Многофункциональная игрушка для режиссерских игр своими руками

Обновлено: 13.07.2024

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры, наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях:

1) Игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяют между собой игрушки. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников, и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полифункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям; определенный социальный опыт, достаточная степень воображения, а также, руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

- своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет, в соответствии со своими желаниями;

- сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

- характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;

- непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

- в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полифункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

- характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

- ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

- эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость;

- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития моих воспитанников, наиболее актуальным для меня в работе с детьми является метод режиссерской игры, так как, по моему мнению, как вид деятельности он наиболее близок ребенку и наиболее способствует его социализации и развивает коммуникативные способности. Режиссерская игра – вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Воспитанник в старшем возрасте уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между несколькими персонажами. У него появляется представление о роли, и определяемых этой ролью действиях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие объекты, отношений между людьми – в игру. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием и сложностью. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоение мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями, которые окружают детей в повседневной жизни. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетами». Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. В работе с детьми используем материал, хорошо знакомый детям, проводим с детьми беседы, где обращаем внимание на игрушки, знакомые и незнакомые детям, просим рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками, используем рекламу игрушки с рассказом и учим детей договариваться играть вместе, помогаем формулировать тему игры. Дети выполняют одновременно разные роли, регулируют свое поведение, обдумывают свои действия и слова, регулируют свои движения. Некоторые сюжеты очень просты, они могут состоять из одного, двух предложений, они принадлежат самому ребенку и его воле, желанию, замыслу. В других сюжетах, дети, как настоящие режиссеры, что-то придумывают, обсуждают «что зачем будет», «кто кем будет». В игре предлагаем использовать предметы- заместители, и дети охотно соглашаются, представляя кубик машинкой, человечком, кирпичиком, и просто кубиком. Чаще ребенок играет с игрушкой, опираясь на собственное общение с людьми. Во время игр детей приходилось наблюдать, как режиссерская игра проходит без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Иногда игра переходит в коллективную, где участвуют несколько детей и они вместе представляют собой единое целое. А для того, чтобы дети сами придумывали сюжеты и предметно их представляли, исполняя множество ролей, я стараемся учесть ряд педагогических условий: организуем предметно-развивающую игровую среду (разнообразные материалы, дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, которые способствуют развитию воображения, умению действовать с предметами- заместителями). Создаем эмоционально- положительный настрой. При возникновении трудностей развитию ролевых взаимоотношений внутри игры, Осуществляем индивидуальный подход, наблюдаем за детьми, проводим специальную работу по обогащению сюжета игры. В процессе игры, я стараюсь не мешать детям, (нахожусь за пределами игры) не применяю давление, не сравниваю ребенка с другими детьми, предоставляю детям свободу, возможность проявлять активность, создавая при этом индивидуальные пространства, обеспечивая их местом и временем. Завершить историю, не всегда удаётся, потому что…. игра длится в течении дня. В режиссерских играх, я стараюсь формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Из своего опыта я вижу, что многие дети настолько сосредоточены только на себе и на своем «Я», а моя задача отвлечь детей от фиксированности на собственное «Я», научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей, развивать умение действовать с учетом потребностей, интересом других детей. Использую систему положительных оценок (поощрение). В своей работе по развитию сюжета режиссерской игры мотивирую детей на использование классических деревянных наборов, среди них есть игры в зоопарк, город, сказка, использую даже пластмассовые наборы с элементами конструирования, конструктор с персонажами ЛЕГО. Я наблюдаю, как играя в режиссерскую игру «улицы нашего города» дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта, различает его по способу перевозок, автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В играх на «ферме» ребенок разделяет диких и домашних животных, в игре «в лесу» дети закрепляют диких животных, и закрепляют правила безопасного поведения в лесу. Рассмотрев картину, дети придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После обсуждения, дети выбирают персонажа и обыгрывают эти ситуации в игре. Организуя режиссерскую игру, я стараюсь научить детей согласовывать замыслы для развития у детей навыков общения друг с другом, поддержки малоактивным детям. Помогаю выбрать, определить разные средства вербальной и не вербальной выразительности, обращая внимание на интонацию и мимику, направляю замыслы детей вопросами –что было бы дальше?, кого они могли повстречать?, что с ними случилось?.Для проявления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх я стараюсь учитывать, что содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, что педагогическое сопровождение нужно строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества детей. игровая среда должна быть динамично-изменяющаяся, поэтому при ее создании принимают участие не только дети, но и их родители.

Режиссёрская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от неё тем, что она осуществляется не с другими людьми (взрослыми или сверстниками, а с игрушками, изображающими различные персонажи.

Организация игровой среды для режиссерских игр

Ребёнок сам даёт роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребёнка, а он сам выступает как режиссёр, управляющий и руководящий действиями своих "актёров". Поэтому такая игра и получила название режиссёрской. Для такой игры очень важна правильная организация предметной среды.

Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате можно организовать зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр. Для кормления и ухода за куклами и мишками на столике расставляется игрушечная посуда; обустраивается уголок для приготовления еды, парикмахерской, для купания игрушек и укладывания их спать. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в больницу и т. д. Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.

Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство детей. Игра - это свободная деятельность, и ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, с маленькими игрушками (пупсиками, мелкими зверюшками, птичками и пр.) он может устроиться на свободном столике или на коврике. Лечить куклу также можно в разных местах, достаточно перенести ее кроватку и коробку с медицинскими инструментами в тихое место, а можно просто посадить ее на колени. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

Игрушки для сюжетных игр

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Детям можно давать игрушки всех видов. Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.

Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать. Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные, иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Разворачиванию сюжетов с куклами и животными помогут :

• Кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф и пр.)

• Набор «кухня» для приготовления еды (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.)

• Игрушки для: кормления (чашки, тарелки, ложки, пластмассовые ножики с тупыми концами, кастрюли, сковородки и пр.) и мытья посуды (губка, мыло или жидкость для мытья, мисочка или раковина).

• Игрушки для укладывания кукол спать (кроватка, колыбелька, подушечка, одеяльце)

• Куклы в одежде, которую можно снимать и надевать (куклы в платьицах, кофточках, штанишках, туфельках, в платочках, в шляпках, одежда должна сниматься легко).

• Игрушки для прогулки с куклами (коляска с подушечкой и одеяльцем, машинки)

• Игрушки для купания (ванночки разных размеров, флаконы из-под шампуней, губка для мытья, салфетки для вытирания).

• Игрушки для лечения (игрушечный набор, в который входит градусник, шприц, трубочка для прослушивания и пр.). Кроме того, в открытом доступе должна иметься коробка с подручными материалами (нарезанные листочки бумаги – горчичники, кусочки ваты, бинтик, крышки от маленьких флаконов – банки и пр.).

• Набор предметов для «уборки» комнаты (совок, веничек, выбивалка, салфетки).

• Игрушки для игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, деньги – нарезанные листочки бумаги, визитки и пр., наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов).

• Набор предметов для парикмахерской (зеркало, расческа, щетка для волос, ленточки, флаконы из-под лака).

• Строительные наборы, включающие кубики, цилиндры, арки для строительства домов, дорожек, заборчиков, мебели.

• Машины разных размеров, цветов назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики,

• легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, вертолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.)

• Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали от пирамидок, плоские детали от конструкторов разных форм, фигурные катушки, тряпочки, нарисованные на картоне овощи и фрукты и пр.).

Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

Описание игровых макетов.

Макет «Зоопарк» - тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы – фигурки персонажей;

• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала, деревья киоски, касса);

• предметы, обозначающие события, - машины, мотоциклы (дополняются детьми по желанию).

Макет «Улица города» - выполнен на листе фанеры (100х50 см, дома из деревянных кубиков, сделана разметка дорог, пешеходных переходов.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы, обозначающие события (автомобили, автобусы и т. д.);

• маркеры пространства (гаражи, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, бензозаправка, ГАИ).

Все предметы легко переставляются, меняется расположение маркеров.

Макет «Микрорайон» - Другой макет сделан на ткани с аппликацией, обозначающие дома, деревья, проезжую часть, пешеходных переходов, детский сад.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы, обозначающие события (автомобили, автобусы и т. д.);

• маркеры пространства (дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, здание детского сада).

Все предметы легко переставляются, меняется расположение маркеров.

Макет «Дом – семья» - Основание из картона, стены оклеены обоями (сейчас у нас домик заводского изготовления)


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочь, кукла-сын);

• маркеры пространства (столы, кресла, диван, ковер, стулья и другая мебель);

• предметы, обозначающие события (басен, фотографии рамках, телевизор, лоскутки ткани);

• бытовые предметы (полотенце, посуда, постельные принадлежности и т. п.).

Макет «Деревня» - деревянный, основание линолеум.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (бабушка, дедушка, внучка, разные домашние животные);

• маркеры пространства (дом, сарай, заборчик, деревья);

• предметы, обозначающие действия (корыто, лейки, ведра, чашки).

Макет «Сказочный лес» - поле на ткани с аппликацией деревьев.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (различные животные, фигурки принцесс, фигурки принцев и т. п.);

• маркеры пространства (дом, замок, деревья, тропинка);

• предметы, обозначающие действия (бросовый природный материал для создания сюжета).

Ширма «Морские жители» - листы картона оклеены, синей или голубой бумагой.


• предметы-фигурки (рыбки, улитки, осьминоги, морские звезды, черепашки и т. д.);

• маркеры пространства (водоросли пластмассовые);

• предметы, обозначающие действия (удочки, лодочки).

Я не стала перечислять все темы игр, их подскажут сами дети.

Мастер-класс «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»

Мастер-класс «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» Рекомендации: В ходе проведения мастер-класса необходимо использование слайд-шоу с фотоматериалами. При выполнении практической части работы.

Организация предметной игровой среды в ДОУ

Организация предметной игровой среды в ДОУ Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО, утвержденные.

1 И ГРУШКИ - САМОДЕЛКИ И ТВОРЧЕСКИЕ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2 В последнее время психологи отмечают уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т.п.), современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками. Еще одна причина того, что дети не играют, – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, так как основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные), а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра.

3 И ГРА Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Ее значение - интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. В игре ребенок переносится из области реально существующего в область воображаемого, в игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу с помощью образов, громкой речи и игровых действий, а так же строит поведенческие коллизии. Совместная игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» (Д.Б.Эльконин)

4 Т ВОРЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА В традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр последние условно делятся на две группы: - игры, придуманные самими детьми (их называют творческими играми); - игры, придуманные взрослыми (их принято называть играми с правилами). К творческим играм относятся: - сюжетно-ролевые игры, - строительные игры, - игры-драматизации, или театрализованные игры (ряд ученых определяют игру- драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр). В режиссерской игре с мелкими игрушками, как одной из форм сюжетной игры, ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Особый интерес для данного проекта представляют два вида творческих игр: - режиссерские сюжетные игры, - театрализованные игры с персонажами-игрушками. Важным условием является то, что персонажей и антураж для игр изготовляют дети (при помощи взрослых).

5 С ЮЖЕТНЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ Ребенок оперирует мелкими куклами, фигурками, для которых придумываются и разыгрываются различные сюжеты; он ведет роль игрушечных персонажей, действуя за них, изображая их голосом, интонацией, движением фигурок. В этой игре ребенок выступает как режиссер, драматург, актер. Он сам разыгрывает игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. Малыш учится смотреть на события с разных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персонажа.

6 ПЕРСОНАЖИ Для режиссерских сюжетных игр: сюжетные игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др. Для театрализованных режиссерских игр: театрализованные игрушки – это куклы, театральные персонажи, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, различных инсценировок – выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей. В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Выступающие в «человеческих» ролях игрушки наделяются определенными чертами характера и обладают индивидуальными особенностями (непослушные непоседы-бельчата, добрый и серьезный ежик и т.д.).

7 П РИМЕР : Н АБОР ИГРУШЕК - САМОДЕЛОК ДЛЯ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР НА ТЕМУ «Ж ИЗНЬ НАШЕГО ГОРОДА » В КЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : 1. «М АРКЕРЫ ПРОСТРАНСТВА » : ДОМА, ОКЛЕЕННЫЕ ЦВЕТНОЙ БУМАГОЙ С ОТКРЫВАЮЩИМИСЯ ОКНАМИ И ДВЕРЬЮ, « ПЕРЕНОСНЫЕ » АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ИЗ КАРТОНА ( ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ ) С РАЗМЕТКОЙ И ПЕШЕХОДНЫМИ ПЕРЕХОДАМИ, ОГРАЖДЕНИЯ, ДЕРЕВЬЯ И ПР.; 2. П РЕДМЕТЫ - ФИГУРКИ : ЛЮДИ – ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ В ХАРАКТЕРНОЙ ДЛЯ НИХ ОДЕЖДЕ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ИЗ КАТУШЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПУГОВИЦ, ТКАНИ, КРЫШЕЧЕК И КОНТЕЙНЕРОВ КИНДЕР - СЮРПРИЗОВ ( ДЛЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ), 3. П РЕДМЕТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОБЫТИЯ ( СЮЖЕТЫ ) – ОБЫЧНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ( СКОРАЯ ПОМОЩЬ, ПОЖАРНАЯ МАШИНА, ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ, С ОТКРЫТЫМ И ЗАКРЫТЫМ КУЗОВОМ ), ВСЕ ДЕТАЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫ – ОТКРЫВАЮТСЯ, ДВИЖУТСЯ И Т. П., ПРИСУТСТВУЮТ ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ СПЕЦТРАНСПОРТА (« МИГАЛКИ » СПЕЦСИГНАЛОВ И ПР.)

8 РАЗВЕРТЫВАНИЕ СЮЖЕТА : В ОДНОМ ИЗ ЖИЛЫХ ДОМОВ ИЗ - ЗА НЕОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГНЕМ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР. Н А МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИЕЗЖАЮТ СПАСАТЕЛИ - ПОЖАРНЫЕ, ОНИ ЭВАКУИРУЮТ ИЗ ЗДАНИЯ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ПОЛУЧИЛ ОЖОГОВ И НЕ ЗАДОХНУЛСЯ В ДЫМУ. П ОТОМ ОНИ ПРИСТУПАЮТ К ТУШЕНИЮ ПОЖАРА. Е ГО УДАЕТСЯ БЫСТРО ЛИКВИДИРОВАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ДЕЙСТВОВАЛИ СООБЩА, КАЖДЫЙ ПОЖАРНЫЙ ЗНАЛ СВОЕ МЕСТО В КОМАНДЕ И СВОИ ОБЯЗАННОСТИ : ОДИН РАЗМАТЫВАЛ ПОЖАРНЫЕ ШЛАНГИ, ДРУГОЙ УСТАНАВЛИВАЛ НАСОС, ТРЕТИЙ МОНТИРОВАЛ ЛЕСТНИЦУ – ГОРЯЩАЯ КВАРТИРА НАХОДИЛАСЬ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ. В ОЗМОЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ( РАСШИРЕНИЕ СЮЖЕТА ) – ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ : 1. К ОМАНДИР ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ ПОСТРАДАЛ ВО ВРЕМЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА, ЕГО НА МАШИНЕ «С КОРОЙ ПОМОЩИ « УВОЗЯТ В БОЛЬНИЦУ. 2. П ОСТРАДАВШИХ ЛЮДЕЙ, ЧЬИ КВАРТИРЫ СГОРЕЛИ ИЛИ БЫЛИ ЗАЛИТЫ ВОДОЙ ВО ВРЕМЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА, НУЖНО ГДЕ - ТО ВРЕМЕННО РАЗМЕСТИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ ИМ ЖИЛЬЕ, ПОМОЧЬ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ КВАРТИРЫ И Т. Д. Срочный вызов на пожар Врачи скорой помощи Т ЕМА : С ПАСАТЕЛИ

9 Р ОЛИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА СЮЖЕТА, ПЕРСОНАЖИ - Пожарные, выполняющие разную работу - - Жильцы дома, в котором возник пожар - Слесарь, который может открыть любую дверь, чтобы спасти людей - Милиционеры (сотрудники ГИБДД) - Врачи скорой помощи, медсестры в больнице - Водители специального транспорта - Диспетчеры спасательной службы, которые принимают звонки о происшествиях в городе - Скалолазы, которые могут карабкаться по стенам домов - - Прохожие, оказывающие помощь пострадавшим

10 И ГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ - Строить спецтранспорт (пожарную машину, «Скорую помощь», автобус для эвакуации людей) - Управлять спецтранспортом - Собирать необходимые инструменты - Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием - Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т.д. - Оказывать медицинскую помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно нести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, ухаживать за больным и т.д. - Сообщать о возгорании по телефону спасения - Принимать вызовы от пострадавших и направлять к месту происшествия спасательные бригады - Организовывать помощь, строить временное жилье

11 Т ЕМА : Д ЕРЕВНЯ У бабушки и дедушки в гостях Ухаживаем за домашними животными / На ферме В АРИАНТЫ : Н АШ ДОМ С САДОМ С КАЗОЧНАЯ ДЕРЕВНЯ К АНИКУЛЫ В П РОСТОКВАШИНО И ГРЫ ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

12 М ЕДВЕДИЦА ЗАБОТИТСЯ О СВОИХ МЕДВЕЖАТАХ С КАЗКА «Т РИ МЕДВЕДЯ » И ДРУГИЕ Повадки диких животных Т ЕМА : В ЛЕСУ В АРИАНТЫ : Л ЕСНЫЕ ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ В ЕСНА ПРИШЛА ! П УТЕШЕСТВИЕ В ЛЕСНУЮ СТРАНУ С ЕМЕЙНЫЙ ПОХОД В ЛЕС

13 Т ЕМА : К ОСМОДРОМ Т ЕМА : Н АША АРМИЯ

14 Т ЕМА : Д ОМ - СЕМЬЯ - КВАРТИРА Нам привезли мебель Новая бытовая техника В АРИАНТЫ : П ЕРЕСТАНОВКА В КВАРТИРЕ П ОДРУЖКИ У МЕНЯ В ГОСТЯХ У НАС НА КУХНЕ Г ОТОВИМСЯ К ПРАЗДНИКУ Г ЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА

15 С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ ТЕМАТИЧЕСКИМ НАБОРОМ, СОЗДАННЫМ ДЛЯ ОБЫГРЫВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЫ ( ПРОИГРЫВАНИЯ ОДНОГО СЮЖЕТА ), ДЕТИ ИГРАЮТ ТОЛЬКО ПЕРВОЕ ВРЕМЯ. З АТЕМ ЗАМЫСЛЫ И ЦЕЛИ ИГРЫ МЕНЯЮТСЯ, ИГРУШКИ НЕСКОЛЬКИХ ТЕМАТИК СОЕДИНЯЮТСЯ В ОДНОЙ ИГРЕ, КОМБИНИРУЮТСЯ, ЗАМЕЩАЮТСЯ ДРУГИМИ СОГЛАСНО ИГРОВОЙ ЗАДАЧЕ, ДОПОЛНЯЮТСЯ КАКИМИ - ЛИБО ПРЕДМЕТАМИ. Д ЕТИ МОГУТ ПРИДУМЫВАТЬ СЮЖЕТЫ, В КОТОРЫХ СОЧЕТАЮТСЯ РЕАЛЬНЫЕ И СКАЗОЧНЫЕ, ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ИГРУШКИ ТАКИХ ТЕМАТИК, КАК «Д ОМ – СЕМЬЯ » И «Д ИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА », «Т РАНСПОРТ » И «С ТРОИТЕЛИ ». И ГРОВОЙ НАБОР «У ЛИЦЫ ГОРОДА » МОЖЕТ НА ВРЕМЯ ПРЕВРАТИТЬСЯ В «Ц ВЕТОЧНЫЙ ГОРОД Н ЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ », МАКЕТ ЛЕСА ДЛЯ ИГР С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ – ОСНОВОЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИГР ПО МОТИВАМ МУЛЬТФИЛЬМОВ ПРО В ИННИ -П УХА. Строим новую школу К ОМБИНИРОВАНИЕ СЮЖЕТОВ : Т РАНСПОРТ С ТРОИТЕЛЬСТВО П УТЕШЕСТВИЯ И ДР. Мы перевозим грузы Поездка на поезде к бабушке

16 Т ЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ Проблемные игровые ситуации, игры-драматизации, игротренинги по нравственному воспитанию, коммуникативные игры В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТАННИКОВ – РОДИТЕЛИ ( БАБУШКИ - ДЕДУШКИ ): - УЧАСТВУЮТ В ПОДБОРЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК, - САМИ ШЬЮТ И ВЯЖУТ ИГРУШКИ ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ И РЕЖИССЕРСКИХ ИГР.

17 Настольный театр «катушечных» и других картонных кукол П О СКАЗКАМ : «С МОЛЯНОЙ БЫЧОК », «З АЮШКИНА ИЗБУШКА », «К ОТ ЛИСА И ПЕТУХ », «Л ИСИЧКА - СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК » И ДРУГИЕ К УКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Театр ложек

18 И ТАК : Р ЕЖИССЕРСКАЯ СЮЖЕТНАЯ ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРУШЕК - САМОДЕЛОК Ребенок в ней и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – подбирает, мастерит и творчески использует игрушки и декорации, он и техник- изобретатель – создает новые конструкции машин, техники, зданий, придумывает костюмы, изготовляет мебель.

19 С ОЗДАНИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА Творческая игра с предваряющим ее самостоятельным изготовлением действующих лиц и атрибутов способствует формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной и развернутой. Игра становится источником возникновения новых действий, умений, желаний, чувствований детей. Изготовление игрушек-самоделок становится увлекательной деятельностью, предваряющей развертывание интересной творческой игры. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать грузовики для транспортировки мебели и для перевозки строительного материала, размышляют и том, что особенного есть у машин скорой помощи и пожарной, и какие предметы, материалы могут изобразить данные детали, и т.д.

20 И ЕЩЕ : ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА - имеет решающее значение для развития воображения; - влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов: ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве, так игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, что способствует развитию децентрации, позволяющей представить другой взгляд на мир. - способствует общению детей, развитию умения сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы, умение прогнозировать ответное ролевое поведении, комментировать свои действия – в процессе таких игр накапливается творческая инициатива детей, возникают новые игровые замыслы;

21 М ЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, Краснощекова Н.В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем. Играем. Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер, Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: Обруч, Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, Щербакова Е.И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец – М.: Просвещение, 1984.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Звоночек»

муниципального образования город – курорт Анапа

Номинация «Макет режиссёрской игры»

Методическая разработка

по использованию макета режиссёрской игры

«Придумай сказку»

Вдовина Елена Петровна, воспитатель;

Сидорова Наталья Николаевна, воспитатель.

Предисловие:

Предисловие

Основная часть

Цели и задачи режиссёрской игры «Придумай сказку»

Общая характеристика режиссёрской игры. Классификация режиссёрских игр.

Применение педагогических технологий при организации режиссёрской игры «Придумай сказку»

Технология изготовления режиссёрской игры «Придумай сказку»

Перспективный план мероприятий по изготовлению и организации режиссёрской игры «Придумай сказку»

Условия реализации макета режиссёрской игры «Придумай сказку»

Перечень используемого оборудования

Список литературы

Приложение 1 Технология изготовления макета режиссёрской игры «Придумай сказку»

Приложение 2 Изготовление атрибутов к режиссёрской игре

Приложение 3 Варианты режиссёрских игр

1. Предисловие

«Придумай сказку» - режиссёрская игра, в которой дети играют в настольный театр игрушек, картинок; в театр на ковролинографе. В эту игру может играть один ребёнок или несколько детей в возрасте от трёх до пяти лет. Играя персонажами из сказок, мелкими игрушками диких животных, картинками, дети самостоятельно придумывают мизансцены, организуют пространство, исполняют все роли или просто сопровождают игру текстом. Воспитателю следует участвовать в этой игре равным, а не управлять ребёнком или несколькими детьми. Воспитателю не следует торопить ребёнка для следующего игрового действия, но надо стараться удерживать темп так, чтобы ребёнок сыграл сюжет до конца. Ребёнка не нужно укорять, если он не придерживается правильного сюжета, а разыгрывает сказку по-своему. Режиссёрская игра «Придумай сказку» позволяет развивать воображение и фантазию, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, тренировать память и образное восприятие, активизировать мышление, знакомить с окружающим миром, развивать моторику рук, проявлять любознательность, развивать способность придумывать новые сказки, соединять сказочные события с реалистическими, формировать простейшее образно-выразительное умение (имитировать характерные движения сказочных животных), обучать элементам образных выразительных средств (интонации).

2. Введение

Для ребёнка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших, а в жизни ребёнка и важнейших видов деятельности. Действительно, ребёнок не может без игры. Отсутствие активной игровой деятельности приводит к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид деятельности ребёнка, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики. Детская игра, как форма деятельности, сложилась исторически. В древнем обществе для обеспечения выживания дети повторяли действия взрослых. В ходе воспроизведения они приобретали знания, усваивали отношения между явлениями внешнего мира. По мере усложнения жизни усложнялась и игра детей. Игра превращается в средство целенаправленного воспитания детей. В психологии существуют спорные точки зрения на происхождение сложной детской игры. Например, немецкий учёный К. Гросс видел в игре исключительно упражняющую функцию. Другой учёный, К. Бюлер, считал, что стремление к игре поддерживается эмоциональным удовольствием от повторения одних и тех же действий. Ф. Бойтендайк связывал основные особенности игры с характерными чертами поведения, свойственными растущему ребёнку. Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это формирует у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Формируется личность в целом.

Большое значение в развитии ребёнка имеет режиссёрская игра. Детям младшего дошкольного возраста интересны игры с предметами, небольшие инсценировки. В режиссёрской игре проигрывается воображаемая ситуация, которая создаётся по инициативе самого ребёнка или небольшой группы детей. Ребёнок берёт на себя две роли: роль режиссёра, который придумывает сюжет и роль актёра, который исполняет несколько ролей. В режиссёрской игре сюжеты берут из литературных произведений. Игра имеет начало и конец. В любом возрасте в сказках можно открыть что-то сокровенное и волнующее. Слушая сказки, дети накапливают жизненные ситуации, которые потом могут воспроизводить в режиссёрской игре. Сказку дети могут придумать сами, опираясь на один из этапов:

§ Преобразование известной сказки.

3.Основная часть

Цели и задачи режиссёрской игры «Придумай сказку» Цель:

Развитие умений сочинять и рассказывать сказки.

Воспитательная:

-Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Развивающая:

- Формировать простейшие образно-выразительные умения:

имитировать характерные движения сказочных животных.

- Вырабатывать правильный темп речи.

-Развивать диалогическую форму речи, восприятие, внимание, память, воображение.

- Обучать элементам образных выразительных средств: интонации, мимике, пантомиме.

- Совершенствовать артистические навыки детей.

- Расширять представления детей об окружающих их предметах.

Пополнять и активизировать словарь детей.

Интеграция образовательных областей:

3.2. Общая характеристика режиссёрской игры. Классификация режиссёрских игр.

Режиссёрская игра-это игра с мелкими предметами, которыми ребёнок манипулирует, как режиссёр. В роли режиссёра, ребёнок сам придумывает мизансцены, организует пространство. В роли актёра исполняет все роли или просто сопровождает игру дикторским текстом. В режиссёрской игре играет один или несколько детей. Играющие говорят за выбранных персонажей, озвучивают их действия. Дети могут выбрать свободный сюжет, а могут придумать сказку, создать ситуацию на основе известного им литературного, сказочного произведения. Играть могут в игровом уголке, на ковре, за столом. За столом удобно размещать мелкие игрушки, игровое пространство находится между воспитателем и ребёнком. Игра способствует речевому развитию малышей. Во время чтения воспитателем сказок, стихов, рассказов дети слышат много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребёнок придумывает, проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Воспитателю следует анализировать навыки игровой деятельности детей. Обращать внимание на согласованность рассказывания и игровых действий на протяжении всей игры; сохранению целостности сюжета; учёту ребёнком сказочного пространства на игровом поле; умению отметить начало и конец игры проговариванием сказочным формам.

Существует два вида режиссёрских игр:

1) Настольный театр игрушек, картинок;

Сейчас появляются и другие виды настольного театра: баночный театр, вязаный театр, театр коробочек и др.

2) Стендовые игры:

§ Театр на фланелеграфе, ковролинографе, магнитной доске.

Предлагаем несколько вариантов использования нашего макета в образовательной деятельности детей.

Организация режиссёрской игры по мотивам кумулятивных сказок:

«Репка», «Колобок», «Теремок».

1. Рассказывание сказки перед сеансом.

2. Знакомство детей с игрушками.

3. Предложение: «Сыграем сейчас в то, что в этой сказке когда-то случилось».

4. Определение перед ребёнком кругового пространства жестом, на расстоянии вытянутой руки: «Здесь сказка будет жить».

5. Обозначение: «Скажи или позвони в колокольчик, когда сказка должна начаться».

6. Когда ребёнок отмечает начало сказки, воспитатель начинает рассказывать: «Жили – были…»

7. Недосказав, обращается к ребёнку, чтобы тот продолжил сам.

8. Помогает ему при затруднениях:

ü Подаёт игрушку, если он забывает сопровождать рассказ действием;

ü В повествовательной и ролевой речи продвигает сюжет вперёд;

ü Просит ребёнка отметить не только начало, но и конец сказки; Воспитателю следует участвовать в игре на равных, а не управлять ребёнком.

Вот какую сказку придумали дети, играя с данным макетом:

Нашёл медведь в лесу корень у дерева. Вырос корень большой – пребольшой. Стал медведь корень тащить: тянет – потянет – вытянуть не может. Позвал медведь волка. Волк за медведя, медведь за корень – тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвал волк лису. Лиса за волка, волк за медведя, медведь за корень – тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала лиса зайца. Заяц за лису, лиса за волка, волк за медведя, медведь за корень – тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвал заяц лягушку. Лягушка за зайца, заяц за лису, лиса за волка, волк за медведя, медведь за корень – тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала лягушка мышку. Мышка за лягушку, лягушка за зайца, заяц за лису, лиса за волка, волк за медведя, медведь за корень – тянут – потянут, вытащили корень!

Организация режиссёрской игры по мотивам волшебных сказок: «Волк и 7 козлят», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Петушок – Золотой гребешок», «Красная шапочка».

1. Рассказывание сказки перед сеансом.

2. Рассматривание игрушек.

3. Рассматривание игрового поля.

ü «Здесь сказка будет жить…»

ü «Что находится на поле. »

ü «Найди место, где растут деревья»

ü «Найди место, где находится озеро»

ü «Найди место, где живёт. » (Зайчиха…)

ü «Расставь игрушки вместе с домиками» (если ребёнок ставит дом героя и врага слишком близко друг к другу, он столкнётся с трудностями при проигрывании сюжета, так как нет пути для персонажа из одного пространства в другое).

4. Просим ребёнка дать команду для начала игры. Сказка, придуманная детьми, в ходе игры с данным макетом: Жила – была зайчиха. Был у неё зайчонок. Собрались раз медвежонок и мышонок в лес поиграть. Пришли звать с собой и зайчонка.

- Мама - Зайчиха, - говорит зайчонок, отпусти меня в лес с друзьями!

- Иди, только смотри от друзей не отставай, а то заблудишься. Пришли друзья в лес, стали играть. Вот зайчонок – деревце за деревце, кустик за кустик – и ускакал далеко от друзей. Стал он стучать лапами по дереву, а медвежонок и мышонок его не слышали. Спрятался он под деревом, а там лисья нора была. Вернулась вечером лиса, увидела зайца, обрадовалась.

-Ага, говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Погоревал зайчонок, да ничего не поделаешь. Стал зайчонок думать, как от лисы убежать. Кругом лес, в какую сторону бежать – не знает, спросить не у кого… Думал он, думал и придумал.

-Лиса, лиса, отпусти меня на денёк к зайчихе: я угощение отнесу.

-Нет, говорит лиса, ты в лесу заблудишься. Давай угощение, я его сама отнесу. А зайчонку этого и надо! Собрал он ягод, достал большой - пребольшой короб и говорит лисе:

-Вот смотри: я в этот короб положу ягоду, а ты отнеси её зайчихе. Да помни: короб по дороге не открывай, ягоду не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду.

-Ладно, - отвечает лиса, - давай короб! Зайчонок говорит:

-Выйди из норы, посмотри, не идёт ли дождик! Только лиса вышла из норы, зайчонок залез в короб, а на голову себе блюдо с ягодой поставил. Вернулась лиса, видит – короб готов. Взвалила его на спину и пошла к зайчихе. Шла – шла, устала и говорит:

-Сяду на пенёчек, Съем ягодок пяточек!

А зайчонок из короба:

Не садись на пенёк, Не ешь ягодок пяток! Неси зайчихе!

- Вот какой глазастый, - говорит лиса, - всё видит! Подняла короб и пошла дальше. Шла – шла, остановилась и говорит:

-Сяду на пенёчек,

Съем ягодок пяточек!

А зайчонок из короба опять:

Не садись на пенёк, Не ешь ягодок пяток! Неси зайчихе!

- Высоко зайчонок сидит, далеко глядит!

Пришла лиса к зайчихе, поставила короб у дерева. А волк увидел короб, стал у лисы просить ягодой поделиться. Пока лиса с волком спорили, зайчонок убежал к маме зайчихе и спрятался. Мама зайчиха обрадовалась. Стала зайчонка обнимать, целовать.

Организация режиссёрской игры по самостоятельно придуманным сюжетам.

Воспитатель оказывает педагогическую поддержку только в случае возникновения трудностей или конфликтных ситуаций. Жила – была мышка с мышонком в лесу. Жили они в маленькой норке. В лесу было много деревьев, кустарников. Рядом с норкой было большое озеро. На нём по утрам лягушки громко квакали. Однажды проснулись мышки от громкого кваканья, и вышли танцевать на лесной полянке. Вдруг лисица пробежала, мышек испугала. «Мыши, мыши, берегитесь, меня, мыши, сторонитесь!» - сказала лиса. Сели мыши за пенёчком, спрятались и молчат. Еле – еле успели убежать в свою норку!

3.4. Технология изготовления режиссёрской игры «Придумай сказку» Макет режиссёрской игры «Придумай сказку» сделан при взаимодействии воспитателей, детей и родителей. Представляет собой чемодан размером 45*31 см, с открывающейся вверху частью, в котором лежат атрибуты для обыгрывания сказок: сшитые из фетра дикие животные с детёнышами; сшитые деревья, кустарники, трава; озеро; солнце; тучи; карточки с домиками диких животных; дикие животные, деревья, вылепленные из солёного теста; деревянные животные и пластмассовые. Внутри чемодана приклеен ковролин синего цвета. Большая часть работ выполнялась непосредственно в детском саду. Некоторые элементы, требующие особой обработки, выполнены дома родителями. Дети младшего и среднего дошкольного возраста выполняли совместно с взрослыми посильную для их развития и навыков работу по изготовлению атрибутов для игры. Дети с помощью воспитателя сделали солёное тесто и вылепили из него диких животных: лису, зайца, медведя, ёжика, волка; деревья. Дома бабушка Есении Косенко посушила вылепленные фигуры и в детском саду дети раскрасили их красками. Папа Леры Хайритдиновой изготовил в домашних условиях деревянные фигуры животных с подставками. Для этого он сначала перенёс шаблоны зверей на фанеру, а затем вырезал лобзиком.

Дети в группе раскрасили деревянные фигуры краской. Воспитатели совместно с мамой Маши Коломиец сшили животных с детёнышами и деревья из фетра. Шаблоны переносили на фетр, вырезали две части, на одну часть пришивали липучку, на другую части тела животных, части дерева. Распечатанные картинки с домиками диких животных: логово, нора, берлога ламинировали, вырезали так, чтобы часть картинки с домиком подходила к дереву, траве. В результате дети, придумывая сказку, могут на ковролинографе составлять целое из частей, определять и находить в каких домах живут дикие животные.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников»

Цель: Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

Актуальность.

В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно-тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны. В практике освоения комплексно-тематической модели, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры).

Таким образом, макет должен занять достойно место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно-игровой среде.

К 5 годам, освоив условное действие с предметами и ролевое поведение, ребенок переходит на следующую ступень игры - он может строить множество игровых "миров", воплощая их в предметной форме (в виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя различные сюжетные события. Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла творческая режиссерская игра, как одна из форм сюжетной. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.

Для того чтобы игра на макетной основе получила свое развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно-средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.

- обеспечить предметно-развивающую среду для свободного выбора ребенком разнообразия макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных;

- обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.

2. Технология макетирования в режиссерских играх старших дошкольников

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер , строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова) .

В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном этапе виду игровой деятельности.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте , собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.

Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней , как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности

В основе сценария режиссерской игры лежит непосредственный опыт ребенка (чем старше ребенок – тем разнообразнее сюжет игры) – у младших дошкольников - это , в основном, события личной жизни, у детей 4-5 лет меняется содержание игр за счет разнообразия, в них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а события личной жизни используются реже.

У детей 6-7 лет преобладает собственное литературное творчество (дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы).

Режиссерская игра зарождается в раннем возрасте (на 3-м году жизни) . Все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого «списан портрет» . Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т. п., тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение. В старшем дошкольном возрасте наступает рассвет режиссерской игры .

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей.

Развертывание новых последовательностей сюжетных событий, а также согласованное сюжетное движение детей в совместной режиссерской игре облегчается , если во всем многообразии предметного материала присутствует маркер пространства воображаемого мира (Н. Короткова, И. Кириллов) . Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть не что иное, как макет , т. е. уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического) .

Классификация макетов . По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

Макеты-модели , представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван) .

Макеты-карты , это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи» , вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост) .

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации режиссерской игры дошкольников с мелкими игрушками .

Достоинство универсального макета в том , что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета , например «Улица города» , «Дорожное движение» , «Кукольный домик» . Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес - зеленый цвет, река - голубой цвет, земля - коричневый цвет) . Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница) .

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений на основе полифункциональных макетов .

Данная педагогическая технология позволяет организовать режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультсериалов. Продолжительность организации игры по одной сказке – 2-3 месяца. Надо помнить, что совместная с воспитателем деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами. Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек, реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников .

Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, содержание материала связано со сказочным материалом.

Этапы педагогической технологии .

1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункциональных макетов по сюжетам сказок . Макеты представляют собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события.

Это может быть сказочная страна, лес или город (1 часть) .

Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна, лес или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть) .

3 этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания макета и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей.

Игра с макетом начинается в процессе его создания. При изготовлении макета используются игровые приемы и ситуации, перерастающие в увлекательную игру. Дополняется макет предметным материалом не только взрослыми, но и детьми. Материал подбираем по тематике и многофункциональным предметами, т. е изготавливаем традиционных героев и предметы например - (печка, дом, машина, мама, мальчик, девочка и т. д.)

Макеты можно использовать в отдельности или сочетать с другими. Плюс ко всему можно изготовить макет - карты . В группе отведено определенное место для предметов заместителей : (пластмассовые крышки, пузырьки, коробочки, детали различных конструкторов, мозаика, палочки, паралон, и. т. д.).

Для того что бы игры с макетом всегда были задействованы и не теряли интерес у детей, в процессе активизации игры с макетом – создание игрового пространства дополняем новыми предметами, предметами заместителями, придумываем новые рассказы, истории, сказки.

Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.

Цель : Развитие умений сюжетосложения в режиссерских играх на основе преобразования готового сюжета в новый сюжет; развитие умения совместно создавать новые игровые сюжеты; развитие умения согласовывать замыслы.

1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

Задачи педагогического взаимодействия:

- обогащение содержания режиссерской игры ;

- развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки

Содержание педагогического взаимодействия:

Чтение сказки. Беседы по содержанию сказки, рисование по сюжету сказки, рисование героев, «словесное рисование» героев, игры-этюды по фрагментам сказки.

2. этап. Развитие сюжетосложения на основе использования макета по сюжету сказки .

Организация условий для игры по мотивам литературного произведения на основе готового макета (1 тип макета – макет по мотивам сказки).

Задачи педагогического взаимодействия:

Создание игровой обстановки для режиссерской игры по мотивам сказки

Содержание педагогического взаимодействия:

Выбор эпизодов для игры. Внесение готового полифункционального материала

Совместная игра с воспитателем по сказке

Задачи педагогического взаимодействия:

Организация режиссерских игр по эпизодам сказки на основе готового макета

Содержание педагогического взаимодействия:

Оказание детям педагогической поддержки через игровое взаимодействие : помощь в развитии сюжетной линии, в организации диалогов с партнерами, в установлении договоренностей по поводу распределения игровых персонажей, развития сюжета

Придумывание сюжетов-аналогий и их разыгрывание на основе готового макета .

Задачи педагогического взаимодействия:

Развитие воображения на основе готового макета по сказке .

Содержание педагогического взаимодействия:

Организация «Мозгового штурма» с использованием предметных картинок. Разыгрывание сюжетов на основе «мозгового штурма».

На новом игровом макете изображается новая сказочная страна, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 тип макета – сказочная страна) .

Задачи педагогического взаимодействия

Развитие способности придумывать новый сюжет, комбинируя эпизоды двух разных сказок при помощи следующей части макета.

Содержание педагогического взаимодействия:

Внесение 2 части макета . Рассматривание, определение характеров новых героев игры. Выдвижение игровых гипотез : какие приключения возможны при встрече героев разных сказок. Создание банка игровых идей для новых игр.

Воспитатель оказывает педагогическую поддержку в позиции «вне игры» , выступает как комментатор происходящего, помогает в регулировании отношений играющих детей.

3 этап – Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания макета (3 тип макета) и придумывание новых приключений для героев сказки. Игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей.

Задачи педагогического взаимодействия:

Создание 3 части макета

Организация режиссерских игр на основе 3 части игрового материала

Содержание педагогического взаимодействия:

Обогащение представлений детей о сказочных и фантастических странах в процессе бесед.

Создание банка идей для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма» .

Совместная деятельность воспитателя и микрогрупп детей по созданию вариантов 3 части макета.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации.

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.

Объединив процессы создания макета и игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.

Кратко этапы работы по созданию макета:

‒ Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека.

Читайте также: