Музей каргопольской игрушки в каргополе

Обновлено: 15.05.2024

Каргополь славен не только своими древностями, но и многочисленными народными промыслами - в первую очередь это каргопольская глиняная игрушка, а также распространённые на Севере плетение из бересты, ткачество, колокольное литьё и многое другое. Народным промыслам посвящены экспозиция в краеведческом музее, центр ремёсел "Берегиня" (в эти два места мы не успели) и дом-музей Шевелёвых.
В последний идти я изначально не планировал, но наш водитель Саша позвонил своему другу Василию Шевелёву. Оказалось, что это не просто дом-музей, а дом, в котором живёт уже более полувека династия художников и мастеров. Музей в живой избе, мастера в музее имени самих себя.

. В художественных промыслах я не специалист, а о людях писать умею намного хуже, чем о пейзажах. Несмотря на то, что сначала я хотел сделать пост о жизни Каргополя вообще, в итоге меня не хватило даже на полноценный репортаж о доме Шевелёвых. Надеюсь, этот пробел восполнит vanmeetin .
И всё же предлагаю посмотреть краткий фоторассказ о доме и его обитателях.

Сам дом Шевелёвых по адресу Гагарина, 30 на самой окраине Каргополя, в 10 минутах ходьбы от берега Онеги:

Обычная городская изба на две семьи. В деревянной половине живут Шевелёвы, в той, где евроремонт - кто-то другой.

Во дворе идёт обычная жизнь. Основатели династии Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна (ныне покойные) перебрались сюда из села Токарево в 1946 году. Мастерская официально существует с 1967 года, музей - с 2001-го. Сюда водят экскурсии, приходят и одиночные посетители, но при этом и сами мастера живут здесь, в музее имени себя.

Валентин Дмитриевич - сын основателя династии, ныне старейший в роду, гончар:

Владимир Дмитриевич, его младший брат, мастер по бересте:

Третий брат - Виталий Дмитриевич, ныне живёт в Геленджике, но занимается теми же ремёслами.
Василий Валентинович - сын Валентина Дмитриевича, археолог и художник. Его жена Ольга (ради Бога прошу прощения, если ошибся!) на этом кадре мастерит игрушку для малолетнего сына:

В доме действительно музей - тут и немного этнографии:

И ффотография церкви в родном селе Шевелёвых Токарево, что стояло в 5 верстах от Каргополя по Пудожском тракту - но теперь нет ни церкви, ни села:

И печка русская:

И собственно промыслы.
Каргопольская игрушка - очень простая и архаичная по форме, с ярко выраженными мифологическими мотивами:

Как объяснил Валентин Дмитриевич, каждая фигурка что-то означает, и все вместе они должны были создавать в воображении крестьянского ребёнка целостную картину мира.

"Обварные" игрушки - сразу из печи раскалённую статуэтку опускали в мучную болтушку, которая тут же пригорала к глине, создавая покрытие и неповторимый узор:

На верхней полке - полкан, аналог кентавра в русском фольклоре, один из любимых персонажей каргопольской игрушки:

А посуду делали по той же технологии.
Необожжённые статуэтки:

Глиняная игрушка - основной промысел Шевелёвых, но не единственный.
Тут и живопись:

Короб лёгкий, как бумажный, но по прочности не уступит пластиковому:

И моё любимое изделие северных мастеров - "птица счастья". Такие птицы, сделанные из одного куска щепы, подвешивались под потолком и поворачивались от потоков воздуха. Они распространены по всему Поморью вплоть до республики Коми:

Но как уже говорилось - этот дом-музей в первую очередь дом. Это не пыльные экспонаты, здесь живой мастер покажет свои изделия и даже позволит их потрогать руками. А сам мастер - не на работу сюда пришёл, а один из династии. Никто не скажет "У нас тут запрещено снимать!". Здесь - ЖИЗНЬ.

После посещения я задумался - а много ли подобных мест есть в России? Я не знаю ни одного, но и про дом Шевелёвых я бы не узнал (считал бы его обычным музеем), если бы наш водитель Саша не позвонил своему другу Василию Шевелёву.

Вообще же, делая этот пост, вдруг понял, что о каргопольском этапе путешествия я просто очень многое ЗАБЫЛ. У меня такое первый раз - во всех прошлых путешествиях, даже более долгих и насыщенных, я помнил о первых днях всё до мальчайших деталей. Но у меня не ослабла память - просто впечатления от Пинеги и Мезени были для меня намного сильнее и новее.

Далее буду рассказывать об окрестностях Каргополя, которые не менее (а может и более) интересны, чем сам город.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргопольщина.
Каргополь. Север города.
Каргополь. Юг города.
Каргополь. Дом Шевелёвых.
Ошевенский тракт (Саунино, Поздышевская, Погост-Наволочны й).
Ошевенск.
Плесецкий тракт (Архангело, Волосово).
Лёкшмозерский тракт (Красная Ляга, Большие Лядины).
Архангельск .
Пинега.
Мезень.
.

Архангельская обл., г. Каргополь, ул. Гагарина 30, 32

E-mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: музей работает в любое удобное для посетителей время, приветствуется предварительная договоренность по телефону.

Музей Шевелевых расположен в доме, где в 1946-2000 гг. жили и работали Шевелевы - известные мастера каргопольской игрушки, Дмитрий Васильевич (1907-2000) и Клавдия Петровна (1913-1974).

Он включен в реестр памятников истории и культуры Архангельской области. Род Шевелевых, гончаров и игрушечников не менее чем в пяти поколениях, происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя по Пудожскому тракту.

Эти земли, известные, как Каргопольская сушь, издавна были известны залежами глины, и именно здесь, в деревнях Гринево, Токарево (ныне уже не существующих), в Печниково крестьяне занимались гончарным промыслом. Из Гринева были родом известные мастера Иван Васильевич Дружинин и Ульяна Ивановна Бабкина. Их игрушки, как и работы Семена Рябова, Сергея Дружинина, также хранятся в этой частной коллекции, которая собирается уже на протяжении сорока лет директором и создателем музея Владимиром Шевелевым, так что посетитель может увидеть и сравнить почерк разных мастеров, в том числе и десятерых Шевелевых.


Музей был открыт в 2003 году при поддержке гранта Президента РФ. Одна из главных задач музея – популяризация традиционного искусства Каргополя и его окрестностей. Здесь действует мемориальный раздел экспозиции, проводятся временные выставки, работает мастерская.



В уютном доме на улице Гагарина собраны материалы об истории семьи: фотографии, семейные реликвии, каждая из которых хранит память о прошлой жизни. Экспозиция позволяет проследить не только увлекательную историю династии мастеров Шевелевых, но и всего каргопольского гончарного и игрушечного промысла. Здесь можно увидеть традиционную игрушку и посуду, сделанную на ручном гончарном круге, покрытую свинцовой поливой или обваренную в «солодяге» - специальной мучной болтушке, образцы традиционного текстиля, изделия из бересты, дерева, кованого металла. Зритель может и сам взяться за каргопольскую глину: в мастерской для всех желающих проводятся мастер-классы по лепке и обварке традиционной каргопольской глиняной игрушки, лекции о народном искусстве.

В экспозиции представлена живопись братьев Валентина и Виталия Шевелевых. Валентин Дмитриевич - не только самый опытный и известный в Каргополе гончар и преподаватель, но и автор этюдов, замечательных по колориту и передаче состояний природы. Художник-монументалист Виталий Дмитриевич уже давно живет в Геленджике Краснодарского края, но ему близка тема родного дома, а каргопольские пейзажи, любимые им с детства, выполнены в совершенно иной манере, нежели у старшего брата.

Стали доброй традицией летние творческие пленэры для студентов, международные семинары по керамике. Здесь возможно приобрести игрушки, традиционные берестяные изделия и живопись, мед с собственной пасеки. В этом музее найдется, чем увлечь взрослого и ребенка, людей самых разных профессий и интересов, как жителей Каргополя, так и гостей города.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в XI — XIII века, именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге.

Издавна гончарным промыслом занимались крестьяне каргопольских деревень Торопово, Гринево, Печниково. Изготовление глиняных игрушек сопутствовало гончарному ремеслу. В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети. Мастера делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои, а из остатков, чтобы детишек порадовать и от трудов отдохнуть, лепили игрушки: петушков да утушек, величавых баб да мужиков с гармошками. Иногда продавали игрушки вместе с горшками. Игрушки были неяркими, цветными их делали мастера при помощи мела, сажи и цветной глины.

Ф ормы северных игрушек, как и орнамент северных вышивок, уходят в глубокую древность. Часто фигуры, которых лепили мастера каргопольской игрушки имели символический смысл культовое значение, участвовали в магических обрядах древнего человека. Сюжеты — это крестьянский быт и праздники, а также сказочные персонажи. Птицы были связаны с весенними обрядами — своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Поэтому игрушки в виде птиц — это, как правило, всегда свистульки.


Так образы барана и оленя были связаны с представлением о плодородии, довольстве, добре. Также символом плодородия являлись глиняные женские фигурки — «берегини». Они изображались с большой грудью и держали на руках либо блюдо с пирогами, или младенца на руках, либо их руки воздеты к небу и держат птицу. Один из самых известных образов каргопольской игрушки — Полкан, полуконь-получеловек. В толковании каргопольских мастеров Полкан — добрый крестьянский богатырь, защитник людей от сил зла, образ народной силы. Создательница этого образа — народная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина.

Ульяна Ивановна Бабкина — самая известная мастерица каргопольской игрушки. Огромный интерес к её творчеству способствовал возрождению промысла.

Каргопольская глиняная игрушка по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит мастерам Александру Петровичу Шевелёву, Ивану Васильевичу Дружинину, Владимиру Дмитриевичу Шевелёву, Ульяне Ивановне Бабкиной.

Каргополь официально признан местом традиционного бытования каргопольской глиняной игрушки, а Центр народных ремесел «Берегиня» имеет свидетельство об исключительном праве на НМПТ «Каргопольская глиняная игрушка».

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Фото и описание

В городе Каргополе с некоторых пор существует удивительный, и, наверное, единственный в своем роде, музей. Он расположен в простом деревянном доме, который стоит на улице Гагарина. В этом доме ранее жила семья Шевелевых. Клавдия Петровна и Дмитрий Васильевич были известными мастерами по изготовлению игрушек, продолжателями династии мастеров – игрушечников. В этом доме они вырастили трех сыновей: Валентина, Виталия и Владимира. Впоследствии их дети стали известными художниками.

В 1967 году старшим братом Клавдии Шевелевой Александром Петровичем был открыт филиал архангельской фабрики «Беломорские узоры», в котором изготавливали посуду и игрушки из глины.

В ноябре двухтысячного года, уже после смерти Дмитрия Васильевича Шевелева, его наследники: дети и внуки стали инициаторами создания музея. Весной 2002 года начались работы в этом направлении. Сыном Д.В. Шевелева Владимиром был обустроен выставочный зал для проведения выставок в летнее время. Уже в 2003 году открыли первую выставочную экспозицию. На официальном открытии музея, состоявшемся тринадцатого июля, того же года, было больше ста человек, а всего в течение первого года работы, с экспозициями музея познакомилось больше тысячи человек.

История династии Шевелевых начиналась в селе Токарево, оно находилось почти рядом с городом Каргополем, всего в нескольких километрах, если ехать по старинному Пудожскому тракту. К сожалению, деревни Токарево, где издревле крестьяне развивали гончарное ремесло, больше нет на карте. Развитие гончарного ремесла стало возможно именно в этом месте, потому что эта земля богата залежами глины, пригодной для изготовления керамических изделий. Ранее эти земли носили название Каргопольская сушь, кроме деревни Токарево, много гончаров проживало еще в деревнях: Печниково и Гринево. Деревня Гринево дала старт творчеству известных мастеров – игрушечников Ивану Васильевичу Дружинину и Ульяне Ивановне Бабкиной. Их работы тоже представлены в экспозиции Каргопольского музея игрушек.

Уехав из Токарево в тридцатых годах XX века, как и многие крестьяне Русского Севера в город, Шевелевы не забыли о своих корнях и традициях. Один из организаторов музея, Владимир Дмитриевич Шевелев предлагает установить на том месте где, была деревня Токарево памятный знак.

В экспозиции музея посетителям кроме глиняных игрушек можно увидеть реликвии семьи Шевелевых, семейные фотографии, по которым можно проследить всю историю семьи игрушечных дел мастеров. Здесь же представлены не только изделия из глины. Это половики, и браное ткачество, изготовленные известной мастерицей Ниной Александровной Крехалевой и ее учениками; изделия из бересты, авторы которых известный народный мастер Сергей Григорьевич Канашев и археолог Василий Валентинович Шевелев. Целая коллекция кованых изделий, сделанных кузнецом Григорием Григорьевичем Зуевым, известным своими золотыми руками в Каргополе и далеко за его пределами.

Жемчужиной экспозиции являются работы художников Виталия Дмитриевича и Валентина Дмитриевича Шевелевых. Их творения уникальны, они очень колоритны и мастерски передают красоту природы. Работы братьев, несмотря на родство, выполнены в разных стилях и манере. Это еще больше расширяет границы восприятия красоты пейзажей Каргопольского края.

Посетители музея найдут для себя в экспозициях много нового и интересного. Экспонаты музея быстро увлекают как ребенка, так и взрослого, независимо от интересов и предпочтений. Они вырывают человека из суеты будней, и окунают в волшебный мир сказки с головой.

Глиняная игрушка — самый известный бренд Каргополя. На протяжении нескольких веков этот старинный промысел процветал в деревнях Каргопольского уезда Токарево, Гринёво и Печниково. После революции спрос на гончарные изделия упал, и производство их прекратилось. Вновь промысел возродился в 60-е гг. ХХ в. уже в самом городе. Сейчас традиционную каргопольскую игрушку делают в нескольких мастерских. И самая известная из них — Центр народных ремесел «Берегиня».

Последний шестнадцатый день нашего путешествия почти весь был отдан дороге: на 12 часов было заказано такси до Няндомы, в 15.38 отправлялся наш поезд на Москву. Оставалось всего несколько часов с утра, и это время мы с большой пользой провели в Центре ремесел "Берегиня". Образовался он в 1993 году и сейчас является филиалом Областной школы народных ремесел. Здесь трудятся около десятка мастеров. При Центре функционирует небольшой музей глиняной игрушки.

Экспозицию музея можно, конечно, осмотреть самостоятельно. Но гораздо интереснее заказать экскурсию. Проводит ее один из мастеров, то есть человек знакомый с этим ремеслом не по наслышке, но досконально знающим его "изнутри". Нашим экскурсоводом стала Фарутина Ольга Николаевна.

Каргопольская игрушка интересна тем, что некоторые ее образы восходят чуть ли не к языческим временам. Например, полкан - человек с телом коня. Этакий северный вариант кентавра.

Еще один архаичный образ - берегиня - полуобнаженная женщина с голубями в руках. От нее действительно веет чем-то языческим.

Другой человек, стоящий у основания современной каргопольской игрушки - Александр Петрович Шевелев (1910-1990). В 1967 г. он организовал в Каргополе гончарную мастерскую, а в 1968 г. возглавил каргопольский филиал Архангельского производственного объединения "Беломорские узоры". Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В его игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Он придумал целый ряд новых повествовательных сюжетов, которые стали потом каноническими для современных мастеров-игрушечников.

Читайте также: