На какие группы делятся игрушки

Обновлено: 26.04.2024

В современной педагогике игрушки принято делить по видам детских игр. Такое деление приблизительно, поскольку практически все игрушки обладают многообразными функциями (дидактической, развлекающей, забавляющей и пр., что позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр.

1. Среди игрушек для подвижных и спортивных игр можно отметить: каталки, серсо, бильбоке, кольцебросы, воздушные змеи, самокаты и т. д. В качестве игрушек такого типа могут выступать уменьшенные копии спортивных снарядов: мячи, скакалки, детские велосипеды, гимнастический инвентарь и т. п.

2. Игрушки для сюжетно-ролевых игр (драматизации, режиссерских, му-зыкальных и т. п.) и игр-забав представляют наиболее многочисленную группу - это куклы, фигурки людей и животных, предметы для игр с ними (кукольная мебель, посуда) и др.

3. Игрушки дчя дидактических и познавательных игр сконструированы с учетом определенной обучающей программы, которая усваивается ребенком в процессе игры. Некоторые игрушки разработаны на основе принципа автодидактизма (погремушки, пирамидки, вкладыши, матрешки и пр.). К дидактическим игрушкам относятся головоломки (например, игрушки венгерского инженера Э. Рубика, а также настольные и нас'толь-но-печатные игры с правилами. Такие игрушки смыкаются с игрой, и подчас трудно провести четкую границу между игрой и игрушкой. Наборы и комплекты игрушек разной сложности создаются для систематического обучения и развития детей.

4 Игрушки для строительно-конструкторских и технических игр объеди-няют игрушки - технические приспособления, наборы строительных деталей, конструкторы, некоторые виды игровых орудий труда, игровые аудиовизуальные средства и технические предметы для детского творчества с использованием механических, магнитных, электрических, электронных и др. устройств. Такие игрушки должны быть ориентированы на возрастные особенности детей.

5. Театральными игрушками принято называть: куклы-театральные персо-нажи, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания, сценок, ро сказкам, басням и другим произведениям; декорационное панно на определенные темы, театральные переносные сцены, теневые театры; магнитные, фланелевые и др. устройства, состоящие из экрана-основы и крепящихся к нему фигурок; театральные костюмы и их элементы, парики и маски театральных персонажей.

Театральные игрушки используются в детских театрах при организации театрализованных игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоятельной игре детей, включающей элементы театрализации.

6. К музыкальным относятся игрушки, имитирующие по форме и звуча-нию музыкальные инструменты, - детские ксилофоны, металлофоны, цимбалы, органчики, гармошки, дудочки, барабаны, музыкальные шкатулки. Наборы колокольчиков, бубенчиков, музыкальные дидактические игры, сюжетно-образные игры с музыкальными устройствами, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей на карточках и кассетах с магнитной лентой также причисляются к музыкальным игрушкам.

Музыкальные игрушки находят применение на занятиях по эстетическому воспитанию, на музыкальных праздниках, в сюжетно-ролевых и познавательных играх, используются детьми для самостоятельного музицирования.

7. Среди игрушек-забав - "дергунчики", мячи на резинках, крутящиеся на турниках гимнасты, подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т. п. Широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект. К игрушкам-забавам относят также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы. Наряду с механическими в современных игрушках-забавах применяются электротехнические и электронные устройства.

«Откуда появилась игрушка». «Виды игрушек» Проблема исследования. Цель : Развивать познавательные, творческие, интеллектуальные способности детей. Активизировать речь. Расширять.

Консультация «Виды творчества для развития ребенка»

Консультация «Виды творчества для развития ребенка» Ребенок более чувствителен взрослого, потому что для него это все впервые, он воспринимает все иначе, ярче, эмоциональней. Он по-другому.

Консультация для педагогов «Виды дидактических игр, задачи игр» Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие.

Консультация для воспитателей «Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей» Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации. Моделирование - наглядно-практический.

Консультация для воспитателей «Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками» Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием, принято делить на следующие группы. К первой группе относятся.

Консультация для воспитателей «Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Виды утренней гимнастики и возможности её использования Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в.

Консультация «Виды утренней гимнастики» «Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Консультация. Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика - это постепенное введение.

Консультация «Экспертиза игрушек» Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее. Прошлое. Педагогическая экспертиза в нашей стране существует давно, уже более двух столетий.

Консультация на тему «Виды бумагопластики» Дошкольный возраст – период активного развития творческих навыков и мышления ре-бенка. Психологи и педагоги отмечают значи-тельно более.

Консультация «Виды техник по нетрадиционному рисованию» Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста Дети с самого раннего возраста пытаются.

По используемым материалам игрушки делят на деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, комбинированные, полиграфические, стеклянные (елочные).

Игрушки — изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.

Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений.

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом.

Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:

• развивающие первоначальные движения и восприятия;

• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;

• способствующие умственному развитию;

• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;

• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

• знакомящие детей с элементами науки и техники;

• способствующие физическому развитию;

• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.

Наиболее целесообразно классифицировать игрушки по их основной педагогической направленности, выполняемой в про­цессе игры, т.е. по воспитательному назначению, по возрасту детей, для которых предназначена игрушка, и по виду основного материала, из которого она изго­товлена.

Классификация игрушек в зависимости от их основной пе­дагогической направленностиобъясняется свойствами игрушек влиять на умственное, физическое и эстетическое развитие детей, позволяет наиболее полно проанализировать их потребительские свойства. В соответствии сэтим признаком игрушки объединяют в следующие группы.

Игрушки, способствующие развитию перво­начальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха развивают координацию движений), являются самыми первыми в жизни детей, дают ребенку первое представление о форме, размере, цвете. Это самые первые погремушки, различные кольца, шары, кубики, пи­рамиды и др. Игрушки этой группы яркие и разноцветные, пре­имущественно пластмассовые и резиновые. Для развития дви­жений детей до года большое значение имеют кресла-каталки, мячи, каталки на палке.

Игрушки, способствующие физическому раз­витию детей, развивают силу, ловкость, меткость ударов ибросков, координацию движений. Для детей в возрасте одного года это мячи и каталки; в более старшем возрасте дети играют с кег­лями, прыгалками, обручами, настольными играми в футбол, хоккей, го­родки, игрушечное оружие. Для подвижных игр детей приме­няют санки, самокаты, велосипеды, лыжи и др.

Игрушки, знакомящие с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки), знакомят детей с внешним миром, людьми, животными, природой, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек на­иболее разнообразен. Многие образные игрушки имеют меха­низмы, приводящие их в движение. Особое место в группе об­разных игрушек занимают куклы различных размеров, знако­мящие детей с разными национальностями, профессиями.

Игрушки, знакомящие с элементами науки и техники (политехнические игрушки), включают раз­личные конструкторы, наборы для опытов по физике, химии, для сборки моделей самолетов, судов, автотранспорта, теле­фона или телеграфа, микроскопы, фильмоскопы, действующие модели машин и механизмов, электронные, аэродинамические, пневматические, радио- и электромеханические игрушки, телеигры. Технические игрушки развивают у детей стремление к конструированию, способствуют их умственному развитию, прививают трудовые навыки, знакомят с устройством машин, приборов.

Игрушки, способствующие трудовому воспи­танию, включают садово-огородный инвентарь, наборы бу­маги для труда, переводные картинки, наборы для кроя одежды и детские швейные машинки, наборы различных столярных и слесарных инструментов, наборы для выжигания и чеканки и др. Они воспитывают у детей трудолюбие, трудовые навыки.

Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей – это театральные и музыкальные игрушки.

Театральные игрушки (образы героев сказок и рассказов в театральных костюмах, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, ёлочные и карнавальные украшения) знакомят с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, вызывают у детей много радости.

Музыкальные игрушки (игрушки в форме музыкальных ин­струментов) развивают музыкальный вкус, знакомят с осно­вами музыкальной грамоты, прививают любовь к музыке.

Игрушки-забавы вызывают смех и удивление. Для них характерен элемент неожиданности. Это фигурки-неваляшки, волчки, прыгающие и кувыркающиеся животные, сказочные персонажи, а также игрушки, у которых имеется элемент неожиданности, головоломки и фокусы и др.

Настольные игры: развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Классификация игрушек по возрасту детейдиктуется тем, что воспитательное значение игрушки может быть достигнуто лишь в том случае, если она правильно подобрана к возрасту ребенка. Игрушки, непонятные ребенку (или слишком прос­тые), не представляют для него никакого интереса. Поэтому главной задачей воспитателей является правильный подбор иг­рушек.

Детский возраст подразделяется на три периода: ясельный (до 3 х лет), дошкольный и школьный.

В раннем, ясельном, возрасте (до года) количество игрушек не­велико. Они имеют наиболее простую и наиболее совершен­ную геометрическую форму (шара или куба). Это яркоокрашенные погремушки, кольца, некоторые резиновые игрушки. После года у детей появляется потребность в игрушках, спо­собствующих организации подвижных игр (мячи, каталки и др.). К концу второго года любимыми играми детей становятся копание в песке, катание шариков, возникает потребность в пе­сочницах, формочках, ведерочках, лейках, лопаточках, сопках, автомобилях. Затем с двух с половиной лет ребенка начинает интересовать кукла. Игрушки должны соответствовать размеру руки ребенка, развивать его интерес к окружающим предметам и явлениям.

У детей дошкольного возраста (от 3 х до 6 и лет) игры становятся более содержательными и разнообразными. Дети начинают проявлять больше выдумки, фантазии, самостоятель­ности. Игрушки становятся более разнообразными.

Дети младшего дошкольного возраста играют с куклами и кукольной мебелью, мишками, зайцами, автомобилями, элект­ровозами, простейшими конструкторами, мозаикой, музыкаль­ными игрушками, игрушками для игр в песок и др.

У детей среднего дошкольного возраста значительно воз­растают подвижность и активность в играх. Им нужны мячи, кегли, прыгалки. В этом возрасте повышается значение транс­портной игрушки.

Игры детей старшего дошкольного возраста более органи­зованны и длительны. Им рекомендуются куклы разных разме­ров, гарнитуры мебели, кухонная посуда, транспортная и тех­ническая игрушка. Для детей этого возраста важное значение приобретают игры и игрушки, готовящие их к занятиям в шко­ле (наборы букв и цифр, настольные игры и др.).

Игры детей школьного возраста более серьезны и целенаправленны (шахматы, шашки, конструктор, компьютерные игры, наборы по радиотехнике, различные инструменты). На первых порах дети играют с теми же иг­рушками, что и в дошкольном периоде. Однако характер игр, их содержание становятся более углубленными. В этом воз­расте требуется также много новых игрушек, развивающих кру­гозор, способствующих закреплению учебного материала. Это технические наборы, настольно-печатные игры, различные кон­структоры. На протяжении всего школьного периода дети иг­рают в спортивные игры с мячом, в кегли, городки, настольный футбол, хоккей и др.

Школьники старших классов увлекаются конструированием и моделированием, фото- и радиотехникой, занятиями в круж­ках физики и химии. Возникает потребность в радиоконструк­торах, наборах опытов по физике, оптике, разнообразной тех­нической игрушке. Большое значение в этом возрасте имеют содержательные настольные игры по различным отраслям на­уки и техники.

Акселерация детей привела к смещению границ возрастных групп, поскольку большая часть детей в возрасте 7 лет умеет читать и писать.

Классификация игрушек по материалу изготовленияносит в основном производственный характер, так как предприятия, выпускаю­щие игрушки, часто специализированы по виду материала для их изготовления.

Пластмассовые: отличаются лёгкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкций; должны обладать высокими эстетическими, эргономическими (в том числе и гигиеническими) свойствами, надежностью и безопасностью. Металлические: 2 ая и 3 ая возрастные группы; ассортимент: транспортные игрушки, садово-огородный инвентарь, конструкторы, инструменты. Деревянные и керамические игрушки: ограниченный ассортимент: гарнитуры кукольной мебели, лукошки, корзинки, свистки, копилки, городки; в настоящие время в целях безопасности заменены пластмассовыми. Резиновые игрушки: изготовлены из натурального каучука, имеют ограниченное применение; в настоящее время их заменяют мягкие игрушки из ПВХ-пленок и ПВХ-пластизоля. Надувные игрушки: изготавливают из ПВХ-пленки, предварительно закладывая специальный клапан, через который игрушки надувают. Мягконабивные: из искусственного и натурального меха, различных ворсованных тканей; игрушки могут иметь заводной механизм и украшение; выпускают в широком ассортименте, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

Кроме этого выпускают игрушки из папье-маше, стекла (елочные украшения), картонажные. Знание характеристики игрушек с учетом такой классификации важно для контроля качества игрушек, поскольку стандарты разрабатываются на игрушки из определенного материала.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка - любимый сынок в сюжетно-ролевой игре, а в театрализо­ванной он превращается в медведицу Настасью Петровну.

Сюжетные игрушки имеют еще одно название - образ­ные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущ­ность как прототипов (образов) предметов, чем они и при­влекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название - сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она - источник разнообразных переживаний малыша. Широкий диапазон таких переживаний девочки отразил П.И. Чайковский в музыкальных пьесах «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» («Детский альбом»). Дети одушевляют куклу, поверяют ей свои радости и беды, заботятся о ней.

Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности. Осо­бенно любимы ребенком куклы, изображающие детей. В последние десятилетия появились куклы, вводящие в «тайны» взрослой жизни (кукла Барби во многих ее вари­ациях и кукла Вероника - ее российский аналог). Расши­ряется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой: поросенок «отправляется» в школу, зайчика укладывают спать в кукольную кроватку и т.п. Обычно в таких «человеческих» ролях выступают игруш­ки, наделенные какими-либо индивидуальными особенно­стями, забавные, выполненные с легким юмором: грациоз­ная черноглазая белочка, пушистый котенок, хитрая обе­зьянка-проказница.

Для любознательных:

В 20-е гг. XX в. многие отечественные педагоги выступили с кри­тикой образных игрушек (прежде всего куклы), утверждая, что они ограничивают интересы ребенка, закрепляют пережитки прошлого быта, способствуют «мещанскому воспитанию». Любимая детская игрушка - кукла - была изгнана из детского сада. На смену ей при­шли куклы «пионер», «милиционер», «красноармеец», «рабочий», которые должны были стимулировать игры с новым социалисти­ческим содержанием.

Е.А. Флерина не согласилась с этой точкой зрения. Она прове­ла экспериментальную работу в детском саду, на основе которой выявила, что дошкольникам (и девочкам, и мальчикам) необходи­мы куклы в образе маленьких детей. В играх с ними дети усваива­ют навыки культурного семейного быта, подражают матери в ее уходе за малышами, учатся быть заботливыми, внимательными. Старшие дошкольники охотно играют с куклами в образе взрос­лых, причем мальчики предпочитают кукол с выраженной профес­сиональной принадлежностью, особенно если профессия относится к разряду героических.

Кукла давно восстановлена в своих правах, в каждой группе дошкольного учреждения можно увидеть кукол со всем кукольным «хозяйством». Но взгляды Е.А. Флериной по поводу воспитатель­ного значения игр с куклами остаются во многом нереализованны­ми. Не верите? Понаблюдайте за играми детей в «Семью», «Доч­ки-матери».

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия та­кой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей) Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодаю­щиеся козлики, мишка-«дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игру­шек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повесе­лить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Осо­бенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожидан­ности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.

Все это будит в ребенке острую заинтересован­ность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. В часы досу­га и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки-забавы по­могают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, по­чему она двигается и т. п. Отсюда требование, чтобы игруш­ка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам отно­сятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой мо­торики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепле­ние мышц руки, предплечья, развитие координации движе­ний (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Дру­гие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укреп­ляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существу­ют спортивные игрушки, предназначенные для коллектив­ных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праз­дниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отлича­ются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звуча­нию музыкальные инструменты: детские балалайки, метал­лофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дуд­ки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электрон­ные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требова­ния к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки - это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сю­жетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, ин­сценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и эле­менты костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хоро­ши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, жи­вотные). Использование театрализованных игрушек требу­ет определенного игрового оборудования: театральной пе­реносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; зна­комят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во мно­гих технических игрушках используются заводные, инер­ционные двигатели, электромоторчики, электронные уст­ройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и пост­роек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепеж­ных элементов и инструментов для сборки различных кон­струкций. Детям предлагают конструкторы с разными спо­собами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими раз­вивающими возможностями обладают конструкторы ново­го поколения - «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игруш­ках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрад­ки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-са­моделок лежит художественный труд, в ходе которого ре­бенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки до­школьник может изготовлять из разных материалов: нео­формленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фоль­га, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катуш­ки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблю­дая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребе­нок испытывает радость, стремление к созидательной дея­тельности.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых, ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт, технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов —дощечек, планок и т. д., дидактические, веселые, музыкальные, театральные

Первый вид: Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Второй вид: Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид: Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид: Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид: Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить).

Шестой вид: Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид: Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Восьмой вид: Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям от разить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Традиционная игра в дочки - матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка, указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный об раз: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Большое внимание уделяла автор уделяла руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания -упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку.

«Классификация игрушек» В. С. Мухиной

Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению В. С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции: - «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров; - характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. ; - куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; - этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

«Классификация игрушек» Е. А. Аркина

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

«Классификация игрушек» С. Л. Новосёлова

Она включает шесть разрядов:

Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев, для младенцев (4-5 – 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т. п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

«Классификация игрушек» А. С. Макаренко

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).

Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

«Классификация игрушек» Тихеевой Е. А.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. В основу данной классификации положены идеи Е. И. Тихеевой. Система Е. И. Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Она включала использование различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.).

В работах Е. И. Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.». Так в отечественной педагогике возникает особый интерес к игрушкам как средству обучения и эстетического развития дошкольника.

Должны быть игрушки, представляющие собой предметы жизненного окружения в уменьшенном виде. Такие игрушки способствуют закреплению представлений детей, которые они добыли опытным путем. Это игрушечные персонажи, фигурки людей, транспорт различного вида, кукольная посуда, овощи, фрукты, грибы, птицы, домашние животные. Эти игрушки используются педагогом в процессе специальных игр-занятий, но не даются им в свободное пользование.

Е. И. Тихеева предложила собственную классификацию дидактического материала, разделив его на «естественный» и «искусственный». «Естественный дидактический материал» включает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, шишки, растения, семена и др. Искусственный строится по принципу парности и предназначен для изучения различных качеств и свойств предметов, сравнения и рассматривания.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек»

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек» Во все времена новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов Немного истории. Сын владельца кондитерской фабрики Микеле Ферерро придумал Киндер-сюрприз. В Италии на Пасху пекли пирожные с запечёнными.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Читайте также: