Музыкальные игрушки в развитии ребенка

Обновлено: 13.05.2024

Детские музыкальные инструменты – игрушки, которые используются не только для развлечения. Они являются прекрасными средствами для развития. Такие игрушки, как правило, выполнены в ярких цветах. К тому же они привлекают малышей издаваемыми звуками, которые являются непривычными для тех, кто недавно пришёл в этот мир и пытается всему научиться.

Погремушки, дудочки

Первые детские музыкальные игрушки – погремушки и колокольчики. Эти вещи знакомят малышей с разнообразием звуков. Малыши тянутся к ним, пытаются сами выполнить такие действия, чтобы игрушки «заговорили».

А для первого знакомства с музыкой и звуком используют дудочки и свистульки. Недаром в старину малышам покупали глиняные забавки, которые могли издавать разные варианты свиста. У каждой из них была своя индивидуальная мелодия. К тому же все имитирующие духовые инструменты игрушки благотворно влияют на развитие органов дыхания.

Находим таланты

Детский инструмент музыкальный – это тоже игрушка. Но она считается переходом к серьёзному принятию решения для родителей: отдавать ли любимое чадо в музыкальную школу. Такие инструменты в миниатюре помогут развитию музыкального слуха, чувства такта и ритма.

С помощью этих игрушек происходит и развитие внимания, так как малышу нужно запомнить, на какую клавишу или кнопку нажимали взрослые, чтобы звук появился.

Ребёнок пробует выполнить разнообразные действия, чтобы добиться результата. А это помогает развитию усидчивости. Как выяснилось, ребёнок, у которого в наборе игрушек был детский инструмент (музыкальный, впоследствии лучше осваивает грамоту, хорошо учится в школе.

Ещё огромный плюс есть в том, что он начинает осваивать музыку и таким образом сближает всю семью, пытаясь создать шумовой оркестр. У родителей и малыша появляется время для интересного общения друг с другом.

Маракасы и ксилофон

Каждый инструмент-игрушка сможет найти достойное применение для себя в жизни малыша. Например, маракасы нужны будут для первых попыток соединить музыку и танцевальные движения. Малыши это очень любят.

Юным творческим личностям сослужит хорошую службу ксилофон деревянный детский. Это старинный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой набор маленьких деревянных брусков, по которым нужно ударять деревянными же молоточками, чтобы извлечь звуки. Мелодичность этого оригинального мини-инструмента надолго увлечёт малыша.

Кастаньеты и бубен

Детские кастаньеты очень любимы маленькими детьми. Они прекрасно тренируют чувство ритма. А для девочек – это великолепная находка, сопровождающая красивый танец и развивающая изящность движения рук. Хорош также тамбурин или бубен - детский инструмент, музыкальный и совершенно простой в способе извлечения звука. Повернул в сторону, приподнял – бубенцы соприкасаются друг с другом и издают приятные для слуха звуки.

Пианино и синтезатор

Чаще всего родители выбирают для обучения музыке клавишные инструменты. Для того чтобы ребёнок привык к будущему инструменту, к урокам музыки, чтобы у него появилась стойкое желание обучаться игре и изучать нотную грамоту, пригодится детское пианино. Этот инструмент относится к клавишным струнным.

Но чаще всего для обучения детей музыке используют синтезатор, который относят к клавишным электронным инструментам. Когда ребёнок освоит инструмент-игрушку, можно начинать и профессиональное обучение игре на фортепиано. Делать это можно с пятилетнего возраста.

Для детского сада

Совсем неслучайно музыкальные инструменты для детского сада используются на многих занятиях с малышами в любой возрастной группе. Ребят учат различать их по внешним признакам, по звуку и способу воспроизведения мелодии. В дошкольных учреждениях используют два вида инструментов: шумовые, которые можно использовать для создания целого оркестра, и мелодические. С первыми дети знакомы с самого рождения. К ним относятся известные всем погремушки, треугольники, колокольчики. Тарелочки, барабаны, бубны, ложки, маракасы особо любимы малышами.

Мелодия же извлекается флейтами и ксилофонами, аккордеонами и синтезаторами. Маленьким детям нравится игра на инструментах, их увлекают занятия музыкой. Всё это совершенствует их способности. А играя в созданном шумовом оркестре, дети к тому же учатся чувству ответственности и коллективизма.

Бесспорно, что детские музыкальные игрушки должны быть у ребёнка с самого рождения. Это могут быть, например, мягкие поющие мишки, слонята, собачки. Они привлекают детей, поют им песенки и в итоге становятся настоящими друзьями. Но постепенно из младенческого возраста дети перейдут в другой возрастной период, в котором просто не обойтись без развивающих игрушек. Малыш должен познавать звуковое разнообразие окружающего его мира, различать звуки живой и неживой природы.

Для старшего дошкольного возраста - набор музыкальных инструментов, который будут выбирать родители, может быть самым разным. Можно приобрести для ребёнка старшего дошкольного возраста гитару, бубен, губную гармошку, дудочку. Все это поможет поработать с его слухом и чувством ритма. Вообще, легко назвать те игрушки, которые сопровождают ребёнка всё его детство - это музыкальные инструменты.

Чтобы ни один детский инструмент (музыкальный, не попал в груду надоевших вещей, нужно научить малыша не просто извлекать из него звуки, а постараться привить бережное отношение к нему. Дети любят, когда мама танцует вместе с ними, играет на бубне или губной гармошке. Возможно, такие совместные игры послужат поводом для серьёзных музыкальных занятий в дальнейшем. Такое коллективное времяпрепровождение станет залогом любви к музыке и будет для ребёнка желанным.

Можно попробовать вместе с малышом сделать инструменты для домашнего оркестра, используя подручные материалы.

Для маракасов подойдут использованные пластиковые бутылки, баночки. Наполнители могут быть самыми различными: крупа, семечки и даже высохшие фломастеры. В каждом случае у инструмента появляются различные звуковые оттенки.

Кастаньеты получаются из скорлупы грецких орехов.

Крышки от кастрюль на время могут превратиться в ударный инструмент – тарелочки, а ключи, собранные в связку, заменят колокольчики.

В детских садах, как мы уже говорили, используют самые разнообразные инструменты и музыкальные игрушки в играх. Это оживляет процесс обучения, делает его более интересным для детей и самих воспитателей.

Консультация для родителей «Музыкальные игры в семье» Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается.

Игрушки в жизни ребёнка. Консультация для родителей Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются огромные.

Консультация для родителей «Безопасность детской игрушки».

Консультация для родителей «Безопасность детской игрушки». В настоящее время в магазинах очень широкий ассортимент игрушек. Но стоит ли покупать их? На этот вопрос должен ответить каждый из нас.

Консультация для родителей «Игра и игрушки» Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий.

Консультация для родителей «Малыши и музыкальные инструменты»

Консультация для родителей «Малыши и музыкальные инструменты» Для детей раннего возраста очень важно. какие предметы, направленные на музыкальное развитие находятся рядом. Все они должны быть наполнены.

Консультация для родителей «Музыкальные игры дома» Исследователями заметили, что музыкальные игры оказывают заметное влияние на развитие внимания, на формирование способности к восприятию.

Консультация для родителей «Музыкальные рисунки» Музыкальные рисунки Одной из форм восприятия музыки является рисование музыкальных впечатлений. Не секрет, что изобразительная деятельность.

Консультация для родителей «Игрушки-чудовища» Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

Консультация для родителей «Убери игрушки»

Консультация для родителей «Убери игрушки» Вопрос приучения ребенка к порядку, наверняка, возникает в каждой семье. В первую очередь пример аккуратности должны показывать сами родители,.

Мастер-класс для родителей «Музыкальные игрушки своими руками»

Мастер-класс для родителей «Музыкальные игрушки своими руками» В раннем возрасте немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма. Развивать и то и другое отлично помогают музыкальные инструменты. И еще.

В современном мире дети живут в музыкальном раю. Ассортимент пополняется с каждым годом. Родители заботятся о всестороннем развитии ребёнка и тратят на них огромные деньги. Они хотят, чтобы у малыша развивались музыкальные способности.

Одни считают, что такие игрушки просто необходимы для детей, так как развивают музыкальное восприятие и слух. Другие, наоборот, выступают против, считая, что, кроме вреда они больше ничего не принесут. Так как производители делают их некачественно, с неприятным, оглушительным звуком. Ребёнка такая игрушка может только напугать и снизить у него слух.

Для детей такие игрушки являются забавой, своего рода развлечением. Их можно послушать, потрогать, побренчать и кинуть в дальний угол. Они ненадолго привлекают малыша. Наигравшись с ней вдоволь, интерес у ребёнка со временем пропадает.

Если вы решили купить такую игрушку, то обратите внимание: она должна быть безопасной, отвечать всем требованиям, на ней должны отсутствовать острые углы, мелкие отверстия, где может застрять крохотный пальчик.

13 плюсов музыкальных игрушек

  1. Погремушки развивают моторику, звуковое восприятие, концентрацию. Малыш часто прикасается к ней, пристально изучает, где что находится, из каких частей она состоит. Внимательно следит за движением игрушки, концертирует своё внимание на ней, сосредотачивается на прослушивание необычных звуков и мелодий.
  2. Музыкальные игрушки выполняют успокаивающую функцию. Плачущие дети при знакомом звуке быстрее успокаиваются, у них повышается настроение. Это касается только тех моделей, которые имеют регулировку громкости и спокойные мелодии.
  3. Игрушки с интерактивными кнопками обладают познавательной функцией. Дети за игрой познают мир, знакомятся с цифрами, голосами животных, звуками музыкальных инструментов.
  4. Развивают музыкальные способности малыша.
  5. Развивает слух, благодаря игрушке ребёнок учится прислушиваться, сосредоточивать своё внимание на мелодии.
  6. Вносят в детский мир чувство ритма, такта, новые впечатления, эмоции.
  7. Прослушивая музыкальную мелодию в игрушке, ребёнок расслабляется, запоминает, у него возникают первые музыкальные ассоциации.
  8. Стимулируют ребёнка ко сну. Он быстрее засыпает под колыбельную или спокойную музыку. Во многих музыкальных игрушках имеется такая мелодия.
  9. Помогают готовить ребёнка к школе, с такими игрушками у него развивается память. Когда он слушает стихи в игрушке, он быстрее запоминает и даже может выучить без особого труда пару стихов.
  10. Благотворно влияют на органы зрения. Малыш фокусирует свой взгляд, воспринимает цвета и оттенки, даже учится их различать.
  11. Развивают двигательную активность малыша. Многие игрушки могут не только играть, но и ходить. С такой игрушкой малыш быстрее научится двигаться и ползать.
  12. Пополняют словарный запас, формируют навыки коммуникации.
  13. Может надолго увлечь малыша и у мамы останется немного времени на домашние дела.

8 минусов музыкальных игрушек

  1. Играя в такие игрушки, ребёнок не моделирует новые ролевые игры. Ему только остаётся прикоснуться к кнопке пальчиком, и всё.
  2. Многие игрушки очень громкие и могут влиять негативно на слух малыша. В некоторых случаях привести к разной степени глухоты.
  3. Могут привести к задержке речи. Ребёнок не развивает речь с такими игрушками. Ему необходимо живое общение, а взамен он получает вещь, которая только повторяет одни и те же фразы. Он не оттачивает навыки общения с миром, а слушает постоянно запрограммированное звучание некоторых фраз и слов.
  4. Громкий звук в игрушке может вызвать испуг у ребёнка.
  5. Если играть с такими игрушками постоянно, у ребёнка в дальнейшем появятся трудности в овладении настоящими музыкальными инструментами. Внешний вид может быть схож, а способ извлечения звуков иной. Играть в музыкальные игрушки не составит особого труда для детей, нажал на кнопку и наслаждаешься музыкой. Для того чтобы получить красивое звучание в музыкальном инструменте, нужно обладать определёнными навыками и знаниями.
  6. Игрушки могут содержать мелкие детали, которые ребёнок может проглотить.
  7. Могут мешать развитию фантазии. С ними игра становится повторяющейся и со временем надоедливой. Ребёнок каждый раз слышит одно и то же.
  8. Она может разбиться, и ребёнок может пораниться и, не дай бог, проглотить батарейку, которая была внутри неё.

Музыкальные игрушки играют огромную роль в жизни малыша, влияют на развитие творческой личности. Но помните одно важное правило: никакая игрушка не заменит ребёнку маминого тепла, любви и общения. Уделяйте больше внимания своему чаду. Такие игрушки стоит покупать, только не в огромных масштабах. Самое главное, чтобы она была прочной, и отсек для хранения батареек был хорошо закреплён.

Музыкальное воспитание детей имеет очень большое значение в формировании всесторонне развитой личности. Оно закладывает основы творческих талантов (пение, сочинение), а также воспитывает художественный вкус, эмоциональную отзывчивость. Здесь важен комплексный подход, включающий в себя прослушивание разнообразных произведений, пение и ритмика, игра на инструментах.

Наиболее простой способ приобщения к музыке – детские звуковые игрушки. Они бывают

Неозвученные. Игрушки-инструменты . Для извлечения звука необходимо выполнить действие, что провоцирует активность, содействует появлению навыков к воспроизведению мелодий, стимулирует моторику и координацию, помогает в выработке чувства ритма. К тому же игрушечные рояли, балалайки и прочее можно использовать для создания определенных игровых ситуаций. Они обогащают общие впечатления ребенка об окружающем мире, вызывая интерес к новым познаниям.

Озвученные . Для самых маленьких – погремушки, для 2-3 лет – музыкальные молоточки, волчки. Они позволяют заострять внимание слушающего на различие в звучании – выше-ниже. Для предшкольного возраста полезными станут книжки, где соединена картинка по сюжету песенки, нотная строка и клавиши, на которых мелодию можно проиграть. Так закрепляется навык самостоятельного музицирования.

Кроме того, музыкально-сенсорному развитию способствуют игрушки с имитацией голосов животных. С их помощью можно изучить отличия в тембрах (лев и гусь) и высоте звука (кошка и котенок).

Как и в любой творческой деятельности с детьми не стоит и здесь устанавливать юному таланту рамки. Если душа просит музыки, играть можно на чем угодно. Вместо барабана вполне сгодятся кастрюли, никто не отменял ложки, колокольчики. Да и крышки вкупе с поварешкой тоже станут отличными ударными. Поставьте любимое произведение и подыгрывайте, подпевайте, танцуйте.

Ставьте малышу классическую музыку. Учите его слышать настроение, разницу в темпе, различать инструменты. Попробуйте прослушивать одно и тоже произведение в разном исполнении. Самое главное – обсуждайте все. Так ребенок проникнется, научится различать оттенки, улавливать нюансы.

Даже если из вашего чада не вырастет великий композитор или музыкант, вся это пойдет на пользу - расширит горизонты познания.

Массовое, но пока кустарное производство игрушки в России началось в начале XVII века, но спрос на народную игрушку был настолько велик, причем, как внутри страны, так и за границей, что игрушечные артели начали расти с невероятной скоростью.

Но благоденствие это было временным: с развитием промышленности (конец XIX века) стали появляться фабрики по изготовлению игрушек, которые начали медленно, но верно вытеснять кустарные изделия. В помощь промышленности в СССР был создан целый НИИ игрушки, в котором разрабатывались новые образцы продукции, которые отвечали бы коммунистическому воспитанию советских детей.

На самом деле, как бы странно ни звучала сегодня фраза о коммунистическом воспитании детей, помимо идеологической составляющей, в разработку игрушек была заложена цель способствовать гармоничному, всестороннему развитию ребенка. Существовали целые лаборатории и мастерские, отвечающие за внедрение новых технологий и расширение ассортимента игрушек.

А ассортимент этот был по-настоящему широк: по игровым признаком всю продукцию можно было разделить на 12 больших групп, каждая из которых включала в себя несколько подгрупп. И к одной из таких групп относились музыкальные игрушки, которые по мнению педагогов, способствовали развитию чувства ритма и музыкального слуха ребенка.

Правда, многие родители, наверное, не согласились бы с этим мнением, будучи убежденными, что музыкальные игрушки если что и способны развить, так это стресс у взрослого человека, вынужденного подвергаться музыкальным экспериментам своего (или соседского) ребенка ))

Дудки/свистульки

Так, например, одна из больших подгрупп музыкальных игрушек - это духовые инструменты. Наверное, многие родители искренне жалели о своей недальновидности, решившись однажды купить своему чаду подобную игрушку - кому-нибудь приходилось хоть раз слышать что-нибудь мелодичное, извлекаемое из этих инструментов? :)

А ассортимент игрушечных духовых инструментов был богат: саксофоны (а ведь в послевоенные годы настоящие, "взрослые" саксофоны были под запретом, и если бы его не сняли, то вряд ли в конце 50-х у детской игрушки был бы шанс увидеть свет); флейты; свирели; кларнеты; окарины; дудки; губные и прочие гармошки и всевозможные свистульки.

Со свистульками вообще дела обстояли настолько хорошо, что по этому виду игрушек можно писать отдельную статью. Одной из популярнейших свистулек была игрушка в виде соловья: в нее нужно было налить немного воды и дуть, прикрывая пальцем боковое отверстие в теле птички, чтобы регулировать высоту звука.

Эффект был потрясающим - трели получались почти как у настоящего, живого соловья. С учетом того, что подобные свистульки частенько предлагались старьевщиками в обмен на пустые бутылки и всякое ненужное барахло, практически у каждого ребенка была возможность обзавестись подобной свистулькой. Можете себе представить, какие "концерты" случались во дворах, когда толпа ребятни выносила из дому своих соловьев? :))

Кстати говоря, такие и подобные ей свистульки частенько продавали с уличных лотков в праздничные дни - 1 мая, например. Стоили свистульки недорого, родители с легкостью поддавались просьбам детишек купить игрушку, и порой майская демонстрация сопровождалась настоящей какофонией звуков. Особенно если учесть тот факт, что вместе со свистульками в ассортименте обычно имелись еще разные свистки и дудки :)

Ударные музыкальные игрушки

Каждый советский ребенок, который посещал детский сад, обязательно сталкивался с таким явлением, как музыкальные занятия. Часть этих занятий заключалась в разучивании какой-нибудь песенки под аккомпанемент музыкального работника, а другая часть включала в себя навыки освоения различных инструментов.

Чаще всего в распоряжении детских садов имелись почему-то металлофоны и бубны, с помощью которых разучивались простейшие мелодии и танцы, сопровождающиеся четким ритмом. Также ударные (ударно-клавишные) инструменты частенько использовались родителями для новогодних и прочих подарков - вроде и выглядят они солидно, и пользу приносит, и ребенка занять могут надолго.

-подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребёнка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно - образовательных задач: Воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, а также развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия (слушание музыки) и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально - ритмической деятельности).

Для осуществления этих задач по музыкальному воспитанию, поставленных программой, необходимо комплексное воздействие на каждого ребёнка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально – ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

К концу пребывания в детском саду дети приобретают устойчивые вокальные навыки, умение выразительно передавать характер музыки в движении, дошкольники подготавливаются к изучению нотной грамоты в школе и т. д.

Большое значение в приобретении детьми этих знаний, умений и навыков оказывают музыкальные занятия (фронтальные и индивидуальные, успешное проведение которых зависит не только от умения педагога правильно наметить программное содержание, подобрать и умело применить методические приёмы, но и от того, как оснащены эти занятия дидактическими пособиями, наглядным материалом.

В детских садах с целью приобщения ребёнка к музыке, развития

у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Однако, успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами. Но и от правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

В нашем детском саду используется следующее музыкальное оборудование:

Музыкальные инструменты для музыкального руководителя (фортепиано).

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

1. Детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, трещотки, деревянные ложки (большие и маленькие, бубенцы, коробочка, колотушка, свистулька.

2. Детские музыкальные инструменты, построенные на одном звуке:

дудки. Желательно иметь ещё: свирели, рожки, мирлитон.

3. Детские музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофон, ксилофон.

А сейчас, я хочу остановиться на том, что такое музыкальная игрушка и как её использовать в самостоятельной деятельности детей в группе.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА бывает неозвученная и озвученная.

НЕОЗВУЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА.

1. Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка). Их изготавливают из фанеры, картона. Их желательно иметь в каждой возрастной группе и использовать для создания игровых ситуаций. (Дети напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах).

Таким образом, неозвученные игрушки-инструменты упражняют детей в умении правильно воспроизводить мелодию, стимулируют их самостоятельную деятельность. Игрушки - инструменты в основном применяются для детей 3-4 лет.

Трёхступенчатая (пятиступенчатая, восьмиступенчатая) лесенка-дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, пластмассы даёт представление о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих детей в правильном звукообразовании. Это различные звукоподражания на звуке определённой высоты при поддержке инструмента (профессионального или детского). Например, для развития звуковысотного слуха используется игра «ЛЕСЕНКА», в которой дети различают направление движения звукоряда ручными знаками. По ступенькам лесенки перемещается маленькая игрушка (собачка, кошка, матрёшка, мышка и др.). В зависимости от перемещения фигурки (вверх - вниз) дети меняют высоту голоса. В этой игре дети старших групп могут использовать и металлофон. Один ребёнок играет на металлофоне, другой перемещает игрушку. Задания как в восходящем, так и в нисходящем порядке. Дети 5-6 лет различают уже три звука - высокий, средний и низкий, а также звуки, идущие подряд и вразбивку:1-3-5 (звуки тонического трезвучия).

Звуковые книжки делают из картона или плотной бумаги. На каждой странице цветная иллюстрация (аппликация или рисунок, сюжет которой соответствует названию знакомой детьми песни. Кроме того, под рисунком предлагаются нотная строка с записью мелодии данной песни и текст песни. Звуковые книжки используют во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы. (Содержание песен соответственно меняется). Малыши устанавливают книжки на пюпитр неозвученного инструмента (пианино, рояль) и поют свою любимую песню. Дети 6-7 лет применяют эти книжки в самостоятельной музыкальной деятельности. Перелистывая книжку, они узнают песни и поют их «по нотам», музицируя на каком-либо музыкальном инструменте.

Звуковые картинки – то же, что и звуковые книжки, только оформление каждой песни представлено отдельно, самостоятельной карточкой - картинкой. Все картинки хранят в пакете или коробке. Звуковыми картинками удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных песен.

Проигрыватель (и пластинки).В настоящее время можно изготовить

Центр и диски. Изготавливают их из картонной и пластмассовой коробки с диском, который крепится на стержне (в центре коробки).

Пластинку или диск делают по размеру диска в середине с отверстием для стержня. (Материалом для пластинки или диска служит фанера, пластик или картон). На каждую пластинку наклеивается картинка, содержание которой соответствует названию песни. Этот игровой материал можно использовать в средней, старшей и подготовительной группах. Вначале игра проводится под руководством взрослого, затем дают детям для самостоятельного пользования. Пластинку или диск устанавливают на диск проигрывателя или центра и озвучивают её, то есть все дети, участвующие в игре, поют данную песню.

ОЗВУЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА.

Музыкальные волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижнем регистрах. Используют для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодичному звучанию и развитию у них слухового сосредоточения.

Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молотка, на

основании которого гофрированный цветной набалдажник. При ударе по основаниям молоточка издаются разные звуки (разница в терцию)

Игрушка успешно пользуется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений.

В старших группах музыкальный молоточек применяют в игре

«Какой звук выше?» Дети учатся различать высокий и низкий звуки.

Музыкальная книжка, на каждой странице которой нотная строка с мелодией одной из детских песен (программных) и цветная иллюстрация (небольшая картинка, сюжет её точно соответствует названию песни. Нижняя часть каждой страницы срезана так, чтобы оставалась открытой основная часть книжки - клавиши (по типу детского пианино). Перелистывая книгу, дети (старшей группы) по картинкам узнают песню и озвучивают её - играют, нажимая на клавиши.

Музыкальную книжку дают детям 6-7лет для самостоятельной деятельности. Благодаря действиям с этой игрушкой у ребят развивается музыкальная память, закрепляется навык самостоятельного музицирования.

ОЗВУЧЕННЫЕ ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ, изображающие различных животных

(кошку, собаку, лошадь, петуха, гуся и пр. ,используются в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста для привлечения их внимания к звукам различной высоты (большая собачка и щенок, большой петушок и маленький, кошка и котёнок и т. д., а также для различения звуков по тембру (лошадь, утка, корова, курица, коза и т. д.). Все виды игрушек на подражание голосам птиц и животных способствуют музыкально – сенсорному развитию детей.

ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ используются для музыкальной деятельности детей: пляшущий медведь; заяц играет на барабане (ксилофоне);

петрушка, играющий на тарелках; поющая птичка и пр. Педагоги показывают эти игрушки на занятиях с малышами, чтобы привлечь их внимание к новому музыкальному произведению, вносят как развлечение на празднике или дают детям для игры.

ИГРУШКИ ОБРАЗНЫЕ (кукла, мишка, заяц, собака, кошка и пр.) также используются на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

Хорошо также иметь картинки с изображением различных музыкальных инструментов. Их можно использовать в группе для закрепления детей с этими инструментами.

Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у ребёнка большой интерес. Их применение обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально - слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

В игре на музыкальных инструментах, мы должны учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. Здесь большую помощь оказывают музыкально-дидактические игры, которые также необходимо иметь в группе для самостоятельной деятельности.

Для развития чувства ритма используются такие игры, как «Прогулка», «Три медведя», «Весёлые подружки», «Весёлые гудки», и другие.

Расширить тембровые представления помогут игры «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чём играю:», «Определи инструмент», и т. д.

Для развития памяти и музыкального слуха можно использовать игру «Цветик – семицветик».

Благодаря музыкально - дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приёмам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, играть в ансамбле. Всё это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.

Итак, к концу пребывания в детском саду дети приобретают устойчивые вокальные навыки, умение выразительно передавать характер музыки в движениях и игре на музыкальных инструментах, а также получают сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах. А значит, дошкольники подготавливаются к изучению дальнейших знаний в музыкальном воспитании и нотной грамоты в школе и т. д.

ПРИМЕРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗОН ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ.

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет

(1 и 2-я младшая группы):

• Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки

(петушок, котик, зайка и т. д.)

• Игрушки-инструменты с фиксированным звуком –

• Игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты:

• Погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• Музыкально-дидактические игра: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки», «Угадай, на чём играю?»,»Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек»

• Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. Д.)мама

Презентация для воспитателей «Музыкальные уголки в группах ДОУ» В каждом детском саду, в каждой группе есть музыкальные уголки для развития музыкальных, творческих способностей ребенка в процессе самостоятельной.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Читайте также: