Мягкие игрушки унесенные призраками

Обновлено: 24.04.2024

Прошло уже более 20-ти лет со дня выхода одного из самых знаменитых мультфильмов в истории аниме. "Унесенные призраками" - это название на слуху не только у поклонников данного жанра и людей, знакомых с творчеством Хаяо Миядзаки, но и у тех, кто далек от подобных вещей.

"Унесенные призраки", не побоюсь этого слова, можно считать одним из культовых произведений, у которого нет ни возраста, ни времени. И сейчас, и спустя долгие годы мультфильм будет по-прежнему популярен. Лично я пересматриваю его раз за разом, и мне постоянно кажется, что я смотрю его впервые.

Полнометражный мультфильм от одного из самых знаменитых сценаристов, художников и режиссеров Хаяо Миядзаки покорил сердца людей по всему миру. Также японский художник подарил нам такие произведения, как "Мой сосед Тоторо" , "Ходячий Замок Хаула" , "Принцесса Мононоке" , "Рыбка Поньо на утесе" и многие другие мультфильмы, которые мы также знаем и любим. Однако именно "Унесенные призраками" занимают отдельное место в списке прочих произведений Миядзаки.

На больших экранах по миру мультфильм вышел 20 июля 2001 года , а в России - 31 декабря 2002 года . Только вдумайтесь, прошло столько лет, а мы до сих пор смотрим мультфильм, переживаем за героев и, конечно же, пытаемся представить, что же случилось после встретились ли Тихиро и Хаку или это была их последняя встреча. Впрочем, в одном из старых интервью Миядзаки дает ответ на это, но кто нам запретит фантазировать?

И, конечно же, у любого значимого произведения есть свой скрытый смысл, спрятанный глубоко в мультфильме и его деталях. Данная статья и будет посвящена отсылкам, тайным знакам и смыслам в "Унесенных призраками".

Предупреждение: в статье содержатся спойлеры.

Сюжет: переезд в мир призраков

Прежде, чем мы перейдем к самой "вкусной" и загадочной части статьи, кратко напомню о сюжете мультфильма, чтобы каждый, кто еще не посмотрел (советую срочно посмотреть, оно того стоит!) данный мультфильм.

Итак, с чего все началось: десятилетняя девочка по имени Тихиро переезжает вместе с родителями в новый дом. Она страдает всю дорогу по своей старой школе, друзьям, дому. Новый город, что похож скорее на деревню, не нравится девочке - она бы предпочла бы вернуться обратно. Впрочем, она еще не знает, что возвращение ни ей, ни родителям не грозит, ведь впереди Тихиро уготованы куда более увлекательные и страшные приключения.

Отец семейства решает срезать дорогу и сворачивает е на тот путь. Как говорится, поворот не туда, что стоил им достаточно дорого.

Они доезжают до конца пути, встречая странные домики, расположенные по бокам дороги. Как объясняет Тихиро мать, это часовенки - домики для богов. Они заброшенные, грязные, поросшие мхом и всеми забытые.

Дорога заканчивается тоннелем, рядом с которым стоит камень в виде божка. Кажется, в отличие от родителей, только у десятилетней Тихро есть хоть какие-то мозги. Она не желала заходить в странный тоннель, но и оставаться один на один с каменным богом неясного происхождения страшно. Деваться некуда - придется идти с родителями.

Тоннель оказался никаким не тоннелем, а самым настоящим вокзалом. Они даже слышат звук поезда, но ни железной дороги, ни самих поездов, ни тем более пассажиров нет.

Они выходят из тоннеля и видят перед собой только заброшенные дома
пустоту - ни одной живой души. С довольным видом отец семейства сообщает, что скорее всего это заброшенный парк аттракционов. Что сподвигло этих людей идти дальше не ясно, но они продолжили свой путь, надеясь, что парк еще работает (как будто было не ясно, что место, как минимум, странное).

Вокруг они видят только закрытые лавки с едой. Возможно, им бы хватило ума повернуть назад, если бы в один миг они не почувствовали вкусный запах еды. Тут встает вопрос, неужели родителей не напрягло, что в заброшенном "парке аттракционов", где нет ни одного работника и вообще ни одной души, вдруг послышался запах горячей еды? Ладно, не будем придираться, иначе бы мультика не существовало :)

Так, перед родителями стоит лавка, наполненная различными вкусностями. От увиденного у любого потекут слюнки. Не устояли от искушения и родители девочки. Они бесцеремонно, не спросив разрешения хозяев, сели есть, сказав, что оставят деньги потом. Поступок поистине свинский.

Тихиро и вправду оказалась умнее - она отказалась от еды и пошла дальше исследовать "заброшенное" место. Так, она случайно выходит к купальням - купальни "Абура-я". Внизу она замечает проезжающий прямо по воде поезд и впервые встречается с Хаку - речным богом, что когда-то в прошлом ушел работать к злой колдунье.

Хаку взволнован встречей с живым человеком. Он приказывает Тихиро бежать, пытаясь задержать время, но Хаку не успевает. На городок ложится темнота, зажигаются фонари, и мир, что некогда казался живым, превращается в обитель призраков. Родители девочки становятся свиньями.

Так Тихиро остается одна. Ей предстоит выжить в мире духов, где царят свои законны и порядки, спасти родителей, вернуться и не забыть, кто она такая и как ее зовут.

К сожалению, как и другие произведения Хаяо Миядзаки, "Унесенные призраками" не получили продолжение. Конечно, хорошо, что авторы не стали растягивать сюжет на несколько фильмов, оставив легкий шлейф грусти и полет для фантазии. Для кого-то Хаку и Тихиро встретились в мире людей и стали жить счастливо вместе, для других же Тихиро забыла Хаку навсегда, и это была их последняя встреча.

Картина вышла и вправду завораживающая - прекрасный сюжет с глубоким смыслом и отсылками к японской культуре, мифологии и традициям, красивая яркая картинка, вдохновляющая музыка, что буквально переносит нас в мир духов, и вот мы вместе с Тихиро отправляемся на поезде в долгое путешествие.

Лично я обожаю смотреть "Унесенных призраками" летом (да-да, как вы уже поняли, порой произведение у меня ассоциируется с определенным временем года). Глядя на всю эту летнюю, яркую, теплую атмосферу мультика, волей-неволей представляешь, что вот-вот окажешься в стране призраков, будешь работать в купальнях Юбабы, по вечерам пить чай с тортом вместе с Безликим и Дзенибой, а потом прокатишься по ночном небу на белом драконе.

Что скрывают призраки?

Как уже говорилось ранее, мультфильм наполнен скрытыми смыслами и деталями, которые мы не замечаем при просмотре. В нем отражены человеческие пороки, грехи, остро социальные проблемы. Надо лишь немного "капнуть" глубже и разобраться, что скрывает в себе каждая деталь.

С первых минут нам дают понять, что путь, на который встали родители Тихиро, это не просто дорога, а настоящая тропа богов. Вспомните, сперва мы видим небольшие сооружения, которые мама девочки называет "домиками для богов". Обычно к таким небольшим алтарям приносят еду и различные подношения, чтобы задобрить богов и выказать им уважение. Потом статуя в виде бога, надписи над тоннелем и сам тоннель - все это проводники между миром живых и мертвых.

Тихиро вместе с родителями пересекает завесу миров и оказывается в обители духов, но при этом все кажется таким заброшенным, забытым. Богов забыли, бросили домики, не подносят им дары. Они ждут подарков и уважения, духи разгневаны, а поведение родителей Тихиро еще сильнее усугубило положение. Если бы они пришли с уважением, спросили бы разрешения, возможно, они бы и не стали свиньями.

Вы задумывали, а почему нас с самого начала приводят именно на вокзал? Почему мы слышим звуки поезда? В это можно вложить много смыслов и значений.

Некоторые люди не любят поезда, но в них определенно есть своя атмосфера и эстетика: звуки рельсов, специфический запах, разговоры со случайными попутчиками, пейзажи, проплывающие за окном.

Так, и Тихиро проходит через тоннель и попадает в новый мир, новую жизнь. Однако если уж она как-то пришла в эту "жизнь", то сможет и вернуться. Звук поезда - это своеобразный сигнал, дающий понять, выход есть, надо лишь его найти. Ко всему нужен свой билетик, безвыходных ситуаций нет даже в мире духов.

Кстати, вы заметили, что на вокзале мы видим три входа, один из которых привел Тихиро и ее родителей в новый мир. В Японии число 3 ("сан") - счастливое число. Как сказали бы у нас "Бог любит троицу".

Есть три пути. Возможно, автор нам говорит - ошибешься раз, два, но третья попытка точно будет счастливой. Именно твои неудачи и ошибки помогут найти тот самый третий выход - дорогу домой.

Родителей Тихиро не интересует ничего, кроме материальных вещей и еды. Отца заботит только его машина, он готов заплатить, то и дело повторяя, что у него есть деньги и кредитки, мать не далеко ушла от отца. Она думает лишь о грузовике с вещами, который скоро приедет. С первых минут, как они прошли в мир призраков, она говорит, что им стоило бы взять хотя бы бутерброды из машины. Она не обращает внимание ни на красоту места, ни на те странности, которые видит Тихиро.

Еда, на которую родители девочки накинулись с таким аппетитом, словно их не кормили несколько лет, им дороже дочери и даже собственной жизни. Вот боги им и преподносят урок - свинские поступки только для свиней.

Этим Хаяо Миядзаки говорит нам о материальности современного человека, его зависимости от еды, вещей. Автор заставляет нас задумываться - мы до отвала набиваем свои животы едой, думаем только о деньгах, о благах и соблазнах, что нас окружают, но при этом напрочь забываем про другие ценности, куда более важные. Мы выглядим, как те безмозглые свиньи, которым ничего не надо, кроме куска хлеба. Конечно, никто не говорит, что думать о собственном благополучии стыдно, просто все должно быть в меру.

Как мы помним, чревоугодие - один из семи грехов, как и жадность. Люди алчны, жадны, и вот к чему может привести эта жадность.

Впрочем, еда в мультфильме показана и вправду аппетитно. Здесь мы видим и традиционные пирожки, приготовленные на пару, и рыбу, и мясо, и рис, и сладкий картофель, различные сладости (бисквит или звездочки-леденцы, которыми питаются малыши-угольки).

Только вот еда для разных людей своя. Если родители Тихиро в силу своего невежества и неконтролируемого аппетита превратились в свиней, то для Тихиро, что стала почти прозрачной, еда - это дар богов, благословение. В отличие от своих родителей, Тихиро еще юна и невинна, она не привязана к материальным ценностям. Только она понимает, что в этом мире что-тот не так, и впоследствии лишь ей дается шанс стать "своей" среди духов.

Еще одна интересная деталь - горький пирожок, который подарил ей Дух Рек. Это высший дар от божества. Тихиро бескорыстно помогла Духу избавиться от мусора, пока остальные бросились подбирать золото. Тихиро осталась равнодушна к золоту, за это получила лекарство от любого недуга. Впоследствии она потратила его не только на себя, но и спасла других.

Имена каждого героя играют колоссальное значение в сюжете мультфильма.

Имя человека, что дается ему при рождение, имеет силу над его судьбой и жизнью, но стоит это имя отобрать, как мы забываем себя, свое прошлое, став кем-то другим. Таким человеком легко управлять.

Это и делает Юбаба. Как только человек, бог или кто-либо еще попадает в ее владения, она первым делом забирает имя и дает ему новое. Это окончательное перерождение, переход в мир мертвых. Человек, как бы умирает, чтобы стать кем-то иным. Ни Хаку, ни Тихиро не могли выбраться из лап колдуньи ровно до момента, пока не вспомнили свои настоящие имена.

Тихиро превращается в "Сен", что означает "тысяча". Возможно, сначала она кажется зрителю маленькой капризной девчонкой, что только канючит и "выносит" родителям мозг, но как мы видим, взрослые ведут себя гораздо хуже ребенка.

По ходу сюжета Тихиро раскрывается нам с новых сторон. Она самостоятельная, волевая, упрямая. Заметьте, она сама в десять лет стоит перед злой колдуньей, требует работу, даже самую грязную и черную,
доводит ее до такого состояния, что Юбаба готова ее взять уже кем угодно, лишь бы она перестала кричать.

Страх Тихиро понятен. Она маленькая девочка, что осталась совсем одна в непростом и жестоком мире духов. Она боится будущего, боится, что не сможет спасти родителей. Это нормально даже для взрослого человека, что говорить о ребенке.

Непонимание родителей, их видимое отсутствие в жизни девочки сказывается на психике Тихиро. Ей приходится меняться, подстраиваться, ломать собственные внутренние страхи и барьеры, сражаться не столько с духами, сколько с самой собой. Она учится работать, самостоятельно делать многие вещи, прежде которых она никогда не делала.

Но самое ужасное - мир изменился только для Тихиро, жизнь заиграла новыми красками лишь для девочки, а ее родители, вернувшись в мир живых, скорее всего останутся прежними. Они в отличие от дочери не прошли тех испытаний, что выпали на долю ребенка. Тихиро вынужденно повзрослела, а вот ее родители как были "свиньями", так ими остались даже в облике людей.

Тихиро добивается своего, поэтому вновь превращается из Сэн в себя прежнюю, спасает родителей и выбирается из мира мертвых. Она не равнодушна, девочка помогает даже духам. Тихиро стойко справляется с любыми испытаниями, и в конце ей рады даже те, кто раньше отказывался с ней просто рядом стоять.

Дракона Хаку в прошлом звали Нигихаями Кохакунуси - «хозяин Янтарной Реки». Когда реку, в которой чуть не утонула Тихиро, засыпали, божеству не оставалось ничего делать, как пойти на работу к Юбабе. Так он забывает себя, становится Хаку, работает правой рукой колдуньи, и только вспомнив свое прежнее имя, получает шанс вырваться на свободу.

Что интересно, эту свободу он получает благодаря Тихиро. Девочка оказалась в стране призраков не просто так. Долгие годы она, самая того не помня, ходила у Хаку в должниках. Именно дракон спас ее тонущую из реки. Теперь настало и ее время отдать долг тому, кто так отчаянно нуждался в помощи.

В моменте с рекой отражена одна из самых насущных проблем мира - проблема с ухудшающейся экологией на нашей планете . Люди убивают природу, покрывая Землю бетоном, новыми постройками, высотками. Мы уничтожаем реки, леса, озера, заповедники и другие красоты, что дает нам природа. Лесным жителям, речным духам некуда деваться. Природа страдает, а мы погрязли в бетоне.

Тоторо, Швейные Поделки, Шитье, Проекты Поделок, Простые Поделки, Идеи Для Поделок, Войлочные Куклы, Куклы Из Ткани, Ремесла

Susuwatari Studio Ghibli Miyazaki Spirited away stud by TiViBi, €5.00 Изделия Из Полимерной Глины, Предметы Из Полимерной Глины, Предметы Искусства Из Полимерной Глины, Серьги Из Полимерной Глины, Бисквит, Серьги, Браслет Браслеты

Войлочная Вышивка, Дизайны Вышивки, Розовая Ткань

Sin cara está hecho con fieltro blando (paño lenci), hilo de bordar, ojos de seguridad de 6mm, relleno con polyfill y un poco de lavanda. Medidas: - 3.5 pulgadas de alto (9 cm) / 2.4 pulgadas de ancho (6 cms) Colores: - Blanco, morado, rojo oscuro, negro, rojo. Ремесла Подарки, Новогодние Украшения Из Войлока, Поделки Из Помпонов

Sin cara está hecho con fieltro blando (paño lenci), hilo de bordar, ojos de seguridad de 6mm, relleno con polyfill y un poco de lavanda. Medidas: - 3.5 pulgadas de alto (9 cm) / 2.4 pulgadas de ancho (6 cms) Colores: - Blanco, morado, rojo oscuro, negro, rojo.

Хомяк БО из

Хомяк БО из "Унесенные призраками" валяние, шерсть, рукоделие, хомяк, хомяк бо, Унесенные призраками, аниме, Хаяо Миядзаки, длиннопост

Spirited Away Susuwatari Felt Doll Ooak. Ghibli. 15 cm. $16.00, via Etsy. Гибли, Растяпы, Тела, Рисунки, Путешествие В Японию

Haku and Chihiro! I'm a huge fan of Spirited Away and i absolutley love Haku. I have never even thought of drawing either of them cus i always felt that my lack of experiense would never bring out my love for it. But that day is past and i finally built up the courage to try. This is the finished result and i am really pleased! Отпечатки Пальцев Сердце Татуировки, Восход, Персонажи Диснеевских Мультфильмов, Вымышленные Персонажи, Фетр, Deviantart

Haku and Chihiro! I'm a huge fan of Spirited Away and i absolutley love Haku. I have never even thought of drawing either of them cus i always felt that my lack of experiense would never bring out my love for it. But that day is past and i finally built up the courage to try. This is the finished result and i am really pleased!


Сам Миядзаки придает большое значение моральному и философскому значению уроков, преподаваемых синтоизмом, и передает эти уроки своей аудитории через свои фильмы. Японским фанатам, которые выросли с очевидно большим знанием синтоизма, чем мы, гораздо проще рассмотреть мельчайшие детали этого фильма, поэтому мы тоже попробуем в них разобраться.

10 . Купальня создана под вдохновением от Тайваньского города Джиуфен


Это вроде бы такая мелочь, но она отлично демонстрирует готовность Миядзаки искать вдохновение в других культурах, а не рассматривать его философию как замкнутый японский цикл. Джиуфен - это небольшой туристический городок на севере Тайваня, увенчанный огромной и красивой старой чайной.

Архитектура этого чайного дома использовалась в качестве эстетического вдохновения для купальни в Унесенных Призраками. Именно его использовал Миядзаки для создания одного из самых замысловатых декораций во всей анимации.

9. Кашира - куклы Дарума


Вы можете помнить три странные зеленые головы, которые следуют за ведьмой Юбабой и подчиняются ей. Эти каширы созданы по образцу японских кукол Дарума. Дарума - это традиционные деревянные куклы размером с кулак, окрашенные в красный цвет, схематично изображающие человека без рук и ног.


Этим человеком был Бодхидхарма, буддийский монах, положивший начало дзен-буддийской традиции Японии. Говорили, что он медитировал девять лет, пока его руки и ноги не отвалились от атрофии. Куклы Дарума - это предметы для желаний: когда покупаешь такую, нужно загадать желание, а затем глаз куклы раскрасить черной ручкой. Когда желание сбывается, нужно раскрасить и второй глаз.

8. Использование японской концепции «Ма» (пустое пространство)


Во многих видах традиционной японской живописи большое значение придается использованию неокрашенного белого пустого пространства на холсте. В типичном европейском искусстве каждый сантиметр холста обычно плотно покрыт краской, но японское искусство не меньше ценит и пустое пространство (или ма), которое дает искусству больше воздуха - возможность дышать и находить равновесие.

То же самое происходит и в Унесенных Призраками. Миядзаки размещает такие моменты тихого уединения, рефлексии или простого покоя на протяжении всей истории, чтобы разбавить интенсивность действий и экшена. Эти моменты ма - передышка, вдохновленная традиционными японскими художниками, а также они помогают зрителям оценить дизайн и художественность фильма.

7. Акцент на уважении к старшим


Западным зрителям очень легко разочароваться в некоторых сценах Унесенных Призраками, особенно в первые десять минут, когда Тихиро - сообразительная, осторожная и уверенная девочка - вынуждена молчать и подчиняться воле взрослых. Ее родители жадные, и она предупреждает их об их жадности, но безрезультатно. Они поступают по-своему, несмотря на ее страхи и расстройства. Взрослые в купальне относятся к ней так же, заставляя ее вести себя как рабыня.

Япония придает большое значение возрастной иерархии, которая заложена в самом языке нации: нужно повиноваться и проявлять уважение к старшим, даже если не считаешь, что они правы. Можно сказать, что Миядзаки борется против этой традиции, показывая взрослых как наивных и глупых персонажей, в то время как Тихиро - та, кто находит решения и видит, что упускают другие.

6. Синтоистские боги живут во всем


Целый зверинец из персонажей и существ, которые пробираются через купальню, самых разнообразных по своему дизайну, являются ками (японскими богами) того или иного рода. Ками синтоизма, подобно пантеону греческих богов, воплощают все - от деревьев до существ, от воды до воздуха, каждая природная вещь на Земле имеет своего собственного бога или духа-хранителя.

Мы видим, как эти духи очищаются в ходе истории Унесенных Призраками. Это просто невероятно - взять концепцию богов, населяющих все вокруг, и придумать их внешний вид, чтобы отразить это. Фантазия, демонстрируемая в этом фильме, не имеет равных.

5. Синтоистские боги традиционно купались в деревенских банях


Причина, по которой так много внимания уделяется купальне, двояка: во-первых, смысл в "загрязнениях", вызванных человечеством, а во-вторых, в традиционной практике сельских жителей Японии, которые приглашают местных духов купаться в деревенских банях.

Купание имеет удивительно богатую историю и имеет большое культурное значение в Японии, так как многие горные деревни имеют свои собственные онсэн (горячие источники). Поэтому, проявляя доброту и гостеприимство, жители деревень обычно приглашали местных богов и духов принимать у них ванны (естественно, богам тоже нужно содержать себя в чистоте). Купальня здесь, в Унесенных Призраками, является продолжением этой философии.

4. Загрязнения человечества

Здесь мы подходим к главной теме Унесенных Призраками, которая на самом деле не уникальна для этого фильма и может быть найдена во многих работах Миядзаки (наиболее эффектно в «Принцессе Мононоке»). Твердо веря в добро и силу синтоистской веры (восхваление, уважение и гармония с миром природы), Миядзаки часто впадает в отчаяние по поводу состояния современного мира: истощение природных ресурсов, загрязнение водоемов и окружающей среды. Человечество загрязняет все вокруг самого себя.

Это наиболее ясно выражено в сцене, где Тихиро очищает духа реки, удаляя из него весь человеческий мусор и отходы, которые загрязнили и испортили его.

3. Безликий воплощает синтоистскую мораль


Синтоизм, как и буддизм и даосизм, очень сильно отличается от монотеистических религий иудаизма, христианства и ислама. Это делает более тонким акцент на действиях и последствиях этих действий. В синтоизме гораздо меньше внимания уделяется страху перед плохими поступками, за которые ты мог бы попасть в ад - вместо этого он поощряет быть альтруистом на Земле ради Земли.

Безликий буквально воплощает эту синтоистскую мораль, когда он, как ребенок, учится быть добрее, менее скупым и жадным, более терпеливым и понимающим. Он учится у Тихиро и в результате становится более «человечным».

2. Врата Тории представляют мир синтоистских богов


Тории - это большие красные деревянные (или просто каменные) врата, которые расположены перед святынями, храмами или святой землей. Они служат знаком того, что посетители собираются войти в место, где живут духи, в место, где можно поблагодарить и проявить уважение к ками природного мира. В Унесенных Призраками используется мотив Тории, чтобы подсказать зрителям, что происходит, когда Тихиро проходит под ними по пути в купальню и мир духов.

Эти красные ворота могут не иметь особого смысла для той части западной аудитории, что не интересовалась японскими традициями, но понимание того, что они собой на самом деле представляют, означает, что вы готовитесь к тому, что за ними точно будет происходить что-то волшебное.

1. Утеря синтоистских принципов в современной жизни


Это следует из представления фильма о загрязнении человечества. Миядзаки показывает нам не только то, что человечество своими действиями испортило и загрязнило мир природы. Люди и сами сбились с пути - вот, что является основной причиной.

Он считает, что недостаток внимания к синтоистическим порядкам привел нас на капиталистический путь - разрывать Землю и отравлять ее воды. Все это мы видим в Унесенных Призраками, когда узнаем, что Хаку на самом деле был духом реки Кохаку, которая высохла и была вымощена людьми за последнее столетие. Когда Хаку вспоминает, кем он является, Миядзаки призывает человечество вспомнить, что делает для нас мир природы, что мы ему многим ему должны и как мы виноваты перед ним.

Мифология современности в «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки

Безликий, культура материализма и Дух реки: разбираемся в истоках одного из самых популярных аниме в истории.

20 назад, 20 июля 2001 года, состоялась мировая премьера аниме «Унесенные призраками», впоследствии ставшего легендой. Картина не только обогнала «Титаник» Джеймса Кэмерона по кассовым сборам, но получила премии «Оскар» и «Сатурн» как лучший анимационный фильм и – что еще интереснее – «Золотого медведя», главный приз Берлинского кинофестиваля.

Главная особенность «Унесенных призраками» в том, что это отнюдь не детский фильм: история девочки Тихиро вовлекает зрителя в путешествие, предлагая почувствовать себя ребенком на сложном пути взросления. Происходящее с главной героиней учит любого, вне зависимости от возраста, простым и важным вещам: трудолюбию, смирению, самоотверженности. Универсальный визуальный язык позволил Миядзаки проговорить многие проблемы современности максимально доступно. О том, к чему и какие образы отсылают, рассказываем в нашем материале.

Куда и кого унесли призраки?

Девочка по имени Тихиро нехотя забирается на заднее сидение новенького отцовского автомобиля: впереди переезд в незнакомый город, вдаль от друзей и привычной обстановки. Родители рады переезду, чувства дочери их ни капли не волнуют: подумаешь, привыкнет! По пути девочка теребит подаренный одноклассником букетик и с грустью смотрит в окно на бегущие по небу облака: она не знает, что будет впереди, и не уверена, что это «впереди» ей понравится.

Отец пропускает поворот, новенькая полноприводная (это важно для повествования) машина не выходит из колеи, и родители решают пройтись – вдалеке видна крепость старого города, и ветер будто затягивает в тоннель-переход незваных гостей. Тихиро взволнована: ей кажется, что это плохое решение – идти в незнакомое место посреди чужой местности. Родители, однако, ее не слушают и ставят перед выбором: оставайся одна в машине либо иди с нами. Приходится идти…

После небольшого тоннеля пути девочки и взрослых расходятся: им здесь нечему учиться (точнее, учиться уже, похоже, поздно), и они застревают в лавке «земных удовольствий», в то время как их встревоженная дочь пытается найти дорогу обратно – и, увы, не успевает. На пустой город опускаются сумерки, а вместе с ними и гости из других миров: духи, призраки, божества, пришедшие в невидимые для смертных людей купальни, чтобы отдохнуть и очиститься. Тихиро, напуганная шествием неведомых существ, сама становится прозрачной – то ли от ужаса, то ли от контакта с незнакомым и чужим миром, где живым нет места.

Тихиро

Унесенные призраками

Так начинается долгий и тяжелый путь девочки к взрослению, к которому она изначально не стремилась. Однако безалаберные «старшие», похоже, воплотили негативные черты детства вместо нее, так что девочке пришлось принимать взрослые ответственные решения и, собственно, спасать родителей. Обычно происходит наоборот, не так ли?

Тихиро представляет собой облик юного поколения – «тупица», словами Миядзаки, который, оглядываясь на дочку коллеги и ее друзей, наблюдал негативный пример. Аниматор замечал, что все меньше детей играют на улицах, их все труднее оторвать от экранов телевизоров. Так что, с точки зрения Миядзаки, путь девочки представляет прекрасный способ познакомиться с реальным миром. Безразличное юное поколение, прилипшее к телеэкрану (в 2001 году мир еще не знал всепоглощающих смартфонов), через испытания, одиночество и труд должно осознать и даже обрести себя.

Унесенные призраками

На деле Тихиро – и этим она снискала любовь миллионов зрителей по всему миру – самостоятельна и (пока еще) равнодушна к материальным ценностям. Она с присущей ее возрасту быстротой, хоть и не без труда, адаптируется в волшебном городе, потому что выбора попросту нет. Однако девочка и не пытается отлынивать или искать более простой способ спасения: она смирно следует советам нового знакомого Хаку и устраивается на самую черную работу (в 10-то лет!) в купальни. Несмотря на то, что Тихиро осталась одна посреди незнакомого волшебного города, она с упорством и трудолюбием берется за поручения и ни на секунду не теряет сочувствия: не становится агрессивной, злой или равнодушной из-за испытаний, который на нее свалились.

Главная героиня – образ потерянного одинокого ребенка, который оказался более гибким, чем взрослые, и даже способным на подвиги. Кроме того, попав в страну призраков, Тихиро начинает исчезать. Это олицетворение страха Миядзаки, который любит детей и заботится о них. Чтобы не исчезнуть совсем, Тихиро принимает из рук нового друга Хаку рисовый шарик. Так она остается привязана к миру людей.

Еда

Унесенные призраками

Интересно, что родителей еда в излишестве превращает в свиней, а девочке, напротив, позволяет остаться человеком. Еда здесь выступает не только как символ излишества, эдакое мерило, которое разделяет родителей (старшеее поколение) и ребенка (младшее поколение). Также еда – это дар, который преподнесен духам, приходящим в купальни. Однако люди, позабывшие о божествах, сами поглощают заготовленные яства. Это не только алчность материализма, но и неуважение к древней культуре, которая в современном обществе отошла не на второй и даже не на третий план.

По Миядзаки, промышленный рост и погоня за деньгами испортили и внутренний, духовный, мир людей, и внешний – экологию. Символом загрязнения физического мира явились два духа, которых в купальнях встретила Тихиро (об этом позже). А вот духовный крах предстал в лице родителей-обжор, которым плевать и на будущее, и на прошлое. Прошлым при этом предстают обычаи, которые они нарушают, явившись в призрачный город, а будущим – дочь: по пути в город она просит родителей вернуться и делится беспокойством, однако им совершенно безразличны ее страхи.

Родители Тихиро

Унесенные призраками

Женатая пара представляет собой равнодушных родителей, погрязших в материализме. Когда дочь выражает тихий протест по поводу переезда, отец лишь хвастает новой машиной и пачкой денег/кредиток, а когда испуганная девочка при входе в тоннель хватает мать за руку, та грубо реагирует: «Не висни на мне!» Так мы знакомимся с двумя представителями старшего поколения, из-за алчности и недальновидности которых главная героиня вынуждена пережить серьезные испытания.

Когда родители Тихиро видят в призрачном городе лавку, полную еды, они не могут удержаться от поедания всевозможных блюд, представленных там. То, что других людей в городе нет, равно как и продавца, взрослых (гипотетически рассудительных) людей ни капли не смущает. А вот интуиция девочки ее не подводит: ей кажется, что-то не так – и она оказывается права.

Унесенные призраками

Вскоре после неконтролируемого обжорства родители в прямом смысле превращаются в свиней. Но это полбеды: их вместе с другим скотом готовят на убой для гостей призрачных купален, на территории которых и оказалась семья Тихиро. Девочке лишь остается подчиниться происходящему и отыскать путь к спасению родных. Но вот что важно: когда приключение заканчивается, взрослые напрочь забывают о том, что «ограбили» чужую лавку с едой и превратились в огромных хряков.

Здесь Миядзаки создал аллегорию на современное общество потребления: 30-40-летние японцы погрязли в культуре материализма и путем неуемного потребления стараются заполнить духовную пустоту. А тот факт, что взрослые забыли о своем «приключении», намекает на бытовую, но вовсе не посттравматическую амнезию: случившееся ничему их не научило, в их сознании ничего не изменилось, и жизнь Тихиро в разрезе взаимодействия с родителями останется прежней – какой была до знакомства с городом призраков.

Речное Божество

Унесенные призраками

Один из эпизодов в купальнях оказался чуть ли не судьбоносным для маленькой Тихиро. В купальни явилось существо, распространяющее жуткое зловоние, которого ведьма Юбаба изначально определила как «Духа помоек» – и новенькую девочку (да еще из мира людей) тут же отправили отправили к гостю. Случайно нащупав что-то вроде занозы, Тихиро, не думая, привлекла внимание и помощь всех работников купальни.

В итоге оказалось, что гость купален – не кто иной, как Дух реки, который, с помощью Тихиро освободившись от мусора, оставил в награду на полу купален пригоршни золотых крупиц. Все работники купален бросились подбирать драгоценные песчинки, но только не девочка: она осталась равнодушна к дарам Речного Божества. Тот, однако, оставил кое-что еще лично ей: «горький пирожок» нигаданго, способный излечить практически любой недуг.

Безликий

Унесенные призраками

Существо, которое Тихиро встречает в купальнях, – это темная фигура в белой маске. Безликий может быть кем угодно, и кто угодно может быть безликим. Но важнее, что и он выступает эдаким символом бесконтрольного поглощения, с одной стороны, и символом отчуждения, с другой. Безликий поглощает все подряд, даже жадных до золота работников купален, но почему-то ужасно жаждет внимания Тихиро и всюду за ней ходит. Девочка, в свою очередь, не испытывает ни к еде (опять же), ни к золоту никакого интереса: у нее есть цель – спасти родителей.

Так что, собираясь покинуть купальни, она предлагает тот самый «горький пирожок» Безликому, и тот изрыгает всех съеденных и, к счастью, живых существ из купален. Удивительно, что, вновь приобретя почти прозрачный вид, он следует за Тихиро, становясь ее молчаливым спутником. Получается, даже бездушного, казалось бы, монстра, готового поглотить весь мир, притягивает искренность и доброта обычной девочки, за которой, вероятно, светлое будущее. Эдакая надежда на новое поколение.

Хаку

Унесенные призраками

Мальчик, которого Тихиро встречает в призрачном городе, помогает ей спастись: вручает рисовый шарик, чтобы сама она не стала призраком и не исчезла. На деле он – юный волшебник, который хотел учиться у колдуньи Юбабы, управляющей купальнями. Но хитрая ведьма его околдовала, и теперь Хаку – ее правая рука, талантливый мальчик на побегушках, забывший свое имя. Но для Тихиро он – настоящий проводник, который помогает ей выжить в мире призраков.

Впоследствии мы узнаем, что Хаку – дракон, хранитель янтарной реки. Он попал к Юбабе потому, что реку засыпали ради строительства, и ему больше некуда было идти. Когда он стал учеником ведьмы, та забрала его имя, а вместе с ним и память, так что он оставил все, что когда-то было для него важным, за пределами купален.

Унесенные призраками

Что интересно: Хаку не помнил, кем был раньше, пока в купальнях не появляется Тихиро. Кажется, эта встреча неслучайна: Тихиро попала в страну призраков не только чтобы чему-то научиться, но и чтобы, вероятно, спасти кого-то, еще более нуждающегося в помощи. С этой точки зрения практически никто не рассматривает знакомство девочки и дракона. Более того: эти двое были знакомы и раньше!

Когда Тихиро была маленькой, она уронила туфельку в ту самую янтарную реку и чуть было не утонула, пытаясь ее выловить. Ей на помощь пришел Хозяин янтарной реки, который был в тот момент поблизости. Но с тех пор много воды утекло (во всех смыслах): девочка подросла, а река и вовсе исчезла из-за «бетонной волны».

Для Миядзаки бетон – это олицетворение неконтролируемой застройки по всей Японии, когда пляжи, горы и леса уничтожались ради экономических нужд: повсюду появились дороги, магазины и лавки фастфуда. Так что тот факт, что Хаку от безысходности пришел к Юбабе, – вина людей, которые отказываются от природы в угоду разрастающихся потребностей.

Имена

Унесенные призраками

И Хаку, и Тихиро чуть не остались без памяти и, соответственно, без прошлого, когда попали в купальни. Последовав совету Хаку, девочка просила работу у Юбабы, пока та не согласилась. Но было несколько условий: нельзя лениться и нельзя оставлять свое имя – оно теперь принадлежит хозяйке купален. И, стоит бедняжке подписать контракт, как от сложного «Тихиро» остается лишь «Сен». Так девочка практически теряет шанс когда-либо покинуть призрачный город, потому что не помнит, что она когда-то была кем-то другим, а колдунья в свою очередь обретает постоянного работника.

Однако Хаку произносит Тихиро ее имя, так что та вновь вспоминает, что в купальни устроилась лишь ради спасения родителей. А пока она старается найти выход из сложившейся ситуации, окружающие тоже вовлекаются в ее историю – так Хаку и сам вспоминает о своем прошлом и освобождается от гнета Юбабы. Имя в данном случае – это сама суть человека, его личность, его прошлое и отчасти предопределенное будущее. Стоит лишиться имени – и человек становится таким же призраком или духом, как и прочие обитатели купален.

Купальни

Унесенные призраками

Город, куда попадает Тихиро, – это место очищения, где духи и божества, забытые современным человеком, отдыхают и находят островок покоя и, самое главное, уважения. В первую очередь, в лице хозяйки купален Юбабы. Она знает всех и каждого и способна уничтожить любого, кто проявит неуважение. Однако и сама ведьма верна определенным принципам: когда Тихиро просит работу, она не может отказать. Таково правило.

В синтоизме нет понятия «грех». Его заменяет «духовное загрязнение», к которому, в свою очередь, приводят определенные действия. Чтобы очиститься от «скверны», люди приносят божествам подношения, однако, как мы видим в аниме Миядзаки, самим божествам тоже требуется очищение. Это может быть связано с постепенно утрачиваемой локальной культурой, что практически есть синтоизм: между словами «японец» и «синтоист» практически ставится знак равенства. Это также может значить, что ритуальное загрязнение у людей ведет к аналогичному захламлению культуры в более широком смысле.

Унесенные призраками

С другой стороны, купальни и город, который их окружает, – это олицетворение побега, которого неосознанно желает Тихиро. Переезд, новая школа, необходимость заново привыкать к новому жилищу, городу, людям и – самое страшное – поиск новых друзей: все это вызывает у девочки сильный протест. И когда вместо довольно некомфортной реальности появляется волшебный город, это кажется (по крайней мере, нам, зрителям) какой-то сказкой, приключением, гораздо более приятным, чем мысли о переезде. При этом путешествие по купальням оказывается далеко не таким радужным: сказочный и волшебный мир – это не принцессы и карамельные домики, а реальный труд, серьезные испытания и внутреннее преображение в качестве награды.

Ведьмы Юбаба и Дзэниба

Унесенные призраками

Ведьма Юбаба содержит купальни, в которых вынуждена работать Тихиро, чтобы спасти своих родителей. Ее почти можно назвать злой ведьмой, но в этом мире нет ничего исключительно темного или светлого. Так что очень строгая и неприятная Юбаба оказывается любящей матерью для огромного младенца, обитающего в ее покоях. Кто-то отождествляет самого Миядзаки с Юбабой: вспыльчивый и резкий, он быстро извиняется и отходит.

И тогда в повествовании появляется близнец злой колдуньи – Дзэниба, добрая и приветливая бабушка, которая помогает Тихиро и Хаку. Она тоже волшебница, но живет как отшельник и не испытывает потребности в управлении таким крупным бизнес-проектом, как купальни.

Призраки

Унесенные призраками

В этом аниме нет призраков в привычном понимании: город, в который попадает Тихиро, невидим для нее и ее родителей, пока не наступает ночь. Призрачность здесь, в первую очередь, олицетворяет эфемерность явления: оно недоступно человеку, неосязаемо.

Но сам по себе призрак является образом утраченного прошлого. А «Унесенные призраками» – это, в первую очередь, утраченные Тихиро друзья, привычная обстановка, даже в какой-то мере детство. Вокруг девочки нет реальных вещей или людей: только призраки-духи и призраки-воспоминания. И в этом мире очень сложно не только идти к цели (в данном случае – к спасению родителей), но и вообще оставаться человеком. Если тебя ничто не связывает с прежним миром, даже мама с папой теперь не люди, сможешь ли ты остаться человеком? Той самой девочкой, которая спасет свою семью и вернется в мир людей?

Унесенные призраками

Для Миядзаки призраки также олицетворяют прошлое духовного характера: никому не нужные божества, забывшие свое назначение хранители рек, почти погибшее от загрязнения Речное Божество и много других существ, вдохновленных как японской мифологией, так и современным обществом. Купальни, наполненные духами и призраками, олицетворяют мечту об островке, где все еще живы традиции и где простая «тупица», как Тихиро, может повзрослеть и преобразиться. Так сказать, точка соприкосновения множества разных миров и портал перехода не только в мир призраков, но и в мир волшебства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



5 января 2021 года великому мастеру анимации исполняется 80 лет. Благодаря ему весь мир на рубеже тысячелетия заговорил о японской мультипликации и погрузился в мир странных сюрреалистических созданий. Западные зрители далеко не все понимают в мешанине ярких образов, объясняя частичные «провалы» удивительной фантазией автора. Однако многие из персонажей мультфильмов не придуманы Хаяо Миядзаки, а взяты из японской мифологии. Знакомство с их прототипами поможет лучше разобраться в странном мире восточной анимации.

Юбаба, малыш Бо и его странные игрушки

В японской мифологии есть персонаж, очень похожий на славянскую Бабу Ягу – это горная ведьма Ямауба. Она обладает таким же перечнем неприятных качеств: живет в избушке далеко в лесу или в горах, заманивает к себе путников и съедает их, иногда предварительно откормив. Некоторые герои преданий обманывали Ямаубу, так как острым умом она не отличается, но зато старушка знает травы, «варит всяческие отравы» и может иногда принимать вид молодой девушки, чтобы качественнее обмануть доверчивых прохожих. Основной добычей страшной ведьмы являются заблудившиеся или похищенные дети, поэтому персонаж на протяжении сотен лет используется в народной педагогике как страшилка для непослушных малышей.

Ямауба на картине Сууси Яма и Юбаба

Однако, как и наша Баба Яга, в некоторых преданиях Ямауба выступает с положительной стороны – как помощница и знаток потустороннего мира. Так, в одной из драм для японского театра Но ведьма предстает любящей кормилицей, вырастившей и воспитавшей великого героя и мудреца Кинтаро. Этот «Золотой мальчик» японской мифологии немного напоминает Геракла: с детства он обладал нечеловеческой силой и путешествовал по свету, совершая подвиги. Образ Кинтаро очень популярен в современной Японии. Маленького силача обычно изображают в красном нагруднике, и такие куклы принято дарить сыновьям в День мальчика.

Кукла Кинтаро и малыш Бо

Очень удивляют, а порой и пугают западного зрителя непонятные зеленые головы, скачущие по комнатам Юбабы. Оказывается, ничего страшного в них нет, ведь это - всего лишь куклы Дарума – вариант японских неваляшек. Более того, безногая и безрукая игрушка олицетворяет Бодхидхарму, одного из патриархов дзен-буддизма. По легенде, после девяти лет непрерывных медитаций у великого учителя атрофировались конечности, поэтому Дарума тоже обходятся без них.

Куклы Дарума и скачущие головы из м/ф «Унесенные призраками»

Кукол раскрашивают яркими красками, но оставляют глаза без зрачков используют в новогоднем ритуале загадывания желаний. Задумав желаемое, владелец куклы рисует ей один зрачок, а затем хранит весь год усатую неваляшку на почетном месте в доме. Если желание за год исполнится, Даруме рисуют второй зрачок, а если она плохо справилась, то в следующий новый год куклу относят в храм, сжигают и приобретают новую. Впрочем, предавая свою неудачу огню, японцы не наказывают Даруму, а показывают богам свое упорство: задача все равно будет выполнена, но, возможно, другим путем.

Дарума – японские неваляшки, исполняющие желания

Интересно, что современные приступы толерантности не обошли стороной и этот старинный японский обычай. Сегодня средства массовой информации ради политкорректности больше не показывают изображения Дарум без зрачков, дабы не оскорбить чувства слабовидящих людей (такое решение было принято после небольшого скандала, устроенного правозащитниками). Куклы в мультфильме «Унесенные призраками» имеют зрачки, но взгляд их расфокусирован.

Опасные бумажные птички

Бумажные птички, нападавшие на героев в м/ф «Унесенные призраками»

Вероятно, прообразом маленьких, но опасных существ стали хитогата - небольшие листы бумаги в форме человеческих фигур, которые используются в синтоистском обряде Великого очищения. На такой бумажке-заготовке можно написать свое имя или имя близкого человека и оставить в храме. Во время ритуала священник бросает все листки в реку, и вместе с ними вода уносит все болезни и несчастья людей. Ежегодно в храмы Японии со всего мира люди присылают тысячи хитогата.

Хитогата – бумажные листики, которые уносят беды человека в обрядах синтоизма

Дед Камадзи – паук-мятежник

Изображение Цутигумо из свитка, ок 1700 года, и кадр из м/ф «Унесенные призраками»

Прообразом доброго, хоть и страшного на вид дедушки-истопника послужил, вероятно, Цутигумо. Этим словом в Японии называют один из видов паукоподобных демонов-ёкаев, злобных мифологических созданий. Однако точно так же «земляными пауками» называли в средневековой Японии представителей коренных племен, которые до последнего сопротивлялись централизованной власти. Эти мятежники, по мнению цивилизованных поданных императора, не понимали своего счастья из-за глупости, поэтому слово Цутигумо стало впоследствии обидным ругательством. Дед Камази сочетает, таким образом, дух бунтарства, составляя оппозицию официальной власти, и паукообразный облик.

Бакэнэко – кот-оборотень

Кошки во многих культурах считаются особенными созданиями, но ни в одной мифологии их двойственная природа не проявляется так ярко, как в японской, ведь в стране Заходящего солнца любой кот может стать Бакэнэко. Для этого ему достаточно лишь прожить подольше (больше 13 лет), вырасти до определенного размера или же иметь длинный хвост. Кот-оборотень может, согласно мифам, принимать облик хозяина и ходить на двух лапах.

Бакэнэко японской мифологии и кот-автобус, придуманный Миядзаки

В мультфильмах Хаяо Миядзаки встречается очень необычный кот, обернувшийся автобусом. Этот дружелюбный персонаж впервые появился в картине «Мой сосед Тоторо» и так понравился зрителям, что позднее режиссер создал отдельный короткометражный мультфильм «Мэй и кот-автобус».

Специалисты из разных стран порой безуспешно пытаются проанализировать секреты «японского Диснея» и разобраться, Почему мультфильмы Хаяо Миядзаки так отличаются от западных

Читайте также: