Музей народной игрушки презентация

Обновлено: 14.05.2024

Проект «Мини-музей народной куклы». краткосрочный период с 12.12.2016 по 16.12.2016 Составили: Мисюра М.Ю. .

Проблема: Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок в изобилии бесчисленным количеством ярких, интересных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей. Актуальность: Народная кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. Она говорит её словами и чувствами, знает эту действительность на столько, насколько знает её ребенок. В игре с народной куклой ребенок закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения. Благодаря народной кукле ребенок проходит школу первичной специализации. Цель проекта: Создание мини-музея народной куклы. Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными куклами Учить изготавливать своими руками традиционную куклу- мотанку Развивать мелкую моторику рук Формировать индивидуальные творческие способности Самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями: кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница

Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия. Участниками данного проекта являются дети старшей группы, воспитатель, родители. Методы проекта: Творческий, наглядный, досуговый, практический. Ресурсное обеспечение: Конспекты занятий, праздников, наглядные методические материалы, материал для творчества, работы детей, альбомы «Русский костюм», «Народная кукла», «Русская кукла». Работа с родителями: Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре» Мастер класс: «Изготовление народных кукол» Консультация: «Народная кукла в игре современных детей» Предполагаемый результат: У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления Оформлен «Мини-музей куклы» Серия конспектов занятий по теме Систематизирован материал (лоскутки разноцветной ткани, нитки, ленты и т.д.)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект «Мини-музей народной куклы». краткосрочный период с 12.12.2016 по 16.12.2016 Составили: Мисюра М.Ю. .

Проблема: Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок в изобилии бесчисленным количеством ярких, интересных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей. Актуальность: Народная кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. Она говорит её словами и чувствами, знает эту действительность на столько, насколько знает её ребенок. В игре с народной куклой ребенок закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения. Благодаря народной кукле ребенок проходит школу первичной специализации. Цель проекта: Создание мини-музея народной куклы. Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными куклами Учить изготавливать своими руками традиционную куклу- мотанку Развивать мелкую моторику рук Формировать индивидуальные творческие способности Самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями: кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница

Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия. Участниками данного проекта являются дети старшей группы, воспитатель, родители. Методы проекта: Творческий, наглядный, досуговый, практический. Ресурсное обеспечение: Конспекты занятий, праздников, наглядные методические материалы, материал для творчества, работы детей, альбомы «Русский костюм», «Народная кукла», «Русская кукла». Работа с родителями: Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре» Мастер класс: «Изготовление народных кукол» Консультация: «Народная кукла в игре современных детей» Предполагаемый результат: У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления Оформлен «Мини-музей куклы» Серия конспектов занятий по теме Систематизирован материал (лоскутки разноцветной ткани, нитки, ленты и т.д.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Образовательный проект В мини - музее «Народная игрушка»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. Дошкольники должны знать историю своего народа, его обычаи, традиции, к.


Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич.


Мини-музей "Народная игрушка"

Задачи:•Прививать любовь к творчеству через народную игрушку;•побуждать ребенка к исследованию, фантазированию;•выработать правильную методику общения ребенка с народной игрушкой;•внедрить в работу с .


Мини-музей народная игрушка


мини музей "Народная игрушка"

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по па.


Паспорт мини-музея «Народные игрушки»

Мини-музей создан с целью приобщение детей к национально – культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о народных игрушках.


Паспорт мини-музея " Народная игрушка"

Целью музея является приобщение дошкольников к народной культуре, через ознакомлениес народной игрушкой.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

КЛАДОВАЯ РЕМЕСЕЛКЛАДОВАЯ РЕМЕСЕЛ

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 862 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов

«Искусство детям - увлекательно и просто: Античность»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

КЛАДОВАЯ РЕМЕСЕЛКЛАДОВАЯ РЕМЕСЕЛ

КЛАДОВАЯ РЕМЕСЕЛ
КЛАДОВАЯ РЕМЕСЕЛ



Изготовление фигурок из глины

Изготовление фигурок из глины

Обжиг фигурок в муфельной печи

Обжиг фигурок в муфельной печи

Работа педагогов в кружке «У Марьи – искусницы»

Работа педагогов в кружке
«У Марьи – искусницы»

Участие дошколят в росписи дымковских игрушек

Участие дошколят в росписи дымковских игрушек

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Дымковская игрушка

ГЖЕЛЬ

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Роспись матрешек под хохлому Брунова Мария Викторовна

Роспись матрешек под хохлому Брунова Мария Викторовна

Участие в выставке декоративного творчества

Участие в выставке
декоративного творчества

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 003 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
  • Учебник: «Мировая художественная культура (базовый уровень)», Емохонова Л.Г.
  • Учебник: «Мировая художественная культура (базовый уровень)», Емохонова Л.Г.
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Оставьте свой комментарий

  • 11.01.2020 172
  • PPTX 46.5 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Брунова Мария Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Здоровье детям через спорт»

21 минута

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подарок маме (цветы)»

59 минут

«Активная оценка: для тех, кто верит в лучшее образование»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста в логопедической группе

  • Сейчас обучается 252 человека из 47 регионов


Курс повышения квалификации

Одарённые дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС ООО

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ
«НАРОДНАЯ ИГРУШКА»
Подготовила: воспитатель первой категории
Сорокина Татьяна Викторовна
Красногоркий район д. Путилково
2022 год
МБОУ
Образовательный центр
«Вершина»

Цель: формировать познавательный интерес дошкольников путём использования различных видов наглядности.
Задачи:
Познакомить детей с народной игрушкой
Воспитывать интерес к народной игрушке, к народному промыслу.
Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки
Развивать воображение, коммуникативные способности, художественный вкус, моторику рук.
Приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми.
Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.

История создания музея в чемодане

В процессе работы по ознакомлению дошкольников с традиционной русской культурой: обрядовыми праздниками, предметами прикладного искусства, обрядовыми куклами, в детском саду постепенно накапливался материал, который мы объединили в музей.
Музей решили разместить в чемодане. Эта идея заключается в возможности быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что особенно важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.

В музее представлены разные виды игрушек: соломенные, куклы из ниток, тряпичные куклы, деревянные, глиняные, фарфоровые. Изготовленные мастерами, заводские и авторские.

Экспонаты используются для познавательной активности, интереса, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Оформление музея в чемодане: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция музея располагается в чемодане, что привлекает внимание детей, а в начале является сюрпризным моментом.

КУКЛА – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной.

ОБРЯДОВЫЕ И ИГРОВЫЕ КУКЛЫ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

РАССМАТРИВАЛИ ИГРУШКИ ИЗ МУЗЕЯ

Знакомство с музеем

РАССМАТРИВАЛИ АЛЬБОМЫ С НАРОДНЫМИ ИГРУШКАМИ

ИЗ ЧЕГО И КАК ДЕЛАЛИ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ

Обрядовая кукла- Желанница: исполняет все желания и мечты.
сделана воспитателем своими руками

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИГРОВОЙ ИГРУШКИ: «ЗАЙЧИК- НА ПАЛЬЧИК»

ВОТ ТАКИЕ ЗАЙЧИКИ У НАС ПОЛУЧИЛИСЬ!

«Музей в чемодане» играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание такого музея способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желание узнать больше.
Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию музея. Они могут: приносить экспонаты из дома, рассказать о них своим друзьям, пополнить музей своими рисунками.

В группе я создала мини-музей для лучшего знакомства детей с народной культурой и традициями.

ВложениеРазмер
kopiya_mini-muzey_prezentaiya_ml.gr_.ppt 1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МИНИ-МУЗЕЙ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ

Цели: - познакомить детей с историей страны на примере кукол и игрушек, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами, игрушками); - познакомить детей с русской народной игрушкой, привлекая внимание к истории русской народной игрушки, выделяя её достоинства; - развивать коммуникативные способности детей; - приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми .

История создания мини-музея В процессе работы по ознакомлению дошкольников с традиционной русской культурой, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства, обрядовыми куклами в детском саду постепенно накапливался материал, который мы объединили в виде мини-музея и распределили по тематическому принципу. Так, в музеи отражено многообразие народной игрушки и результаты детского творчества по этой теме. Наш музей интерактивен, поэтому в нём представлены материалы для детского творчества: различные корзиночки с лоскутами, ленточками, нитками, веточками и другими материалами; коробочки с красками, бумагой и т.д., всё это позволяет детям закреплять знания по данной теме, развивает воображение и творчество .

Знакомство с музеем Знакомство детей с русской народной игрушкой

Уголки мини-музея В мини-музеи выделен уголок для постоянно меняющихся экспозиций игрушек: матрёшки, свистульки, деревянные игрушки.

Уголок филимоновской игрушки Известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку .

Уголок народной куклы Особое внимание привлекают к себе яркие, колоритные куклы в народных костюмах .

КУКЛА Кукла- первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей взрослых. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная цель традиционно народной куклы. В первую очередь КУКЛА – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Традиционно существовали народные куклы трёх видов: обереговая, обрядовая и игровая. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. При изготовление игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.

Кукла Веснянка Кукла «Веснянка» - оберег молодости, красоты, здоровья, радости и благополучия.

Народная обрядовая кукла «Колокольчик» Эта кукла считалась куклой добрых вестей, колокольчик, расположенный внутри звенит издавая приятный для души звук.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

Игрушки 100 лет назад

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 862 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов

«Искусство детям - увлекательно и просто: Античность»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Игрушки 100 лет назад

Игрушки 100 лет назад


Музей народных игрушек «Забавушка»

Музей народных игрушек «Забавушка»


Глиняное чудо Лоскутная кукла


Дымковская игрушкаФилимоновская игрушка

Дымковская игрушка
Филимоновская
игрушка

Куколка «Нянюшка»

Кубышка-травница

 Филимоновская игрушка Дымковская игрушка Куколка «Нянюшка»ОтветОтветОтвет

Список литературыОфициальный сайт музея народных игрушек «Забавушка» http://w.

Выбранный для просмотра документ речь.docx

Экскурсия в музей народных игрушек «Забавушка»

«Народные игрушки»

Цель: создание условий для формирования представлений о истории и отличительных особенностях народных игрушек через посещение музея народных игрушек «Забавушка».

1. Глиняные игрушки – «Я – МАСТЕР! Я – ТВОРЮ!»

Отправимся в первый зал музея. Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной. Как вы думаете, почему именно зимой? Так как вечерами особо заняться не было все крестьяне лепили яркие, жизнерадостные игрушки. Наивная глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Позже игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу. Так какие игрушки из глины делали?

Одна из самых старинных игрушек была – дымковская. Как вы думаете, почему ее так назвали? Дымковская игрушка называют так, потому что она изготавливалась в деревне Дымково. В основном все игрушки называли так, как называлась деревня, в которой они изготавливаются. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону. Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Филимоновская игрушка

Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново. А как тогда будет называться игрушки? Филимоновские игрушки многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. Игрушки, в основном, крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Посмотрим небольшой видеоролик и узнает в чем же особенность в росписи филимоновской игрушки. Все игрушки добрые, веселые, так чтобы занять детей в зимние холодные вечера родители создали игрушки, чтобы порадовать своих детей.

Но помимо глиняных игрушек крестьянские дети играли в еще одни, но они были не менее значимы. Они стали прародителями современных кукол. Как называются эти игрушки?

2. Лоскутная кукла.

А чтобы это узнать мы отправимся в зал, который называется «Тряпичные куклы». Самые первые куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. А почему они так называются? Они так назывались потому, что делались из кусочков ткани, которые не разрезали ножницами, а рвали руками. Для вас я подготовила несколько кукол, которые влияли на жизнь не только детей, но и взрослых.

Куколка «Нянюшка»

Милая толстушка куколка Нянюшка символизирует заботу, материнство, теплоту.

Малыши очень любят эту куклу и часто берут ее с собой в кровать, обнимают и спокойно засыпают. А что обычно поют на ночь детям? Действительно это колыбельные, послушаем, какие колыбельные пели мамы своим детям. Все колыбельные ласковые, добрые, и дети в обнимку с куклой засыпали сладким сном. Чтобы создать ощущение комфорта, куклу выполняли из мягких тканей с мягким наполнителем.

«Кубышка-травница»

Куклы не только служили, чтобы с ними играли, но и еще могли вылечить от многих болезней. Так кукла – травница была оберегом от болезней и недугов. Юбка и мешочки наполнены сухими ароматными травами. Куклу подвешивают над кроваткой ребенка или кладут в изголовье больному. Аромат трав наполнит комнату приятным запахом, подарит хороший спокойный сон и хорошее настроение, напомнит о лете.

Экскурсия подходит к концу. Но нам необходимо вернуться к вашим билетом. Посмотрите на них. Они у вас все разные. Теперь вы знаете как называются игрушки. Я буду показывать изображение, а вы увидев на билете такое же ответите на вопрос. А все остальные, если что помогут.

1. Кукла «Нянюшка»

2. Филимоновская игрушка

3. Дымковская игрушка.

Что вы можете рассказать о этих игрушках?

Каждая игрушка уникально. Изготавливая игрушку каждый раз получается что-то новое. Люди верили в то, что, если выполнять игрушку с любовью, то она может уберечь от несчастья, спасти от болезней и успокоить любого младенца. Разве это не чудо, созданное своими руками. Спасибо за внимание.

Читайте также: