Монтессори игрушки для малышей своими руками

Обновлено: 05.05.2024

Решив создать Монтессори-материал своими руками, который будет отвечать критериям подготовленной среды, педагогу или родителю стоит опираться на правила, разработанные Марией Монтессори и дополненные Международной Монтессори Ассоциацией (Association Montessori International).

Вот эти правила.

Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли его перенести ребёнок в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у него ручка, есть ли носик для слива воды

1. Материал имеет чёткую цель.

Прежде чем ответить на вопрос: «Как сделать Монтессори-пособие своими руками?», надо понять, с какой целью мы хотим предложить его детям.

Цель Монтессори-материалов направлена на психическое и физическое развитие, а не на формирование конкретных умений.

Упражнения из зоны практической жизни предназначены для развития самостоятельности и независимости, нацелены на формирование контроля и координации движений. Только в последнюю очередь они учат поливать цветы или вытирать пыль.

Сенсорный материал М. Монтессори помогает детям сформировать внутренние сенсорные эталоны формы, цвета, размера. При этом задача правильной постройки башни или подбор пары цилиндров на слух отходят на второй план.

Презентации в зоне языка также развивают независимость и самоконтроль, а не просто учат читать и писать. Математические упражнения — ключ к миру математики, который помогает развивать мышление и даёт возможность познавать закономерности устройства окружающего мира. Внутреннее понимание этих закономерностей закладывается от 3 до 6 лет. Дети не просто учатся считать, они получают важный опыт, который ляжет в основу математического мышления, основанного на понимании. Ошибки в системе Монтессори не важны, они вторичны, важен сам процесс познания и развития. Отсюда вытекает следующее правило.

2. Материал соответствует физическому уровню и возрастным особенностям развития ребёнка.

Для работы с каждой презентацией у детей должна быть соответствующая психофизиологическая готовность, а сам материал важно уметь распределять по возрастам.

Малыш 2,5 лет значительно отличается от дошкольника 6 лет. У них разные потребности и физические возможности. Для детей 2 лет следует подбирать предметы меньшего размера, объёма и веса, нежели для 5-6-летних. Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли малыш перенести его в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у ёмкости ручка, есть ли носик для слива воды. Подбирая чайничек, обратите внимание, есть ли у крышки фиксатор, который не позволит ей выпасть, когда из него будут выливать жидкость.

При работе с блоками цилиндров ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока. Это пример автодидактичности Монтессори-материала

3. Монтессори-материал имеет два вида контроля.

Мария Монтессори считала, что среда должна поощрять самостоятельность, создавать условия, чтобы дети учились сами. Внешний контроль со стороны взрослого убивает познавательную мотивацию, гасит самооценку и стремление к независимости. Поэтому пособия должны иметь контроль в самих себе и/или опираться на внутренний контроль маленького человека.

Первый тип контроля присутствует во многих игрушках, которые существуют уже несколько сотен лет, например, в матрёшке. Её нельзя полностью собрать иначе, чем от меньшей к большей. При этом малышу не нужен внешний контроль, ошибку он видит сам — иначе матрёшка не собирается.

Примером автодидактичности могут быть блоки-цилиндров. При работе с ними ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока.

Второй тип контроля находится в самом дошкольнике, чувствующем ошибку: чем больше у него собственного опыта работы с упражнениями и взаимодействия с окружающим миром, тем тоньше ощущение размера, цвета, звука.

Прежде чем выполнить презентацию уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник учится пользоваться ножницами

4. Занятия даются от простого к сложному.

Презентации на полках располагаются и предъявляются детям от простого к сложному. Они вытекают друг из друга. В каждом последующем занятии используются навыки, полученные в предыдущих, и добавляется одна новая сложность.

Чтобы выполнить уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник уже должен уметь пользоваться ножницами; чтобы научиться пришивать пуговицу, малыш предварительно работает с шитьём по картону, которое учит владеть иголкой. Аналогичным образом даются занятия и во всех других зонах.

Если вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко

5. Пособие обеспечивает детям независимость.

Создавая презентации, взрослый должен выполнить их так, чтобы, работая с ними, дошкольнику не приходилось постоянно просить о помощи. Например, вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко.

К презентации подвижный алфавит относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова

6. Материал всегда в полной комплектации.

Материалом в Монтессори-методе называют набор предметов, которые объединены (обычно на подносе или в коробке/корзинке) для достижения одной цели (выполнения одного вида работы). Например, к подвижному алфавиту относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова.

Полнота комплектации важна:

  • потому что это позволяет ребёнку хорошо ориентироваться в презентации;
  • не отвлекает на поиск недостающих элементов;
  • помогает избежать обращения за помощью;
  • сохраняет длительную концентрацию на деятельности, что помогает довести занятие до конца.

7. Пособие экологически и психологически безопасно, отвечает идее антропоцентричности.

Многие, наверное, отметили, что вещи в Монтессори-среде выполнены из натуральных материалов. Принцип натуральности проистекает не только из экологических характеристик пособия, но и его психологических свойств.

Психологами замечено, что ребёнка больше привлекают вещи из дерева, нежели их аналоги из пластика. Дерево позволяет малышу дольше концентрироваться на деятельности, при работе с древесиной дети становятся спокойнее.

Мария Монтессори была не только врачом, но и антропологом. Она считала, что ребёнок в своём развитии повторяет в сжатом виде историю человеческой цивилизации. Поэтому работа с натуральными материалами для него не только естественна, но и психологически безопасна.

В Монтессори-классе используется дерево, металл, натуральные ткани, которые обеспечивают не только экологичность, но и придают пособию дополнительную привлекательность, создают «точку интереса». Когда маленький человек выливает воду в металлическое ведро, струя падающей жидкости, стукаясь о металл, издаёт характерный звук, что служит дополнительным интересом для дошкольника в работе. Если же он будет лить воду в пластиковое ведро, то подобного звука не будет — на этом этапе дети могут потерять интерес к деятельности.

Примерно так будут выглядеть полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни

8. В материале присутствует цветовая кодировка.

Цвет каждого Монтессори-пособия не случаен. При формировании среды используется цветовая кодировка как внутри одной презентации, так и пересекающиеся кодировки между объектами одной зоны, и даже упражнениями разных зон. Одним из таких примеров являются розовая башня, подвижный алфавит и рамки-вкладыши для письма. Все они имеют в основе розовый цвет, так любимый детьми 2,5–4,5 лет, для которых они и предназначены.

В зоне практической жизни, в которую предметы полностью подбираются и изготавливаются самим педагогом, каждая презентация должна быть подобрана по цвету или рисунку на объектах. Например, полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни будут выглядеть примерно, как на фото ниже. Каждое пособие на своём подносе и кодировано по цвету. Ребёнок, подходя к полке, точно знает, что все эти предметы относятся к одному виду работы.

Неправильная розовая башня: у неё самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом кубиков в комплекте не 10, а 8

9. Точность Монтессори-материала.

Объекты в среде должны быть подобраны точно по размеру и соответствовать друг другу. Если кубики в розовой башне не имеют точного шага в 1 см, то вся работа с ней теряет смысл. Самый маленький кубик не может стать тем самым эталоном измерения. Поэтому родителям стоит задуматься, когда они приобретают что-либо, например, на AliExpress. Там можно встретить башню, у которой самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом их может быть в комплекте не 10, а 8. В этом случае отсутствует идея десятичной системы, заложенная в сенсорном и математическом материале. Также теряется взаимосвязь с другими пособиями. Например, у коричневой лестницы минимальный размер поперечного сечения призмы также равен 1 см, что позволяет в последующем комбинировать розовую башню и коричневую лестницу между собой.

Другим примером служит любой материал из практики, где используется вода. Например, вы подготовили занятие «Стирка» таким образом, что объём воды из тазика не умещается в ведро для грязной воды. Такие ошибки приводят не только к невозможности выполнения работы, но и к демотивации ребёнка, отказу от деятельности.

Дети скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный

10. Материал должен быть эстетически привлекательным.

Мария Монтессори говорила о важности среды: в каком окружающем пространстве будут расти наши дети, такую среду они потом и будут создавать вокруг себя. Монтессори считала, что у детей стремление к эстетике и красоте является врождённым. Именно поэтому они скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный. Красота и эстетичность служит для малыша важным мотиватором к деятельности. Это то, что стимулирует человека к работе, а затем и к самостоятельному созданию чего-то прекрасного.

Создание среды для дошкольника требует соблюдения определённых правил и должна тщательно продумываться. Сначала поставьте цель, затем определите состав презентации и подберите предметы в соответствии с критериями:

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей в домашних условиях.

Уникальную методику для раннего развития детей итальянского педагога Марии Мантессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в настоящее время. Это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир. Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мекой моторики

Прикреплённые файлы:

«Монтессори-материалы своими руками, используемые в «зоне практической жизни» Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию Монтессори - материалов для реализации образовательного процесса в соответствии.

Мастер-класс «Топиарий своими руками»

Мастер-класс «Топиарий своими руками» Я хочу с вами поделиться, как я делаю "Топи арий" своими руками. Для выполнения данного "Топи ария" вам потребуется: Цветочный горшок,.

Фотоотчет игры по методике М. Монтессори своими руками.

Фотоотчет игры по методике М. Монтессори своими руками. Монтессори-материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками. Они доступны.

Мастер-класс «Бизиборд своими руками»

Мастер-класс «Бизиборд своими руками» М. Монтессори сказала: «Ребенок – вот лучший воспитатель для себя самого. Темп развития каждого ребенка – индивидуален. Задача взрослого.

Игрушки своими руками. Мастер-класс

Игрушки своими руками. Мастер-класс Человека современности уже не так легко удивить изысканностью и уникальностью мягкой игрушки, ведь рынок перенасыщен очень разнообразными.

Куклы своими руками. Мастер-класс от мамы по изготовлению народной игрушки

Куклы своими руками. Мастер-класс от мамы по изготовлению народной игрушки Кто не любит из девочек играть в куклы? Вообще таких необычных девочек я знаю, но в только не в нашей группе. Наши малышки-солнышки.

Мастер-класс «Игрушки своими руками. Кошка Муся-воображуля»

Мастер-класс «Игрушки своими руками. Кошка Муся-воображуля» Как говорила великая Коко Шанель: «Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает.

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Развивающие игрушки своими руками» Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Развивающие игрушки своими руками» 1. Подготовка мастер – класса - развивающие игрушки.

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори «Нельзя трогать! Убери пальчики! Отойди!» – эти фразы частенько звучат в адрес маленьких любознательных карапузов. Сегодня хочу представить.

Игры по методике Монтессори своими руками

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно.

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может сделать это сам. И самым главным самостоятельным выбором каждого ребенка является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом создать насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, все элементы которой находятся в поле детской досягаемости, использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, уделяя особое внимание осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.

Взрослый должен только помогать ребенку в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твоё представление об окружающем верно.

Принципы системы Монтессори :

- Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.

- Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.

- Взрослый, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.

Наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила несколько направлений, в которых очень важно помочь ребенку с развитием.

Это следующие направления:

- упражнения практической жизни - чтобы быть свободным и умелым;

- сенсорика - чтобы воспринимать окружающий мир ярко и тонко;

- математика - для развития ума;

- язык - для общения и радости познания;

- «космос» - чтобы найти своё место в этом огромном и чудесном мире.

Опираясь на методику Монтессори мы с напарницей и родителями пополнили предметно-развивающую среду, которая развивает мелкую моторику рук. Дети с удовольствием играли различные игры. Я предлагаю вашему вниманию только часть поделок по методике Монтессори. А активным родителям на родительском собрании мы вручили благодарственные письма.




Бизиборд на зимнюю тематику по методике М. Монтессори

Бизиборд на зимнюю тематику по методике М. Монтессори С недавнего времени стало очень популярно использовать в работе в детском саду бизиборд. Дословно это слово переводится "доска,чтобы занять.

Дидактические игры по сенсорике своими руками

Дидактические игры по сенсорике своими руками Сенсорное воспитание - важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах.

Дидактические игры своими руками

Дидактические игры своими руками Ирина Инамджанова Описание: Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания. Пояснительная записка: На.

Мастер-класс «Игрушки Монтессори своими руками» Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей.

Игры по развитию речи своими руками

Игры по развитию речи своими руками В данном материале мною представлены игры по развитию речи, сделанные своими руками. В процессе игры ребенок преобретает новые знания, пополняет.

Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори 1. «Бумажные шарики и улитки» Игры с бумагой — также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей.

Настольные игры своими руками

Настольные игры своими руками Игра - ведущий вид деятельности. Дети любят играть со всем, что их окружает, в последнее время подрастающее поколение просиживают перед.

Консультация «Экологическое воспитание по методике Марии Монтессори» Выдающийся педагог Мария Монтессори не пользовалась термином «экологическое воспитание». Она рассматривала ребёнка как часть Природы, различая.

Игрушки для развития мелкой моторики

Самодельные игрушки для детей своими руками можно встретить в любой детской. Родителям интереснее и проще сделать развивающую игрушку самостоятельно, чем искать что-то подходящее в магазинах. Дидактические игры очень полезны, эта форма активного обучения применима с самого раннего возраста и имеет массу разновидностей, направленных на развитие мелкой моторики, речи, логики.

Развитие мелкой моторики по возрасту

На первом месте по популярности стоят игрушки для мелкой моторики своими руками. Игры, развивающие этот вид координации движений, очень полезны для развития речи ребенка. Ест несколько удобных и простых вариантов для самостоятельного изготовления.

Такие самодельные игрушки подходят для развития ребенка от 3 до 12 месяцев. Первый вариант — волшебная перчатка. Потребуется:

  • старая нитяная перчатка взрослого человека;
  • нитки и иголка;
  • бусины различных форм и размеров, бубенчики, бисер.

Развитие мелкой моторики

На чистую выстиранную перчатку нашить мелкие детали. На кончики пальцев густо нашить бисер — тогда перчатку можно будет использовать еще и для массажа. На ладонь нашить бусины разных размеров. Перчатку обшивают с обеих сторон.

Взрослый надевает на руку готовую перчатку, и предлагает потрогать ее малышу — перебирать пальчиками разноцветные элементы, рассматривать их и трогать. Это стимулирует акупунктурные точки на кончиках пальцев и ладошках, стимулирует кровообращение и способствует правильному развитию ребенка.

После года для детской будет уместным сенсорный коврик, развивающее панно своими руками и дорожные игрушки аналогичного устройства.

Развивающий коврик для пальчиков

Для такого коврика потребуется:

    фетр 10 цветов;
  • плотная ткань для основы;
  • пуговицы разных форм — звездочки, дельфины, машинки, бабочки, цветочки и т. д. ;
  • иголка, нитки;
  • швейная машинка, портновские булавки;
  • линейка и портновский мел;
  • тесьма и аппликации.
  1. Из фетра вырезать 10 прямоугольников размером 10 на 15 см. На каждый прямоугольник нашить пуговицы и аппликации. Делать это таким образом, чтобы дорожка из пуговиц вела к пришивной картинке. Дополнить каждый кусочек полосками тесьмы.
  2. Распределить фетр на листе основе, сколоть портновскими булавками и пристрочить на машинке.

Изготовление бизиборда

В дословном переводе с английского это слово переводится как «занятая доска». Это и правда занятный развивающий стенд для мальчика, своими руками сделать который сможет любой. Главная задача такой поделки не только развить моторику ребенка, но и отвлечь его от настоящих предметов, которые в быту могут быть небезопасными.

В качестве основы обычно берется кусок фанеры, на который прикручиваются или приклеиваются на жидкие гвозди самые разные детали. Сама развивающая панель, как правило, крепится на стенку. На ней могут быть:

  • розетка и вилка;
  • диск от старого стационарного телефона;
  • калькулятор, старый пульт от телевизора;
  • щеколда;
  • навесной замок;
  • кулер из компьютера;
  • задвижки и крючки всякого рода;
  • любые поворотные бытовые механизмы — как на плите, форточке, окне;
  • выключатели и тумблеры;
  • циферблаты со стрелками и без;
  • звонок, гудок и прочие «громкие» детали;
  • колокольчики и бубенчики;
  • поворотные и шаровые краны;
  • мебельные колесики.

Главное, что нужно внушить ребенку — все эти вещи безопасны только на этом стенде. Оконную ручку можно трогать только на этой доске, а не на окне, рычажок крутить в разные стороны нельзя на плите и т. д. Тщательный контроль в первые несколько дней использования строго необходим.

Массажный коврик для ног

На стопах находится не меньше важных акупунктурных точек, чем на ладонях. Сшить красивый и интересный массажный коврик довольно просто. Потребуется:

  • ткань темно-синего цвета размером 1 м на 80 см — 2 куска;
  • кусок синтепона соответствующего размера — 1 кусок;
  • фетр желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов, нитки в тон;
  • много пуговиц — плоских и на ножке, пуговицы-звездочки;
  • швейная машина, булавки, портновский мел и линейка;
  • тесьма и косая бейка.
    На лицевой стороне одного куска материала мелом нарисовать диагональные линии на расстоянии 1,5−2 см друг от друга. Сложить слоями ткань-синтепон-ткань, сколоть булавками через полоску и простегать на швейной машинке. Этот этап необходим, чтобы в последующем можно было стирать коврик, а синтепон при этом не деформировался. Края оформить бейкой.
  1. Коврик изображает звездное небо с различными небесными телами. Из фетра вырезать солнышко с лучами и остальные 8 планет. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун имеют кольца — их можно оформить с помощью тесьмы или бусинок разного размера. Пришить небесные тела к коврику. Каждая деталь пришивается отдельно.
  2. Все оставшееся свободное пространство густо расшивается пуговицами, бусинами и прочими мелкими деталями. Не стоит выбирать слишком крупные плоские пуговицы — они могут треснуть под давлением, и ребенок получит травму.

Сенсорные игры и игрушки

Современная жизнь так устроена, что довольно много времени люди проводят в транспорте. Вне зависимости от того, едет ли ребенок в автокресле семейного автомобиля, или же в автобусе у мамы на коленках, стоит обеспечить ему интересное занятие. В противном случае ребенок найдет его себе сам.

Рыбка на застежках

Сшить для развлечения и развития малыша рыбку на застежках можно своими руками. Для работы потребуется:

    ткань двух видов;
  • картон, карандаш, линейка, ножницы;
  • крупа в качестве наполнителя (конкретный выбор круп за вами, но их предварительно нужно прокалить в духовке);
  • застежки следующих видов: ленты-липучки, 2 кнопки, 2 пуговицы, карабин, молния;
  • швейная машина и швейные принадлежности;
  • фетр черного и белого цвета.

Как сделать игру для развития

  1. На картоне нарисовать шаблоны: два одинаковых прямоугольника для тела, треугольник с закругленными краями для головы и рыбий хвост. Вырезать шаблоны и обвести их на ткани основного цвета. Вырезать с припусками на швы в 1 см.
  2. Нарисовать шаблон соединительных полос. Это прямоугольники шириной 3 см и длиной 5−7 см. Всего потребуются 24 таких полоски. Их нужно сложить попарно лицом к лицу и сострочить, оставив не зашитой одну из сторон. Через нее детали выворачиваются на лицевую сторону и к ним крепятся застежки. В итоге должно получиться: 4 полосы с липучками; 2 полосы с пуговицами, 2 полосы с петлями под пуговицы; 4 полосы с кнопками. Итого 12 соединительных полос.
  3. Рыбья голова. На соответствующей детали нарисовать линию рта и вшить туда молнию. Из фетра вырезать глазки и пришить к основе. Сложить слоями: ткань, полосы с застежками, ткань. Прошить по нарисованной линии, не замыкая ее. Вывернуть на лицевую сторону, засыпать в получившийся мешочек крупу (гречку или рис), зашить.
  4. Тело рыбки. Взять одну часть первого прямоугольника, положить на лицевую сторону полоски с застежками так, чтобы их основная часть оказалась на ткани, а края материала всех деталей были выровнены по одной линии. Прострочить. Со второй стороны симметрично расположить следующую пару застежек и повторить процесс. После этого сверху лицевой стороной вниз положить вторую деталь прямоугольника и сострочить, оставив свободной одну сторону. Вывернуть на лицо, наполнить крупой, зашить. Аналогично сделать со вторым элементом. Карабин соединяет второй квадратик и рыбий хвост.
  5. Соединить детали рыбки в одно целое. Теперь ребенок может тренироваться с застежками всех видов в дороге и перебирать наполнитель внутри мешочков. Кроме крупы внутрь можно положить вишневые или абрикосовые косточки или мелкие игрушки.

Накорми животное

Такое занятие подойдет для ребенка 2−3 лет. Смысл этой игры в том, что ребенку предлагается несколько вариантов «корма» — горошек для петушка, червячки для птички, косточки для собаки и т. д. Малыш не только тренирует ловкость пальчиков, но и запоминает, кто какую пищу ест. Чтобы сделать такую развивайку своими руками, потребуется:

  • длинный кусок упаковочного картона;
  • пустые спичечные коробки по числу животных;
  • рисунки животных, ножницы, клей;
  • отвертка;
  • общая баночка с «кормами».

На плотном картоне расположить рисунки животных — петуха, собаки, мыши, птички и т. д. Вырезать эти рисунки и приклеить к картону на разном расстоянии друг от друга. Отверткой проделать дырки возле голов животных. В спичечных коробках тоже сделать отверстия, соответствующего размера. С обратной стороны картона приклеить коробки так, чтобы два отверстия совпадали.

Дидактические занятия

Игры для развития

Такие игры — отличное пособие не только для работников сферы образования дошкольников, но и для молодых мам, которые хотят с пользой проводить время со своими детьми. Игры с крышечками от бутылочек отличаются своей незатейливостью и увлекательностью одновременно. Дети учатся с помощью обыденных предметов, которые мало связаны между собой в повседневной жизни, создавать что-то осмысленное и интересное.

Пример такой игры — «Дополни картинку». Для занятия предлагаются рисунки, внутри которых нарисованы круги: иллюминаторы самолета, колеса поезда и т. д. , и с помощью крышечек и цветных карандашей ребенок должен довести картинку до логического завершения. То есть, в нужные места приклеить крышки, а остальные детали раскрасить.

Что в коробке

Игры подобного рода не только тренируют тактильные навыки, но и развивают логическое мышление и воображение. Чтобы сделать необходимые предметы для этой игры, потребуется:

  • большая обувная коробка с крышкой и плотный картон;
  • циркуль, линейка, карандаш;
  • канцелярский нож;
  • клеевой пистолет.
  1. Сделать круглые отверстия для рук с боковых частей коробки. Для этого циркулем очертить равные круги диаметром не меньше 10−15 см и аккуратно вырезать канцелярским ножом.
  2. Измерить коробку с внутренней стороны и разделить ее на две части. В качестве разделителя использовать плотный картон, который фиксируется горячим клеем.

В разные отсеки кладутся разные предметы, которые ребенок не видит. Он должен на ощупь определить, что у него в правой и левой руке. Желательно использовать «контрастные» вещи — например, большую шишку и маленькую бутылочку и т. д.

Логопедические игры

Развивающие игры и поделки для стимулирования мелкой моторики служат для развития речи. Однако, помимо таких игр и занятий существуют специальные логопедические игры, которые формируют правильное дыхание у малышей.

Игры для развития воздушной струи

Когда целью стоит развитие речи ребенка, немаловажно научить его правильному дыханию, которое влияет на произношение звуков, артикуляцию и развитие голоса. Две простые, но интересные для детей поделки помогут в этом.

Игра салют

Для создания потребуется:

  • пластиковая бутылка;
  • конфетти из фольги;
  • коктейльные трубочки.

Внутрь бутылки засыпается конфетти. В пластике бутылки делается несколько отверстий — 3 или 4, в зависимости от размера тары, в них вставляются соломинки. Дети должны длинным выдохом поднимать конфетти в воздух. Одно отверстие должно быть свободным.

Веселый аэробол

Для этой игры потребуется коробка с невысокими бортами в 3−4 см, коктейльные соломинки, один пластиковый стаканчик, клей и целлулоидный мячик для пинг-понга. Стаканчик разрезается на две части, которые приклеиваются в противоположных сторонах коробки. Это ворота, в которые надо загнать мячик, направляя его струей воздуха.

Игрушки служат не просто развлечением и утешением маленького ребенка – это инструмент познания мира. Малыши до года во время игр активно тренируют органы чувств, подготавливаясь к полноценному взаимодействию с внешним миром. Сначала младенец изучает окружающий мир с помощью органов зрения и слуха, затем осваивает тактильные ощущения, а через определенное время учится владеть своим телом и ходить. Что такое игрушки Монтессори, и как они помогают в развитии малышей?

Развивающие игрушки

Дидактический материал Монтессори

Развивающие игрушки и пособия Монтессори пользуются любовью у самых маленьких деток и их родителей. С помощью понятного и доступного материала ребенок упорядочивает свои знания о мире, учится основным навыкам взаимодействия с предметами и объектами. Все дидактические материалы – деревянные, и отличаются экологической безопасностью.

Занятия по системе Монтессори происходят в игровой форме и не навязывают малышу свои представления о чем-либо. Метод Монтессори основан на раскрытии собственного творческого потенциала малютки и активизирует его с помощью создания благоприятствующей среды. Взрослый лишь помогает реализовать ребенку свой потенциал через игрушки, но не вмешивается в самостоятельное освоение этого мира посредством развивающих игр.

С помощью развивающих игрушек малыши учатся:

  • распознавать цветовые оттенки;
  • различать форму предметов;
  • познавать цифры и буквы;
  • развивать логическое мышление;
  • фантазировать и развивать воображение.

Так как одним из основных методов познания мира у самых маленьких является сенсорика, деревянные игрушки и пособия Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений. В магазинах можно приобрести различные игровые развивающие игры Монтессори, но вполне возможно сделать все своими руками в домашних условиях из подручных материалов.

Рамка

Деревянные или картонные рамки-вкладыши Монтессори являются пособием для развития чувства формы и размера. Ребенок учится классифицировать предметы по цвету, содержанию и виду. Например, малыш обучается ориентации на плоскости, подбирая соответствующего размера рамки для предметов.

Методика Монтессори предполагает использование самых разнообразных по назначению рамок, с помощью которых малыш:

  • познает основы логического мышления;
  • учится раскрашивать картинки, не выходя за рамки;
  • пытается распознавать и классифицировать предметы по видам (лисички, опята – грибы).

Как сделать рамки-вкладыши Монтессори в домашних условиях? Для этого потребуется лист ватмана, коробочка из-под конфет и цветная бумага. Сначала нужно сделать заготовку для рамки – вырезать прямоугольник. Затем на данном прямоугольнике необходимо нарисовать различные геометрические фигурки.

После этого следует аккуратно вырезать фигуры и наклеить на них разноцветную бумагу (по форме фигуры). Чтобы фигуры не выпадали из основы, с оборотной стороны картона наклеивают ватман. Развивающая задача – найти для каждой фигуры свое место в рамке.

Другим вариантом вкладыша может быть рамка с кармашком. Для этого необходимо взять рамку для фотографий или обычные деревянные пяльцы для вышивания дома. На рамку или деревянные пяльцы натягивается ткань, к которой пришиты пуговицы или молния. Задача – расстегнуть пуговицы (молнию) и положить в кармашек какой-либо предмет или карточки. Можно задачу изменить: достать из кармашка картинки, карточки или предмет.

пирамидки Монтессори
Пирамидка из подушек

Игрушки-пирамидки Монтессори своими руками помогают различать цветовую гамму и величину предмета, а также совершенствуют тактильные ощущения. Внутренность подушечек можно
набивать различным содержимым – от синтепона до крупы. Метод хорошо развивает мелкую моторику и способствует формированию речевых навыков.

Чтобы сделать игрушки-подушки дома, не обязательно обладать навыками швеи. Сделайте из лоскуточков ткани заготовки для подушечек разной величины, сшейте из них мешочки и набейте разным содержимым:

  • синтепоном;
  • ватой;
  • различной крупой;
  • шуршащей слюдой.

Методика предполагает развитие навыка формирования пирамиды из подушек. Чтобы малыш смог правильно подобрать цвета, одна из сторон подушки должна быть одинакового оттенка со стороной другой подушки-игрушки. Цель – сложить пирамидку из подушек, сочетая одинаковые цвета.

Чтобы малыш хорошо справился с задачей, нужно шить подушечки, постепенно уменьшая размеры. В основании пирамидки должна быть самая большая подушка, далее выкладываются подушечки по мере уменьшения их размера. Чтобы подушечки не падали во время построения пирамидки, к ним пришивается липкая лента по центру (вверху – мягкие части липучки, внизу – жесткие). Пирамидка Монтессори своими руками готова.

Геометрическая плоскость Монтессори
Геометрическая плоскость

Как создать Монтессори материалы своими руками? Возьмите дома любой старый журнал, самоклеящуюся пленку и кнопки с наконечником из пластмассы. Обклейте обложку журнала пленкой и воткните кнопки на равном расстоянии. У вас получилась доска для развития навыков пространственного мышления.

Как используется доска? На кнопки сверху надевается канцелярская резинка, с помощью которой можно формировать геометрические фигуры различной формы. Малыш сначала должен представить фигуру, а потом обозначить ее с помощью надетой на кнопочки канцелярской резинки.

Одной из сложных для малюток задач является шнуровка обуви. Конечно, можно покупать обувь на липучках, однако, навык шнурования необходимо отработать. Из фанеры или плотного картона необходимо вырезать доску-заготовку в форме бабочки и проколоть отверстия, в которые можно вдевать шнурок. Можно сделать деревянные заготовки для шнурования.

розовая башня
Строим розовую башню

Методика направлена на развитие у крохи после года навыка работы с предметами большой и малой формы. Розовая башня состоит из десяти кубиков разного размера. Деревянные кубики нужно сложить в форме башни от основания (самый большой кубик) к вершине (самый маленький). Метод Башня обучает координации движений, умению упорядочивать предметы и гармонично располагать их в пространстве. Со временем розовая башня может принимать разные пространственные (архитектурные) формы.

Усложненный вариант: розовая башня строится на ощупь, с закрытыми глазками. Важный момент – ребенок учится восприятию форм различной величины. Сначала делается акцент на контрасте: самый большой и самый маленький кубик. Затем задача усложняется – между самым большим и самым маленьким кубиком располагаются кубики не очень большие и не очень маленькие.

Так словарный запас малыша пополняется новыми словами: не очень большой, не очень маленький, меньше, больше. Малыш выстраивает логическую цепочку: самый большой, меньше, маленький, самый маленький. Данный метод формирует навык сравнительного анализа на основе различия предметов разных объемов и форм.

Золотые бусины

Дидактический метод Золотая Бусина используется для ознакомления малыша с десятичной системой исчисления. Помимо освоения математических знаний игрушки-бусины совершенствуют мелкую моторику, а значит, и речевые навыки малыша. Методика Золотая Бусина рекомендуется к использованию, когда малышу исполнится 4 года.

золотые бусины

Принцип данной системы состоит в следующем:

  • одна золотая бусина – единица;
  • стержень из бусин – десятки;
  • квадрат из бусин – сотня;
  • десять квадратов – тысяча.

В набор входят деревянные подносы, на которые выкладывают обучающий материал. Ребенок учится отличать единицы от десятков и сотен не только по количеству бусин (одна золотая бусина, десять бусин), но и по форме конструкции: квадрат, стержень. Абстрактное понятие счета приобретает конкретную форму, которую можно потрогать ручками. С помощью игры Золотая Бусина малыш легко усваивает счет и азы математической науки.

Домашнее обучение

Создать Монтессори материалы своими руками не сложно, важно – правильно применить их дома. Для этого следует создать развивающую среду (среду Монтессори):

  1. располагать игрушки дома в доступном для крохи месте;
  2. создать дома все условия для отработки основных хозяйственных навыков малыша – стирка кукольного белья в тазике, мытье кукольной посудки и т. д;
  3. создать дома зоны тематического развития: практическая отработка навыков, сенсорное развитие, языковая зона развития и т. д;
  4. предоставить малышу право выбора необходимой для него игры или игрушки;
  5. учить убирать игровые материалы на место (следить за порядком дома).

монтессори дома

Малюткам до года нужно предлагать шуршащие, звенящие предметы – баночки, мешочки, коробочки с крышкой. Важно познакомить малыша с предметами-трансформерами, чтобы он смог его видоизменять.

Малыши после года любят возиться с сыпучими предметами (крупа, мука, горох) и льющейся водой. В этот период можно работать с пластилином, рисовать пальчиковыми красками.

Дети после двух лет склонны к конструированию, изменению пространства своими руками. Можно разрезать карточки и картинки, а потом собирать их вместе (типа пазла).

Читайте также: