Мусульманские игрушки для детей

Обновлено: 05.05.2024

Известно, что шариат запрещает изображение одушевленных существ. Но ведь детские игрушки часто делаются в виде людей или животных (такие, как куклы и мягкие игрушки), можно ли давать их детям?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Да, изображения в любом виде запрещены в Исламе согласно мнению большинства ученых. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во множестве хадисов предостерегает против создания изображений одушевленных существ:
Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Всякий, кто создает изображения (живых существ) будет наказан в Судный день. Ему будет сказано, чтобы он вдохнул жизнь в свои изображения» (Сахих Муслим, хадис 5501).

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В Судный день самому суровому наказанию подвергнут того, кто создавал изображения (одушевленных существ)» (Сахих Муслим, хадис 5505).
Согласно мнению большинства ученых, вышеприведенные утверждения относятся ко всем изображениям одушевленных существ, независимо – нарисованы они, вырезаны из дерева (или другого материала) или сделаны в виде скульптуры.

Однако ученые маликитского мазхаба придерживаются мнения, что эти запреты относятся только к объемным изображениям, которые отбрасывают тень (как статуи).

Тем не менее, из предосторожности стоит воздерживаться от изображений любых одушевленных существ (вне зависимости – каким образом были созданы их изображения).

Что касается цифровой фотографии, то многие ученые считают, что этот запрет не распространяется на фотографии, так как они являются лишь отражением живого объекта (подобно отражению в зеркале).

Тем не менее, некоторые консервативные ученые высказываются за запрет фотографии. Оба эти мнения основаны на законных, заслуживающих доверия доводах, поэтому оба они заслуживают уважения.

Что касается игрушек в виде животных или людей, то пользоваться ими дозволено при условии, что они не распространяют аморальных и непристойных идей (как куклы Барби к примеру).

Дозволенность подобных игрушек основана на хадисе, рассказанном Айшей (да будет доволен ей Аллах), которая сообщает, что у нее были игрушки в виде лошадей с крыльями, и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не запрещал ей играть с ними (Абу Дауд). Основываясь на данном хадисе, многие мухаддисы и факихи, такие как алляма Бадруддин аль-Айни, алляма Халиль Ахмад ас-Сахранфури и другие вынесли решение о дозволенности таких игрушек (Базлюль Маджхуд и Умдатуль Кари).

Однако нужно иметь в виду, что хотя детям и можно играть такими игрушками, их нужно убирать или накрывать чем-то после использования, поскольку ангелы милости не входят в дома, где подобные изображения хранятся на виду (Сахих аль-Бухари).

Причиной возникновения подобных сомнений, а порою и категорического отказа приобретать для детей такие игрушки, служит известный хадис о запретности создавать изображения живых существ. Ведь в риваяте, переданном имамом Бухари, говорится, что «ангелы милости не придут в жилище, в котором присутствует собака, изображения одушевлённых предметов или статуи».

Некоторые исламские учёные также считают, что любое изображение, даже символическое и даже отдалённо напоминающее живое существо, – запретно. Тем не менее, стоит отметить, что это положение – наиболее крайнего толка, и оно не имеет под собой основания, так как в противовес ему существует хадис, который другая группа богословов использует в качестве аргумента для разрешения игрушек в мусульманской семье.

Так, Аиша (р.а.) рассказывала, что играла в куклы и её «подруги приходили поиграть». И они старались спрятаться, когда видели Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), однако тому «было очень приятно видеть, что подруги играют со мной, и мы играли вместе» (передаётся Бухари и Муслимом).

Согласно другому хадису, Аиша (р.а.) рассказывала, как однажды Милость Миров Мухаммад (с.г.в.) расспрашивал её про куклы и указал на образ коня с крыльями. В этот момент она ответила Пророку (с.г.в.): «Разве ты не знаешь, что у Сулеймана, сына Дауда, была крылатая лошадь?» На что Посланник Всевышнего (с.г.в.) «так сильно рассмеялся, что были видны его коренные зубы». Этот хадис, который приводит Абу Дауд, указывает на одобрение со стороны Пророка Мухаммада (с.г.в.) игрушек в виде животных.

Какие игрушки могут покупать детям мусульмане?

Несмотря на то, что использование игрушек не характерно исламской традиции, они всегда были у различных мусульманских народов (хотя и не стали такими культовыми как в Европе или на Дальнем Востоке). Девочек-мусульманок развлекали самодельные куклы, у которых не было черт лица (глаз, носа, губ), а только голова и платье. К слову, по мнению современных психологов и педагогов, такие игрушки наиболее полезны для развития творческого мышления у детей, в отличие от «полноценных» кукол.

Однако в нынешних условиях далеко не все и не всегда делают подобные игрушки из подручных средств. Чаще всего девочкам хочется покупные куклы – такие же, как у других. И учитывая, что фигурки в виде животных и куклы в образе людей создаются для игр детей, а не поклонения, некоторые учёные вынесли решение о их дозволенности. При этом должен соблюдаться один критерий: соответствие игрушки нормам ислама. Другими словами, кукла Barbie, которая ярко накрашена и одета в открытое платье, не подходит для игр юной мусульманке. Однако современная халяль-индустрия решила и эту проблему, предложив рынку серию авторских кукол в хиджабе в разных странах.

Что касается мальчиков, то они любят возиться со всякими роботами, фигурками людей из конструкторов типа LEGO или из других игр (например, солдатики). В данном случае следует отметить, что роботы и трансформеры не являются проекцией существующих живых существ, созданных Всевышним. А на остальные предметы здесь распространяется то же правило, что и в отношении кукол для девочек.

Добавим такж, что часть мусульманских богословов, опираясь на упомянутый в самом начале статьи хадис про ангелов и изображения живых существ в доме, предлагают вообще накрывать игрушки после завершения игр на ночь.

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Если развивающие игрушки , типа цифровой мозаики , или художественной мозаики деревьев , природы , пейзаж , а для мальчиков лего и робототехника , то это вполне приемлимо в исламе! А вот куклы , это вред! Во первых в куклах живет шайтан , а во вторых у ребёнка изменяется психика. Все самое чистое , и лучшее есть в Исламе!

Насчёт лего я не совсем согласен, ведь не расценивается ли сборка изображений живых существ, имеющих вполне конкретный рисунок лица, созданием изображения живого? Чем это отличается от рисования, которое без сомнений запрещено. К слову, без лица или головы разрешено - Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашёл лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из неё два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”». Ахмад, Абу Дауд.

Ассаламу алейкум скажите пожалуйста можно ли покупать детям цветные игрушки так называемый попит просто слышал что он является эмблемой лгбт?

Скажите пожалуйста, ас саляму алейкум уарахматуЛлах уабаракяту, дети любят играть с фигурками диких животных(сейчас продаются реалистичные мини копии ), хранятся в коробке, и На полках не стоят как статуэтки. Дозволены в таком случае эти игрушки? Или лучше заменить их лего фигурками, которые как конструктор сборный?

Ассаламу алейкум. В современном мире быстро развивается индустрия робототехники. Если возьмем роботов с искуственным интелектом (Boston Dinamics) который год за годом становится все больше похож на человека , то попадает ли это под запрет Аллаха? если да, то в каком случае на примере роботов будет это дозволенным?

Уа алейкум ассалям! Вы задали очень интересный, философский вопрос. Очевидно, что любой робот не сможет на 100 % быть подобен человеку - он не сможет чувствовать как мы, размножаться и т.п. Поэтому работы по улучшению роботов нельзя расценивать как покушение на Божественный замысел, cледовательно, они дозволены.

Ассаламу алайкум, Всем! А по моему мы должны покупатьигрушки , которые делают детей умнее и добрее. Хотим мы этого или нет, игрушка непременно влияет на развитие ребёнка. Азнание Ислама только от родителей , так как ни какая игрушка не научит Исламу.

Доброго времени суток, мусульмане! Мира и добра всем и полезных озарений! Попробую и я ответить на данный вопрос - так, как я понимаю его суть. Для начала я определил бы, что игрушка любая - это какой то определенный образ, у которого есть имя иопределенные качества. Во-вторых, игрушку кто-то вначале придумал, вложил в нее свои мысли и образы, придал им форму в природном материале. То есть любая игрушка - это плод чьей-то творческоймысли. В-третьих - каждая игрушка создается для воспитания определенных качеств в детях. поэтому, выбирая игрушки , прежде всего нужно взглянуть на образ. Достаточно ли он нравится вам с точки зрения мусульманина ки и смогли бы вы предложить их своим детям как пример для подражания. Второе , на что необходимо обратить внимание - это на качество материала, из которого сделана игрушка, и безопасность форм игрушки.Лучше выбирать игрушки созданные из натуральных, экологичных материалов. Если будут учтены эти правила, вы имеете шанс получить игрушку 3 сорта по шкале Вариса.Игрушки 2 сорта получаются в том случае, когда они созданы, смастереныруками родного человека или специально по заказу для конкретного ребенка от знакомого доброго мастера. Кстати, я тоже 15 лет занимаюсь деревом и детям приходилось делать игрушки. И считаю детей самыми искренними иблагодарными в этом отношении. Но я все же считаю, что игрушка второго сорта - это игрушка сделанная руками родного папы или мамы. Почему так ? В отличие от предыдущего варианта, здесь будет присутствовать баракат в игрушках, вложенных от любящих родителей, и эти игрушки будут любимы вашими детьми и особо ценными .А какие игрушки я считаю игрушками 1 сорта? Попробуйте ответить!

Варис Хасан, может первого сорта это те игрушки, которые придумывает или делает сам ребёнок? Например часто дети воображают, палка, коробка и тд. Обычные предметы для них имеют большой смысл. Мои дети очень часто делают игрушки сами, из картона, бумаги, пластилина и тд. Даже шьют иногда. И такие игрушки самые любимые у них.

Я не разрешаю своим детям играть с игрушками живого происхождения. У нас много других развивающих игрушек. Если одни имамы запрещают, другие разрешают, то это относится к сомнительным вещам, а кто откажется от сомнительного сохранит свою веру. Зачем выбирать сомнительное, когда много разрешенных игрушек. Тоже самое касается еды, некоторые мусульмане едят все подряд сомнительное, говоря что нам теперь нечего не есть, полные супермаркеты еды можно заказать деревенские продукты, и не могут халял еду выбрать. Раньше о такой еде и не мечтали,ели щи да кашу, а сейчас пичкают детей одной химией, потом болеют, потом жалуются.

Лейсан., если сама айша мир ей жена пророка салялоху алейхи ва салям играла в куклы и ей разрешалось при чем тут сомнительность?

А я думаю ребенка надо учить с маленьких лет с Исламской староны .Если Аллагь говорит свинья это харам ,зачем детей с харама учить ,пускай будет игрушка ..но с харама нельзя начинать учить ,когда можно с правильного учить ,например делать дуа после еды ..бисмилЛягь когда кушает ,игрушки валом есть , машина мяч танк разные виды животные есть велосипед ,кроме харама не че не нашли ребёнку .От Родителей зависит все . Купи ему маленькую барашку и пускай играется сним если живого хочет .

Мне кажется если человек нормально объяснил своем ребенку во что он должен верить то не будет проблемс игрушками. Врят ли ребенок будет поклонятсч игрушке я ни разу не видел такого, смешно представить даже

Этот вопрос часто задают родители-мусульмане. Выбрать игрушки для детей не так-то просто, тем более понять, какие игрушки нужны детям. Мусульманские игрушки нужно искать. Не со всеми игрушками можно играть мусульманским детям. Порой мусульмане доходят до крайностей, не разрешают брать детям в руки куклы. Правы ли они? Попытаемся выяснить, какие игрушки нужны детям, и что же такое мусульманская игрушка.

Ребёнок познаёт мир и воссоздаёт образ окружающей среды, используя игры и игрушки. Поэтому игра считается важной составляющей в становлении и развитии детского воображения.

Прилавки современных магазинов пестрят обилием всевозможных игрушек. Однако в мусульманских семьях к детским развлечениям подход особый, мусульмане задумываются, во что же играть их детям. Известно, что в Исламе не разрешается изображение одушевленных созданий.

Но во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) арабы делали своим детям кукол из всего, что было под рукой. В ход шли всевозможные щепочки, прутики, лоскуточки, нити. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) знал об этом и не осуждал. Так, в одном из хадисов его жена Айша(радыяллаху анха) рассказывала: « В доме Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) я обычно играла с куклами, и подруги мои поиграть ко мнезабегали.Ему было радостно это видеть» (Бухари, Муслим). Из этого хадиса мы понимаем, что в Исламе не запрещено играть такими игрушками.

Если заглянуть в историю, то видим, что все мусульманские народы изготовляли игрушечных человечков (кукол). Эти традиции сохранились в разных культурах. В Турции делают симпатичных восточных принцесс из тыквы-горлянки. В точёных фигурках узбекских музыкантов советского производства можно увидеть особенности традиционной одежды жителей Средней Азии. А в отдалённых деревнях России старые женщины до сих пор мастерят тряпичных татарских кукол. Обычно их представляют в виде представителей всей семьи. Играя с ними, ребёнок знакомится с традициями своего народа. А если семья придерживается шариата, то куклы-девочки одеты, разумеется, по-мусульмански — скрывая «всё, кроме явного». Рисовать лица не приветствовалось, в этом особый плюс: ребёнок мог задействовать свою фантазию. Сейчас эта тенденция возвращается. Считается, что такая игрушка лучше развивает воображение. Кукла делается из натуральных и приятных на ощупь материалов. Ребёнок, играющий такими игрушками, менее агрессивен, спокоен и умиротворён. Традиционные куклы лучше фабричных аналогов, потому что сделаны в единственном экземпляре.

Однако всё же современные игрушки преобладают. А знаменитая кукла Барби, как символ глобализации, навязывает детям немусульманский образ жизни. Её наряды, друзья и подружки не соответствуют нормам шариата. Поэтому мусульманские производители начали создавать свои игрушки. Как правило, это красивые куклы-девочки и куклы-девушки, одетые в традиционную исламскую одежду и имеющие при себе либо «сменный гардероб», либо набор по уходу за собой. В комплект также входит молитвенный коврик. Есть ещё кукла-учитель и кукла-врач, так как именно эти профессии для мусульманских женщин считаются самыми почитаемыми. Некоторые куклы могут произносить аяты Корана, проявлять эмоции, целовать руку старшим и даже петь несколько религиозных фраз. Огромной популярностью в мусульманских странах пользуется кукла Фулла (по-арабски — «жасмин»). В аннотации сообщается, что она — «честная, любящая и заботливая девушка, почитает отца и мать, никогда не выставит напоказ руку или ногу». Производители объясняют это воспитательными целями: эта кукла — образец настоящей исламской девочки, скромной, доброй и миловидной.

Что касается других игрушек, то, несомненно, для девочек поощряются всевозможная кухонная утварь, игрушечные швейные машины, пылесосы. Для мальчиков же — спортивные игрушки, развивающие силу, меткость, ловкость: лук с безопасными стрелами, мячи, кегли. Также шариат поощряет образовательные игры: конструкторы, трансформеры, паззлы, игрушечные ноутбуки с обучающими программами, позволяющими ребёнку выучить арабский алфавит, некоторые суры Корана. Существуют игры исламской направленности для самых маленьких: кубики с текстами из Корана и религиозными картинками, или кубики для юных строителей мечети, «Монополия». Дети помогают попавшим в беду. На пути им встречаются разные преграды, и надо знать Коран, суры, чтобы преодолеть их и не попасть в «Джаханнам», в ад. В ближайшем времени планируют выпустить арабскую игру для подростков «Паломничество к Каабе», в которой игрок продвигается с помощью знания девяноста девяти имен Аллаха.

Мусульманские игры очень полезны для детей, так как они помогают приобщиться к Исламу. Разве можно им в этом отказать?


Детство – один из самых интересных периодов жизни человека, когда закладываются основные черты его характера и личности. Познавая мир, ребенок воссоздает его миниатюрную копию вокруг себя с помощью игр и игрушек. По утверждению психологов, игра – как подражание действительности - чрезвычайно важный элемент в развитии детской личности.

Сегодня полки детских магазинов ломятся от изобилия всевозможных игрушек: плюшевые звери, куклы Барби, конструкторы, роботы и динозавры. Чего здесь только нет!

Но можно ли играть юным мусульманам с игрушечными людьми и животными, когда в Исламе существует четкий запрет на их изображение? Сегодня многие мусульмане, когда приходит время намаза, накрывают имеющихся в комнате кукол и фотографии платками, чтобы их молитва не показалась адресованной этим изображениям.

Известный исламский ученый Юсуф аль-Карадави в своей книге «Разрешенное и запрещенное в Исламе» говорит по этому поводу следующее: «Есть некоторые виды трехмерных фигурок, которые не предназначены для поклонения или выставления напоказ ради демонстрации богатства их владельцев. Ислам о них знает, но не видит в них вреда. Детские игрушки (к примеру, куклы в виде людей и животных) как раз попадают в эту категорию».

В древней Аравии дети бедуинов играли в кукол, сделанных из подручных материалов, а также в деревянные игрушки. Пророк Мухаммад (мир ему) знал об этом и не возражал. На сей счет свидетельствуют несколько достоверных хадисов.

Жена Пророка (мир ему) Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я обычно играла с куклами в доме Посланника Аллаха (мир ему), и мои подруги приходили поиграть со мной. Они прятались, когда видели Посланника Аллаха (мир ему), но ему было очень радостно видеть, что они играют со мной, и мы играли вместе» (Аль-Бухари и Муслим).

Аиша (да будет доволен ею Аллах) также передавала: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему) спросил меня: «Что это?». «Мои куклы», - ответила я. «А что это посередине?» - «Лошадь». «А что это такое на ней?» - вновь он задал вопрос. «Крылья», - сказала я. «Лошадь с крыльями?» - удивился Посланник Аллаха (мир ему). «Разве ты не знаешь о том, что у Сулеймана, сына Дауда, была лошадь с крыльями?» - спросила я. Тогда Пророк (мир ему) так сильно рассмеялся, что я увидела его коренные зубы» (Абу Дауд).

То, о чем здесь говорится, - обычные куклы, с которыми играют дети, и Аиша играла с ними, а Пророк (мир ему) не возражал против этого. По мнению авторитетного ученого прошлого Аш-Шаукани, эти хадисы являются достаточным доказательством того, что детям разрешено играть в игрушки, похожие на трехмерные статуэтки.

Так что же такое мусульманская игрушка? Существует ли такое явление? Как ни странно, ни одной более или менее серьезной научной работы на эту тему нет. В отличие от исследований игрушек китайских, японских или европейских.

Известный уральский актер Юрий Товбин, в чьей семейной коллекции находится более 2000 точеных игрушек и матрешек, в том числе из мусульманских стран мира и республик бывшего СССР, все свободное время посвящающий изучению истории игрушек, также теряется в догадках.

«Я не скажу, что я специалист по этнографии мусульманских регионов, - говорит коллекционер, - но меня удивляет, что очень много литературы об игрушках Западной Европы, с их знаменитыми оловянными солдатиками и фарфоровыми куклами, о дальневосточной даоско-буддийской игрушке, но практически нет сведений о народной мусульманской игрушке.

Может быть, это свидетельство того, что в Исламе нельзя изображать человека? Но опять же, куда деть знаменитую персидскую миниатюру? Но то, чтобы дети не играли вообще ни во что, - это нонсенс. Поэтому изучение этой темы может стать материалом для дальнейших исследований».

Этнографы и эксперты свидетельствуют, что для всех традиционных культур, к которым относятся и народы Ближнего и Среднего Востока, принявшие Ислам в первые века хиджры, было характерно изготовление игрушек из подручного материала.

- Дети играли тем, что у них было под рукой, - поясняет Юрий Товбин, - брали солому, оборачивали тряпочкой или листочком и с этим играли…

Традиционная народная мусульманская игрушка еще жива во многих регионах мира. В Турции ее делают из тыквы-горлянки. В результате получаются симпатичные восточные принцессы. А в России традиционную татаро-башкирскую куклу до сих пор можно увидеть в отдаленных деревнях, до которых еще не дошла техногенная цивилизация.

«Обычно татары делают игрушки в виде семьи: жена, муж, дети, - рассказывает этнограф, заведующая отелом Дома фольклора Свердловской области Светлана Кучевасова. - Раньше использовали домотканый холст, но сейчас все чаще покупную ткань.

Важно то, что в этих куклах сохранен многослойный, монументальный стиль, который присутствует в костюмных комплексах татар и башкир. Сохранен даже головной убор: колпачный комплекс сделан в соответствии с татаро-мусульманскими традициями, как издавна носили его женщины. И это очень важно.

Нам понравилось, что бабушки, которые до сих пор умеют делать таких кукол, показали нам во время экспедиции, как с ними играть. Показали нам свадебный обряд - никях, - сопровождая его песнями. Если бы дети так сейчас играли, это было бы замечательно. Тогда бы фольклорные формы не умирали, а передались бы следующим поколениям».

Традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, приматываемого к щепе нитью. Далее щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются.

Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.

«Все народные татаро-башкирские куклы делалась так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам, - говорит Светлана Кучевасова. - Рисовать лица было не принято, потому что так гораздо шире спектр тех фантазий, которые ребенок мог воплотить в этой кукле».

Но Барби, как символ глобализации в игрушечном мире, все активнее вытесняет традиционную мусульманскую игрушку. Поэтому недавно одна из египетских фирм дала свой ответ сексапильной американке, выпустив на арабский рынок «мусульманку Фуллу». Разработчики объясняют, что для исламских стран давно необходимо было создать такую игрушку, которая была бы близка и детям, и родителям, потому что последние неохотно приобретали европейского вида кукол.

«Фулла - честная, любящая и заботливая девушка, она почитает отца и мать, - говорится в аннотации к игрушке. – Она никогда не выставит напоказ руку или ногу».

Продавцы египетских магазинов игрушек говорят, что Фулла продается намного лучше, чем Барби, потому что больше соответствует исламским ценностям.

Помимо одежды в комплекте с куклой продается и розовый коврик для ежедневных молитв, а также разноцветные наряды и никабы (вуаль, закрывающая лицо). Фулла хранит свое целомудрие, поэтому пока у производителей не стоит в планах создание мусульманского аналога Кена, друга Барби. Однако на рынке появились Фулла-доктор и Фулла-учительница – это весьма почитаемые в исламском мире профессии.

Однако коллекционер Юрий Товбин уверен, что традиционная народная игрушка намного лучше фабричных аналогов. Ведь в деревянной игрушке жив дух народа и его религиозные представления. Так, например, русская деревянная игрушка тесно связана с православными святыми.

Парадоксально, но специалисты уверены, что атеистический советский режим, нападавший на все без исключения религии, помог не только сохранить в России традиционную мусульманскую игрушку, но и развить ее художественную форму. Например, в точеных фигурках узбекских музыкантов советского производства можно рассмотреть все элементы традиционной среднеазиатской мусульманской женской и мужской одежды, увидеть в действии точные копии музыкальных инструментов.

«Советская власть стремилась объединить народы, раздвинуть границы национального самосознания, - считает коллекционер. - Она ломала давние устои и религиозные традиции, насаждая интернационализм. Эта тема была тогда очень актуальна. Интернационализм подразумевал расширение знаний народов Страны советов друг о друге. В советское время даже существовал целый институт, который занимался этнографическими игрушками: издавались альбомы, проводились научные конференции.

Посмотрев этот материал, мы можем найти целые этнографические наборы, где есть и узбеки, и киргизы, и народы севера, и все это вместе объединялось в такие большие игровые наборы, как «Покорение Севера», «Покорение пустынь» и т.д. Я думаю, что современная игрушка из мусульманских регионов бывшего СССР сохранилась благодаря этой советской, интернациональной традиции».

В начале 1970-х гг. Совет министров СССР выпустил постановление «О промышленном внедрении народной культуры в регионы», в соответствии с которым высококлассные художники из старинных ремесленных центров поехали «по городам и весям». Группу художников, специалистов по хохломе из Семенова Нижегородской области, направили в Башкирию на фабрику игрушек «Агидель», где те наладили производство татаро-башкирских игрушек в традиционных мусульманских одеяниях.

Эти деревянные игрушки, каждая из которых имела свое имя вроде Зухра, Гульнур или Агидель, пользовались огромной популярностью среди детей. Да и взрослые были довольны: некоторые игрушки служили игольницами или флаконами от духов.

Старинное предание рассказывает, что однажды имам Малик (да будет милостив к нему Аллах) увидел, как мужчина покупает куклы для своей дочки, и ему это не понравилось, но кади Ияд сказал, что девочкам разрешено играть с куклами. Поскольку именно девочки обычно играют в куклы, в этом предании упомянуты только они. Но это не означает, что мальчикам они запрещены.

Исламская традиция не запрещает детям играть с роботами, трансформерами и конструкторами, потому что это неодушевленные предметы, к тому же Ислам поощряет образовательные игры. Но наряду с этим, думается, что родителям приятнее и полезнее будет научить ребенка самому делать игрушки, соответствующие традициям веры и своего народа.


Вопрос: Можно ли иметь дома игрушки и носить одежду с глазами? Или ангелы не входят в дом? Относятся ли точки к глазам? Муж говорит, Аиша (р.а.) играла с конем, и Пророк (с.а.с.) ничего против не имел. (Караганда, Казахстан)

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Ваш вопрос требует рассмотрения двух тем:
1) изображения и фотографии живых существ;
2) мягкие игрушки (мишки, куклы и т.п.).

Рассмотрим их по порядку:

1. Изображения и фотографии живых существ.

Большинство теологов (ханафитского, шафиитcкого и ханбалитского мазхабов) постановили, что нельзя рисовать, распечатывать и вышивать изображения живых существ (людей и животных). Это связано с тем, что, как сообщается, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الذين يصنعون الصور يعذبون يوم القيامة يقال لهم أحيوا ما خلقتم
В Судный день накажут тех, кто составлял изображения (живых существ). Им скажут: «Оживите созданное вами!»
(Муслим. Сахих. – № 5501, передал Ибн Умар)

В другом повествовании передается такое высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من صور صورة في الدنيا كلف أن ينفخ فيها الروح يوم القيامة وليس بنافخ
Того, кто в этом мире создаст изображение (одушевленного предмета), в Судный принудят к его оживлению, но сделать этого он не сможет.
(Муслим. Сахих. – № 5507, передал Абу Хурейра)

Из этих повествований следует, что сотворенные изображения одушевленных предметов запрещены. Поэтому нельзя носить одежду, на которой имеются такие изображения. Если при ношении данной одежды наружу выходят такие изображения, ангелы не входят в дом. Как сообщал Абу Тальха (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب، ولا صورة تماثيل
Ангелы милости не войдут дом, в котором есть собака, изображения одушевленных предметов или статуи.
(Бухари. Сахих. – № 3225, передал Абу Тальха)

Данный запрет касается именно изображения одушевленных предметов, а не одних лишь глаз. Поэтому от одного лишь удаления глаз, если сохранятся остальные черты живого существа, изображение дозволенным не станет. (Радд-уль-Мухтар. – Том 1, стр. 647)

Но если стереть или закрыть всю голову существа, то это будет дозволено, поскольку, если у существа нет головы, его нельзя считать живым.

Если точки придают изображению схожесть с живым существом, это тоже запрещено, поскольку запрет касается всего того, что считается изображением живого существа. Поэтому, если кто-то схематично нарисует человека (круг вместо головы, линии вместо рук и ног, точки вместо глаз, линии вместо носа и рта), это запрещено, поскольку это – изображение живого существа (человека).

Исключением из запрета являются те изображения, которые столь малы, что, если их положить на пол у ног человека среднего роста и зрения, он не сможет ясно различить его черты. Поэтому, если изображение столь мало, оно разрешено. Это касается, например, маленьких смайликов и выгравированных изображений на монетах. (Радд-уль-Мухтар. – Том 1, стр. 647)

لا يكره لو كانت صغيرة لا تتبين تفاصيل أعضائها للناظر قائما وهي على الأرض
ولو كانت الصورة صغيرة كالتي على الدرهم أو كانت في اليد أو مستترة أو مهانة مع أن الصلاة بذلك لا تحرم، بل ولا تكره

Изображения в образовательных целях (например, при обучении школьников или при изучении медицины) разрешены вследствие потребности в них. (Аль-маусуа аль-фикхия. – Том 12, стр. 113)

لم نجد أحدا من الفقهاء تعرض لشيء من هذا، عدا ما ذكروه في لعب الأطفال: أن العلة في استثنائها من التحريم العام هو تدريب البنات على تربية الأطفال كما قال جمهور الفقهاء، أو التدريب واستئناس الأطفال وزيادة فرحهم لمصلحة تحسين النمو كما قال الحليمي، وأن صناعة الصور أبيحت لهذه المصلحة، مع قيام سبب التحريم، وهي كونها تماثيل لذوات الأرواح. والتصوير بقصد التعليم والتدريب نحوهما لا يخرج عن ذلك

Но даже такие изображения нужно убирать после их использования, поскольку ангелы милости, как говорится в хадисе, не входят туда, где выставлены изображения живых существ.

Использование цифровой фототехники. Если говорить о фотографиях живых существ, полученных с помощью цифровой фототехники, здесь имеются различные мнения. Некоторые теологи считают, что такие фотографии недопустимы вследствие ранее приведенных повествований. Другие теологи полагают, что это дозволено, поскольку фотографии не рисуются и не создаются, а лишь являются отображением реального живого существа, которое было сфотографировано, а значит это подобно отражению в зеркале.

Обе группы теологов (запрещающих и разрешающих такие фотографии) основывали свое мнение на легитимных доводах, соответствующих Корану и Сунне. Поэтому следует уважать оба мнения.

Но нужно отметить, что те теологи, которые разрешали такие фотографии, ограничивали данное разрешение следующими условиями:

а) фотография не должна быть неприличной;
б) это не должно быть фотографией посторонних (немахрам) лиц противоположного пола;
в) аурат (части тела, которые необходимо скрывать) не должен быть виден на фотографии.
(Мухаммад Такы Усмани. Такмиля фатх-иль-мульхым)

2. Мягкие игрушки (мишки, куклы и т.п.).

Большинство теологов считают, что такие игрушки дозволены и исключаются из запрета изображений живых существ.

Такие игрушки дозволены, если не пропагандируют аморальные идеи. Например, куклы Барби и Братц не дозволены, поскольку являются символами аморальных идей.

Решение о дозволенности игрушек, в которых не заложены непристойные воззрения, основано на хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах), на который вы указываете в своем письме. В сборнике Абу Дауда сообщается, что у нее была игрушечная лошадка с крыльями, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешал играть с ней.

Со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) этот случай произошел так:

قدم رسول الله صلى الله عليه و سلم من غزوة تبوك أو خيبر و في سهوتها ستر،فهبت الريح فكشفت ناحية الستر عن بنات لعائشة لعب فقال ما هذا يا عائشة؟ قالت: بناتي.و رأى بينهن فرسا له جناحان من رقاع.فقال ما هذا الذي أرى في وسطهن؟ قالت: فرس.قال ما هذا الذي عليه؟ قالت: جناحان.قال فرس له جناحان؟ قالت: أما سمعت أن لسليمان عليه السلام خيلا لها أجنحة؟ قالت: فضحك رسول الله صلى الله عليه و سلم حتى رأيت نواجذه

كنت ألعب بالبنات عند النبيِّ صلى الله عليه و سلم و كان لي صواحب يلعبن معي.فكان رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا دخل ينقمعن منه فيسربهن إليَّ فيلعبن معي

Я играла с куклами у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и у меня были подруги, которые играли со мной. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приходил домой, они прятались от него, и он затем посылал их снова ко мне для продолжения игры. (Бухари. Сахих. – № 6130)

На основе этих повествований многие хадисоведы и специалисты исламского права – такие, как шейхи Бадруддин Айни, Халиль Ахмад Сахранфури и др. (милость им Аллаха), – постановили дозволенность таких игрушек. (Базль-уль-маджхуд; Умдат-уль-кари)

قال المحدث خليل أحمد السهارنفوري في البذل:(عن عائشة قالت: كنت ألعب بالبنات) قال في فتح الودود: أي التماثيل التي يلعب بها الصبيان.و فيه جواز ذلك و تخصيصها من الصور المنهيِّ عنها لما فيه من تدريب النساء في صغرهن لأولادهن.و قد أجازوا بيعهن و شرائهن.و عليه الجمهور
قال العيني في عمدة القاري: و استدل بهذا الحديث على جواز اتخاذ صور اللعب من أجل لعب البنات بهن.ّوخُصّ ذلك من عموم النهي عن اتخاذ الصور.و به جزم عياض و نقله عن الجمهور.و أنهم أجازوا بيع اللعب للبنات لتدريبهن من صغرهنّ على أمر بيوتهنّ و أولادهنّ
وذكر في كتب الحنفية: أن الإمام أبا يوسف رحمه الله أجاز بيع اللعبة و أن يلعب بها الصبيان.و قال ابن عابدين رحمه الله في رد المحتار في شرح عبارة الدر المختار: (و في آخر حظر المجتبى عن أبي يوسف: يجوز بيع اللعبة و أن يلعب بها الصبيان). أي ناقلاً عن أبي يوسف

Но следует отметить, что, хотя детям разрешается играть с такими игрушками, их нужно убирать или накрывать после использования, поскольку ангелы милости не заходят в дома, где выставлены на обозрение изображения одушевленных предметов. (Бухари. Сахих)

А Аллах знает лучше.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q533)

Читайте также: