Может ли игрушка быть другом

Обновлено: 13.05.2024

Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» - выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.

У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.

У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.

Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» - британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.

- Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, - объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА . – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.

Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?

Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.

Игрушка научит заботиться.

Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»

Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.

Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

Он улетел, но обещал вернуться!

Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).

Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.

Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру). Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные, технические, игрушки – орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Важно также, из какого материала сделана игрушка, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служат воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевают и кормят из чашки мама, больным мишкам ставит градусники доктор, на грузовике везет кубики шофер и т. д. Это свойство игрушек – побуждать к игре на определенный сюжет – должны использовать взрослые, подбирая и группируя их. Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой.

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относится к ним.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту. Именно ситуации общения, которые неосознанно отражаются ребенком конца второго и третьего года жизни в игре, определяют переход от игры предметной к игре ролевой.

Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре. Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло.

Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий интеллектуал ребенка. К сожалению, не все взрослые понимают это. Воспитатели детского сада должны объяснять родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста, - важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.

Ниже предлагается фрагмент (пример) плана по разделу «Организация самостоятельной игры» в группах детей второго года жизни.

В этом возрасте сюжетно-отобразительная игра только начинает формироваться, поэтому в планах воспитательной работы намечен постепенный перевод детей от совместных игр с воспитателем к самостоятельным, в основном индивидуальным, играм с элементами воображаемой ситуации, с использованием не только разных игрушек, но и первых предметов – заместителей.

Младшая подгруппа (от 1 г. до 1,6 мес.) :

1-й день: внести в игровую комнату новую игрушечную собаку; игра воспитателя с новой игрушкой (собака бегает, лает, ест); предложить детям показать, как собачка лает, бегает, ест.

2-й день: внести в группу новую игрушечную чашку и тарелку; игра воспитателя с новыми игрушками; попросить детей найти в группе все игрушечные чашечки, предложить дать попить разным куклам, игрушечным животным.

3-й день: создать подсказывающие ситуации: новую чашку поставить перед куклой, рядом с мишкой и т. д. ; спросить, поела ли собачка, не хочет ли пить другая кукла.

4-й день: убрать из группы ложки, предназначенные для игры, внести небольшие палочки (в качестве предметов - заместителей); игра воспитателя и кормление кукол с помощью палочек вместо ложек; предложить детям покормить кукол.

5-й день: рассмотреть с детьми игрушки, внесенные на этой недели (собачка, чашка, палочка-ложка); попросить показать названные игрушки, передать действия с ними.

При учете самостоятельной игровой деятельности следует отмечать: какой вид самостоятельной деятельности дети предпочитают; с какими игрушками играют, их отношение к игрушкам; во что играют (сюжет игры); как играют; взаимоотношения детей в игре; принятие роли; особенности игры.

Подобное планирование руководства игровой деятельностью помогает значительно повысить уровень детской игры.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста» Статья «Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста» Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка имеет огромнейшее.

Неделя игры и игрушки В. А. Сухомлинский:"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Дети любого возраста обожают мягкие игрушки . Ребенок разговаривает с плюшевым другом, кормит его, делится секретами и обидами. Такие игры сами по себе способствуют развитию моторики, фантазии малыша. Когда мишка, зайчик или котик еще и могут поговорить с детьми, то это становится настоящим приключением и погружением в волшебную сказку.

Сегодня мы поговорили с создателями мягких игрушек для детей всех возрастов. Светлана и Андрей расскажут о том, как они начали заниматься делом всей жизни — приносить радость в дома.

Как родилась идея создания игрушек?

Андрей : Это была не идея, а мечта детства. Я всегда фантазировал, что игрушки разговаривают не только со мной, но и между собой. Мы все в детстве представляем, что говорим с медведем, например.

Кроме того, мы вдруг осознали, что за последнюю сотню лет игрушки практически не изменились. И вот, в 2014 году мы поняли, что в наших силах создавать интересные изделия из плюша — от качалок до интерактивных котиков и заек. Так и появилась наша компания.

Как происходит разработка?

Андрей : В самом начале пути мы провели с детьми разных возрастов небольшое собрание. На нем ребята придумывали для себя и своих братьев и сестер идеальные игрушки. Честно, столько идей появилось в голове. Мы так и решили — если хотим делать идеальные игрушки, то советоваться надо именно с настоящими пользователями, то есть с детьми.

Расскажите подробнее о своих изделиях, какие они?

Света : (смеётся). О, их очень много, но у меня есть любимчики, расскажу о трех из них:

  • Реалистичные . Детки обожают игрушки, которые похожи на настоящих животных. Особенно, если такую зверюшку нельзя завести дома. Например, у нас в коллекции есть манул . Где еще встретить такого?
  • Интерактивные . Развивающие игрушки умеют петь, рассказывать стихи и сказки, знают множество фраз. Думаю, это лучшее, что изобрели создатели мягких “друзей”.
  • Мягкие качалки . Это для самых маленьких, конечно. Игрушку можно погладить и причесать, поболтать с ней, а потом сесть и покачаться, как будто отправляешься в путешествие. Но самое важное — мягкие качалки укрепляют спинку малыша, развивают координацию движений и учат держать равновесие.

На какой возраст рассчитаны ваши изделия?

Андрей : Изначально мы планировали выпускать игрушки для детей от 2 до 5 лет. Но, как оказалось, нашей продукции рады не только дети постарше, но и даже их родители. Например, у взрослых покупателей пользуются спросом реалистичные звери. Конечно, мы рады, что приносим радость покупателям всех возрастов.

Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

Андрей : Занимайтесь любимым делом и будьте счастливы вне зависимости от того, сколько вам лет! Берегите своих близких и радуйте их маленькими сюрпризами! И помните, мечты сбываются!

Если вам было интересно познакомиться поближе с создателями чудес, поддержите нас лайками!

Не забывайте подписываться на канал! А также поделитесь, какие игрушки вы чаще всего покупаете своим малышам?

Если спросить наших бабушек, все в один голос скажут, что нас в детстве учили делиться своими вещами. Это и воспитательная работа, да и приличия нужно было соблюдать. Сейчас же всё чаще всплывает мнение, что делиться не нужно, ведь игрушка — собственность ребёнка. А что из этого правильно и нужно ли учить ребёнка делиться игрушками? На самом деле и те, и другие в чем-то правы, а в чем-то нет.

«Своё» и «чужое»

Эти два понятия малыш должен четко понимать: есть его вещи и есть чужие. С первым, обычно, всё просто. А вот объяснять, что чужие игрушки нельзя просто так хватать и отнимать — задача родителей. И начинать объяснять это нужно с первых выходов на площадку (или в другие общественные места), тогда уже в полтора года ребёнок понимает, что есть чужое и брать его нельзя (это, конечно, не дает гарантию, что не возьмет, но понимает).

В процессе наблюдения за игрой своего крохи, у родителей часто возникают следующие вопросы: как научить ребёнка делиться своим игрушками и как внушить не отнимать чужие.

Отнимают «своё»

Это может быть как выдернутая из рук игрушка, так и та, что просто лежит рядом и в данный момент малыша не интересует. Вариант, когда мама не вмешивается и дает ребёнку самому разобраться с проблемой (сейчас это очень модно) подходит для детей старше трёх лет, но однозначно плохая позиция для крохи 1,5-2 лет. В этом возрасте он только учится ощущать свои границы, учится, как себя вести, все эти ситуации новы и неприятны — и мама здесь — спасение и защита.

Вопрос, который волновал меня в том числе, как себя вести? Ведь родители второго малыша не всегда принимают участие в играх, и приходится иметь дело непосредственно с ребёнком. Ответ оказался достаточно простым: моё поведение зависит от того, чему я хочу научить своего малыша. Если я хочу вырастить цивилизованного человека, умеющего делиться, но и способным защитить свои интересы, то и поведение должно быть соответственное.

Например, если у Маши забрали игрушку, и она расстроена по этому поводу, хочет её забрать, то ваша задача подойти к чужому ребёнку, поздороваться, познакомиться и сказать, что эта вещь Машина, и сейчас она хочет с ней поиграть. Можно предложить поиграть после Маши или играть вместе с игрушками второго ребёнка. В большинстве случаев подобный диалог поможет получить свою вещь обратно. Если негативное поведение другого малыша продолжается, можно прибегнуть к другой тактике, сказать, что вы учите своего кроху не забирать без спроса чужие игрушки, потому что это не красиво, и с такими детками никто играть не захочет.

Если ребёнок только хочет взять игрушку, не спешите отдавать её самостоятельно или говорить что-то из серии: «Надо делиться!». Спросите у малыша, не против ли он, что в его игрушку немного поиграет другой мальчик или девочка. И только если ваш ребёнок согласен, можно её отдать. Если же он против, ни в коем случае не отбирайте игрушку насильно в угоду другим людям (обычно мамам на площадке), так вы предаете своего малыша. Но после происшедшего, постарайтесь объяснить, что делиться игрушками необходимо, ведь и он иногда просит поиграть с чужими вещами, а если он не будет уступать, то и ему перестанут. В любом случае, старайтесь сохранять гибкость, ведь вы не только защищаете интересы своего крохи, но и показываете ему пример, как решать конфликтные ситуации в будущем.

Также имейте в виду, что малыши редко делятся своими любимыми игрушками, поэтому желательно их на улицу не брать.

Хочется «чужое»

Случай из жизни: придя на площадку с палкой-каталкой «Вертолет», Вова увидел 2 такие же, и, естественно, играл с одной из них. Чужие игрушки всегда вызывают интерес и желание взять поиграть. Однако, следует сразу обозначать ребёнку, что чужие вещи без разрешения трогать нельзя, и, по возможности, находить владельца, представляться и просить его игрушку поиграть на время. При этом, если вам отказали — значит вам отказали, ребёнок имеет на это право. Своего малыша постарайтесь успокоить, проговорите его чувства, если он расстроился или разозлился из-за этого, и только после этого отвлекайте игрушками или совместными играми.

Если ваш малыш всё же отобрал чужую игрушку у другого ребёнка (именно отобрал, без вопросов и разрешения), вы забираете её и отдаете владельцу, параллельно объясняя, почему так делать нельзя и как надо. Конечно, эта ситуация вызовет у вашего крохи много неприятных эмоций и ваша задача — помочь ему их прожить: проговорить его чувства, выслушать его обиду или злость. Обязательно учите ребёнка просить игрушку: можно начать делать это вместе, подходить, знакомиться, просить поиграть. Тогда со временем малыш поймет, как делать это правильно. И, конечно, не менее важно научить его справляться с отказами, которые иногда будут случаться.

Никогда не стыдите своего ребёнка — это не поможет ему в решении проблемы, но в итоге пошатнет его уверенность в себе. А ведь наша цель — вырастить личность с нормальными ценностями и чувством собственного достоинства. Так давайте будем стараться делать это уже с песочницы!

дети

Все мы на вопрос: была ли у нас любимая игрушка-друг в детстве – в ответ улыбаемся, возвращаемся в прошлое и вспоминаем плюшевого мишку или шитого-перешитого зайчика. Волшебный мир детской игрушки сегодня чрезвычайно широк и многообразен. Это и развивающие игрушки, которые учат малыша познавать мир, считать, понимать формы и цвета, конструкторы, различные наборы для творчества и, конечно, всеми любимые мягкие игрушки.

Роль игрушки в жизни малыша невозможно переоценить, ведь всё, что познает ребёнок с самого раннего возраста, он познаёт в игре. Однако довольно часто родители сталкиваются с тем, что игрушек у ребёнка много, а играет с ними малыш редко. Чтобы избежать такой ситуации, к их выбору стоит подходить серьёзно. В первую очередь, игрушка должна соответствовать возрасту ребёнка, его физическим и умственным возможностям. Хорошо, если, например, мягкая игрушка сделана из нескольких материалов, а при прикосновении или движении издаёт приятный звук.

Мягкая игрушка – верный спутник ребёнка, объект заботы и даже… собеседник. Она даёт малышу чувство спокойствия и безопасности. Преимущества мягких детских игрушек в том, что их можно укладывать с собой в кровать, сажать рядом за стол, брать в детский сад, чтобы не было так тоскливо без мамы. Одушевляя своего лучшего друга, малыш делится с мягкой игрушкой своими переживаниями. У него появляется привязанность, забота, не всегда таким другом может стать машинка или солдатик.

При выборе мягкой игрушки обязательно поговорите с ребёнком и выясните, что бы он хотел получить, а если малыш слишком мал, то выбор остаётся за взрослыми. Игрушка должна быть приятной расцветки, желательно, чтобы это было реальное животное или персонаж из любимого мультфильма. Ребёнок должен понимать, какого именно зверька или персонажа он держит в руках, должен уметь охарактеризовать его. Многим малышам нравятся именно большие мишки, собачки, однако для ребёнка такая огромная игрушка вряд ли станет лучшим другом, ведь её не возьмёшь в садик или дальнюю поездку, поэтому лучше остановить свой выбор на той, которую ребёнок мог бы носить с собой.

Наличие в доме разнообразных, многофункциональных игрушек способствует гармоничному развитию малыша, и главное здесь – не количество, а грамотный, осознанный выбор. Конечно, каждая новая игрушка, будь то слоник или киска, вызывает у ребёнка интерес и восторг, но очень сложно предугадать, какая из них в дальнейшем станет самой любимой, а с какой кроха будет играть только время от времени. Однако, выбирая очередной подарок своему ребёнку, нужно попытаться представить себе, как он будет с ней манипулировать, понять – будет ли игрушка полезной и занимательной, не дублирует ли уже имеющиеся, отвечает ли потребностям, склонностям и желаниям ребёнка. Не стоит дарить разных монстров или игрушки со страшным выражением лица, они скорее напугают, чем успокоят, и такая игрушка никогда не станет малышу лучшим другом. Даря ребёнку мягкие игрушки, вы можете быть уверены: одна из них обязательно станет его первым любимым другом детства.

Читайте также: