Музей богородской игрушки официальный

Обновлено: 14.05.2024

Описание: Музей сегодня – это актуальное пространство, в котором опыт и традиции декоративного искусства служат отправной точкой для коммуникации и творчества. Показать полностью.

В экспозиции Всероссийского музея декоративного искусства представлены предметы декоративно-прикладного и народного искусства из разных регионов России, которые на протяжении XVII-XXI веков способствовали формированию национальной идентичности.

Просветительский центр знакомит посетителей с декоративным искусством через ручной труд и творчество.

Центр моды и дизайна – площадка для нового прочтения коллекции музея, место дискуссий и творческих экспериментов дизайнеров, которые, обращаясь к истокам и сохраняя наследие, создают современный продукт.

Другое

Действия

Евграф Сергеевич Шувалов – народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Один из первых советских художников промышленности. Участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Отечественной Показать полностью. войны 1-й степени и Трудового Красного Знамени.

В 1961 – 1974 годы Евграф Сергеевич – главный художник Дятьковского хрустального завода. Почетный гражданин Дятькова. В честь Шувалова названа одна из улиц города.

Евграф Шувалов начал свою трудовую деятельность на ДХЗ, где работал мастером его отец, еще в 1929 году. Вскоре талантливого юношу определили в живописный цех, а после и в художественный техникум, после окончания которого молодой Шувалов вернулся на завод, где стал одним из создателей «дятьковской школы». Художник разработал около 500 образцов массовых изделий из стекла и хрусталя, общий выпуск которых превысил 100 миллионов изделий.
Заводской музей стал прекрасной школой для молодого мастера, который благодаря музейным образцам смог освоить разнообразные приемы и техники декорирования стекла. Художник подчеркивал прозрачность и световую игру хрусталя с помощью легкой матовой гравировки, полировки и алмазной огранки, а его работы отличались красотой и ясностью форм.

Евграф Сергеевич создавал классические хрустальные сервизы, вазы «в стиле Галле», изделия из накладного хрусталя, а также наборы из цветного стекла. В собрании стекла нашего сузея есть только 3 работы художника, но они являются этапными в его творчестве. Ваза для цветов 1950-х годов из двухслойного стекла декорирована растительным орнаментом «в стиле Галле» при помощи травления плавиковой кислотой. Этот способ декора, изобретенный французским инженером и художником Эмилем Галле, довольно трудоемок и сложен в исполнении, поэтому владели им всего на нескольких стеклозаводах.

Десертный набор из гладкого дымчатого стекла – типичный образец изделий 1960-х, перенятый российскими стеклозаводами от эстонских мастеров. Такие изделия требуют высочайшего мастерства исполнения, поскольку дымчатое стекло, сохраняя прозрачность, подчеркивает контуры предмета и строго очерчивает его силуэт.

И, наконец, большой хрустальный сервиз «Парадный», созданный автором в середине 1970-х годов, который сочетает в себе торжественность и строгость, стал одной из самых известных работ ДХЗ.

Работал мастер и с сульфидным стеклом, где сумел достичь эффекта цветовых переходов и полутонов, что является основным приемом декорирования изделий из сульфидного стекла. Однако, эти работы Шувалова начала 1960-х годов немногочисленны, поскольку «специализация» у ДХЗ была другая, но художник имел возможность осуществлять творческие эксперименты в заводских условиях помимо создания образцов для массовой продукции.

Работы Евграфа Шувалова составляют значительную часть музейной коллекции Дятьковского хрустального завода, а в текущем году в залах музея состоится выставка его произведений, приуроченная к 110-летнему юбилею художника.

Подарите себе путешествие в детство.
Отдохните всей семьей в Богородском, что под Москвой.
Погрузитесь в мир, где родился и живет
всемирно известный русский промысел.











Президент США Франклин Рузвельт, принимая советского представителя
(во время второй мировой войны), поставил на стол богородские скульптуры, дав понять, что знает и ценит русское народное искусство

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках, Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках,
Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

Богородская игрушка прочно вошла в культурную жизнь русского народа, как его феномен.
В течение столетий этот край считается одним
из крупнейших в России центров
по художественной обработке дерева.

Местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии всемирно известного художественного промысла обработки дерева.

26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был подписан указ о секуляризации церковных владений, согласно которому все архиерейские и монастырские вотчины переходили в ведение и управление государства, и деревня Богородская перешла в разряд казенных поселений.

На рубеже XVIII и XIX веков в деревне возник игрушечный промысел. Причины его появления именно в этом селении остаются загадкой— жители окрестных сел и деревень, в основном, были заняты работой на фабриках и заводах. В Богородском же стали делать детские деревянные резные игрушки «в белье» (то есть белые, не раскрашенные), изображающие людей, зверей, птиц, сцены из быта, сюжеты по мотивам сказок и басен. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали, белые игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы
и других городов.

В 1913 г. по инициативе земства ведущие резчики промысла объединились в «Кустарную игрушечно-резную артель», успешно участвовавшую в торговой и выставочной деятельности Кустарного музея. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородское делает людей богаче за счет приобретения лучшего культурного опыта, вложенного в деревянную Богородскую игрушку.

Опытный мастер поможет собрать Богородскую игрушку (придать ей движение) из подготовленных заранее полуфабрикатов.

450 ₽ (с человека)

Художник-мастер продемонстрирует основные приемы росписи Богородской игрушки. Все экскурсанты попробуют себя в роли художников. Игрушку, оформленную росписью, Вы получите в качестве подарка.
550 ₽ (с человека)

Возможность под руководством художника-мастера расписать легендарную и знакомую игрушку, которую в качестве подарка можно оставить себе.

650 ₽ (с человека)

Уникальная возможность под руководством мастера освоить изготовление Богородской игрушки. Собрать и расписать её в традициях промысла.

850 ₽ (с человека)

Увлекательное занятие погрузит в мир народного промысла, откроет историю создания деревянных игрушек. Ребята узнают, как и зачем мастера используют при создании игрушек - планочки, баланс, кнопочки, "дергуны", смогут "почувствовать разницу" этих механизмов на самих игрушках. Игры в народные детские забавы всегда вызывают кучу положительных эмоций даже у взрослых. Вдоволь наигравшись все смогут попробовать себя в роли мастера игрушечных дел и собрать из готовых деталей и расписать свою, неповторимую деревянную игрушку, которая останется на память у каждого ребенка. Потрясающий вариант для знакомства детей с народными промыслами России и историей родного края. По завершении программы школьники получат диплом «Супер-мастер».


Занятие проводится в группе 20-25 человек
Дополнительно оплачивается автотранспорт до места проведения мастер-класса. Стоимость:
Москва - 2 500 ₽
Московская область Запад - 3 000 ₽
Московская область Восток - 2 500 ₽
Наша с Вами задача сегодня, сделать народную игрушку популярной, любимой детьми и взрослыми.

Занятие проводится в группе 20-25 человек
Дополнительно оплачивается автотранспорт до места проведения мастер-класса. Стоимость:
Москва - 2 500 ₽
Московская область Запад - 3 000 ₽
Московская область Восток - 2 500 ₽
Наша с Вами задача сегодня, сделать народную игрушку популярной, любимой детьми и взрослыми.

Вы можете посетить творческие мастерские, увидеть работу мастеров, процесс изготовления, а также поиграть в Богородскую игрушку. Почувствовать себя в роли художника и самостоятельно собрать и расписать игрушку на мастер-классе. Основы и традиции Богородского художественного промысла помогут понять культуру русского народа.

Вы можете посетить творческие мастерские, увидеть работу мастеров, процесс изготовления, а также поиграть в Богородскую игрушку. Почувствовать себя в роли художника и самостоятельно собрать и расписать игрушку на мастер-классе. Основы и традиции Богородского художественного промысла помогут понять культуру русского народа.

Музей открыт для посещения всю неделю (без выходных)
в будние дни с 11:00 до 15:00, в выходные дни с 10:00 до 16:00
Последний рабочий (будний) день месяца — выходной

Музей открыт для посещения всю неделю (без выходных)
в будние дни с 11:00 до 15:00, в выходные дни с 10:00 до 16:00
Последний рабочий (будний) день месяца — выходной

Изготовление деревянных резных игрушек в посёлке Богородское – семейная традиция. История мастерства развивалась и передалась от дедов к внукам. Кустари-игрушечники трудились дома зимой и имели заработок. Детей с детства учили владеть ножом.

Музей Богородской игрушки

Главной особенностью богородской резной игрушки считается наличие механических деталей: планки, кнопки, баланса. Характерными персонажами становятся: мужики, медведи, домашние животные, птицы, солдаты. Игрушки с такими устройствами двигаются как живые.

Изделия на балансе делаются из липы, но грузик из берёзы, потому что это дерево тяжелее и в большей степени подходит для движения.

Музей Богородской игрушки. Разводы «Война 1812 года»

В центре разводы «Война 1812 года». Работа 2012 г.
Автор В.Ф. Вайсеро, педагог, народный мастер России
Музей богородской игрушки

Для дрожания листочков на деревьях резчики укрепляют их на тонких проволочных пружинках. Эти механизмы делают игрушку живой и выразительной.

Любимый персонаж резчиков — медведь, частый герой народных сказок. Мишка —символ добра, могущества, предвещал пробуждение природы. Козёл олицетворял чистую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова — знак плодородия и могущества. Олень считался символом обилия, удачного брака. Эти мифические и фольклорные образы несут в себе культурную традицию, не обрывают связь времён, живой частью которой стала игрушка.

Музей Богородской игрушки. Подчасник Медведь с балалайкой

Медведь с балалайкой
Подчасник
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Горный козёл

«Горный козёл»
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Золотая осень

«Золотая осень», работа 1987 года.
Автор Смирнов М.И.
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. На вершине

«На вершине»
Автор Смирнов М.И.
Музей Богородской игрушки
(2021)

Работы богородских мастеров показывают, как медведь трудится наравне с человеком и как отдыхает.

Мишка выступает в роли опоры ЛЭП. Эту игрушку сделали для Загорской ГАЭС. Гидроаккумулирующая электростанция выполняет функцию балансировщика электроэнергии для Московского региона и центра России. Днём верхний бассейн спускается в нижний — вырабатывается энергия для вечерней Москвы. Ночью избыток энергии из Москвы убирается в насосы для перекачки воды в верхний бассейн.

Музей Богородской игрушки. Трудолюбивый мишка

Трудолюбивый мишка.
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Все заняты делом

Все при деле
и люди, и звери
(2021)

Музей Богородской игрушки. Мишка выступает в роли опоры ЛЭП

Мишка выступает
в роли опоры ЛЭП
(2021)

Музей Богородской игрушки. Медведь с подарками

«Медведь
с подарками» (2003).
Автор Вьюнник А.Н.
(2021)

Музей Богородской игрушки. Русская зима

«Русская зима»
Автор Зинин В.С.
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Выезд императора Николая I

«Тройка»
(1930-е годы).
Автор Пронин М.А.
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки.

На встречу
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Медведь-кузнец

«Олимпийская колесница» (1978). Автор А.В. Барашков
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Три богатыря

«Три богатыря» работа 2011 года.
Автор Г.Н. Лазнев
Музей богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Двор с животными

Двор с животными.
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Георгий Победоносец и Пересвет

Георгий Победоносец, Пересвет
Музей Богородской игрушки
(2021)

«С Новым годом!» Работа 2000 года. Авторы Польский И.М., художник Дазнева А.Е.
Музей Богородской игрушки
(2021)

Дед Мороз «Богородский», «Устюжский князь».
Автор Паустов С.А.
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Ангелы

Ангелы
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Дед Мороз и дети

Дед Мороз и дети.
Музей Богородской игрушки
(2021)

Храмы деревянного зодчества: Лазаревская церковь Муромского монастыря, часовня Кирика и Улиты Онежского края XIX век, Успенская церковь в селе Кондопога, Карелия 1747 год.

Музей Богородской игрушки. Храмы деревянного зодчества

Храмы
деревянного зодчества
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Выезд императора Николая I

«Выезд императора Николая I». Авторы Колесников, Гладких
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Медведь-кузнец

Наверху скульптуры А.С. Пушкина
и Н.Н. Гончаровой
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки. Горельеф волка

Горельеф волка
Музей Богородской игрушки
(2021)

Музей Богородской игрушки

Шахматы по мотивам русско-шведской войны 1700-1721 годов
Авторы Колесников, Гладких. Музей богородской игрушки
(2021)

Богородская игрушка — некитайская. Она тёплая, пахнет деревом, несёт добро, её приятно держать в руках.

Цены на каждую игрушку 200-300 рублей, что стимулирует купить не одно, а два или три произведения искусства.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Музей Богородской игрушки


Мы с вами уже видели знаменитую богородскую игрушку на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Пора отправляться и в само подмосковное Богородское. Там находится фабрика, где делают эти игрушки, а при ней – музей. Опознать фабрику довольно легко: уже над воротами здесь стоят резные фигуры.


Деревянная скульптура встречает нас и во дворе фабрики – надо только присматриваться.



Музей расположен в самом комплексе фабрики. Так что смело внутрь, где на двери написано «вход» - там уже вам объяснят, что и как.
Объяснят в том числе, что традиция деревянной резьбы в Богородском очень давняя. Ею издавна украшали и вещи совершенно бытовые: коромысла, прялки и все такое прочее.


Когда здесь появились игрушки? Нередко называют XVII век. Однако точную дату, конечно, назвать затруднительно. Музей при фабрике - тогда еще артели «Богородский резчик» - возник больше ста лет назад. Первоначально как ассортиментный кабинет – то есть собрание образцов для внутреннего пользования. Но впоследствии открылся и для публики. Здесь собраны произведения борогодских мастеров с XIX века и по сей день – всего в коллекции свыше трех тысяч экспонатов.

Начиналась богородская игрушка с персонажей и сюжетов бытового характера.


Разумеется, здесь присутствуют и солдатики.


Фигурки раннего времени в основном небольшие - традиционная игрушка была прежде всего ориентирована на детей. И вот здесь выделяется то обстоятельство, что игрушка движется – хотя вряд ли ее первые авторы смогли бы научно рассуждать о пользе развития микромоторики.

Здесь есть несколько технологий. Вот игрушка кнопочная – в движение она приходит при нажатии кнопки или клавиши на пьедестале. Тогда лиса попытается схватить Колобка, а медведь примется рубить полено.



Второй кинетический прием – баланс. Чтобы привести такую игрушку в действие, надо раскачать подвешенный снизу шарик. Так устроены классические богородские «курочки», клюющие зерно.


Здесь также возможны самые разнообразные персонажи и сюжеты.




Наконец, самое классическое – «планочки». Так устроены знаменитые «Мужик и медведь», которые - если планки подвигать относительно друг друга - по очереди бьют по наковальне.


Неслучайно именно эта игрушка стала эмблемой Богородской фабрики и красуется на ее фасаде. А в музее она представлена даже во вполне человеческий рост – маленькие посетители могут ощутить себя в роли одного из героев.


Вот еще вариант «планочной» игрушки.


И разновидность того же приема – здесь планки движутся по принципу гармошки.


Есть и более редкие способы приведения игрушек в движение. В основном это уже более крупные и детализированные композиции.



Тут мы уже переходим к своеобразному жанру «кабинетной скульптуры». Изначально тут были сельские сценки, экипажи, «чаепития». Но иногда и исторические персонажи.





Но все-таки главным героем богородской резьбы издавна был медведь. Иногда сам по себе, иногда вместе с человеком.




Но вот мы добираемся до витрин советского периода и видим сюжеты совсем иные.


Мужик и медведь представляют нам советский герб. А следующая сцена – «Декрет о земле».


Вообще Ленина довольно много и в разных вариациях и видах. Хотя в большом количестве экземпляров такие вещи все-таки не делались – в основном производились на заказ в качестве официальных подарков.


А вот эти «три богатыря» – на самом деле Фрунзе, Буденный и Котовский. И прочие Чапаевы и тачанки тоже присутствуют.


Но та же эпоха дает нам сказочные и литературные сюжеты.



А вот и юный Пушкин с Ариной Родионовной.


Что забавно – скульптуры, изображающие политиков, иной раз заказывают богородским мастерам и сегодня. Мне называли, в частности, имена Путина и Лужкова. Жаль, но в музейной экспозиции их изображения не представлены.

Зато, разумеется, представлены не только по-прежнему во множестве производящиеся детские игрушки (где теперь заяц может появиться не только с барабаном, но и с ноутбуком), но и скульптура кабинетная. В основном сейчас это анималистика.








Тут есть и любопытные варианты горельефов.


Причем такая кабинетная скульптура вполне может доходить до размеров вполне парковых - в полный медвежий рост.


Еще новшество последнего времени – появление религиозных сюжетов (все-таки Сергиев Посад недалеко).




И конечно, показана сама технология ручной резьбы – разумеется, на примере мишек. Материалом служат мягкие породы дерева – в основном липа.


А вот и хозяйка музея Наталья Александровна, которая расскажет и все эти, и еще многие другие подробности.


Выходим на улицу – и еще раз рассматриваем установленные там парковые скульптуры. Сюжеты в основном сказочные. Ну, или «медвежьи».






А вот такими заиндевевшими стояли деревья по дороге в Богородское. Ну, подобного же зрелища в любое время не обещаю – зависит от погоды.


В принципе регулярно музей при богородской фабрике открыт по будням, до 17 часов. Однако, во-первых, можно заказать экскурсию и даже мастер-класс и по субботам – только делать это нужно заранее.

Во-вторых, в мае здесь, на территории фабрики, пройдет традиционный фестиваль – это 16-17-18 мая, то есть пятница, суббота и воскресенье. Фестиваль, разумеется, открыт для публики.

Ну, и в третьих, в музее всерьез подумывают о том, чтобы сделать субботу в принципе открытым экскурсионным днем. Будем ждать на сей счет информации.

Теперь как доехать.

Во-первых, попасть тем или иным способом в Сергиев Посад. Можно на автомобиле (что удобно, хотя чревато пробками на выезде из Москвы). Можно на электричке (которые, как выяснилось, ходят в направлении Сергиева Посада достаточно часто – ждать больше получаса в любое время дня, скорее всего, не придется).

Далее для автомобилистов: въехав в Сергиев Посад и двигаясь по главной дороге, не пропустите вскоре после оставшейся слева Лавры поворот налево же на Углич-Калязин. Далее по схеме, представленной на сайте музея (а проще говоря, все время прямо, вплоть до поворота направо по огромному указателю «Загорская ГАЭС»).

Для тех же, кто едет общественным транспортом: прямо напротив железнодорожного вокзала в Сергиевом Посаде расположен автовокзал. Откуда можно доехать до Богородского автобусом либо маршруткой с одним и тем же номером 49. Маршрутка ходит чаще и едет быстрее. Автобус – реже и по расписанию (примерно раз в час). Вообще преимущество он имеет, пожалуй, только для регулярно ездящих местных жителей, у которых для него заведены проездные, а для однократной поездки маршрутка все-таки удобнее.

В любом случае ехать надо до конечной остановки. От которой немного пройти вперед по ходу движения (ориентир – здоровая красно-белая труба). Официальный адрес фабрики – Богородское, д.79 Б (именно так, без улицы).

Читайте также: