Написать сказочную историю о дымковской игрушке

Обновлено: 17.05.2024

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как появилась дымковская игрушка?

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.docx 29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ для детей дошкольного возраста о дымковской игрушке.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как появилась дымковская игрушка?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.

  • Кавалеры , часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные . Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции . В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
  • Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

  • синий,
  • малиновый,
  • зеленый,
  • желтый,
  • оранжевый
  • коричневый.

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки. Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

  1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
  2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.
  3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
  4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

  • полос,
  • ромбов и зигзагов,
  • кругов и полосок.
  • Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.
  • Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.

Дымковская роспись в детском саду

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных. Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по дымковским канонам.

Дымковская игрушка в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году .

Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания. Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки, дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.

Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло село Дымково.
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, из трубы вился голубой дымок. Домов много и дымков много, вот и прозвали сел о Дымково.
Жили в том селе весёлые, озорные и добрые люди.Любили они лепить весёлые, яркие и красочные игрушки, свистульки.Любили они свистеть, да петь.Лепили они из глины: людей, зверюшек разных, птичек и зверей. Лепили они барышень в красивых и праздничных нарядах,в одоносок с коромыслом и ведрами а руках, нянюшек с младенчиками на руках, барышень в пышных нарядах и юбках и различных животных: лошадок, свинушек с поросятками.Много их сделают за долгую зиму.
Сначала игрушки из глины лепили, потом в большой печи - сушили. Когда игрушки высыхали - тогда краски в руки брали. Сначала просто белили - белую краску на игрушки сверху наносили, а потом тоненькой кисточкой - узоры рисовали, чтобы игрушки - расписными стали. И все эти узоры волшебные со смыслом были: синяя волнистая полоса - это вода, круг со звездочкой внутри - это небо и звёзды посмотри!Перекрещенные полосы между собой - это сруб дома любой!
А когда подымется в небо золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди - выносили свои сказочные игрушки, и ну - свистеть, весну славить, да зиму - прогонять!
Весёлые игрушки продавали потом в разных деревнях и на ярмарках в больших городах. А по имени этого села и игрушки стали называть - дымковскими.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Дымковская игрушка -это праздник. Они поражают своей жизнерадостностью, богатством фантазии и мастерством. У детей они вызывают чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками.

Хочу рассказать, как мы впервые познакомились с этой замечательной игрушкой. Есть много историй о том, как родилась Дымка. Для своих трёхлеток, я решила сочинить свою дымковскую сказку.

Дымковская сказка.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.

Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.

Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.

И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.

Рассказала Настенька о своей мечте.

Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.

Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.

А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.

А игрушки с тех пор стали называть Дымковские.

Мы с ребятками познакомились с основными дымковскими элементами и конечно же возникло желание украсить юбку своей барышни. Идею взяла у Елены Тыняная. Сначала на принтере распечатала дымковских барышней, вырезала часть юбки, дети нарисовали узор, а потом подложили под заготовку.





А это пособие "Карусель"мы изготовили вместе с детьми.

Цель:закрепить основные элементы дымковской росписи, формировать умение контролировать силу и длительность воздушной струи.

Материал:Из картона сделала заготовки, обклеила цветной самоклейкой, украсила узорами.



Распечатала и вырезала дымковские игрушки и предложила детям раскрасить, а затем готовые работы развесила на карусели.



А теперь можно и подуть.

А потом, потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не кружите,


Дидактическая игра"Подбери по контуру"


Дымковская игрушка Цель: Познакомить детей с обобщающим понятием «Дымковская игрушка». Задачи: I. Обучающие: 1) Познакомить детей при помощи наглядного материала.

Знакомство с дымковской игрушкой.

Знакомство с дымковской игрушкой. Не секрет, что не во всех детских садах имеются глиняные игрушки дымковских мастеров, наш детский сад не исключение. Конечно, я как и многие.

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;

2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки.

Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска

союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за

врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать

погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день

поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым

гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки : уточек, козликов, барашков и

глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного

материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного

промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем

сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому

времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы:

языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма

игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней.

Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века,

позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его

возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной,

бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с

художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем

Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную

дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в

облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е. А. Кошкина

достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа

дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году

и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А. А. Мезриной)

нравилось создавать образы животных, а мастерица Е. И. Пенкина предпочитала воплощать в

своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически

прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с

современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет

их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики

и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно

выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках,

водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды;

кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки,

исполненные величественности и достоинства.

•Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами

меньше по размеру и выглядят проще.

•Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана,

козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных.

Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко

расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с

инструментами в руках.

•Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков –

яркие фигурные хвосты.

•Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют

разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное

гулянье, катание на санях и многие другие.

•Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У

дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных –

устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не

выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком.

Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки,

потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на

местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее

конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика,

закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки.

Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная

шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка

изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к

изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши,

СушкаПеред обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от

размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот

процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне

прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что

является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед

нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке.

Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная

традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными:

не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали

неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например,

когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки.

Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной

льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы

орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из

волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих –

украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.

2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек. 3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.

4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое

покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

•ромбов и зигзагов,

•кругов и полосок.

•Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера

и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет

двух абсолютно одинаковых игрушек. Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми

и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

•Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки

из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине

мира русского человека.

Дымковская роспись в детском саду

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих

студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному

искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные

символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым

интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных.

Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по

дымковским канонам.

Дымковская игрушка в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается

ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая

фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и

остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти,

символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как

энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при

поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке.

Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка,

играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры

выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на

открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе

большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания.

Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но

часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками

массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут

помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом

раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки,

дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.

•В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла,

рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных

народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.

•Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные игры с фигурками. Народные

игрушки заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С

их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок

или придумать свои истории.

•Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и

посвященные народным узорам и игрушкам. Ребенок с удовольствием раскрасит

дымковского барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть,

дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое

хобби или даже профессию.

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных В октябре, к Всемирному дню животных, проходили у нас в детском саду несколько мероприятий. В этот раз мы решили рассказать о домашних.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые»

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Акварелька»» Конспект мероприятия для детей и родителей.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Сказку можно использовать при знакомстве детей с дымковской игрушкой, включить в НОД как вводную часть по художественно-эстетическому развитию (лепка,аппликация,рисование).

ВложениеРазмер
dymkovskaya.docx 58.87 КБ

Предварительный просмотр:

Далеко-далеко, на берегу реки Вятка стоит большое село. Там живут люди, которые встают рано утром, затопляют печи и из труб валит густой дым. Домов в селе много, вот и прозвали село Дымково. В этом селе жили веселые и озорные люди, они любили лепить из глины разные игрушки. А начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.

Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней „примажут" стан, ручки, голову и украсят оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы „примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время „оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и

остужали. Затем игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный, малиновая, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая - для росписи лица.

Узоры на игрушках рисовали разные: клетки, полоски, змейки, кружки, овалы, точки. Кружки означали- солнце, волнистая линия –воду, клетка-поле. И в довершение всего украшали сияющими листочками-ромбиками словно из золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Стали эти игрушки называться по имени села дымковскими.

Много игрушек делали за зиму, а к весне выходили вместе свистеть и прогонять зиму.

А еще были игрушки, которыми играли, и те, которыми украшали жилище, такие игрушки берегли и в них не играли.

Читайте также: