Много игрушек в коробке

Обновлено: 19.04.2024

Каждый день мы наблюдаем, как пол в квартире, где есть дети выглядит так, будто кто-то бросил магазин игрушек в блендер и нажал «ВКЛ» с открытой крышкой.

Увидев, подобную картину мы испытываем чувства, которыми не гордимся. Каждый раз наши "истерики" , вызванные игрушечным беспорядком, создают перелом в наших отношениях с детьми. Подобную ситуацию необходимо в корне менять.

Настоящая проблема игрушечного беспорядка - это слишком много игрушек!

Ваша реакция на беспорядок не уникальна. На самом деле, исследования показывают, что беспорядок может повредить психическому самочувствию, особенно у женщин. Визуальный беспорядок также может повысить уровень кортизона, гормона стресса.

Более того, слишком много игрушек вредит детям в их развитии.

Когда у детей слишком много игрушек, они чувствуют себя подавленными. Они заканчивают тем, что прыгают от игрушки к игрушке, не будучи полностью поглощенными игрой с какой-то определенной вещью.

Вы можете подумать: ну и что? Но опыт погружения в одну игрушку ведет к реальному росту и развитию вашего ребенка.

Это похоже на то, как будто вы начали 10 разных книг одновременно и по очереди читали пару страниц из каждой. Вы никогда не будете полностью погружены ни в одну из книг, и вам будет трудно извлечь какие-либо важные уроки из чтения.

Что такое "круговорот игрушек"?

Если вы не слышали об этом раньше, "круговорот игрушек" означает периодическое переключение игрушек, с которыми ваш ребенок может играть. Вы храните игрушки, которые в данный момент не используются, например, в шкафу, на чердаке или в подвале.

Преимущества "круговорота игрушек" :

1. Если визуальный беспорядок напрягает вас, вы можете обнаружить, что меньший беспорядок игрушек помогает вам оставаться спокойнее.

2. Меньшее количество игрушек делает уборку быстрее, а более быстрый процесс уборки помогает и родителям, и детям сохранять весёлое настроение. Кроме того, детям легче помочь в уборке, когда игрушки имеют определенный "дом" , в который им нужно вернуться.

3. Уменьшение количества игрушек, к которым у вашего ребенка есть доступ, повысит его способность играть самостоятельно и творчески. Кроме того, дети, как правило, играют дольше и более творчески с меньшим количеством игрушек вокруг. Еще одно дополнительное преимущество, которое может вас удивить: ваши дети станут превращать предметы быта в игрушки - деревянные ложки могут стать марионетками (или микрофонами), куски дерева превратятся в игрушечные ноутбуки и телефоны, а подушки и одеяла превратятся в дома. Если вы хотите, чтобы ваши дети научились мыслить нестандартно, "круговорот игрушек" является отличным способом стимулирования этого.

4. Настройка системы "круговорота игрушек" даст вам прекрасную возможность проводить "Великую Чистку Игрушек". Вы можете избавиться от сломанных игрушек, пожертвовать игрушки, которые перерос ваш ребенок, а иногда вы даже дадите новую жизнь старой игрушке.

5. Также дети учатся ценить игрушки, которые они имеют прямо сейчас, вместо того, чтобы считать само собой разумеющимся, что у них есть доступ к любой игрушке, которую они хотят в любое время. Во многих семьях это означает, что дети тоже лучше заботятся о своих игрушках.

6. "Круговорот игрушек" также не даёт скучать ребенку . Это потому, что когда приходит время выхода нового набора игрушек, дети возбуждаются и, как правило, надолго теряются в игре с "новыми" игрушками.

За последние полвека отношение к детским игрушкам кардинально изменилось. Если раньше покупка каждой новой игрушки была невероятным и редким праздником, то сейчас вряд ли кто-то страдает от дефицита кукол и машин (а также роботов, конструкторов, колясок и плюшевых зверей). Оказывается, беззаботное детство с игрушками в избытке — это не очень полезно для самих детей, их родителей и дома, в котором они живут.


Дешевые, дорогие, пластмассовые, деревянные, резиновые, интерактивные, музыкальные, развивающие — даже если вы изначально не планировали покупать ребенку много игрушек, рано или поздно они все равно появятся в вашем доме — по вашей воле или по воле щедрых родственников.

Почему же это происходит? Почему еще мы сами помним, что такое месяцами мечтать об одной игрушке, а для наших детей поход в магазин игрушек превратился в обыденность? Этому есть несколько объяснений, говорят эксперты: игрушки дарят на праздниках, вечеринках, в гостях, за хорошее поведение и просто так. Также нередко родители покупают какие-то дешевые мелочи во время походов в магазин — ребенок, как правило, играет с ними совсем недолго, а потом ломает или забрасывает.

«Мы часто покупаем что-то, чтобы показать детям, что мы их любим», — говорит руководительница исследований раннего детства в Гуэлфском Университете Торонто Никки Мартин. — «Создается ощущение, что чем больше всего у тебя есть, тем больше тебя любят. Это социальная проблема». Плюс ко всему, дети проводят меньше времени, играя во дворе, а потому им требуется больше игрушек, чтобы занимать себя дома.


Почему плохо иметь слишком много игрушек?

Во-первых, потому, что дети просто не способны качественно взаимодействовать с большим количеством предметов. «По уровню своего развития маленькие дети не способны сделать выбор между 20 или даже 10 предметами», — объясняет Мартин. Это значит, что когда ребенок заходит в комнату с большим количеством игрушек, его парализует от разнообразия и количества возможных вариантов — примерно так же, как нас парализует в больших супермаркетах от обилия разных брендов и продуктов. «Когда речь заходит об игрушках, нам кажется, что чем больше, тем лучше. Но на самом деле, получается слишком много, — говорит она. — Качественная игрушка или качественный опыт намного лучше, чем просто много всего».

Во-вторых, от большого количества игрушек страдают и родители тоже. Чем больше в доме игрушек, тем сложнее находить им место, организовывать хранение и разгребать завалы. Каждый новый праздник начинает страшить — ведь вместе с ним в доме станет еще меньше места. «Если вас накрывает чувством тяжести с приближением дня рождения или Рождества, важно не игнорировать его», — говорит детский и подростковый психиатр Эшли Миллер. Также она рекомендует использовать вашу потребность в расхламлении в качестве воспитательного момента для детей: «Чему вы больше всего хотите их научить? Вы хотите научить их щедрости и умению делиться? Умеренности? Экологичности? У вас есть много разных вариантов».

В-третьих, как мы уже писали выше, игрушки для детей превращаются в эквиваленты любви. Их начинают ждать больше, чем встречи с родственниками и друзьями, их начинают требовать — не потому, что с ними хочется играть, а просто для того, чтобы они были. Получаются те самые «избалованные», а на самом деле обделенные вниманием дети, для которых новые игрушки стали единственным способом поддерживать контакт с близкими людьми.


Это что же теперь, вообще игрушек не покупать?

Конечно, нет. Вопрос в том — какие игрушки покупать/оставлять, потому что не все они одинаково полезны. Миллер рекомендует выбирать те игрушки, которые требуют от ребенка участия, проявления фантазии и предполагают разные варианты взаимодействия: куклы, поезда или машинки.

«Когда вы покупаете игрушку, которая все делает за вас, вы быстро теряете к ней интерес, потому что для вас в этой игре места не остается, — объясняет она. — Детям очень важно иметь возможность играть самим и самостоятельно отвечать за свой игровой мир».

Дети будут дольше и увлеченнее играть с теми игрушками, которые предоставляют им больше свободы действий: дайте им машинки, и они будут катать их по полу и стенам, строить дороги из книг и покорять горы из мебели. Но если вы дадите детям гоночный трек, то им скоро надоест, что машинки постоянно ездят по одной и той же траектории.

Не давайте детскому восторгу в связи с любой игрушкой, которая спрятана в блестящей пластиковой упаковке, сбить вас с толку — и не бойтесь говорить «нет» новейшим хитам и проходить мимо бесячих игрушек, которые сейчас можно встретить практически в любом магазине. «Способность говорить ребенку „нет“ — это очень важный навык, и помогает в установлении границ», — добавляет Миллер.


Как избавиться от избытка игрушек?

Замените вещи опытом. Чтобы уменьшить поток игрушек, наводняющих ваш дом, попросите гостей на праздниках дарить ребенку опыт вместо вещей: билеты в театр, музей или на концерт, творческий мастер-класс или оплату абонемента на развивающие занятия.

Привлеките детей к процессу расхламления. Предложите детям самостоятельно выбрать игрушки, от которых они хотят избавиться — отдать на переработку или благотворительность. Не все дети с энтузиазмом отнесутся к этой идее, однако это не значит, что вам надо отказываться от этой затеи — продолжайте беседовать с ребенком и объяснять, почему избавиться от лишнего в доме — это важно.

Организуйте хранение. Сделайте так, чтобы оставшиеся у вас игрушки всегда находились в доступе у детей, чтобы их можно было легко найти и достать. Когда игрушки рассортированы по удобным ящикам, коробкам, мешкам и контейнерам, детям проще разобраться в том, что у них есть, и во что они хотят играть, чем когда все просто свалено в одну кучу.

Осторожно подходите к покупке новых игрушек. Не обязательно отказываться от покупки игрушек раз и навсегда — просто подходите к процессу критичнее и учитесь оценивать игровой потенциал, который иногда сложно разглядеть за яркой упаковкой.

Не заменяйте внимание игрушками. Если до этого у вас была привычка «откупаться» от ребенка материальными подарками или компенсировать ими нехватку своего времени и внимания, то от нее лучше отказаться.

Ещё почитать по теме

Почему детям нравятся стремные игрушки и коробки от подарков вместо самих подарков? Кажется, ученые все поняли

Пластиковые игрушки: как контролировать их количество в жизни ребенка

10 вещей, которые интересуют вашего малыша больше, чем (нормальные) игрушки

Много игрушек

Cоветы родителям по воспитанию детей

Количество игрушек у ребенка оказывает существенное влияние на его развитие. Именно поэтому заботливые родители обязаны уделять должное внимание этому обстоятельству. В наше время достаточно иметь деньги и можно просто заполнить комнату ребенка самыми разнообразными игрушками до отказа. Но такой заботой родные оказывают малышу «медвежью услугу».

Как сделать так, чтобы игрушки действительно были нужными ребенку, способствовали его развитию?

Очень много игрушек

Почему чем больше, тем хуже

Детские психологи советуют сократить их количество до минимального. Чем меньше игрушек у ребенка, тем лучше для его будущего.

Развитие креативности у ребенка

Наличие большого разнообразия игрушек не дает развиваться творческой составляющей личности ребенка. Зачем что-то выдумывать и изобретать, если и так под рукой есть все, что только пожелаешь.

В Германии провели эксперимент в дошкольных учреждениях ­­— детей на три месяца лишили всех привычных игрушек. Потосковав непродолжительное время, они включили свою фантазию и стали играть с окружающими их предметами с не меньшим энтузиазмом. При этом количество личных контактов между детьми резко пошло вверх.

По рассказу одного моего знакомого, детство которого прошло на Севере, покупных игрушек у него не было совсем. Вместо этого у него были спичечные коробки, из которых он мастерил всевозможные конструкции. Сейчас этот парень — успешный архитектор.

Придуманный мир

Развитие внимания у ребенка

Для развития концентрации внимания у ребенка, количество предметов окружающих его на расстоянии вытянутой руки не должно быть больше пяти. Если их больше, малыш не в состоянии сосредоточится на игрушках. Это может тормозить развитие памяти и логики, а также негативно сказаться на его будущем развитии.

Еще один минус наличия большого числа игрушек — это быстрая потеря ценности их для ребенка.

Новая кукла или машинка быстро надоедают, и малыш начинает просить следующую покупку. Этим умело пользуются производители игрушек. Задача родителей взять под контроль количество таких приобретений.

потеря ценности игрушек

Развитие социальных навыков

Как показывают проводимые исследования, чем меньше игрушек у ребенка, тем больше личных контактов у него с окружающими. Развитие навыков социального общения помогает в будущем сделать успешную карьеру.

Научите ребенка ценить то, что имеет

Когда чего-то слишком много, теряется его ценность. Если ребенок не ценит свои игрушки, не огорчается, когда они ломаются или теряются, то в дальнейшем это не может не сказаться на формировании его будущего характера.

Потребительское отношение к окружающим предметам может со временем перейти на такое же пренебрежение по отношению к людям.

Развитие любви к чтению

Психологи описывают такие случаи, где в семьях не было покупных игрушек совсем, а просмотр телевизора для детей был ограничен или недоступен совсем. Дети в таких семьях много читали, рисовали, мастерили или находили много других увлекательных для себя занятий. Интерес к чтению книг увеличивает словарный запас ребенка, повышает его грамотность, расширяет кругозор и развивает воображение. Занятия искусством учат правильно выражать свои эмоции и чувства.

Любовь к чтению

Умение договариваться

На первый взгляд кажется, что большое количество игрушек не может способствовать конфликтам между детьми. Но это не так. Каждое новое приобретение отдаляет малыша от других детей, способствует созданию своего обособленного «мирка».

Когда игрушек немного, то детям приходится учиться избегать споров и ссор со сверстниками, придумывать совместные игры. Это способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

Укрепление физического здоровья малыша

Отсутствие контроля количества игрушек приводит к неправильному питанию, нарушению режима дня. Это негативно сказывается на здоровье ребенка. К тому же отсутствие большого количества игрушек побуждает к более частым прогулкам на свежем воздухе, активным играм с другими детьми. Пользу такого образа жизни трудно переоценить.

Ребенок учится находить радость не только в новых игрушках

Дети не должны расти с мыслью, что настоящая радость покупается за деньги в магазинах игрушек. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок научился получать удовольствие от общения с людьми. Если это произойдет, то когда он станет взрослым, такие вечные ценности как дружеское общение, любовь к близким, семья не будут для него пустым звуком.

Самодельные машинки

Ребенок приучается к чистоте и аккуратности в доме

Чем больше в комнате ребенка игрушек, тем больше беспорядка. Уменьшив их количество, родители тем самым приучают малыша еще и к аккуратности и чистоте.

Только «правильные» игрушки

Роль игрушки в жизни ребенка трудно переоценить. Она нужна не только для игр, но и для формирования личности малыша. С помощью игр ребенок воспринимает окружающий его мир, формирует мнение о себе и близких. Поэтому очень важно при выборе очередного подарка для малыша обратить внимание на следующие факторы:

  • соответствие возрасту ребенка;
  • не раздражающая цветовая гамма;
  • приятный внешний вид;
  • качество используемых материалов;
  • развивающая польза.

Если покупки игрушек происходят не часто, то родители больше внимания уделяют их качеству и полезности.

Ценные игрушки

Куклы, машинки и конструкторы являются неотъемлемой частью детства, и речь, конечно, не идет о полном отказе от них. Лишить ребенка «лучшего друга» было бы жестоко. Важно помнить, что переизбыток игрушек может сказаться на творческих, коммуникативных и социальных навыках малыша не в лучшую сторону.

Как же уменьшить количество до оптимального, не расстраивая малыша? Чтобы избежать стрессовой ситуации, детские психологи советуют убрать лишние игрушки незаметно для любимого чада. Не трогать те, которыми занят ребенок на данный момент, остальные спрятать. Если через какое-то время достать забытого любимца из «тайника», он у ребенка может стать не менее желанным, чем новая покупка. Еще этот способ позволяет отделить лишние игрушки, не пользующиеся популярностью у малыша. Если таковых наберется достаточно много, их можно кому-то подарить, отнести в детский дом или в благотворительные организации.

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


«Кажется, игрушки скоро начнут нас выселять», — иногда шутят родители, наблюдая горы кукол, машинок, россыпь конструкторов в детской. И ведь проверено: чем больше игрушек, тем чаще малыши жалуются на скуку. Есть формула, которая может изменить ситуацию, и она выглядит так: меньше игрушек — больше радости. Расскажем, как применить на практике, чтобы все получилось.

Действие №1: рассортируйте игрушки

В комнате скопилось все, с чем ребенок играл с нежного возраста? Так ли нужны погремушки и прорезыватели, алфавитные и звуковые игрушки? Выберите лишнее и отдайте их тем, кому нужнее. Оставьте только то, что интересно вашему ребенку по возрасту.

Действие №2: уберите дубли

2 собачки, 3 пони, 4 машинки. Выберите что-то одно, остальное отложите.

Действие №3: положите выбранные игрушки на видное место

Когда игрушки лежат на дне коробки или в глубине ящика, ребенок не может добраться до них. Разумеется, начинает скучать. А когда все лежит на виду, выбрать легче.


Действие №4: сложите книги так, чтобы ребенок мог их брать

Какой смысл иметь обширную библиотеку детских книг, если ваши дети никогда их не читают? Малышам часто бывает трудно получить доступ к книжным полкам самостоятельно. Поэтому перенесите сказки и книжки с интересными картинками в доступное место.

Действие №5: меняйте игрушки каждые 2 недели

Те игрушки, что вы отложили, уберите в кладовку (на лоджию, на балкон). И меняйте каждые 2 недели. За это время ребенок от них отвыкнет и будет воспринимать как новые.

Действие №6: делайте игрушки своими руками

Такие игрушки интереснее, чем из магазина. Смотрите мастер-класс, как сделать машинку из пластиковой бутылки. Впрочем, это не единственное, что вы можете сделать вместе с дочкой или сыном.


Действие №7: покупайте меньше игрушек

Чтобы вышеперечисленные способы расхламления детской комнаты работали, избавьтесь от привычки покупать все детские игрушки, которые нравятся вам или ребенку. Задайте себе перед покупкой эти вопросы:

  • А надо ли?
  • На пользу или займет место на дне коробки?
  • Не потеряет ли малыш интерес к игрушке через пару часов?

И в завершении темы про игрушки поделимся лайфхаком, как делать уборку в детской буквально за 5 секунд. Узнайте гениальное решение!

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


«Мама, купи куклу», «Мама, купи машинку»… Как часто дети просят приобрести им очередную игрушку? Часто! А так ли они им нужны? Ученые уверены, что мальчикам и девочкам в раннем и дошкольном возрасте вовсе не требуется много игрушек. В доказательство – результаты проведенного ими исследования.

В журнале Infant Behavior and Development был опубликован итог эксперимента, который провели ученые из Университета Толедо (США). Они исследовали вопрос развития синдрома дефицита внимания. И пришли к выводу: на это влияет и большое количество игрушек у детей в раннем возрасте.

© Instagram @ilovesovenok

Эксперты провели исследование с участием 36 младенцев, каждый из которых принял участие в двух индивидуальных игровых сессиях – с четырьмя и с 16 игрушками. Как и предполагалось, при большом разнообразии игрушек дети старались попробовать поиграть с максимальным их количеством. И при этом каждой кукле или машинке в среднем уделялось значительно меньше внимания.

© Instagram @bashkovochka

А когда детворе предложили всего четыре игрушки, малыши изучали их более основательно, а сами игры были качественнее. При этом юные участники исследования творчески относились к играм.

© Instagram @ed_toys

На эту тему с экспертным мнением выступает и Лариса Суркова:

С позиции психолога и мамы четверых детей могу сказать, что советский дефицит игрушек был, скорее, к лучшему. Крайне важно, чтобы в жизни малышей не возникало ситуации тотального материального пресыщения. Ведь фантазия, мечта — одна из важных составляющих жизни, как детей, так и взрослых.

© Instagram @davelena

Попробуйте провести эксперимент и вы: оставьте в детской комнате не более пяти игрушек. И вы убедитесь, что ребенок будет меньше скучать, начнет придумывать интересные игры с теми забавами, что у него есть. А чтобы они не наскучили, через несколько дней замените их другими. Так вы решите вопрос захламления детской игрушками и будете развивать в своем малыше умение фантазировать.

А у вашего ребенка много игрушек? Есть любимая?

Фото на анонс: Instagram @malyshariki_belarus


Дети в 7 лет (чуть старше, чуть младше) уже не просят просто так. Просят если действительно нужна.

Например я примерно в 7-8 лет просила куклу потому что я хотела сестру.

Кукла до сих пор не брошена, хотя мне уже в 17. А игрушек у меня было не мало.

Хотя гаджеты тогда просила по причине хочу как у сестры или брата (но я не выпрашивала самую новую модель.)

Всё правильно, проверено на себе. У сына гора игрушек, в основном играет в самые новые. Старые можно убрать, пока он не видит, он про них и не вспомнит. А сейчас, в наказание за невыученные уроки, отобрала все его любимые игрушки, оставила совсем немного старых. И ничего, вспомнил как в них играть, нормально обходится небольшим количеством.

А я думаю, что отсутствие игрушек приводит к накопительству и жадность в будущем. Большинство людей прошлого поколения всю жизнь хлам коллекционируют. Им жалко выбросить и они все новое покупают. Потому что в свое время у них ничего не было.

Вот не знаю стоит ли соглашаться с статьей или нет.

С одной стороны мое детство где была всего одна кукла и то не самого лучшего образа, с другой мой ребенок у которого много всяких машинок и прибамбасов. Мне было настолько стыдно за мою куклу, что я просто в нее не играла и объяснить своей маме почему я такая грустная так же не могла. И выражение лица моего ребенка, когда он приносит в сад красивую современную игрушку, не хуже чем у других и как они играют придумывая интересные сюжеты своей игры. Да, потом эта игрушка ему возможно и надоест — но он будет вспоминать ту радость с которой он ее получил, а потом как в нее играл с друзьями. А я до сих-пор вспоминаю свою куклу и мне бррр… Да, но самой большой издевкой для меня было, когда мне на 14 лет подарили сразу семь кукол, красивых но уже не нужных. Вот и весь сказ. И сказать, что меня родители не любили — любили еще как, но не было возможности покупать мне игрушки — в нашем городке в то время их(кукол) просто не было.

По моему все зависит не от количества игрушек, а от отношений родителей с ребенком.

Я думаю, что наверное важнее всего это внимание родителей к деткам. Нужно стараться вместе,, обыграть,, новую игрушку или на какое-то время убрать,, старые. чтобы через несколько дней вновь было интересно с ними играть. Но это для малышей, а для деток постарше индивидуально.

Читайте также: