ему одному, а у нас в детском саду много игр и игрушек. Давайте познакомим Чебурашку с разными играми и игрушками. Посадим его на стульчик, так, чтобы Чебурашка видел, как мы играем и занимаемся. А для начала мы сделаем пальчиковую гимнастику.

2. Логопедическая распевка «Игра».

Ас-ас-ас-ас – ах, как весело у нас.

Ус-ус-ус-ус, выбирай игру на вкус.

Оз-оз-оз-оз, мчится быстрый паровоз.

Ус-ус-ус-ус, а теперь поём на бис!

3. Игра «Расскажи, какие игрушки?»

Мишка, матрёшка, самолётик, кубики, конструктор. – Мишка, какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, лёгкий). –Как мы это всё назовём одним словом? (игрушки).

4. Пальчиковая гимнастика «Катины игрушки». На большом диване в ряд, Попеременно хлопают в ладоши. Куклы Катины сидят: Стучат кулаками. Два медведя, Буратино, Загибают поочерёдно все пальцы. И весёлый Чипполино, И котёнок и слонёнок. Раз, два, три четыре, пять. Разгибают поочерёдно все пальцы. Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладоши. Мы игрушки собирать. Стучат кулаками.

5. Составление рассказа описания по схеме – модели (игрушка – машинка).

- А ещё, Чебурашка, наши дети учатся составлять описательные рассказы об игрушке по мнемотаблице (составление мнемотаблицы : название игрушки, цвет, форма, из каких частей и материала она сделана, её назначение, сделать обобщение).

- Вот мы с вами и составили мнемотаблицу, по которой мы будем описывать игрушки.

- Послушайте меня, как я составлю описательный рассказ :

«Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колёса. Она сделана из пластмассы. Машинку возят, катают. Перевозят в кузове песок. Машинка это игрушка».

6. Физкультминутка «Если весело живётся, делай так»!

7. Составление описательных рассказов детьми о любимой игрушке.

8. Отгадайте загадки.

9. Игра «Внимательные ушки».

Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите названия игрушек (машина, кукла, кубик, берёза, юла, матрёшка, погремушка, воробей, мячик, лошадка, барабан, неваляшка, кораблик).

– О чём составляли описательный рассказ?

- Чебурашка, тебе понравилось у нас?

-Ребята, за игрушками надо ухаживать, беречь их и уметь поделиться игрушками с детьми.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов,

облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем

образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что

как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, а

тем более у детей с ЗПР, познавательная активность которых снижена и

мыслительные функции ослаблены. Процесс запоминания при использовании

наглядных средств происходит в этом случае непроизвольно, просто потому,

что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он

будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной

картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника помогает развивать …

зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание,

воображение связную речь,

мелкую моторику рук.

Более того приемы мнемотехники приводят к …

обогащению словарного запаса,

формированию связной речи.

(Это является крайне необходимым, когда у детей с задержкой психического

развития имеется сочетанное нарушение речи).

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания,

обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с

мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно

слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем

воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже

квадрат из трёх-четырёх картинок, по которым можно составить

предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они

представляют собой изображения основных звеньев, в том числе

схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение

или даже целый рассказ. Первоначально таблицы составляют воспитатели,

родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но

и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы

запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом

мышлении, наблюдательности. Кроме того, мнемосхемы можно использовать

для обогащения словарного запаса по какой-то лексической теме, при

разучивании стихотворений, скороговорок, отгадывании загадок, при

составлении рассказов и для обучения пересказу.

Мнемотаблицы на слова

Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по

лексической теме. Этот прием служит не только для расширения

ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти

дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям

необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной

Этапы работы с мнемотаблицей на слово:

1 Рассматривание мнемотаблицы.

2 Перекодирование информации.

3 Воспроизведение таблицы по памяти.

Мнемодорожки для составления предложений

Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово

предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с

помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в

предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на

вопрос полным предложением.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ae.jpg
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ac.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870af.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ad.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ag.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ah.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870aj.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ak.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ao.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870aq.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870at.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870au.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870av.jpg

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала воспитатель подбирает стихотворение и опорные картинки к нему. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения воспитателем, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.

Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:

1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.

2. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

3. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогает ребенку уяснить основную мысль.

5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Вот большой стеклянный чайник

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870aw.jpg

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ax.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ay.jpg

Мы посуду с братом мыли

Мы посуду с братом мыли,

На пол миску уронили,

И накрыла миска та

сверху нашего кота!

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870az.jpg

Мыть посуду – не пустяк

Блюдца мокрые скользят,

Ложки, падая, звенят,

Помогая нашей маме,

Мы посуду моем сами.

Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем

На полу потом… осколки.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870ba.jpg

Т. А. Куликовская

Чисто вымыта посуда:

Миска, сахарница, блюдо.

Вилка, блюдце, чашка, ложка,

Нож, кастрюля, кружка, плошка.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870bb.jpg

Для чего нужна посуда?

Посмотри-ка, вот посуда:

Чайник, нож, кастрюля, блюдо,

Чашка, блюдце, ложка, вилка,

Сковородка и бутылка.

Для чего, скажи, она

Нам с тобою так нужна?

Чтобы жарить и варить,

Чтобы кушать, чтобы пить!

Л. Смирнова, С. Овчинников

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870bc.jpg

Сахарница

Мы за эту сахарницу

Жалко, что у сахарницы

Но зато из сахарницы

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870bd.jpg

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот (ложка).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870be.jpg

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её … (кастрюля).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870bf.jpg

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё … (сковорода).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870bg.jpg

По моей тарелке

Отправляю в рот (ложка).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870bh.jpg

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:

– знак вопроса – название предмета или объекта;

– форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части;

– величина – рисуют два предмета контрастной величины;

– цвет – дети рисуют цветовые пятна;

– контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;

– рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;

– человек – для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение), или как человек использует его (если это неодушевленный предмет).

Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.

3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице воспитателем.

4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870bi.jpg

Мнемотаблицы для пересказа

На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.

Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:

1. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Чтение текста воспитатель с демонстрацией сюжетной картины.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Разбитая чашка

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u155273/t1546518870bj.jpg

В результате использования таких приемов мнемотехники у детей:

расширяется круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Образовательная деятельность по развитию речи

c оставление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы "Моя любимая игрушка" для детей старшей группы ,

Хазеева Гульназ Миндерафиковна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Ромашка» п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Актуальность темы. В современном мире все больше детей увлекаются игрушками, которые изготавливаются на станках в основном из пластмассы или компьютерными играми. Все эти игрушки конечно развивают ребенка, но не несут в себе никакой ценности. Мне хочется привлечь внимание детей к игрушкам сделанным из разных материалов – дерева, пластмасса, резина, металла.

Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ об игрушке, опираясь на мнемотаблицу. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Совершенствовать грамматической строй речи (образованием имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами), учить образовывать прилагательные существительными. Закреплять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых сделаны игрушки.

Методические приемы. Сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения, беседа о любимых игрушках. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Игрушки». Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением игрушек.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

4.Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Ожидаемый результат

1 Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;

2.Как можно играть той или иной игрушкой;

3.Из какого материала сделана игрушка.

Оборудования: презентация ,мультфильм, интерактивная игра.

Воспитатель. Ребята подойдите ко мне и встаньте в круг. В нашей группе ты и я. Вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй скажем мы друг другу.

Воспитатель. Давайте возьмемся за руки, посмотрим в друг другу глаза, улыбнемся и скажем. Здравствуй.

Воспитатель. Ребята чтобы узнать о чем мы будем говорить, пройдемся стульчикам.

Воспитатель. Вам понравилось этот мультфильм. Про что это мультфильм .

Дети. Об игрушках, о том как девочка относилась к своим игрушкам. У нее было много игрушек. О том как плохо относиться своим игрушкам.

Воспитатель . Надеюсь среди вас таких мальчиков и девочек нет.

Воспитатель. Ребята вот мы подошли к теме нашей занятии. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.

Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.

Воспитатель . Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте и определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем из чего сделана игрушка в ваших руках.

Игра " Из чего сделано "

Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная)
Это мяч сделана из резины - … (резиновая)
Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое)

Это машина сделана из металла (металлическая)
Это мягкая игрушка сшита из меха.

Исследовательская деятельность.

Если я брошу мяч, что произойдет. Игрушка разобьется или сломается.

Дети . Мяч останется целым, будет подпрыгивать, ударяясь об пол.

Воспитатель. Если я сожму резиновую игрушку в руке. а потом отпущу, что тогда произойдет?

Дети . Мяч вернет свою форму.
Воспитатель . Что можно сказать о пластмассовых игрушках? (Кубик)

Дети . Она прочная, легкая, твердая не меняет своей формы.
Воспитатель. А теперь проведите рукой по металлической игрушке. Что можно сказать о ней.

Дети. Твердый, гладкий, звонкий.

Воспитатель. А что можно сказать о деревянной игрушке. (Твердая, не ломается)

Ребята, давайте опустим деревянный кубик в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. Что делают кубик в воде? Дети: Плавает. Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними? Дети: Утонули. Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянный кубик плавает, а металлические утонули? Дети: Деревянные -лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Игра "Один много" "Назови ласково"

Кукла, куклы, куколка

Машина, машины, машинка

Слон, слоны, слоник

Матрешка, матрешки, матрешечка

Барабан, барабаны, барабанчик .

Воспитатель. Молодцы ребята.

Появляется Незнайка

Незнайка. Здравствуйте детишки. Как здорово, что я вас нашел. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мастеров все смеются на до мной. Говорят что я не умею про игрушки рассказывать.. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки .

Воспитатель. Ребята мы конечно же поможем незнайке. Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил .

Физкультминутка

Воспитатель . Ребята, перед вами на экране схема. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.

Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам раздам схему.

Примерный рассказ по таблице.

hello_html_691a92a.jpg

Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмасса, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шафера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать.

Моя любимая игрушка это кукла. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из резины, значит она резиновая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске.

Воспитатель. Молодцы ребята. Незнайка, а ты понял как надо рассказывать о своих игрушках.

Незнайка . Я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. А вот моя любимая игра (пазлы). я решил их вам подарить. Ребята а вы любите играть в пазлы?

( Дети собирают пазлы под музыку)

Незнайка. Вы быстро собрали пазлы. А из чего они сделаны (картона или бумаги).

Незнайка. Молодцы а сейчас я хочу рассказать вам один секрет (как мультфильме котором вы смотрели). А на вас тоже обижаются игрушки .

Незнайка. Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какие правило нужно помнить .

Дети. Игрушками надо обращаться бережно не ломать их и долговое время нас радовали.

Воспитатель. Вы знаете стихотворение "Берегите игрушки". Давайте вспомним его.

Заяц с куколкой играл

Платье куклы разорвал

Взял потом себе машинку

Разобрал на половину

Мячик маленький нашел

Этот мячик проколол

А когда конструктор взял все детали растерял.

Чем играть теперь другим? Нет не надо быть таким

Вы игрушки берегите и заботливо храните.

Пусть игрушки дружат снами.

Обижать их мы не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберем

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят когда их ломают.

Итог Воспитатель. Вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали?

Чему вы научились. С кем вы поделитесь.

И спользованная литература

1.В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Мозаика - синтез, 2011, 144с.;

2. Н.С. Голицына "Конспекты комплексно тематических занятий", Москва "Издательство Скрипторий ", 2016 год соответствует ФГОС

3.О.С.Ушакова Е.М. Струнин "Игры и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет" , Москва Издательский центр "Вентана-Граф", 2016 год ФГОС.

4. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи», 2011 год.

5. Т.И.Подрезова "Материал к занятиям по развитию речи", Айрисс-Пресс, Москва 2011 год

Читайте также: