Надо ли заставлять ребенка делиться игрушками

Обновлено: 09.05.2024

Каждому ребенку в определенном возрасте свойственно проходить через этап детской жадности. Двух-трехлетние дети часто отказываются делиться игрушками и ревностно отстаивают свое право на них. Это абсолютно естественный процесс самоидентификации малыша, один из доступных ему способов познания личных границ и окружающего мира, и у взрослых нет причин бить тревогу. Но когда ребенок становится старше, а проявления болезненного собственничества в отношении вещей не уходят, родителям стоит задуматься о причинах такого поведения, особенно если малыш — приемный, со своей непростой жизненной историей. Своим опытом и советами делятся многодетная мама Мария и педагог Центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» Наталья Ольховская.

У Марии, как в известной детской песенке, четыре сыночка и лапочка-дочка. 6-летнюю Люду она забрала домой совсем недавно и на этапе адаптации как раз столкнулась с тем, что девочка очень ревностно относилась к вещам.

Личное пространство

«Дома Люда хватала все, что видела: косметику, книги, личные вещи. Она не разбиралась, чье это и в чьей комнате находится. Под подушкой собирала все, что ей приглянулось. Я поняла, что ей нужно создать личное пространство, поэтому подготовила отдельный уголок с игрушками, отдельный ящик для вещей и каждый раз говорила, что именно туда она может прятать свои богатства, и никто без ее разрешения их не возьмет. Но также объяснила, что и у других членов семьи есть такие же права и трогать их вещи без спроса нельзя», — делится опытом Мария.

При этом, по мнению многодетной мамы, не следует насаждать такие правила поведения с первых дней ребенка дома. Важно дать ему время на адаптацию.

«Первые полгода мы просто дали Люде привыкнуть к нашей семье и расслабиться. Только после этого стали активно заниматься», — говорит она.

Интуитивное желание родителя, столкнувшегося с проявлением детской жадности, — пристыдить ребенка, ведь в обществе принято делиться, если попросили. Но для малыша такая реакция мамы или папы будет очень болезненной и непонятной.

«Я не считала правильным в самом начале просить дочку чем-либо делиться с членами семьи, — продолжает Мария. — Раньше могла стыдить своего ребенка за то, что он жадничает на площадке. Но ведь это неправильно, никто из нас не любит, когда трогают его вещи. И заставлять детей быть хорошими для посторонних — все равно что сказать: „Твоего мнения никто не спрашивал. Как я считаю нужным, так и поступлю с твоей игрушкой“. Подойти и взять без разрешения — это не норма. Постоянное нарушение границ ведет к тому, что ребенок растет, не умея сказать „нет“, а в будущем это чревато сложностями и проблемами во многих сферах».

«Наша приемная мама абсолютно права. Насильно заставлять ребенка делиться, отбирать у него его вещь, чтобы отдать другому, нельзя. С самого раннего возраста малышу нужно объяснять, что его игрушки принадлежат только ему и он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Но при этом существуют и вещи других людей, которые также нельзя брать без разрешения. То есть правило „не хочу и не дам“ работает в обе стороны», — говорит педагог ЦССВ «Полярная звезда» Наталья Ольховская.

Учить делиться

При этом доброта, отзывчивость и щедрость — важные для ребенка качества, и их обязательно нужно воспитывать, балансируя между соблюдением личных границ ребенка и необходимостью вносить коррективы в его поведение.

«Люда никогда не была жадной, но первое время дома очень много ела. Могла съесть все сладости и угощения. И мы постепенно начали акцентировать ее внимание на том, что не стоит съедать все в одиночку, а можно поделиться этим с близкими, — рассказывает приемная мама. — При этом бывает, что ребенка угощают, например, на танцах, куда дочь ходит заниматься. И тогда я говорю, что она может полакомиться одна. Но если принесла домой и хвастается при всех, тогда правило одно — делись! Или когда папа еще не пришел, а на столе торт, мы всегда оставляем кусочек для папы. Он же у нас главный. И когда он приходит, дети бегут к нему рассказать, что его ждет угощение. В большой семье невозможно не делиться. Наши дети получают от этого большую радость».

Мария говорит, что братья относятся к Люде как к младшей, и она это чувствует, но мама и папа постепенно объясняют ей, что и она в свою очередь должна относиться к ним с заботой.

«Мы практически не выстраивали иерархии среди детей. Было одно основное правило: главные — родители. А сравнительно недавно я начала обращать внимание Люды на то, что младшему брату и таким же малышам может понадобиться помощь, потому что они, например, не умеют то, что умеет она. И дочь начала это понимать», — говорит Мария.

«Ребенку важно показывать пример. Он учится через подражание действиям взрослых. Хотите вырастить доброго и щедрого человека — покажите ему на своем примере, объясните, научите, но не принуждайте. Наша Люда и ее новая семья — тому пример. Мама, папа, братья помогли ей окрепнуть, наполнили ее жизнь заботой, вниманием и любовью, и девочка ответила тем же. С педагогической точки зрения у ребенка в силу жизненных обстоятельств были пропущены некоторые этапы эмоционального развития, и родители грамотно смогли восполнить эти пробелы», — резюмирует Наталья Ольховская.

Надо ли покупать одинаковые игрушки? Как прекратить ссоры?

Наталья Потеха мама пятерых детей, профессиональный коуч, руководитель Школы эмоционального интеллекта для детей

Когда в семье несколько детей, неизбежно возникают споры вокруг игрушек. Первые столкновения начинаются уже тогда, когда малыш начинает ползать. Что делать? Я расскажу о самых простых правилах, которые помогли мне создать атмосферу мира и спокойствия в нашем доме.

Двое детей: как поделить игрушки. 3 простых совета

Правило № 1: есть игрушки личные, а есть игрушки общие

При рождении второго ребенка трудность заключается в том, что все игрушки воспринимаются старшим ребенком как личные. Не стоит создавать рядом вторую кучу только для малыша — пора строить общее пространство.

Личные игрушки ребенка — это как личные вещи взрослого. Вы дадите своей сестре автомобиль или ноутбук только потому, что она младшая или очень громко требует? А если у вас вырвут из рук новенький iPhone и скажут, что вернут в целости и сохранности, только поиграют немножко, вам это понравится?

Нужно уважительно относиться к каждому члену семьи, даже самому маленькому. Выделите ребенку ящик для его личных игрушек, пусть сложит в него все самое дорогое. Объясните, что это его вещи, и он сам вправе ими распоряжаться: давать или не давать другим, меняться или нет.

Что делать с другими личными вещами? Можно убрать в непрозрачные ящики и поставить повыше. Можно отложить вместе с другими отдыхающими игрушками в кладовку или иное место хранения. Итак, в результате есть личный ящик малыша, а все остальные игрушки пусть по умолчанию воспринимаются детьми как общие.

Правило № 2: научите детей делиться и меняться

Не стоит излишне настаивать, угрожать, уговаривать. Будьте спокойны и уверенны. Проговорите правила общения в детской. Уясните их для себя. Например, у нас кто первый взял, тот и играет. Другой ждет или берет что-то еще. Можно меняться, можно договариваться. Драться, вырывать из рук, отнимать запрещено.

«Как же дети смогут постоять за себя в детском саду или на улице?» — спросите вы. Я уверена в том, что детский сад и улица — это другая зона общения. В семье все родные, все уважают друг друга, помогают и заботятся. Живут все вместе и любят друг друга. Не станете же вы ругаться с мужем и родителями дома, чтобы суметь на работе перед коллегами постоять за себя! Оттачивать навыки конкурентной борьбы на близких совсем не обязательно. Лучше строить прочный тыл!

Дети быстро усваивают правила общения, если они не придуманы взрослыми для детей, а являются частью жизни взрослых и принимаются всеми. Ребенок с большей охотой делится своими игрушками, если знает, что их не отнимут. Хотите взять его личное и дать другому ребенку — спросите разрешения! Гарантируете вернуть — верните. Однако не стоит спрашивать у ребенка разрешения давать младшему члену семьи любые вещи, тем более если они принадлежат вам (мамина кружка, папина ручка, кастрюля). В этом случае в ребенке еще больше укрепляется вера в то, что все вокруг принадлежит ему!

Двое детей: как поделить игрушки. 3 простых совета

Правило № 3: предлагайте не одинаковые, а равнозначные игрушки

Часто родители, стараясь избежать детских ссор, покупают детям одинаковые игрушки. Увы, это не всегда работает. Дети часто хотят иметь такие же вещи, как у других, это заложено в каждом на подсознательном уровне.

Ищите для них равнозначное вместо одинакового. Каждый ребенок уникален. Вряд ли возможно (да и нужно ли?), чтобы у ребенка все было такое же, как у брата или сестры. Стремление иметь все одинаковое порождает борьбу, дети начинают считать и сравнивать: а сколько у него, а такое же? Здесь две полоски, а здесь одна, эта вещь целая, а тут надорвано.

Дочке очень нравился синий цвет. Она носила синее платье, рисовала синих птичек, ела из синей тарелки. Стоит ли говорить, что вскоре за столом развернулась настоящая битва: все дети хотели есть только из синих тарелок! Не беда, подумала я, и купила в ИКЕА набор синих тарелок.
Проблема решена? Нет, через три дня дочь заявила, что ее любимый цвет — желтый, и борьба развернулась вокруг желтого комплекта посуды. К тому же дети выбирали лучшее место за столом и бежали со всех ног, чтобы занять его. Выход оказался прост: мы договорились, что за обедом дети выбирают, кто чем пользуется: лучшим местом, желтой тарелкой или желтым стаканом. И в течение дня они меняются. В результате все довольны!

Как стать опорой для своего ребенка и научить его слушать себя

Любовь Сурудо блогер, создательница аккаунта о материнстве, отношениях и семейном счастья

Снежный ком негодования переходил в лавину злости и разочарования многих моих подписчиков. "Люба, что за бред вы несёте. Так мы вырастим совершенно безучастное и жестокое общество". Шаблон не хотел вот так просто разрываться. Сопротивление было очень мощным. На меня сыпались разочарования и обвинения.

"Люба! Как вы были правы! Каюсь. Спасибо! Вы подарили мне новые отношения с детьми. Да и с собой тоже".

Итак, что же это за страшное убеждение?

Я совершенно уверена, что делиться не нужно

В любой компании, и уж точно на каждой детской площадке, все взрослые щеголяют одной и той же фразой: "Нужно делиться". Мы выросли с этим шаблоном и употребляем его настолько молниеносно, что даже не успеваем задуматься. А кому нужно? Почему нужно? Для чего?

Нужно нашей низкой самооценке? Потому что смотри: я всё отдам, я — хорошая (для других). Я добрая. Отдам. Всё отдам, потому что не жадина. Потому что не люблю себя и мне вообще ничего не принадлежит.

Отдам всё, лишь бы общество вдруг про меня чего такого не подумало. Даже если я и не хочу отдавать, даже если я и правда такая, как оно подумает, — я всё равно отдам. Пусть подумает так, как принято думать о нормальных людях.

Вы уловили суть этого абсурда?

Как часто на детской площадке молниеносно взрослыми решается вопрос — забрать силой у своего ребенка его игрушку, лишь бы какой-нибудь посторонний папа Васи не сказал, что ваш ребёнок, например, жадина. В переводе — что вы воспитали жадину. В ещё более детальном переводе, что вы — хреновая мать.

Нет! Подождите, не думайте так. Я крутая мать. Сейчас я применю силу и всё отберу. "Держи, очень важный для меня посторонний Вася. Играй. А ты не реви, как жадина, мой неважный родной ребёнок".

Фу… Премия "родитель года" — ваша. Ура! Или не ура?

Ты не должна ни с кем делиться, если ты этого не хочешь

Так я всегда говорила, говорю и буду говорить своим детям.

Хотеть делиться — это круто. Делиться от ощущения безысходности — полный провал. Вы ведь видите разницу?

Я обожаю наблюдать за этими процессами выбора в голове у своих детей. Быть доброй и участливой не по инструкции, а из личного желания. Делиться и получать от этого удовольствие, а не чувствовать себя ущербным и униженным.

Ребёнок, который растет не под лозунгом "нужно делиться", ощущает гораздо больше, чем просто спокойствие за сохранность своей игрушки. Он ощущает уважение к себе. Свободу своего выбора. Вообще возможность выбора в целом. Ощущение защищенности от внешних спонтанных событий и факторов, от чужих желаний.

Я не должен любому человеку по его первому запросу и прихоти отдавать дорогую для себя вещь. И пусть этой вещью будет сломанная машинка, ободранная кукла или мягкая игрушка, которой сто тысяч лет. Кто вообще определяет эту ценность, кроме него самого?

В мире ценностей маленького ребёнка нет айфонов и золотых часов. Его мир привязанностей состоит из лопаток и резиновых уточек. Зачем же тогда вы орёте, что "это всего лишь старая вонючая машинка, не будь жадиной и дай ты эту ерунду поиграть Васе". Не обесценивайте его эмоции и дорогие ему предметы.

"Отдай, какая тебе разница". Пусть он сам решит, есть ему разница или нет. А если она есть — дайте ему право на это мнение. Почему кто-то "должен делиться", если он не хочет.

Как убивается умение слушать себя

Но давайте, может быть, поработаем не на благо чужих людей, а для своего близкого человека. Понравьтесь ему. А лучше даже — понравьтесь себе. В роли мамы, которая уважает интересы своего ребёнка. Ведь он на вас смотрит. Он в вас верит. Он максимально зависим от вас и от ваших решений. Вы для него целая вселенная. И когда твоя вселенная унижает тебя и обесценивает на корню ради посторонних эмоций — это очень грустно. Невыносимо.

В каждой ситуации первое, что делает ребёнок, — ищет глазами маму. Ждёт её реакцию, поддержку. А поддержка так грубо и неожиданно уходит на другое поле.

И всё это даже глубже, чем история про "делиться". Она очень близка к тем самым ощущениям, связанным с любовью к себе. Эти странные шаблоны проросли в нас и напрочь отрубили дороги к своему "я".

Имею ли я право решать сам или нет? Могу ли я послушать себя в ситуации, когда забирают мою любимую вещь? Имею ли какое-то значение? Кому принадлежит право выбора? Почему не мне? Насколько тогда вообще ценно моё мнение?

Способность слышать себя, то самое "а как мне", которого безуспешно добиваются от нас, взрослых, психологи — рождается или убивается в том числе в этих детских ситуациях. Когда ты ничего не решаешь, когда "тебя не спрашивали".

Что говорить на детской площадке

Громче всех на площадке слышно именно родителей: "Ты чё, жадина?" — кричим мы, как бы выгораживая себя перед окружающими (мол, я-то не такой).

Но подумайте, даже если все вокруг решат, что ваш ребёнок "жадина", разве планета от этого остановится? Ваш ребёнок лично для вас станет хуже?

Сомневаюсь. Если кто-то на площадке хочет отобрать игрушку у моего ребёнка — я наблюдаю. Если вижу, что присоединяются взрослые и начинают давить этими любимыми идиотские фразами — подхожу и спокойно, но чётко говорю свою позицию: "Не хочешь — не делись. Ты никому ничего не должна. Никого не слушай и решай сама".

Ни с кем не споря и никому ничего не объясняя, я обращаюсь только к своему ребёнку. Просто подтверждаю, что я её поддерживаю. Показывая свою позицию кричащей на неё бабушке через свою поддержку, а не через спор с этой самой бабушкой. На её установки мне абсолютно всё равно.

Вы должны быть поддержкой своему ребёнку. Только вы и только сейчас растите в нём личность. Сильную, уверенную в себе личность. Или забитую жертву, обязанную всем и всюду.

Это невозможно крутое ощущение, которое я несу с собой уже 32 года моей жизни. За моей спиной стена из моих взрослых. Родителей, которые в меня верят и в первую очередь поддержат именно меня, а не дешёвый авторитет общественности. Я всегда знала, что, если меня обвинят в самых страшных пусть даже на 100 % очевидных грехах, мама никогда не поверит вслепую, а всегда сначала выслушает меня. Это очень крутая опора — понимание, что твоё мнение и видение ситуации важно для твоего взрослого.

Как донести до ребёнка, что в любых ситуациях и на всю жизнь ты — его опора?

Просто стать ею. Всегда. Везде. И при любых обстоятельствах.

Если будешь себя плохо вести…

"Я сейчас заберу тебя у мамы, если будешь себя плохо вести", — комментарии незнакомцев, от которых даже некоторые мамы впадают в ступор.

"Люб, а что отвечать в такие моменты?" Как что? В идеале не нужно отвечать незнакомцу вообще. Он тут как бы ни при чём, даже если он решил иначе. Объясняться с ним вы не должны.

Но вы должны чётко сказать своему ребёнку (так чётко, чтобы посторонние педагоги-помощники тоже слышали), что даже если он себя будет суперотвратительно вести — никакой левый дядька ни за что на свете его у вас не заберёт. Это просто факт. А если только кто-то пошевелит пальцем — сразу же уедет в полицию.

Я знала, что меня никогда и ни за что на свете не заберут даже внезапно высадившиеся на землю инопланетяне. И боялась бы в этой ситуации я разве что за них.

Ощущение тыла. Уверенность в том, что тебя любят не только в определённых ситуациях. Что тебя примут, даже если ты ошиблась. Это то, что на 100% помогало мне по жизни. Где бы я ни находилась. Прекрасное ощущение.

Как все-таки научить ребенка делиться?

Знаете, в чём парадокс? Ксения — мой первый ребёнок, который рос в этой теории "не должна делиться, если не хочешь" — просто обожает отдавать. Дарить. Отламывать шоколадки. Снимать с себя кофту, если кто-то замёрз. Меняться игрушками, если кто-то рядом грустит или просит.

Потому что она получает от этого истинное удовольствие. Она делает свой выбор, а не действует из-под палки. Фраза "нужно делиться" порождает только комплексы, а не искреннюю доброту и щедрость.

У моего ребёнка нет никакого внутреннего протеста, ей не хочется защищаться и защищать своё имущество/игрушки/еду. Она совершенное спокойна. Она уверена, что за неё никто не решит силой или обесценивающей фразой.

И как же приятно наблюдать за этими откровенными благими поступками своего маленького человека. Поступками от души, а не "по инструкции".

Мальчики дерутся из-за игрушки

Многие малыши не любят делиться с другими детьми своими игрушками. Родители в свою очередь пытаются пресекать такое поведение, приучая ребёнка не жадничать. При этом взрослые считают, что они поступают правильно и разумно. Однако оказывается, что такая позиция неоднозначна: принуждая ребёнка делиться, вы можете навредить малышу.

Почему нельзя заставлять малыша делиться игрушками: три значимых аргумента

Можно выделить три значимых причины, почему нельзя принуждать ребёнка делиться своими игрушками с другими детьми.

Аргумент 1: ребёнок должен иметь личное пространство

Уже в двухлетнем возрасте малыши начинают ощущать себя личностями. В этот период они отделяют собственное «я» от окружающих. У них появляется понимание того, что некоторые вещи — свои, а другие — чужие. Все игрушки, принадлежащие ребёнку, являются его собственностью и частью личного пространства.

Ребёнок прижимает к себе игрушки

Игрушки ребёнка — часть его личного пространства

Любое посягательство на вещи маленького человечка воспринимаются ребёнком как вмешательство в его собственный мир. Большинство взрослых не учитывают такую особенность детей, и заставляя малышей делиться, нарушают целостность личного пространства ребёнка.

Видео: психолог Марина Романенко рассказывает о причинах детской жадности

Аргумент 2: воспитание в ребёнке избыточной щедрости — негативный сценарий для будущей жизни

Бывает так, что родители в своём стремлении «правильно» воспитать ребёнка заставляют малыша делиться с другими детьми не только второстепенными для него предметами, но и самыми любимыми вещами. Однако в такой ситуации взрослые не учитывают, что у малышей с любимыми игрушками устанавливается тесная эмоциональная связь. Порой для детей игрушки становятся настоящими друзьями, с которыми они разговаривают и делятся своими проблемами.

Девочка играет с куклой

Порой ребёнок вопринимают игрушки, как своё продолжение

Заставляя ребёнка делиться с другими детьми самыми ценными для него игрушками, родители закладывают в голове у ребёнка неправильный сценарий будущей жизни. Из таких детей вырастают чрезмерно добрые люди, щедрость которых ненормальна. Такие взрослые готовы для кого-то снять с себя последнюю рубашку, подчас необоснованно, а также не умеют отстаивать собственные интересы ,не знают, чего хотят в жизни и зависят от мнения окружающих.

Аргумент 3: ребёнок может стать агрессивным

Когда ребёнка вынуждают делиться с другими детьми игрушками, у малыша могут возникать негативные эмоции:

  • обида;
  • злость;
  • чувство несправедливости.

И это вполне нормально, ведь происходит «разрушение» личного пространства малыша. А если учесть, что детская нервная система отличается повышенной возбудимостью, то заставляя ребёнка делиться, вы можете столкнуться с агрессивным поведением малыша: плачем и истериками.

Ребёнок плачет

Принуждение ребёнка делиться может закончиться детской итерикой

Не стоит поступать согласно стереотипам, к сожалению, процветающим в нашем обществе. Чувства ребёнка справедливы, поддержите его, помогите ему объяснить, почему он может дальше играть со своей игрушкой сам. Всегда можно сказать, например, «Извини, эта игрушка новая, и он ещё сам с ней не наигрался» или «Знаешь, это его самая любимая игрушка, и он без неё будет очень грустить».

Как правильно воспитывать ребёнка, чтобы он не вырос жадным

Очень важно воспитывать в ребёнке чувство достаточности, которое позволит ему различать границы между защитой своей собственности и жадностью. Посыл такой: игрушек много, хватит на всех, делиться — это хорошо, играть со своими игрушками самому — тоже хорошо.

Для этого придерживайтесь несложных правил:

  • любите ребёнка таким, каким он есть. Принимайте малыша со всеми его достоинствами и недостатками, а не пытайтесь переделать его на свой манер;
  • предоставьте ребёнку право выбора, которое способствует формированию чувства достаточности. Пусть малыш сам принимает решение в таких простых вопросах:
    • с какими игрушками ему играть;
    • какую книжку ему будут читать родителей на ночь;
    • в какой одежде ему идти на улицу;

    Рекомендуется начинать придерживаться таких правил, когда ребёнку исполнится 2–3 года. Чувство достаточности у одних детей формируется раньше, у других — позже. Воспитывая детей таким образом, вы ненавязчиво научите их не жадничать.

    При верном воспитании ребёнок со временем сам научится делиться своими игрушками с другими детьми

    Не принуждайте ребёнка делиться с другими детьми своими игрушками. Действуйте спокойно, разумно и последовательно. Такая тактика будет гораздо результативнее, чем прямое навязывание ребёнку правильного, на ваш взгляд, поведения.


    Родители часто совершают ошибки в воспитании, которые негативно сказываются на детях в будущем. Принуждение делиться — как раз из этой серии. Психолог, бизнес-тренер и автор книги о воспитании Дмитрий Ломоть рассказал Марии Годняк, к чему может привести принудительная щедрость.

    Многие родители совершают распространённую ошибку, когда буквально силой заставляют своего ребёнка отдавать игрушки другим детям. Такой приём воспитания не научит здоровой щедрости, зато вполне может сыграть с ребёнком злую шутку, когда он вырастет. Причём затаённая обида на родителей — не самое худшее.

    Я часто общаюсь со взрослыми и умными людьми, которые ходят на нелюбимую работу, не могут отказать начальству в бесплатных переработках и зарабатывают очень мало, хотя их потенциалу можно позавидовать. Источник неудач всегда один — родители, которые неправильно воспитали их в детстве.

    Не хочу сказать, что старшее поколение поступало так намеренно, они тоже дети своих родителей. Советское воспитание обязывало человека быть хорошим для других, делиться последним, даже если после этого останешься ни с чем.

    Такая модель ничего общего с личным успехом не имеет. Всё, чему она учит ребёнка — быть удобным друзьям, соседям, чужим людям, то есть, стереть границы между личным пространством и обществом.

    Сегодня, к счастью, всё больше родителей осознают, что старая модель воспитания не работает и нужно что-то менять. Но остаётся ещё много мам и пап, которые даже не задумываются, к чему приводят их «проверенные временем» методы. А приводят они к таким последствиям.

    1. Неумение говорить «нет»

    Малыша уже научили, что не отдавать свою игрушку — это плохо. В школе он не может отказать одноклассникам в просьбе, отдаёт свой учебник, обед, карманные деньги. В институте делает одолжения однокурсникам, на работе остаётся сверхурочно, хотя за это не платят. Ему это не нравится, но он привык, так надо. Всё это «выросло» из песочницы, когда родители не посчитались с тем, насколько комфортно себя чувствует ребёнок, а думали о том, какое впечатление сложится о них у других родителей из-за отказа делиться.

    Осознайте, что ребёнок — другой человек, у него есть свои желания. И если он не хочет делиться сейчас, он имеет на это право

    Посмотрите на ситуацию под другим углом. Как часто вы делитесь своими вещами с другими? Я не видел, чтобы человек, купивший путёвку за границу, вдруг отдал бы её коллеге, который тоже хотел там побывать. Или чтобы женщина одолжила своё недавно купленное платье только потому, что подруга пришла в восторг от обновки. А с какой заботой и ревностью мужчины относятся к своим автомобилям! Так зачем поступать нелогично и ломать детей, принуждая их поступать иначе?

    2. Нестабильное финансовое положение

    Большинство людей бывают очень удивлены, когда выясняют, что их финансовые «потолки» с любовью возвели родители в детстве. А удивляться тут нечему, потому что ребёнок, которого учили делиться через силу, не сможет накапливать деньги и управлять бизнесом.

    Он приучен всё отдавать, правильно распоряжаться своими личными ресурсами ему не под силу. Когда взрослые решают за детей, как им нужно поступить с той или иной вещью, в результате появляются мужчины и женщины, которые не умеют жить без оглядки на других.

    3. Нарушение чужих личных границ

    Если ребёнка не научили отстаивать свои личные границы, он будет нарушать чужие. Нередко можно увидеть, как один малыш подходит к другому и отбирает у него понравившуюся игрушку. Если так поступил ваш ребёнок, то эта ситуация — прекрасная возможность объяснить ему, что так делать неправильно.

    Кричать или, тем более, бить за это нельзя: агрессия не сработает, а только обернётся против вас. Спокойным тоном попросите ребёнка отдать «трофей» и предложите обмен игрушками.

    Вы можете столкнуться с капризами или истерикой «хочу!», если обмен не состоится, и в этом случае просто наберитесь терпения. Дети в два-три года только начинают учиться азам коммуникации.

    Такие трудности учат ребёнка справляться со своими эмоциями, к нему приходит понимание того, что не все вещи можно взять просто потому, что ему так хочется

    Если игрушку забрали у вашего ребёнка, не стесняйтесь подходить к родителям обидчика, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. Не нужно уходить от проблемы и убеждать своего ребёнка, что ничего страшного не произошло: мол, поиграет и отдаст. Вы лишаете его чувства защищённости, приучаете к мысли, что любой может взять всё, что ему нужно, и это нормально. Если вы так поступаете, не удивляйтесь, что ваш взрослый ребёнок не сможет отстаивать себя в обществе.

    Не учите ребёнка быть хорошим для всех. Учите быть хорошим для себя, тогда с ним будет комфортно общаться. Его не будет мучить чувство вины, если потребуется сказать «нет», не придётся переступать через свои принципы и желания. Помогите своему ребёнку вырасти успешным!

    Читайте также: