Мордовские игрушки своими руками

Обновлено: 01.05.2024

Проект для младшей группы "Мордовские игрушки" направлен на воспитание и обучение детей на материале его окружаещего его мира, на национальных традициях,способствует сохранению этноса его генофонда,развитию народной культуры.

ВложениеРазмер
proet_mordovskie_igrushki.docx 32.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

Проект для младшей группы: "Мордовские игрушки "

Воспитатель: Бублиенко Т.М.

1. Тема проекта: «Мордские игрушки»

2. Автор проекта: Бублиенко Т.М.

3. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

4. База исследования проекта: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

5. Сроки реализации проекта: среднесрочный

6.Вид проекта : познавательный

7.Тип проекта: комплексный

Известно, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает общечеловеческие духовно – нравственные ценности через культуру родного народа при ознакомление с родным языком и окружающим его природным, социальным и материальным миром. Воспитание и обучение детей на материале окружающего его мира, на национальных традициях способствует сохранению этноса, его генофонда, развитию народной культуры, а также включает ребенка в единое образовательное пространство России, что влияет впоследствии на укрепление межэтнических отношений, совершенствование межкультурного общения.

Народная игрушка — часть народной культуры.

Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.

Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

9. Новизна проекта:

· в реализации проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – э стетическое; социально-нравственное.

· в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа над комплексным проектом «Мордовские игрушки» способствует:

Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.

Обогащает их знания и умения.

Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:

Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

10. Гипотеза проекта: Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

11. Цель проекта: Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.

12. Задачи проекта:

Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.

Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям.

Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям.

13.Интеграция образовательных областей

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»,« Социально-коммуникативное развитие »,« Познавательное развитие » « Речевое развитие »« Физическое развитие » .

Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька, матрешка, тавлинские игрушки ,куклы)

Экскурсия в мини-музей национального быта МБДОУ «Мордовская изба»

15.Методы и приёмы реализации проекта

а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

б) наглядный (демонстрация)

в) практический (рассматривание предметов искусства в музее);

д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

16.Ресурсное обеспечение проекта:

- Фотографии, альбомы с изображением народных игрушек.

- куклы в национальной одежде ( эрзянка);

- аудиозаписи мордовских народных сказок.

- Аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов.

- мордовские подвижные и дидактические игры;

· Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям

· Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.

· Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

· Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни

· Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Поэтапный план работы реализации проекта.

1 этап – организационный.

  • Изучение литературы по истории и культуре Мордовии.
  • Сбор информации, фотографий о мордовских игрушках.
  • Привлечение родителей к поиску информации по данной теме «Мордовские игрушки ».
  • Разработку проекта, постановку цели и задач.

2 этап – внедренческий:

· Реализация комплекса мероприятий: проведение запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий) и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей)

3 этап результативный :

· Анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов.

В народном творчестве и искусстве национальные костюмы занимают особое место. В их орнаментах и узорах видится всё богатство красок природы, талантов мастеров, традиции, передаваемые поколениями. Недаром в старину праздничные наряды украшались изысканной вышивкой. Потому в семьях бережно хранили национальные костюмы. Они переходили от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Наша Мордовская Республика, одна из красивейших уголков нашей необъятной Родины. Мордва - издавни славятся своим мастерством и рукоделием. Если посмотреть на народную мордовскую одежду, то можно много рассказать о культуре и характерных особенностях этого уникального народа. В Мордовии уделяется огромное внимание по изучению народных традиций, обычаев, знание языку, истории и культуры мордовского народа. Для работников дошкольных учреждений создана прекрасная Программа "Мы в Мордовии живём", которую мы используем в своей педагогической работе. Ряд методических разработок помогают воспитателям научить детей азам в изучении декоративно-прикладного искусства мордовского народа.

Материал данного методического пособия предлагается для использования в разновозрастных группах по изучению простейших элементов мордовского декоративно-прикладного творчества и упражнений в рисовании, аппликации, конструировании и лепке.

Так выглядят схемы, которые просты и понятны для детей старших возрастных групп.

"Закладка для книг", интегрированное занятие по аппликации мы проводили на предидущей неделе, где дети составляли узор на полосе, соблюдая симметричность построения узора.

На занятиях по изучению народного мордовского орнамента, дети расширяют кругозор, получают новые знания о народном узоре, где и как его применяют, что способствует развитию художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Знакомя детей с народной мордовской игрушкой, я рассказала как можно самостоятельно изготовить собственную, неповторимую модель. Где мы с детьми подчеркнули лицо человека, многообразие узоров на платье и их расположение.

Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке народной культуры, но и на занятиях по лепке, ролевых театрализованных играх.

Во время создания образа, мы рассматривали игрушку со всех сторон, ведь чтобы создать неповторимый образ мы решили использовать в работе сподручный, бросовый материал материал (пластиковые одноразовые ложки, вот и развитие интеграции ребё нка: наблюдательность, умение фантазировать, замещать и т. д., затем мы сравнивали свои работы с работами сверстников, подмечали недостатки и выделяли красивое исполнение.

У Риты Сураевой готово лицо "девочки-мордовочки", теперь создаём для неё красивый наряд.

А Никита Томилин и Егор Аброськин демонстрируют свои способности в исполнении своих будущих "мордовочек".

Захар Митрошкин впервые был очень сосредоточен над созданием своего образа, очень старался!

От занятия к занятию мы продолжаем знакомиться с народным мордовским искусством и создавать собственные композиции по мотивам народной вышивки на бумаге различной формы, украшаем силуэты предметов быта и одежды (как на этом занятии).

Вот и замечательная выставка наших работ, которую мы так и назвали "Мордовочка", дети отразили всю свою фантазию, творческие умения и способности. Каждая кукла неповторима, по своему привлекательна, можно каждую в музей! Вот такую одежду носили в нашей местности много лет назад.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для учащихся начальной школы «Русская народная игрушка — матрешка»

Фотоотчет о проведении мастер-класса для учащихся начальной школы «Русская народная игрушка — матрешка» Мастер-класс для учащихся начальных классов (фотоотчет). В 2014-2015 учебном году я проводила мастер-класс "Русская народная игрушка - Матрешка".

Мастер-класс «Мягкие игрушки из помпонов» (часть четвертая)

Мастер-класс «Мягкие игрушки из помпонов» (часть четвертая) Мягкие игрушки из помпонов Дорогие друзья, здравствуйте. Сегодня я заканчиваю рассказ о мягких игрушках из помпонов. Надеюсь, что они.

Мастер-класс «Мягкие игрушки из помпонов» (часть первая)

Мастер-класс «Мягкие игрушки из помпонов» (часть первая) Мягкие игрушки из помпонов своими руками. Мягкие игрушки любят не только дети, но и многие взрослые, особенно женщины. Мишки, кочешки,.

Мастер-класс «Мягкие игрушки из помпонов» (часть третья)

Мастер-класс «Мягкие игрушки из помпонов» (часть третья) Мягкие игрушки из помпонов своими руками (часть третья) Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Я продолжаю знакомить.

Мастер-класс «Мягкие игрушки из помпонов» (часть вторая)

Мастер-класс «Мягкие игрушки из помпонов» (часть вторая) Мягкие игрушки своими руками. Дорогие коллеги, здравствуйте. Я продолжаю знакомить вас с мягкими игрушками, которые сделала своими руками.

Мастер-класс по созданию игрушки-кулёчка «Клоун»

Мастер-класс по созданию игрушки-кулёчка «Клоун» Совсем недавно читала пост Людмилы Мальцевой "Клоуна Вызывали?" Я очень люблю клоунов. И решила сделать игрушку клоуна, но чтобы эта игрушка.

Мастер-класс по созданию одуванчиков

Мастер-класс по созданию одуванчиков Возьмём фоамиран желтого цвета. Режем полоску 1.5 см в ширину и 50см в длину. (3 штуки) Вторая полоска чуть меньше: 1 см в ширину и 20 в.

Мастер-класс по созданию открытки ко Дню матери

Мастер-класс по созданию открытки ко Дню матери Здравствуйте, очень хочу поделиться с вами своей работой к замечательному празднику! Все мы к нему готовимся и, конечно, задавались вопросом.

Мастер класс по созданию снежных фигур.

Мастер класс по созданию снежных фигур. Мне нравиться создавать снежные фигуры, окрашивать зимний участок детского сада яркими красками. В январе 2014г году была призером в районном.

Мое творчество из природного материала на берегу моря. Часть 5. Мастер-класс по созданию скульптурных портретов (Лэнд арт)

Мое творчество из природного материала на берегу моря. Часть 5. Мастер-класс по созданию скульптурных портретов (Лэнд арт) Поделки из камней поражают своей простотой и разнообразием. Во время отдыха на море я не могу равнодушно смотреть на камешки или ракушки,.

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 1

Я хочу вас познакомить с народной игрушкой. Это новая ступень в познании, в восприятии этого уникального искусства имеющего древнюю родословную. Современная игрушка не рукотворная. Механическая а в последнее время электронная, мало действует на чувства. Игрушка сделанная своими руками незаменима .Именно она дает полноту чувств, воспитывает доброе отношение ко всему живому и к природе в целом и воспринимается детьми с искренним теплом. Не потому ли, что в ней чистосердечная искренность, детская наивность, открытая доброжелательность и жизнелюбие. И сегодня я покажу одну из техник изготовления кукол .

Слайд 3

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 3

Для работы необходимо: пластиковые бутылочки из под молочного напитка «имунеле» синтепон (10Х15) 2 прямоугольника белой или цветной ткани( 20Х10, 20Х12) капрон белый капрон из под колготок атласные ленты, тесьма, бисер, бусинки инструменты: ножницы линейка клеевой пистолет

Слайд 4

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 4

Для того чтобы наша кукла стояла уверенно, не падала, делаем основу. Вырезаем из картона круг диаметром 5 см и приклеиваем его к основанию бутылки с помощью клеевого пистолета.

Слайд 5

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 5

Чтобы придать форму нашей будущей кукле, вырезаем из синтепона прямоугольник (10х15) и приклеиваем его на бутылочку.

Слайд 6

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 6

Слайд 7

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 7

Изготавливаем юбку. Берем белую ткань прямоугольной формы (10х20), приклеиваем на нее тесьму, ленточки и т.д. Склеиваем противоположные стороны прямоугольника и образовавшую юбку одеваем на бутылочку. Верхние края собираем , приклеиваем к краю бутылочки.

Слайд 8

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 8

Изготавливаем рубашку. Берем белую ткань прямоугольной формы (12х20), приклеиваем на нее концы тесьму, ленточки и т.д. Склеиваем противоположные стороны и оставляем место для соединения с туловищем. Вставляем синтепон. Рубашка готова.

Слайд 9

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 9

Слайд 10

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 10

Изготавливаем кукле голову. Из синтепона и капрона делаем объемную круглую форму. Приклеиваем глазки, носик. губки. Украшаем голову головным убором. Соединяем голову куклы с туловищем. Наша кукла готова!

Слайд 11

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 11

Слайд 12

Мастер-класс «Изготовление мордовской куклы», слайд 12

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Цель :приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Альбомные листы 2шт.;
  • Марлин белого цвета;
  • Материал красного цвета для платочка;
  • Синтепон или вата;
  • Ножницы;
  • Кисть для клея;
  • Клей ПВА;
  • Простой карандаш;
  • Ленты с мордовским орнаментом.
  • Бумажные салфетки, клеенки.
  • Нитки белого цвета.

Берём альбомный лист и рисуем полукруг.

Наносим на края конуса клей и склеиваем между собой.

На другом листе чертим небольшой круг и вырезаем его.

Разделяем круг на два полукруга, сгибая его пополам и разрезаем.

Сворачиваем 2 полукруга в конусы по очереди.Это будут рукава платья.Наносим на края конуса клей и склеиваем между собой.

Получилась основа для платья будущей куколки Теперь приступаем к изготовлению головы куклы. Для этого берём марлин белого цвета, синтепон, ножницы Отрезаем от марлина квадрат 20 см. на 20 см. Шарик ваты помещаем на середину квадратика.

Формируем голову, перевязываем ниткой.

Перед тем, как крепить голову, одеваем на туловище-конус бусы.

Ножницами отрезаем верхушку конуса и в образовавшееся отверстие вставляем заготовку для головы.

Теперь приклеиваем рукава к платью.

Теперь на голову по линии лба протягиваем и крепим красную узкую ленту.

Из красного капронового материала вырезаем треугольник для платочка куколки. Завязываем платок на голову, узелок должен получиться сзади. Украшаем низ платья и рукава лентами при помощи клея, повязываем фартук. Вот такая красавица у нас получилась!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ МДОУ "Ломинцевский детский сад №44" по изготовлению русской народной игрушки – куклы «Рождественский ангел».

Знакомство родителей и детей с историей происходения традиционной русской доброй куклой - "Рождественским ангелом".


Мастер-класс для педагогов. Тема: "Русская народная игрушка "Закидушка"

Цель: Изготовление игрушки «Закидушка» из различного искусственного материала. Задачи: •создание условий для профессионального общения, саморе.


Мастер-класс для родителей и детей "Народная игрушка" по тематической неделе "Русская традиционная культура"

Данный материал представляет собой поэтапное изготовление куклы-мотанки - древнейшей народной игрушки, восходящей к сокральным оберегам различных цивилизаций мира.

Мастер-класс по изготовлению народной игрушки на основе ткани "Птичка-невеличка"

изготовление народной игрушки-забавы.

Мастер-класс для родителей "Рождественский ангел" (народная игрушка).

Мне очень нравится такая форма работы с родителями, как мастер-классы. Например, мною был проведен мастер-класс «Народная игрушка». Перед его проведением я создала презентацию по теме, пос.


Мастер - класс для родителей : "Изготовление тряпичной народной куклы "Зайчик на пальчик"

Народная игрушка и игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Ознакомление с народной игрушкой в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой.

Автор : Кувшинова АлинаФедоровна Лантратова Елизавета Юрьевна Лаксаева Алина Александровна Мустаева Мария Васильевна МБОУ «Зубово-Полянская СОШ №1» Руководитель: учитель мокшанского языка МБОУ «Зубово-Полянская СОШ №1» Лаксаева Елена Николевна Научно-практическая конференция исследовательских работ по теме «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Номинация «Традиционная культура » Зубово –Поляна,2015г . «Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.» «Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.»

Оглавление I. Введение II . Основная часть Глава 1. История мордовского костюма 1.1.Описание женского костюма 1.2.Описание мужского костюма Глава 2. Художественная среда 2.1. Доминирующий цвет 2.2. Художественный орнамент Глава 3. Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки» Глава 4. Перспектива будущего этой работы III . Заключение IV . Список литературы и источников Оглавление 7 3 1 7 1 6 10 1 8 2 0 10 26 25 24

I. Введение Цель проекта: Расширить и углубить знания о малой Родине. Узнать больше о национальным костюме и вышивке своего народа. Изготовить куклу в мокшанском наряде. Актуальность данного исследования- Актуальность: В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории мордовского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Знание истории и культуры своего народа, республики и страны, культурных и художественных ценностей, создаваемых народом веками, создаёт благоприятную почву для развития прочных дружественных межнациональных отношений. Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции. I. Введение Гипотеза В ходе реализации проекта я познакомлюсь с традициями, с различных вариациями мордовского национального костюма, с вышивкой, с народным творчеством мордовского народа.

1. Изучить литературу по истории мордовского народа и его национального костюма. 2. Проследить историю развития мордовского народного костюма. 3. Выявить особенности национального костюма 4. Дать характеристику одежде, обуви, костюму мордовского народа. 5. Использовать свои знания и умения при изготовлении одежды для куклы; 6. Изготовить куклу в мокшанском наряде 7. Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям. 8. Использовать современные информационные технологии, в том числе глобальную сеть Интернет. 9. Подготовить презентацию по теме исследования в Power Point . Цель обусловила ряд конкретных задач:

Новизна Новизна работы заключается в демонстрации элементов мордовской одежды с помощью изготовления куклы в национальном наряде. Методы исследования: 1. Информационно-поисковый. Изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет. 2. Исследовательский. Анализ, сравнение и обработка информации; 3. Практический . Изготовление куклы в мордовском наряде. Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды мордовского народа . Предметом исследования являются рукотворные обрядовые куклы в мокшанском наряде Структура работы: Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников. Метод проекта- Индивидуальный Форма защиты проекта Выступление на муниципальной научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Применение продукта На уроках мокшанского языка, внеурочная деятельнасть. Межпредметные связи –мокшанский язык, история, технология .

II . Основная часть Глава 1. История мордовского костюма История одежды с древнейших времён до наших дней - это зеркало, в котором отражается вся история человечества. Так давайте заглянем в зеркало мордовского народа . Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений. Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и по этому в ней так устойчивы традиционные черты. Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора. Красоту и магию мордовского костюма ни заметить не возможно, невозможно остаться равнодушным к этой красоте. Своеобразие и богатство мордовского женского костюма зафиксированы во многих письменных источниках. II . Основная часть

1.1.Описание женского костюма Основной частью женского костюма у мокши, является рубаха панар без воротника. . Она шилась из трёх полотнищ холста: перед и спинку составляло полотнище, перегнутое поперёк, а бока делались из двух более коротких полотнищ. Рукава пришивались к центральному холсту, были прямыми и достигали кистей рук. Грудной вырез имел овальную форму. Спереди на подоле делали разрез длиной 12 сантиметров. Рубаху богато вышивали. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого. В мокшанском костюме рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст. Панар

Передник К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошёл передник (запон, сапоня – у мокши, запон, икельга паця – у эрзи). Передник – необходимая часть традиционного костюма мордовок. Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причём часто разных цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д. Цвет и отделка передника изменялись с возрастом женщины. Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов (красного, малинового, зелёного), чем пожилые.. Передник Передник

Панго – эрзянский женский головной убор в виде конусообразного колпака с загнутым верхом, на каркасе из двух лубяных пластин. Основа – грубый домотканый холст, обшитая красным кашемиром. Эрзянские головные уборы Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению, состоятельности.

Мокшанские головные уборы Мокшанские головные уборы — панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс. Девичьи головные уборы отличались от замужних женщин тем, что у девушек они не закрывали волосы. Самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом ( ашкоркс, кодафкс ,пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.) Ашкоркс Панга

Пулай Пулай (Набедренное украшение) Женскую рубаху носили со специальным набедренным украшением – пулай. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия. На оформление пулая шло множество бисера, блесток, бус, цепочек, пуговиц, раковин. Известно, что женскую рубаху носили со специальным сложным набедренным украшением-пулай . Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. . На оформление пулая шло множество бисера, блесток, бус, цепочек, пуговиц, раковин. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.

Широкая рубаха подпоясывалась плетёным шерстяным поясом (карькс) с кисточками на концах (цект). Носили еще широкий пояс (кушак). У мокши поясные украшения делались из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями были также специальные расшитые полотенца (кескоруцят). Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной про волоки или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах, как правило, была бахрома из шёлковых ниток. Пояс.Поясное украшение (сёкане) Кушак

Украшения Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь» - говорили о старинном женском костюме со звенящими и шумящими подвесками. Декоративным центром нагрудных украшений мордовки была застежка , которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам. Грудь украшается бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера. На уши надевали серьги с подвеской – серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха. Гайтан

Обувь Лапти (карьхть м ., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками ( кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи, сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Ноги обертывали портянками (пракстат м.) , их было две пары: нижние, которыми обертывали ступни; и верхние, ими обертывали икры. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим. Цюлкат

Эрзянские головные уборы Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха (панар) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста. . На повседневную рубаху употребляли более грубый холст, праздничную и подвенечную рубаху шили из более тонкого холста. Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом или кушаком . Верхней одеждой были суконные кафтаны и овчинные полушубки. Мужскими головными уборами служили войлочные шляпы , их делали сами из черного или белого войлока. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки – ушанки и малахаи , которые сверху покрывали сукном. С конца 19 в. в обиход мордвы входит фабричный картуз , который вытеснил валяные шапки. Традиционной обувью были лапти – карть, карьхть. Лапти носили с суконными онучами. Из пеньковых веревочек плели ходаки и чуни

Глава 2. Художественная среда Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12–13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка, по счёту ниток. Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма её богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продлёнными сторонами . Широко распространён у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки. Орнаменты рисунков, черпались в окружающей природе: "змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки". 2.2. Художественный орнамент

Оборудование и материалы. Для изготовления куклы потребуются: пластиковая бутылочка, ножницы, Х/Б ткань белого цвета 35*35 см, капрон, синтепон, атласные ленточки (шириной 0,5см.), тесьма, бисер, контур по ткани, клей. ножницы, иглы, катушечные нитки, напёрстки, ткани. Глава III . Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки».

Обрежем пластиковую бутылочку. Берем верхнюю ее часть и вырезаем квадрат по размеру из льняной ткани. Соединяем углы ткани. 1. 2 3 . Лентой формируем талию куклы. 4. Края ткани заправляем в горлы - - шко бутылки ножницами. Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки». 3 1 4 2

10. Клеем закрепляем руки к туловищу. 11. Для создания головы возьмем шарик синтепона, обернем капроном и закрепим нитью. 11 10 Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки». 12 12. Клеем закрепляем голову куклы к туловищу.

13-14. Украшаем куклу по мотивам мордовского костюма 13 Технология изготовления безликой куклы «Мордовочки». 14

Выполнив, данную работу в виде куклы, мне хотелось бы создать данный костюм в натуральную величину, то есть создать костюм который мог бы пригодиться для выступления или демонстрации на подиуме. Глава 4. Перспектива будущего этой работы

В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель, и задачи были достигнуты. Вся работа базировалась на изучении народного искусства, интересе к истории и традициям своих предков. Работая над проектом, я постаралась выполнить поставленные передо мной творческие задачи, освоила основные приемы изготовления и оформления игрушки. Выполнила все элементы творческой работы – подборка тканей, тесьмы, придание игрушки желаемой формы, выражение художественного образа. Такая работа требует определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умение анализировать. В итоге выполнения проекта было достигнуто следующее: - была собрана информация о мордовском национальном костюме; - освоена технология выполнения тряпичной куклы; изготовлен образец; Сделана презентация по проекту. III . Заключение Считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Мордовская национальная одежда делает меня частью мордовского народа, его культуры.

Читайте также: