Мягкие игрушки в исламе

Обновлено: 27.03.2024

Подарки представляют собой свидетельство особого отношения к человеку во всех культурах мира. Не является исключением и мусульманская умма, членам которой предписано укреплять отношения внутри собственной общины. Дарение в этом смысле выступает прекрасным способом расположить к себе других людей и заручиться поддержкой, что особенно актуально в современном, насквозь пропитанном индивидуализмом мире.

У арабов для обозначения дарения используется слово «аль-хиба». Его можно перевести как «совершение пожертвования». Это слово позволяет рассматривать дарение не только сквозь призму личностных отношений в случае возникновения симпатии между людьми, но и как один из важных аспектов благотворительности, которая помогает решать острые социальные проблемы (борьба с бедностью, помощь тяжелобольным и так далее). В исламском праве дарение определяется как безвозмездная передача права собственности от одного человека (дарителя) к другому (получателю дара).

Коран о дарении

В Священной Книге Аллах множество раз употребляет одно из Своих имён – Аль-Ваххаб («Дарующий). Например, обратим внимание на аят из суры «Сад»:

«Неужели у них есть сокровища милости Твоего Господина, Обладающего безграничным могуществом и Дарующего» (38:9)

То есть дарение разного рода благ – один из атрибутов Самого Всевышнего. Человек, радующий окружающих какими-то подарками, фактически демонстрирует щедрость, готовность помочь безвозмездно другим. Это, безусловно, благородные качества, актуальные для всех мусульман. Аят из суры «Хашр» об этом убедительно свидетельствует:

«Мусульмане Медины (ансары) … не являются скупыми и даруют переселившимся из Мекки единоверцам блага…» (59:9)

Положение дарения в исламе

В исламском праве дарение классифицируется как мандуб, то есть рекомендуемое деяние. Это действие для дарителя будет характеризоваться дополнительным савабом (благодатью). Человек, который ничего не дарит, не осуждается за подобное бездействие. Принятие дара возведено в ранг сунны.

Неотъемлемыми чертами дарения, как и в торговых сделках, выступают предложение (иджяб) и согласие (кабул). Можно также (а в определённых ситуациях – нужно) составить специальный договор.

Обычно подарок принимается в то же самое время и в том же самом месте, где было сделано соответствующее предложение. Его отсроченное принятие возможно только в случае, если подобный вариант развития событий согласован с дарителем.

У мусульман принято дарить подарки друг другу

У мусульман принято дарить подарки друг другу

Существуют отдельные нюансы при одаривании детей:

  • Когда отец дарит своему малолетнему (до 7 лет) ребёнку что-то, тот получает право собственности на эту вещь. При этом неважно, что подарком может распоряжаться отец. В столь юном возрасте это необходимо, дабы избежать происков возможных мошенников. Аналогичное решение применяется в отношении матери, которая в случае смерти своего мужа вынуждена сама обеспечивать малолетних детей.
  • Если малолетний ребёнок получает подарок со стороны постороннего человека, то его должен принять отец.
  • В случаях одаривания сироты это имущество принимает его опекун.
  • 7-летний ребёнок может принять подарок сам, но в присутствии отца.

Возврат подарка

Возврат дара, согласно исламскому праву, возможен. Есть несколько хадисов Заключительного посланника Всевышнего Мухаммада (с.г.в.) по этому поводу.

«Тот, кто сделал подарок, имеет на него по сравнению со всеми другими людьми больше прав. Исключение только в том случае, если вещь дарится повторно» (Аль-Байхакый).

Однако есть и другое высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.) по поводу возврата подарков: «Человек, вернувший себе обратно подаренную ранее вещь, подобен тому, кто употребляет собственную тошноту» (Абу Дауд).

Собственно, именно поэтому возвращение подарка считается не самым красивым поступком, который может расцениваться как признак скупости человека. Его можно совершить, если имеется взаимное согласие сторон либо если подобное решение было принято судебным органом. Тем не менее, в Шариате обговорены случаи, когда возврат подарка невозможен:

1) Получатель подарка в знак благодарности делает ответный жест, предоставляя дарителю вознаграждение. Принципиально важным моментом в этом случае будет проговаривание человеком вслух, что ответный подарок (который, к слову, считается желательным у мусульман - примечание Islam.Global) стал следствием первоначальных действий другого человека. И не важно, эквивалентны ли подарки по своим качествам, количеству либо ценности.

2) Если одариваемый сумел прирастить изначальный подарок, то он не должен его возвращать. Например, человек получил какую-то ткань, из которой сшил себе рубашку. Эту рубашку даритель не имеет права требовать обратно.

3) Смерть дарителя. Его наследники не могут требовать у получателя подарок обратно, так как они не были причастны ни коим образом к договору дарения.

4) Получатель дара теряет право собственности на него после его продажи, дарения, уничтожения. Следовательно, даритель в этом случае будет не у дел.

5) Подарок супругов друг другу тоже не может быть потребован обратно.

Отметим также, что в исламе не принято одаривать верующих в честь дня рождения.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламу 1алейкум ВаРохьматуЛлох1 🤝 Брат, мне подарили телефон Айфон 5 (старый был), и я решил его продать. Так вот вопрос, можно ли говорить покупателю, что он не вскрытый и не ремонтировался. Хотя на самом деле, я не знаю, вскрытый он или нет, но по внешнему виду было видно, что он не вскрывался и не ремонтировался (старый телефон был). И тот, который мне его дарил, мой друг. Он тоже не стал бы ходить по магазинам и чинить его. И так я его продал, и описал дефекты, которые были после меня. У нас с покупателем все прошло нормально. Считаются ли мне эти деньги харамом? Присутствует ли обман в такой сделке? Что мне делать, если я уже его продал и купил другой телефон немного добавив к этим деньгам, и хочу заниматься перепродажей телефонов. Можно ли дальше перепродавать смартфоны с вложенными ранее этими деньгами, если я сделаю таубу за это? Вобще в мыслях не было его обмануть. ДжазакаЛлаhy Хайран ☝🏼


Вопрос: Можно ли иметь дома игрушки и носить одежду с глазами? Или ангелы не входят в дом? Относятся ли точки к глазам? Муж говорит, Аиша (р.а.) играла с конем, и Пророк (с.а.с.) ничего против не имел. (Караганда, Казахстан)

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Ваш вопрос требует рассмотрения двух тем:
1) изображения и фотографии живых существ;
2) мягкие игрушки (мишки, куклы и т.п.).

Рассмотрим их по порядку:

1. Изображения и фотографии живых существ.

Большинство теологов (ханафитского, шафиитcкого и ханбалитского мазхабов) постановили, что нельзя рисовать, распечатывать и вышивать изображения живых существ (людей и животных). Это связано с тем, что, как сообщается, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الذين يصنعون الصور يعذبون يوم القيامة يقال لهم أحيوا ما خلقتم
В Судный день накажут тех, кто составлял изображения (живых существ). Им скажут: «Оживите созданное вами!»
(Муслим. Сахих. – № 5501, передал Ибн Умар)

В другом повествовании передается такое высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من صور صورة في الدنيا كلف أن ينفخ فيها الروح يوم القيامة وليس بنافخ
Того, кто в этом мире создаст изображение (одушевленного предмета), в Судный принудят к его оживлению, но сделать этого он не сможет.
(Муслим. Сахих. – № 5507, передал Абу Хурейра)

Из этих повествований следует, что сотворенные изображения одушевленных предметов запрещены. Поэтому нельзя носить одежду, на которой имеются такие изображения. Если при ношении данной одежды наружу выходят такие изображения, ангелы не входят в дом. Как сообщал Абу Тальха (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب، ولا صورة تماثيل
Ангелы милости не войдут дом, в котором есть собака, изображения одушевленных предметов или статуи.
(Бухари. Сахих. – № 3225, передал Абу Тальха)

Данный запрет касается именно изображения одушевленных предметов, а не одних лишь глаз. Поэтому от одного лишь удаления глаз, если сохранятся остальные черты живого существа, изображение дозволенным не станет. (Радд-уль-Мухтар. – Том 1, стр. 647)

Но если стереть или закрыть всю голову существа, то это будет дозволено, поскольку, если у существа нет головы, его нельзя считать живым.

Если точки придают изображению схожесть с живым существом, это тоже запрещено, поскольку запрет касается всего того, что считается изображением живого существа. Поэтому, если кто-то схематично нарисует человека (круг вместо головы, линии вместо рук и ног, точки вместо глаз, линии вместо носа и рта), это запрещено, поскольку это – изображение живого существа (человека).

Исключением из запрета являются те изображения, которые столь малы, что, если их положить на пол у ног человека среднего роста и зрения, он не сможет ясно различить его черты. Поэтому, если изображение столь мало, оно разрешено. Это касается, например, маленьких смайликов и выгравированных изображений на монетах. (Радд-уль-Мухтар. – Том 1, стр. 647)

لا يكره لو كانت صغيرة لا تتبين تفاصيل أعضائها للناظر قائما وهي على الأرض
ولو كانت الصورة صغيرة كالتي على الدرهم أو كانت في اليد أو مستترة أو مهانة مع أن الصلاة بذلك لا تحرم، بل ولا تكره

Изображения в образовательных целях (например, при обучении школьников или при изучении медицины) разрешены вследствие потребности в них. (Аль-маусуа аль-фикхия. – Том 12, стр. 113)

لم نجد أحدا من الفقهاء تعرض لشيء من هذا، عدا ما ذكروه في لعب الأطفال: أن العلة في استثنائها من التحريم العام هو تدريب البنات على تربية الأطفال كما قال جمهور الفقهاء، أو التدريب واستئناس الأطفال وزيادة فرحهم لمصلحة تحسين النمو كما قال الحليمي، وأن صناعة الصور أبيحت لهذه المصلحة، مع قيام سبب التحريم، وهي كونها تماثيل لذوات الأرواح. والتصوير بقصد التعليم والتدريب نحوهما لا يخرج عن ذلك

Но даже такие изображения нужно убирать после их использования, поскольку ангелы милости, как говорится в хадисе, не входят туда, где выставлены изображения живых существ.

Использование цифровой фототехники. Если говорить о фотографиях живых существ, полученных с помощью цифровой фототехники, здесь имеются различные мнения. Некоторые теологи считают, что такие фотографии недопустимы вследствие ранее приведенных повествований. Другие теологи полагают, что это дозволено, поскольку фотографии не рисуются и не создаются, а лишь являются отображением реального живого существа, которое было сфотографировано, а значит это подобно отражению в зеркале.

Обе группы теологов (запрещающих и разрешающих такие фотографии) основывали свое мнение на легитимных доводах, соответствующих Корану и Сунне. Поэтому следует уважать оба мнения.

Но нужно отметить, что те теологи, которые разрешали такие фотографии, ограничивали данное разрешение следующими условиями:

а) фотография не должна быть неприличной;
б) это не должно быть фотографией посторонних (немахрам) лиц противоположного пола;
в) аурат (части тела, которые необходимо скрывать) не должен быть виден на фотографии.
(Мухаммад Такы Усмани. Такмиля фатх-иль-мульхым)

2. Мягкие игрушки (мишки, куклы и т.п.).

Большинство теологов считают, что такие игрушки дозволены и исключаются из запрета изображений живых существ.

Такие игрушки дозволены, если не пропагандируют аморальные идеи. Например, куклы Барби и Братц не дозволены, поскольку являются символами аморальных идей.

Решение о дозволенности игрушек, в которых не заложены непристойные воззрения, основано на хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах), на который вы указываете в своем письме. В сборнике Абу Дауда сообщается, что у нее была игрушечная лошадка с крыльями, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешал играть с ней.

Со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) этот случай произошел так:

قدم رسول الله صلى الله عليه و سلم من غزوة تبوك أو خيبر و في سهوتها ستر،فهبت الريح فكشفت ناحية الستر عن بنات لعائشة لعب فقال ما هذا يا عائشة؟ قالت: بناتي.و رأى بينهن فرسا له جناحان من رقاع.فقال ما هذا الذي أرى في وسطهن؟ قالت: فرس.قال ما هذا الذي عليه؟ قالت: جناحان.قال فرس له جناحان؟ قالت: أما سمعت أن لسليمان عليه السلام خيلا لها أجنحة؟ قالت: فضحك رسول الله صلى الله عليه و سلم حتى رأيت نواجذه

كنت ألعب بالبنات عند النبيِّ صلى الله عليه و سلم و كان لي صواحب يلعبن معي.فكان رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا دخل ينقمعن منه فيسربهن إليَّ فيلعبن معي

Я играла с куклами у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и у меня были подруги, которые играли со мной. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приходил домой, они прятались от него, и он затем посылал их снова ко мне для продолжения игры. (Бухари. Сахих. – № 6130)

На основе этих повествований многие хадисоведы и специалисты исламского права – такие, как шейхи Бадруддин Айни, Халиль Ахмад Сахранфури и др. (милость им Аллаха), – постановили дозволенность таких игрушек. (Базль-уль-маджхуд; Умдат-уль-кари)

قال المحدث خليل أحمد السهارنفوري في البذل:(عن عائشة قالت: كنت ألعب بالبنات) قال في فتح الودود: أي التماثيل التي يلعب بها الصبيان.و فيه جواز ذلك و تخصيصها من الصور المنهيِّ عنها لما فيه من تدريب النساء في صغرهن لأولادهن.و قد أجازوا بيعهن و شرائهن.و عليه الجمهور
قال العيني في عمدة القاري: و استدل بهذا الحديث على جواز اتخاذ صور اللعب من أجل لعب البنات بهن.ّوخُصّ ذلك من عموم النهي عن اتخاذ الصور.و به جزم عياض و نقله عن الجمهور.و أنهم أجازوا بيع اللعب للبنات لتدريبهن من صغرهنّ على أمر بيوتهنّ و أولادهنّ
وذكر في كتب الحنفية: أن الإمام أبا يوسف رحمه الله أجاز بيع اللعبة و أن يلعب بها الصبيان.و قال ابن عابدين رحمه الله في رد المحتار في شرح عبارة الدر المختار: (و في آخر حظر المجتبى عن أبي يوسف: يجوز بيع اللعبة و أن يلعب بها الصبيان). أي ناقلاً عن أبي يوسف

Но следует отметить, что, хотя детям разрешается играть с такими игрушками, их нужно убирать или накрывать после использования, поскольку ангелы милости не заходят в дома, где выставлены на обозрение изображения одушевленных предметов. (Бухари. Сахих)

А Аллах знает лучше.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q533)


Вопрос: Ассаламу алейкум. Если человек имеет рабыню, то она становится его «вещью», и он может спать с ней без никаха. Если купить куклу для секса, она тоже является его имуществом и тоже создана для секса. Можно ли использовать их (женатым или нет) во избежание рукоблудства? (Саратов, Россия)

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Нельзя использовать секс-куклы для удовлетворения своей плотской страсти. Аллах разрешил удовлетворять половое влечение только двумя способами:

2) через узы рабства, когда господину разрешается вступать в интимные отношения со своей рабыней, которой он полностью владеет. (В настоящее время рабство более не существует, и Ислам сыграл большую роль в искоренении этого явления.)

وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ إِلَّا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاءَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ

«… и (успешные среди них – те,) которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или (невольниц,) которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как ищущие (сексуального наслаждения) сверх этого являются преступниками…» (Коран, 23:5-7)

В этом аяте Аллах ясно говорит о том, что у мужчин есть только два способа удовлетворения своей плотской страсти. Первый – посредством брака со своей супругой. Второй – со своей рабыней, которой он владеет. Помимо двух указанных способов, никакие иные способы не дозволены.

Один лишь факт владения не является тем критерием, по которому половое сношение становится дозволенным. Если б это было так, то, по Вашей логике, получалось бы, что можно было бы удовлетворять свою плотскую страсть с малолетней рабыней или с помощью своей собственной руки, в то время как это полностью запрещено в Исламе, и Вы сами понимаете это.

Причина, по которой разрешается вступать в интимную близость со своей женой или рабыней, заключается в «мильк-уль-буд’ах» (обладании правом на половой акт), которое Аллах предоставил только для двух ситуаций (то есть в случае брака и в случае владения рабыней). Аллах не давал этого права ни для какой иной ситуации, поэтому все иные способы удовлетворения своего полового влечения запрещены, и Аллах заклеймил в качестве «преступников» тех, кто стремится к удовлетворению плотской страсти любым иным образом, помимо двух разрешенных.

Вы не можете применять рассуждения к каждому исламскому правилу, чтобы вывести свое собственное правило. В Исламе есть определенные нормы, основание которых известно одному лишь Аллаху, и каждый верующий обязан верить в эти нормы и действовать в соответствии с ними без вопросов и сомнений, ведь именно в этом и состоит иман. Неотъемлемой частью имана является вера в незримое и непостижимое. И Аллах говорит об истинных верующих следующим образом:

الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ وَبِالْآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ أُولَئِكَ عَلَى هُدًى مِنْ رَبِّهِمْ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«…которые веруют в сокровенное (незримое), совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими». (Коран, 2:3-5)

لو كان الدين بالرأي لكان أسفل الخف أولى بالمسح من أعلاه، وقد رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يمسح على ظاهر خفيه

«Если б исламская религия была полностью основана на рассуждениях, то было бы больше смысла в протирании (во время малого омовения) нижней, а не верхней части хуффов. А я видел, как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) протирал верх своих хуффов». (Абу Дауд, хадис 162)

Здесь сам саидуна Али (радиаллаху анху) указывает на то, что не всегда можно применять логику и рассуждения для понимания определенных норм Ислама. Существуют некоторые законы, установленные Аллахом по причинам, лучше известным только Ему. Наши ограниченные умы и логика не могут полностью осознать безграничную логику и мудрость Аллаха. Именно по этой причине мусульман называют верующими, ведь они подчиняются Аллаху и полностью верят в Него.

Причиной возникновения подобных сомнений, а порою и категорического отказа приобретать для детей такие игрушки, служит известный хадис о запретности создавать изображения живых существ. Ведь в риваяте, переданном имамом Бухари, говорится, что «ангелы милости не придут в жилище, в котором присутствует собака, изображения одушевлённых предметов или статуи».

Некоторые исламские учёные также считают, что любое изображение, даже символическое и даже отдалённо напоминающее живое существо, – запретно. Тем не менее, стоит отметить, что это положение – наиболее крайнего толка, и оно не имеет под собой основания, так как в противовес ему существует хадис, который другая группа богословов использует в качестве аргумента для разрешения игрушек в мусульманской семье.

Так, Аиша (р.а.) рассказывала, что играла в куклы и её «подруги приходили поиграть». И они старались спрятаться, когда видели Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), однако тому «было очень приятно видеть, что подруги играют со мной, и мы играли вместе» (передаётся Бухари и Муслимом).

Согласно другому хадису, Аиша (р.а.) рассказывала, как однажды Милость Миров Мухаммад (с.г.в.) расспрашивал её про куклы и указал на образ коня с крыльями. В этот момент она ответила Пророку (с.г.в.): «Разве ты не знаешь, что у Сулеймана, сына Дауда, была крылатая лошадь?» На что Посланник Всевышнего (с.г.в.) «так сильно рассмеялся, что были видны его коренные зубы». Этот хадис, который приводит Абу Дауд, указывает на одобрение со стороны Пророка Мухаммада (с.г.в.) игрушек в виде животных.

Какие игрушки могут покупать детям мусульмане?

Несмотря на то, что использование игрушек не характерно исламской традиции, они всегда были у различных мусульманских народов (хотя и не стали такими культовыми как в Европе или на Дальнем Востоке). Девочек-мусульманок развлекали самодельные куклы, у которых не было черт лица (глаз, носа, губ), а только голова и платье. К слову, по мнению современных психологов и педагогов, такие игрушки наиболее полезны для развития творческого мышления у детей, в отличие от «полноценных» кукол.

Однако в нынешних условиях далеко не все и не всегда делают подобные игрушки из подручных средств. Чаще всего девочкам хочется покупные куклы – такие же, как у других. И учитывая, что фигурки в виде животных и куклы в образе людей создаются для игр детей, а не поклонения, некоторые учёные вынесли решение о их дозволенности. При этом должен соблюдаться один критерий: соответствие игрушки нормам ислама. Другими словами, кукла Barbie, которая ярко накрашена и одета в открытое платье, не подходит для игр юной мусульманке. Однако современная халяль-индустрия решила и эту проблему, предложив рынку серию авторских кукол в хиджабе в разных странах.

Что касается мальчиков, то они любят возиться со всякими роботами, фигурками людей из конструкторов типа LEGO или из других игр (например, солдатики). В данном случае следует отметить, что роботы и трансформеры не являются проекцией существующих живых существ, созданных Всевышним. А на остальные предметы здесь распространяется то же правило, что и в отношении кукол для девочек.

Добавим такж, что часть мусульманских богословов, опираясь на упомянутый в самом начале статьи хадис про ангелов и изображения живых существ в доме, предлагают вообще накрывать игрушки после завершения игр на ночь.

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Если развивающие игрушки , типа цифровой мозаики , или художественной мозаики деревьев , природы , пейзаж , а для мальчиков лего и робототехника , то это вполне приемлимо в исламе! А вот куклы , это вред! Во первых в куклах живет шайтан , а во вторых у ребёнка изменяется психика. Все самое чистое , и лучшее есть в Исламе!

Насчёт лего я не совсем согласен, ведь не расценивается ли сборка изображений живых существ, имеющих вполне конкретный рисунок лица, созданием изображения живого? Чем это отличается от рисования, которое без сомнений запрещено. К слову, без лица или головы разрешено - Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашёл лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из неё два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”». Ахмад, Абу Дауд.

Ассаламу алейкум скажите пожалуйста можно ли покупать детям цветные игрушки так называемый попит просто слышал что он является эмблемой лгбт?

Скажите пожалуйста, ас саляму алейкум уарахматуЛлах уабаракяту, дети любят играть с фигурками диких животных(сейчас продаются реалистичные мини копии ), хранятся в коробке, и На полках не стоят как статуэтки. Дозволены в таком случае эти игрушки? Или лучше заменить их лего фигурками, которые как конструктор сборный?

Ассаламу алейкум. В современном мире быстро развивается индустрия робототехники. Если возьмем роботов с искуственным интелектом (Boston Dinamics) который год за годом становится все больше похож на человека , то попадает ли это под запрет Аллаха? если да, то в каком случае на примере роботов будет это дозволенным?

Уа алейкум ассалям! Вы задали очень интересный, философский вопрос. Очевидно, что любой робот не сможет на 100 % быть подобен человеку - он не сможет чувствовать как мы, размножаться и т.п. Поэтому работы по улучшению роботов нельзя расценивать как покушение на Божественный замысел, cледовательно, они дозволены.

Ассаламу алайкум, Всем! А по моему мы должны покупатьигрушки , которые делают детей умнее и добрее. Хотим мы этого или нет, игрушка непременно влияет на развитие ребёнка. Азнание Ислама только от родителей , так как ни какая игрушка не научит Исламу.

Доброго времени суток, мусульмане! Мира и добра всем и полезных озарений! Попробую и я ответить на данный вопрос - так, как я понимаю его суть. Для начала я определил бы, что игрушка любая - это какой то определенный образ, у которого есть имя иопределенные качества. Во-вторых, игрушку кто-то вначале придумал, вложил в нее свои мысли и образы, придал им форму в природном материале. То есть любая игрушка - это плод чьей-то творческоймысли. В-третьих - каждая игрушка создается для воспитания определенных качеств в детях. поэтому, выбирая игрушки , прежде всего нужно взглянуть на образ. Достаточно ли он нравится вам с точки зрения мусульманина ки и смогли бы вы предложить их своим детям как пример для подражания. Второе , на что необходимо обратить внимание - это на качество материала, из которого сделана игрушка, и безопасность форм игрушки.Лучше выбирать игрушки созданные из натуральных, экологичных материалов. Если будут учтены эти правила, вы имеете шанс получить игрушку 3 сорта по шкале Вариса.Игрушки 2 сорта получаются в том случае, когда они созданы, смастереныруками родного человека или специально по заказу для конкретного ребенка от знакомого доброго мастера. Кстати, я тоже 15 лет занимаюсь деревом и детям приходилось делать игрушки. И считаю детей самыми искренними иблагодарными в этом отношении. Но я все же считаю, что игрушка второго сорта - это игрушка сделанная руками родного папы или мамы. Почему так ? В отличие от предыдущего варианта, здесь будет присутствовать баракат в игрушках, вложенных от любящих родителей, и эти игрушки будут любимы вашими детьми и особо ценными .А какие игрушки я считаю игрушками 1 сорта? Попробуйте ответить!

Варис Хасан, может первого сорта это те игрушки, которые придумывает или делает сам ребёнок? Например часто дети воображают, палка, коробка и тд. Обычные предметы для них имеют большой смысл. Мои дети очень часто делают игрушки сами, из картона, бумаги, пластилина и тд. Даже шьют иногда. И такие игрушки самые любимые у них.

Я не разрешаю своим детям играть с игрушками живого происхождения. У нас много других развивающих игрушек. Если одни имамы запрещают, другие разрешают, то это относится к сомнительным вещам, а кто откажется от сомнительного сохранит свою веру. Зачем выбирать сомнительное, когда много разрешенных игрушек. Тоже самое касается еды, некоторые мусульмане едят все подряд сомнительное, говоря что нам теперь нечего не есть, полные супермаркеты еды можно заказать деревенские продукты, и не могут халял еду выбрать. Раньше о такой еде и не мечтали,ели щи да кашу, а сейчас пичкают детей одной химией, потом болеют, потом жалуются.

Лейсан., если сама айша мир ей жена пророка салялоху алейхи ва салям играла в куклы и ей разрешалось при чем тут сомнительность?

А я думаю ребенка надо учить с маленьких лет с Исламской староны .Если Аллагь говорит свинья это харам ,зачем детей с харама учить ,пускай будет игрушка ..но с харама нельзя начинать учить ,когда можно с правильного учить ,например делать дуа после еды ..бисмилЛягь когда кушает ,игрушки валом есть , машина мяч танк разные виды животные есть велосипед ,кроме харама не че не нашли ребёнку .От Родителей зависит все . Купи ему маленькую барашку и пускай играется сним если живого хочет .

Мне кажется если человек нормально объяснил своем ребенку во что он должен верить то не будет проблемс игрушками. Врят ли ребенок будет поклонятсч игрушке я ни разу не видел такого, смешно представить даже

Сегодня трудно представить жизнь человека без различных видов иллюстраций. Они могут присутствовать на одежде, предметах искусства, даже в социальных сетях мы регулярно листаем ленту, в которой ставим «лайки» под фотографиями и картинками.

Мусульмане нередко задаются вопросом о том, насколько изображения живых существ соотносятся с исламскими ценностями. Постараемся разобраться.

Рисунки

Рисунок – классический способ создания изображений. Относительно дозволенности этого рода занятий для правоверных, а также их использования в повседневной жизни существуют различные точки зрения. Одни учёные считали, что картины, на которых изображены живые существа, категорически запрещены. Под запрет соответственно попадает также изготовление и ношение одежды с такими иллюстрациями. Одним из основных аргументов в защиту этой позиции служит мнение, что лицо, создающее рисунки, впадает в ширк. Иными словами, художник, творящий на бумаге, наделяет себя качеством, которое присуще только Аллаху. Ведь человек, рисующий живое существо, по сути создаёт некий образ, что категорически запрещено исламом.

Кроме того, в качестве довода сторонники этой позиции приводят известный хадис, в которых говорится о запретности или нежелательности наличия изображений в доме и иных местах.

Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение» (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).

Однако в трактовке данного изречения имеется несколько отличных друг от друга версий. Одни богословы, например, имам Навави, считают, что в хадисе говорится абсолютно о всех образах. Другие же, например, имам Хаттаби, полагают, что речь идёт лишь об изображениях, которые категорически запрещены в исламе (например, образы с чёткими контурами головы и тела, или иллюстрации, используемые в запретных целях).

Другой хадис гласит: «Поистине, тот, кто создавал образы, будет мучиться в День Суда» (Бухари). Столь суровое наказание объясняется тем, что в дальнейшем различные картины могут стать объектами поклонения, как это неоднократно случалось в мировой истории. Нередко культовыми для целых народов становились бюсты, образы, иконы, памятники и так далее, поклонение которым – ширк.

При этом если изображение не служит объектом поклонения и люди не придают ему особого значения, а используют в быту для украшения, то некоторые учёные считают присутствие таких рисунков в домах допустимым. К подобному мнению алимы пришли, опираясь на хадис, который приводят Бухари и Муслим. В нём повествуется, что в доме Аиши (р.а.) висело некое покрывало, на котором было изображено живое существо. Посланник Аллаха (с.г.в.) снял эту материю, а после из неё были сшиты две подушки, которые использовались в домашнем быту.

Намаз в помещении с изображениями

Молиться в комнате, где присутствуют изображения живых существ – макрух (нежелательно), особенно если они находятся перед молящимся, так как могут отвлечь верующего от намаза. В одном из хадисов сообщается, что когда одежда Аиши (р.а.), на которой было изображено живое существо, лежало в направлении на киблу, то Милость миров Мухаммад (с.г.в.) просил убрать её.

Фотографии

Пожалуй, самым распространённым видом изображений в наши дни является фотография. Как и в случае с классическим рисунком, существуют разные мнения относительно халяльности создания и использования фото. Одни алимы считают такую практику запретной. Доводы в целом схожие, как и с рисунком. Во-первых, приводятся хадисы об изображениях. Во-вторых, фотографирование, согласно такому подходу, рассматривается как ширк, а фотограф претендует на роль Создателя. Для того чтобы сделать одну иллюстрацию, достаточно лишь нажать кнопку. Человек, нажимая на затвор фотокамеры, фактически создаёт новое изображение, так как если бы он этого не сделал, то и изображения бы не было.

С таким подходом не согласна другая группа богословов, утверждающая, что фотограф не может рассматриваться как создатель иллюстрации. Люди в данном случае лишь фиксируют конкретный момент бытия, который сотворил Аллах, а на фото будет изображено лишь то, что создано Всевышним.

Также существует и третье мнение, согласно которому дозволенность определяется намерениями. Если человек создаёт фотографию для запретных целей, то она – харам, а если же для разрешённых, то она – мубах (разрешённое действо). К мубах в данном случае относятся те ситуации, когда для фотографии есть некая уважительная причина или острая необходимость. Например, для получения паспорта или удостоверения, распространения некой важной информации посредством фото. Все остальные случаи относятся к запрещённым (харам).

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Читайте также: