Можно ли делать игрушки в исламе

Обновлено: 18.04.2024

Причиной возникновения подобных сомнений, а порою и категорического отказа приобретать для детей такие игрушки, служит известный хадис о запретности создавать изображения живых существ. Ведь в риваяте, переданном имамом Бухари, говорится, что «ангелы милости не придут в жилище, в котором присутствует собака, изображения одушевлённых предметов или статуи».

Некоторые исламские учёные также считают, что любое изображение, даже символическое и даже отдалённо напоминающее живое существо, – запретно. Тем не менее, стоит отметить, что это положение – наиболее крайнего толка, и оно не имеет под собой основания, так как в противовес ему существует хадис, который другая группа богословов использует в качестве аргумента для разрешения игрушек в мусульманской семье.

Так, Аиша (р.а.) рассказывала, что играла в куклы и её «подруги приходили поиграть». И они старались спрятаться, когда видели Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), однако тому «было очень приятно видеть, что подруги играют со мной, и мы играли вместе» (передаётся Бухари и Муслимом).

Согласно другому хадису, Аиша (р.а.) рассказывала, как однажды Милость Миров Мухаммад (с.г.в.) расспрашивал её про куклы и указал на образ коня с крыльями. В этот момент она ответила Пророку (с.г.в.): «Разве ты не знаешь, что у Сулеймана, сына Дауда, была крылатая лошадь?» На что Посланник Всевышнего (с.г.в.) «так сильно рассмеялся, что были видны его коренные зубы». Этот хадис, который приводит Абу Дауд, указывает на одобрение со стороны Пророка Мухаммада (с.г.в.) игрушек в виде животных.

Какие игрушки могут покупать детям мусульмане?

Несмотря на то, что использование игрушек не характерно исламской традиции, они всегда были у различных мусульманских народов (хотя и не стали такими культовыми как в Европе или на Дальнем Востоке). Девочек-мусульманок развлекали самодельные куклы, у которых не было черт лица (глаз, носа, губ), а только голова и платье. К слову, по мнению современных психологов и педагогов, такие игрушки наиболее полезны для развития творческого мышления у детей, в отличие от «полноценных» кукол.

Однако в нынешних условиях далеко не все и не всегда делают подобные игрушки из подручных средств. Чаще всего девочкам хочется покупные куклы – такие же, как у других. И учитывая, что фигурки в виде животных и куклы в образе людей создаются для игр детей, а не поклонения, некоторые учёные вынесли решение о их дозволенности. При этом должен соблюдаться один критерий: соответствие игрушки нормам ислама. Другими словами, кукла Barbie, которая ярко накрашена и одета в открытое платье, не подходит для игр юной мусульманке. Однако современная халяль-индустрия решила и эту проблему, предложив рынку серию авторских кукол в хиджабе в разных странах.

Что касается мальчиков, то они любят возиться со всякими роботами, фигурками людей из конструкторов типа LEGO или из других игр (например, солдатики). В данном случае следует отметить, что роботы и трансформеры не являются проекцией существующих живых существ, созданных Всевышним. А на остальные предметы здесь распространяется то же правило, что и в отношении кукол для девочек.

Добавим такж, что часть мусульманских богословов, опираясь на упомянутый в самом начале статьи хадис про ангелов и изображения живых существ в доме, предлагают вообще накрывать игрушки после завершения игр на ночь.

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Если развивающие игрушки , типа цифровой мозаики , или художественной мозаики деревьев , природы , пейзаж , а для мальчиков лего и робототехника , то это вполне приемлимо в исламе! А вот куклы , это вред! Во первых в куклах живет шайтан , а во вторых у ребёнка изменяется психика. Все самое чистое , и лучшее есть в Исламе!

Насчёт лего я не совсем согласен, ведь не расценивается ли сборка изображений живых существ, имеющих вполне конкретный рисунок лица, созданием изображения живого? Чем это отличается от рисования, которое без сомнений запрещено. К слову, без лица или головы разрешено - Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашёл лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из неё два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”». Ахмад, Абу Дауд.

Ассаламу алейкум скажите пожалуйста можно ли покупать детям цветные игрушки так называемый попит просто слышал что он является эмблемой лгбт?

Скажите пожалуйста, ас саляму алейкум уарахматуЛлах уабаракяту, дети любят играть с фигурками диких животных(сейчас продаются реалистичные мини копии ), хранятся в коробке, и На полках не стоят как статуэтки. Дозволены в таком случае эти игрушки? Или лучше заменить их лего фигурками, которые как конструктор сборный?

Ассаламу алейкум. В современном мире быстро развивается индустрия робототехники. Если возьмем роботов с искуственным интелектом (Boston Dinamics) который год за годом становится все больше похож на человека , то попадает ли это под запрет Аллаха? если да, то в каком случае на примере роботов будет это дозволенным?

Уа алейкум ассалям! Вы задали очень интересный, философский вопрос. Очевидно, что любой робот не сможет на 100 % быть подобен человеку - он не сможет чувствовать как мы, размножаться и т.п. Поэтому работы по улучшению роботов нельзя расценивать как покушение на Божественный замысел, cледовательно, они дозволены.

Ассаламу алайкум, Всем! А по моему мы должны покупатьигрушки , которые делают детей умнее и добрее. Хотим мы этого или нет, игрушка непременно влияет на развитие ребёнка. Азнание Ислама только от родителей , так как ни какая игрушка не научит Исламу.

Доброго времени суток, мусульмане! Мира и добра всем и полезных озарений! Попробую и я ответить на данный вопрос - так, как я понимаю его суть. Для начала я определил бы, что игрушка любая - это какой то определенный образ, у которого есть имя иопределенные качества. Во-вторых, игрушку кто-то вначале придумал, вложил в нее свои мысли и образы, придал им форму в природном материале. То есть любая игрушка - это плод чьей-то творческоймысли. В-третьих - каждая игрушка создается для воспитания определенных качеств в детях. поэтому, выбирая игрушки , прежде всего нужно взглянуть на образ. Достаточно ли он нравится вам с точки зрения мусульманина ки и смогли бы вы предложить их своим детям как пример для подражания. Второе , на что необходимо обратить внимание - это на качество материала, из которого сделана игрушка, и безопасность форм игрушки.Лучше выбирать игрушки созданные из натуральных, экологичных материалов. Если будут учтены эти правила, вы имеете шанс получить игрушку 3 сорта по шкале Вариса.Игрушки 2 сорта получаются в том случае, когда они созданы, смастереныруками родного человека или специально по заказу для конкретного ребенка от знакомого доброго мастера. Кстати, я тоже 15 лет занимаюсь деревом и детям приходилось делать игрушки. И считаю детей самыми искренними иблагодарными в этом отношении. Но я все же считаю, что игрушка второго сорта - это игрушка сделанная руками родного папы или мамы. Почему так ? В отличие от предыдущего варианта, здесь будет присутствовать баракат в игрушках, вложенных от любящих родителей, и эти игрушки будут любимы вашими детьми и особо ценными .А какие игрушки я считаю игрушками 1 сорта? Попробуйте ответить!

Варис Хасан, может первого сорта это те игрушки, которые придумывает или делает сам ребёнок? Например часто дети воображают, палка, коробка и тд. Обычные предметы для них имеют большой смысл. Мои дети очень часто делают игрушки сами, из картона, бумаги, пластилина и тд. Даже шьют иногда. И такие игрушки самые любимые у них.

Я не разрешаю своим детям играть с игрушками живого происхождения. У нас много других развивающих игрушек. Если одни имамы запрещают, другие разрешают, то это относится к сомнительным вещам, а кто откажется от сомнительного сохранит свою веру. Зачем выбирать сомнительное, когда много разрешенных игрушек. Тоже самое касается еды, некоторые мусульмане едят все подряд сомнительное, говоря что нам теперь нечего не есть, полные супермаркеты еды можно заказать деревенские продукты, и не могут халял еду выбрать. Раньше о такой еде и не мечтали,ели щи да кашу, а сейчас пичкают детей одной химией, потом болеют, потом жалуются.

Лейсан., если сама айша мир ей жена пророка салялоху алейхи ва салям играла в куклы и ей разрешалось при чем тут сомнительность?

А я думаю ребенка надо учить с маленьких лет с Исламской староны .Если Аллагь говорит свинья это харам ,зачем детей с харама учить ,пускай будет игрушка ..но с харама нельзя начинать учить ,когда можно с правильного учить ,например делать дуа после еды ..бисмилЛягь когда кушает ,игрушки валом есть , машина мяч танк разные виды животные есть велосипед ,кроме харама не че не нашли ребёнку .От Родителей зависит все . Купи ему маленькую барашку и пускай играется сним если живого хочет .

Мне кажется если человек нормально объяснил своем ребенку во что он должен верить то не будет проблемс игрушками. Врят ли ребенок будет поклонятсч игрушке я ни разу не видел такого, смешно представить даже


Вопрос: Ассаламу алейкум, уважаемый муфтий.
Очень многие мусульмане, даже читающие намаз и соблюдающие пост, держат дома различные статуэтки живых существ, обычно это статуэтки животных, птиц и иногда человека. Бывает даже такое, что человек вернулся из путешествия или отпуска из какой-нибудь другой страны, и в качестве «сувенира» принёс домой статуэтку, означающую какого-нибудь идола из местных верований, но сам человек порой даже не знает, что это идол. Многие мусульмане выделяют в своих домах отдельные стенды и места для размещения множества статуэток живых существ или даже идолов, не зная, что это идолы. Некоторые это делают якобы «для красоты» или «на память» о пребывании в какой-нибудь стране. Таким образом мои вопросы:
а) Можно ли мусульманину держать дома статуэтки живых существ, даже если они не обозначают какого-нибудь идола, а, например, обозначают лишь животных, птиц и людей?
б) Некоторые мусульмане верят, что статуэтки определённых животных притягивают в дом счастье, богатство и т. п. Допустимо ли мусульманину верить в подобное?
в) Это правда, что ангелы не заходят в дома, где находятся статуэтки и изображения живых существ? Имеются ли хадисы по данной теме?

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

а, в) Статуэтки одушевленных предметов в доме держать нельзя, даже если они не символизируют идолов. Как сообщается в хадисе, пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывал, что выставление таких объектов отгоняет ангелов милости:

لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب، ولا صورة تماثيل

Ангелы милости не входят в дом, где есть собака или изображения одушевленных предметов, или статуи. (Бухари. Сахих. – № 3225, передал Абу Тальха)

б) Убеждение в том, будто изображения или статуэтки приносят богатство или благодать, не имеет никаких оснований. Что на самом деле привлекает в дом благодать, счастье и богатство – это приверженность исламскому учению, чтение Корана, намаз, мольбы и т. д. В доме, где выставлены статуэтки или изображения одушевленных предметов, не может быть благодати, ведь ангелы милости такие дома не посещают.

Примечание. Выставление статуэток и изображений одушевленных предметов запрещено, но при этом дозволяется иметь статуэтки и изображения неодушевленных предметов – зданий, ландшафта, достопримечательностей и др.


Вопрос: Можно ли иметь дома игрушки и носить одежду с глазами? Или ангелы не входят в дом? Относятся ли точки к глазам? Муж говорит, Аиша (р.а.) играла с конем, и Пророк (с.а.с.) ничего против не имел. (Караганда, Казахстан)

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Ваш вопрос требует рассмотрения двух тем:
1) изображения и фотографии живых существ;
2) мягкие игрушки (мишки, куклы и т.п.).

Рассмотрим их по порядку:

1. Изображения и фотографии живых существ.

Большинство теологов (ханафитского, шафиитcкого и ханбалитского мазхабов) постановили, что нельзя рисовать, распечатывать и вышивать изображения живых существ (людей и животных). Это связано с тем, что, как сообщается, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الذين يصنعون الصور يعذبون يوم القيامة يقال لهم أحيوا ما خلقتم
В Судный день накажут тех, кто составлял изображения (живых существ). Им скажут: «Оживите созданное вами!»
(Муслим. Сахих. – № 5501, передал Ибн Умар)

В другом повествовании передается такое высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من صور صورة في الدنيا كلف أن ينفخ فيها الروح يوم القيامة وليس بنافخ
Того, кто в этом мире создаст изображение (одушевленного предмета), в Судный принудят к его оживлению, но сделать этого он не сможет.
(Муслим. Сахих. – № 5507, передал Абу Хурейра)

Из этих повествований следует, что сотворенные изображения одушевленных предметов запрещены. Поэтому нельзя носить одежду, на которой имеются такие изображения. Если при ношении данной одежды наружу выходят такие изображения, ангелы не входят в дом. Как сообщал Абу Тальха (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب، ولا صورة تماثيل
Ангелы милости не войдут дом, в котором есть собака, изображения одушевленных предметов или статуи.
(Бухари. Сахих. – № 3225, передал Абу Тальха)

Данный запрет касается именно изображения одушевленных предметов, а не одних лишь глаз. Поэтому от одного лишь удаления глаз, если сохранятся остальные черты живого существа, изображение дозволенным не станет. (Радд-уль-Мухтар. – Том 1, стр. 647)

Но если стереть или закрыть всю голову существа, то это будет дозволено, поскольку, если у существа нет головы, его нельзя считать живым.

Если точки придают изображению схожесть с живым существом, это тоже запрещено, поскольку запрет касается всего того, что считается изображением живого существа. Поэтому, если кто-то схематично нарисует человека (круг вместо головы, линии вместо рук и ног, точки вместо глаз, линии вместо носа и рта), это запрещено, поскольку это – изображение живого существа (человека).

Исключением из запрета являются те изображения, которые столь малы, что, если их положить на пол у ног человека среднего роста и зрения, он не сможет ясно различить его черты. Поэтому, если изображение столь мало, оно разрешено. Это касается, например, маленьких смайликов и выгравированных изображений на монетах. (Радд-уль-Мухтар. – Том 1, стр. 647)

لا يكره لو كانت صغيرة لا تتبين تفاصيل أعضائها للناظر قائما وهي على الأرض
ولو كانت الصورة صغيرة كالتي على الدرهم أو كانت في اليد أو مستترة أو مهانة مع أن الصلاة بذلك لا تحرم، بل ولا تكره

Изображения в образовательных целях (например, при обучении школьников или при изучении медицины) разрешены вследствие потребности в них. (Аль-маусуа аль-фикхия. – Том 12, стр. 113)

لم نجد أحدا من الفقهاء تعرض لشيء من هذا، عدا ما ذكروه في لعب الأطفال: أن العلة في استثنائها من التحريم العام هو تدريب البنات على تربية الأطفال كما قال جمهور الفقهاء، أو التدريب واستئناس الأطفال وزيادة فرحهم لمصلحة تحسين النمو كما قال الحليمي، وأن صناعة الصور أبيحت لهذه المصلحة، مع قيام سبب التحريم، وهي كونها تماثيل لذوات الأرواح. والتصوير بقصد التعليم والتدريب نحوهما لا يخرج عن ذلك

Но даже такие изображения нужно убирать после их использования, поскольку ангелы милости, как говорится в хадисе, не входят туда, где выставлены изображения живых существ.

Использование цифровой фототехники. Если говорить о фотографиях живых существ, полученных с помощью цифровой фототехники, здесь имеются различные мнения. Некоторые теологи считают, что такие фотографии недопустимы вследствие ранее приведенных повествований. Другие теологи полагают, что это дозволено, поскольку фотографии не рисуются и не создаются, а лишь являются отображением реального живого существа, которое было сфотографировано, а значит это подобно отражению в зеркале.

Обе группы теологов (запрещающих и разрешающих такие фотографии) основывали свое мнение на легитимных доводах, соответствующих Корану и Сунне. Поэтому следует уважать оба мнения.

Но нужно отметить, что те теологи, которые разрешали такие фотографии, ограничивали данное разрешение следующими условиями:

а) фотография не должна быть неприличной;
б) это не должно быть фотографией посторонних (немахрам) лиц противоположного пола;
в) аурат (части тела, которые необходимо скрывать) не должен быть виден на фотографии.
(Мухаммад Такы Усмани. Такмиля фатх-иль-мульхым)

2. Мягкие игрушки (мишки, куклы и т.п.).

Большинство теологов считают, что такие игрушки дозволены и исключаются из запрета изображений живых существ.

Такие игрушки дозволены, если не пропагандируют аморальные идеи. Например, куклы Барби и Братц не дозволены, поскольку являются символами аморальных идей.

Решение о дозволенности игрушек, в которых не заложены непристойные воззрения, основано на хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах), на который вы указываете в своем письме. В сборнике Абу Дауда сообщается, что у нее была игрушечная лошадка с крыльями, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешал играть с ней.

Со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) этот случай произошел так:

قدم رسول الله صلى الله عليه و سلم من غزوة تبوك أو خيبر و في سهوتها ستر،فهبت الريح فكشفت ناحية الستر عن بنات لعائشة لعب فقال ما هذا يا عائشة؟ قالت: بناتي.و رأى بينهن فرسا له جناحان من رقاع.فقال ما هذا الذي أرى في وسطهن؟ قالت: فرس.قال ما هذا الذي عليه؟ قالت: جناحان.قال فرس له جناحان؟ قالت: أما سمعت أن لسليمان عليه السلام خيلا لها أجنحة؟ قالت: فضحك رسول الله صلى الله عليه و سلم حتى رأيت نواجذه

كنت ألعب بالبنات عند النبيِّ صلى الله عليه و سلم و كان لي صواحب يلعبن معي.فكان رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا دخل ينقمعن منه فيسربهن إليَّ فيلعبن معي

Я играла с куклами у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и у меня были подруги, которые играли со мной. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приходил домой, они прятались от него, и он затем посылал их снова ко мне для продолжения игры. (Бухари. Сахих. – № 6130)

На основе этих повествований многие хадисоведы и специалисты исламского права – такие, как шейхи Бадруддин Айни, Халиль Ахмад Сахранфури и др. (милость им Аллаха), – постановили дозволенность таких игрушек. (Базль-уль-маджхуд; Умдат-уль-кари)

قال المحدث خليل أحمد السهارنفوري في البذل:(عن عائشة قالت: كنت ألعب بالبنات) قال في فتح الودود: أي التماثيل التي يلعب بها الصبيان.و فيه جواز ذلك و تخصيصها من الصور المنهيِّ عنها لما فيه من تدريب النساء في صغرهن لأولادهن.و قد أجازوا بيعهن و شرائهن.و عليه الجمهور
قال العيني في عمدة القاري: و استدل بهذا الحديث على جواز اتخاذ صور اللعب من أجل لعب البنات بهن.ّوخُصّ ذلك من عموم النهي عن اتخاذ الصور.و به جزم عياض و نقله عن الجمهور.و أنهم أجازوا بيع اللعب للبنات لتدريبهن من صغرهنّ على أمر بيوتهنّ و أولادهنّ
وذكر في كتب الحنفية: أن الإمام أبا يوسف رحمه الله أجاز بيع اللعبة و أن يلعب بها الصبيان.و قال ابن عابدين رحمه الله في رد المحتار في شرح عبارة الدر المختار: (و في آخر حظر المجتبى عن أبي يوسف: يجوز بيع اللعبة و أن يلعب بها الصبيان). أي ناقلاً عن أبي يوسف

Но следует отметить, что, хотя детям разрешается играть с такими игрушками, их нужно убирать или накрывать после использования, поскольку ангелы милости не заходят в дома, где выставлены на обозрение изображения одушевленных предметов. (Бухари. Сахих)

А Аллах знает лучше.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q533)

«Вы сшили какую-то одежду для вашего несовершеннолетнего ребенка. Ваш ребенок теперь будет ее владельцем. Вы приобрели украшения для вашей несовершеннолетней дочери. Она теперь будет их владелицей. Недопустимо отдать эту одежду или драгоценности любому другому мальчику или девочке. Они принадлежат тому, для кого это было сделано»

Означает ли это, что я не могу отдать игрушки и одежду своего ребенка (из которых он вырос) моим друзьям в качестве подарков их детям, чтобы они могли играть с ними и носить их?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Вещи, которые вы покупаете для вашего ребенка, действительно принадлежат только вашему ребенку. Таким же образом, то, что подарено вашему ребенку, будет принадлежать ему. В обоих случаях не допускается отдавать эти вещи другим детям. Шариат справедлив и соблюдает права всех людей, даже маленьких детей. Имущество маленьких детей также защищено шариатом. Пророк (мир ему и благословение) поясняет, что имущество любого человека (молодого или старого) нельзя взять без его добровольного согласия:

«Имущество мусульманина запретно, если только он не соглашается отдать его добровольно» (Даракутни, хадис 2885, передал Анас ибн Малик).

Поскольку маленький ребенок не может понимать стоимость имущества, его согласие не принимается в расчет, до тех пор, пока он не достигнет возраста понимания (различения).

Если вы уже отдали кому-то одежду или игрушки вашего ребенка, вы должны возместить их стоимость. Эти деньги можно положить на имя вашего ребенка на счет в банке или в какое-то еще безопасное место. Точно так же вы можете приобрести одежду, из которой ваш ребенок вырос, и дать ему денежную компенсацию за эти вещи. Компенсация должна быть основана на справедливой рыночной стоимости этих вещей (в зависимости от их состояния – новые они или подержанные).

В будущем, если вы хотите иметь возможность отдавать одежду или игрушки вашего ребенка другим детям после того, как он из них вырастет, вам следует сделать намерение, что вы покупаете их для себя, а потом просто предоставить их в пользование ребенку. Поскольку вы покупаете их для себя, они будут принадлежать вам, и вы сможете отдать их тому, кому пожелаете.
А Аллах знает лучше.
Вассалям.
Муфтий Сухайл Тармахомед

Известно, что шариат запрещает изображение одушевленных существ. Но ведь детские игрушки часто делаются в виде людей или животных (такие, как куклы и мягкие игрушки), можно ли давать их детям?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Да, изображения в любом виде запрещены в Исламе согласно мнению большинства ученых. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во множестве хадисов предостерегает против создания изображений одушевленных существ:
Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Всякий, кто создает изображения (живых существ) будет наказан в Судный день. Ему будет сказано, чтобы он вдохнул жизнь в свои изображения» (Сахих Муслим, хадис 5501).

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В Судный день самому суровому наказанию подвергнут того, кто создавал изображения (одушевленных существ)» (Сахих Муслим, хадис 5505).
Согласно мнению большинства ученых, вышеприведенные утверждения относятся ко всем изображениям одушевленных существ, независимо – нарисованы они, вырезаны из дерева (или другого материала) или сделаны в виде скульптуры.

Однако ученые маликитского мазхаба придерживаются мнения, что эти запреты относятся только к объемным изображениям, которые отбрасывают тень (как статуи).

Тем не менее, из предосторожности стоит воздерживаться от изображений любых одушевленных существ (вне зависимости – каким образом были созданы их изображения).

Что касается цифровой фотографии, то многие ученые считают, что этот запрет не распространяется на фотографии, так как они являются лишь отражением живого объекта (подобно отражению в зеркале).

Тем не менее, некоторые консервативные ученые высказываются за запрет фотографии. Оба эти мнения основаны на законных, заслуживающих доверия доводах, поэтому оба они заслуживают уважения.

Что касается игрушек в виде животных или людей, то пользоваться ими дозволено при условии, что они не распространяют аморальных и непристойных идей (как куклы Барби к примеру).

Дозволенность подобных игрушек основана на хадисе, рассказанном Айшей (да будет доволен ей Аллах), которая сообщает, что у нее были игрушки в виде лошадей с крыльями, и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не запрещал ей играть с ними (Абу Дауд). Основываясь на данном хадисе, многие мухаддисы и факихи, такие как алляма Бадруддин аль-Айни, алляма Халиль Ахмад ас-Сахранфури и другие вынесли решение о дозволенности таких игрушек (Базлюль Маджхуд и Умдатуль Кари).

Однако нужно иметь в виду, что хотя детям и можно играть такими игрушками, их нужно убирать или накрывать чем-то после использования, поскольку ангелы милости не входят в дома, где подобные изображения хранятся на виду (Сахих аль-Бухари).

Читайте также: