Мужик и медведь игрушка из дерева

Обновлено: 03.05.2024


Одной из самых известных традиционных русских игрушек считается деревянная композиция «Мужик и медведь», или «Кузнецы». Эти фигурки появились более 300 лет назад в поселке Богородское Московской области, который c XVII века был центром кустарного производства деревянных игрушек.


По легенде, первую богородскую игрушку сделала местная жительница для своих детей. Она же дала ей название «аука» — так в народе называли лесных духов. Когда дети потеряли к ней интерес, отец забрал игрушку с собой на ярмарку. Там она понравилась одному купцу, и он приобрел ее для украшения своей лавки. Однако у купца ее быстро перекупили, и в следующий раз он заказал целую партию. Так и появилось производство этих игрушек-механизмов.


Поначалу такие поделки были исключительно крестьянским промыслом: фигурки вырезали в свободное от полевых работ время и в основном под заказ. Чем лучше была древесина, тем качественнее получались из нее игрушки. Поэтому из материала без гнили и сучков обычно делали изделия на продажу, а щепки и обрезки использовали для вырезания домашних фигурок. Со временем популярность богородских игрушек сильно возросла, поэтому стали открываться специализированные мастерские.


Принцип действия игрушки «Кузнецы» предельно прост: при перемещении параллельных планок то в одну, то в другую сторону мужик и медведь начинают поочередно стучать молотками по наковальне.
В прошлых столетиях были популярны и другие игрушки, которые работали по похожему принципу. Те же мужик с медведем могли пилить дерево или рубить дрова, зайчик поедал морковку, курочки клевали зерна, а кот-рыболов подсекал пойманную рыбку.


Подвижную игрушку такого типа мог сделать любой резчик по дереву. С помощью ножичка мастер распиливал деревянную чурку на несколько частей, а затем выполнял тонкую работу: вырезал силуэты и наносил на них мелкие детали.


В старину из дерева чаще всего вырезали фигурки животных и людей, героев народных сказаний и басен. Часто они имели символическое значение. Например, козел олицетворял добрые силы и покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, а олень — изобилие и удачный брак.


Одной из самых известных традиционных русских игрушек считается деревянная композиция «Мужик и медведь», или «Кузнецы». Эти фигурки появились более 300 лет назад в поселке Богородское Московской области, который c XVII века был центром кустарного производства деревянных игрушек.


По легенде, первую богородскую игрушку сделала местная жительница для своих детей. Она же дала ей название «аука» — так в народе называли лесных духов. Когда дети потеряли к ней интерес, отец забрал игрушку с собой на ярмарку. Там она понравилась одному купцу, и он приобрел ее для украшения своей лавки. Однако у купца ее быстро перекупили, и в следующий раз он заказал целую партию. Так и появилось производство этих игрушек-механизмов.


Поначалу такие поделки были исключительно крестьянским промыслом: фигурки вырезали в свободное от полевых работ время и в основном под заказ. Чем лучше была древесина, тем качественнее получались из нее игрушки. Поэтому из материала без гнили и сучков обычно делали изделия на продажу, а щепки и обрезки использовали для вырезания домашних фигурок. Со временем популярность богородских игрушек сильно возросла, поэтому стали открываться специализированные мастерские.


Принцип действия игрушки «Кузнецы» предельно прост: при перемещении параллельных планок то в одну, то в другую сторону мужик и медведь начинают поочередно стучать молотками по наковальне.
В прошлых столетиях были популярны и другие игрушки, которые работали по похожему принципу. Те же мужик с медведем могли пилить дерево или рубить дрова, зайчик поедал морковку, курочки клевали зерна, а кот-рыболов подсекал пойманную рыбку.


Подвижную игрушку такого типа мог сделать любой резчик по дереву. С помощью ножичка мастер распиливал деревянную чурку на несколько частей, а затем выполнял тонкую работу: вырезал силуэты и наносил на них мелкие детали.


В старину из дерева чаще всего вырезали фигурки животных и людей, героев народных сказаний и басен. Часто они имели символическое значение. Например, козел олицетворял добрые силы и покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, а олень — изобилие и удачный брак.

muzhik-i-medved

Старинная Русская народная игрушка «Мужик и Медведь» сегодня известна, пожалуй, каждому человеку.

Другое название этой же игрушки - «Кузнецы», где в роли кузнецов выступают все те же Медведь и Мужик.

Эта игрушка поражает своей простотой и оригинальностью.

Дети, уставшие от экранов монитора и от компьютерных мышек, с удовольствием берут в руки эту игрушку и могут часами, радостно смеясь, приводить в движение незамысловатые живые фигурки.

Кроме того, существует еще много разнообразных игрушек, созданных по схожему принципу действия:

  • «Мужик и Медведь пилят (рубят) дрова»;
  • «Марширующие солдаты»;
  • «Кот-рыболов»;
  • «Зайчик с морковкой» и так далее.

При перемещении параллельных планок то в одну, то в другую сторону, «Мужик и Медведь» начинают поочередно стучать молотками по наковальне, бить топорами или пилить двуручной пилой дрова, зайчик с радостью поедает свою морковку, а кот-рыболов подсекает свою желанную рыбку.

Эту подвижную игрушку под силу сделать любому опытному мастеру-резчику по дереву, обладающему навыками простейшей механики.

Школьники на одном уроке труда вполне способны самостоятельно полностью изготовить данную игрушку.

muzhik-i-medved2

Материалы, необходимые для изготовления данной игрушки:

  • - клей ПВА;
  • - несколько гвоздиков (4-6), выполняющих роль шарниров;
  • - две планки прямоугольного сечения (20х15 мм) и длиной 240-250 мм;
  • - трехслойная фанера для вырезания фигурок (примерный размер – А4/2).
  • - копировальная бумага;
  • - мягкий карандаш;
  • - среднезернистая шлифовальная шкурка;
  • - молоточек;
  • - лобзик.

muzhik-i-medved3

Последовательность работы:

  1. отшлифуйте (вдоль волокон!) фанеру;
  2. перенесите на фанеру, через копировальную бумагу, нужный рисунок;
  3. выпилите лобзиком фигурки Медведя, Мужика и будущей наковальни (полена);
  4. отшлифуйте боковую поверхность выпиленной фанеры;
  5. с помощью клея ПВА закрепите наковальню (чурбачок для рубки топором);
  6. параллельно и со смещением на 30 мм, положите на ровную поверхность две планки;
  7. обозначьте места для гвоздиков-шарниров (контролируйте с помощью линейки);
  8. установите одну из фигурок так, чтобы молоток касался наковальни;
  9. вторую фигурку выставите так, чтобы молоток был высоко поднят над наковальней;
  10. проведите испытание своей игрушки, подергав две планки основы в разные стороны;
  11. если надо, немного поправьте гвозди-шарниры.

В случае правильной работы, ваша игрушка будет исправно функционировать, и Медведь с Мужиком начнут весело стучать по своей наковальне.

Бумажная радуга ремёсел

Деревья различны, как буквы в строках,
Но липа – мягка и послушна.
У мастера нашего в чутких руках
Из липы родится игрушка.
В ваших руках игрушка такая
Станет подвижной, словно живая,
Вот планки – подвинуть их только нужно,
Тогда кузнецы заработают дружно

 Деревья различны, как буквы в строках, Но липа – мягка и послушна. У мастера нашего в чутких руках Из липы родится игрушка. В ваших руках игрушка такая Станет подвижной, словно живая, Вот планки – подвинуть их только нужно, Тогда кузнецы заработают дружно (фото 1)


В местах где указаны точки сделать отверстия шилом.

В местах где указаны точки сделать отверстия шилом. (фото 3)

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец.

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец. (фото 4)

На шаблоне Медведь написать цифру 1.

 На шаблоне Медведь написать цифру 1. (фото 5)

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1.
Игрушку раскрасить.
И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик.
Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь.

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1. Игрушку раскрасить. И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик. Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь. (фото 6)

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон.

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон. (фото 7)

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов. Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.



Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.


Развод (разводятся планочки)


Баланс.К рутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.


Кнопочная игрушка. Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки.


Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.



В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.


В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Читайте также: