Музыкальные произведения об играх и игрушках

Обновлено: 16.05.2024

Автор учебника: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. «Музыка», 3 класс, Москва. «Просвещение». 2012 г.

Тип урока: Урок выработки универсальных способов действий.

Цели:

  • Обобщить уже имеющиеся знания детей по теме,
  • Научить учащихся видеть образы детей на примере музыкальных произведений великих композиторов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, познакомить их с творчеством М.П.Мусоргского,

Задачи:

  • Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки. Познакомиться с понятием речитатива.
  • Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
  • Развивающие:
    • Умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;
    • Осмысление стилевых особенностей музыки М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского;
    • Передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)
    • Освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.
    • Формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).

    Музыкальный материал:

    • М.Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”;
    • П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”.
    • Распевки: “Котик”.
    • Пение: «Где музыка берёт начало?» Е.Крылатова.

    Оборудование:

    • компьютерное и мультимедийное оборудование,
    • фортепиано. . .

    Методы: интерактивный (учитель–ученик), объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, словесный.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Построение у класса.

    - Здравствуйте ребята! Здравствуйте! (Поёт учитель)

    - Здравствуйте учитель! Здравствуйте! (Поют учащиеся)

    II. Повторение изученного на прошлом уроке

    Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. Презентация. Слайд 1.

    Вы все, наверное, узнали музыкальное произведение, которое звучало в начале урока? («Нянина сказка» П.И.Чайковского из «Детского альбома») Слайд 2.

    Слайд 3. Скажите пожалуйста, как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала? (Беспокойство, волнение, тревогу)

    Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души? (Мелодия - отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий).

    А теперь, ребята, отгадайте следующую музыкальную загадку.

    Звучит «Сказочка» из «Детской музыки» С.С.Прокофьева («Сказочка» С.С.Прокофьева)

    Слайд 4.

    А какие здесь композитор использовал интонации для того, чтобы передать сказочный образ? (Сказочные, повествовательные, осторожные, вкрадчивые, убаюкивающие и т.д.)

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы «В детской. Игры и игрушки» (предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка).

    III. Работа по теме урока

    А теперь мы с вами познакомимся еще с одним известным композитором. Его зовут Модест Петрович Мусоргский. Давайте хором повторим его фамилию, имя и отчество. Слайд 5.

    Мусоргский Модест Петрович русский композитор, родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Псковской губернии, умер 28 марта 1881 года в Петербурге.

    Детская тематика раскрывается у Мусоргского в вокальном цикле «Детская» В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах (прочитать названия).

    Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке.

    Ребята, давайте теперь прослушаем несколько отрывков произведений этого цикла. Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

    Слайд 6. Прослушивание «С няней» из вокального цикла «Детская» М.П.Мусоргского.

    Кто является исполнителем этой песни? (Солист. Исполняет женский голос)

    Сколько действующих лиц в песне и кто они? (Двое: няня и малыш)

    Кто главный рассказчик? (Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку)

    Какие интонации вы услышали в этом произведении? (Спокойные, настойчивые, просящие, выразительные)

    Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом.

    Слайд 7. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речитативом (записать слово в тетрадь).

    Слайд 8. Что общего в произведениях М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского? (В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок)

    В чем различие? (Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского и Прокофьева пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьесы Чайковского и Прокофьева – инструментальные произведения.

    Сейчас прозвучит еще одна песня М.Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”. Слайд 9.

    Прослушивание песни «С куклой» из цикла «Детская» М.П.Мусоргского.

    О чем рассказывается в песне?

    Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? (В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу спать и поет ей колыбельную песню)

    Какие интонации подсказывают, что это колыбельная? (Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”)

    Кому подражает девочка? (Своей маме, няне)

    Слайд 10. Посмотрите на репродукцию картины художника М.Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М.Мусоргского и почему? (Ответы детей).

    Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М.Мусоргский.

    IV. Вокально-хоровая работа

    Перед тем как разучивать песенку давайте сделаем разминку для голоса: Пропоем попевку «Котик».

    А песня у нас называется «Где музыка берёт начало?» Е.Крылатова.

    Кто-нибудь знает такую песню? А хотите разучить?

    Дальнейшее разучивание и исполнение песни (Работа над выразительностью исполнения, четкой дикцией, пофразным дыханием, чистым интонированием).

    Подведение итогов

    Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М.Мусоргский, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей… как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.

    Ребята, что запомнилось вам сегодня на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?

    V. Домашнее задание

    Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.

    Пополните свою музыкальную коллекцию: найдите в Интернете, послушайте и сохраните другие песни из вокального цикла “Детская” М.П.Мусоргского.

    ИСКУССТВО / ART / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / MUSICAL IMAGE / ИГРУШКА / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ВОСПРИЯТИЕ МИРА МУЗЫКИ / PERCEPTION OF THE WORLD OF MUSIC / MUSIC TOY

    Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Л.Л.

    В статье рассматривается специфика воплощения детской игрушки в музыкальном творчестве некоторых отечественных и зарубежных композиторов. На примере музыкальных произведений различных форм и жанров дан обобщенный музыкальный образ детской игрушки , показана тематика и особенности, раскрыты основные средства музыкальной выразительности. Автор подчеркивает роль музыкальных сочинений об игрушке для развития у детей творческого воображения , музыкального слуха, понимания выразительных и изобразительных особенностей музыки, формирования восприятия музыки как вида искусства .

    Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Алексеева Л.Л.

    О музыкальности русской хореографии первой трети ХХ столетия и ее диалоге с «Чистой», непрограммной музыкой

    The image of children''s toys in the Works of Russian and foreign composers

    The article discusses the specifics of incarnation children's toys in the musical creativity of some domestic and foreign composers. For example, musical works of various forms and genres Dan generalized musical image of children's toys, shows the subject and features, the basic means of musical expressiveness. The author emphasizes the role of musical compositions on the toy for children the creative imagination , musical ear, understanding of the expressive and fine features music, formation of the perception of music as an art form.

    Текст научной работы на тему «Образ детской игрушки в творчестве отечественных и зарубежных композиторов»

    Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 584-589

    Образ детской игрушки в творчестве отечественных и зарубежных композиторов

    Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

    «Институт художественного образования и культурологии Российской

    119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

    Ключевые слова: искусство, музыкальные произведения, игрушка, детство, воображение, творчество, музыкальный образ, восприятие мира музыки. Key words: art, music toy, childhood, imagination, creativity, musical image, perception of the world of music.

    Резюме: В статье рассматривается специфика воплощения детской игрушки в музыкальном творчестве некоторых отечественных и зарубежных композиторов. На примере музыкальных произведений различных форм и жанров дан обобщенный музыкальный образ детской игрушки, показана тематика и особенности, раскрыты основные средства музыкальной выразительности. Автор подчеркивает роль музыкальных сочинений об игрушке для развития у детей творческого воображения, музыкального слуха, понимания выразительных и изобразительных особенностей музыки, формирования восприятия музыки как вида искусства.

    Abstract: The article discusses the specifics of incarnation children's toys in the musical creativity of some domestic and foreign composers. For example, musical works of various forms and genres Dan generalized musical image of children's toys, shows the subject and features, the basic means of musical expressiveness. The author emphasizes the role of musical compositions on the toy for children the creative imagination, musical ear, understanding of the expressive and fine features music, formation of the perception of music as an art form.

    [Alekseeva L.L. The image of children's toys in the Works of Russian and foreign composers]

    В творческом наследии отечественных и зарубежных композиторов музыке для детей отводится важное место. Мир искусства с его красочными художественными образами, характер и содержание музыки, понятный и доступный для детского восприятия музыкальный язык широко известных сочинений не оставляет равнодушным и современное молодое поколение, увлеченное гаджетами и другими подобными

    техническими «игрушками». В числе наиболее популярных и любимых сочинений для исполнения в детских музыкальных школах, а также для ознакомления на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях, системе общего и дополнительного музыкального образования, назовем «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Альбом для юношества» Роберта Шумана, вокальный цикл «Детская» М.П. Мусоргского, «Лирические пьесы» Эдварда Грига, «Детский уголок» Клода Дебюсси, «Детскую музыку» С.С. Прокофьева, «Танцы кукол» и «Детскую тетрадь» Д.Д. Шостаковича, многочисленные детские пьесы Д.Б. Кабалевского, «Музыкальные игрушки» и «Песенки-считалки», «Дюймовочка» и другие фортепианные пьесы С.А. Губайдуллиной, фортепианные циклы для детей и юношества С.М. Слонимского («От пяти до пятидесяти», «Первые шаги на клавиатуре», «В виртуальном мире» и др.).

    Среди удивительных и неповторимых музыкальных образов детской музыки - картин природы и быта, изображений сказочных и причудливых персонажей, воплощения переживаний, впечатлений, раздумий ребенка и т.д., - особый интерес представляют сочинения, посвященные детской игрушке как таковой, с ее характерным музыкальным обликом в плане яркости и специфики воплощения, средств музыкальной выразительности. И таковых сочинений в программной музыке, пробуждающей и «оживляющей» творческое воображение детей, тоже можно найти немало. Например: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского; «С куклой» из вокального цикла «Детская» М.П. Мусоргского; «Серенада кукле» и «Кукольный кэйк-уок» из сюиты Клода Дебюсси «Детский уголок»; «Заводная кукла» из «Детской тетради» и «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича; «Дюймовочка» С.М. Слонимского, написанная по известной сказке Г.Х. Андерсена.

    Напомним также и о герое театра кукол Петрушке, а также о ярком комическом персонаже французского народного театра Полишинеле, чьи причудливые образы неоднократно воплощены в музыкальном творчестве широко известных композиторов: песня «Петрушка» И. Брамса, пьеса-фантазия для

    фортепиано «Полишинель» С.В. Рахманинова, интереснейшее сочинение для фортепиано «Полишинель» из сюиты «Семья малыша» Эйтора Вилла-Лобоса и др. Как правило, с самого раннего детства каждому ребенку хорошо знаком и кукольный персонаж Буратино, а также популярнейшая музыка Алексея Рыбникова к кинофильму «Приключения Буратино» (1975, режиссер Леонид Нечаев). Самобытная, оригинальная детская игрушка стала названием и своеобразной основой «очеловеченной» музыкальной истории для двух всемирно известных произведений искусства, сочинений русских композиторов - балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского и балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

    Несмотря на имеющееся в мировом музыкальном искусстве разнообразие крупных и малых сочинений, так или иначе раскрывающих образ детской игрушки, все они имеют яркое, оригинальное программное название, изначально дающее мощный импульс развитию творческого воображения у детей. Это закономерно и естественно предопределяет выбор композитором соответствующей формы, жанра и необходимых средств музыкальной выразительности для воплощения замысла (темп, лад, ритм, тембр и т.д.). Например, знакомые пьесы Эдварда Грига «Шествие гномов» и «Танец эльфов» из его «Лирических пьес», «Игра в лошадки» из «Детской музыки» С.С. Прокофьева, «Скакалочка» Д.Б. Кабалевского с достаточно хорошо известными, классическими, и так называемыми традиционными, композиторскими приемами, в том числе «изобразительными интонациями», доступностью для детского восприятия, эмоциональностью и выразительностью, соответствующей мелодикой, фактурой и т.д. Или «Компьютерный робот» С.М. Слонимского, где пьесу можно исполнять сидя или стоя, при этом для изображения характерного для компьютера тембра обязательно зажимаются струны среднего регистра инструмента, к тому же не применяется педаль и вынимается пульт из рояля.

    Образы счастливого детства, фантазий и мечтательности воплощены Клодом Дебюсси в сюите «Детский уголок», посвященной композитором своей дочери. Две пьесы из сюиты -«Серенада кукле» и «Кукольный кэйк-уок», - по тематике,

    эмоциональной содержательности и выразительности интонаций как нельзя более гармонично и красочно передают мир всевозможных детских игрушек и первых шаловливых игр, наполненных воображаемыми и реальными героями. «Серенада» по своей мягкости и плавности как бы «распускающейся» мелодии словно «недоговаривает» что-то, увлекая при этом в мир творческих загадок и детских вымыслов. «Кэйк-уок» как афроамериканский «танец-пирожное» (или буквально «прогулка с пирогом») сохраняет у Дебюсси характерные интонации, синкопированный «острый» ритм народного танца с подражанием звучанию эстрадного оркестра. А сам по себе перевод названия для современных детей - это еще одна возможность творческой интерпретации, пластического интонирования, исполнительской, танцевальной импровизации на занятиях и уроках искусства (Кремлев, 1965).

    Характерной особенностью музыкальных сочинений, так или иначе раскрывающих образ детства, детской игрушки и веселых игр, является также гениальная способность их создателей - композиторов, - видеть и воспринимать окружающий мир «глазами и душой ребенка». Это особое качество присуще выдающимся деятелям музыкального искусства, и рождается, наверное, из вдумчивых наблюдений за повседневной жизнью маленьких детей, непосредственного и простого общения с ними «на равных», непостижимого для обычных людей умения композиторов мыслить музыкальными образами как ребенок, «по-детски». Уникальным примером удивительного отражения мира детства и детской игрушки в музыкальном искусстве является вокальный цикл М.П. Мусоргского «Детская».

    Все песни цикла, слова к которым написаны самим композитором, раскрывают самые разные эпизоды из детской жизни, посвящены детству, его различным приятным, неожиданным и таинственным событиям. И лишь одна песня «С куклой» (иначе «Колыбельная»), посвященная М.П. Мусоргским своим маленьким племянникам, в определенной степени несет в себе и музыкальный образ детской игрушки. Девочка, от лица которой звучит песня, укачивает свою куклу «Тяпу», напевает слова няни о «сером

    волке», «буке», «что во сне увидишь, мне про то расскажешь», и постепенно погружается в сказочный сон про «остров чудный», где «цветут и зреют груши наливные», «день и ночь поют птички золотые» и т.д. Мягкий и успокаивающий ритм «баюканья», нежность и мечтательность напева, сказочность фортепианного сопровождения словно «ведут» ребенка в мир волшебства и сладких, светлых грез. Умиротворенное состояние, ласковость мелодических интонаций и их легкое покачивание создают и соответствующий, «живой» музыкальный образ детской игрушки, по-настоящему семейный и добрый (Федякин, 2009).

    Примером современной музыки для детей и самобытных музыкальных образов детской игрушки могут быть фортепианные миниатюры «Музыкальные игрушки» крупнейшего композитора второй половины XX века Софии Губайдулиной. Это четырнадцать музыкальных пьес с яркими, оригинальными названиями. Каждое из этих небольших программных сочинений, будь то «Заводная гармошка», «Лесные музыканты», «Снежные сани с бубенцами», «Медведь-контрабасист и негритянка» или «Волшебная карусель», «Птичка-синичка», «Дятел», звучит как глубоко личное воспоминание композитора о своем далеком детстве, радостных и важных событиях и впечатлениях, оставивших «музыкальный отзвук». Средства выразительности пьес-миниатюр при всей интонационной характерности и специфике современного музыкального языка с его «острыми» кластерами, элементами додекафонии и атональности, гармоническими

    сопоставлениями, текучестью границ формы и т.п., подчинены одному - художественному отражению мира ребенка. И этот богатый и эмоциональный мир детства показан не упрощенным, но серьезным музыкальным языком (Алексеева, Школяр, 2012). Наверное, именно поэтому, фортепианные миниатюры «Музыкальные игрушки» Софии Губайдулиной исполняют не только юные пианисты, но и включают в свой концертный репертуар именитые, сложившиеся музыканты.

    Отличительной чертой музыкальных произведений, написанных с искренней любовью к детям и так или иначе раскрывающих образ игры и детской игрушки, можно считать

    необычайную потребность композиторов раскрыть растущему человеку мир музыкального искусства через понятный и доступный мир художественных образов. Напомним, что Фридрих Шиллер, основываясь на кантовском определении природы прекрасного как «незаинтересованного наслаждения», в «Письмах об эстетическом воспитании человека» представил развернутое обоснование теории игры как основы происхождения эстетического чувства и всей художественной деятельности человека (Шиллер, 1935: 459). По Шиллеру, чувство наслаждения в незаинтересованной игре человеку свойственно в высшей мере, ибо только в игре своих способностей он поднимается над грубой обыденностью и получает возможность к неограниченному совершенствованию.

    Вероятно, отсюда рождается у гениальных музыкантов желание порадовать детей искусством, научить воспринимать мир музыкальных звуков и понимать его выразительные и изобразительные особенности, пробудить в растущем человеке все его творческие возможности, развить воображение и музыкальный слух. По большому счету, это можно назвать принципиально важным (скорее всего - педагогическим) подходом в сочинении музыки для детей - «мир детства глазами и душой взрослого музыканта». И при талантливом воплощении данного подхода каждое созданное музыкальное произведение для детей, о детях, их забавах и жизни следует считать вечным оригинальным музыкальным памятником детской игрушке.

    Кремлев Ю.А. 1965. Клод Дебюсси. М.: Музыка. 792 с. - Серия «Классики

    мировой музыкальной культуры». Федякин С.Р. 2009. Мусоргский. М.: Молодая гвардия. 160 с. - Серия «Жизнь

    замечательных людей». Алексеева Л.Л., Школяр Л.В. 2012. Музыка. 2 класс: учебник для

    общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина. 98 с. Шиллер Ф. 1935. Статьи по эстетике. Статья Георга Лукача, пер. А.Г. Горнфельда и Э.Л. Радлова, примеч. А.Г. Горнфельда, А.А. Сидорова; тит. л, заставки, концовки, переплет и суперобложка И.Ф. Рерберга. М.; Л.: ACADEMIA. LXXXVIII, 671 с.

    Презентация к уроку музыки "Игры и игрушки" в 3 классе (слайды с изображением игрушек, названиями детских муз. произведений).

    ВложениеРазмер
    igry_i_igrushki._muzyka_3_klass.pptx 1.54 МБ
    Онлайн-тренажёры музыкального слуха

    Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

    Современно, удобно, эффективно

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    «Игры и игрушки в музыке». 3 класс, раздел «День, полный событий». Д.Г.Малькова

    Каждый человек в детстве любил играть в разные игры, любил играть с игрушками- куклами, медвежатами, солдатиками, машинками и др. Каждый день в играх проживалась какая-то жизненная ситуация- настоящая или придуманная, маленький человек учился жизни.

    Композиторы разных стран, разных веков писали музыку для детей, в которой есть образы игрушек, детских игр и забав. Всем известен «Детский альбом» П.Чайковского , в котором звучат пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки». У композитора М.Мусоргского есть пьеса «С куклой». Пьесу «Деревянные лошадки написал Б.Дварионас , и в ней словно слышится, как стучат копытца игрушечных деревянных лошадок . Как ты думаешь, для чего композиторы- взрослые люди- писали музыку для детей?

    Знакома ли вам песенка «Ёжик резиновый»? Стихи Ю.Мориц , музыка С.Никитина . По роще калиновой, по роще осиновой, На именины к щенку В шляпе малиновой шёл ёжик резиновый С дырочкой в правом боку. Были y ёжика зонтик от дождика, Шляпа и пара калош . Божьей коровке, цветочной головке Ласково кланялся ёж… Песня появилась в 20 веке, она добрая, с некоторой грустинкой, слушая или исполняя её, можно представить небольшую историю про ёжика.

    А вот ещё красивая, добрая песенка о том, как вырастают дети и забывают свои любимые игрушки. Стихи Е.Крыловой , музыка В.Беляевой . Тик так тик тики так,Тик так тик тики так. Тики так. Тик так тик так. Тик так тик тики так. Тик так тик тики так. Тики так. Тик так тик так. Зайцы , белочки и мишки, Вместе мы читаем книжки, В дочки-матери играем, Вам секреты доверяем И большими вырастаем. Старые игрушки, куклы и петрушки - Наши верные друзья, Позабыть их нам нельзя. И следят за нами добрыми глазами Наши верные друзья . Старых кукол почему-то Не заменит нам компьютер. Вновь кладём мы под подушку Нашу старую игрушку, Нашу верную зверушку…

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

    Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. .


    презентация для уроков по ИЗО "Первоначальное понятие о народной игрушке"

    данная презентация может использоваться для уроков по ИЗО. Для ознакомления с понятием о народной игрушке и ее видах.


    презентация открытого урока "Дымковские игрушки" (История искусств)

    В давние времена жители одной слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки для того, чтобы они были прочным.

    Презентация к уроку изобразительного искусства "Дымковская игрушка"

    Родиной дымковской игрушки является Дымковская слобода, которая находится неподалеку от города Вятка. Форма игрушек. Декор игрушки. Материал.


    Презентация к уроку ИЗО "Богородская игрушка"

    Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Неменского.

    Презентация к уроку "Мягкая игрушка"

    Цели и задачи:- расширение знаний и умений в области применения различных материалов,-познакомить с применением простейших выкроек, с приёмами вырезания и сшивания деталей с использованием.


    Презентация к уроку изложения "Дымковская игрушка"

    Презентация создана для проведения урока развития речи - написание изложения с элементами сочинения.

    Цель: Научить слышать речевые интонации в музыке и характеризовать разнообразные музыкальные образы, запечатлевшие детские забавы и игры в творчестве М.Мусоргского и П.Чайковского.

    • Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки. Познакомиться с понятием речетатива.
    • Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
    • Развивающие:
        умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;
      • осмысление стилевых особенностей музыки М.Мусоргского и П.Чайковского;
      • передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)
      • освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.
      • формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).

      Музыкальный материал: М. Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”; П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”. Распевки: “Киска”, “Часы”; песня “Наша мама – капитан”.

      Методы: интерактивный (учитель – ученик) и с помощью медиапроектора, метод междисциплинарных взаимодействий, объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, словесный.

      Вид урока: Урок выработки универсальных способов действий.

      Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

      Используемое оборудование и наглядный материал: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано, портреты композиторов М.Мусоргского и П.Чайковского, презентация.

      1 этап. Организационный момент. Презентация. Слайд 1

      Учитель: Здравствуйте, ребята (поет поступенно восходящую мелодию, в ре мажоре в объеме квинты).

      Дети: Здравствуйте (поют нисходящую мелодию, построенную на звуках тонического трезвучия в ре мажоре).

      2 этап. Повторение пройденного материала.

      Учитель: Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. Презентация. Слайд 2.

      Учитель: Ребята, вспомните, в творчестве каких композиторов вы встречались с детскими образами?

      Дети: В творчестве П.Чайковского и С.Прокофьева.

      Учитель: А как называются сборники, посвященные детям, созданные этими композиторами?

      Дети: “Детский альбом” П. Чайковского и “Детская музыка” С Прокофьева.

      Учитель: Ребята, сейчас работаем по группам. Я вам раздаю карточки с названиями пьес из “Детского альбома” П. Чайковского и “Детской музыки” С. Прокофьева. Соотнесите названия пьес с именами композиторов и названиями сборников. Приложение 1. Дети выполняют. Учитель c детьми вместе проверяют, затем озвучиваются верные ответы.

      Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы “В детской. Игры и игрушки”.

      Дети: рассуждают, предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка.

      3 этап. Изучение нового материала. Презентация. Слайд 3

      Учитель: Ребята, детские образы создавали не только П. Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М. П. Мусоргский (1839-1881). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.

      Учитель: Ребята, посмотрите, как выглядит обложка издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин. Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке? Кого мы видим на ней? Презентация. Слайд 4.

      Дети: Мы видим няню, которая ставит ребенка в угол за непослушание, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.

      Учитель: Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка. Презентация. Слайд 5.

      Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

      Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он? (Слушание: “С няней”). Приложение 2.

      Учитель: Сколько исполнителей?

      Учитель: Сколько действующих лиц в песне и кто они?

      Дети: Двое: няня и малыш.

      Учитель: Кто главный рассказчик?

      Дети: Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.

      Учитель: А образы скольких сказок раскрываются в песне?

      Дети: Образы двух сказок теснятся в голове ребенка.

      Учитель: О ком идет речь в первой сказке?

      Дети: О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали.

      Учитель: О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка?

      Дети: Веселая и смешная – о хромом царе, который “как споткнется, так как гриб вырастет” и чихающей царице. Она “как чихнет, так стекла вдребезги!”

      Учитель: Интонации какого характера преобладают в начале песни?

      Дети: спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение.

      Учитель: Как бы вы произнесли слова “расскажи мне нянюшка, расскажи мне милая”? Что происходит с интонацией? (Дети произносят выразительно и просяще).

      Учитель: Что происходит с голосом, с интонацией?

      Дети: Голос повышается, затем понижается.

      Учитель: А теперь послушайте, как звучит эта фраза у Мусоргского? (Поет учитель, затем интонируют все дети).

      Дети: Мелодия с высокого звука спускается вниз, она звучит так, как и в речи.

      Учитель: Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речетативом. Мусоргский был большим мастером воплощения человеческой речи (яркой, выразительной, самобытной) в музыке. И мелодия поднимается и опускается на тех звуках, которые мы бы в речи повысили или понизили.

      Учитель: Когда малыш вспоминает про буку страшного, меняется ли музыка? И почему?

      Дети: Да, она становится тревожной, более волнительной, громкой, потому что ребенок переживает эти страшные события, он боится.

      Учитель: А меняется ли музыка, когда малыш вспоминает сказку веселую, про царя с царицей?

      Дети: Она звучит весело, ярко и смешно.

      Учитель: Какую сказку все-таки решил послушать ребенок на ночь?

      Дети: Веселую, “ту, смешную-то”.

      Учитель: Вот так автор очень ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

      А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу “Нянина сказка” из “Детского альбома” и сравним ее с песней “С няней” М. Мусоргского. Презентация. Слайд 6.

      Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: “Нянина сказка”). Приложение 2

      Учитель: Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?

      Дети: Беспокойство, волнение, тревогу.

      Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души?

      Дети: Мелодия - отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий.

      Учитель: Почему именно такой характер музыки и такие средства использует композитор? О ком рассказывает няня малышу?

      Дети: О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша.

      Учитель: Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?

      Дети: В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.

      Учитель: В чем различие?

      Дети: Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне.

      Учитель: Сегодня в нашей детской прозвучит еще одна песня М. Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”. Презентация. Слайд 7.

      Послушайте песню, о чем в ней рассказывается. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? (Слушание: “С куклой”). Приложение 2.

      Дети: В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу Тяпу спать и поет ей колыбельную песню.

      Учитель: Какие интонации подсказывают, что это колыбельная?

      Дети: Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”.

      Учитель: Кому подражает девочка?

      Дети: Своей маме, няне.

      Учитель: Сразу ли “засыпает” Тяпа?

      Дети: Нет, она не слушается.

      Учитель: Что тогда делает девочка?

      Дети: Она начинает пугать букой, подражая своей няне. Мотив колыбельной прерывает сердитый окрик: “Тяпа, спать надо!”

      Учитель: При этом, наверное, Тяпа получает изрядный шлепок. Но засыпает ли Тяпа после этого?

      Учитель: Как ведет себя девочка?

      Дети: Она начинает рассказывать о том, что можно увидеть во сне: остров чудный, груши наливные, золотых птичек, поющих днем и ночью.

      Учитель: Как звучит в этот момент музыка?

      Дети: Она успокаивается, льется мягко и плавно, колыбельная продолжается.

      Учитель: Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка?

      Дети: Да, укачала. Девочка поет тише и тише, спокойнее с перерывами. Тяпа успокаивается и засыпает.

      Учитель: Посмотрите на репродукцию картины художника М. Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М. Мусоргского и почему? (Ответы детей). Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М. Мусоргский.

      4 этап. Вокально-хоровая работа. Презентация. Слайд 8.

      Конечно, в разные игры могут играть дети в детской. Представьте, что к вам в детскую зашла маленькая пушистая кошечка. Вы хотите с ней поиграть, погладить ее.

      Учитель исполняет песенку “Киска” и разучивает с ребятами по фразам с пластическим интонированием. Дети поют, “зовут” киску, показывают лапки-царапки, мягкие лапки, “дают” молочка, гладят лапки и ушки. Отвечая на вопрос, как вы должны спеть, выбирают такие характеры звучания, чтобы “киска услышала и прибежала” (выбирают громкое исполнение). Когда речь идет о царапках, дети выбирают резкое звучание. Мягкое звучание выбирают на словах “мягонькие лапки”. Приложение 1.

      Учитель: Ребята, играя, все вы любите подражать и изображать разных зверюшек, животных, птичек, например, утят. А во главе, конечно, мама – капитан. Приложение 1.

      Презентация. Слайд 9

      Дальнейшее разучивание и исполнение песни “Наша мама – капитан”. (Работа над выразительностью исполнения, четкой дикцией, пофразным дыханием, чистым интонированием), пение с движениями.

      5 этап. Подведение итогов. Презентация. Слайд 10.

      Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М. Мусоргский и П.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей…как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.

      Учитель: Ребята, что запомнилось вам сегодня на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?

      1-й слайд. Игры и игрушки в «Детском альбоме» П. И. Чайковского.

      2-й слайд. ГБОУ детский сад компенсирующего вида №778 ВАО г. Москвы.

      Подготовили презентацию и провели музыкальную гостиную: Ларионова Валентина Николаевна- воспитатель, Шинкарева Светлана Вячеславовна –воспитатель, Стрельбицкая Ирина Евгеньевна –музыкальный работник.

      3-й слайд. Цель и задачи:

      1. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения.
      2. Развивать музыкально-творческую активность детей.
      3. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкального произведения.
      4. Привлечь родителей к активному участию в жизнедеятельности детского сада.
      5. Развивать театральные и художественные способности детей.
      6. Передать музыкальное восприятие музыки в рисунке.
      7. Оформить выставку « Куклы – самоделки».

      4-й слайд. «Детский альбом» П. И. Чайковского.

      5-й слайд. Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», написан П. И. Чайковским в 1878 году и посвящен любимому племяннику Володе Давыдову. Композитор с большой нежностью и любовью относился к детям, принимая участие в детских играх, наслаждаясь их непосредственностью. Светлый, радостный мир ребенка нашел отражение в творчестве П. И. Чайковского.

      6-й слайд. «Игры в лошадки».

      7-й слайд. Какие красивые лошадки! С пушистыми хвостами, с гривами, с уздечками, седлами и поводьями.

      Лошадка
      Я люблю свою лошадку.
      Причешу ей шерстку гладко,
      Гребешком приглажу хвостик
      И верхом поеду в гости.
      (А. Барто)

      На лошадку я сажусь,
      И за гриву я держусь.
      Как же быстро мы скакали,
      Так, что очень мы устали.
      (Н. Горецкая)

      Мне лошадку подарили,
      Я скачу день на пролёт.
      Хороша моя лошадка,
      Никогда не устаёт. (Т. Коваль)

      9-й слайд. Музыкальная пьеса «Игра в лошадки» в исполнении И.Е.Стрельбицкой.

      10-й слайд. Как весело скакать по комнате с лошадкой и почувствовать, что это не комната, а зеленый луг.

      11-й слайд. «Игра в лошадки» в рисунках детей.

      12-й слайд. «Марш деревянных солдатиков».

      13-й слайд. Это марш игрушечных солдатиков. Слушаешь его и представляешь себе, как деревянные солдатики шагают под музыку марша.

      14-й слайд.

      Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
      Вдоль плетней, заборов и оград,

      Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
      Марширует бравый наш отряд.

      Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
      Мы легко и весело идем.

      Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
      Песню деревянную поем.

      Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
      Марширует бравый наш отряд.

      Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
      Командир ведет нас на парад.

      (В.Лунин)

      15-й слайд.

      Раз, два, чётким шагом,
      Дружно, всем отрядом
      Мы в дозор выходим в час ночной.
      Рады нам игрушки,
      Зайцы и лягушки,
      И кивает кукла головой…
      И шагает гордо,
      Ставит ногу твёрдо
      Деревянных воинов отряд.
      Мы стоим на страже,
      Нам никто не страшен!
      Будет нам наградой куклы взгляд!
      (И. Маслов)

      16-й слайд. «Марш деревянных солдатиков» в рисунках детей»

      17-й слайд. П. И. Чайковскому удалось глубоко проникнуть в мир детской фантазии. Замечательна в этом отношении маленькая трилогия – «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Это игра в «настоящую жизнь», поэтому так серьезно и эмоционально композитор рассказывает об этих сценках-событиях. «Болезнь куклы».

      Композитор рассказывает о девочке, у которой заболела кукла.

      Моя кукла Лена,
      Видно, заболела!
      Не хочет кушать кашки,
      Не смотрят больше глазки.
      Не идёт со мной гулять.
      Нужно доктора позвать.
      (И. Горбачева)

      Заболела моя кукла,
      Слово «ма-ма» прохрипела.
      Я не знаю, что и думать,
      Целый день я с ней ревела.
      Не хотела слушать сказки,
      Не моргают даже глазки,
      В шарф её запеленала,
      В помощь мамочку позвала.
      (Л. Алейникова)

      19-й слайд. Грустными интонациями мелодия передает печальное настроение, которым охвачены маленькие хозяйки больных кукол.

      Девочкам жалко кукол. Ведь у них доброе сердце и они, конечно, жалеют свои игрушки.

      20-й слайд. «Болезнь куклы» в рисунках детей.

      21-й слайд. «Болезнь куклы» в рисунках детей.

      22-й слайд.

      Подарили куклу
      Мне на день рожденья.
      Это просто чудо,
      Радость и везенье.
      Бросила игрушки,
      Только с ней играю.
      Обо всём на свете
      С Машей забываю.
      Я кормлю и мою
      Милую подружку,
      Спать кладу в кроватку
      Машу на подушку.
      Мы гуляем с куклой,
      Делаем зарядку,
      Вместе привыкаем
      С Машенькой к порядку.
      Куклу берегу я,
      Я её лелею,
      С ней я стала лучше,
      Стала я добрее…
      (Г.Гостюхина)

      23-й слайд. Восторженная радость, неподдельное детское счастье звучит в пьесе «Новая кукла», переданной Чайковским светлыми красками в вальсовом ритме.

      24-й слайд. «Новая кукла» в рисунках детей.

      25-й слайд. Куклы своими руками.

      Кукла – главная игрушка. А если кукла, сделанная руками мамы, то она становится самой любимой. Ведь делая эту игрушку, мама вложила в неё своё тепло, доброту и любовь.

      29-й слайд. Музыкальная гостиная «Игры и игрушки в музыке П. И. Чайковского к «Детскому альбому» вызвала большой интерес у детей и была проведена в неделю Игры и игрушки в детском саду.

      Рисунки выполнили дети подготовительной группы: С. Янкин, Ж.Лукацкая, К.Панин, К.Столяров, Н.Сулейманов, Н.Малинина.

      Читайте также: