Мягкая игрушка для ребенка психология

Обновлено: 28.03.2024

Знакомьтесь, еще один мучитель детских душ – монстр Хагги Вагги.

Ну, какой же он мучитель, скажут, те, у кого дома есть игрушка синего зубастого Хагги Вагги. Ведь дети его так любят. Они рисуют про него истории. Они готовы с ним спать.

Но цена этой «любви» дорого обходится беспечным родителям.

Они, к сожалению, не видят связи между тем, что в доме появилась игрушка- монстр и тем, что ребенок:

  • стал раздражительным;
  • практически не играет в развернутое сюжетные игры;
  • часто агрессивно реагирует на любые высказывания или поступки окружающих людей;
  • говорит, что ему скучно, что ему ничего не интересно.

Специалисты видят в этом признаки депрессивного расстройства.

А виной всему может быть тот самый любимчик Хагги Вагги. Предлагаю с ним познакомиться поближе.

Монстры в детской субкультуре «вырастают, как грибы после дождя». Хагги Вагги, совсем молод. Это герой в компьютерной игре, сделанной на индийской студии в октябре 2021 года.

По сюжету милая пушистая игрушка стала монстром, когда на фабрике игрушек что-то сломалось.

Вторая версия – это работник фабрики игрушек, над которыми ставили жестокие эксперименты, в результате чего, он стал таким кровожадным зубастиком. Это предыстория игры. Тот, кто играет, попадает на уже заброшенную фабрику и пытается спастись от Хаги Ваги.

Интернет-ресурсы, от Тик Тока до геймерских блогов, бодро рапортуют о победном шествии синего монстра по планете. В честь него рисуются аниме, снимаются блогерами ролики, ему посвящаются песни, рисунки. Монстр из злого в творчестве его поклонников превратился в доброго, милого, застенчивого. Вроде бы в этом нет ничего страшного. Но, это для нас, для взрослых, способных различать границы вымышленного и реального мира.

Для детской психики, особенно дошкольников, такие метафоры крайне опасны. Ребенка в душе создаются эмоциональные качели. Непонятно, нужно любить этого Хагги Вагги или всячески избегать, бояться?

Можете себе представить, чтобы любимец многих поколений детей Винни-Пух вдруг стал монстром? Например у него выросли огромные зубы, как у Хагги, после того, как его ужалила пчела-монстр.

Он беспощадно сожрал Пятачка и Кролика и стал гоняться за Кристофером Робином. Но когда действия пчелиного яда закончилось, он стал прежним, милым, добрым Винни Пухом. Будет после этого отношение к данному герою прежним?

Любовь к Хагги Вагги, замешанная на противоречивых эмоциях – это опасная психологическая ловушка. «Любить и одновременно бояться», «желать и одновременно ненавидеть» – эти эмоции сопровождают любое девиантное поведение.

Например, игроман любит и одновременно ненавидит рулетку казино. Она дарит ему надежду на богатство, но в тоже время разрушает его текущую жизнь. Экстремал не может жить без опасных прыжков в пропасть. При этом рассуждает, как здравый человек, понимая что, если он погибнет, то оставить сиротами свою семью. Но бездна манит его.

Опасность таких эмоций еще и в том, что они требует постоянной подпитки, как наркотики. Потому что держат организм в постоянном эмоциональном напряжении, не дают ему расслабиться.

Но наши адаптивные способности тоже не дремлют. Человек, привыкает и к этому уровню напряжения и начинает искать все более сильные эмоции.

Детские психологи всячески советуют избегать образов, ситуаций которые способных вызывать противоречивые эмоции.

Игра с Хагги Вагги может вызвать депрессивное расстройство потому, что ребенок подсознательно перестает верить в свои силы, в силы человеческого разума. Такие игрушки внушают, что зло, все равно, сильней и в любой момент может вернуться.

То, что Хагги Багги вреден для детской психики, я свидетельствую как психолог-практик.

Вот два моих случая.

1. В индивидуальной работе с ребенком

Интеллектуально развитый мальчик 7-ми лет стал проявлять агрессию к сверстникам, вспыльчивость, обидчивость.

На вопрос «Как ты думаешь, что могут тебе сделать все эти люди?» (которых он обидел) он отвечает, что «могут напасть и искалечить меня, как один монстр, имя которого я даже произносить боюсь».

Отражаю его эмоции:

– То есть этот монстр настолько страшен, что даже имя его произносить страшно.

– Да, это так – говорит мальчик. Но, проявив доверие, добавляет, – но я вам все-таки его скажу. Это Хаги Баги.

Обратите внимание, каким ребенок по размеру нарисовал себя, а каким Хагги Вагги. В ходе терапевтической работы, между ними встал защитник. Потом мы оторвали часть листа с монстром, и разорвали на мелкие кусочки

Обратите внимание, каким ребенок по размеру нарисовал себя, а каким Хагги Вагги. В ходе терапевтической работы, между ними встал защитник. Потом мы оторвали часть листа с монстром, и разорвали на мелкие кусочки

2. Игры с Хаги Ваги в группе, когда оставалась вместо воспитателя с детьми

Девочка принесла две мягкие игрушки: Хагги Баги и его розовую подружку Киси Миси. При этом она испытывает гордость, что у нее есть такие игрушки. На вопрос «Они больше, добрые или больше злые?» , девочка замялась, стала прятать глаза, перевела разговор на другое.

Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» - выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.

У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.

У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.

Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» - британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.

- Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, - объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА . – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.

Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?

Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.

Игрушка научит заботиться.

Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»

Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.

Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

Он улетел, но обещал вернуться!

Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).

Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.

Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.

Большие и маленькие, любимые и не очень – мягкие игрушки есть у каждого в доме. Даже если в нем нет малышни.

Какое же психологическое значение имеют мягкие игрушки? В чем их прелесть и скрытый смысл?

Я разберу 3 типичных смысла мягких игрушек.

Переходный объект

В жизни ребенка есть важный период – когда мама отдаляется.

Исходно ситуация выглядит так: младенец пищит – мама откликается.

Затем схема "крик-отклик" расширяется до "крик - пауза - отклик".

Пауза становится все больше – в идеале мама уходит или не откликается до того момента, когда это еще переносимо для ребенка.

После мама уходит "надолго" (для каждого это свой период). В этот момент символом "меня любят, обо мне заботятся" становится переходный объект:

  • любимое одеяльце;
  • ночник;
  • мягкая одежда;
  • мягкие игрушки.

❗ Переходные объекты – игрушки – согласно Википедии, создают ощущение психологического комфорта . А по сути, заменяют маму и напоминают про ее существование.

Недостаток детства

Если в вашем детстве было мало игрушек или вас их невовремя лишили, вам захочется это восполнить.

Поэтому если вы себя окружаете игрушками, если любите определенную игрушку, купленную уже во взрослом возрасте, возможно, у вас был дефицит детского опыта.

❗ Когда вам хочется купить себе игрушку – не отказывайте себе в этом. Восполнить дефицит, который тянется из детства, возможно!

Объект для взаимодействия (от заботы до манипуляций и трёпки)

Агрессия – штука сложная. Но и забота – тоже.

Если вы любите возиться с мягкими игрушками, взаимодействовать с ними, то вы словно "тестируете" на них новый опыт.

Второй вариант – вы отыгрываете на этом объекте то, чего не допускаете в отношениях с другими людьми (или вам это можно, но вам этого мало в настоящих, живых отношениях).

С игрушками тискаются, обнимаются, нежничают.

Ими манипулируют (закручивают ручки, ножки, заламывают ушки, "водят" носом).

На них вымещают агрессию, в том числе нежную – жмякают, тыкают и даже могут побить вместо кого-то другого.

Детские психологи уверены: если ребенку придется выбирать только одну игрушку, это обязательно будет мягкая игрушка. От плюшевых медведей до текстильных кукол, от розовых фламинго и щенков до слонов и единорогов — даже в эпоху онлайн-игр и интерактивных питомцев мягкие игрушки не утратили привлекательности в глазах детей. В чем секрет популярности плюшевых зверей? Этот вопрос мы задали детскому психологу и вот какой ответ получили.

Детский психолог назвал 7 причин купить мягкую игрушку каждому ребенку

7 причин, по которым дети любят мягкие игрушки

№1. Они всегда улыбаются. Плюшевые утята, единороги, львы и бегемоты неуязвимы к жизненным неудачам. Независимо от того, сколько раз их роняли, бросали на пол или забывали на улице под дождем, они всегда встречают своих юных владельцев жизнерадостной улыбкой. Эти расплывающиеся в улыбке мордашки делают мир ребенка лучше, что бы ни происходило в его жизни. Родители могут отругать, учитель поставить плохую оценку, а старшая сестра накричать из-за сломанных наушников, но плюшевый медведь никогда не разозлится, не отругает и не разочаруется.

№2. Они всегда выслушают и поймут. Какое бы горе не случилось в жизни ребенка, он всегда может обнять своего мягкого бегемота, выговориться ему и поплакаться. Когда обида бьет ключом и наказание родителей кажется несправедливым, верный плюшевый друг всегда выслушает и никогда не бросит.

№4. Они дарят теплые объятия. Зачем ребенку мягкая игрушка? Психологи отвечают: чтобы обниматься. Ничто так не прогоняет хандру, как теплые уютные объятия, которые будут длиться ровно столько, сколько этого хочет ребенок. Мишки не будут вырываться из детских объятий и не смогут отвлечься на телефонный звонок. Объятия плюшевого медведя успокаивают. Когда ребенок сжимает мягкое и теплое тело игрушечного зверя, все беды и тревоги уходят. Ни одна модная кукла из пластмассы, робот или машинка не могут подарить такого эффекта.

№5. Они остаются с нами на всю жизнь. В отличие от других забав мягкие игрушки могут провести с человеком всю его жизнь и даже достаться его детям. Легко стираются и не распадаются на части как те самые пластиковые куклы, машинки и роботы. Лапу можно пришить, хвост подремонтировать, а носит приклеить суперклеем. Мягкая игрушка — надежный друг, который никогда не бросит, чтобы не случилось.

№6. Они развивают детскую речь. На вопрос зачем детям мягкие игрушки, у педагогов один ответ: для развития речи и социальных навыков. Когда малыши заставляют плюшевых бегемотов и медведей вести диалоги и рассказывать друг другу истории, ребенок в игровой форме развивает речь и закладывает основу для чтения и письма. Также с помощью плюшевых зайцев и кроликов дети учатся дисциплине и жизни в социуме.

№7. Они учат состраданию, заботе и любви. Психологи советуют покупать мягкие игрушки детям и представлять их как члена семьи, нуждающиеся в заботе, сочувствии, сострадании и любви. В игровой форме ребенок учится принимать потребности игрушки. Медвежонка нельзя бросать и бить, потому что ему больно, а если он упал, его нужно обязательно пожалеть и обнять.

Как и взрослые, дети чувствуют беспокойство и тревогу. Для этих маленьких людей мир — пугающее место, где все чужое и незнакомое. Один из самых простых способов расслабиться и ощутить комфорт — обнять любимое пушистое животное. Мягкие игрушки прекрасно успокаивают в стрессовых ситуациях. Как бы не было страшно (например, на приеме у врача), плюшевый мишка дарит утешение и создает иллюзию, что рядом находится любимый человек. Плюшевый друг помогает адаптироваться к новым условиям. Например, когда малыш переходит из колыбели родительские спальни в отдельную детскую комнату или первый раз идет в детский садик. Держа в объятиях любимого друга, легче переносить разлуку с мамой и период, когда у тебя совсем нет друзей. Для многих людей мягкая игрушка навсегда остается лучшим другом, с которой они не расстаются в школьные и студенческие годы, после свадьбы и даже рождения собственных детей. Также психологи рекомендуют покупать мягкие игрушки замкнутым детям, которые сильно привязаны к родителям. Ребенку будет легче отпустить маму на работу, если он останется дома с милым пушистым зайцем. Также ему будет проще привыкнуть к яслям и детсаду. Если пушистый кролик уже сидит в автомобиле и жаждет встретить новых друзей, малыш с удовольствием составит ему компанию.

7 причин купить мягкую игрушку

Когда следует купить ребенку первую мягкую игрушку

Педиатры не советуют покупать плюшевых зверей детям до одного года. Первые 12 месяцев карапузу лучше всего спать одному в просторной кроватке, чтобы предотвратить риск удушья и других несчастных случаев. Как только малышу исполнится год, он может начать делить свою кроватку с плюшевым зайцем. Важно, чтобы мягкий зверь не был слишком большим и никогда такого же роста как ребенок. карапуз должен иметь возможность легко его носить в руках и обнимать. С маленькими бегемотами и единорогами не только удобно спать, но и кататься в коляске, ходить в детский сад и в гости к маминым подругам.

Малыш, обнимающий плюшевого мишку или идущий куда-то, зажав в кулачке уши любимого зайки, – это всегда очень мило. И нетрудно понять, отчего он не хочет расставаться с игрушкой, ведь она такая мягкая и приятная, с ней так хорошо обниматься.

Но почему на самом деле плюшевые друзья так важны для детей? Как они могут повлиять на развитие маленького человека и что подскажут внимательному родителю? На эти и другие вопросы отвечает нейропсихолог Анастасия Глебова.

Зачем ребенку нужен плюшевый друг

Игрушки созданы для игры и для радости. В этом плане у детей и взрослых, которые покупают себе новый телевизор или квадрокоптер, все одинаково. Всякий новый предмет первым делом становится компаньоном в игре и источником творческих идей. А вот дальше возможны разные сценарии.


  • Очень часто ребенку достаточно нескольких дней, а то и часов, чтобы полностью насытиться подарком. После этого плюшевый зверь оказывается в большой корзине со множеством других таких же игрушек.
  • Если повезет, игрушка зацепит малыша по-настоящему и на ближайшие несколько недель станет для него самой любимой. Он будет заниматься именно ей и станет всюду носить с собой. Но однажды все-таки наиграется и переключится на что-то новое.
  • А еще нередко случается так, что плюшевый друг приобретает для ребенка действительно особое значение. И тогда без него малыш не ляжет спать, не пойдет гулять и не сядет за стол.

Тому есть две основные причины.


Причина первая: потребность во внимании

Когда у ребенка появляется по-настоящему любимая игрушка, она перестает быть для него просто неодушевленным предметом, а превращается в важный объект. Что это значит? Если малыш очень привязан к своему мишке или зайцу, стоит рассмотреть вероятность, что ему на самом деле не хватает каких-то эмоциональных контактов со значимыми взрослыми (мамой, папой, бабушкой или старшим братом).


Очень важно эту вероятность не рассматривать как несомненный жесткий факт, а просто осознавать, что даже самому залюбленному и зацелованному ребенку может казаться, будто ему не додают внимания. Что ж, он имеет на это право.

В этом случае родитель должен понимать: очень здорово, что такая игрушка есть. Она дает ребенку возможность восполнить то, чего ему не достает.


Причина вторая: поддержка и уверенность

Даже взрослым иногда требуется «помощник». Когда нам предстоит важная встреча или решающая поездка, мы, иногда сами того не замечая, можем крутить в руках телефон или ручку, держать для солидности блокнот или папку с документами, а то и вовсе положить в карман небольшой предмет, который «приносит удачу», и тихонько стискивать его, пока никто не видит. Нам очень нужен такой объект, на котором можно вымещать свою неуверенность или тревогу, постепенно выходящую из тела через пальцы рук.

Кроме того, такой предмет является своего рода повышением статуса в глазах окружающих: смотрите, я пришел не один, а с «помощником» (документами или, в случае с ребенком, плюшевым мишкой). И это очень хорошо для поднятия бессознательной самооценки.


Причина третья: эмоциональное развитие

Часто в интернете можно найти информацию о том, что мягкая игрушка развивает в ребенке умение заботиться, чувствовать чужие эмоции и проявлять свои собственные. Это не совсем так.

Сама по себе игрушка не является развивающим предметом, данная функция у нее появляется только в том случае, когда взрослый целенаправленно начинает разговаривать с малышом и учить его: «Давай уложим мишку спать»; «Посмотри, зайке грустно, потому что. »; «Котик хочет извиниться, потому что понял, как не надо делать»… В подобных диалогах плюшевый любимец в самом деле может стать бесценным помощником родителя.


Ребенок привязан к игрушке – это хорошо или плохо?

Хорошо, когда у ребенка есть любимая игрушка, которую он выделяет среди других. Это означает, что его отношения со взрослыми тоже стабильны и у него уже есть навык выстраивания долгосрочных взаимоотношений (даже если это просто игрушка).

Если же ребенок ни к какой игрушке не привязывается, это не обязательно плохо и может быть просто особенностью характера. Но следует помнить, что иногда такая черта является маркером отсутствия эмпатии либо неспособности различать эмоции (ни свои, ни чужие).


На что смотреть при выборе мягкой игрушки для малыша

Прелесть мягкой игрушки именно в том, что она мягкая. Ее можно обнимать, класть с собой в постель, прижимать к лицу и наслаждаться тактильными ощущениями. Но в случае с маленьким ребенком очень важно, чтобы плюшевый друг отвечал ряду определенных критериев.

Экологичные

Чем более натуральными будут материалы, из которых изготовлена мягкая игрушка, тем лучше. Стоит помнить, что малышам свойственно тянуть в рот все, что попадается под руку, и ухо медведя не станет исключением. Избегайте синтетики, никогда не покупайте игрушки с резким запахом и по возможности отдавайте предпочтение проверенным производителям, чья продукция проходит строгий контроль качества.


Безопасные

Чем младше ребенок, тем строже требования к игрушке. Детали декора должны быть либо вышиты, либо представлять собой часть рисунка на ткани. Все, что прикреплено на клей или две тонкие ниточки, легко может оказаться во рту у малыша. Также избегайте игрушек со слишком длинным и легко выпадающим ворсом.

Подходящего размера

Огромный плюшевый медведь размером с кресло, быть может, порадует девочку-подростка, но никогда не станет другом малышу.


Нравятся самому ребенку

Давайте малышу шанс самостоятельно выбрать ту игрушку, которая ему нравится. А чтобы не покупать что-то совсем уже некрасивое (у детей порой странный вкус), предлагайте выбор из нескольких вариантов.

Позитивные

С большой осторожностью стоит покупать игрушки, изображающие агрессивных и злых героев: неосознанно ребенок будет переносить на себя их негативный образ, а это не всегда уместно. Также избегайте без необходимости дарить игрушки с грустным или сердитым выражением лица. Такие персонажи полезны только в том случае, когда родитель осознанно хочет проработать с малышом негативные эмоции.


Простые

Игрушки со встроенным механизмом могут быть очень интересны ребенку, но при покупке надо помнить, что, как правило, они очень сложны в уходе. Кроме того, говорящие зверюшки в меньшей степени стимулируют воображение.

Подходящие по возрасту

Детям до полугода вообще нет большой разницы, что дадут им в руки. Про таких малышей стоит помнить, что они лучше всего реагируют на черный и белый цвета, а остальные почти не различают. Зато такой крохе будет очень полезно подарить игрушку-грелку.


После года ребенок уже понимает образы: что такое кошка, собака, птичка. Если эти образы нереалистичны (игрушка со слишком большой головой, гигантскими глазами или кислотного цвета), у малыша в сознании может произойти искажение реальности. Это не критично и скорректируется со временем, но зачем усложнять? К тому же слишком яркие цвета могут стать раздражителем для психики, а родители очень часто и сами не могут правильно назвать оттенок.

С пяти лет понимание мира у ребенка уже сформировано, поэтому ему можно смело позволить выбирать любую нереалистичную игрушку по своему вкусу.

Кстати, любовь к мягким игрушкам у некоторых сохраняется на всю жизнь. Признавайтесь, какой плюшевый друг живет с вами с самого детства?

Читайте также: