Наглядно дидактическое пособие дымковская игрушка

Обновлено: 28.04.2024

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Дымковская игрушка" подходит как для ознакомления, так и для закрепления знаний о дымковском народном промысле.

ВложениеРазмер
didakticheskoe_posobie.pptx 2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Дымковская игрушка Выполнила: Воспитатель Кузьминых Светлана Ивановна ГБОУ СОШ с.Курумоч СП д /с«Белочка»

- Я – барыня сударыня! Я в гости к вам пришла. Загадаю вам загадку, И отгадайте её, друзья! * Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбки. А ну назовите меня. (дымковская игрушка)

История создания дымковской игрушки У дороги ели спят в инее седом Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, вьется голубой дымок Словно в дымке все кругом, голубые дали И село родное люди «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски. В том селе рождались сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Всё игрушки – непростые…

Старинная легенда Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края . Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек . Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие . Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. 1.Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. 2. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.

3.Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённым на молоке, и начинают расписывать. Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе. Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Узоры на игрушках наводили традиционные, Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы! Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!

Посмотрим какие же бывают Дымковские игрушки Чем знаменито Дымково? - Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги! От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично - Ликующе и празднично! В ней молодость — изюминка! В ней удаль и размах. Сияет охра с суриком На всей земле в домах. Сияет охра с суриком, Чтоб всем светло не сумрачно И злость и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымково Растают навсегда! (В.Фофанов)

Свистульки Первое место по количеству среди свистулек занимают фигурки уточек и уток-крылаток. Последние имеют горизонтальные ряды оборок-крыльев. Обтекаемой пластике утки-свистульки соответствует и роспись, в которой можно видеть определенную систему нанесения цветных полос и рядов горошин.

Немало среди свистулек и фигурок коней — одно- и двухголовых . Дымковские " двухголовки " — яркий пример органического слияния реального и фантастического, воплощенного в совершенной художественной форме.

Для росписи коньков-свистулек также характерны простейшие, обычно вертикальные ряды разноцветных горошин или чередование полос и клеток с гармоничными или контрастными сочетаниями красок. По сравнению с утками и коньками образы других птиц и зверей представлены в свистульках значительно меньшим числом. По мнению этнографов, домашние животные ( бык, коза, свинья, лошадь) в представлении древних земледельцев были символами плодородия, а конусообразная форма игрушек, так же как и свист, служила средством противодействия злу.

Индюк- излюбленный персонаж мастеров дымковской игрушки. Зато краски яркие - яркие : малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! ( На каждой игрушке могло быть до 10- 12 цветов одновременно.)

Среди дымковских игрушек только две разновидности передают человеческие образы: это всадник (на одноглавом или двухголовом коне) и так называемый гуляющий кавалер.

Более сложная по исполнению сюжетная игрушка того периода - нарядные дамы на прогулке. От привычных дымковских барынь их отличает тонкослойность, даже хрупкость глиняной массы, изящество и грация поз, нежный колорит росписи, дамы одеты в пышные платья, лица у них тонко прорисованы.

Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой - три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность.

Дама с собачкой и Масленица

Нянька и Собачий вальс

А теперь попрошу вас ответить на мои вопросы: Где придумали глиняную игрушку? (В Дымковской слободе). Какая характерная отличительная особенность у дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная, перед тем как расписать дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке). Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный). Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии).

ВОТ КАКИЕ ЯРКИЕ И КРАСИВЫЕ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры "Игрушки в гости к нам пришли"

Игра учит детей узнавать и называть игрушки; упражняет в правильном произнесении звукоподражаний; активизирует речь детей (проговаривать и договаривать песенки, потешки); развивает мелкую моторику, ко.

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание игрушки. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание игрушки. Дидактическая игра «Магазин игрушек». Соответсвует требованиям написания конспекта для аттестации на соответствие занимаемой должности.


Дидактические игры "Игрушки" - картотека (к проекту)

Подборка дидактических игр "Игрушки" - картотека (к проекту).


Дидактическая игра "Игрушки хотят кушать"

Дидактическая игра для развития действий с игрушками, воспитывания добрых чувств и заботливого отношения к другим, закрепления названий игрушек и действий с ними, обучить вести диалогическую речь, сфо.


Дидактическое пособие игрушка-мирилка "Доброе солнышко"

Игрушка - мирилка "Доброе солнышко" представляет собой вязанную игрушку с разноцветными ладошками. Цель - создать атмосферу взаимопонимания, радостного общения, помочь детям в игровой форме .

Дидактическое пособие - игрушка «Черепаха» для развития мелкой моторики детей 2-3 лет.

Игрушка «Черепаха» - помощник воспитателя в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми по речевому , сенсорному развитию, а так же развитию мелкой моторики.


дидактическая игра "Игрушки"

Дидактическая игра «Исчезнувшая картинка» Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.

Изготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культуры

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, человечности.

Дымковская игрушка привлекает детей яркостью и оригинальностью. Изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе изящество и видение окружающего мира.

Воспитание ребёнка требует любви, внимания, уважения к детям, создания условий для творческого самовыражения каждого. А творчество детей во многом зависит от творчества педагога.

Занятия с детьми о народных промыслах не возможны без их показа. Иллюстрация картинок не так занимательна, изготовление игрушек своими руками должно принести набольший эффект.

Игрушки лепила из использованного пластилина. Технология изготовления та же, что описана в МК, в предыдущей публикации.

Чтобы наглядно показать детям, постаралась изготовить игрушки изображающие людей, животных и птиц. Как говорится: всего понемногу.

Приготовила на всех детей заготовки лошадок, чтобы мы все вместе могли их раскрасить, и каждый ребёнок мог подарить готовую игрушку маме и папе.





Барышня в муфте, Барышня-Водоноска в весёлом хороводе с Барышней-Щеголихой и Барышней-Нянькой.


Добавился к ним Егорка на козлике.


Животные: козлик, барашек, лошадка, олешек златорогий.



Птицы: уточка с утятами и селезень, петушки с разными формами хвостов, гордый индюк.




Общий вид моей деятельности.


Заготовки лошадок для раскраски детьми.


Изготовление наглядного пособия «Мойдодыр»

Изготовление наглядного пособия «Мойдодыр» Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению наглядного пособия "Мойдодыр". Цель: Повысить интерес детей, придерживаться правилам.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Дидактическое пособие «Дымковские игрушки»

Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

В процессе работы над проектов нам пришла идея изготовить макеты для эффективного ознакомления и закрепления знаний детей с дымковской игрушкой. Макеты изготовили в технике папье-маше, обмотаны шерстяной ниткой, а элементы украшения были вырезаны из фетра и наклеены на липучки.



Дымковский индюк очень яркая и красивая птица! Имеет большое количество различных элементов, разных форм и цветов.



Дымковская барыня, самая нарядная и озорная из дымковских игрушек!

Её наряд очень красив, это и кокошник и бусы, а вот юбку детям предстоит украсить самостоятельно различными элементами (круги разного цвета и размера, листочки).



Дымковский конь украшен кругами разного размера и разных цветов.



Дети с удовольствием играют с макетами дымковских игрушек!

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина) Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор.

Дымковские игрушки

Дымковские игрушки "Хороша игрушка расписная, Вся поёт, бесхитростна, светла, И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. " Село Дымково уже.

Дымковские игрушки для уголка ИЗО

Дымковские игрушки для уголка ИЗО Дымковские игрушки поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Слепить их можно из глины.

Дымковские игрушки-мое хобби. Фотоотчет

Дымковские игрушки-мое хобби. Фотоотчет Дымковские игрушки - это мое хобби, мое творение и вдохновение. Вначале изготавливала игрушки из глины. Нечаянно упадет лошадка у ребенка.

Фотоотчёт «Мои дымковские игрушки»

Фотоотчёт «Мои дымковские игрушки» Рада приветствовать коллег и друзей на своей страничке!Хочу предложить вам фотоотчёт своих работ дымковских игрушек и городецкой росписи,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Дымковские игрушки» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Интерактивное пособие «Лэпбук «Дымковские игрушки» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3.

Мое творчество. Дымковские игрушки из пластилина-3. Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов. Знакомить детей с традиционным русским промыслом дымковской игрушкой; с элементами.

Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) игрушки»

Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) игрушки» Татьяна МаликоваДидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) игрушки» Цель пособия: развитие тактильных ощущений ребёнка дошкольного.

Цель: Формировать представления об искусстве русской народной игрушки. Знакомство с Дымковской игрушкой. Развивать мелкую моторику, внимание, память.

Задачи: Развивать эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов, умение подбирать цветовую гамму узора. Совершенствовать композиционные навыки - умение создавать композицию, располагать изображение в пространстве.

1 вариант: составить узор по образцу.

2 вариант: составить узор по памяти.

3 вариант: придумать узор самостоятельно.

Детям предоставляется макеты дымковской игрушки «конь» и "барышня" из фетра и коробка с различными элементами, из фетра, характерными для орнамента дымковской игрушки (круги разного диаметра, листочки и т. д., а так же образцы орнаментов.

Дидактическое пособие «Распиши Дымковскую игрушку»

Ход игры:

1 вариант: детям предлагается изображение дымковской игрушки с определенным орнаментом. Ребенок должен рассмотреть картинку и по образцу составить орнамент из предложенных элементов.






2 вариант: детям предлагается изображение дымковской игрушки с определенным орнаментом. Ребенок должен рассмотреть картинку, после просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение.

3 вариант: ребенок самостоятельно придумывает орнамент, характерный дымковской игрушке.



Данное дидактическое пособие может использовать педагогом как демонстрационный материал на занятиях, дидактическая игра для индивидуальной и подготовительной работы, закрепление материала.

Дидактическое пособие «Алфавит»

Дидактическое пособие «Алфавит» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Представляю вам развивающее пособие для детей 5-7 лет "Алфавит". Оно поможет в игровой форме без.

Дидактическое пособие «Круглый год»

Дидактическое пособие «Круглый год» ЦЕЛЬ :-Развивать мелкую моторику рук. -Систематизировать представления детей о временах года. - учить детей определять времени года по.

Дидактическое пособие — лэпбук по ПДД

Дидактическое пособие — лэпбук по ПДД Дaнное дидaктическое пособие является развивающим средством обучения, содержит мaтериал для оргaнизации, как коллективной творческой.

Дидактическое пособие с бабочкой

Дидактическое пособие с бабочкой Наступила весна и появился повод полетать бабочке по цветочкам. Данное пособие я использую на индивидуальных занятиях по автоматизации.

Дидактическое пособие «Счет»

Дидактическое пособие «Счет» Дидактическое пособие "Счет" многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких задач. Предназначено для работы с детьми.

Дидактическое пособие «Подводный мир»

Дидактическое пособие «Подводный мир» Здравствуйте коллеги! хочу рассказать и показать вам как я сделала дидактическое пособие по теме "Подводный мир". Принесли мне как то старый.

Дидактическое пособие «Шашки»

Дидактическое пособие «Шашки» Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. В каждом возрасте существует.

Наглядный материал "Дымковская игрушка". Изображение игрушки и ее название.

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.docx 2 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф.

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч.


Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и.


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки).


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковский петушок).

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группеОбразовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализаци.

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки».

Читайте также: