Музей игрушек александра грекова

Обновлено: 19.04.2024

На третьем этаже Дома художника в центре Сергиева Посада расположился музей игрушек Александра Грекова. Здесь более восьми тысяч экспонатов, и у каждого своя история, о которой хранитель музея Тамара Атюшева может очень долго и интересно рассказывать. Сегодня мы здесь на экскурсии, но непростой: нам показали те игрушки, которым ещё только предстоит «выйти в свет» из комнат музейного хранилища.

Коллекция пополняется

«Мы с супругом Александром Умаровичем Грековым, чьим именем назван музей, всю жизнь работали с игрушками в музеях нашего города. Сами тоже потихоньку начали коллекционировать. Это наш очень давний интерес, ещё с 80-х годов. Из каждой поездки привозили чтото необычное: то фигурки, то куклы. Многое дарили. Дома всегда был рай для детей — а я обязательно разрешала им играть в эти игрушки, хотя супруг иногда и был недоволен. Дети же», — рассказывает Тамара Никитична, встречая нас в музее.

Собственным делом они занялись в 2015 году, когда ушли с работы в свободное плавание. Сначала организовывали выездные проекты, а через четыре года, когда коллекция стала такой большой, что ей перестало хватать места дома, открыли собственное пространство.

Сейчас здесь работает три зала, в каждом проходит тематическая выставка. Зимой, например, показывали новогодние игрушки и экспозицию о животных. В планах на этот год — осветить темы русской народной игрушки и традиционного чаепития.

«Коллекция огромная, но всё равно продолжаю её пополнять. Какие-то игрушки покупаю сама на барахолках. Через интернет связываюсь с соотечественницами, которые живут за рубежом и покупают интересные вещи на блошиных рынках. Это уже образ жизни», — рассказывает Тамара Атюшева.

Тайны хранилища

Тамара Никитична увлекает нас в святую святых — хранилище экспонатов. Здесь несколько комнат с витринами, столами, шкафами. Куда ни посмотри — повсюду самые разнообразные игрушки. Подходим к неприметному стеллажу, открываем дверцу. Это место для барышень-кукол. «Что такое сувенирная кукла? Это кукла в костюме, которую приобретали на память те, кто приезжал в какой-то город по делам или в гости. У каждой игрушки своя специфика, в зависимости от времени изготовления. Даже материал использовали разный. Фарфор он тяжелый, хрупкий. Дети могли разбить, а родители за голову хватались — была дорогая игрушка и нету. А зачем ругаться? Им же интересно. Так придумали материал целлулоид. Посмотрите, какая лёгкая кукла. Этот материал изобрели в конце XIX века, но уже в 1960-х годах запретили в Европе, потому что он легко воспламенялся и при горении выделял угарный газ. Так мы понимаем, что игрушка была создана примерно в этот период времени», — проводит экскурсию по коллекции Тамара Никитична.

Одежда — ещё одна возможность идентификации возраста игрушки. Мода, материалы, детали… У каждого десятилетия свои нюансы. Хранитель показывает следующую куколку идаже даёт её подержать: «Посмотрите, это Франция. 60-е годы. Вот сабо, вот платье, даже колготки с модными швами сзади. Какие же они все разные, но такие замечательные!»

Особенно нравится Тамаре Никитичне кукольная мебель и некоторые вещички, отражающие дух эпохи. Испанская музыкальная шкатулка для украшений, маленький детский веер для девчачьей игры… На каждой полочке в хранилище есть чтото любопытное. Только успеваем рассматривать.

«В Стамбуле есть частный музей на основе коллекции, собранной местным писателем. Это особняк, где задействованы все помещения. На стенах висят маленькие стеклянные ящички, а там — целый мир. Например, стоит маленький почтальон, а вокруг марки и разные принадлежности. Можно часами рассказывать. Я тоже хочу что-то такое сделать, уже и витрины начала закупать».

Нужен лифт и арт-квартал

«Ещё до пандемии мы проводили до двенадцати выездных выставок в год, только представьте! Я находила интересную тему, подбирала экспонаты, составляла сопроводительные тексты. А супруг больше занимался маркетингом и продвижением. Когда в июле прошлого года Александра Умаровича не стало, мне было очень непросто перестроиться и начать всем этим заниматься одной», — делится Тамара Никитична.

Сейчас, несмотря на довольно выгодное местоположение Дома художника, — в центре города — посещаемость музея, к сожалению, невысокая. Во-первых, не хватает рекламы, да и на фасаде нет вывески. Во-вторых, сам музей игрушек Александра Грекова находится на третьем этаже. Даже те, кто ежедневно проходят «транзитом» через первый этаж здания, сокращая путь от улицы Шлякова до Пожарного переулка, не поднимаются наверх и редко заглядывают в залы. Что уж говорить о тех, кто в принципе не знает о том, что здесь есть такой музей?

Идеи, как это сделать, уже есть. Одна из них — пристроить к зданию боковой наружный лифт. Для такого дела, конечно, нужны спонсоры, и их ищут. Второй проект, который может привлечь к Дому художника посетителей, — создание арт-сквера со стороны Пожарного переулка.

Слайд1
Слайд2
Слайд3
Слайд4
Слайд5
Слайд6
Слайд7
Слайд8
Слайд9
Слайд10
Слайд11
Слайд12
Слайд13
Слайд14
Слайд15

Комментарии

Добрый день! Мы "Библиотека игры и игрушки" собираем коллекцию игр и игрушек мира. Будем рады любым вариантам сотрудничества

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

Музей игрушки в Сергиевом Посаде является уникальным хранилищем хрупких предметов со всего мира, которые были дороги детским сердцам многих поколений. Национальный музей игрушек был основан в Москве художником и известным коллекционером Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году.

В 1925 году музей переезжает в новое здание — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых на улице Кропоткинской, в которой сейчас расположен Государственный музей А. С. Пушкина. Экспонаты выставляются в 5 залах, общей площадью более 600 квадратных метров. В коллекцию музея попадают экспонаты из Строгановского училища, Ливадийского дворца, Александровского дворца, национализированных государством нескольких частных коллекций.

В 1920-х годах это уникальное собрание прикладного искусства становится в Москве одним из наиболее популярных и модных музейных центров. Его посещаемость уступала только Третьяковской галерее. Николай Бартрам управлял музеем и был его вдохновителем до самой своей смерти в 1931 году. В том же году коллекция музея была передана в Сергиев Посад, до 1991 года этот город назывался Загорском, и началась новая история Музея игрушки. В настоящее время музей расположен в здании начала XX века, бывшем коммерческом училище. В его стенах хранится более 150 000 игрушек, настоящих произведений искусства из России, Европы, Азии и Америки.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

В зале «Русские игрушки» выставлено около 800 экспонатов XI–XXI веков. В основном, это работы народных мастеров из разных уголков страны. Они изготовлены из глины, дерева, папье-маше и текстиля. Во многих из них можно проследить следы древних языческих верований, среди которых представлены изображения лошадей или птиц. Одним из таких древних экспонатов русского Севера является кукла, вырезанная из куска дерева, напоминающая женскую фигуру. Это богиня плодородия.

Сергиев Посад называют «Столицей Королевства игрушек». Это связано с тем, что ремесло по изготовлению игрушек появилось в этом городе более 200 лет тому назад. Основными покупателями были паломники, приезжавшие в Троице-Сергиевый монастырь. Ремесло особо процветало в XIX веке. Игрушки того времени получали награды на различных выставках, в том числе, международных (Чикаго, Париж).

Матрешка стала самой знаменитой игрушкой Сергиева Посада. Она появилась более 100 лет назад и постепенно приобрела статус национального сувенира. Название этой деревянной куклы происходит от женского русского имени — Матрёна.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

В селе Богородск под Сергиевым Посадом ремесло по изготовлению игрушек существует уже давно. Мастера вырезали фигуры из липы и оставляли естественный цвет дерева неизменным. С помощью специальных гирь, планок и кнопок игрушка может быть приведена в движение. Если вы скажете экскурсоводу о своем желании увидеть действие игрушки, он обязательно покажет, как это сделать. Экспонаты начала XX века отражают революционное время и эпоху гражданской войны. С 1930-х годов страна начинает возрождаться, производство игрушек также. В Загорске открылся Институт игрушки, некоторые научные работы его специалистов выставлены здесь.

В музее представлены коллекции произведений искусства из Японии, Китая и Западной Европы конца XVIII — начала XXI века. Особое место уделяется самой известной японской кукле — Кокэси. Она стала национальным символом страны, как Матрёшка в России. На выставке представлены три основных типа Кокэси — это ритуальные, игровые и дизайнерские куклы.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

Часы работы и цены в музее игрушек Сергиева Посада

Музей открыт для посетителей со среды по воскресенье, с 10:00 до 17:30, касса закрывается на полчаса раньше. Понедельник и вторник — выходные дни. Также музей закрыт в последнюю пятницу каждого месяца на санитарный день.

Стоимость входных билетов:

  • Для взрослых в будние дни — 250 рублей, в праздники и выходные — 300 рублей.
  • Для детей от 4 до 18 лет, пенсионеров, студентов в будние дни — 120 рублей, в праздники и выходные 150 рублей.
  • Бесплатное посещение для следующих категорий: дети до 4 лет, студенты художественных училищ и институтов, ветераны ВОВ и боевых действий, сотрудники музеев, инвалиды I и II групп с одним сопровождающим, Герои Российской Федерации и Советского Союза.

В каждый четверг месяца музей могут бесплатно посещать многодетные семьи, дети от 5 до 18 лет и студенты очных форм обучения.

Стоимость экскурсионного обслуживания:

  • Для групп до 5 человек — 500 рублей.
  • Для групп от 6 до 20 человек — 1200 рублей в будние дни, 1500 рублей в выходные и праздники.

Любительская фото- и видеосъемка без применения вспышки разрешена без дополнительной оплаты. Есть возможность принять участие в творческих мастерских, где каждый желающий научится изготавливать различные виды игрушек или расписывать глиняные игрушки. Стоимость этих мастер классов составляет от 120 до 250 рублей. Занятия проводятся на первом этаже музея, в выставочном зале, продолжительность занятия от 20 до 40 минут.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

По субботам, в 12:00 и 13:00, на втором этаже выставочного комплекса проводится кукольное представление арт-студии «Бартрам». Для детей от 2 лет и взрослых стоимость представления составляет 200 рублей + 50% от цены входного билета. Продолжительность мероприятия 30 минут.

Как добраться

Музей игрушек расположен по адресу: проспект Красной Армии, 123. Это одно из самых живописных мест Сергиева Посада, находится напротив Троице-Сергиевой лавры. Выставочные помещения находятся в красивом доме из красного кирпича, построенном в стиле историзма. Это здание само по себе является важной достопримечательностью города. На общественном транспорте до музея игрушек можно доехать на автобусах и маршрутных такси.

Ближайшие остановки:

  • «Келарский пруд (Парк культуры)» — автобусы № 2, 6. Идти пешком около 250 метров.
  • «Кооперативная улица» — автобусы № 2, 4, 4а, 5, 6, 20, 23, 26, 30, 32, 36, 37, 45, 46, 55, 58, 120, маршрутные такси № 1, 3, 4 (Афанасово), 4к, 11, 13, 14, 18, 19, 26к, 32к, 55к, 70, 77, 81, 117. Пройтись пешком до музея порядка 440 метров.
  • «Дом быта» — автобусы № 5, маршрутные такси № 5, 15, 16, 17, 19, 34, 64, 74, 80. Пешком идти около 770 метров.
  • «Станция Сергиев Посад» — автобусы № 4, 4а, 5, 30, маршрутные такси № 15, 16, 17, 19, 25, 34, 64, 74, 80, Капитолий-Вокзал, Троицкая Слободы — Вокзал. Пройтись пешком около 920 метров.

Из Москвы можно доехать на электропоездах с Ярославского вокзала до станции «Сергиев Посад». Или автобусом № 338 до остановки «Станция Сергиев Посад».

В Сергиевом Посаде удобно заказать такси, используя мобильные приложения таких операторов, как Яндекс. Такси, Такси. Стандарт, Uber, «Такси Дилижанс», «Такси Европа».

Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама — учреждение, располагающееся в г. Сергиев Посад (до 1991 г. — Загорск) с 1931 г.

Основатель музея Николай Дмитриевич Бартрам начал собирать свою коллекцию игрушек в начале 1910-х. Сам же музей был основан в 1918 году и располагался на Смоленском бульваре, в доме № 8. В настоящее время в Музее игрушки открыты следующие экспозиции: Русская народная игрушка, Русская и западноевропейская игрушка XIX - начала XX века, Советская промышленная игрушка

Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя. Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, дом 12/2. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции. В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск (Сергиев посад). С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки располагается в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив — Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня является важной городской достопримечательностью.

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково

Дымковская игрушка — изделие ручной работы.Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю. Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959). В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». По сравнению со многими глинами соседних областей филимоновская глина не жирная и именно это позволяет вытягивать длинные формы,не отвлекаясь на трещины. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Обжиг происходит при температуре 970-1000 градусов в специальных муфельных печах. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день. Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Дорогие друзья! Наш музей на грани уничтожения! Под угрозой его бесценные коллекции! Помогите нам не допустить этого! Голосуйте за петицию в министерства образования и культуры РФ.

  1. 20 декабря 2014 г. - 10 февраля 2015 г. – Выставка новогодних и рождественских игрушек
  2. 25 февраля 2015 г - 15 апреля 2015 г. – Реставрационная деятельность музея "Возвращенные к жизни"
  3. 22 февраля 2015 г. - 15 апреля 2015 г. – Выставка, посвященная символу 2015 года - "Коза-дереза"
  4. 20 апреля 2015 г. - 15 августа 2015 г. – Выставка, посвященная 70-летию Победы " О подвигах, о доблести, о славе"
  5. 20 августа 2015 г. - 20 декабря 2015 г. – Выставка, посвященная году литературы "Любимых книг ожившие страницы"
  6. 20 декабря - 2015 г. - 20 января 2016 г. – Выставка новогодних и рождественских игрушек

25 августа в Тольяттинском художественном музее открылась выставка "По пути героев. К 50-летию со дня первого полета человека в Космос" из фондов Художественно-педагогического музея игрушки". Экспозицию можно посетить до 25 сентября.

С 22 декабря 2009 по 1-е февраля 2010 г. Фонд "КУКЛЫ МИРА" и Музей игрушки представляют выставку, на которой будут экспонироваться Авторские куклы и Мишки Тэдди галереи "Вахтанов"

С 23 сентября по 8 ноября 2009 г. Государственная Третьяковская галерея совместно с УРАО "Художественно-педагогический музей игрушки" представляют выставку "НЕ ИГРУШКИ" в рамках III Московской биеннале современного искусства. Экспозиция будет открыта в помещении ГТГ на Крымском Валу, 10 в залах 80-82. Более подробную информацию ищите на сайте ГТГ.

С 18 сентября в Самарском областном историко-краеведческом музее им.П.В.Алабина откроется выставка «Русская деревянная игрушка последней четверти XIX – начала XXI вв.» из собрания Музея игрушки.

С 15 сентября по 29 ноября 2009 г. в Государственном Дарвиновском музее открыта выставка из собрания Музея игрушки - "Игрушка-зеркало жизни".

С 7 августа по 27 сентября в Тольяттинском художественном музее представлена выставка "Куклы ушедшего века" из собрания Музея игрушки

В Музее игрушки открыты 5 экспозиций:
зал Народной и промышленной игрушки,
выставка частной коллекции оловянных солдатиков,
зал Игрушки Японии и Китая,
зал Русской и западноевропейской игрушки XIX века,
экспозиция русского и западноевропейского детского портрета XVII - XXI веков.

Читайте также: